ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ. 2024. Т. 48. № 6. С. 58-70 LOMONOSOV PHILOSOPHY JOURNAL. 2024. Vol. 48. No. 6. P.. 58-70
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ ши
ЭСТЕТИКА
Научная статья
УДК 130.2; 18:7.01
аоЬ 10.55959/М8Ш201-7385-7-2024-6-58-70
ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В 20-е ГОДЫ XXI ВЕКА
М.О. Кедрова, Е.А. Кондратьев
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991,
Ленинские горы, МГУ, учебно-научный корпус «Шуваловский», г. Москва,
Россия
Аннотация. В статье рассмотрены основные направления научной деятельности кафедры истории и теории мировой культуры и кафедры эстетики, связанные с исследованием актуальных проблем философии культуры и философии искусства. Среди них — вопросы развития теории культуры, культурной компаративистики, медиаискусства, цифрового искусства, арт-рынка, урбанистической и средовой эстетики. Кроме того, представлены работы, посвященные исследованию истории культуры, теории искусства, историко-эсте-тическим исследованиям, а также фундаментальным проблемам философии культуры, изучения эстетического опыта и восприятия искусства.
Ключевые слова: философия культуры, теория искусства, эстетическая теория, междисциплинарный диалог
© М.О. Кедрова, Е.А. Кондратьев, 2024
PHILOSOPHY OF CULTURE AESTHETICS
Original article
PHILOSOPHY OF CULTURE AND ART AT MOSCOW UNIVERSITY IN THE 20'S OF THE XXI CENTURY
M.O. Kedrova, E.A. Kondratyev
Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, Moscow, Teaching and
Scientific Building "Shuvalovsky", 119991, Russia
Abstract. The article examines the main directions of scientific activity of the Department of History and Theory of World Culture and the Department of Aesthetics related to the research of current problems of the philosophy of culture and the philosophy of art. Among them are the following issues: development of theories of culture, cultural comparative studies, media art, digital art, art market, urban and environmental aesthetics. At the same time, works devoted to the study of the cultural history, the study of art criticism and historical aesthetic research, as well as to fundamental problems of the philosophy of culture, the study of aesthetic experience and the perception of art, are presented.
Keywords: philosophy of culture, art criticism, aesthetic theory, interdisciplinary dialogue
В начале 2020-х гг. в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова начали действовать научно-образовательные школы, в том числе школа «Сохранение мирового культурно-исторического наследия». Важным вкладом в работу этой школы стала научная деятельность философского факультета МГУ, и, поскольку далее речь пойдет о философии культуры и искусства, мы сосредоточим наше внимание на научных разработках двух кафедр философского факультета — кафедры истории и теории мировой культуры и кафедры эстетики.
В 2022 г. в Издательстве Московского университета было опубликовано учебное пособие «Введение в историю культуры» [1] под редакцией А.А. Кротова, А.В. Смирнова, М.И. Свидерской, Д.А. Лунгиной. Авторский коллектив — тринадцать человек — ведущие ученые в области философии культуры и истории культуры, работающие на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, а также представляющие Институт философии РАН и Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». Учебное пособие состоит из двенадцати глав и Приложения, в которое включены дополнительные материалы теоретического и историко-культурного характера. В первой главе учебного пособия содержится теоретическое введение в проблематику изучения культуры, рассматривается проблема определения понятия «культура», анализируются различные методологические подходы к ее изучению. В последующих главах история культуры выдвигается на первый план, однако во всех очерках присутствует теоретическая рефлексия, представленная ключевыми философскими и теоретико-культурными концепциями. В связи с ограниченным объемом «Введение в историю культуры» не претендует на полноту охвата культурно-исторического материала, авторы учебного пособия сосредоточили свои усилия на иной цели: продемонстрировать сущность культуры, исследуя ее различные формы и проявления. В главе, посвященной Древнему миру и зарождению первых цивилизаций, вопрос о начале цивилизации поставлен как научная проблема: рассмотрены различные подходы к вопросу о том, какие факторы обусловили переход человеческих обществ от первобытности к Древности, от предыстории к истории. В качестве модели, с помощью которой можно рассмотреть основные черты древних цивилизаций, выбран Древний Египет. В главе, посвященной античной культуре, сделан акцент на принадлежности ее к особому типу художественного сознания, для которого характерно отражение в искусстве исторического содержания эпохи. В главе о культуре западноевропейского Средневековья подчеркивается ее обусловленность христианской религией, что задает общий вектор ее рассмотрения. Глава об арабо-мусульманской культуре никоим образом не исчерпывается рассмотрением ислама как религии: напротив, в этой главе сделан особый акцент на арабо-мусульманской философии. Отдельная глава посвящена культуре Византии, средневековой империи, прекратившей свое существование в середине XV в., но сохранившей, в некотором смысле, свое культурное влияние до наших дней. Следующая глава представляет собой пространное введение в исследование культуры Ренессанса и той культурно-синтезирующей роли, которую сыграло Возрождение. Следующий блок, объемлющий три главы, содержит разнообразный, изобилующий историческими подробностями материал, посвященный культуре Реформации и складывания национальных государств, культуре Просвещения и культуре XIX в. Последняя глава посвящена культуре ХХ в., и в ней осуществлена попытка совместить анализ процессов, происходивших в искусстве прошлого столетия, с рассмотрением роли и места ключевых феноменов со-
временной культуры. В Приложении содержатся результаты исследования отдельных этапов развития культуры: анализ античной музыкальной культуры, рассмотрение культуры русского зарубежья, размышление об истории и перспективах метафилософии и сопоставление двух моделей историософии в русской мысли. Следует отметить, что дидактические цели, свойственные всякому учебному пособию, не повлияли на высокий научный уровень очерков, собранных в этом издании, а глубина научного и философского анализа не помешала вовлечению читателя в удивительный мир истории культуры. Учебное пособие «Введение в историю культуры» было удостоено Евразийской философской премии (2024) как лучшее в номинации учебных изданий.
В 2022 г. профессор кафедры истории и теории мировой культуры, доктор искусствоведения Марина Ильинична Свидерская опубликовала монографию «Утешение искусствознанием: западная классика в отечественном искусствознании XX-XXI веков» [2]. Книга представляет собой серию очерков, посвященных выдающимся отечественным — советским и российским — искусствоведам, среди которых В.Н. Лазарев, В.М. Алпатов, Б.Р. Виппер, А.А. Аникст, Е.И. Ротенберг, И.А. Антонова, М.Я. Либман, Л.М. Баткин, А.В. Михайлов, О.С. Попова. Однако, несмотря на то что биографический и автобиографический элементы составляют важную часть этой книги, вывод о том, что она относится к жанру мемуарной прозы, был бы слишком поспешным. Сама М.И. Свидерская отнесла свой труд к жанру консоляции («утешения»), и это не случайно. В Античности и более поздней литературе консоляция как литературный жанр предполагала обращение к философии, то есть утешение философией. М.И. Свидерская назвала свою книгу «Утешение искусствознанием», перенеся «утешительный» акцент на науку об искусстве. В результате этот текст представляет собой синтез бесценных биографических и автобиографических сведений с глубоким искусствоведческим и культурологическим анализом. В каждом очерке рассказ о личности ученого сопряжен с исследованием его научного метода, но при этом мы отчетливо слышим и голос автора: М.И. Свидерская ведет вдумчивый диалог со своими учителями, коллегами и друзьями, попутно, очень деликатно и ненавязчиво высказывая и свое понимание той или иной проблемы. Во временном отношении книга объемлет примерно семьдесят лет: 1950-2020-е гг. Речь идет главным образом о трех российских интеллектуальных центрах: Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Государственном институте искусствознания. Со-
держательный (искусствоведческий) диапазон охваченных в книге тем очень широк — это искусство Западной Европы классического периода, от греко-римской древности до конца XIX в. Особо следовало бы сказать о стиле этой книги. Автору удалось совместить строгость и точность научного дискурса с доверительной и искренней интонацией, свойственной личным воспоминаниям, и в итоге в стилистическом отношении получился совершенно уникальный текст. Читатель «Утешения искусствознанием» не только знакомится с историей и теоретическим осмыслением западноевропейского искусства, не только видит серию ярких и точных портретов выдающихся представителей советского и российского искусствоведения, но и воспринимает культурные и исторические события тех лет, «слышит» голоса героев этой книги и чувствует уважение, любовь и благодарность автора к этим замечательным людям, к эпохе и профессии, которой Марина Ильинична посвятила свою жизнь.
В 2024 г. Издательством Московского университета был опубликован четвертый выпуск альманаха «История и теория культуры» [3]. Этот выпуск был приурочен к юбилею профессора кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главного научного сотрудника Института востоковедения РАН, доктора филологических наук Виктории Викторовны Вертоградовой. Альманах «История и теория культуры» — рецензируемое научное издание, входящее в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ). С 2016 г. он регулярно (каждые два года) издается на базе кафедры истории и теории мировой культуры и, несмотря на свою пока еще сравнительно небольшую историю, уже зарекомендовал себя как авторитетное и востребованное научное издание. Четвертый выпуск альманаха содержит статьи, переводы и эссе двадцати девяти авторов, среди которых и именитые ученые — авторы фундаментальных трудов в области философии, теории и истории культуры, религиоведения, искусствоведения, и молодые исследователи — студенты и аспиранты философского факультета МГУ. Авторы альманаха в своем большинстве — сотрудники философского факультета МГУ, другие авторы представляют Научно-исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт высших гуманитарных исследований им. Е.М. Ме-летинского РГГУ, Институт лингвистики РГГУ, Институт востоковедения РАН, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Школу актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Российский православный университет св. Иоанна Богослова, Музей Банка России. Как и предыдущие выпуски альманаха, сборник 2024 г. характеризуется тематическим разнообразием, богатством
форм (статьи, комментированные переводы, эссе, диалоги), максимальным охватом предметного поля культуры. В его материалах исследуются различные феномены культуры от ее архаичных пластов (в частности, морфологический анализ критского линейного письма) до самых современных и актуальных (например, живопись современного тувинского художника Шоя Чурука). В «пространственно-временном» отношении охват тоже очень велик: Древняя Индия и Индия XX в., Древний Египет, средневековая Япония, Западная Европа, Восточная Европа, Россия XIX в. и Россия XXI в. Альманах содержит множество самых разных иллюстраций живописи, архитектуры, скульптуры, архивные фотографии, графики и схемы. Следует отметить, что, несмотря на высокий научный уровень материалов, представленных в сборнике, тем не менее он будет полезен и вызовет интерес у многих читателей-гуманитариев широкого профиля. В статьях альманаха читатель найдет неожиданные и смелые сопоставления (хромолюминаризм Поля Синьяка и шьямодджвала-бхеда «Читрасутры»; фольклор и научно-фантастическая литература; платоновская Атлантида и Нуминор Толки-на), масштабное и глубокое исследование культурного феномена (образ прекрасной женственности в искусстве Западной Европы от Античности до конца XIX в.), исследование философских понятий (история понятия «воображение»), этическое измерение культуры (культура подчинения с точки зрения экспериментальной этики), изучение рефлексии представителя одной культуры относительно деятеля другой культуры (Чаадаев и Луи Бонапарт), новый и неожиданный взгляд на творчество Ф.М. Достоевского (антропофагия как религиозная, философская и социальная метафора у Достоевского), историко-культурное рассмотрение памятников архитектуры (фасады Успенского собора во Владимире; Ссудная казна в Москве), размышление о месте научной дисциплины в системе других наук (религиоведение как призвание и профессия в свете кантовского «Спора факультетов»), скрупулезное исследование локального культурного феномена (книга и фильм П.П. Пазолини «Теорема»; роман братьев Гонкур «Мадам Жервезе») и многое другое. Можно с уверенностью сказать, что альманах «История и теория культуры» вносит ощутимый вклад в развитие современных культурфилософских и историко-культурных исследований.
В 2024 г. в Издательстве «Проспект» было опубликовано учебное пособие «Очерки по истории русской культуры: проблемы, концепции, механизмы культурной памяти» [4] доцента кафедры истории и теории мировой культуры, кандидата философских наук Оксаны Михайловны Седых. Книга представляет собой серию очер-
ков, в которых анализируются различные теоретические подходы к изучению русской культуры. В центре внимания автора находится проблема культурной памяти и механизмы ее актуализации. Учебное пособие начинается с теоретического введения (глава 1), в котором рассматривается само понятие культурной памяти, исследуется ее структура, а также дается общая характеристика русской культуры и ее специфических особенностей. Остальные пять глав объемлют исторический диапазон от дохристианского восточного славянства до Петровских реформ. Несмотря на то что исследование истории русской культуры ограничивается петровской эпохой, представленный в учебном пособии метод изучения культуры позволяет экстраполировать полученные результаты на последующие этапы русской истории и рассматривать культурные паттерны, сложившиеся в древний и средневековый периоды как модели, потенциал которых разворачивается в историческом времени. Следует отметить, что учебное пособие, с одной стороны, является итогом лекционных курсов, прочитанных О.М. Седых на кафедре истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ, а с другой стороны, это и результат научно-исследовательской работы автора и многие темы, представленные в книге, прошли апробацию в виде статей, опубликованных в ведущих научных журналах. Таким образом, история русской культуры не догматически излагается, а исследуется как цикл интересных и сложных научных проблем. Обозначим лишь некоторые из них: представления о смерти и доле в традиционных верованиях восточных славян; софийная идея и культура Серебряного века; Россия-континент и Россия-остров; феномен самозванчества в русской культуре; Петровские реформы как историко-культурный феномен; диалогизм русской культуры; феномен «петербургского текста»; литературоцентризм русской культуры. Подчеркнув глубокую продуманность и самостоятельность данного исследования, нельзя не отметить, что автор в то же время опирается на широкий круг исследовательской литературы, которая включает и работы, ставшие уже классическими, и самые современные научные разработки как отечественных, так и зарубежных авторов. Учебное пособие снабжено дидактическим аппаратом, включающим вопросы и задания к каждой главе: перечень контрольных вопросов, с помощью которых учащийся может проверить, насколько хорошо он понял и усвоил материал главы; список источников для обсуждения на семинарских занятиях; список исследовательской литературы для подготовки докладов; темы студенческих научных работ; темы рефератов. Книга О.М. Седых будет не только исключительно полезна студентам гуманитарных
специальностей, но она, безусловно, привлечет внимание всех интересующихся концептуальными подходами к изучению истории русской культуры.
За указанный период преподавателями кафедры эстетики были опубликованы многочисленные статьи по проблематике эстетики и философии искусства в ведущих философских, культурологических и искусствоведческих журналах («Вопросы философии», «Вестник Московского университета. Серия 7. Философия», «Вестник ВГИК», «Всеобщая эстетика», «Обсерватория культуры», «Парадигма», «Тетради по консерватизму», «Философия и общество», «Философия хозяйства», «Художественная культура», «Ценности и смыслы», «Человек»). Тематика, которая была рассмотрена в данных публикациях, касалась актуальных вопросов соотношения искусственного интеллекта и искусства, науки и искусства, техники и искусства, эстетического и художественного, искусства и популярной культуры, цифрового искусства, эстетических оснований искусствоведческой экспертизы, функционирования искусства и музеев в интернет-пространстве, роли медиаискусства, процессуальной парадигмы в современной эстетике, эстетической деятельности, эстетической интерпретации искусства, эстетики театрального искусства, теологической эстетики, урбанистической эстетики и др.
В 2022 г. в издательстве «Алетейя» (Санкт-Петербург) была опубликована монография Виктора Петровича Крутоуса «Эстетика эпохи "надлома империй"» [5]. Фундаментальная работа профессора кафедры эстетики посвящена широкому кругу эстетико-философ-ских вопросов и состоит из трех разделов: «Из истории эстетической мысли Европы и России», «Эстетическая теория в действии», «Пирамида культуры». В первом разделе рассматриваются философ-ско-эстетические взгляды Ф. Ницше, Я. Мукаржовского, Дж. Мура, Г.-Г. Гадамера, Д. Лукача, Д. Овсянико-Куликовского, В. Стасова, М. Бахтина, Л. Шестова, Г. Шпета, В. Шкловского. Второй раздел связан с рассмотрением значимых теоретико-эстетических тем: определения искусства, проблемы трагического и драматического в современном искусстве, антитезы чувственного и рационального в эстетике, а также психологических вопросов художественного творчества. Третий раздел посвящен междисциплинарному диалогу эстетики и культурологии, феномену дионисизма в современной культуре, рассмотрению соотношения культуры и цивилизации, культурной самоидентификации и др.
В 2022 г. профессор кафедры эстетики Татьяна Викторовна Кузнецова опубликовала учебное пособие для вузов «Диалектика эсте-
тического: универсальное и своеобразное» [6]. В данном учебном пособии подробно освещаются познавательные функции эстетики, значение эстетического знания в различных теоретических и социокультурных контекстах. В книге рассматриваются: система основных эстетических категорий; соотношение всеобщего и индивидуального в эстетическом идеале; понятие народности в искусстве; виды и жанры народного искусства.
В 2023 г. Издательством Московского университета было опубликовано учебное пособие для вузов доцента кафедры эстетики Сергея Анатольевича Дзикевича «Эстетика. Начала классической теории» [7]. Данная работа представляет собой освещение классической эстетической проблематики в историко-теоретическом ракурсе. В книге формулируются задачи университетского курса эстетики, рассматривается история эстетического образования в России. В первой главе «Категориальное наследие классической философской эстетики» подробно рассмотрены теоретические категории прекрасного и совершенного, подведен итог античной философской эстетики как основы для дальнейшего развития эстетической рефлексии. Во второй главе «Начало диверсификации прекрасного в другие эстетические категории» освещена категория возвышенного в позднеантичной и раннехристианской эстетической мысли.
В 2020 г. профессор кафедры эстетики Арнольд Арамович Ога-нов (в соавторстве с И.Г. Хангельдиевой) выпустил учебное пособие для вузов «Теория культуры» [8]. Данное учебное пособие представляет собой систематизацию широкого материала по философии искусства и теории культуры ХХ — начала XXI в. В книге изложены современные концепции культуры, методология ее изучения, типология культуры, дифференциация культуры на элитарную и массовую, освещены вопросы взаимоотношения культуры и рыночной экономики, проблемы национального и общечеловеческого в культурном развитии современного общества.
В 2022 г. доцент кафедры эстетики Андрей Георгиевич Рукавишников участвовал в составе большого авторского коллектива преподавателей МГУ (философского факультета, факультета глобальных процессов) в подготовке монографии «Города с высоким научно-технологическим потенциалом: методика изучения и инновационные подходы к исследованию» [9]. В данной научно-исследовательской монографии рассмотрена методология междисциплинарного гуманитарного изучения территорий с высоким научно-технологическим и инновационным потенциалом с целью формирования эффективных моделей управления.
В 2020 г. в связи с 60-летием кафедры эстетики философского факультета МГУ была проведена Юбилейная конференция, и в 2022 г. выпущен сборник научных трудов «Эстетика и герменевтика» (под ред. А.Р. Апресяна, С.А. Дзикевича, Е.А. Кондратьева, А.Г. Рукавишникова) [10], который был посвящен проблеме осознания места эстетики как философской дисциплины в современном гуманитарном знании, соотношению философской герменевтики, феноменологии и эстетического знания. Свои доклады и статьи представили философы, эстетики и теоретики культуры как Московского университета, так и ведущих университетов России, а также научно-исследовательских институтов и художественных вузов (Дом Лосева, МГАХИ имени В.И. Сурикова и др.).
В 20-е гг. XXI в. Издательством Московского университета продолжилась публикация ежеквартального научного журнала философского факультета «Всеобщая эстетика» ("Aesthetica Universalis") (под ред. доцента кафедры эстетики философского факультета С.А. Дзикевича), посвященного эстетической и искусствоведческой проблематике. Редакционный совет журнала составляют как преподаватели философского факультета (Е.А. Богатырёва, А.Р. Апресян, Д.П. Козолупенко, И.П. Давыдов, М.О. Кедрова), так и ведущие представители отечественной и мировой эстетической мысли и философии искусства: М. Афасижев, С. Ванеян, А. Лаврентьев, Н. Кэрролл, Пен Фен, Лю Юэди, К. Вульф и др. В течение указанного периода в журнале публиковались оригинальные статьи преподавателей кафедры эстетики и философского факультета, переводы работ ведущих отечественных и зарубежных авторов, обзоры значимых научных конференций и событий в мировой эстетике. В частности, в журнале были опубликованы статьи известного французского исследователя Филиппа Серса, посвященные творчеству В. Кандинского.
В 2021 и 2023 гг. соответственно кафедрой эстетики были проведены X и XI Овсянниковские международные научные конференции «Эстетические исследования постсовременных социокультурных процессов: проблемы и парадигмы» и «Эстетика в диалоге культур». В выступлениях отечественных и зарубежных ученых были освещены эстетические и культурологические проблемы, связанные с изменениями в культуре и искусстве в так называемые «переходные эпохи», проанализирована эстетическая и культурная динамика, характерная для данных периодов. Конференция «Эстетика в диалоге культур» прошла при активном участии китайских эстетиков, в частности одного из ведущих эстетиков Китая профессора Лю Юэди. Международная эстетическая конференция является важным научным мероприятием, проводимым на философском факультете,
которое посвящено важнейшим эстетическим и искусствоведческим вопросам. Конференции регулярно сопровождаются выпуском сборников материалов по обсуждаемой проблематике.
В 2023 г. кафедра эстетики стала одним из организаторов важнейшего отечественного эстетического события — III Российского Эстетического конгресса «Эстетика во времена глобальных перемен», который в целях объединения эстетической общественности России был проведен на базе ведущего регионального вуза — Владимирского государственного университета. Данное фундаментальное научное мероприятие позволило объединить более трехсот ученых-эстетиков, теоретиков культуры и искусствоведов со всей страны. Статьи участников, посвященные самому широкому спектру эстетической и культурологической проблематики, были опубликованы в двухтомнике сборника материалов конгресса.
Кафедра эстетики неизменно выступает инициатором проведения не только крупных научных мероприятий, но и локальных научных событий, которые позволяют детально рассмотреть отдельные важные вопросы эстетики и философии искусства. С 2020 г. было проведено 15 заседаний научно-практического семинара «Дескриптивная эстетика», в котором участвуют, наряду с эстетиками, представители искусствоведческой и культурологической общественности. Данная форма научной работы адресована прежде всего молодым ученым и аспирантам. В рамках работы семинара основной акцент делается на осмыслении междисциплинарных тенденций в современной эстетике. Среди затрагивавшихся на заседаниях научного семинара тем — эстетика и урбанистика; эстетико-средовой анализ и эстетика в локальном социуме малых городов; особенности восприятия произведений современного искусства в христианских художественных собраниях; векторы развития современного российского арт-рынка; современное понимание природы эстетического опыта; художественные стили и эстетическая выразительность; язык искусства как проблема постконцептуализма; визуальный и пикториальный поворот в эстетике и теории искусства; особенности восприятия и анализа произведений живописи; институциональные и эпистемологические аспекты эстетического знания; анализ новых переводов эстетических текстов; система эстетического образования и др.
Можно с уверенностью сказать, что научно-исследовательские разработки кафедры истории и теории мировой культуры и кафедры эстетики вносят весомый вклад в деятельность научно-образовательной школы «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Введение в историю культуры: Учебное пособие / Под ред. А.А. Кротова, А.В. Смирнова, М.И. Свидерской, Д.А. Лунгиной. М.: Издательство Московского ун-та, 2G22. 533 с.
2. Свидерская М.И. Утешение искусствознанием: Западная классика в отечественном искусствознании XX-XXI веков. М.: Государственный институт искусствознания, 2G22. 216 с.
3. История и теория культуры: Альманах. Вып. 4. М.: Издательство Московского ун-та, 2G24. 567 с.
4. Седых О.М. Очерки по истории русской культуры: проблемы, концепции, механизмы культурной памяти: Учебное пособие. М.: Издательство Проспект, 2G24. 16G с.
5. КрутоусВ.П. Эстетика эпохи «надлома империй». СПб.: Алетейя, 2G22. 67G c.
6. Кузнецова Т.В. Диалектика эстетического: универсальное и своеобразное. М.: Издатель А.В. Воробьёв, 2G22. 244 c.
7. Дзикевич С.А. Эстетика. Начала классической теории: Учебное пособие. М.: Издательство Московского ун-та, 2G23. 228 c.
8. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: Учебное пособие. СПб.: Планета музыки, 2G2G. 56G c.
9. Рукавишников А.Г., Чихарев И.А. и др. Города с высоким научно-технологическим потенциалом: методика изучения и инновационные подходы к исследованию. М.: Издательство МИФИ, 2G22. 138 c.
1G. Эстетика и герменевтика: Сборник к 60-летию кафедры эстетики / Под ред. А.Р. Апресяна, С.А. Дзикевича, Е.А. Кондратьева, А.Г. Рукавишникова. М.: Издательство МАКС Пресс, 2G22. 172 c.
REFERENCES
1. Vvedenie v isoriyu cultury: uchebnoye posobie. Pod red. A.A. Krotova, A.V. Smir-nova, M.I. Sviderskoy, D.A. Lunginoy. Moscow: Izdatelstvo moskovskogo universiteta, 2G22. 533 p. (In Russ.)
2. Sviderskaya M.I. Uteshenie iskusstvoznaniem: Zapadnaya classica v otechestven-nom iskusstvoznanii XX-XXI vekow. Moscow: Gosudarstvenny institut iskusstvoznaniya, 2G22. 216 p. (In Russ.)
3. Istoriya i teoriya cultury: Al'manach. Vypusk 4. Moscow: Izdatelstvo moskovskogo universiteta, 2G24. 567 p. (In Russ.)
4. Sedych O.M. Ocherki po istorii russkoy cultury: problemy, konzepzii, mechanismy culturnoy pamiaty: Uchebnoye posobie. Moscow: Izdatelstvo Prospekt, 2G24. 16G p. (In Russ.)
5. Krutous V.P. Estetika "nadloma imperiy". SPb.: Aleteya, 2G22. 67G p. (In Russ.)
6. Kuznetzova T.V. Dialektika esteticheskogo: universalnoye i svoeobraznoye. M.: Izdatel A.V.Vorobyev, 2G22. 244 p. (In Russ.)
7. Dzikevich S.A. Estetika. Nachala klassicheskoy teorii: Uchebnoye posobie. Moscow: Izdatelstvo moskovskogo universiteta, 2G23. 228 p. (In Russ.)
8. Oganov A.A., Khangeldyeva I.G. Teoria cultury: Uchebnoye posobie. SPb.: Planeta muzyki, 2G2G. 56G p. (In Russ.)
9. Rukavishnikov A.G., Chikharev I.A. et al. Goroda s vysokim nauchno-tekhnologicheskim potenzialom: metodika izuchenia i innivazionnye podkhody k issledevanniyu. Moscow: Izdatelstvo MIFI, 2G22. 138 p. (In Russ.)
10. Estetika i germenevtika: Sbornik k 60-letiyu kafedry estetiki. Pod red. A.R. Apre-syana, S.A. Dzikevicha, E.A. Kondratyeva, A.G. Rukavishnikova Moscow: Izdatelstvo MAKS Press, 2022. 172 p. (In Russ.)
Информация об авторах:
Кедрова Марина Олеговна — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7 (495) 939-54-38; [email protected] Кондратьев Евгений Андреевич — кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел.: +7(495) 939-19-50; [email protected]
Information about the authors:
Marina O. Kedrova — Cand.Sc (Philosophy), Associate Professor, Department of History and Theory of World Culture, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, tel.: +7 (495) 939-54-38; [email protected]
Evgeny A. Kondratyev — Cand.Sc (Philosophy), Associate Professor, Head of the Department of Aesthetics, Faculty of Philosophy, Lomonosov Moscow State University, tel.: +7 (495) 939-19-50; [email protected]
Поступила в редакцию 05.09.2024; принята к публикации 07.10.2024