ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 113/119:13:14
ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА КОСМИЗМА КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ МИРА
© Надежда Григорьевна Тарасенко
Белгородский государственный университет, г. Белгород, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, директор Центра педагогики М. Монтессори, e-mail: tarassenko@bsu.edu.ru
Осуществляя анализ характерных особенностей процесса глобализации, автор указывает на вывод современных исследователей о том, что глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения. В статье выявляется сущностное содержание востребованного в настоящее время мировоззрения личности. В работе аргументируется точка зрения, в соответствии с которой в роли методологической основы нового типа мировоззрения способна выступить философия и педагогика космизма. В результате рассмотрения ведущих идей этого направления знания формулируются научно-теоретические положения, дальнейшее исследование которых может совершенствовать содержание и технологию современного образовательного процесса в плане повышения его эффективности в разрешении проблемы культивирования мировоззрения человека XXI в.
Ключевые слова: глобализация; глобализация сознания; философия космизма; педагогика космизма; мировоззрение человека.
Глобализация является одним из главных факторов цивилизационного развития последних десятилетий XX в. и начала третьего тысячелетия. В общефилософском плане глобализация трактуется как процесс становления единого взаимосвязанного мира. По мнению Н.М. Мамедова, «процессы глобализации, развертывающиеся в наше время, принципиально отличаются от своих исторических прецедентов. Они охватывают человека, общество и природу в их многогранных взаимосвязях, проявляются не просто на обширных территориях, а на всей нашей планете, во всех странах мира и затрагивают жизненно важные интересы, будущее каждого жителя Земли» [1].
Социальная направленность глобализации зависит от установок самого человека, участвующего в управлении планетарными процессами. Именно человек в конечном итоге творит глобальный мир. В настоящее время в связи с насущной необходимостью овладения процессами глобализации на основе принципов устойчивого развития чрезвычайную актуальность приобретает проблема глобализации сознания человека.
В соответствии с современными научнофилософскими представлениями, глобализация понимается как мировоззренческий феномен, выражающий процесс роста личностной причастности человека к событиям взаимосвязанного, взаимозависимого мира. Глобализация выступает конституирующей моделью современного мировоззрения. Согласно Р. Робертсону, глобализацию в первую очередь следует рассматривать как феномен мировоззрения, который отражает соответствующее социально-историческое явление и связан со «сжатием мира в сознании человека и усилением осознания мира как целого» [2].
Анализ современных исследований (А.П. Бутенко, М.В. Ильин, В. Л. Иноземцев,
А.В. Миронов, В.Л. Сагатовский, А.П. Федотов и др.) свидетельствует о том, что поиск новой идеологии глобализма ведется на базе идей современного гуманизма. В контексте глобализации, альтернативной той, которая существует в настоящее время, основу мировоззрения человека должна составлять система научно-философских знаний о единстве Мира, планетарном единстве человечества, о неразрывной взаимосвязи человека, общест-
ва и природы. Такого рода мировоззрение включает в себя общечеловеческие ценности и моральные нормы, учитывающие интересы и духовные устремления всех культур и народов мира.
В разрешении проблемы формирования глобального сознания факторами особой значимости выступают наука и образование. По мнению А.Д. Урсула, «именно они должны в перспективе образовать ту целостную систему формирования опережающего социальное бытие сознания, от которой «волны упреждения» должны распространиться во все сферы социоприродной деятельности, ориентируя нас на устойчивое будущее» [3].
Стремление определить методологические основания формирования мировоззрения человека XXI в. обусловливает необходимость обращения современных исследователей к отечественному и зарубежному научно-философскому наследию. Поиск возможностей достижения данной цели идет в рамках той части научно-философского знания, для которой характерна глобальность -рассмотрение тех или иных проблем в масштабах всего человечества. Многие авторы в качестве такой основы называют космизм (Н.В. Башкова, Н.В. Исакова, И.Ю. Салмина, С.В. Терехов, Т.А. Феньвеш и др.).
Космизм представляет собой стержневое направление мировой культуры, в котором взгляды зарубежных исследователей обнаруживают серьезное влияние идей российских мыслителей XIX-XX вв. При этом имеет место и обратное воздействие. В плеяду русских философов-космистов входят Н.А. Бердяев, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др. К числу зарубежных представителей философии космизма следует отнести А. Бергсона, Дж. Дана, Т. де Шардена, Э. Леруа и др.
В философии космизма заложено стремление осмыслить эволюционный путь человечества, спрогнозировать перспективы развития мирового исторического процесса. Центральной идеей философии космизма является единство человека и космоса, космическая природа человека, связь космических и земных процессов с сознанием, космический масштаб деятельности человека. Так, например, В.И. Вернадский характеризует человека как одну из частей биосферы, неразрывно связанную с Космосом, и призы-
вает человека «понять, ...что он... составляет неизбежное проявление большого природного процесса» [4]. Ученый понимает человека не только как эволюционирующее существо, но и как преобразующий себя и Космос элемент.
В рамках философии космизма поднимается проблема понимания Космоса как метасистемы, человека как органической части этой системы; проблемы глобально-экологической и социально-этической ответственности человека за социоприродную гармонию Мира. Единство этих проблем лежит в основе понимания целостности человека. Проблема взаимоотношений человека, общества и природы характеризуется космистами как одна из важнейших требующих первостепенного решения проблем человечества. В соответствии со взглядами философов-космистов, во-первых, человечество должно осознать свою неразрывную, гармоничную связь с природой Земли и Космоса. Во-вторых, космопланетарная организация жизни человечества не может эффективно осуществляться без кардинального изменения в социальной сфере. Представители космизма как религиозного, так и научно-ориентированного направлений указывают на то, что дальнейшее существование общества невозможно без приоритета духовных ценностей, без объединения всего человечества для достижения всеобщей цели - сохранения жизни на Земле.
Достижение стабильного существования общества и природы, а также кардинальное преобразование социальных отношений на основе приоритета духовных ценностей невозможно без нравственной эволюции человека. Только рассмотрение человека и общества как органичной части Универсума, подчиняющегося законам всеобщей целесообразности, сможет стать гарантией будущего всего человечества.
По мнению современных авторов, глобальная направленность космизма выражается в том, что его представители (В.И. Вернадский, Н.Ф. Федоров) впервые в истории мировой мысли стали обосновывать идею единения людей не на теоретических доктринах социально-политического, экономического или идеологического порядка (что характеризует процесс глобализации), а руководствуясь экологическими соображениями.
Согласно Вернадскому, в ХХ в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым. Продолжая свою мысль,
В.И. Вернадский пишет: «Исторический
процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой, и перед ним, его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого» [5].
Особую актуальность в наше время обретает тезис В.И. Вернадского об эволюции биосферы в ноосферу, когда деятельность человека становится уже планетарным явлением, причем процесс перехода к ноосфере невозможен без лучшей организации всего человечества. Ноосфера - результат эволюции и биосферы, и общества, результат выделения в биосфере царства разума, меняющего коренным образом и ее облик, и ее строение. На пути к ноосфере необходимо духовное обновление человечества, преобразование не столько окружающей среды, сколько внутреннего мира людей. В рамках философии космизма высказывается мысль о том, что, только достигнув гармонии своего собственного внутреннего мира, обретя принципиально новый космопланетарный тип мышления, человек сможет способствовать установлению гармонии во всем Мире. И только такой уровень развития сознания способен обеспечить благоприятное общепланетарное будущее человечества.
Философия космизма открыла новые мировоззренческие горизонты. Идеи фило-софов-космистов нашли свое отражение и дальнейшее развитие в творчестве представителей отечественной и зарубежной педагогики. В отечественной педагогике на философию космизма опираются работы К.Н. Вент-целя (1857-1947), идеи которого лишь в последнее время становятся объектом подлинно научного интереса. Особое влияние на творчество К.Н. Вентцеля оказали труды таких философов-космистов, как: Н.А. Бердяев,
С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.В. Соловьев, Е.Н. Трубецкой. В соответствии с выводами современных исследователей (М.В. Богуславский, И.Н. Гелашвили Г.Б. Корнетов,
Н.В. Кеберле, ИМ. Пушкина, Н.В. Самойли-ченко), положения, сформулированные
К.Н. Вентцелем в космической педагогике, дают право поставить его имя в один ряд с именами выдающихся представителей русского космизма.
К.Н. Вентцель первым в отечественной педагогике предложил концепцию воспитания, нацеленную на достижение человеком гармонии с окружающим миром в масштабах Космоса. Космическая педагогика К.Н. Вент-целя базируется на основных идеях философии космизма - всеединства; целостности Мира; единства человека, социума, культуры, природы Земли и Космоса; свободы, эволюции, нравственной и творческой сущности личности. Космическая педагогика нацелена на культивирование космического сознания, в основе которого лежит понимание человеком единства Мира в масштабах Вселенной, а также своего места и роли в нем. В педагогической концепции К.Н. Вентцеля выражены два аспекта взаимосвязи человека и Космоса. С одной стороны, человек является неотъемлемой частью Космоса, с другой - рассматривается в качестве основного фактора космического эволюционного процесса. Иными словами, акцент делается, прежде всего, на космическом измерении человека.
К.Н. Вентцель указывает на то, что целостное видение Мира обусловливает качество существования человека. Гармония между человеком и Космосом, между отдельным человеком и человечеством в целом ведет к установлению целостности, единства и гармонии внутри самого человека, внутри его сознания, мышления, чувств, целей жизнедеятельности. В процессе космического воспитания огромное значение принадлежит развитию в каждом конкретном человеке гармонии как внутри самого себя, так и с человечеством, миром живой и неживой природы Космоса. По мнению педагога, основополагающим для каждой личности является осознание себя в качестве органичной и самоценной части Космоса, восприятие самого себя как активного участника его преобразования на основе общечеловеческих норм нравственности. По Вентцелю, нравственная
регуляция отношений в системе «человек -Мир» должна осуществляться посредством ориентации человека на идеалы гуманизма, категории добра и справедливости. Согласно его взглядам, воспитание общечеловеческих нравственных ценностей является способом разрешения противоречий между индивидуальным и всеобщим, личностным и космическим. Качества личности расцениваются им как фактор преобразования Мира.
И. М. Пушкина указывает на то, что космическая педагогика К.Н. Вентцеля строится на принципах антропокосмизма, гармонии, культуросообразности, свободы и ненасилия. Принцип антропокосмизма характеризуется следующими признаками: человек и Космос взаимосвязаны; человек в своей основе имеет космическое происхождение; человек является частью Космоса и развивается по его законам. Принцип гармонии понимается как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом. Принцип культуросообразности основан на принятии человеком себя как активного участника и преобразователя Космоса, творца новых форм космической культуры. Принцип свободы заключается в том, что воспитатель и воспитанники равны и свободны в возможности познания закономерностей развития не только самих себя, своей общественной группы, всего человечества, но и природы, Космоса. Принцип ненасилия основан на том, что процесс свободного творческого взаимодействия воспитателя и воспитанников по достижении космического сознания не приемлет принуждения, но опирается на побуждающие, поисковые приемы организации деятельности («метод освобождения творческих сил в ребенке», сократический, проблемный метод и др.), на совместные усилия всех участников процесса космического воспитания [6].
Успешную попытку подойти с глобальных позиций к обоснованию педагогического процесса, нацеленного на культивирование «космического сознания» нового человека, предпринимает известный итальянский педагог М. Монтессори (1870-1952).
В центр космической теории Мария Монтессори ставит категорию «Универсум». Категория «Универсум», как известно, представляет собой философский термин (лат. universum, summa rerum) и означает «Мир
как целое». По Монтессори, Универсум - это космическое органичное единство, целое, в котором все элементы материи находятся между собой в тесной взаимосвязи и взаимодействии: «Земля, звезды, камни, все формы жизни в тесной связи друг с другом образуют единое целое; и эти связи настолько тесны, что мы не можем постичь природу камня, не поняв хотя бы что-то о большом Солнце! Без знания большого Универсума мы не сможем прояснить сути ни одного предмета, которого касаемся, ни атома, ни клетки» [7].
М. Монтессори подчеркивает, что феномен взаимосвязи - это смысл природы. Универсум не просто целостность, а активная мировая субстанция. С точки зрения содержательной характеристики, Мир по Монтес-сори представляет собой единство неорганической, органической, социальной и искусственной природы (культуры или супра-природы). Во взаимосвязях элементов Универсума находят свое проявление их «космические задачи». С выполнением каждым элементом Универсума своей «космической задачи» Монтессори связывает гармоничный порядок мироустройства. Так Мария Мон-тессори видит динамическую сторону Универсума.
М. Монтессори подчеркивает необходимость и особую значимость отражения в содержании образования универсальных связей мировой субстанции. Так, например, она пишет: «Посредством универсального учебного плана новые поколения должны объединить все детали картины Мира воедино, должны связать их как различные аспекты знаний о Космосе. Астрономия, география, геология, биология, физика, химия являются только деталями общего. Их взаимосвязи - это то, что движет интерес от центра к периферии» [7, р. 24]. По мнению М. Монтессори, « <...> обучать частностям значит вводить в заблуждение. Устанавливать связи между явлениями и предметами окружающего мира означает передавать знания» [8].
Антропологический аспект космической теории и идеи М. Монтессори о «космическом воспитании» связаны с вопросом о месте и роли человека в космическом мироздании. Этот аспект затрагивает вопрос о смысле космо-планетарной функции человека, а также о самом качестве этой функции. В соответствии с космической теорией, человек,
как и другие живые существа, включен в динамический круговорот Мира, в активность жизни, которая, с одной стороны, является причиной целостности Универсума, а с другой - причиной всеобщих изменений субстанции. Появление человека на Земле обусловливает переход процесса эволюционного развития на качественно новую ступень. В контексте антропологических положений итальянского педагога человек выступает как активное, обладающее разумом космо-плане-тарное, биосоциальное существо.
В космической теории М. Монтессори выходит на центральную для сегодняшней науки проблему - раскрывает назначение, предмет и значимость экологии. Ученый говорит о необходимости обеспечения единства материального и духовного в Мире, становлении гармоничной экологически сбалансированной цивилизации, нормализации и совершенствовании деятельности человека. Педагог считает, что с помощью экологически ориентированных способов деятельности человек способен устранить вызванные им самим нарушения природного равновесия. Самый эффективный путь разрешения экологических проблем М. Монтессори видит в подготовке «нового» человека, обладающего «универсальным», экологически ориентированным сознанием.
Основным конструктивным элементом «нового мира» М. Монтессори считает фактическое единство человечества, которое превращается в «целостный живой и действующий организм» [9]. Итальянский педагог ставит вопрос о воспитании человека «к миру». «Новый гражданин нового Мира - это гражданин Универсума, который живет не только в рамках своей национальной идентичности, но и объединяется с представите -лями других государств «под единым флагом человечества» [10]. М. Монтессори говорит об универсальном миро- и самопонимании, а также об универсальном миро- и самоотно-шении. Деятельность человека по преобразованию Мира и самого себя педагог называет «космической работой».
Монтессори стремится утвердить этику универсальной ответственности и любви. В чувстве любви, как считает М. Монтессори, находит свое выражение глубокое преклонение перед космической упорядоченностью, ответственность за установление гармонии
во взаимодействии человека с природой, а также между людьми в обществе. Понятие «любовь», соответствующее «космической миссии» человека, Мария Монтессори распространяет на все сущее в Мире. В соответствии с концепцией итальянского педагога, человек должен постоянно работать в направлении совершенствования своего внутреннего мира, культивирования у себя универсального (=космического) сознания.
Итак, рассмотрение ведущих идей философии и педагогики космизма дает основание трактовать эту сферу знания как прогностич-но-перспективное направление педагогики XXI в., как методологическую основу формирования востребованного в условиях глобализирующегося мира нового типа мировоззрения человека.
Философия и педагогика космизма позволяют выявить суть взаимосвязи между внешним процессом глобализации сфер социального развития и внутренним процессом глобализации сознания человека. Новый тип мировоззрения являет собой систему представлений, понятий, взглядов о целостности Мира, о месте и роли человека в нем. Этот тип мировоззрения предполагает расширение предметного горизонта сознания до космопланетарных масштабов.
С нашей точки зрения, в плане построения педагогической концепции, нацеленной на формирование нового типа мировоззрения, следует базироваться на развитии следующих, вытекающих из проведенного анализа, философско-педагогических положениях космизма:
- понимание Мира как онтологического единства, рассматриваемого в масштабах Вселенной;
- понимание человека как космопланетарного существа, как органичной составляющей Мира - Системы;
- понимание сознания человека как космопланетарного феномена;
- понимание необходимости в ориентации человека на общечеловеческие нравственные ценности, на мирное сосуществование человечества в космопланетарном пространстве;
- понимание необходимости в экологически ориентированном ответственном отношении человека к неживой природе Космоса, живой природе планеты Земля,
продуктам культуры, социуму и самому себе как составляющим Мира - Системы;
- понимание необходимости осуществления человеком созидательной деятельности по преобразованию Мира и самого себя с целью разрешения глобальных проблем и обеспечения устойчивого развития цивилизации.
Определение целей, отбор содержания и выработка технологии образовательного процесса, нацеленного на формирования нового типа мировоззрения, необходимо осуществлять в соответствии с принципами целостности, антропокосмизма, гармонии,
культуросообразности, свободы, ненасилия и гуманизма.
Мы полагаем, что развитие и реализация этих положений в образовательном процессе будет способствовать становлению нового уровня и нового качества соотношения систем «Мир - человек» и «человек - Мир».
2. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. L., 1994. Р. 78.
3. Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2000. С. 184.
4. Вернадский В.И. О науке. Т. I. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. С. 313.
5. Русский космизм: Антология философской мысли / сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. М., 1993. С. 309.
6. Пушкина И.М. Генезис идей К.Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Архангельск, 2007.
7. Montessori M. Kosmische Erziehung. Freiburg, 1988. Р. 27.
8. Montessori M. Von der Kindheit zur Yugend. Freiburg, 1966. Р. 47.
9. Montessori M. Frieden und Erziehung. Freiburg, 1973. Р. 49.
10. Grundgedanken der Montessori-Pädagogik / hergst. P. Oswald, G. Schulz-Benesch. Freiburg, 1996. Р. 126.
1. Мамедов Н.М. Глобализация как современное Поступила в редакцию 19.11.2010 г.
состояние общественного развития // Эпоха глобальных перемен. М., 2004. С. 34.
UDC 113/119:13:14
PHILOSOPHY AND PEDAGOGY OF COSMISM AS METHODOLOGICAL BASIS OF SHAPING PERSONALITY’S WORLD VIEW IN GLOBALIZING WORLD
Nadezhda Grigoryevna Tarasenko, Belgorod State University, Belgorod, Russia, Candidate of Education, Associate Prfessor, Director of M. Montessori Pedagogics Center, e-mail: tarassenko@bsu.edu.ru
The author of the article analyses characteristic features of globalization and draws attention to the conclusion of modern researchers that globalization is a model for developing modern world view. The article describes what world view of personality should have at present. The author argues that philosophy and pedagogy of cosmism may form methodological basis of the new type world view. Keynotes of this area of knowledge are considered and scientific theoretical statements are drawn up. Further research of these statements may contribute to the development of the content and technology of the modern process of education in terms of improving its efficiency to solve the problem of cultivating world view of the personality of the 21st century.
Key words: globalization; globalization of consciousness; philosophy of cosmism; pedagogy of cosmism; personality’s world view.