Научная статья на тему 'Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова'

Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3470
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА / ПРОЕКТ ОБЩЕГО ДЕЛА / ВОСКРЕШЕНИЕ ПРЕДКОВ / ПАМЯТЬ / КОСМИЗМ / Н.Ф.ФЁДОРОВ / ПРАРОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Комарова А. Н.

В данной статье рассматривается философия «общего дела» Н.Ф.Фёдорова. Выделяются предпосылки формирования данной философии, ее идеи, а также рассматриваются цели и средства достижения этих целей. Данная тема является актуальной, особенно в контексте разобщения людей, постоянных войн и розней. Фёдоров считал, что долг современного общества воскрешение прародителей и поэтому проект «общего дела» призван сосредоточить энергию рождения на энергию воскрешения. Чтобы доказать возможность осуществления данного замысла, Н.Ф.Фёдоров разрабатывал технические планы и прорабатывал организационные моменты. Философия «общего дела» вызывала интерес у большинства его современников, но вместе с тем поражала и устрашала своей полумагичностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия общего дела Н. Ф. Фёдорова»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 740

А.Н. Комарова

студентка 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: hiiidden@ mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА Н.Ф.ФЁДОРОВА Аннотация

В данной статье рассматривается философия «общего дела» Н.Ф.Фёдорова. Выделяются предпосылки формирования данной философии, ее идеи, а также рассматриваются цели и средства достижения этих целей. Данная тема является актуальной, особенно в контексте разобщения людей, постоянных войн и розней. Фёдоров считал, что долг современного общества - воскрешение прародителей и поэтому проект «общего дела» призван сосредоточить энергию рождения на энергию воскрешения. Чтобы доказать возможность осуществления данного замысла, Н.Ф.Фёдоров разрабатывал технические планы и прорабатывал организационные моменты. Философия «общего дела» вызывала интерес у большинства его современников, но вместе с тем поражала и устрашала своей полумагичностью.

Ключевые слова Философия общего дела, проект общего дела, воскрешение предков, память, космизм, Н.Ф.Фёдоров, прародители.

Главным для Н.Ф.Фёдорова является вопрос о жизни и смерти. Смерть предстаёт истинным злом, а природа - источником этого зла, которое должно быть подчинено человеком. Три фундаментальных переживания Федорова - голод, смерть, неродство, легли в основе его идей, из которых ''родилась'' философия преодоления этих переживаний - ''Философия общего дела''.

Будучи учителем Фёдоров считал, что в основе обучения лежат три предмета, формирующие мировоззрение человека - география, история и астрономия. А главным принципом образования считал принцип активности во время познания, ориентированный на самостоятельное творческое обучение, не отделенное от памяти и любви к прошедшему. Образование воспитывает в человеке творчески-активно-действующую и отвечающую за мир личность.

Николай Федорович огромное значение придавал родовой семейной памяти, образам отцов и предков. Он писал: ''Душа человека не tabula rasa, не лист чистой бумаги, не мягкий воск, из которого можно сделать все что угодно, а два изображения, две биографии, соединенные в один образ. Чем утонченнее будут способы познания, тем больше будет открываться признаков наследственности, тем ярче будут восставать образы родителей; так что полный ответ на древний вопрос, написанный над воротами Дельфийского оракула, - «познай самого себя» - мы будем иметь во всеобщем воскрешении.''[1]

Человечество мыслится как братство сынов, помнящих родителей, и их долг - возвращение предков к жизни. Смерть дяди Н.Ф.Фёдорова высекла из него эту искру понимания. ''Человек - существо смертное'' и он должен стать победителем смерти.

Категория памяти в его философии является стержневой. Вся человеческая культура - это попытка мнимого воскрешения (сохранение памятников, собирание реликвий и т.д.). Эта культура должна измениться, из создания мертвых подобий превратившись в настоящее воскрешение прошлой жизни. Возможно, это произойдет только в том случае, если человечество объединится, перестанет воевать друг с другом, сформирует общее мировоззрение. В обществе, где правит смерть и безжалостная борьба людей за жизнь, человек не только не может, но и не в праве мириться со смертностью. [2]

Своеобразие миропонимания Фёдорова заключается в сочетании активизма и утопического

коллективизма с религиозным обоснованием конечной цели. Одно из авторских определений ''общего дела'' - это ''новая Пасха''. Пасха учит людей самому главному: они обязаны вернуть к жизни своих предков и навсегда одолеть смерть. Люди должны объединиться во имя общего дела, и тогда станет возможным всеобщее воскрешение. Но ''общее дело'' не задумывалось Фёдоровым как Богочеловеческий процесс. Воскрешение усопших - это дело, осуществимое людьми, вооруженными научными знаниями и техникой. Вера в Христа лишь указывает на возможность такого воскрешения и вдохновляет людей на его практическую реализацию.[3]

Проект ''общего дела'' призван сосредоточить энергию рождения на воскрешение умерших предков, рождений станет всё меньше и возвращение к жизни последнего из прародителей будет означать завершение жизни через смерть и начало жизни вечной.

Чтобы показать возможность совершения этой конечной цели, Фёдоров не жалел сил на создание технических планов, которые стали бы первыми практическими шагами на пути к осуществлению проекта ''общего дела''. Необходимо будет освоить не только Землю, но и космическое пространство и кардинально изменить его (Н.Ф.Федоров подразумевал поселить воскрешенных предков на других планетах). В этом выражается космизм Николая Федоровича.

Смелость и радикализм его воскресительного плана притягивали к себе сердца его современников, однако натуралистическая перспектива полумагического воскрешения умерших родителей отталкивала и устрашала. [2]

Подводя итоги данной статьи, следует еще раз выделить значимость философии Н.Ф.Федорова, в которой активизм и вера в науку, магический натурализм и устремленность к последней общечеловеческой цели объединились в рамках одного проекта, отлились в мечту о воскрешении усопших. Список использованной литературы

1.Федоров Н.Ф. Сочинения в 2 ч. Часть 2. Философия общего дела. Статьи, письма 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 348 с.

2.Лишаев С.А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века. Самара: Самар. гуманит. акад., 2006. 240 с.

3.Бердяев Н. А. Религия воскрешения : сборник статей 1915-1916 гг. М.: Директ-Медиа, 2016. 210 с.

© Комарова А.Н., 2018

А.Н. Комарова

студентка 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: hiiidden@ mail.ru

ФИЛОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.А.БЕРДЯЕВА Аннотация

В данной статье рассматривается философия творчества Н.А.Бердяева и его книга «Смысл творчества». Его понимание творчества имело свою специфику и эсхатологический окрас. Бердяев говорит о третьем откровении, которое можно постичь только через творчество, где центром становится сам творческий субъект. Творчество - это обнаружение богоподобной природы человека, и поэтому путь творчества - это преодоление «мира». Оно становится вершиной духовной свободы, достижением человеком доброты и истины.

Ключевые слова

Философия творчества, тема свободы, этика, третье откровение, гениальность и святость, объективация,

трансцендирование, Н.А.Бердяев, эсхатология.

~ 98 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.