ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЗОТЕРИЧЕСКОГО ТУРИЗМА КАК ФОРМЫ СЕЛЬСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Волков Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор
Пензенский государственный технологический университет
Российская Федерация, 440039, г. Пенза, проезд Байдукова / ул. Гагарина, 1а/11
E-mail: [email protected]
В статье поднимается вопрос о развитии нового вида внутреннего туризма на российском рынке туристических услуг - эзотерического. Оцениваются его экзистенциальные измерения и другие философские аспекты. Поднимется вопрос о возможных перспективах развития данного направления туриндустрии и потребностях лиц, заинтересованных в подобных путешествиях. Используя методы логического обобщения, сравнения, комплексного подхода, автор рассматривает не просто философские аспекты как основание туристической индустрии, но обосновывает взаимосвязь экономических, социальных, психологических механизмов в системе развития эзотерического туризма. Основные акценты в статье сделаны на процессе развития данного направления в рамках сельского туризма. Актуален тот факт, что в настоящее время происходит эклектическое смешение понятий, терминов в развивающихся направлениях туриндустрии. Статья ставит проблему, разводя понятия эзотерического туризма как такового и туризма с элементами эзотеризма. Подчёркивается феномен осознания собственного места в системе мироздания потребителем подобных туров. Эзотерический туризм предоставляет восприятие картины окружающей действительности без посредника. Как следствие, происходит формирование эзотурами экзистенциального мышления личности. В связи с этим делается вывод о возможном расширении диапазона охвата путешественников в туринду-стрии, ориентированной на эзотерические маршруты. Автор в выводах формулирует ряд философских оснований эзотерического туризма на данном этапе развития общества. Подчеркивается возможность проявления феномена некой духовной трансмутации человека (в положительном смысле), увлечённого эзотерическим туризмом.
Ключевые слова: эзотерический туризм, свобода, экзистенция, духовная трансмутация, аутентикация, фольклор, сакральное, путешествия
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF ESOTERIC TOURISM AS A FORM OF THE RURAL TOURIST INDUSTRY
Volkov Sergey N., D.Sci. (Philosophy), Professor Penza State Technological University
1a/11 Baydukov Ave. / Gagarin Str., Penza, 440039, Russian Federstion E-mail: [email protected]
The article raises the question of the development of a new type of domestic tourism in the Russian tourism services market, namely, the esoteric one. Its existential dimensions and other philosophical aspects are evaluated. The question of possible prospects of this direction of the tourism industry development and the needs of people who are interested in such travels will be raised. Using the methods of logical generalization, comparison, complex approach, the author considers not just philosophical aspects as the foundations of the tourism industry, but justifies the interrelation of economic, social, and psychological mechanisms in the system of esoteric tourism development. The main accents in the article are made on the process of development of this direction in the framework of rural tourism. Actually, there is an eclectic mixture of concepts and terms in the developing directions of the tour industry. The article raises the problem, spreading the notion of esoteric tourism as such, and tourism with elements of esotericism. The phenomenon of awareness of one's own place in the system of the universe by the consumer of such tours is underlined. Esoteric tourism provides a perception of the picture of the surrounding reality without an intermediary. As a consequence, the formation of the existential thinking of the personality by the ezo-tours is taking place. In this regard, the conclusion is made about the possible expansion of the scope of travelers in the tour-industry, oriented to esoteric routes. In his conclusions the author formulates a number of philosophical grounds for esoteric tourism at this stage of society's development.The possibility of manifesting a phenomenon of some spiritual transmutation of a person (in a positive sense), carried away by esoteric tourism, is emphasized.
Keywords: esoteric tourism, freedom, existence, spiritual transmutation, authentication, folklore, sacral, travel
Развитие различных форм внутреннего туризма в России, регламентируемых Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [9], предполагает многообразие направлений для внутреннего туристического бизнеса. В этом многообразии особое место занимают такие направления, как экологический, культурно-познавательный, фольк-лорно-событийный, уфологический и им подобные турнаправления, на сегодняшний день не получившие достаточно чёткого определения, и «не разведённые» по функциям, конкретным аспектам, сфере влияния на сознание потребителя-туриста. В абсолютном большинстве случаев сложно разобраться в особенностях подобных туристических предложений, ввиду чего наблюдается смешение понятий «эклектическая неопределённость» и «внешняя обрамлённость некой тайной», которая выступает одной из основных исходных черт привлекательности обозначенных туров.
Философское обоснование развивающихся форм внутреннего туризма пока ещё не получило достаточной проработки, и проблема оценки развития туриндустрии на данном этапе углубляется больше в экономический и социологический анализ. Тем не менее, спектр философских углов зрения в туризме как в культурном феномене достаточно широкий. Такие выводы можно найти в материалах статьи О.В. Со-лопова, где анализируется философское значение туризма. Как отмечает автор: «... мы выделяем следующие значения культурного туризма: аксиологическое, этическое, эстетическое, воспитательное, образовательное, социальное, экономическое, культурное» [7, с. 79]. Следует отметить, что туризм прививает ценностные ориентации, в том числе «приятного - неприятного», «полезного - вредного», «справедливого - несправедливого», «святого - грешного» и т.д. На определённой фазе своего развития данные этические нормы выходят как контрастные антитезы на уровень собственной самостоятельности. Рождаются новые, более узкие формы и направления туристических маршрутов. В рамках вышеперечисленных направлений важно учесть факт присутствия в них эзотерического начала. Многие туры сегодняшнего рынка соответствующих услуг ориентированы именно на предложения с подобными акцентами. Информационное рекламное российское пространство имеет в изобилии такие турпредложения, как:
• «Загадки и легенды Карелии»;
• «Алтай сакральный»;
• «Мистика Ленских столбов»;
• «Мир хакасского шамана»
• «Байкал - пробуждение внутренней силы» и многие другие.
Для каждого региона характерна своя особенная черта преподнесения туроператорами местного таинственного колорита, включённого в особенности природно-ландшафтных дестинаций, исторических традиций, своеобразия этнонациональных устоев. В связи с этим для индустрии внутреннего туризма, который развивается преимущественно на селе, сегодня многие направления подобного рода объединены под общим названием «тёмный» («мрачный») туризм. Для современного российского рынка туристических услуг, вероятнее всего, такое общее терминологическое объединение ряда направлений с элементами мистики и паранормальной экстремальности наиболее выгодно для привлечения к себе внимания со стороны тур-потребителей. Понятие «тёмный туризм» включает в себя организацию туров по местам исторических массовых захоронений, катастрофических событий (природного и техногенного характера), наблюдения призраков и НЛО, событий, связанных с действиями маньяков-убийц, концлагерями и т.п. «Тёмный туризм» является обобщённым и широким понятием, где основными причинами заинтересованности в нём, как отмечают сами туроператоры, являются:
«. - получение новых впечатлений и эмоций;
- желание прославить память погибших;
- исследовать новые горизонты собственного государства;
- узнать о новых объектах «темного» туризма;
- чувство патриотизма» [8].
Если говорить о философских основаниях в развитии вышеназванных направлений туризма в регионах, то следовало бы уделить внимание одному наиболее общему аспекту, присутствующему практически во всех подобных турах, - это элемент эзотеризма. Под данной категорией мы понимаем особый способ восприятия окружающей действительности, сопряжённый с некой тайной и позволяющий ощутить реальность своим индивидуальным, экзистенциально-этическим способом.
В настоящей статье мы не касаемся всемирно известных брендовых эзотерических туров, таких как: «Сокровища райского острова» (Шри-Ланка), «Затерянный Кумаон» (Индия), «Храм нефритовой горы Нгок Шон» (Вьетнам), «Шаманы Перу и древние цивилизации» (Перу), «Паломничество на Кайлас» (Тибет) и др. Целью статьи выступает исследование привлекательности региональных эзотерических туров не с позиций социально-экономических базовых признаков, но с позиций акцентов потребностей туристических групп и индивидуальных путешественников. На наш взгляд, важно выявить те основания, которые лежат в виде базового фундамента в различных турах, основывающихся на эзотерической доминанте.
Простой туризм предполагает расширить кругозор человека, изменить характер привычного бытия, внести коррективы в обыденный образ жизни. Как отмечает Н.В. Дорохова: «...Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека. Немаловажной является и гуманитарная функция туризма, содержание которой заключается в использовании возможностей туризма для формирования всесторонне развитой личности» [2, с. 54].
Эзотерический туризм обладает особенностью предоставить человеку возможность достичь духовного тождества со своей сущностью. В этом случае уместно было бы заявить о способе существования как форме modus vivendi. Человек выявляет в себе некие свойства только при определённых условиях. Здесь эзотерическое коррелирует с мистическим и, как отмечают в своей статье Е.В. Новикова и А.А. Белая, «.мистический туризм - одна из возможностей человека выйти за грани реального, разумного и прикоснуться к неизведанному миру полному загадок и странностей» [5].
Одним из ключевых измерений экзистенциального характера в эзотерическом туризме выступает свобода. Это есть духовная ценность для человека, ощущающего себя частью Природы и субъектом, соприкасающимся с тайной, не доступной социуму. Свобода эзотуров позволяет осознать человеку собственное достоинство, осмыслить и реализовать личностное Я посредством прикосновения к необычному, выходящему за рамки привычной логики. То есть мы говорим о своеобразном проявлении свободы духа, о чём пишет Н.А. Бердяев: «.Свободу нужно обнаружить и показать в духовной жизни, в духовном опыте, её нельзя доказать и вывести из природы вещей» [1, с. 87]. Эзотерический тур обостряет чувство восприятия такой свободы. В ней наличествует и элемент отшельничества, и обращения к самому себе с осознанием места в жизни и отношения к мирозданию в целом.
Интересное понимание эзотеризма вообще находим у А. Фэвра, который определяет его как особый способ мышления. Он отмечает, что «.Этимология слова "эзотеризм" подчёркивает тайну, подсказывая, что достичь понимания символа, мифа или реальности можно при помощи личных усилий, которые проходят несколько последовательных уровней.» [11, с. 56]. Анализируя возникший рынок эзотуров, следовало бы обратить внимание на то, что сознание человека по-прежнему сохраняет потребность к неизведанному и аномальному. Если бы мифологическое и эзотерическое начало было простой выдумкой человечества на заре его возникновения на планете, то вероятность «живучести» подобного в сознании людей на протяжении тысячелетий была бы приравнена к нулю. В эзотерических акцентах присутствует, как уже отмечалось выше, не только мистические положения. Эзотеризм в своём
проявлении применительно к туристическому бизнесу не предполагает преподнесение информации во время экспедиционно-туристических маршрутов по принципу «понимай данное конкретно». Эзотеризм в сакральном проявлении, присутствующий в виде элемента новизны, способствует порождению внутренних переживаний туриста-путешественника, внутреннему самоосознанию собственного места в системе мироздания, внутренней рефлексии на когда-то произошедшие события здесь. Эзотеризм в туризме предполагает восприятие картины окружающей действительности без посредника. Всё это выглядит как форма экзистенциального мышления. В этом смысле существуют тонкости, приводящие личность к потреблению эзо-индустрии. Если в классическом понимании у С. Къеркегора находим, что «...внешнее бытие человека является "недействительным существованием"». Действительное существование человека - его «экзистенция». Достижение экзистенции предполагает осуществление человеком решающего выбора, благодаря которому переходит от «недействительного бытия» к «самому себе...» [4]. То в этой связи можно предположить, что эзотерический туризм есть некое провокационное (в позитивном смысле) и катализирующее явление, способное ускорить приближение человека к своей внутренней действительности через погружение в пространство «недействительного бытия», связанного с мистическим и аномальным.
Эзотерический туризм в своей рекламе расставляет реперные точки на возможность оказаться человеку в местах силы, в местах с достижимостью прикоснуться к нечто инфернальному (на чём строятся местные легенды и мифы), на допустимость отыскать нечто сакральное (заговорённые клады, святые камни) и т.д. В самих формулировках заложена суть философского осмысления своего места в мире. Например, «... познавая себя, человек становится хозяином своей судьбы.» [10], «.места силы ... для восстановления душевного равновесия» [10], «.отличительной чертой эзотерических путешествий . является получение духовных знаний, практических навыков духовной практики.» [10]. Если принять факт оценки экзистенции как смысла бытия человека, то эзотерический туризм есть способ экзистенциального освоения мира. Здесь проявляет себя формула «человек - хозяин собственной жизни», но не «вынужденная жертва жизненных обстоятельств».
Немаловажным моментом выступает проявление подлинной экзистенции при участии в эзотерических турах. Для отдельной категории туристов оказаться в экстремально-аномальном походе сродни акту инициации. В данном случае под инициацией понимаем переход на новую ступень развития. И когда эзотерический туризм рассматривается с позиций некой духовной трансмутации человека, можно усматривать в этом процессе именно явление такого перехода. В качестве примера служат туры, где человек может соприкоснуться со стихиями природы вживую (угле-хождение, медитация в дольменах, пещерах). Кроме того эзотерические туры, предполагающие занятия медитацией или голотропным дыханием на природе способны ре-адаптировать человека, вернуть его к истинной сущностной основе, освободив от груза социальных норм и устоев, т.е. того, что довлело над ним в обыденном бытии.
Эзотуризм, как явление, способствующее проникновению человека вглубь собственных природных истин и помогающее перейти на более высокую духовную ступень развития, в философских основаниях, может опираться на ряд критериев эзоте-ризма. У А. Фэвра находим это перечисление: «... 1) всеобщие соответствия, 2) живая природа, 3) воображение и медитация, 4) опыт трансмутации, а также 5) схожесть традиций и 6) передача знаний ...» [3]. Исходя из понимания данных критериев, а именно:
1. Положение Изумрудной скрижали Гермеса Трисмегиста: «quod est superius est sicut id quod est inferius», означающее: «То, что внизу, аналогично тому, что вверху», есть основа первого критерия. Это реальная связь тела человека, камней, минералов, растений. Эзотерический тур позволяет ощутить подобие «вживую».
2. Природа есть живой организм, связывающий человека и космос. Духовное начало, заложенное от рождения в человеке (неважно, как интерпретировать: природой или Творцом) должно ощущать тонкие спиритуальные нотки мироздания. Предоставление возможности слияние с миром Природы есть неотъемлемая часть эзотерической туриндустрии.
3. По Фэвру воображение способно породить в сознании то, что не видит плотское око. Вышеприведённые рассуждения о медитативных особенностях в эзотерическом туризме соответствуют данному критерию и позволяют оценить эффекты расширения сознания турпотребителя.
4. Духовная трансмутация не является умозрительной духовностью. Это скорее всё та же инициация и переход уровневого развития как метаморфоза субъекта. Об этом говорилось выше более подробно.
5. В эзотерических практиках востока и запада существуют схожие компоненты. Прикасаясь к сакральным традициям народов в эзотерических турах, путешественник также осознаёт некую схожесть путей духовного развития и воплощения легендарного и мистического в фольклоре в частности, и в культуре, в целом.
6. Традиционно знания духовного содержания передаются прямым путём от учителя к ученику. Тем не менее, в шаманских практиках у некоторых народов посвящение и получение знаний возможно иным путём: от духов, Создателя, ангела-хранителя. Это есть эзотерическое посвящение, и в этом смысле эзотерический туризм является формой, способствующей получить человеку знания от духов Природы и от «иного» того, что присутствует в ней незримо.
Говоря о развитии вектора эзотерической направленности в сельском туризме нельзя обойти стороной эклектически смешанную форму туриндустрии, с одной стороны, внутреннего переживания событий, а, с другой, этническо-фольклорную составляющую. Эзотерический туризм не выглядит сугубо, как исключительномисти-ческий или аномальный. Он проникает в предложения от турагентств, которые направляют внимание на сельский быт, деревенские забавы и игрища, на особые формы боевого применения старинного оружия в условиях дикой природы (лук, арбалет, копьё, духовое ружьё и т.п.). Везде потребитель тура сталкивается с эзотерической компонентой. Традиции «завивания берёзки» в Пензенской области, празднование ночи Ивана Купалы в Нижегородской, посещение «бесовых следков» (петроглифы Беломорья) в Карелии - всё это можно разделить на первичный и вторичный компоненты туристического маршрута. Если на первом плане человек созерцает и впитывает информационно то, что является традиционным и экзотерическим, то на втором посещение подобных мест выводит его на эзотерические ощущения, переживания, оценивание своего места в общей системе мироздания. В этом и кроется основа туристической привлекательности событийного, фольклорного, паломнического, экологического туризма.
Эзотерический туризм в контексте новейшей философии есть «разворот к человеческому Я». Ибо путешествие в лоно природы и к местам с сакральными тайнами есть культурный феномен, своеобразный рецидив проявления странствующих мыслителей прошлого только с поправкой на понимание его как социально-финансовой услуги со стороны коммерческих структур. Исследование эзотерического туризма сопоставимо с исследованиями историко-философского понимания путешествий. Как отмечает В.С. Пазенок: «.Философы античности, которые долгое время путешествовали ради познания мира, поисков истины человеческого существования, осуществляли рефлексию над путешествиями как явлением человеческой жизни. Они доказывали, что потребности в постоянном движении, тяга к путешествиям -одна из основных потребностей человеческой души.» [6]. Сегодняшний эзотерический туризм способствует возникновению клубов, организации и проведению авторских встреч и семинаров с непосредственным информированием о непознанном всех желающих прикоснуться к тайне о реалиях бытия, сверхъестественном, сенсацион-
ном и т.п. Эзотерическое путешествие есть форма отшельничества, в которой усматриваются черты уединения, углубления «в себя», самооценка чувств и переживаний, и в целом формирование модели поведения в социуме позднее. Если рассматривать вопрос эзотерического туризма в масштабах планетарных тенденций, то это есть возврат к некой архаике, но не в примитивно-социальных проявлениях, а как альтернатива развивающемуся потребительскому обществу с мощными технологиями hitech, делающих человека частью системы. В эзотерических путешествиях проявляет себя процесс аутентикации, т.е. возврата к самому себе. Рассматривая его как экзистенциальную категорию, можно сделать вывод о развитии эзотерического туризма в России как об экзистенциально-аксиологическом явлении в человеческом и социальном измерениях.
Таким образом, философские аспекты эзотерического туризма не просто обнаруживают себя во внутренней туриндустрии современного общества, но охватывают данное явление всесторонне и многопланово. Можно сформулировать следующие базовые основания эзотерического туризма на данном этапе развития общества:
1. Эзотерический туризм есть способ реализации человеком не просто познавательных потребностей, но процесс соединения с самим собой без влияния внешних факторов, социальных и культурных установок городского типа, благодаря прикосновению к странствующим событиям.
2. Влияние эзотерических туров на сознание человека коррелирует с чувством экзистенциальной свободы. Человек становится «чистым» по отношению к проявлению собственных установок, моральных норм, чувственных переживаний. Такой момент стирает ложные экзистенциальные мотивы, рождающиеся в социальной среде, и позволяет проявиться истинной экзистенции в пространственных, природных условиях.
3. Механизм философского проявления мотивов духовного роста путешественника по местам непознанного, аномального и историко-сакрального лежит, вероятнее всего, в трансформации элементов структуры сознания. Можно говорить о приоритете бессознательных аспектов сознания в целом и их «выхода на поверхность» мышления как природных ценностных ориентаций.
4. Философско-гуманистическое значение эзотерических туров в формировании последующих положительных форм коммуникации человека не только с обществом и индивидами, но и с природными элементами, и определении своего места в системе мироздания.
Эзотерический туризм сформировал собственную нишу в общей картине въездного российского туризма. Говорить о его массовости и большом охвате потребителей подобных туров пока не приходится. Тем не менее, можно предположить, что эзотерическая составляющая будет неуклонно прогрессировать и проявляться в иных направлениях тур-маршрутов. В рамках развивающегося сельского туризма, где присутствуют фольклорные, экологические, паломнические, событийные туры, эзотеризм будет оставаться одной из привлекательных черт для желающих прикоснуться к необычному.
Список литературы
1. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. - Москва : Республика, 1994. - 480 с.
2. Дорохова, Н. В. Реалии и перспективы развития регионального туризма в Российской Федерации / Н. В. Дорохова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: География. Геоэкология. - 2013. - № 1. - С. 53-55. - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/content/geograph/2013/01/toc_ru.asp, свободный. - Заглавие с экрана. -Яз. рус.
3. Инициация. Готицизм и западный эзотеризм. - Режим доступа: http://referatwork.ru/ category/istoria/view/96965_iniciaciya, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
4. Кремень, В. Г. Становление. Экзистенциальное мышление / В. Г. Кремень // Философия: мыслители, идеи, концепции. - 2013. - Режим доступа: http://orbook.ru/index-5702.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
5. Новикова, Е. В. К вопросу о перспективах развития «мистического туризма» / Е. В. Новикова, А. А. Белая // Современные научные исследования и инновации. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67495, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
6. Пазенок, В. С. Концептуальные измерения туризма / В. С. Пазенок // Философия. -Режим доступа: http://studbooks.net/52100/filosofiya/kontseptualnye_izmereniya_turizma, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
7. Солопов, О. В. Философское значение культурного туризма / О. В. Солопов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015, июнь. - № 2 (14). - С. 79-86. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-znachenie-kulturnogo-turizma, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. рус.
8. «Темный» туризм как новый вид туризма. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/temnyj-turizm-kak-novyj-vid-turizma/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
9. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/contents/ deyatelnost/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
10. Эзотерический туризм // О проекте. - Режим доступа: http://ezo-tour.ru/index.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
11. Faivre A. Access to Western Esotericism. - State University of New York Press, 1994. -Режим доступа: https://www.goodreads.com/book/show/1793732.Access_to_Western_Esotericism, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.
References
1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobodnogo dukha [Philosophy of the Free Spirit]. Moscow, Respublika Publ., 1994, 480 p.
2. Dorokhova N. V. Realii i perspektivy razvitiya regionalnogo turizma v Rossiyskoy Feder-atsii [Realities and prospects for the development of regional tourism in the Russian Federation]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Geografiya. Geoehkologiya " [Bulletin of Voronezh State University. Series "Geography. Geoekology], 2013, no. 1, pp. 53-55. Available at: http://www.vestnik.vsu.ru/content/geograph/2013/01/toc_ru.asp.
3. Initsiatsiya. Gotitsizm i zapadnyy ezoterizm [Initiation. Gothicism and Western esotericism]. Available at: http://referatwork.ru/category/istoria/view/96965_iniciaciya.
4. Kremen V. G. Stanovlenie. Ekzistentsialnoe myshlenie [Becoming. Existential thinking]. Filosofiya: mysliteli, idei, konceptsii [Philosophy: thinkers, ideas, concepts], 2013. Available at: http://orbook.ru/index-5702.htm.
5. Novikova Ye. V., Belaya A. A. K voprosu o perspektivakh razvitiya "misticheskogo turizma" [On the issue of the prospects for the development of "mystical tourism"]. Sovremennye nauch-nye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovations]. Available at: http://web. snauka.ru/issues/2016/05/67495.
6. Pazenok V. S. Kontseptualnye izmereniya turizma [Conceptual dimensions of tourism]. Filosofiya [Philosophy]. Available at: http://studbooks.net/52100/filosofiya/kontseptualnye_ izmereniya_turizma.
7. Solopov O. V. Filosofskoe znachenie kulturnogo turizma [Philosophical importance of cultural tourism]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo [Humanitarian reports of TSPU L.N. Tolstoy], 2015, June, no. 2 (14), pp. 79-86. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-znachenie-kulturnogo-turizma.
8. Temnyy turizm kak novyy vid turizma ["Dark" tourism as a new kind of tourism]. Available at: http://tourfaq.net/travel-business/temnyj-turizm-kak-novyj-vid-turizma/.
9. Federalnaya tselevayaprogramma "Razvitie vnutrennego i vezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2011-2018 gody)" [Federal target program "Development of domestic and incoming tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. Available at: https://www.russiatourism.ru /contents/deyatelnost/federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-/.
10. Ezotericheskiy turizm [Esoteric tourism]. Available at: http://ezo-tour.ru/index.html.
11. Faivre A. Access to Western Esotericism. State University of New York Press, 1994. Available at: https://www.goodreads.com/book/show/1793732.Access_to_Western_Esotericism.