Т. ЛАФЛИНА И ДЖ. ДЕЛВЗ
Новые техники плавания, основанные на синтезе восточных и западных философских систем, рассмотрены в данной статье. В частности, рассмотрены китайские традиции «медитации в движении», «тайцзицюань», лежащие в основе эффективных техник плавания.
Ключевые слова: система, физическая культура, сознание, философия.
A.K. Zakharov, L.G. Sandakova
PHILOSOPHICAL EXPLICATION OF THE TECHNIQUE OF «TOTAL IMMERSION»
Т.LAFLIN AND D.DELVZ
The new technicians of swimming based on synthesis of East and West European philosophical systems are considered in given article. In particular, the Chinese philosophical tradition «meditations in movement» «taijiquan», which allows to increase efficiency of swimming is considered.
Key words: system, physical training, mind, philosophy.
Заняться вплотную анализом существующих техник подготовки спортсменов нас заставили неудачи российских спортсменов на Пекинской олимпиаде. Очевидно, что физический ресурс даже самых выдающихся спортсменов, тренирующихся по западноевропейским и российским методикам, исчерпан. Где взять дополнительные ресурсы, как определить в чем секрет китайских, американских и немецких пловцов - задачи, поставленные нами перед собой, привели к результатам, которые в данной статье мы попытаемся эксплицировать.
В конце 90-х годов ХХ века американские тренеры разработали методику «полного погружения» (1111), совершив тем самым переворот в обучении плаванию. Первое издание книги, посвященное их уникальной методике, состоялось в 1996 году. Буквально за несколько месяцев, без всякой рекламы, она стала бестселлером среди книг по плаванию в США. Почему? Потому, что люди стали достигать результатов, плавать лучше и, естественно, получать больше удовольствия от этого. Многие пловцы осознали свои ошибки и стали демонстрировать стабильный прогресс.
Кроме американских авторов существует ряд отечественных ученых и тренеров, которые работают в данном направлении. Особенно интересной нам представляется феноменологическая трехмерная модель и методика доктора философских наук, профессора, обладателя черного пояса по восточным единоборствам Б.О. Майера (г. Новосибирск). В его трудах излагается не просто методика, но и философская экспликация феномена «плавания как рыба». Очевидно, что такие методики и техники мог создать человек, обладающий апостериорными восточно-
философскими знаниями. В его статье «Внутренняя энергия тайцзицюань: мифы и реаль-
ность», опубликованной в сборнике материалов 3-й Международной конференции «Вопросы интеграции традиционной китайской и европейской медицины в России» [2] предложена уникальная трехмерная модель, включающая вертикальную «ось координат» паттернов, присутствующую в технике тайцзицюань.
Среди китайских техник «внутренней работы» (духовной) как в прошлом, так и в настоящее время одно из лидирующих положений занимает эта целостная система оздоровления и психофизиологического тренинга - тайцзицюань, в которой большинство движений при тренинге происходит внутри кинестетического, энергетического и психического «полей» человека. Дефиниции китайских мастеров тайцзицюань, приведенная в статье Б.О. Майера приняты и нами: «Искусство тайцзицюань является проверенной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии», «Тайцзицюань - одновременно и чудесная школа физической культуры, и высшая форма китайского воинского искусства», «Сближение с реальностью в тайцзицюань сопровождается выходом за пределы «эго» -именно такова цена приобретения целостной личности».
В основе выхода за пределы «эго» лежит понятие пустота (шунья, кун), подразумевающее не непосредственное отсутствие чего-либо, а нереальность и относительность всех явлений, их невыразимость вербальными средствами. В первую очередь это относилось к дхармам, через которые рассматривались все явления: явные, скрытые и очень скрытые. Другими словами, провозглашалось, что дхармы нереальны, пус-тотны по своей природе и не могут нести какие либо признаки. Метод рассуждения основывался на различии статичных понятий и динамичных
явлений, отражающих различные стороны и уровни явлений, и вытекающим из этого противоречии. Наиболее яркий пример подобного рассуждения, отражающий этап становления рациональной сферы общественного сознания, можно найти у древнекитайского философа Гун Суньлуна, отождествляющего свойство (белый свет) и явление (лошадь), и на основе того, что два явления не могут представлять одно явление, делавшего вывод, что белая лошадь это не лошадь (байма фэйма). Говоря языком формальной логики, конкретные и абстрактные понятия не могут быть сравнены между собой, т.к. не имеют даже отдаленных общих признаков. В логике Нагарджуны, представляющей более высокий уровень развития теоретического рассуждения, оперируют более абстрактными понятиями, но методология аналогична. Вывод о том, что все дхармы и феномены не существуют так, как они представляются нашему «омраченному сознанию» является основой для постижения пустоты - шуньи. Л.Е. Янгутов дает такую характеристику пустоты в китайском буддизме: «Отрицая вербальные аспекты истинного бытия, шунья в то же время не отрицает само истинное бытие и рассматривается как тождество этому бытию» [3]. Подобное отождествление у На-гарджуны гносеологической и онтологической истин получили название абсолютной истины, а все теоретические конструкции подводящие к ней - относительной истины. Соответственно, характеристика пустоты определялась характеристикой абсолютной истины, которая, в свою очередь, определялась характеристикой Нирваны. Нирвана понимается не как некая высшая реальность, а как состояние сознания человека, постигшего абсолютную истину. В результате истинная реальность дхарм, представляет собой пустоту, тогда и сущность человека представляет собой пустоту. Пустота же в разных буддийских школах традиции Махаяны трактуется по-разному. В школе Вайбхашика пустота (бесса-мостность Я) в концепции «не-Я» понимается как пустота от 5 скандх (форма, ощущение, различение, формирующие факторы, сознание) [4]. В обыденном сознании людей «Я» («Эго») понимается как самосущее, независимо и субстанционально существующее Я в силу нашего ложного или омраченного сознания. Именно привязанность к ложным концепциям наиболее часто критикуется философами традиции Махаяны, которая провозгласила свой путь как путь теоретического анализа. Срединный путь, провозглашенный Буддой Шакьямуни, был путем практического совершенствования, свободного от из-
лишней аскезы и излишнего потакания своим чувствам. Нагарджуна перенес акцент на теоретический, логический уровень учения. Его Срединный путь подразумевал теоретический метод исследования, свободный от окончательного отрицания и окончательного утверждения. Но не следует это мыслить как дихотомичность западноевропейского толка (в горизонтальной плоскости). В многоуровневой методологии Будды Шакьямуни распределение феноменов осуществляется по восьми уровням, то, что кажется истинным на одном уровне, на другом - уже не является истинным. Аналогично с партикулярными формами: добро-зло, случайность - необходимость и др. То, что представляется как противоречие на одном уровне, на следующем уровне уже таковым не является. Данный метод отчетливо проявился в характеристике пустоты, служащей своего рода ключом к анализу всех прочих теоретических конструкций, которые легко уличаются в противоречиях понятийного, концептуального отражения реальности: «Не рождается и не уничтожается, не постоянна, и не прерывиста, не едина и не различна, не приходит и не уходит» [«Сутра сердца»].
Рассмотрение техники тайцзицюань с буддийской точки зрения позволяет утверждать, что она выстроена скорее на практическом, присущем китайскому буддизму, нежели на теоретическом уровне. Она представляет собой технику освобождения от «эго», основанном на синтезе теории пустоты и «медитации в движении».
Как отмечает Б. О. Майер при изучении феномена тайцзицюань возможны как минимум два подхода: первый, «спортивный» подход, где тайцзицюань принципиально не отличается от других видов «европейского» спорта; второй подход - традиционный, где тайцзицюань -комплексная система «развития» и «управления» такими сущностями китайской культуры как: «ци» («энергия»), «цзин» («упругая сила»), «шэнь» («дух») и «и» («разум»). Здесь физические качества не столь важны сами по себе, они только демонстрируют, как индикаторы возможности организма по развитию и управлению указанными сущностями «ци», «цзин», «шэнь» и «и». Но, по мнению Б.О. Майера, «такое объяснение фундаментальных различий между пониманием двигательной активности тайцзицюань на Западе и Востоке не отражает, по нашему мнению, сущности проблемы понимания данного феномена. По нашему мнению, чтобы преодолеть, хотя бы «в нулевом приближении», «дурную» дихотомию Запад - Восток в анализе тайцзицюань, необходимо выйти как за рамки
спортивной «фразеологии», так и за рамки «высшей силы Вселенной» [2]. Наличие ресурсных состояний организма человека возможно благодаря доступу к эволюционно древним архетипам. В этом смысле тайцзицюань также можно назвать методом «алхимической» трансформации человека.
Выявление и репрезентация данных «теневых» паттернов движения позволили преобразовывать систему традиционных учебных метафор тайцзицюань, имеющих специфическую культурологическую нагрузку, к системе семантик, адекватных современному человеку. Такая система описания позволила выработать методику обучения навыкам паттернов тайцзицюань объективным способом, очень быстро и эффективно» [2]. Тонкий анализ особенностей техники тайцзицюань и ее отличия от других школ ушу оставляем за рамками данного исследования, осуществляемого в контексте социальнофилософского анализа. Отметим лишь, что уникальная методика обучения технике тайцзицюань может быть успешно перенесена из воздушной среды в водную, обладающую несоизмеримо большим сопротивлением. И на этом переносе выстроена современная техника, представляющая собой синтез европейских техник плавания и китайских техник совершенствования тела и духа.
Практически каждый пловец проходит через стадию неуверенности. Проблема состоит в том, что человек, в отличие от рыб и морских млекопитающих, не создан для естественного движения в водной среде. Как правило, первая попытка плавания вызывает страх вполне реальной угрозой для жизни - утонуть в случае неудачи. Несмотря на то, что умение плавать входит в разряд необходимых жизненных навыков человека, анализ показывает, что техника плавания никогда не преподавалась рационально, в этом и есть главная причина неудач.
Традиционные методики обучения (например, методика ОСВОДа) скорее учат держаться на воде, чтобы не утонуть. Они подразумевают бесконечные утомительные упражнения (тренинг). Такой подход не развивает навыков, необходимых для достижения долговременных результатов и совершенно ясно, что внешний ресурс, физические данные спортсменов исчерпаны. Поэтому в последние годы все чаще спортсмены «попадаются» на употреблении допинга.
Люди, обучающиеся по методике «ПП» признаются, что, следуя этому методу, достигли уровня, сравнимого с «нирваной». Каждый гребок приносит наслаждение. Энтузиазм, вызван-
ный применением методики «Полное погружение» (Total immersion), разделяют многие пловцы во всем мире и признают, что она произвела переворот в их сознании. Техника «полное погружение» учит плавать людей как рыба. Этот подход можно описать как осмысленное плавание, потому, что он основан на способности человека анализировать происходящее.
Современные техники учат балансу, совершенствованию положения тела пловца в воде, скольжению в ней, что в итоге делает его движения рациональными и вырабатывает автоматические навыки. Для начала рассмотрим основные положения техники плавания Т.Лафлина [1]:
«1. Вы научитесь плавать как рыба. Вместо изматывающих тренировок на время вы научитесь скользить в воде с легкостью и грацией рыбы. Ваши занятия станут осмысленными с первого заплыва.
2. Вы освоите технику рационального и гармоничного движения. Скорость обязательно повысится, если вы будете плавать с легкостью.
3. Вы изменитесь внутренне, научившись скользящим гребкам. Методику IIII можно сравнить с духовными практиками йоги или тайцзи (китайская оздоровительная гимнастика, для которой характерны мягкие, плавные непрерывные движения). Вы будете совершенствоваться духовно и физически, укрепите здоровье и научитесь преодолевать стрессы.
4. Вы научитесь плавать, пройдя творческий путь. Методика IIII основана на тех же принципах гармонии и баланса, которые проповедуют боевые искусства. Вы начнете с простых навыков и постепенно будете развивать их» [1].
Вместо того чтобы просто плыть, вы научитесь плавать и медитировать одновременно, испытывая удовольствие не только от каждого движения, но и от мысленного расслабления. Если нужны результаты в соревнованиях, то, как показывает практика, скольжение, доставляющее радость, способно приносить победу.
!очему и каким образом правильная техника приводит к хорошей спортивной форме? !очему совершенствование гармоничных плавных движений и уменьшение сопротивления воде для пловца гораздо важнее простой физической силы? Главный смысл рассматриваемой техники «полного погружения» состоит в следующем: забудьте все, чему учились раньше. !редвари-тельное «очищение сознания», заключающееся в осознанном освобождении от концептов, обретенных в предыдущем опыте. Традиционные способы обучения плаванию, которыми пользовались тренеры и инструктора плавания, трудны
для понимания, вызывают недовольство воспитанников, приводят к потере сил и времени, потому что концентрируют внимание на неправильных целях и техниках. Рассматриваемые «инновационные» техники предлагают развивать плавные движения и действовать осмысленно, чтобы закрепить новые навыки.
Плавание - это спорт равных возможностей. В случае избыточного веса, инвалидности или травмы - факторов, мешающих активно двигаться, - вы можете плавать. Общеизвестно, что многие спортсмены после полученных травм занимаются плаванием, чтобы быстрее восстановить силу и выносливость.
Занятия ушу с 1994 г. и профессиональным плаванием с 2002 года позволили одному из авторов данной статьи выстроить картину, в которой секреты правильной техники плавания встали на свои места. Если в ушу (тайцзицюань) плавные и замедленные движения тела, гармонизирующие отношения с миром, выполняются в соответствии с воздушными (энергетическими) потоками, то возможно ли все это в воде? Если да, то, как можно научиться плыть быстрее с меньшими усилиями?
Ответ найден в методике «полного погружения» Т.Лафлина [1] и философской экспликации «тайцзицюань» [2]. В данной статье эксплицируем методику «полного погружения» с точки зрения философии тайцзицюань. В ней человек рассматривается как комплексный антропологический феномен - результат многотысячелетней эволюции жизни на Земле, как феномен, где иерархически упорядоченная система умственных и физиологических качеств, инстинктивных и сознательных процессов была направлена на сохранение собственной целостности и доминирования в окружающей среде. Это позволяет изучать психологические, физиологические и архетипичные особенности тайцзицюань, и также отражение в двигательной активности тайцзицюань неявного знания человека, которое было накоплено в течение всей истории развития Востока.
В статьях Б.О. Майера [2,6,7] приводились некоторые результаты эпистемологического анализа системы понятия, описывающей «внутреннюю» школу ушу - тайцзицюань. Автор статей считает, что «выбор тайцзицюань для анализа был не случаен по следующим причинам:
1. Все школы ушу нацелены на развитие ци («внутренней энергии»); однако только тайцзицюань непосредственно направлено на развитие и управление этой «энергией»;
2. Тайцзицюань наиболее далеко отстоит от «стандартной» спортивной интерпретации, поскольку, начиная с самых первых стадий обучения присутствует требование устранить «грубую» физическую силу;
3. Сами китайцы рассматривают тайцзицюань как «высшее» воинское искусство;
4. Тайцзицюань включен как один из видов ушу в международные соревновательные программы. При этом тайцзицюань описывается в «спортивной» интерпретации упомянутыми выше физическими качествами;
5. Спортивная интерпретация тайцзицюань чрезвычайно далека от традиционного китайского понятия о тайцзицюань как «телесной каллиграфии».
Считается, что система тайцзицюань была создана на основе даосских алхимических представлений о методах «внутренней» работы с человеком. Ведущий архетип процесса «индиви-дуации», который проявляется в сознании человека, в частности как символы круга, сферы или других подобных фигур, так называемых «ман-дал», напрямую связан с базовыми требованиями тайцзицюань: округлости, сферичности, соответствия мандале тайцзи и т.д.».
Б.О. Майер реконструирует базовые требования к движениям тайцзицюань:
- медлительность и «текучесть» движений;
- формирование паттерна полного движения от центра тяжести тела;
- движения осуществляются по поверхности виртуальной сферы или по спирали;
- необходимость формирования упругой «силы» в отличие от «грубой» мускульной силы и т. д.
Особенность тайцзицюань - фактически полное отсутствие и в семантике описания, и в паттернах движения разгонных кинетических признаков ударов руками и ногами: движения конечностей осуществляются за счет «энергетики» всего тела. Можно сказать, что тайцзицюань и в устном описании, и в паттернах движения является противоположностью ударным паттернам и европейского бокса, и японского каратэ.
Еще один специфический признак тайцзицюань, выполняемого старыми мастерами - присутствие достаточно глубокого «измененного состояния сознания» (ИСС). Начиная с первого движения тайцзицюань, человек входит в ИСС и удерживает его до завершения упражнений. Таким образом, существенное отличие тайцзицюань от «европейских» методов работы с человеком в ИСС заключается в наличии формализованной двигательной деятельности (а не лежа-
ния на кушетке, как в некоторых психологических школах). Это позволяет тренирующемуся человеку не терять контакта с окружающей действительностью, наблюдать за ней и реагировать на нее (качество военного искусства), а также регулировать глубину погружения в ИСС. Кроме того, так как человек в ИСС является интроспективным, метафора «внутреннего стиля» применительно к тайцзицюань весьма оправдана. Кроме того, в таком контексте эта метафора непосредственно указывает на необходимость нахождения в ИСС во время практики тайцзицюань.
Один из важнейших аспектов тайцзицюань -понятие о восьми «силах цзин» на основе системы диаграмм багуа, в соответствии с которыми построена динамика всех движений тайцзицюань. Как можно показать, эти восемь основных «сил цзин» тайцзицюань фактически есть биомеханические моды в модели структуры человеческого тела. С этими модами хорошо корреспондируют определенные образы, которые субъективно ощущаются (визуализируются) как различные «силы» или «энергии». Таким образом, Б.О. Майер выстроил следующую цепочку понятий: «силы цзин» => образцы движения => паттерны движения => биомеханические моды. Существует всего восемь биомеханических мод
- паттернов движения тайцзицюань в ИСС, которые являются результатом комбинаций трех элементарных движений, описываемых как сжатие - расширение в горизонтальной плоскости, сжатие - расширение в вертикальном руководстве и вращения направо - налево. Паттерны движений в высказываниях признанных мастеров тайцзицюань описывается следующими словами: «проталкивание», «продавливание», «подтягивание», «скольжение», «повороты», «скручивание», «сжатие», «расширение», «подъем», опускание» и др.
Однако анализ показывает, что базовыми для тайцзицюань являются следующие оппозиции: расширение - сжатие, подъем - опускание, скручивание вправо - влево. Набор данных оппозиций семантического описания тайцзицюань позволяет получить восемь базовых двигательных паттернов, изоморфных системе багуа. Заметим, что восемь благих символов багуа используются также в способе гармонизации отношений людей с природой, космосом - фэн-шуй.
Результатом эпистемологического анализа паттернов движений тайцзицюань является феноменологическая модель описания тайцзицюань как процесса одновременно и индивидуации человека, и как боевого искусства, и как телес-
ной каллиграфии. Модель состоит из трех компонентов: психофизиологического, алгоритмического и лингвистического. По мнению Б.О. Майера психофизиологический компонент модели состоит из двух блоков: соматического и регуляторного. Соматический блок базируется на очевидном различии паттернов скелетной мускулатуры и паттернов движения гладкой мускулатуры и интеральной нервной подсистемы. Паттерны движений тайцзицюань организованы таким образом, что в процессе тренировки осуществляется специфический доступ к барорецепторам брюшной полости, а через них - и к интеральной нервной подсистеме. В результате подобной тренировки возникают условные двигательно-оборонительные рефлексы на базе безусловных рефлексов интеральной нервной подсистемы. Данный двигательно-оборонительный рефлекс проявляется через титанические сокращения скелетной мускулатуры, организованные специфическим образом с тем, чтобы не «подавлять», а наоборот, «поддерживать» паттерны интеральной нервной системы и гладкой мускулатуры.
Регуляторный блок базируется на репрезентации набора рефлексов интеральной нервной системы в ментальности человека как «энергия», поскольку данные рефлексы непосредственно в сознании человека не отображаются. Таким образом, в представленной модели набор семантик, обычно называемых как «энергии», определяется спецификой отражения в сознании рефлексов интеральной нервной системы.
Алгоритмический компонент модели описывает ряд «теневых» паттернов движения, набор которых, по сути, отличает тайцзицюань от «европейского» спорта. Набор «теневых» паттернов движений тайцзицюань иерархически упорядочен и изоморфен иерархии эволюционных паттернов движения предков человека, а именно:
- паттерн движения (плавание) беспозвоночного организма в водной окружающей среде.
- паттерн движения (проталкивание) беспозвоночного организма в плотной окружающей среде.
- паттерн движения змеи, ползающей на поверхности земли.
- паттерн движения четвероногого животного, где вектор перемещения параллелен позвоночному столбу.
Указанные выше паттерны формируют двигательную базу и постоянно присутствуют в моторике тайцзицюань (в отличие от спорта). Кроме того, их наличие в практике тайцзицюань обеспечивает наличие ресурсных состояний организма человека благодаря доступу к эволюци-
онно древним архетипам. В этом смысле тайцзицюань также можно назвать методом «алхимической» трансформации человека. Выявление и репрезентация данных «теневых» паттернов позволили преобразовывать систему традиционных учебных метафор тайцзицюань, имеющих специфическую культурологическую нагрузку, к системе семантик, адекватных современному человеку. Такая система описания позволила выработать методику обучения навыкам паттернов тайцзицюань объективным способом, очень быстро и эффективно.
Лингвистическая компонента феноменологической модели есть репрезентация психофизиологического и алгоритмического ее компонентов. Разработка лингвистической компоненты позволила Б.О. Майеру разработать процедуру эффективного объяснения и тренировки паттернов тайцзицюань, где вместо традиционного метафоричного описания используется последовательность прямых вербальных инструкций для доступа к паттернам движения нервной системы. Следует отметить, однако, что метафоричное описание не исключается полностью из процесса объяснения и обучения, но такое описание используется как вторичный инструмент для формирования специфической иерархии ценностей и мотиваций.
Более того, построенная модель двигательной активности тайцзицюань Б. О. Майера позволяет «построить мост» между западными и восточными ее описаниями. Действительно, отсылка к категориальной матрице, связанной с иерархией эволюционных паттернов движения и разделения паттернов движения на основе скелетной мускулатуры и интеральной подсистемы, позволяет преодолевать дихотомию «физические качества - высшая сила Вселенной». Фактически, если исходить из категориальной трехмерной матрицы построенной модели, то как физические качества спорта, так и «силы Вселенной» -не более чем частные репрезентации более глубинных процессов человеческого организма, связанные с эволюционным его развитием. Кроме того, такой подход позволяет избежать часто встречаемого эклектичного описания тайцзицюань, когда присутствует не более чем механистичная смесь некоторых фрагментов семантик западного и восточного описания.
Модель Б.О. Майера устанавливает «третье измерение», которое является ортогональным семантической плоскости западно-восточного описания. Она вводит третье «измерение» эволюционной иерархии паттернов движения неза-
висимо от того, где происходила эволюция человека - на Западе или на Востоке.
!ри этом весь набор эволюционной иерархии паттернов движения в человеке разбивается на две подсистемы. Одна из них (эволюционно более древняя), связанная с гладкой мускулатурой и интеральной нервной системой; а вторая, более современная, связанная с движениями и рефлексами скелетной мускулатуры. Ценная особенность нашей модели - это то, что она позволяет «проектировать» и в случае необходимости редуцировать полученное описание двигательной активности тайцзицюань либо к спортивному описанию, либо к восточным метафорам. Автор надеется, что развитый подход и построенная модель двигательной активности тайцзицюань будут полезны не только для всех занимающихся тайцзицюань, но и для спортсменов, тренеров, философов спорта и специалистов по восточной культуре.
Идея нашей техники плавания основана на трехмерной модели Б. О. Майера и технике полного погружения Т.Лафлина, поскольку дополнительные ресурсы человека можно извлечь с одной стороны из потенциала архетипов, с другой - в осознанной отработке плавных, текучих движений тела. Следует учить плавать осмысленно, плавно и «замедленно». Для этого, сначала надо найти баланс, изменить положение тела на более обтекаемое и стабильное. Затем отработать поступательное движение, фокусируясь на самом важном - найти оптимальное положение тела, как бы включаясь в энергетический поток воды. Аналогично тому, как мастер тайцзыцюань находит поток воздуха. Такой подход открывает новые возможности.
Когда тело работает согласованно, плавание приносит удовольствие. Оно перестает быть лишь тренировкой, физической активностью или состязанием. Когда человек концентрируется на совершенстве формы - концепции, лежащей в основе программы, - он укрепляет силы и выносливость, одновременно совершенствуясь духовно, как в йоге или тай-цзи. Анализ данных эмпирических наблюдений показал, что в 80% случаев самые быстрые пловцы выполняли меньше гребков, чем их соперники. Грация, скорость, техника, здоровье и спокойствие духа присущи им, их усилия незаметны. Они оказались самыми экономными в плане движений. Очевидно, надо выполнять более длинные, а не более частые гребки. Шрвоочередная задача для любого пловца, который желает научиться плавать лучше и быстрее, - добиться более длинного гребка. Этого можно достичь:
- за счет увеличения мощности: «вгрызаться» в воду при помощи рук и ног, наделяя каждый гребок максимальной мощностью;
- за счет уменьшения сопротивления: занять наиболее обтекаемое положение в воде, продвигаясь с каждым гребком как можно дальше при той же мощности гребка.
Естественно, инстинкты в воде подсказывают нам первый путь: грести сильнее и чаще, но тем самым мы с необходимостью увеличиваем сопротивление среды. Но скорость в воде определяется в первую очередь обтекаемым положением, достижением наименьшего сопротивления, равномерностью движения, «припоминания»
паттернов движения, осмысленно используя их в воде. И только отчасти зависит от того, насколько быстро при этом будут двигаться руки и ноги.
Человек, за миллионы лет приспособившийся к жизни в воздушной среде, выглядит неуклюжим в воде. На каждый гребок он расходует колоссальное количество энергии. Для увеличения скорости в воде в два раза человеку нужно потратить в восемь раз больше энергии, чем на воздухе. В воде все решает гидравлическое сопротивление, поэтому обтекаемые формы и правильное положение тела в воде - секрет морских млекопитающих. Исходя из этого, чтобы плыть как рыба, следует придать телу наиболее растянутое положение и обтекаемую форму, а не пытаться грести мощнее. В доказательство кинезиологи6 рассчитали, что 70% спортивных показателей выступления пловца зависит от положения тела и обтекаемости его форм и только 30% определяется физической формой и подготовленностью спортсмена.
Когда пловец начинает осмысливать происходящее увеличивается длина гребка. Лучшие спортсмены пытаются увеличить свою скорость, прикладывая минимум усилий и при этом распределяя их между показателями. Например, если гребок становится длиннее, а частота гребков остается на прежнем уровне, то скорость увеличивается. Если длина гребка остается прежней, а частота увеличивается, то скорость также увеличивается. Но главная хитрость состоит в том, чтобы слегка прибавить частоту и слегка увеличить длину гребка - вот тогда скорость увеличится заметно. Гребок - привычка, глубоко врезавшаяся в нервную систему тыся-
6Кинезиология (от греч. кинезис - движение, логос - учение) - практическая дисциплина, изучающая мышечное движение и его связь с состоянием внутренних органов и психоэмоциональным статусом человека.
чами или миллионами предыдущих гребков. Фраза «практика приносит совершенство» верна лишь отчасти. Более правдиво другое утверждение: «Практика приносит постоянство».
Чтобы добиться успеха, спортсмену нужно отрабатывать только те движения, которые он желает зафиксировать в мускульной памяти, и тщательно избегать тех, которые он не желает в ней отпечатать. Изменение нынешнего гребка ограничит прогресс, потому что отпечаток миллионов предыдущих гребков будет изо всех сил сопротивляться переменам.
Поколения пловцов и тренеров были глубоко убеждены, что все, включая отработку упражнений, нужно делать как можно быстрее и при этом как можно меньше отдыхать. Они постоянно беспокоились об объеме тренировок. В наших исследованиях цель тренировки - максимизировать поступление энергии, а предназначение упражнений - снизить расход энергии. Экономия энергии неизменно и быстро дает положительный результат. Чтобы воспользоваться всеми потенциальными преимуществами этого, следует выполнять упражнения терпеливо и вдумчиво. Иными словами, гармония между показателями приводит к лучшим результатам.
Лао-цзы [5] отмечает «знание гармонии называется постоянством. Знание постоянства называется мудростью. Обогащение жизни называется счастьем. Стремление управлять чувствами называется упорством» [5]. В технике тайцзи также используется понимание спокойствия как основополагающего качества мастера: «... Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику. Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире».
В анализируемых техниках, выполняя во время отдыха и восстановления расслабляющие дыхательные упражнения из йоги дыхания, спортсмен нормализует дыхание, замедляя тем самым сердцебиение, что также позволяет собраться с мыслями и сконцентрироваться. Техника проста: медленно вдохнуть, затем без усилия выдохнуть. Пловец легко может регулировать отдых, контролируя количество вдохов и выдохов перед следующим упражнением или заплывом. Используется йога и для восстановления дыхания после каждого заплыва. Таким образом, решая поставленную социальнофилософскую проблему, связанную с развитием спорта в нашей стране, мы вышли на глубинные
основы секретов побед спортсменов из Китая, США и других стран, занимающих лидирующие положения в плавании и других видах спорта. Исследования показывают, что даже в традиционных видах спорта применимы дыхательные и физические техники из буддийской йоги, гимнастики тайцзицюань. Таким образом, гипотеза для решения основной проблемы такова, что ограниченные силы российских спортсменов, уже исчерпавших физический ресурс, можно восстановить за счет более рационального их использования с помощью работы с сознанием, дыханием. А это возможно в многоуровневой методологии, в последние годы усиленно разрабатываемой в современной философии медицины, спорта, образования.
Литература
1. Лафлин Т., Делвз Дж. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз: пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдано-вой] под ред. М.Буслаева. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 208 с.
2. Майер Б. О. Внутренняя энергия тайцзицюань: мифы и реальность / Сборник материалов 3-й Международной конференции «Вопросы интеграции традиционной китайской и европейской медицины в России». - Новосибирск, 2010. - с. 89-95.
3. Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. / Л.Е. Янгутов. - Новосибирск: Наука,1995. - С. 86.
4. Тинлей Д. Ум и пустота. - М.: Цонкапа, 2002. -224 с.
5. Лао-цзы «Дао дэ цзин» / Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т.1, п. 55. - М., 1972.
6. Mayer В. О. Epistemology of taijichuan // Pohyb Ve Vychove, umeni a sport. - Praha, 2005. - P. 124-132.
7. Mayer B.O. Epistemology of «inner style» of Wushu: Experience of demystification // Nasilive ve vychove, umeni a sportu. - Praha, 2006. - P. 82-88.
Захаров Аюр Константинович, ассистент кафедры физической культуры Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, тренер по плаванию школы №49, г. Улан-Удэ. Сандакова Людмила Гармаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, email: [email protected].
Zaharov Ayur Konstantinovich, assistant, department of physical training, Eastern-Siberian State University of Technology and Management, swimming coach, school №49, Ulan-Ude.
Sandakova Ludmila Garmaevna, doctor of philosophical science, professor, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].
УДК 7.017.4 © Л.А. Шалимова, Л.И. Насонова
ТЕОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦВЕТА
В статье рассматриваются теоретические предпосылки и исследования изучения цвета, в которых приняли участие не только ученые и философы всех исторических формаций человечества, а продолжили современные ученые многих стран мира.
Ключевые слова: роль, графические изображения, эмоции, среда, динамика, мелодия, взаимодействие цвета с психикой человека, рефлекс, анализатор, энергоканал, энергоцентр.
L.A. Shalimova, L.I. Nasonova
THEORY STUDDING OF THE COLOR
Theoretical preconditions and researches of studding the color where not only scientists and philosophers of all historic formations of humanity took part and continued the modern scientists of many countries of the world.
Key words: role, graphic images emotions, dynamics, melody, interaction of the color with a person s psychology, reflex, analysator, energetic canal, energetic centre.
Цвет играет важную роль в жизни человека. В современном мире мы каждый день видим столько графических изображений, сколько наши предки не видели, наверное, за всю свою жизнь. Различные цвета способны вызывать у человека определенные эмоции (возбуждение, успокоение, агрессивность и т.д.). Связано это с тем, что восприятие цвета у людей сформирова-
но в результате их взаимодействия с окружающих средой. На протяжении длительного периода исторического развития человек был чрезвычайно зависим от окружающей обстановки, и цвета являлись для него символами определенного окружения. Например, светлый день ассоциировался с белым, желтым, зеленым, голубым цветом - это время активной деятельности: по-