ФИЛОСОФИЯ КОСМОСА: МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В МАСШТАБАХ ЗЕМЛИ И КОСМОСА. ГЛАВАПЕРВАЯ1.
Олег Базалук — доктор философских наук, профессор, Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет
(Киев, Украина)
E-mail: bazaluk@ukr.net
В первой главе книги предметом исследования автора является Dasein. Реминисценция идей М.Хайдеггера позволила автору, с одной стороны, использовать авторитетные исследования выдающегося философа ХХстолетия, а также многочисленной когорты исследователей его творчества и последователей, с другой стороны, избежать прямой привязки к текстам М.Хайдеггера и его трактователей. Автор исследовал вопрос: «Что есть Dasein?» не на идеяхМ.Хайдеггера, а лишь на апелляции к ним.Автор предложил философию космоса, как созданную им методологическую конструкцию для проникновения и вскрытия Dasein в егомаксимально допустимой протяженности. Автор использовал диалектический метод, системно-структурный, структурно-функциональный, а также методы: сравнения, анализа и синтеза. Основным вкладом автора в исследование темы явился ответ на следующие вопросы: 1. «Что есть философия?», а именно, философия — это: а) определенного рода действия, которые вызывают исторические события (понимание философии К. Марксом)? или б) вопрошание: постановка вопросов о Dasein и сущем и поиск ответов на них (понимание философии М.Хайдеггером)? 2. «Какой методологический аппарат необходимо привлечь для раскрытия многообразия смыслов Dasein?» 3. «Что есть Dasein?»
Ключевые слова: Dasein, философия космоса, философия, сущее, реминисценция, усложнение, усложнение наличности, факторы усложнения, причины усложнения,Хайдеггер.
THE PHILOSOPHY OF COSMOS: THE PLACE OF HUMAN AT THE SCALE OF EARTH AND COSMOS. CHAPTER ONE
Oleg Bazaluk — Doctor of Sciences in Philosophy, Professor, Pereyaslav-Khmelnytsky Hryhoriy Skovoroda State Pedagogical University
(Kyiv, Ukraine)
In the first chapter of the monograph the subject of the author's research is Dasein. On the one hand, reminiscence of Heidegger's ideas allowed the author to use a reputable research of famous philosopher of the twentieth century, as well as a large cohort of researchers' his work and followers, on the other hand, avoided direct reference to Heidegger's texts and his theorists. The author investigated the research question as "What is Dasein in the philosophy of the cosmos?" which is not based on Heidegger's ideas, but only on the appeal to them. The author suggested that the philosophy of the cosmos as he created a methodological structurefor the penetration and opening of Dasein to its maximum extent. The author used the dialectical, system-structural, structural-functional method, as well as methods of comparison, analysis and synthesis. The author's main contribution to the research of the topic was a response to thefollowing questions: 1. "What is philosophy?", namely, philosophy is: a) a certain kind of action which causes historical events (Marx's understanding of phi-
1 Впервые опубликована в журнале «Философия и Культура» (Базалук О.А. Что есть Dasein? (Реминисценция идей Мартина Хайдеггера) // Философия и культура. — 2015. — № 10. — С. 1441 — 1450.)
© Базалук Олег, 2016
28
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
losophy)? or b) questioning i.e. asking questions about Dasein and being and the searchfor answers to them (Heidegger's understanding of philosophy)? 2. "What methodological apparatus should be involvedfor the disclosure of the manifold meanings of Dasein?"3. "What is Dasein?"
Keywords: Dasein, philosophy of cosmos, philosophy, being, reminiscence, complication, complicating factors, the causes of complications, Heidegger.
Введение
В интервью известному французскому еженедельнику «L'Express» (20-26 октября 1969 года) выдающийся философ ХХ1 столетия Мартин Хайдеггер высказал мысль, которую хочется развить, опираясь на собственные авторские исследования в нейрофилософии, философской антропологии, социальной философии и философии познания. Весь этот междисциплинарный философский дискурс автор обозначил как философия космоса. Приведем заинтересовавший автора отрывок из беседы между сотрудником журнала, корреспондентом Фредериком Товарницки и уже 80-летним Мартиным Хайдеггером:
«Корреспондент. Итак, что же представляет собою философия?
Хайдеггер. Это одна из редких возможностей автономного и творческого существования. Ее изначальная задача — делать вещи более трудными, более сложными.
Корреспондент. Может ли она, по вашему мнению, играть роль в преобразовании мира, как этого хотел Карл Маркс?
Хайдеггер. Философия никогда не может непосредственно придавать силы или создавать формы действия и условия, вызывающие историческое событие.
Корреспондент. Но тогда каков ее смысл?
Хайдеггер. Она не есть «знание», которого можно достигнуть и сразу использовать. Она касается всегда только ограниченного числа людей и не может быть оценена с помощью общих критериев. С этим ничего нельзя поделать: ведь именно она делает из нас что-то, если мы ею занимаемся (C'est elle qui fait quelque chose de nous si l'on s'y engage).
Корреспондент. Не могли бы Вы уточнить, что Вы хотите этим сказать?
Хайдеггер. Во время своего исторического развития народы задают себе всегда очень много вопросов. Но только один вопрос: «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, ничто?» (Pourquoi у a-t-il de 1'etant et non pas rien) — предрешил судьбу западного мира, и именно начиная с ответов, которые давали досократовские философы две с половиной тысячи лет назад. Однако сегодня смысл этого вопроса никого не тревожит» [Хайдеггер, 1991: с.146-147].
Этот диалог помог автору сформулировать три вопроса-вызова, которые структурировали и переформатировали его научно-философские исследования в области теории эволюции в историко-философский контекст. В поисках ответа на поставленные вопросы, автор опирался на две стратегии исследования: 1) собственные научные и философские изыскания, нашедшие конечные воплощения в научной монографии «Теория эволюции: От космического вакуума до нейронных ансамблей и в будущее» [Базалук, 2014] и докторской диссертации по истории философии «Экзистенциально-философский анализ феномена жизни в западноевропейской философии конца Х1Х — первой половины ХХ века» [Базалук, 2007]; 2) исследования Мартина Хайдеггера [Хайдеггер, 1993; Хайдеггер, 1997; Хайдеггер, 1998; Хайдеггер, 2003; Хайдеггер,
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
29
2006], а также его творчества [Причепий, 1969; Габитова, 1972; Руткевич, 1985; Молчанов, 1988; Бинсвангер, 1999; Михайлов, 1999; Бибихин, 2009; Дугин, 2011; Мотрошилова, 2013;]. Реминисценция идей Хайдеггера позволила автору, с одной стороны, использовать авторитетные исследования выдающегося философа ХХ столетия, а также многочисленной когорты исследователей его творчества и последователей, с другой стороны, избежать прямой привязки к текстам Хайдеггера и его трактователей. Автор выстраивал свою философию не на идеях Мартина Хайдеггера, а лишь на апелляции к ним. В терминологию, понятия, идеи Хайдеггера автор часто вкладывает свое содержание, которое не всегда соответствует хайдеггеровскому. Но автор и не претендует на роль исследователя, апологета или последователя творчества Хайдеггера. Он использует его творчество только как инструмент для изложения своего понимания мира и места человека в нем языком философии.
В предложенном исследовании автор попытался ответить на следующие вопросы:
1. «Что есть философия?», а именно, философия — это: а) определенного рода действия, которые вызывают исторические события (понимание философии К. Марксом)? или б) вопрошание: постановка вопросов о Dasein и сущем, и поиск ответов на них (понимание философии М.Хайдеггером)?
2. «Какой методологический аппарат необходимо привлечь для раскрытия многообразия смыслов Dasein и сущего?»
3. «Что есть Dasein и что есть сущее?» Квинтэссенцией исследования является объяснение смысла присутствия человека в мире, место человека в масштабах Земли и космоса.
Глава 1.
«Что есть Dasein и что есть сущее?»
(Реминисценция идей Мартина Хайдеггера)
Философия космоса — новое состояние просвета Dasein и сущего
Что есть философия космоса? Более глубокое проникновение в смысло-понимание Dasein и сущего и их масштабное обозрение возможно только на основе научно-философской методологии. Безусловно, только философия и её методологический аппарат способен высветить фрагменты Dasein и сущего в их природной сакраментальной целостности. Но опредметить Dasein и сущее, обнаружить смыслы опредмеченных сущностей Dasein и сущего — это прерогатива науки и её методологии. Конечно, эту работу при желании может выполнить и философия со своими недюжими методологическими возможностями, но разве на танке охотятся на зайца? И какой коэффициент полезного действия от этой охоты?
Предназначение философии проникать и высвечивать потаенности Dasein и сущего, а науки — опредмечивать и обналичивать смыслы высвеченного философией. Поэтому, с одной стороны, несводимость стратегий исследования, когда философия совершенствует свои подходы и способы высвечивания фрагментов Dasein и сущего (в идеале — всего Dasein), а наука специализируется на обналичивании, раскрытии содержания и извлечении смыслов из высвеченного и обнаруженного философией в Dasein, оправдана. Каждая за-
30
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
нимается своим делом, в результате которого Dasein и сущее все больше обнаруживают себя и особенности своего присутствия в мире.
Но, с другой стороны, в поиске ответа на основной вопрос философии в хай-деггеровском понимании (вопрос: «Что есть Dasein и что есть сущее?») нужно подходить во всеоружии, задействуя методологические достижения философии и науки. И здесь, наука и философия (рациональное и иррациональное миропостижение) объединяются и возвеличивают друг друга. В поиске ответа (или ответов) на вопрос «Что есть Dasein и что есть сущее?», наука в состоянии предложить раскрытые ею в разные периоды времени смыслы фрагментов Dasein и сущего, которые можно использовать как элементы конструкции для проникновения в Dasein и сущее, и высвечивания их как процесса. В свою очередь, философия, легко преодолевающая границы междисциплинарной дифференциации науки, и подбирающая нужные ей смыслы, набившая руку на способах проникновения в Dasein и сущее, в состоянии из разрозненного и несвязанного множества смыслов выстроить конструкцию, которая вскрытие Dasein и сущего произведет результативнее и квалифицированнее. Причем речь идет не об увеличении количества высвеченных фрагментов Dasein и сущего, а о необходимости высветить Dasein и сущее в их большей длительности, протяженности.
Чем протяженнее высвеченный фрагмент Dasein, тем полнее понимание первоисточника, тем проще науке обналичивать обнаруженное и формировать представление о Dasein как процессе. В вопросе «Что есть Dasein и что есть сущее?» философия и наука воссоединяются, сливаются и обретают гармонию, потому что без философии обнаруженные научные факты так и остаются грудой несвязанных смыслов, а философия в хаотичном нагромождении смыслов порой обнаруживает новые ключи для проникновения и вскрытия Dasein и сущего в их большей протяженности.
К философии космоса мы обратились не случайно. Философия космоса — это созданная нами конструкция для проникновения и вскрытия Dasein в его максимально допустимой протяженности. Философия космоса — это философия возможности упорядочить мир. История философии космоса корнями уходит в древнегреческую философию, но продолжает плодоносить результатами современных междисциплинарных исследований. Для нас философия космоса — это определяющие традиции античных философских школ, породившие современные философские течения, а также междисциплинарные научные знания обогащающие смыслы оттененных просветов Dasein.
В философию космоса мы заключили, с одной стороны, определенное множество обналиченных смыслов Dasein и сущего, выбранных нами из общего междисциплинарного объема научного знания (главным образом, из космологии, биологии, нейробиологии (нейронаук) и психологии), с другой стороны, методологические возможности проникновения и высвечивания Dasein и сущего, заимствованные у различных философских направлениях (главным образом, феноменологии, философии познания, нейрофилософии, философской антропологии, социальной философии).
Философия космоса в идеале — это все лучшее (наиболее эффективное и действенное) в философии и науке для проникновения в Dasein и сущее с целью высвечивания и упорядочения их смыслов. В философии космоса и фило-
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
31
софия, и наука обращаются в действие, которое направленно на проникновение в Dasein и сущее, обналичивание потаенностей процесса и упорядочение обнаруженных смыслов. Цель философии космоса — прозреть Dasein как всеохватывающее бытие здесь и там.
Как действие, как конструкция для проникновения и поиска ответа на вопрос «Что есть Dasein и что есть сущее?», философия космоса призвана раскрыть не только смыслы Dasein и сущего, но и более частный случай (хотя от этого не менее важный) — смысл присутствия человека в мире, его место в масштабах Земли и космоса. Ответ на вопрос «Что есть Dasein?» содержит в себе ответ на вопрос «Что есть человек?» А за ответом на вопрос «Что есть человек?» стоит раскрытие смысла присутствия человека в Dasein.
Что обнаруживает в Dasein философия космоса?
Понимание Dasein ранним и поздним Хайдеггером исследовано достаточно полно (например, работы В. Бибихина [Бибихин, 2009], И. Михайлова [Михайлов, 1999], Н. Мотрошиловой [Мотрошилова, Соловьев, 1964; Мотроши-лова, 2013] и др.). Мы принимаем большую часть смыслов обнаруженных и высвеченных М.Хайдеггером в Dasein, хотя допускаем их не совсем удачную интерпретацию последователями. Ведь поздний Хайдеггер пытался высветить Dasein как процесс, а любое понимание смыслов хайдеггеровского Dasein обналичивало его и фиксировало. Его запечатлевали как фрагмент, эпизод, данность, а это уже не хайдеггеровское понимание Dasein. Истинное хайдег-геровское прозрение Dasein невозможно обналичить, потому что любое обналичивание процесса приводит к его фрагментации, а фрагментация — это уже не есть процесс. Это множество разрозненных фрагментов, значимость которых быстро обесценивается во времени, потому что вырванные из процесса, они уже не сводимы к процессу. Пепел от сгоревшего дневника не восстановит богатство смысла и эмоций эпистолярного наследия автора дневника. Поэтому хайдеггеровское прозрение Dasein ускользает от исследователей, оставаясь пока самым длительным прозрением Dasein.
Именно поэтому философия космоса не упорядочивает знания о Dasein — это равносильно мозаичному складыванию фрагментов процесса, которое никогда не воспроизведет течение самого процесса. Философия космоса не упорядочивает и смыслы Dasein, хотя смыслы порой подвижны и есть суть процесса Dasein. Философия космоса упорядочивает возможности проникновения философии и науки в потаенности Dasein, создавая из них конструкцию, просвечивающую Dasein в его максимально возможной протяженности. Именно поэтому философия космоса обратилась к Хайдеггеру — его опыт прозрения Dasein уникален, а протяженность высвеченного Dasein — не превзойдена ни одним мыслителем и ни одной будь-то философской или научной школой.
Реминисценция хайдеггеровского прозрения Dasein, с одной стороны, позволяет стать на плечи гиганта и взять необходимое и полезное для собственного исследования, с другой стороны, освобождает нас от апологетства и позволяет в полной мере задействовать инструментарий философии космоса для собственного авторского исследования. Реминисценция не обязывает нас выискивать в Dasein хайдеггеровское и следовать в русле его прозрения. Сделанное Хайдеггером — это хайдеггеровское. Наша связь с хайдеггеровским Dasein
32
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
ограничивается тем, что мы вслед за Хайдеггером обозреваем Dasein как процесс, как бытие здесь и там, уловимое только в просветах. Остальное — это результат прозрения Dasein возможностями философии космоса.
Что обнаруживает в Dasein философия космоса? Во-первых, что Dasein — это не существование и даже не эволюция (как мы пытались показать в своих ранних работах [Базалук, 2005]). Во-вторых, что Dasein — это не просто Sein (очень близкое по смыслу к русскому бытие) и не экзистенция. В статье «Письмо о гуманизме» Мартин Хайдеггер дает следующее определение экзистенции: «Стояние в просвете бытия я называю эк-зистенцией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистенция — не просто основание возможности разума, ratio; эк-зистенция есть то, в чем существо человека хранит источник своего определения» [Хайдеггер, 1993: с.198].
Мы не принимаем сведение хайдеггеровского Dasein к человеческому бытию. В «Битие и время» Хайдеггер действительно раскрывает ряд характеристик, присущих «Dasein» как человеческому бытию и недвусмысленно сообщает, что сущность «Dasein» лежит в его экзистенции [Хайдеггер, 1997]. Но сведение «Dasein» к человеческому бытию, на наш взгляд, не только не соответствует позднему Хайдеггеру, но даже хайдеггеровскому просвету «Dasein» в целом.
В Dasein действительно присутствует экзистенция (экзистирующее сущее), и лучше Хайдеггера высветить её пока никто не смог. Но это совершенно не означает, что Dasein — это экзистенция, потому что человеческого в нем лишь часть. Человек для Хайдеггера — это «...сущее, существующее способом экзистенции» [Хайдеггер, 1993: с.32]. Тезис «человек экзистирует» означает: «... человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непота-енности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном» [Хайдеггер, 1993: с.32]. Через экзистирующее сущее Dasein проще прозреть и высветить, именно поэтому, с нашей точки зрения, Хайдеггер и выбрал этот путь.
Человек открыт для Dasein и Dasein открыт для человека. Но Dasein-как-человеческое бытие — это вовсе не Dasein в первородном состоянии. Это, возможно, «стояние в просвете бытия» [Хайдеггер, 1993: с.198], или в нашем понимании — вложенность в первородный Dasein с возможностью прозревать отдельные его состояния; возможно, это заброшенность человека в Dasein, но это не тот Dasein, который обнаруживает философия космоса.
Проникая в Dasein, философия космоса обнаруживает его как усложнение. Для философии космоса Dasein это больше, чем вот-бытие или если буквально — Dasein как здесь/там бытие. Для философии космоса Dasein — это бытие-в-усложнении, в котором как бытие-в, так и само усложнение являются мощными, влиятельными и могучими составляющими.
Dasein как бытие-в-усложнении — это уже не экзистирующее сущее, хотя именно благодаря экзистенции как возможности прозревать Dasein, в нем обнаруживается определенная наличность, которая отличает Dasein от небытия. Наличность Dasein позволяет ставить вопрос: «Что есть Dasein?» и говорить о присутствии Dasein в мире. Первозданная природа Dasein — это усложнение его наличности.
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
33
Что значить усложнение наличности Dasein?
Что являет Dasein миру? Наш ответ — усложнение наличности.
Dasein — это не присутствие наличности. Это не здесь и не там бытие, как четко определенные, зафиксированные фрагменты бытия. Быть наличности в Dasein — это еще не есть Dasein, потому что Dasein — это процесс, постоянное нахождение между здесь и там, а, возможно даже, и присутствие здесь/там или там/здесь. Как процесс Dasein обнаруживается не в факте наличия некоей определенности (наличия наличности), а в усложнении этой наличности. На вопрос «Что есть Dasein?» философия космоса отвечает: «Усложнение наличности Dasein».
Dasein как бытие-в-усложнении гораздо определеннее хайдеггеровского In-der-Welt-Sein (на русский переводят как «бытие-в-мире», что, как верно заметил Александр Дугин, не совсем соответствует контексту хайдеггеровского понятия [Дугин, 2011]). Соответственно, дальнейшее исследование философией космоса Dasein как усложнения наличности разведет хайдеггеровское понимание Dasein и его экзистенциалов и понимание Dasein философией космоса. Основное отличие между этими двумя прозрениями Dasein заключается в степени определенности Dasein как процесса, в соотношении иррационального и рационального знания о Dasein. За последние полстолетия пионерские прозрения Мартина Хайдеггера удалось в значительной степени обналичить и извлечь смыслы. Поэтому философия космоса в проникновении и прозрении Dasein оперирует большим объемом рационального знания, чем мог позволить себе Хайдеггер.
Что философия космоса обнаруживает в усложняющейся наличности Dasein? Философия космоса вскрывает как минимум три стратегии в усложнении наличности Dasein:
- усложнение структуры наличности Dasein;
- усложнение типов взаимодействия между усложняющимися структурами наличности Dasein;
- усложнения сред присутствия усложняющейся наличности Dasein в самом Dasein.
Причем обнаруживаемые в присутствии Dasein три стратегии усложнения наличности осуществляются в единстве и борьбе противоположностей: «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу» [Зубков, 1990: с.67].
Философия космоса, прозревая усложнение наличности Dasein, обнаруживает факторы и причины этого усложнения. Соотнося прозреваемое в Dasein с уже зафиксированным и обналиченным из Dasein, философия космоса устанавливает три фактора и две причины усложнения наличности Dasein [База-лук, 2014]:
К факторам усложнения наличности Dasein философия космоса относит:
1. Непрерывность самоусложнения наличности Dasein, которая дополняется:
- блочностью непрерывного самоусложнения;
- принципом доминантности блочного непрерывного самоусложнения;
2. Нелинейность усложнения наличности Dasein, которая уточняется факторами:
34
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
- иерархичности нелинейного усложнения;
- направленностью нелинейного иерархичного усложнения;
3. Изоляция усложнения.
К причинам усложнения наличности Dasein философия космоса относит:
а) активное начало, которое изначально заложено в основу усложнения наличности Dasein, и которое образует самоусложнение наличности Dasein;
б) естественный отбор, как проявление усложняющихся сред присутствия усложняющейся наличности Dasein в самом Dasein.
Взаимодействие активного начала, заложенного в основу усложнения наличности Dasein с естественным отбором, как проявлением усложняющихся сред присутствия усложняющейся наличности Dasein, образует регуляторный компромисс, который и проявляется в инвариантных состояниях усложняющейся наличности Dasein.
Почему есть сущее, а не ничто?
Философия космоса, отвечая на вопрос «Что есть Dasein?» — «Усложнение наличности Dasein», тем самым подводит к ответу на еще один хайдеггеров-ский вопрос: «Почему вообще есть сущее, а не, наоборот, ничто?» (Pourquoi у a-t-il de l'etant et non pas rien) [Хайдеггер, 1991: с. 147]. Вопрос: «Что есть Dasein?» уже предполагает ответ: «... есть сущее». Ответ: «... есть ничто» к вопросу «Что есть Dasein?» — противоестественен, потому что есть (быть) как присутствие не характерно ничто. Ничто в Dasein не может не быть, ни есть, ни присутствовать, потому что Dasein — это усложнение именно наличности Dasein, как некоей определенности. И даже если допустить, что ничто действительно присутствует в Dasein как наличность (или особого рода наличность), то это ничто уже не есть то ничто, которое не есть (или не может быть). Оно уже есть в Dasein, присутствует как усложнение наличности Dasein, поэтому бы-тийствует, являет себя в мире как усложняющаяся определенная наличность Dasein. Философия космоса допускает факт присутствия ничто в усложняющейся наличности Dasein. Но присутствие ничто как усложняющейся наличности Dasein, все-таки представляет её больше как некую определенность, чем полную неопределенность и тем более не как невозможность определенности.
Поэтому если обозревать Dasein через методологический аппарат философии космоса, то в Dasein в принципе не может присутствовать ничто как невозможность присутствия наличности, потому что вся наличность, которая есть Dasein — усложняется, и соответственно, являет себя миру как: 1) усложнение
структуры наличности Dasein; 2) усложнение типов взаимодействия между усложняющимися структурами наличности Dasein; 3) усложнение сред присутствия усложняющейся наличности Dasein в самом Dasein.
Поэтому Dasein — это только усложнение той наличности, которая может присутствовать, быть, есть в Dasein и являть себя в определенных состояниях — как сущее. Даже ничто в Dasein является сущее.
Что есть сущее?
Раскрывая Dasein как усложнение наличности, философия космоса определяет сущее как состояния усложняющейся наличности Dasein. Например, если мы вслед за Хайдеггером примем человека как состояние усложняющейся на-
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
35
личности Dasein, то человек — это «...сущее, существующее способом экзистенции» [Хайдеггер, 1993: с.32]. У Хайдеггера тезис «человек экзистирует» означает: «.человек есть то сущее, чье бытие отмечено открытым стоянием внутри непотаенности бытия, отличительно благодаря бытию, отличено в бытии. Экзистенциальное существо человека есть основание того, что человек умеет представить сущее как таковое и иметь сознание о представленном» [Хайдег-гер, 1993: с.32].
Мы принимаем формулировку Dasein Хайдеггером: «Dasein есть сущее, которое не только случается среди другого сущего. Оно напротив, онтически отличается тем, что для этого сущего в его бытии речь идет о самом этом бытии» [Хайдеггер, 1997: с.144]. Dasein есть усложнение наличности Dasein, которая и обнаруживает присутствие Dasein в мире. Но обнаруживается Dasein в мире не как усложнение наличности, а как состояния усложняющейся наличности Dasein. Состояния усложняющейся наличности Dasein и есть сущее, в бытии которого «речь идет о самом этом бытии» [Хайдеггер, 1997: с.144]. Dasein — это сущее, представленное множеством состояний усложняющейся наличности Dasein.
Философия космоса выделила в Dasein сущее, которое уже опредмечено научной методологией. Это сущее — три состояния усложняющейся наличности Dasein, смысл которых в той или иной степени обналичен и доступен для обозрения. В монографии «Теория эволюция» мы рассмотрели эти три состояния усложняющейся наличности Dasein: косной, живой и разумной материи [Ба-залук, 2014]. Все три опредмеченных за годы существования человечества состояния Dasein есть сущее, которое в той или иной мере фрагментирует Dasein и обналичивает его наличности, высвечивая особенности присутствия состояний усложняющейся наличности Dasein в мире.
Безусловно, материальныймир, которыйсовременнойнаучно-философской методологии удалось высветить и опредметь не есть сущее Dasein. Три состояния усложняющейся наличности Dasein — это лишь фрагмент Dasein, высвечивающий определенные смыслы Dasein и сущего. В той же книге «Теория эволюции» автор постулировал бытие еще как минимум трех состояний усложняющейся наличности Dasein, которые есть сущее Dasein и фрагменты присутствия которых ускользают от высвечивания и обналичивания современной научно-философской методологией [Базалук, 2014]. Возможно, некоторые из ускользающих от современной научно-философской методологии состояния усложнения наличности Dasein нематериальны. В «Теории эволюции» говорится о Вселенной (и вселенных) как об усложнении материального мира, о бытии-в-усложнении. Но Dasein как сосредоточие Вселенной и вселенных, а точнее — всех состояний усложняющейся наличности Dasein, не обязательно присутствует в мире как материя. Материальный мир Dasein — это лишь фрагмент нескольких состояний усложняющейся наличности Dasein, который только приоткрывает возможность обозрения усложнения Dasein для одного из его состояний — экзистирующего человека. Нельзя исключить, что для человека как «сущего, существующего способом экзистенции» [Хайдеггер, 1993: с.32] усложнение наличности Dasein обнаруживается только как усложнение материи во времени. Но это совершенно не означает, что для других состояний усложняющейся наличности Dasein фрагменты присутствия Dasein в мире бу-
36
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
дут обнаруживаться в таком же формате. Сущее Dasein может быть материально, нематериально, или вообще неопределенно (почти-как-ничто). Сущее — это особенности обналичивая бытия-в-усложнении состояниями Dasein. Для одного состояния сущее Dasein предстает в одном формате, для другого — в другом, для третьего — в третьем и т.д. Все зависит от того, каковы возможности того или иного состояния усложняющейся наличности Dasein прозреть и обналичить бытие-в-усложнении. Сущее — это определенная достижимость в раскрытии потаенностей Dasein как бытия-в-усложнении для того или иного состояния усложняющейся наличности Dasein. Причем сама возможность высвечивания потаенностей усложнения Dasein для сущего — усложняется. Например, человечество как «...сущее, существующее способом экзистенции» за свою короткую (мгновенную) в масштабах Dasein историю трактовало обналиченные фрагменты Dasein то как мир идеальный, то как материальный. Возможно, со временем для человечества обналиченные фрагменты Dasein откроются в ином формате (например, как виртуально-материальный мир или виртуальный). Но вся эта интерпретация обналиченных фрагментов Dasein возможна только для сущего, которое бытийствует способом экзисетенции. Для другого состояния усложнения наличности Dasein, например для Х1, которое представлено в Dasein как более сложное состояние [Базалук, 2014], и которое, соответственно, есть сущее, существующее каким-то иным способом, но уже не экзистенцией, интерпретация обналиченных фрагментов Dasein будет происходить в совершенно другом формате. Dasein для этого состояния усложнения наличности будет присутствовать иначе и, соответственно, как сущее Х1 будет представлен иначе.
Прозрение Dasein философией космоса обнаруживает, что Dasein для каждого состояния усложнения наличности Dasein (будь то, из известных — косное, живое или разумное состояния, или из неизвестных: У, Х1 или Х2, а возможно и другие, еще даже не высвеченные состояния усложняющейся наличности Dasein) — это сущее, существующее своим особым способом. Поэтому и интерпретация обналиченных фрагментов Dasein любым его состоянием качественно иная и несводимая к общему знаменателю.
Для наглядности разберем высвеченный и уже обналиченный современной научно-философской методологией фрагмент усложнения наличности Dasein, как усложнение трех состояний материи: косное ^ живое ^ разумное состоя- ния материи [Базалук, 2014]. В этом усложнении человечество как экзисти- рующее сущее — это первые этапы усложнения разумного состояния услож- няющейся наличности Dasein. Как данное конкретное экзистирующее сущее высвечивает Dasein?
Как разумное состояние усложнения наличности Dasein, находящееся на определенном этапе усложнения и прозревающее Dasein способом экзистенции, человек воспринимает Dasein как непрерывное и нелинейное блочное усложнение структуры, типов взаимодействия и сред существования (полевые среды) вещества. Научно-философское видение особенностей усложнения структуры, типов взаимодействия и сред существования вещества, с позиции сущего, существующего способом экзистенции, представлено в модели «Эволюционирующая материя» [Базалук, 2014]. Для экзистирующего сущего модель «Эволюционирующая материя» — это и есть текущее (современное) про-
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
37
зрение Dasein. Усложнение экзистирующего сущего влечет за собой усложнение прозрения Dasein.
Как бытие-в-усложнении предстаёт перед экзистирующим сущим здесь-и-теперь?
1. Человечество, как экзистирующее сущее в усложняющейся наличности Dasein — это незначительный фрагмент истории не только бытия-в-усложнении, но и в усложнении экзистирующего состояния усложняющейся наличности Dasein. Поэтому его экзистирующие возможности не настолько совершенны как у экзистирующего состояния Dasein, которое усложняется в Dasein не миллионы, а миллиарды лет. Тем не менее, они позволяют высвечивать и обналичивать в Dasein определенные фрагменты его непрерывного и нелинейного усложнения.
2. Как экзистирующее сущее человек открыт в Dasein и вопрошает в Dasein, высвечивая и обналичивая фрагменты его присутствия. Причем это природное обращение экзистирующего сущего (в том числе и человека) в Dasein не праздное, ни ради любопытства, а природное, вызванное (как правильно установил Хайдеггер) заботой о себе, тревогой за свою бытийность в непрерывно и нелинейно усложняющейся наличности Dasein. Именно поэтому философия космоса обнаруживает в каждом состоянии усложняющейся наличности Dasein (в том числе и в эксистирующем сущем) обращенность в Dasein, а также проявление экзистенциалов, которые в той или иной степени раскрыл Хайдег-гер (заботу, тревогу, заброшенность, страх и т.п.). Открытость и обращенность в Dasein для сущего есть необходимое условие заботы о своем присутствии в бытии-в-усложнении.
Философия космоса, как инструмент экзистирующего сущего
Философия космоса — это инструмент экзистирующего сущего для прозрения и обналичивания особенностей усложнения наличности Dasein в целях заботы о себе и тревоги за здесь-и-теперь бытие. Философия космоса призвана высвечивать и фиксировать фрагменты усложнения Dasein в их протяженности, обналичивать и упорядочивать их смыслы. Но более того, философия космоса призвана упорядочивать возможности прозрения бытия-в-усложнении с целью закрепления екзистирующего сущего в здесь-и-там бытии. Философия космоса самоутверждает экзистирующее сущее не только в здесь-и-теперь бытии-в-усложнении, но и прозревает (вопрошает) в будущее — в здесь-и-там бытии-в-усложнении.
Насколько глубоко современный человек при помощи философии космоса прозрел Dasein? Анализируя научно-философскую модель «Эволюционирующая материя», а также модели эволюции косной, живой и разумной материи, как определенные состояния усложняющейся наличности Dasein, человек, как экзистирующее сущее, обнаружил следующие ключевые аналогии в бытии-в-усложнении [Базалук, 2014: с.71-72]:
1. В каждом состоянии материи эволюционируют структуры, типы взаимодействий и среды существования (полевые среды);
2. Каждая модель эволюции состоит из энного количества структур, типов взаимодействий и сред существования инвариантных (неизменных) во времени. Эти множества инвариантных организаций, сложно коррелируют друг с
38
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
другом, и образуют иерархии системы, которые отличаются сложностью организации;
3. Каждая иерархия системы проявляет себя в функциях. В основе функций лежат объективно существующие способности структуры системы перерабатывать вещественные, энергетические и информационные ресурсы, а также способность перемещаться в пространстве. Способности реализуются в структуре и вследствие ее относительной устойчивости они также относительно постоянны;
4. Иерархическая эволюция материи регулируется: а) универсальными законами взаимодействия, едиными для всех моделей эволюции, б) частными законами, которые работают только в рамках конкретной модели (состояния материи);
5. Иерархичность эволюции просматривается не только по ходу усложнения системы конкретного состояния материи, но и в формировании глобальных состояний материи. Так, достигнув предельного совершенства в организации структуры, типов взаимодействия и сред существования в результате усложнения факторов и причин эволюции, «материнское» косное состояние материи, закономерно переходит в качественно новое «дочернее» состояние — живой материи. В свою очередь, спустя определенный промежуток времени, живая материя становится «материнской» системой для новой «дочерней» организации — разумной материи. «Дочернее» состояние материи — это инвариантные иерархии с нехарактерными для «материнского» состояния материи характеристиками: структурой, типами взаимодействия и средами существования, которые эволюционируют под воздействием на порядок усложненных факторов и причин эволюции.
6. Коэволюция «материнского» и «дочернего» состояния материи в масштабах Мироздания приводит к закреплению «дочернего» состояния материи в определенных участках «материнского» состояния и образовании им непрерывно развивающихся сфер влияния.
Таким образом, философия космоса, как инструмент экзистирующего сущего обнаруживает Dasein как непрерывное и нелинейное блочное усложнение трех состояний усложняющейся наличности Dasein, причем последовательно вложенных друг в друга.
Сущее Dasein в здесь-и-теперь бытии-в-усложнении — это три достоверно установленных состояния материи, сложно взаимодействующих друг с другом и образующих Вселенную, Млечный Путь, Солнечную систему, Землю и человека. Именно в таком образе экзистирующее сущее Земли представляет Dasein по тому множеству фрагментов Dasein, собранных за историю цивилизации, обналиченных и особым образом упорядоченных. Причем представление о здесь-и-теперь бытии-в-усложнении экзистирующего сущего Земли мало чем отличается от прозрения здесь-и-там бытии-в-усложнении.
Но представленная научно-философская картина мира, казалось бы тщательно собранная из прозрения Dasein и подтвержденная обналиченными смыслами высвеченных фрагментов Dasein не соответствует Dasein и прозрению бытия-в-усложнении. Для того, чтобы понять разницу между сущим Dasein экзистирующего человека и его действительным сущем, требуется более системный анализ бытия-в-усложнении.
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
39
Базалук, 2005 — Базалук О. А. Мироздание: живаяиразумнаяматерия(историко-философский и естественнонаучный анализ в свете новой космологической концепции): Монография. / Олег Базалук. — Днепропетровск: Пороги, 2005. — 412 с.
Базалук, 2007 — Базалук О. А. Экзистенциально-философский анализ феномена жизни в западноевропейской философии конца XIX — первой половины ХХ века / Диссертация на соискание научной степени доктора философских наук. Специальность 09.00.05 — история философии. — Днепропетровск: ДНУ, 2007. — 444 с.
Базалук, 2014 — Базалук О. А. Теория эволюции: От космического вакуума до нейронных ансамблей и в будущее: Монография. — Киев: МФКО, 2014. — 312 с.
Базалук О.А. Что есть Dasein? (Реминисценция идей Мартина Хайдеггера) // Философия и культура. — 2015. — № 10. — С. 1441 — 1450.
Бибихин, 2009 — Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. — 536 с.
Бинсвангер, 1999 — Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Я. Нид-лмен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. — М.: "Рефл-бук"; К.: "Ваклер", 1999. — 336 с.
Габитова, 1972 — Габитова Р. М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. — М.: "Наука", 1972. — 222 с.
Дугин, 2011 — Дугин А.Г. Мартин Хайдеггер: возможность русской философии. / Александр Гельевич Дугин — Москва: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. — 500 с.
Зубков, 1990 — Зубков И. Ф. Курс диалектического материализма / Иван Федорович Зубков — Москва: Издательство Университета дружбы народов им. П.Лумумбы, 1990. — 259 с.
Михайлов, 1999 — Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: Между феноменологией и философией жизни. — М.: "Прогресс-Традиция" / "Дом интеллектуальной книги", 1999. — 284 с.
Молчанов, 1988 — Молчанов В. И. Онтология и обоснование феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. — Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. / Отв. Ред. Т.А. Кузьмина — Рига: Зинатие, 1988. — С. 81100.
Мотрошилова, Соловьев, 1964 — Мотрошилова Н. В., Соловьев Э. Ю. От защиты «строгой науки» к утверждению иррационализма (Философская эволюция Э. Гуссерля и немецкий экзистенциализм) — «Вопросы философии», № 5. — Москва: Институт философии, 1964. — С. 92-104
Мотрошилова, 2013 — Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие-время-любовь. / Нелли Васильевна Мотрошилова — Москва: Академический Проект; Гаудеамус, 2013. — 526 с.
Причепий, 1969 — Причепий Е. Н. Гносеологический анализ феноменологической концепции сознания Эдмунда Гуссерля. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. — К.: Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко, 1969. — 192 с.
40
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
Руткевич, 1985 — Руткевич А. М. От Фрейда к Хайдеггеру: Критический очерк
экзистенциального психоанализа. — М.: Политиздат, 1985. — 175 с. Хайдеггер, 1991 — Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник. /
Мартин Хайдеггер / Пер. с нем. — Москва: Высшая школа, 1991. — 192 с. Хайдеггер, 1993 — Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Мартин
Хайдеггер / Пер. с нем. — Москва: Республика, 1993. — 447 с. Хайдеггер, 1997 — Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер / Пер. с нем.
В. Бибихина — М.: AD MARGINEM, 1997. — 452 с. Хайдеггер, 1998 — Хайдеггер М. Хайдеггер Мартин / Пер. с нем. С. А. Бронштейна. — Минск: "Современное слово", 1998. — 384 с. Хайдеггер, 2003 — Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер / Пер. с нем.
В. Бибихина — Харьков: "Фолио", 2003. — 503 с. Хайдеггер, 2006 — Хайдеггер М. Ницше и пустота / Мартин Хайдеггер — Москва: Алгоритм; Эксмо, 2006. — 304 с.
Bazaluk O. A. Mirozdanie: zhivaya i razumnaya materiya (istoriko-filosofskiy i es-testvennonauchnyy analiz v svete novoy kosmologicheskoy kontseptsii): Monografiya. / Oleg Bazaluk. — Dnepropetrovsk: Porogi, 2005. — 412 s.
Bazaluk O. A. Ekzistentsial'no-filosofskiy analiz fenomena zhizni v zapadnoevropeys-koy filosofii kontsa KhIKh — pervoy poloviny KhKh veka / Oleg Aleksandrovich Bazaluk / Dissertatsiya na soiskanie nauchnoy stepeni doktora filosofskikh nauk. Spetsial'nost' 09.00.05 — istoriya filosofii. — Dnepropetrovsk: DNU, 2007. — 444 s.
Bazaluk O. A. Teoriya evolyutsii: Ot kosmicheskogo vakuuma do neyronnykh ansamb-ley i v budushchee: Monografiya. — Kiev: MFKO, 2014. — 312 s.
Bibikhin V.V. Ranniy Khaydegger: Materialy k seminaru. — M.: Institut filosofii, teolo-gii i istorii sv. Fomy, 2009. — 536 s.
Binsvanger L. Bytie-v-mire. Izbrannye stat'i. Ya. Nidlmen. Kriticheskoe vvedenie v ekzistentsial'nyy psikhoanaliz. — M.: «Refl-buk»; K.: «Vakler», 1999. — 336 s.
Gabitova R. M. Chelovek i obshchestvo v nemetskom ekzistentsializme. — M.: «Nauka», 1972. — 222 s.
Dugin A.G. Martin Khaydegger: vozmozhnost' russkoy filosofii. / Aleksandr Gel'evich Dugin-Moskva:Akademicheskiy Proekt; Gaudeamus, 2011.-500 s.
Zubkov I. F. Kurs dialekticheskogo materializma / Ivan Fedorovich Zubkov — Moskva: Izdatel'stvo Universiteta druzhby narodov im. P.Lumumby, 1990. — 259 s.
Mikhaylov I.A. Ranniy Khaydegger: Mezhdu fenomenologiey i filosofiey zhizni. — M.: «Progress-Traditsiya» / «Dom intellektual'noy knigi», 1999. — 284 s.
Molchanov V. I. Ontologiya i obosnovanie fenomenologii u Gusserlya i Khaydeggera.-Problemy ontologii v sovremennoy burzhuaznoy filosofii. / Otv. Red. T.A. Kuz'mina — Riga: Zinatie, 1988. — S. 81-100.
Motroshilova N. V., Solov'ev E. Yu. Ot zashchity «strogoy nauki» k utverzhdeniyu ir-ratsionalizma (Filosofskaya evolyutsiya E. Gusserlya i nemetskiy ekzistentsial-izm) — «Voprosy filosofii», № 5. — Moskva: Institut filosofii, 1964. — S. 92-104
Motroshilova N.V. Martin Khaydegger i Khanna Arendt: bytie-vremya-lyubov'. / Nelli Vasil'evna Motroshilova-Moskva: Akademicheskiy Proekt; Gaudeamus,
ISSN 2307-3705. Philosophy & Cosmology 2016 (Vol. 16)
41
2013. — 526 S.
Prichepiy E. N. Gnoseologicheskiy analiz fenomenologicheskoy kontseptsii soz- naniya Edmunda Gusserlya. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kan- didata filosofskikh nauk. — K.: Kievskiy gosudarstvennyy universitet im. T.G.Shevchenko, 1969. — 192 s. Rutkevich A. M. Ot Freyda k Khaydeggeru: Kriticheskiy ocherk
ekzistentsial'nogo psikhoanaliza. — M.: Politizdat, 1985. — 175 s. Khaydegger M. Khaydegger Martin / Per. s nem. S. A. Bronshteyna. — Minsk:
«Sovremennoe slovo», 1998. — 384 s. Khaydegger M. Vremya i bytie: Stat'i i vystupleniya / Martin Khaydegger
/ Per. s nem. — Moskva: Respublika, 1993. — 447 s. Khaydegger M. Bytie i vremya / Martin Khaydegger / Per. s nem. V.
Bibikhina — Khar'kov: «Folio», 2003. — 503 s. Khaydegger M. Bytie i vremya / Martin Khaydegger / Per. s nem. V.
Bibikhina — M.: AD MARGINEM, 1997. — 452 s. Khaydegger M. Razgovor na proselochnoy doroge: Sbornik. / Martin Khaydegger /
Per. s nem. — Moskva: Vysshaya shkola, 1991. — 192 s. Khaydegger M. Nitsshe i pustota / Martin Khaydegger — Moskva: Algoritm; Eksmo, 2006. — 304 s.