Научная статья на тему 'Философия образования XXI столетия: предмет, круг проблем, императивность культурно-гуманистической парадигмы'

Философия образования XXI столетия: предмет, круг проблем, императивность культурно-гуманистической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / обучение / воспитание / философия образования / культурно-гуманистическая парадигма / личность / культура / ценность / гуманизм / гуманитарная культура личности. / education / training / education / philosophy of education / cultural and humanistic paradigm / personality / culture / value / humanism / humanitarian culture of an individual.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И М. Орешников

В статье характеризуется философия образования и ее предмет, определяется круг проблем, познавательное и практическое значение, а также обосновывается необходимость, императивность культурно-гуманистической парадигмы образования, которая должна лежать в основе коренного реформирования системы образования XXI столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HILOSOPHY OF EDUCATION OF THE XXI CENTURY: THE SUBJECT, THE RANGE OF PROBLEMS, THE IMPERATIVENESS OF A CULTURAL AND HUMANISTIC PARADIGM

The article characterizes the philosophy of education and its subject, defines the range of problems, cognitive and practical value, as well as it reasons the necessity, imperativeness of a cultural and humanistic paradigm of education, which should form the basis of the radical reform of the education system of the XXI century.

Текст научной работы на тему «Философия образования XXI столетия: предмет, круг проблем, императивность культурно-гуманистической парадигмы»

УДК 130.2:62 https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10301

Философия образования XXI столетия: предмет, круг проблем, императивность культурно-гуманистической парадигмы

И.М. ОРЕШНИКОВ, д.ф.н., проф. кафедры философии

ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет (Россия, 450062, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, д. 1). E-mail: Philosophyugntu@mail.ru

В статье характеризуется философия образования и ее предмет, определяется круг проблем, познавательное и практическое значение, а также обосновывается необходимость, императивность культурно-гуманистической парадигмы образования, которая должна лежать в основе коренного реформирования системы образования XXI столетия.

Ключевые слова: образование, обучение, воспитание, философия образования, культурно-гуманистическая парадигма, личность, культура, ценность, гуманизм, гуманитарная культура личности.

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком.

Н.И. Пирогов

Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни.

Н.А. Бердяев

Современная техногенная цивилизация, информационно-технологическое, рыночное и постмодернистское общество, не только в России, но и в других странах мира переживают серьезный глубокий кризис системы образования. Суть этого кризиса, на наш взгляд, заключается в его утилитарно-прагматическом характере, в его дегуманизации, деперсонификации и обезличивании, существенном снижении его мировоззренческого, интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, а также в значительном ослаблении в нем экзистенциального, личностного и моти-вационного смысла. Другими словами, сущность кризиса образования состоит в отсутствии в нем культурно-гуманисти-ческоого компонента, призванного быть основополагающим и системообразующим, определять целесообразную деятельность педагогического сообщества, содержание всего учебно-воспитательного процесса, а также государственную образовательную политику.

Таким образом, проблемы образования в XXI столетии крайне актуальны, они приобретают по-настоящему судьбоносный и смысложизненный характер. Их философская научная разработка имеет большую не только познавательную, теоретико-методологическую, но и практическую, организационно-управленческую значимость. Однако, к сожалению, все вышесказанное пока недостаточно осознается общественностью и даже профессионально-педагогическим сообществом.

Очевидно, что ныне проблемы образования нуждаются в первую очередь в своем философском, системно-целостном и аксиологическом осмыслении.

Главная цель данной статьи - охарактеризовать философию образования, ее предмет, определить актуальный круг проблем, познавательное, аксиологическое и практическое значение, а также обосновать необходимость, императивность культурно-гуманистической парадигмы образования, которая является наиболее адекватной и перспективной и должна определять стратегию гуманистического выхода из его кризиса, лежать в основе всей деятельности педагогического сообщества и государственной образовательной политики, в деле коренного реформирования системы образования XXI столетия.

Анализ многочисленной зарубежной и отечественной литературы свиде -тельствует о том, что в ней господствуют работы по педагогике, дидактике и методике обучения, в то время как публикации по социологии образования и философии образования встречаются гораздо реже, на последний факт особо хотим обратить внимание читателей.

В связи с тем что проблемы образования носят междисциплинарный и комплексный характер, их изучает не только философия, но также педагогика, социология, психология, история, культурология и другие дисциплины, то вполне логичен вопрос о специфике собственно философского исследо-

вания образования, об отличии его от наиболее близких к нему - педагогического и социологического исследований. Итак, вкратце рассмотрим этот вопрос.

Педагогика - это теория обучения и воспитания. Она исследует педагогическую деятельность, учебно-воспитательный процесс, его цели, задачи, технологию, методику, форму организации, способы его совершенствования с целью формирования определенного социального типа личности. Педагогика включает в себя прежде всего теорию обучения (дидактику), теорию воспитания, методику и школоведение. В педагогической науке образование понимается чаще всего как процесс передачи знаний, умений и навыков от одного поколения к другому.

Социология образования - важнейшая отрасль прикладного социологического знания, она исследует образование как особый социальный институт в его взаимодействии с другими социальными институтами, с различными сферами общественной жизни - экономической, политико-правовой, социальной, духовной и семейно-быто-вой, характеризует образование как социокоммуникативный процесс, социальные проблемы образования, его социальные функции, место и роль в общественном воспроизводстве, процессе социализации человеческого индивида, в ходе которого он становится существом общественным, приобретает социально значимые качества и

определенные социальные роли. Социология для исследования проблем образования в основном использует структурно-функциональный метод.

В социологической науке образование чаще всего понимается как особый социальный институт, выполняющий экономическую, социальную и культурную функции. Правда, Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая в учебнике по социологии дают определение образования, близкое к философскому его пониманию. В частности, они пишут: «Образование - институционализированный процесс, на основе которого передаются ценности, умения и знания от одного человека, группы, сообщества - к другим» [1].

Говоря о педагогике и социологии образования, необходимо отметить, что они дают нам важное, но все же частнонаучное и ограниченное знание о феномене образования, схватывают и характеризуют только отдельные его аспекты, то есть им недоступно системно-целостное и интегральное знание об образовании, которое достигается только философским исследованием.

Однако определить специфику философии образования, ее предмет и круг проблем не так просто. Хорошо известно, что проблема специфики философии, философского мышления, философского познания и философского знания до сих пор является крайне дискуссионной, относительно нее существуют самые различные концепции. Кроме того, в массовом общественном сознании популярно негативное и скептическое отношение к философии. К сожалению, даже в интеллектуальной среде среди ученых и педагогов также встречаются подобные позиции, порой говорится о ненужности и даже вредности философии для науки, о необходимости замены ее теософией , литературоведением и пр.

Однако в отечественной литературе все же господствует позиция, согласно которой философия является особой формой мировоззрения, учением о мире, человеке и месте человека в мире. Ее предмет - система «человек - мир», она исследует предельные, сверхчувственные и универсальные основания бытия и познания, мировоззренческие универсалии культуры, не только сущее, но и должное, она является системно-целостным и ценностно-смысловым способом освоения человеком мира. Данная позиция представлена в ряде работ [2-5]. Несколько ниже при определении философии образования мы будем руководствоваться изложенной позицией.

Важно заметить, что пока в литературе отсутствует четкое однозначное и

общепринятое понимание философии образования. В частности, В .А. Канке считает, что философия педагогики и образования есть «метанаука, предметом которой являются педагогические науки, а также вопросы образования, взятые в общекультурном аспекте» [6].

В.А. Кобылянский полагает, что предметом философии образования является изучение принципов и закономерностей структуры, функционирования и развития сферы образования как целостной системы, выявление ее места и роли в жизни человека и общества с целью обеспечения их (человека и общества) оптимального бытия (со-бытия), развития (со-развития) и взаимодействия друг с другом и с природой [7].

Теперь приведем авторское понимание философии образования.

Философия образования - это метафизическое, ничем не заменимое постижение, исследование образования в целом, во всех его ипостасях и проявлениях, она раскрывает сверхчувственные предельные и универсальные основания его бытия, осуществляет системно-целостный, интегральный, концептуально-рефлексивный и ценностно-смысловой анализ феномена образования и его проблем, выясняет тенденции его функционирования и развития, определяет наиболее адекватные и перспективные концепции и парадигмы образования с целью его совершенствования и коренного гуманистического реформирования, уточняет и определяет категориально-понятийный аппарат исследования образования, рассматривает философские вопросы педагогической науки и др.

Короче говоря, философия образования определяет философско-антро-пологические, теоретико-методологические и аксиологические основания образования как важнейшего социокультурного института, как органического единства обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания.

Понятно, что круг проблем философии образования крайне широк, и все же, по нашему мнению, можно выделить три группы главных проблем: философско-антропологические, теоретико-методологические и аксиологические.

Итак, философско-антропологиче-ские проблемы образования антропо-центричны, в фокусе их осмысления находится человек. Их разработка ориентирована на личность, на ее целостное, творческое, интеллектуальное, духовно-нравственное и телесно-физическое развитие. Это направление исследования образования является гуманистическим и гуманитарным, про-

тивостоит утилитарно-прагматическому характеру образования, сугубо сциентистским и техницистским ее концепциям. Поэтому здесь важнейшая проблема - понимание природы и сущности человека как родового существа, а в связи с этим - создание, конструирование образа идеального человека, определение социального типа личности, которую необходимо воспроизводить, формировать и развивать в результате учебно-воспитательного процесса.

Теоретико-методологические проблемы образования. Главная цель их философского осмысления - определить и охарактеризовать образование, как уже отмечалось, как важнейший социокультурный институт, органическое единство обучения и воспитания, самообучения и самовоспитания, показать его место и роль в воспроизводстве человека как биосоциального, одушевленного, духовно-нравственного и телесно-физического существа. Кроме того, здесь существует задача разработки категориально-понятийного аппарата, который необходим для любого вида исследования образования. В этих целях уточняется и определяется содержание таких понятий, как «образование», «обучение», «воспитание», «культура», «ценность», «личность» и др.

Аксиологические проблемы образования - также важнейшая предметная область исследования. Главное его назначение - определить ценностно-смысловые основания образования, его культурно-гуманистический компонент, соответствующую ему парадигму, цели и задачи, а также культуру общения педагога с учащимися, охарактеризовать сущность педагогики сотрудничества и сотворчества, выявить специфику педагогической этики.

Очевидно, что в рамках данной статьи возможно рассмотреть только те проблемы философии образования, которые для нас носят принципиальный характер и позволяют полнее раскрыть содержание предлагаемой статьи.

Безусловно, философско-антро-пологическая проблема определения родовой сущности человека является здесь фундаментальной и ключевой, имеющей большой педагогический смысл.

Проблема природы и сущности человека, как известно, является вечной философской проблемой, одновременно старой и новой , так как каждая историческая эпоха вносит в нее новые идеи и подходы к исследованию.

Ныне существует множество концепций человека: теологическая, биологизаторская, космологическая, социологизаторская, экзистенциона-

листская, персоналистская, постмодернистская и др.

В отечественной литературе - академической, справочной и учебной - до сих пор господствует марксистская, а в принципе, социологизаторская концепция человека. Согласно ей человек понимается как общественное, деятель-ностное и преобразующее существо, а сущность его сводится к совокупности (ансамблю) общественных отношений. Здесь верно подчеркивается, что человек есть продукт общества и культуры. Между тем в данном случае абсолютизируется роль социальной среды и общественных отношений в формировании и развитии человеческого индивида, он понимается фактически как сгусток общественных отношений, своеобразный социальный атом. В итоге человек рассматривается «без пола и крови», без тела и пола, то есть как бестелесное и бесполое существо.

Думается, что человек как родовое существо обладает духовной, духовно-нравственной сущностью. В пользу такого понимания сущности человека можно сослаться на антропологические идеи Сократа, И. Канта, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.А. Бердяева, А. Швейцера, Э. Фромма, Д.С. Лихачева и М.М. Бахтина. Однако, если говорить в целом, в истории философской научной мысли прослеживается тенденция к значительному снижению идеального образа человека, даже к «расчеловечиванию» человека, лишению его сугубо человеческих качеств, которые в корне отличают его от всех живых существ. В частности, идеальный образ целостного, всесторонне и гармонически развитого человека эпох Возрождения и Просвещения ныне оценивается как крайне романтический, утопический и неосуществимый.

О возможной деградации человека, об опасности возникновения «одномерного», «усредненного», примитивного человека говорили еще Д. Мережковский в «Грядущем хаме», Г. Маркузе в «Деградации человека» и «Одномерном человеке», К. Ясперс в «Духовном состоянии эпохи», Х. Ортега-и-Гассет в «Восстании масс» и Э. Фромм в «Душе человека».

Многие философы, социологи и писатели ХХ века (О. Шпенглер, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер, Л. Мамфорд) прямо говорили и писали об интеллектуальной и духовной деградации человека, о грядущей опасности подчинения его машине. В связи с этим Р. Брэдбери в работе «451° по Фаренгейту» очень образно описывает Америку XXI века, когда автоматы обеспечили изобилие благ и свободного времени, развлечение возведено в культ. Все творческие

виды деятельности презираются. Школы готовят бегунов, прыгунов, пловцов, любителей ковыряться в моторах. «Интеллектуальный» - самое бранное слово. Ф. Фукуяма видит в новых технологиях, в отличие от других научных достижений, тонкую грань - как между очевидными преимуществами, так и «вкрадчивым злом» [8]. Это вкрадчивое зло Т. Вулф резюмирует так: «Извините, но у вас просто умирает душа» [9]. В результате деантропологизации и деградации происходит деинтеллек-туализация человека, а потребление в его «универсальном» смысле лишает человека его человеческих качеств: он перестает обогащать свой субъективный мир духовными ценностями.

К. Манхейм обратил внимание на усиление иррационализма в современном обществе, он пишет, что возникла диспропорциональность в развитии человеческих сил: с одной стороны развиваются наука и техника, с другой - моральное совершенствование общества не успевает за развитием этих технологий [10]. Мы разделяем мнение У. Бека в том, что «свидетельство о смерти притязаниям науки на разум и рационализм с энтузиазмом выдали философы постмодернизма» [11].

Современные гигантские беспре-цендентные успехи и достижения современной технонауки, биотехнологий, генно-инженерной практики, использования эффективных лекарственных средств породили довольно опасные соблазны, антропологические тренды в деле улучшения природы человека, трансформации его телесно-физической, половой и интеллектуальной организации и пр. Человек начинает мыслиться как проект и объект экспериментирования по самым невероятным замыслам: к примеру, создание «тела без пола», «пола без тела». Все это в конечном счете ориентировано на уход человека с исторической сцены и замену его другим существом (киборгом, биороботом, мутантом, новым гуманоидом, транс- или постчеловеком).

В связи с этим некоторые мыслители (Ф. Фукуяма, Б.В. Марков, П.С. Гуревич) прямо говорят и пишут о грядущей постчеловеческой, постантропологической эпохе [8, 12, 13]. А С.А. Смирнов крайне пессимистично оценивает судьбу человека: «Привычный образ человека скоро придется записывать в Красную книгу и создавать Музей человека» [14].

Таким образом, очевидно, что современное человечество переживает переломный период в своем развитии, «осевое» время, этап переоценки ценностей.

Ценностно-смысловое освоение человеком мира, соотношение в нем

общечеловеческих и национально-этических ценностей с необходимостью ставит проблему существования Духовного Абсолюта, абсолютной системы ценностей, абсолютной шкалы, с помощью которых можно бы было оценивать и регулировать человеческую жизнедеятельность, поведение и поступки людей, определять степень совершенства социальной действительности, общественных отношений и развития отдельных личностей.

Отрицание наличия Духовного Абсолюта, абсолютных критериев совершенства, на наш взгляд, ведет к субъективизму и вседозволенности. В связи с этим можно привести знаменитую фразу Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, то все дозволено».

Наверное, из всех существующих ответов на вопрос об абсолютных основаниях человеческого бытия наиболее понятный ответ дает религия. Однако, на наш взгляд, вполне возможно и светское понимание Духовного Абсолюта как объективизированного и надличностного общественного сознания, как автономного мира ценностей, который порой может оцениваться как трансцендентальное бытие, непостижимое для человеческого разума.

Не вдаваясь в сложную дискуссию о соотношении обшечеловеческого и национально-этнического в культуре, в том числе системе образования, полагаем, что гуманитарная культура и ее ценности (гуманизм, истина, добро, красота, свобода, творчество, совесть, честь, достоинство, смысл жизни и др.) являются абсолютными основаниями человеческого бытия, общественной жизни, существования человеческого рода и мирового сообщества.

Теперь перейдем от теории к практике, от философских и научных взглядов на человека к реальному положению дел.

В постиндустриальном, рыночном и потребительском обществе господствует утилитарно-прагматическое понимание человека, он характеризуется и оценивается главным образом как элемент технико-технологического и экономического процесса, как средство получения прибыли, рабочая сила, трудовой ресурс и нужный потребитель.

Такое понимание человека детерминирует процессы его воспроизводства, утилитарно-прагматический характер образования. «Образовательный капитализм», утилитарно-прагматический, коммерческий и бухгалтерский подход к образованию рассматривает его как особую отрасль экономики и сферу услуг, призванную приносить пользу, выгоду и прибыль. В силу этого учебные заведения, прежде всего колледжи и

вузы, превращаются в бизнес-предприятия. Главной их целью является выпуск особого полезного товара - рабочей силы и трудового ресурса, конкурентоспособного работника, призванного главным образом выполнять успешно свою трудовую функцию. В этом плане очень характерна статья Л .А. Минаевой «Качество рабочей силы вуза: проблемы и пути их решения» [15].

Утилитарно-прагматическая парадигма образования привела к отрыву его от высших ценностей гуманитарной культуры, к отрыву когнитивного научного знания от ценностей, к отрыву истины от добра и красоты, к отрыву обучения от воспитания. Кроме того, в России до сих пор отсутствует философски и стратегически продуманная государственная политика в области образования. В ней приоритетными являются те же самые утилитарно-прагматические установки, о которых говорилось выше, заметно стремление чуть ли не полностью формализовать и стандартизировать весь учебный процесс, в ней введена излишняя отчетность педагогов, постоянно изменяется содержание рабочих программ, деятельность учебных заведений и труд педагога в основном оцениваются не качественными, а сугубо количественными показателями. Заметим еще и то, что в учебном процессе главным образом используется далеко не творческая и эвристическая технология, применяются простые контрольные вопросы, тесты, школьники буквально натаскиваются для успешной сдачи единого государственного экзамена. Добавим еще и то, что ныне интернет все больше превращается в главный источник информации и знания, это формирует установку молодых людей на получение готовых сочинений и рефератов, не прилагая при этом никаких мыслительных усилий, что ведет к существенному ослаблению памяти и интеллектуальных способностей. В итоге у них формируется не творческое, научно-поисковое, а картинно-образное, поверхностное и клиповое мышление. В связи с этим В. Федотова в своей статье с весьма выразительным названием «Образовательный Макдональдс» справедливо пишет о чиновничьем произволе, утилитаризме, коррупции в научно-образовательной сфере [16].

Кстати, Болонский процесс, ориентированный на подготовку бакалавров и магистров, в своем содержании также имеет утилитарно-прагматические установки и рассчитан на излишнюю формализацию и стандартизацию учебного процесса. Таким образом, он не способен преодолеть дегуманизацию и обезличивание системы образования.

Короче говоря, ныне настоятельно требуется принципиально иная парадигма образования - культурно-гуманистическая, которая носит императивный, антропоцентристский, личностный, аксиологический, субъектно-субъектный, креативный, идеологический характер. В ней гуманистические идеи и идеалы являются ключевыми, основополагающими, а понятия «культура», «ценность», «личность», культурные и мировоззренческие универсалии - ведущими, она интегрирует истину, добро и красоту. В итоге образование, обучение, учение, воспитание, знания, навыки и умения учащегося рассматриваются в широком социокультурном, ценностно-смысловом контексте, то есть образование понимается как культурная, коммуникативная, диалоговая и творческая деятельность педагога и учащегося, как процесс понимания, сотрудничества и сотворчества.

В свете данной парадигмы главной целью образования является не только подготовка конкуренто-способного работника, но и формирование культурного человека, интеллектуального и воспитанного, духовно, нравственно, эстетически, и телесно-физически развитого, обладающего гуманистическим, диалоговым и творческим мышлением, умеющего совершенствовать себя, строить гармонические отношения с миром, природой и обществом, толерантно относиться к различным культурам, народам и конфессиям, способного участвовать в гуманизации социальной действительности, - человека с благородными помыслами, действиями и поступками.

Конечно, все это ни в коей мере не отменяет необходимости овладения студентами своей основной специальностью, приобретения глубоких знаний в области естественных и технических наук, однако их освоение должно осуществляться в контексте гуманитарной культуры.

Культурно-гуманистическая парадигма образования предполагает процесс гуманизации и гуманитаризации высшей школы, профессионального образования, требует формирования прежде всего гуманитарной культуры личности

Гуманитарная культура личности -это «живая душа», мера человеческого в человеке, характеризует ее подлинную духовность, душевность, гуманность, интеллигентность и воспитанность. Она выражает степень усвоения личностью общечеловеческих идей, ценностей и идеалов общественно-гуманитарной культуры, показывает меру реализации ее сущностных сил, духовного и телесно-физического потенциала, способностей, дарований, знаний,

навыков и умений в гуманитарной деятельности и ее результатах, участия в культурно-историческом процессе в качестве его сознательного, творческого, свободного и ответственного субъекта, «очеловечивающего» и облагораживающего социальную действительность.

Важно отметить, что для культурного человека духовная жизнь и культурное творчество самоценны, он не может жить без духовной пищи, без производства и потребления гуманитарно-культурных ценностей. Его жизнь требует культуры, он вовлекает ее в свою реальную жизнь, стремится к культурному, аксиологическому творчеству, к самопроизводству в культуре. «Если развитие человеческого рода, -верно замечал А. Мень, - перестанет питаться духовными ценностями, то это будет не развитие, а тяжелая деградация» [17].

Фундаментальной, ключевой и системообразующей ценностью гуманитарной культуры личности является гуманизм, рассматривающий человека в качестве высшей ценности (самоценности) и цели общественного развития, а не в качестве средства, инструмента, «рабочей силы», «трудового ресурса», «фактора», чего в принципе требует рыночная экономика и современные технологии. Кстати, такие характеристики человека, которые имеют негуманистический и обезличенный смысл, господствуют в многочисленной литературе, к сожалению, даже во многих социально-гуманитарных публикациях.

Гуманитарная культура личности должна включать в себя следующие компоненты: 1) культуру мышления, его гуманистический, диалоговый и творческий характер, соответствующий тип мировоззрения, высокий уровень усвоенных им многочисленных социально-гуманитарных, философских, социологических, исторических, правовых, культурологических, этических, эстетических и психологических знаний и пр.; 2) аксиологический, ценностно-смысловой компонент, который включает в себя высшие гуманитарные ценности, ценностные ориентиры, оценки, установки, соответствующие убеждения, верования, представления личности о добре, красоте, справедливости, чести, достоинстве и пр.; 3) культуру чувств (интеллектуальных, этических, эстетических и религиозных), что составляет чувственно-эмоциональный, экспрессивный компонент данной культуры; 4) культуру языка и речи, лингвистическую культуру, которая выражается в наличии большого запаса слов, грамотности, в правильной и красивой речи, умении правильно оперировать языковыми средствами, искусстве понима-

ния и интерпретации самых различных текстов; 5) коммуникативную культуру, которая носит нормативно-оценочный характер, она предполагает адекватное восприятие и понимание Другого, соблюдение этических, эстетических норм и правил человеческого поведения в общении, межличностных отношениях, процессе передачи информации, она характеризует культуру слушания, диалога и спора, наличие у личности коммуникативных способностей; 6) культуру личностного и общественно-исторического самосознания, знания о своем Я, об истории и судьбах человеческого рода своей страны и нации, понимание их места в мировой культуре; 7) телесно-физическую культуру личности, которая представляет собой интегральную качественную характеристику телесного и физического развития

личности, состояния ее здоровья, способ и меру реализации ее сущностных, телесных, физических сил и способностей, степень телесно-физического совершенства человеческого индивида в соответствии с культурными, духовно-нравственными, эстетическими и медицинскими ценностями, нормами и эталонами. Важно подчеркнуть, что в настоящее время гуманитарная подготовка любых специалистов является важнейшим критерием их профессионализма и компетентности.

В свете всего сказанного становится очевидным, что гуманизация и гуманитаризация системы среднего, высшего, особенно инженерно-технического образования есть веление времени и важнейшее направление их коренного реформирования. В основе же этого направления лежит культурно-гуманистическая пара-

дигма образования, а также педагогика сотрудничества и сотворчества, рассматривающие учащегося как высшую ценность, ориентированные на выпуск не просто рабочей силы, а культурных, интеллигентных и воспитанных специалистов. Все эти вопросы подробно рассмотрены автором в ряде работ [18-20].

Рассматриваемые в данной статье философские проблемы образования являются сложными и комплексными, нуждаются в дальнейшей разработке и должны стать объектом систематических и коллективных исследований философов, педагогов и ученых. В силу этого ряд вопросов не получил да и не мог получить исчерпывающего изложения. Задачей автора было пригласить читателей и исследователей к размышлениям, дискуссиям по столь важным, актуальным и интересным проблемам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. Социология. М.: Гардарики, 2011. 420 с.

2. Степин В.С. Наука и философия // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 58-75.

3. Лекторский В.А. Философия, общество знания и перспективы человека // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 30-34.

4. Межуев В.М. Культурная философия // Философия науки. 2008. № 1. С. 11-24.

5. Орешников И.М. Философия науки и техники: учеб. пособ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999. С. 4-26.

6. Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М.: Омега-Л, 2008. 264 с.

7. Кобылянский В.А. Философия образования как сфера знания // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 5. С. 233-245.

8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.: АСТ, 2008. 352 с.

9. Tom Wolft. Sorry but Your Soul Just Died // Forbes ASAP, December 2, 1996.

10. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994. 704 с.

11. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

12. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19-31.

13. Марков Б.В. Философия: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2014. 464 с.

14. Смирнов А.А. Антропология номадизма // Человек. 2014. № 3. С. 5-17.

15. Минаева Л.А. Качество рабочей силы вуза: проблемы и пути их решения // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 2. С. 110-122.

16. Федотова В. Образовательный Макдональдс // Литературная газета. 4-10 марта 2009. № 9-10 (6214).

17. Мень А. Радостная весть. Лекции. Вып. 1. М.: ВИТА-ЦЕНТР, 1991. 320 с.

18. Орешников И.М. Культурно-гуманистическая парадигма инженерно-технического образования // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 9-12.

19. Орешников И.М. Социокультурная парадигма образования как основа формирования специалистов нефтегазового профиля // Нефтегазовое дело. 2013. № 3. С. 170-177.

20. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учеб. пособ. Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. С. 89-102.

PHILOSOPHY OF EDUCATION OF THE XXI CENTURY: THE SUBJECT, THE RANGE OF PROBLEMS, THE IMPERATIVENESS OF A CULTURAL AND HUMANISTIC PARADIGM

ORESHNIKOV I.M., Dr. Sci. (Ph.), Prof. of the Philosophy Department

Ufa State Petroleum Technological University (USPTU) (1, Kosmonavtov St., 450062, Ufa, Russia). E-mail: Philosophyugntu@mail.ru ABSTRACT

The article characterizes the philosophy of education and its subject, defines the range of problems, cognitive and practical value, as well as it reasons the necessity, imperativeness of a cultural and humanistic paradigm of education, which should form the basis of the radical reform of the education system of the XXI century.

Keywords: education, training, education, philosophy of education, cultural and humanistic paradigm, personality, culture, value, humanism, humanitarian culture of an individual.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. 2.

3.

4.

5.

6. 7.

Volkov YU.G., Mostovaya I.V. Sotsioloaiya [Sociology]. Moscow, Gardarlkl Publ., 2011. 420 p. Stopin V.S. Science and Philosophy. Voprosy filosofii, 2010, no. 8, pp. 58-75 (In Russian).

Lektorskiy V.A. Philosophy, society of knowledge and human perspectives. Voprosy filosofii, 2010, no. 8, pp. 30 -34 (In Russian).

Mezhuyev V.M. Cultural Philosophy. Filosofiyanauki, 2008, no. 1, pp. 11-24 (In Russian). Oreshnikov I .M. Filosofiya naukii tekhniki [Philosophy of Science and Technology]. Ufa, UGN Kanke V.A. Filosofiya nauki [Philosophy of Science]. Moscow, Omega-L Publ., 2008. 264 p.

iy]. Ufa, UGNTU Publ., 1999. pp. 4-26.

9. 10 11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Kobylyanskiy V.A. Philosophy of education as a field of knowledge. Sotsial'no-gumanitarnyyeznaniya, 2006, no. 5, pp. 233-245 (In Russian). F ukuyama F. Nashe postchelovecheskoye budushcheye. Posledstviya biotekhnologicheskoy revolyutsii [Our post-human future. Consequences of the biotechnological revolution]. Moscow, AST Publ., 2008. 352 p. Wolft T. Sorry but Your Soul Just Died. Forbes ASAP, 1996.

Mankheym K. Diagnoznashego vremeni [The diagnosis of our time]. Moscow, Yurist Publ., 1994. 704 p.

Bek U. Chto takoye globalizatsiya? Oshibki globalizma - otvety na globalizatsiyu [What is globalization? The mistakes of globalism are the answers to globalization]. Moscow, Progress-Traditsiya Publ., 2001. 304 p.

Gurevich P.S. The phenomenon of human deanthropologization. Voprosy filosofii, 2009, no. 3, pp. 19-31 (In Russian). Markov B.V.: Filosofiya [Philosophy]. St. Petersburg, Piter Publ., 2014. 464 p. Smirnov A.A. Anthropology of nomadism. Chelovek, 2014, no. 3, pp. 5-17 (In Russian).

Minayeva L.A. Quality of the workforce of the university: problems and ways to solve them. Sotsial'no-gumanitarnyyeznaniya, 2011, no. 2, pp. 110-122 (In Russian).

Fedotova V. Educational McDonald's. Literaturnaya gazeta, 2009, no. 9 -10 (6214).

Men' A. Radostnaya vest'. Lektsii. Vypusk 1 [Good news. Lectures. Issue 1]. Moscow, VITA-TSENTR Publ., 1991. 320 p.

Oreshnikov I.M. Cultural-humanistic paradigm of engineering and technical education. Istoriya ipedagogika yestestvoznaniya, 2015, no. 4, pp.

9-12 (In Russian).

Oreshnikov I.M. Socio-cultural paradigm of education as the basis for the formation of specialists in the oil and gas industry. Neftegazovoye delo, 2013, no. 3, pp. 170-177 (In Russian).

Oreshnikov I.M. Filosofiya tekhniki i inzhenernoy deyatel'nosti [Philosophy of engineering activities]. Ufa, UGNTU Publ., 2008. pp. 89-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.