Научная статья на тему 'Философия этноса и этнофилософия'

Философия этноса и этнофилософия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
454
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попков Юрий Владимирович, Тюгашев Евгений Александрович

С таким названием работал «круглый стол» на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.). Он организован сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия этноса и этнофилософия»

ФИЛОСОФИЯ ЭТНОСА И ЭТНОФИЛОСОФИЯ

Ю. В. Попков1, Е А. Тюгашев1 2

PHILOSOPHY OF ETHNOS AND ETHNOPHILOSOPHY

Y. V. Popkov, E A. Tyugashev

С таким названием работал «круглый стол» на V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 25-28 августа 2009 г.). Он организован сотрудниками сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН.

На «круглый стол» было представлено 36 заявок, сделали доклады 18 человек, всего приняли участие в обсуждении 60 человек из 12 регионов России и Казахстана. В рамках работы «круглого стола» состоялась демонстрация документального фильма «Укок - “Слово Неба”», посвященного проблеме интегрированности природного ландшафта в духовную культуру народов Алтая. Этот фильм

1 Попков Юрий Владимирович - руководитель «круглого стола», заместитель директора по науке, заведующий сектором этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН.

2 Тюгашев Евгений Александрович - ученый секретарь «круглого стола», доцент Новосибирского государственного университета.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/joumal/issue_4/922-popkov-

tyugashev.html

284

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

представил А.В. Иванов (г. Барнаул).

На «круглом столе» обсуждались следующие основные группы проблем:

- дисциплинарная структура философии этноса и дисциплинарная принадлежность основных подходов в изучении этноса;

- соотношение философии этноса и этнофилософии;

- соотношение этнософии и этнопсихологии;

- специфика этнических образов мира и национально-философских традиций в истории мировой философии;

- роль этносов в развитии цивилизаций;

- методология комплексных междисциплинарных этносоциальных исследований.

В соответствии с диалогической тематикой круглого стола его работа шла в режиме созвучия двух параллельно развивающихся тем -философии этноса и этнофилософии. Далее остановимся на наиболее интересных идеях, высказанных во время работы «круглого стола».

В докладе Н. А. Берковича (г. Санкт-Петербург) была про-блематизирована дисциплинарная структура философии этноса. К эпистемологии этноса он отнес полемику конструктивизма и при-мордиализма. Кроме того, были выделены онтология и аксиология этноса, а также этнотипологическая систематизация (племя, народность, нация, диаспоры и др.). При обсуждении было предложено выделять в философии этноса в соответствии со структурой философских наук телеологию этноса (проблема т. н. «национальной идеи»), этику и эстетику этноса, а также этнофилософскую интерпретацию этнометодологии.

В. В. Ванчугов (г. Москва) посвятил свое выступление обосно-

285

электронный научный журнал

«НОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ

ТУВЫ»

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

ванию этнософии как вида философствования, постигающего дух и душу народов, особенности этнических картин мира. В репликах на выступление было указано, во-первых, на необходимость разграничения предметных областей этнософии и этнопсихологии, и, во -вторых, на возможность соотнесения геософии и этнософии.

В сообщении «Ионизм и доризм в древнегреческой культуре и древнегреческой философии» Е. А. Тюгашев (г. Новосибирск) систематизировал известные сведения об этнических особенностях ионийцев и дорийцев и отражении этих особенностей в категориальном строе философской мысли. К ионийской традиции, с ее исходной интуицией хаоса, было предложено относить также Гиппократа и Демокрита. Вслед за К. Риттером, С. Трубецким и А. Лосевым поддержано отнесение к дорийской традиции, с ее исходной интуицией космоса, пифагорейцев, элеатов, Платона и неоплатоников. При экстраполяции подхода на русскую философию высказано предположение о тюркских истоках философского мышления Н. Бердяева.

Ю. В. Попков (г. Новосибирск) раскрыл роль сети межэтнических отношений в расширенном воспроизводстве этноса и конституировании этносфер локальных цивилизаций. Циклически повторяющийся этносоциальный синтез (например, в российской цивилизации это славяно-финно-угорский, славяно-тюркский синтезы) предложено рассматривать как генетический механизм воспроизводства

286

электронный научный журнал

этносов и цивилизаций в процессах внутри- и межцивилизационных взаимодействий. Функциональный механизм вос-производства этноса реализуется в его диссипации, диверсификации с последующим отбором адаптивных социотипов этничности.

Развивая эту тему, Д. В. Ушаков (г. Новосибирск) показал методологическое значение системно-генетического подхода в исследовании этносоциальных и цивилизационных процессов. Представляет интерес описанная им схема распада цивилизаций. На его взгляд, утрата общих ценностей-идеалов ведет к нормативной дезориентации и к растущей автономизации этносов. Возможны дезадаптации этноса к вмещающему ландшафту при условии выработки иных способов адаптации и выделение нового доминирующего/этнодифференциру-ющего признака. Далее происходит политическое отделение и принятие ценностно-нормативной системы других цивилизаций, демонстрирующих (порой эфемерно) более эффективные способы адаптации и выживания.

В. Г. Костюк (г. Новосибирск) затронул дискуссионную проблему социокультурного статуса России. Наиболее адекватно, по его мнению, этот статус отражается понятием «российская цивилизация», а не понятиями «российская нация» и «русская нация». При таком подходе сохраняется определенность онтологического статуса русских как нации и устраняется полиглосия в использовании понятия «нация».

К. М. Сатыбалдинова (г. Москва) попыталась дифференцировать мировосприятие оседлых и кочевых народов. Для первых мир - это высокоструктурированный и детально регламентированный мир покоя с циклическим переживанием времени. Для вторых мир - это мир движения с эсхатологическим восприятием времени как пути. Большой интерес вызвал сравнительный анализ К.М. Сатыбалдиновой

287

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

толкования снов у русских и казахов. По ее наблюдениям, если русские относятся к сновидениям как к однозначно предопределенным сценариям будущего, то казахи видят в сновидениях предвестие новых возможностей, шансов, которые нельзя упустить.

В контексте обсуждения проблем, поднятых в фильме «Укок -“Слово Неба”», Д. И. Мамыев (Онгудайский район Республики Алтай) и Л. В. Анжиганова (г. Абакан) актуализировали проблему духовной функции священных земель коренных народов, ландшафтов, включающих памятники традиционной культуры и духовно значимых природных объектов. На примере плато Укок и менгиров Хакассии докладчики показали, что священные места и в настоящее время выполняют мироориентирующую функцию в повседневной жизнедеятельности и играют важную роль в обеспечении духовного здоровья коренных народов.

По итогам состоявшейся дискуссии участники «круглого стола» констатировали:

- растущую роль этнического самоопределения в условиях глобализационных процессов и интенсификации цивилизационных взаимодействий;

- актуальность этнического измерения историко-философского процесса и необходимость систематической разработки не только русской философии, но и этнофилософий других народов многонациональной России;

- значимость междисциплинарного (прежде всего, этносоцио-логического, этнопсихологического, этнокультурного и этнополитического) научного анализа архетипической детерминации сценариев этнического развития.

Участники «круглого стола» предложили: 1) считать целесооб-

288

«НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ > ТУВЫ»

электронный научный журнал

www.tuva.asia

№ 4 2009 г.

разным выделение в структуре последующих Всероссийских философских конгрессов отдельной секции «Философия этноса», которая могла бы привлечь также специалистов по этнической идентичности, русской философии, цивилизационной проблематике, ныне работавших на других секциях; 2) инициировать разработку на федеральном и региональном уровнях законодательных актов о статусе природных объектов, имеющих исключительное значение для духовной культуры народов России.

С тезисами всех докладов участников «круглого стола» можно ознакомиться во 2-м томе материалов конгресса (См.: Наука. Философия. Общество: Материалы V Российского философского конгресса. Том II. Новосибирск: Параллель, 2009).

289

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.