Тимощук А. С. Философия Путина как национальная философия адекватности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 185-192.
Timoshchuk A. S. Putin's philosophy as a national philosophy of adequacy. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 1 (82). Pp. 185-192. (In Russ.)
УДК 101.1:316
А. С. Тимощук
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия
ФИЛОСОФИЯ ПУТИНА КАК НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ АДЕКВАТНОСТИ
Тимощук Алексей Станиславович — доктор философских наук, профессор кафедры «Философия и религиоведение».
E-mail: a@timos. elcom. ru
Предмет исследования — политическая философия В. В. Путина в ее исходных императивах (европейский либерализм, суверенная демократия, политическая многополярность, безопасность и устойчивое развитие) и дальнейшей эволюции в вызовах современности (метафизика благодарности и памяти, устремленность в будущее, сбалансированность институтов). Цель исследования — убедить читателя в сложности современной социокультурной реальности и адекватности национальной стратегии В. В. Путина. Методология — факторный, дискурсивный анализ. Результаты исследования: 1) проанализированы источники формирования философии Путина; 2) охарактеризован дискурс Путина в глобальной информационной войне; 3) описаны актуальные особенности комплексного общества. Главное достижение эпохи Путина автор видит в том, что Россия отказывается от глобального византийского и советского миссианства и переходит в русло скромной, достижимой и народной телеологии.
Ключевые слова: социальная философия, философия Путина, российская нация, социогенез России, системогенетика России, стратегия развития России, исторический оптимизм.
A. S. Timoshchuk
Vladimir State University named after Alexader Grigoryevich and Nickolay Grigoryevich Stoletovs", Vladimir, Russia
PUTIN'S PHILOSOPHY AS A NATIONAL PHILOSOPHY OF ADEQUACY
Timoschuk Alexey Stanislavovich — Doctor of of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Philosophy and Religious Studies.
E-mail: a@timos. elcom. ru
The subject of the study is the political philosophy of V. V. Putin in it's original imperatives (European liberalism, sovereign democracy, political multipolarity, security and sustainable development) and further evolution in the challenges of modernity (metaphysics of gratitude and memory, aspiration for the future, balance of institutions). The purpose of the study is to convince the reader of the complexity of the current socio-cultural reality and the adequacy of V. V. Putin's national strategy. Methodology — factor and discourse analyzes. The results of the study: 1) the
©Тимощук A. C., 2019
sources of the formation of Putin's philosophy are analyzed; 2) Putin's discourse in the global information war is characterized; 3) current feature of complex society are described. The author considers the main achievement of the Putin era in the fact that Russia has casted aside the global Byzantine and Soviet missions and enters into the mainstream of modest, attainable and popular teleology.
Key words: social philosophy, Putin's philosophy, the Russian nation, the sociogenesis of Russia, the systemogenetics of Russia, the development strategy of Russia, historical optimism.
России нужна национальная философия. Государство, которое отказывается поддерживать своих мыслителей, будет кормить чужих. Конечно, существует мнение, что с помощью отечественной философии нельзя решить ни одной философской проблемы. Вероятно. Вполне может быть, что философские проблемы принципиально неразрешимы. На каждом этапе развития общества они переосмысливаются и переформулируются. Реверсия, трансгрессия, рефрейминг — это неизменные ходы философии. Философы приходят и уходят, а проблемы остаются. Люди приходят и уходят, а нация остается. Нам нужна национальная философия, чтобы оставаться. Философия нужна для того, чтобы решать жизненные вопросы безопасности государства, единства народа и адекватного мышления.
Развитие, деколонизация и рывок национального самосознания — это огромная тема. В данной статье остановимся на стратегии социальной и политической философии действующего Президента России В. В. Путина, который провозглашает принципы суверенности, безопасности и устойчивости [12]. Свою программу духовного обновления России он начал интуитивно, из своего нравственного воспитания, найдя впоследствии опору в национальной философии.
И. А. Ильин, малоизвестный к концу жизни, умерший в 1954 г. в Цолликоне, пригороде Цюриха, получил вторую жизнь придворного философа Кремля. Встав на сторону простых людей в годы терроризма и отключения сибирских городов от тепла и света, В. В. Путин смог воплотить ранний идеал Ильина о правовой жизни в России, защищенности от произвола. Воплотил он и поздний — о национальной диктатуре, одержав победу над олигархами и принудив их финансировать целостность холодного сырьевого государства. Он примирил ненависть И. А. Ильина к советскому государству, перезахоронив его останки в Донском монастыре, и оставил без внимания его правые «завихрения». В. В. Путин снимает тезис монархизма и антитезис радикального большевизма в синтезе консервативной идеологии [17]. Великий синтез традиции и демократии, консерватизма и прагматизма, авторитаризма и свободы и претворяется в путинской философии национального самосохранения, где злу сопротивляются силою, а добро имеет кулаки. В своей управленческой практике В. В. Путин соединяет славянофильство, евразийство и свободу творчества Н. Бердяева. Суть философии Путина — занимать в служении родине всё, что может пойти ей во благо, поэтому его ранний питерский либерализм, который он впоследствии пересмотрит, — это тоже служение. Получается, что основной философский принцип Путина — это деятельное вовлечение приходящих возможностей для увеличения коллективного блага.
Не согласен с западными статьями о том, что философия Путина сформирована почвенничеством и антитехнологизмом «самого опасного философа в мире» [16]. Инновации и технологии занимают особое место в его мировоззрении, без них прорыв не мыслится. А. Г. Дугин так формулирует главные достижения В. В. Путина: восстановление независимости от либеральных западных идей, укрепление целостности государства, суверенное управление, самобытное развитие [1].
Революция адекватности
Самая большая адекватность России XX в. — революция 1917 г., ибо партия большевиков через утопию шла наиболее реальным и поэтому трагичным путем к модернизации. Монархизм П. Н. Милюкова, народность эсеров и война меньшевиков не соответствовали историческому ходу страны.
Говоря о другом периоде развития государства, профессор Л. Ф. Шевцова называет причины политического заката Б. Н. Ельцина и указывает в качестве одной из них растущую неадекватность, неспособность делать релевантные оценки и принимать управленческие решения [13, с. 25-26].
Сложному обществу нужны адекватные лидеры. Одной из особенностей усложнения реальности является борьба между желаемым и возможным. Глобальное общество в целом устремлено в созидание лучшего будущего, при этом каждый последующий достигнутый этап воспринимается следующим поколением как естественный.
Усложнение социального пространства-времени задает новые требования к национальным лидерам. В. В. Путин уже поднял планку флагманства на небывалую для России высоту. Отныне, чтобы соответствовать комплексным вызовам modernity, президент должен совмещать в себе качества пахаря-воина или такого профессионального кентавра, который бы соединял в себе хладнокровие Евпатия Коловрата, сметливость старообрядцев-меценатов, практический ум Петра Столыпина, сибирскую закалку, кавказскую энергию и миролюбие Микулы Селяниновича.
Политическая коммуникация
Коммуникация президента сегодня должна учитывать растущую цефализацию и обратную связь граждан. Ведь санкции США и Евросоюза против администрации и крупных финансистов — это удар по всей России, по всем коллективам, которыми руководят субъекты санирования. Западня благосостояния и потребительского самосознания в том, что граждане постоянно хотят большего и, напротив, не хотят нести коллективные расходы за индивидуальные ошибки политиков, оплачивать санкции против высокопоставленных чиновников.
Информационные ресурсы сегодня не менее важны, чем экономические рычаги. Дальнейшее выживание и самобытное развитие России зависит от оснащенности и готовности к активному противостоянию в глобальной информационной войне, где средства поражения и цели не имеют привычного физического ущерба. Главные оппоненты России в информационной войне — Великобритания и Соединенные Штаты Америки, а также их сателлиты: Польша, Грузия, Украина, прибалтийские страны. Ключевые игроки выделяют на воплощение антироссийских редакционных заданий миллиарды долларов. При этом основной мишенью является В. В. Путин как успешный лидер государства. В качестве боеприпасов используются информационные поводы: Крым, Донбасс, Катастрофа Boeing 777 в Донецкой области, дело Скрипалей и т. п. [9].
Готовность к любым самым сложным и неудобным вопросам, открытость и принципиальность — это беспрецедентные качества в истории российской политической коммуникации. За последние тридцать лет Россия ушла вперед по уровню политического диалога. Ни Л. И. Брежнев, ни М. С. Горбачев не проводили открытых talk show такого формата. Даже в мире найдется редкий политик, который бы так долго и профессионально отвечал на вопросы журналистов и населения в прямом эфире, как это делает Путин. Позиция очень правильная, т. к. это снимает определенную напряженность в обществе. Нужно объяснять людям, что то, что у нас есть, нужно ценить и уважать, а социальные противоречия можно решить лишь частично, но простых вопросов не бывает и президент не волшебник. Устойчивая социальная мифологема «долой хунту, и будет порядок» опасна и не имеет перспективы.
Конференции Путина с журналистами длятся обычно по нескольку часов, присутствует порядка полутора тысяч репортеров, задаются прямолинейные, жесткие, а порой провокационные, циничные, грубые, бестактные вопросы. Для сравнения: в «оплоте мировой демократии» в этом году президент Д. Трамп не выдержал и лишил журналиста аккредитации в Белом доме [15]. В. В. Путин принимает правила игры современного социума и вступает в открытый бой духа и воли. В этом смысле он остался закаленным единоборцем, чемпионом Ленинграда по дзюдо. Он не просто интеллектуал, который держит в голове множество деталей экономики и политики, налогообложения, машиностроения, нефтяной отрасли, экологии. Путин — энергичный ратоборец, стратег и тактик ближнего и дальнего боя. Казалось бы, трудно что-то противопоставить такой искренней позиции. Чу! Эксперты тщательно анализируют цифры, которыми так легко оперирует президент, и находят их слишком оптимистичными, а порой и фантастическими [3]. Риск в таком формате общения заключается не только в том, что за тобой могут проверить, а еще и в том, что некоторые вопросы могут касаться секретных тем, и уклонение от темы будет тоже заметно, на что и обращает сразу же внимание оппозиция, как с вопросом про частную военную компанию (ЧВК) «Вагнер» [5; 6]. Показательно, что в этом провокационном вопросе тактика президента заключалась в том, чтобы перевести ответ в формально правовое русло, а стратегия — перевод в область информационной войны: «И, наконец, о трагедии, которую вы упомянули. Это, безусловно, трагедия. Погибли люди, у них есть семьи, близкие люди. И вообще, к сожалению, очень много трагедий связано с журналистами. Я думаю, мы никогда не должны забывать в том числе и о журналистах, которые погибли на Юго-Востоке Украины, попав под обстрел, или тех, на которых было совершено покушение, которых, фактически, расстреляли. Об этих не забывайте, пожалуйста, тоже» [4]. Иначе говоря, Путин парирует: «Да, я знаю, что вы делаете, зарабатываете на защите людей, работающих против национальных интересов России, но есть и другие журналисты». Не согласимся, что он «высокомерно и грубо, манипулируя сознанием общественности, пытается скрыть следы преступления», что включение «дополнительного сюжета — примитивный обычный прием оперативника средней руки» [14]. Почему рифрейминг должен быть исключен из политической риторики? Может быть, действительно, не деятельность ЧВК «Вагнер» расследовать, а убийства российских журналистов на Украине? Почему бы вопросы о погибших в Центральноафриканской Республике журналистах не задать тем, кто дал им редакционное задание? [10].
Оппозиционная риторика в последнее время отталкивает, т. к. ничего оригинального она предложить не может, кроме дешевых штампов вроде «флирт с населением», «шоу для домашней публики», «спектакль с дирижером», хипстерского растаскивания на мемы и затирания власти в язвительном стебе.
Государство и скорость
Государство — это живой проект, который нуждается в постоянной поддержке. Государственность России — это необходимость выживания большой территории, населенной разными людьми с общей судьбой, порой счастливой, порой трагической. П. А. Столыпин говорил: «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию!» Сейчас это высказывание столь же актуально. Нужно воспроизводить эти двадцатилетние циклы снова и снова! Пусть даже в режиме ручного управления! И при этом готовить смену элит.
А. Бабицкий, журналист с уникальной судьбой, разместил в газете «Взгляд» очень точный публицистический материал под названием «Одиночество Путина», где личность Президента Российской Федерации раскрыта экзистенциально, как миссия, монашеский
подвиг медиации социокультурной полифонии огромной страны [2]. На мой взгляд, это наиболее проникновенное понимание В. В. Путина, несмотря на всю многогранность и неисчерпаемость его личности.
Согласно одной из распространенных концепций происхождения государства причина возникновения этого политического института заключается в завоевании, порабощении и силе. Трудно отрицать роль войны в процессе образования любого государства, однако сегодня этот политический институт невозможно поддерживать только с помощью насилия. Именно сегодня концепция общественного договора как никогда актуальна. Не что иное, как общественное согласие творит государство каждый раз заново. Можно говорить о новой российской корпоративности, когда философия государства В. В. Путина становится жизнью и делом политических и военных элит, интеллигенции и патриотической молодежи, философия, которую можно выразить в послании «Безопасность, труд, динамика, спорт, устремленность в будущее». Это эмерджентная Россия, чей имидж должен оставить далеко позади депрессивные образы немытой, пьяной, жестокой, холопской тирании, отраженной в литературе XIX-XX вв.
Россия, устремленная в будущее, — это русская стрела, реанимированный право-славно-космический-коммунистический проект. «Нам приходится конкурировать, во-первых, с американским проектом, который сейчас находится не в лучшей форме, но, имея за плечами опыт восхождения к мировой гегемонии, сохранил еще достаточно силы, чтобы попытаться уничтожить тех, кто будет оспаривать глобальное доминирование американской модели будущего» [8].
Мы не заметили, как Россия изменилась за тридцать лет. При этом мы сами, наши регионы, изменились вместе с ней, приобрели новые свойства, новые возможности. И несмотря на то, что фундаментальные принципы остаются (порядочность, дисциплина, уважение, благодарность, качество жизни, перспектива иметь достойную работу и разнообразие деятельности), всё это невиданные возможности новой России. Из опасных 90-х гг. прошлого века мы перешли в фазу благоприятного устойчивого развития. Этого никогда бы не произошло, если бы у России не было национального лидера.
Философия Путина — философия объективности и многозадачности, исторического оптимизма и служения. Это мировоззрение, которое соответствует комплексному обществу. В сжатой форме ее можно назвать философией адекватности. Философия адекватности — это социально-философская программа в отличие от концепции истинности, гносеологической. Адекватность — это синтез объективности, диалектики и многополярности; корреспонденция индивида, институтов и государства, сложности разворачивания глобального и локального. Современный авторитарный капитализм («демократура», военная тимократия) — естественный и единственно возможный для России способ организации социальной жизни огромного государства [7, с. 284].
Modernity — это конкуренция на всех клетках шахматной игры. Общество-тетрис. Каждая ячейка социального лифта мгновенно заполняется. В обществе скоростей мы мчались верхом; отряд не заметил потери бойца.
Французский философ П. Вирильо посвятил феномену скорости в постиндустриальном обществе произведение «Скорость и политика. Эссе о дромологии», где ввел такие термины и концепты, как «дромология», «дромократическое общество», «дромоскопия» и «дромосфера» (неологизм от греческого слова dromos — скорость), «метаболические транспортные средства», «проводники скорости», «мобильность», «оперативность», «логистическая иерархия скорости» [18].
В своей оригинальной концепции П. Вирильо связывает эволюцию общества и культуры со структурой восприятия времен и пространства и выделяет три интервала: геогра-
фический, физический, световой. Поскольку у человека нет органа времени, темпоральная ориентация зависит от частотности пространства. На первом, «медленном» этапе развития цивилизации человечество стремится к феодальной фортификации, защите своего пространства.
Физическое преодоление пространства задает новый темп обществу: автомобилизация населения, моторизация армии, сокращение времени зарядки орудия, повышение скорострельности, уменьшение времени подлета.
Сегодня электромагнитная скорость обработки информации становится сегодня определяющим фактором промышленности, военных технологий, перемещения информации и опосредует социокультурные трансформации. В связи с этим глобализация и политическая коммуникация — это обстоятельства дромологические, основанные на скорости передачи сигналов.
Для социальной реальности сегодня востребовано фасеточное зрение (как у насекомых) — для различения объектов в движении и на 360 градусов. Чтобы пчела увидела фильм, его нужно крутить в десять раз быстрее, иначе он будет казаться ей застывшими кадрами. Так и сегодня классический фотографический взгляд науки применим к относительно неподвижным объектам, к каковым не относятся право, государство и общество. Например, за последние двадцать лет в России было принято порядка 5 тыс. законов и кодексов на федеральном уровне и более 150 тыс. законов — на региональном. Помимо этого ежегодно издается 1-2 тыс. указов президента. Охватить и осмыслить такие эмерджент-ные явления уже не под силу человеческому интеллекту, всерьез говорят о ботах-юристах и LegalTech-революции.
Скорость — фундаментальное двигательное качество, поэтому к современной жизни нужно относиться как к спорту, спринтерско-марафонскому забегу. Не случайно сегодня в образовательной среде превалирует компетентностный подход. В педагогических кругах ведётся много обсуждений, что же представляет собой компетентностный подход и чем он отличается от ЗУНов (знаний, умений, навыков) — готовностью деятельности в профессиональной сфере, социально заданными личностными свойствами, или это неудавшаяся попытка «болонизации» российского образования. По нашему мнению, компетентностный подход — это действительно актуальный тренд в образовании и обществе, который лишь возвращает нас к простым фактам: 1) никогда на Земле не жило так много людей со своими потребностями, 2) никогда на нашей планете не было так много государств со своими национальными интересами. При этом Россия обладает не самым большим народонаселением, но значительными природными запасами плодородных почв, леса, пресной воды, углеводородов и других полезных ископаемых. И чтобы сегодня обладать в глобальной конкуренции преимуществами, необходимо постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, способности, личностные качества. Парадокс паранепротиворечивой логики: приходится бежать со всех ног, чтобы лишь остаться на том же месте. Как и во времена софистов, истина снова выторговывается, только ареной борьбы стал весь мир, и его символом должен стать Янус — римское божество лиминальности и транзитивности, обычно изображаемое с двумя ликами, на прошлое и будущее.
Политэкономическая и правовая реальность современного общества световых скоростей представляет собой сложную синергетическую среду со множеством аттракторов и агентов влияния. Это делает невозможным соблюдение не только одних стандартов, но и двойных, доводя их количество до янусовидности или ситуативности. В этих условиях исключительно возрастают требования адекватности политического лидера и институтов.
Золотая эпоха России
Вспоминая революцию и Гражданскую войну, нельзя не отметить, что XX в. был наиболее трагичным и переломным для России, потерявшей миллионы граждан. Это колоссальная цена избавления от череды опасных иллюзорных целей, которые вынашивала политическая элита долгие годы: «Москва — третий Рим», «русский флаг над Царьгра-дом», «мировая пролетарская революция», «общество без денег и без собственности», «мировое господство». Отрадно, что XXI в. Россия встречает наиболее адекватным целе-полаганием — безопасность и благосостояние народа.
Если сравнивать с предыдущими этапами развития России, нельзя не видеть позитивных тенденций: наводится порядок в банковской сфере, действует простой налог на доходы физических лиц, выплачиваются пенсии, в условиях санкций развиваются машиностроение и сельское хозяйство, имеет место ротация управленческих кадров, идет борьба с коррупцией [11]. Деятельность В. В. Путина оказывает существенное консолидирующее влияние на развитие России, причем как на конструктивистких, политических, так и на примордиалистских, архетипических основаниях. Статус современной России нельзя сравнивать с имперским или советским периодом, когда она контролировала четверть, а затем и половину мира. Удивительно не то, что с нами не считаются и давят санкциями, а то, что Россия сохранилась как независимая держава после всех потрясений. Конечно, мы потеряли территории и население, союзников и идеологию. Это еще один повод, чтобы сплотиться вокруг лидера, а не флудить информационное пространство бесплодным сотрясением воздуха вроде «партия жуликов и воров», «царя — вон» и пр.
Что мы возьмем в будущее? Трех китов, на которых держится мир, — веру, надежду, любовь. Все основные технологии уже есть, некоторые из них достигли предела. Все три типа общества уже присутствуют на планете — аграрное, индустриальное и постиндустриальное. Иные типы обществ (космическое, о котором мечтали русские космисты; коммунистическое — идеал социал-утопистов; постчеловеческое — цель технократов) суть мыслимые, но недостижимые. Многовековая деятельность России по собиранию евразийских земель не должна уйти в небытие. Сколько этносов и государств исчезло на просторах Евразии! Без единства нельзя выстоять.
Библиографический список
1. Александр Дугин: Путин ведет Россию прочь от Зла 1990-х [Электронный ресурс] // Из-борский клуб [сайт]. 2018. 5 окт. URL: https://izborsk-club.ru/15948 (дата обращения: 25.12.2018).
2. Бабицкий А. Одиночество Путина [Электронный ресурс] // Взгляд: деловая газета : [сайт]. 2018. 17 янв. URL: https://vz.ru/opinions/2018/l/17/903933.html (дата обращения: 25.12.2018).
3. В ответах Путина на большой пресс-конференции насчитали 23 ошибки. Сайт Кремля поправил самые дикие [Электронный ресурс] //NEWSru.com : [сайт]. 2018. 21 дек. URL: https://www. newsru.com/russia/21dec2018/mistakes.html (дата обращения: 25.12.2018).
4. Вопрос «Новой газеты» Путину про повара Пригожина и ЧВК «Вагнер». Большая пресс-конференция 2018 [Электронный ресурс]// YouTube [сайт]. 2018. 20 дек. URL: https://www.youtube.
com/watch?v=c7zper25en8 (датаобращения: 25.12.2018).
5. «Вправе продавливать свои интересы в любой точке мира» [Электронный ресурс] // Интернет-газета «Znak» : [сайт]. 2018. 20 дек. URL: https://www.znak.com/2018-12-20/putin_otvetil_na_vopros
_o_deyatelnosti_chvk_vagner_i_povare_prigozhine (дата обращения: 25.12.2018).
6. «Все мои повара — сотрудники ФСО». Путина спросили о Пригожине и «ЧВК Вагнера» [Электронный ресурс] // Кавказ.Реалии: [сайт]. 2018. 20 дек. URL: https://www.kavkazr.com/ а/29667351.html (дата обращения: 25.12.2018).
7. Ивин A.A. Три русских революции в XX веке // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме : сб. науч. ст. / под общ. ред. И. Т. Касавина, А. М. Фейгельмана. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2017. С. 283-285.
8. Карпов А. Русская стрела. Политкультурология [Электронный ресурс]. Екатеринбург : Издательские решения, 2018. 60 с. // Google Книги. 2018. URL: https://books.google.ru/ books?isbn=504105374Х (дата обращения: 25.12.2018).
9. Мещерякова В. Г. Новый виток информационной войны во время выборов президента России 2018 // Государство будущего: актуальные проблемы социально-экономического и политико-правового развития : сб. ст. по материалам IV Междунар. науч.-практ. конф., поев. 70-летнему юбилею УГНТУ / под общ. ред. проф. Э. С. Гареева. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018. С. 303-306.
10. Мисник Л. «Местные группировки»: Путин рассказал о том, что было в ЦАР [Электронный ресурс] // Газетами : [сайт]. 2018. 20 дек. URL: https://www.gazeta.ru/social/ 2018/12/20/12102139.shtml (дата обращения: 25.12.2018).
11. Тимощук А. С. Социогенез России в XXI веке: достижения и стратегии будущего // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков : материалы XVII Междунар. науч. конф., Иваново, 28-29 марта 2018 г. Иваново : Иван. гос. ун-т, 2018. С. 350-355.
12. Философские корни путинской идеологии [Электронный ресурс] // Евразийское движение Российской Федерации: [сайт]. 2016. 13 янв. URL: http://eurasian-movement.ru/archives/16674 (дата обращения: 25.12.2018).
13. Шевцова Л. Ф. От России Ельцина к России Путина // Современная Европа. 2000. № 4. С.20-32.
14. Шевченко М. Опять циничное переворачивание ситуации с ног на голову! [Электронный ресурс] // Радиостанция «Эхо Москвы» : [сайт]. 2018. 20 дек. URL: https://echo.msk.ru/blog/ shevchenkomax/2337439-echo/ (дата обращения: 25.12.2018).
15. CNN reporter banned: Fox joins outcry after exclusion from White House event [Электронный ресурс] // The Guardian: [сайт]. 2018. 26 июля. URL: https://www.theguardian.com/ media/2018/jul/26/cnn-reporter-banned-trump-white-house-event-kaitlan-collins (дата обращения: 25.12.2018).
15. Ratner P. The most dangerous philosopher in the world [Электронный ресурс] // Big Think : [сайт]. 2016. 18 дек. URL: https://bigthink.com/paul-ratner/the-dangerous-philosopher-behind-putins-strategy-to-grow-russian-power-at-americas-expense (дата обращения: 25.12.2018).
16. Timothy Snyder: "God Is a Russian" [Электронный ресурс] // Yale MacMillan Center. Russian, East European, & Eurasian Studies [сайт]. 2018. 5 апр. URL: https://reees.macmillan.yale.edu/news/timothy-snyder-god-russian (дата обращения: 25.12.2018).
17. Virilio P. Vitesse et politique: essai de dromologie. Paris : Editions Galilee, 1977. 151 p.