Идеи и смыслы
ТРОФИМОВА Роксана Павловна — доктор философских наук, профессор кафедры философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; rtrofimova@inbox.ru)
СЕЛЕЗНЕВ Павел Сергеевич — доктор политических наук, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; seleznevpavel@gmail.com)
ФИЛОСОФИЯ: ЭСТЕТИКА И ЯЗЫК
Аннотация. Язык - это универсальное средство человеческого общения, обладающее выразительной структурой, которая эмоционально воздействует на человека. Предлагаемая статья исследует эстетическое в языке от древних философов до теорий ХХ в. Главной проблемой является изучение эстетического в языке в аспекте дискуссии с теорией лингвистического эстетизма Б. Кроче и К. Фосслера. Это учение оказало значительное влияние на современное понимание проблемы эстетических аспектов языка. Основной акцент в статье делается на позитивную разработку и решение проблемы эстетического в языке. В ней предлагается методология исследования эстетических качеств языка, что обогащает философское познание мира.
Ключевые слова: язык, экспрессивные структуры, эмоциональное влияние, выражение, выразительные средства, эстетические категории, мера, красота языка
Эстетическое в языке — это одна из актуальных проблем нового мира, где разнообразные культуры и языки сплетаются в нечто целое, что предполагает как развитие глобальных отношений, так и формирование нового мира виртуальных реальностей.
Изучение этой проблемы включает два аспекта: гносеологический и собственно эстетический.
Гносеологический аспект составляет, прежде всего, проблема единства и взаимосвязи языка и мышления, являющаяся одной из наиболее спорных проблем современной философской мысли. Этот вопрос различно трактуется и решается в западной и современной русской философии. В нашей работе мы не будем освещать существующие точки зрения, а остановимся только на изложении современного научного решения этого вопроса.
Мышление и язык как общественные явления одновременно взаимосвязаны друг с другом и обладают самостоятельной спецификой. Язык, в отличие от мышления, обладает материальным субстратом не в виде мозга (хотя он и имеет свое представительство в мозгу в виде центров Брока и Вернике), а в виде органов речи. Язык представляет собой деятельность органов речи. И получающиеся в результате этой деятельности звуки служат средством формирования и выражения мысли и тем самым — средством общения.
Что же общее имеют мышление и язык, позволяющее говорить об их единстве? Во-первых, мышление и язык представляют собой общественные явления. Они возникают только в человеческом обществе. Во-вторых, их общность проявляется в том, что они не существуют изолированно друг от друга, а составляют единое целое, называемое рядом ученых лингвологическим единством, единицей которого является значение.
Лингвологическое единство языка и мышления объединяет в себе два самостоятельных, имеющих собственную специфику явления. Специфика мышления в этом единстве состоит, прежде всего, в том, что оно является высшей формой отражения и относится к числу идеальных явлений.
В отличие от мышления, природа языка, определяемая деятельностью органов речи в их тесном контакте с деятельностью мозга, является отражательной, но более опосредованной через знак. В связи с этим язык представляет собой не
процесс отражения, а процесс формирования и выражения отражательного процесса, каким является мышление. Если единицы мышления (понятия, суждения и др.) — это копии, слепки с предметов действительности, то единицы языка (слова, предложении и др.) — это более условные образы и модели предметов и явлений. Они представляют собой знаки, которыми выражаются единицы мышления. Признание знакового характера языка во многом объясняет существование множества языков, а также такие явления, как способность одного слова обозначать многие понятия и способность понятия обозначаться десятками различных слов.
В процессе становления человеческой культуры формируется целостный линг-вологический процесс, в котором мышление является содержанием, а язык — формой. Содержание, выражаемое в форме языка, бывает различным и может передавать и эстетические чувства, и переживания людей. В лингвологическом единстве языка и мышления речь человека связана с его эстетическим сознанием, с восприятием и переживанием прекрасного и возвышенного, трагического и комического в окружающей его природе и обществе. Сам процесс выражения и передачи эстетической информации человеческим языком очень сложен. Он включает в себя как бы два уровня: во-первых, выражение и передачу непосредственно возникшей эстетической информации при восприятии и переживании человеком красоты окружающей природы или произведений искусства и, во-вторых, закрепление той или иной эстетической информации, обладающей частой повторяемостью, в значениях слов.
Первый уровень: выражение и передача эстетической информации естественными человеческими языками включает как эстетическое переживание и чувства человека, так и эстетические оценки и суждения. Они относятся скорее к области изучения эстетической деятельности человека и его эстетическому отношению в действительности, являющихся предметом эстетики как науки.
На втором уровне эстетическая информация при неоднократном повторении может закрепляться в значениях слов. Этот процесс, характерный уже для начальных этапов возникновения человеческого сознания и членораздельной речи, привел к появлению в естественных языках определенного эстетического словаря, т.е. совокупности слов, в значениях которых закреплялись эстетические чувства и переживания человека. Как предполагают некоторые семасиологи, слова, выражающие отношение человека к прекрасному, происходят от слов, обозначающих также свойства предметов и явлений, которые сильно воздействуют на зрительные и слуховые ощущения и вызывают определенные эстетические эмоции (гореть, пылать, сверкать, пестрый, цветной и т.д.). Так, существует точка зрения, согласно которой древнегреческое kalos (красота) восходит к корню seal (гореть, пылать) или к корню cal (звать, подавать голос). Постепенно это слово отрывается от своего корня-прародителя и начинает обозначать уже новое эстетическое понятие, выражающее восприятие человеком красоты. Эстетическая информация подобным образом закрепилась также и за индоевропейским корнем qal, породившим множество слов с близким ему значением [Walde 1910].
Таким образом, закрепление эстетической информации в значениях слов представляет собой длительный исторический процесс, отразивший пути формирования и развития эстетического сознания.
Собственно, эстетически передавая и выражая эстетическую информацию, язык как материальная форма мысли благодаря относительной самостоятельности своего существования сам по себе обладает целостной системой определенных эстетических особенностей и оказывает эстетическое воздействие на человека. Например, благозвучное слово или выражение незнакомого вам
языка вызывают в нашем сознании определенные ассоциации и представление о чем-то прекрасном и высоком благодаря своей мелодичности и гармонии.
Эстетически воздействуя на человека своей содержательной формой, язык предстает перед нами не как совокупность немых и схематических знаков, а в качестве «вполне конкретной чувственной реальности» [Никитин 2009; Природа и функции... 1968; Языковая норма... 2006], обладающей определенными эстетическими качествами. Язык, в свою очередь, как самостоятельная знаковая система, диалектически взаимосвязанная с сознанием и мышлением, представляет собой сложное явление, которое развивается, как было показано выше, одновременно под влиянием и с развитием общества и по своим внутренним законам.
Изучая структуру языка как общественного явления, большинство исследователей ограничивают его способность воздействовать эстетически выразительными средствами языка художественной литературы. В связи с этим они анализируют художественный язык произведений литературы, не ставя вопрос о сущности эстетического в языке.
Однако язык содержит в себе как художественные, так и эстетические элементы. Художественными средствами языка является совокупность всех изобразительных средств, используемых художником при создании произведений литературы. Эстетическое в языке — понятие более широкое. Оно включает в себя, во-первых, всю совокупность эстетической информации, передаваемой языком, во-вторых, закрепление этой информации в значениях слов как единицах лингвологического единства, в-третьих, эстетические особенности содержательной формы языка и речи, которые своими объективными качествами — соразмерностью и гармонией звуко- и словосочетаний, пропорциональностью и целостностью отдельных языковых систем — могут вызвать эстетические переживания прекрасного, возвышенного, гармоничного. Эти чувства и переживания чувственно-выразительная форма языка могжет возбуждать и при передаче так называемого нейтрального содержания, не содержащего эстетической информации для воспринимающего человека. Подобным случаем является, на наш взгляд, восприятие человеком благозвучной речи на незнакомом языке, вызывающей у нас чувства, сходные с переживанием услаждающей слух музыки.
Таким образом, эстетическое в языке представляет собой единство выражения эстетического содержания, являющегося идеальным отражением идейно и эстетически освоенной человеком действительности, в эмоционально-выразительной форме языка. Оно включает в себя художественные средства языка как составную часть его содержательной и эмоционально-выразительной формы.
Различаются художественное и эстетическое в языке и речи и по их происхождению. Если общие эстетические особенности народного языка складывались сравнительно стихийно в процессе общественно-исторической практики и подражания благозвучию природы и окружающей действительности, то художественные средства формируются на базе основных эстетических закономерностей языка и играют значительную роль в создании художественных произведений литературы. Именно отмечая эстетическую роль художественных средств выражения литературного языка, представители теории лингвистического эстетизма Б. Кроче и К. Фосслер делают вывод о существовании эстетического выражения в языке. Однако, распространяя законы развития художественного языка на общенародный, они извращают понимание прогресса языка и взаимосвязи в нем художественного и эстетического [Кроче 1920; 1999; Фосслер 2007; \fossler 1953].
Что же представляют собой эстетические особенности самой формы языка? Эстетическими качествами (особенностями) формы человеческих языков, на наш взгляд, является совокупность таких языковых образований, которые, воздействуя на человека, вызывают в нем переживания прекрасного, возвышенного, гармоничного и т.д. Структура эстетических средств выражения достаточно сложна. Она включает в себя как грамматические языковые средства — эмоциональные суффиксы, междометия, так и фонетические — громкость звука, высоту тона, характер произнесения слов, интонацию и ритм словосочетаний. Эти эстетические средства выражения присущи всем естественным языкам. В одних языках более выражены фонетические средства, например во французском или итальянском, в других (немецком) — грамматические, лексические и другие моменты.
Эстетические качества, будучи общими для всех естественных человеческих языков, несмотря на различие их национальных форм, обладают особой выразительностью, в отличие от других языковых явлений. Наиболее выразительные из них, как нам кажется, представляют собой художественные средства литературного языка, изучаемые стилистикой.
Интонация, так же как ритм и мелодия, гармония звуков и словосочетаний, строгая упорядоченность морфологических и грамматических форм, принадлежит к тем эстетическим особенностям содержательной формы языка, в которых находит свое выражение эстетический принцип меры как единства качественных и количественных изменений, являющийся основой красоты в созданиях человека. На огромное значение меры для благозвучия языка указывали еще античные мыслители. Именно в их трудах были разработаны основные принципы теории меры и гармонии в эстетической форме языка, которые, как было показано выше, нашли свое отражение и дальнейшее развитие в произведениях философов и лингвистов Нового времени.
Мера как философско-эстетическая категория характеризует общие принципы построения предмета или явления, их качественные и количественные характеристики. Будучи наиболее общей эстетической категорией, она тесно связана с такими понятиями, как симметрия, соразмерность, пропорциональность, грациозность. Мера как бы включает их в себя, отличаясь более обобщенным характером, для которого присущи целостность вещи, предмета или явления. В то же время эти понятия являются видовыми определениями меры, дифференцирующими ее различные оттенки [Винокур 1991; Квятковский 1966: 45; Лосев, Шестаков 1965: 13-35].
Соразмерность и строгая пропорциональность, ритмичность и точность человеческой речи именно благодаря соразмерной согласованности своих частей вызывают у человека эстетические переживания прекрасного и возвышенного. Соразмерное и гармоничное построение звукосочетаний и ритм фразы незнакомого нам языка мы воспринимаем как музыку речи. Недаром Л.Н. Толстой замечал, что «сказать лишнее — все равно, что, толкнув, рассыпать составленную из кусочков статую, или вынуть лампу из волшебного фонаря» [Толстой 1983: 170].
Принципам меры и гармонии подчиняются языковые эстетические и художественные средства выражения: ритм и мерность построения звуков, слов, фраз, интонация и мелодия речи. Проявление стремления человека к гармонии и благозвучию как основной эстетической закономерности пронизывает звуковой состав языка, находит свое отражение в морфологическом и грамматическом строе естественных человеческих языков. Особенно ярко принцип гармонии и музыкального построения отдельных языковых компонентов выражается в звуковых (фонетических) средствах эстетической выразительности: ритме, мелодии, интонации.
Что же представляет собой выражение, и в чем его отличие от эстетической выразительности? Язык включает, по мнению большинства филологов и семи-отиков, такие элементы, которые не обязательны для сообщения чего-либо о познаваемом предмете или явлении и имеют непосредственное отношение к чувствам. Это отношение и есть выражение. Само по себе выражение представляет собой обозначение, которое сообщает не основную информацию об объекте познания, а дополнительную — о чувствах и переживаниях, в т.ч. и эстетических [Кристева 2013].
В выразительности языковой формы как бы особым образом концентрируются ее объективные эстетико-художественные особенности: соразмерность и гармония, простота и чистота звуко- и словосочетаний, вызывающие переживания прекрасного и возвышенного, трагического и комического.
На возможность вызывать переживания комического средствами самой языковой формы еще правильно указывал К. Фосслер. Он писал: «Комическое — очень близко для повседневного языка, диалектов и арго... Именно отсюда такое многообразие восхитительных архаизмов Лафонтена...» [Уо881ег 1953: 320].
Эстетическое в языке, таким образом, представляющее собой диалектическое единство выражения эстетического содержания в гармоничной и эмоционально-выразительной форме языка, включает в себя в лингвологическом процессе по существу разнородные общественные явления: эстетическую информацию как выражение эстетического содержания и собственно выразительную форму языка. В связи с этим оно характеризуется внутренними противоречиями. Выражая определенное исторически развивающееся сознание человека, система эстетического в языке развивается и изменяется вместе с последним. Наиболее ярко этот процесс выявляется в развитии эстетического содержания. Что же касается содержательной формы языка, то в ней он протекает значительно медленнее. Это объясняется тем фактом, что язык как самостоятельное общественное явление развивается не только под влиянием общественного прогресса, но и в значительной степени по своим специфическим внутренним законам. Поэтому эстетические особенности самой содержательной формы языка являются наиболее устойчивым структурным элементом системы эстетического в языке. В данном случае как бы происходит сложный процесс совершенствования и развития образовавшихся эстетико-художественных средств языка: ритма, интонации, ударения, выразительных аффрикат и слов, благозвучных выражений и т.д. одновременно по внутренним законам языка и под влиянием общественного прогресса.
В связи с этим представители «лингвистического эстетизма», утверждая определяющую роль общественного прогресса и влияние эстетического вкуса на развитие языка, занимали только отчасти правильную позицию. Однако этот процесс затрагивает не сразу всю систему эстетических особенностей формы. Он протекает значительно медленнее, чем развитие эстетического содержания, и зависит не столько от эстетического идеала эпохи, сколько от закономерностей развития языка как общественного явления.
Таким образом, эстетическое в языке, превращенное «лингвистическим эстетизмом» Б. Кроче и К. Фосслера в одну из форм выражения духа, получает совершенно иное понимание в современной эстетике.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Международные аспекты культурной политики России в постсоветский период»), проект № 15-23-21002.
Список литературы
Винокур Г.О. 1991. О языке художественной литературы: учебное пособие для филол. спец. вузов (сост. Т.Г. Винокур; предисл. В.П. Григорьева). М.: Высшая школа. 448 с.
Квятковский А.П. 1966. Поэтический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 376 с.
Кристева Юлия. 2013. Семиотика. Исследования по семанализу. М.: Академический проект. 289 с.
Кроче Б. 1920. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. I. Теория (пер. с ит. В. Яковенко). М.: Изд. М. и С. Сабашниковых. 171 с.
Кроче Б. 1999. История. Экономика. Право. Этика. Поэзия: антология сочинений по философии (пер., сост. и коммент. С. Мальцевой). СПб: Пневма. 480 с.
Лосев А.Ф., Шестаков В.П. 1965. История эстетических категорий. М.: Искусство. 376 с.
Никитин М.В. 2009. Основы лингвистической теории значения. М.: Либроком. 170 с.
Природа и функции эстетического. 1968. М.: Искусство. 288 с. Толстой Л.Н. 1983. О Шекспире и о драме. — Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22 т. М. Т. 19. Фосслер К. 2007. Эстетический идеализм. М.: ЛКИ. 144 с. Языковая норма и эстетический канон. 2006. М.: Языки славянских культур. 336 с. Vossler Ch. 1953. Langue et culture de la France. P.: Payot. 341 р. Walde A. 1910. Labeinesche etimologisches Worterbuch. Heidelberg. Bd. 1.
TROFIMOVA Roksana Pavlovna, Dr.Sci. (Philos.), Professor of the Chair of Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, 125993, Russia; rtrofimova@inbox.ru) SELEZNEV Pavel Sergeevich, Dr.Sci. (Pol.Sci.), Associate Professor at the Department of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; seleznevpavel@ gmail.com
PHILOSOPHY: AESTHETICS AND LANGUAGE
Abstract. Language is universal means of human communication. It has an expressive structure that emotionally influences people. The article evaluates aesthetic aspects of language from ancient philosophers to philosophical and linguistic theories of the 20th century. The focus of the article is on further development of the theories of B. Croce and K. Vossler. These theories are used as a base to create the modern concept of aesthetic aspects of language. The main purpose of the article is to expose the potential of beauty in languages. The article enables readers to fully understand the aesthetic method and apply it to their native language and foreign ones. The study offers new methods of the language's positive influence on human mentality. Keywords: language, expressive structure, emotional influence, aesthetic aspects, beauty in languages