Научная статья на тему 'Философия толерантности в контексте межконфессионального диалога'

Философия толерантности в контексте межконфессионального диалога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
770
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / КСЕНОФОБИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Малахова Оксана Владимировна

Статья посвящена проблеме толерантности, интолерантности. Рассматривается вопрос о межкультурном взаимодействии в условиях сосуществования в современной цивилизации. Исследуются проблемы экстремизма, ксенофобии в контексте межконфессиональных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия толерантности в контексте межконфессионального диалога»

УДК 316.647.5:323.1

МАЛАХОВА О.В. Философия толерантности

в контексте межконфессионального диалога

Статья посвящена проблеме толерантности, интолерантности. Рассматривается вопрос о межкультурном взаимодействии в условиях сосуществования в современной цивилизации. Исследуются проблемы экстремизма, ксенофобии в контексте межконфессиональных отношений.

Ключевые слова: толерантность, интолерантность, межнациональные, межэтнические отношения, религиозная, этническая толерантность, экстремизм, ксенофобия.

Понятие "толерантность" начинает активно входить в нашу жизнь. Толерантность выступает непременным условием выживания и развития современной цивилизации. Это делает проблему предметом особого внимания в философии и других науках в связи с тем, что толерантность является вопросом о налаживании совместной жизни людей с глубокими различиями в положении, воззрениях, интересах.

Проблемы межкультурного взаимодействия и толерантности на сегодняшний день являются неисчерпаемым полем для исследований, актуальность и практическая значимость которых стремительно возросли в связи с глобализацией процессов в экономической, политической, социальной сферах, а также стремлением человечества к созданию общепланетарной цивилизации и нарастанием региональных и локальных конфликтов на эт-ноконфессиональной почве.

Толерантность выступает как непременное условие развития и выживания современной цивилизации, а также как уважение к представителям различных религий, этносов и культур. Сегодня, когда мир испытывает рост агрессии и распространение насилия при решении социально-политических, религиозных, этнических проблем, вполне закономерным являет-

ся стремление к распространению современной философии толерантности, которая обосновывала бы иную систему жизненных ценностей и приоритетов.

Исследуем проблему толерантности с позиции философского подхода. Слово "толерантность" с точки зрения семантики не имеет перевода на русский язык. Слово "толерантность" можно перевести как "терпимость". Соотношение таких понятий, как "толерантность" и "терпимость", можно объяснить даже в терминах противоположности.

В английской литературе фигурируют два термина: "tolerance" и "toleration". "Toleration" в самом широком смысле означает терпение. Терпеть означает мириться с существованием кого-либо или чего-либо. Претерпевают то, что доставляет страдание, вызывает отвращение. Что же касается "tolerance", собственно толерантности, то ее семантическая корневая система не столь разветвлена -- в ней больше определенности. На уровне общих словарей она выглядит примерно так: толерантность - это признание и уважение иных взглядов, убеждений, традиций, стилей и практик жизни без внутреннего согласия с ними. Терпимость может ограничиваться и внешней реакцией (сдержанностью, например); для толе-

рантности же требуется более "глубокий план" (принятие ценности различия)1.

В философии под толерантностью понимается отсутствие монополии на истину, открытость для критики и т. д. К тому же в различные времена у разных народов их ментальные характеристики толерантности приобретают различное выражение: компромисс, ненасилие, непротивление, равнодушие и т.п. Одним из аналогов толерантности, коренящимся в русском менталитете, является понятие "терпимость"2.

История России являет собой образец терпения и постоянного жертвенного служения: вечную готовность, твердую выдержку.

Толерантность необходима в отношении к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции3.

Сам факт построения отношений на принципах толерантности предполагает наличие у субъекта толерантности соответствующих морально-этических качеств, которые позволят ему вступить в конструктивное взаимодействие4.

Субъект толерантности ориентирован на равенство, которое в первую очередь рассматривается как равенство перед моралью, базирующееся на таких нравственных качествах, как честность, полезность и ответственность, которое выступает, как правило, в неразрывной связи со свободой. Равенство выражается в стремлении к социальной справедливости.

Толерантность всегда неустойчива в связи с тем, что она возникает в конфликтной ситуации. По своей природе конфликт сложен и отличается остротой. Толерантность сама по себе не разрешает этого конфликта, не устраняет его причин, не снимает противоречия между конфликтующими сторонами. Она всего лишь переводит развитие конфликта в относительно мирное, ненасильственное русло. Отсутствие войны еще не означает мира.

Интолерантность понимается как негативный атрибут, обладающий национальной спецификой5, как предрассудки, порождаемые невежеством, как убеждение, что твоя группа, система взглядов, образ жизни стоят выше остальных и т.д.

Сегодня интолерантность рассматривается как серьезная угроза. И дается объяснение одной из причин: "Интолерантность проистекает из убежденности человека или социокультурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшим", а отсюда и предубежденность к "другим", оскорбления, дискриминация, преследования, запугивание и как крайность - насилие"6. В демократическом обществе с интоле-рантностью "мир" невозможен.

Интолерантность органично присуща человеку и более близка ему, чем толерантность, что можно проследить на примере всей истории человечества, в которой интолерантность являлась преобладающей и естественной частью жизнедеятельности, а также основой взаимодействия соперничающих сторон.

В конце ХХ-начале XXI в. мир столкнулся с ростом экстремизма (особенно негативной, крайней формой проявления которого является терроризм), оказавшись совершенно не подготовленным ни с точки зрения практической борьбы с данным социальным феноменом, ни с позиций его теоретического осмысления.

Экстремизм является категорией, противостоящей по своему социальному смыслу "толерантности". Экстремизм опирается на насилие как на главный инструмент решения проблем. Это одно из наиболее опасных явлений социальной жизни, которое дестабилизирует политическую систему и угрожает жизнедеятельности граждан.

Под экстремизмом (от фр. ех^етнэте, от лат. ех^етиэ - крайний) понимают идеологию, позволяющую и пропагандирующую крайние, зачастую насильственные меры отстаивания своих взглядов, непримиримость и агрессию в отношении инакомыслящих. Экстремизм обозначается через понятия "нетерпимость", "насилие" и др.

Экстремизм сегодня все более грозно заявляет о себе, нарушая важнейшие права человека: на жизнь, свободу, безопасность, являясь крайней формой интоле-рантности, соединенной с агрессией и насилием как методами выражения непримиримости к другим.

Для экстремистов характерны бескомпромиссность, непримиримость к позиции оппонентов и отказ от диалога и консенсуса в спорных вопросах. Идеологической и теоретической основой экстремизма являются радикальные идеологические концепции, религиозный фундаментализм, национализм.

Причина и источник экстремизма как общей идеологии крайней непримиримости к инакомыслящим во многом кроются в интеллектуальной и нравственной ограниченности личности, отстаивающей подобные взгляды.

Важнейшей причиной экстремистского, интолерантного, агрессивного отношения выступает психологический барьер "свой-чужой", страх перед непохожим на себя.

Проблемой интолерантности занимались, в частности, представители Франкфуртской школы философии. Так, теория толерантности как личностного начала была раскрыта в известной концепции "авторитарной личности" Т. Адорно7, а также связанных с ней теории Э. Фромма, исследовании предрассудков М. Хоркхайме-ром, подходе М. Рокича к догматизму, концепции "одномерного человека" Г. Марку-зе. В работах данного направления, в частности, была показана связь авторитарности с "интолерантностью к неопределенности", которая может служить важным индикатором нетерпимости на личностном уровне. Также представляет большой интерес и разработанный в данной традиции богатый арсенал диагностики "авторитарного потенциала" - шкала антисемитизма, шкала этноцентризма, шкала фашизма и др., - который часто применяется для диагностики толерантности.

Экстремизм и ксенофобия связаны между собой, но имеют существенные различия. Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, тог-

да как экстремизм - это более или менее целенаправленная деятельность организованных групп или отдельных лиц.

Рассматривая ксенофобию как одну из глобальных проблем, существующих в мире, можно определить ее суть, которая заключается в отрицании и подавлении различий между людьми и культурами.

Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) - страхи и предубеждения, объектом которых являются как конкретные этнические общности, так и некие сформированные в массовом сознании образы "чуждых" народов. Именно на этнофобии основана такая разновидность экстремизма, как этнический экстремизм.

Считаем, что формирование миролюбия и толерантного сознания возможно только в условиях свободы выбора, демократии, гарантии прав человека, его социальной защищенности. В противном случае толерантность всегда будет "односторонней", это будет равнодушие сильного по отношению к слабому и терпимость слабого к сильному, основанная на страхе и угрозе насилия (в тех или иных формах).

Сегодня действительно необходима новая философия мира, которая бы объединяла народы России, Запада и Востока, все человечество. Она подразумевает прежде всего исключение насилия из жизни обществ. Международному сообществу необходимо проводить согласованную политику смягчения остроты наиболее сложных, конфликтных проблем, ведущих к нарушению мира, вызывающих международную безопасность, а также поддерживать уважение к представителям различных этносов, религий и культур.

Формирование гражданского общества в России, ее вхождение в международное политическое пространство возможны лишь при усвоении фундаментальных демократических ценностей, одной из которых является толерантность.

В современных условиях, которые характеризуются ускоренным темпом глобализации и интеграции всех жизненных явлений и процессов, с одной стороны, и стремлением к обособлению национальных культур - с другой, особое зна-

чение приобретает проблема толерантных взаимоотношений представителей различных этнических сообществ.

Восприятие культурных различий и этнического многообразия приводит к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого будет являться обеспечение гуманных взаимоотношений между представителями разных национальных культур, принятие принципов терпимости.

Таким образом, формирование реальной, активной толерантности должно осуществляться в условиях межэтнического, межкультурного, межконфессионального взаимодействия в поликультурном образовательном пространстве. Толерантность предполагает не только понимание, но и принятие того факта, что мир цивилизации разнообразен, а каждый этнос уникален и неповторим.

1 Гречко П. О границах толерантности // Свободная мысль-XXI. 2005. № 10. С. 174.

2 Философские и лингвокультурологичес-кие проблемы толерантности: Коллективная моногр. / Отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков // Емельянов Б.В. Русский менталитет: возможности толерантности. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. С. 56.

3 Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс-Энциклопедия, 1994. С. 457.

4 Квеско Р.Б., Радченко О.Е., Чубик А.П. и др. Субъект толерантности и интолерантнос-ти как фактор управления социальными отношениями // Известия Томского политехнического университета. 2007. Т. 311. № 7. С. 57.

5 Феномен экстремизма / Под ред. А.А. Козлова СПб.: Изд. С.-Петербург ун-та, 2000. С. 16, 19-20.

6 Риэрдон Бетти Р. Толерантность - дорога к миру. М., 2001. С. 16, 19-20.

7 Адорно Т. Исследования авторитарной личности. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.