Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ Э. КАССИРРЕРА В СВЕТЕ СЕМАНТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ФИЛОСОФИЯ Э. КАССИРРЕРА В СВЕТЕ СЕМАНТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы права
Область наук
Ключевые слова
Кассирер / философия / семантика / классическая музыка / художественное выражение

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзянь А.

Данная статья посвящена исследованию философии Эрнста Кассирера и ее влиянию на область классического музыкального искусства, особенно в контексте семантики. В начале работы рассматривается значение философии в сфере классического музыкального искусства, а затем подробно исследуются взгляды Кассирера на данную тему. Далее акцент делается на анализе роли философии в музыкальном искусстве с точки зрения Кассирера, особое внимание уделяется его вкладу в понимание символики и выразительности музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ Э. КАССИРРЕРА В СВЕТЕ СЕМАНТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Группа научных специальностей:

Искусствоведение и культурология Шифр научной специальности:

5.10.3

УДК 008

ЦЗЯНЬ Ай,

Аспирант,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, e-mail: [email protected]

ФИЛОСОФИЯ Э. КАССИРРЕРА В СВЕТЕ СЕМАНТИКИ КЛАССИЧЕСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

АННОТАЦИЯ. Данная статья посвящена исследованию философии Эрнста Кассирера и ее влиянию на область классического музыкального искусства, особенно в контексте семантики. В начале работы рассматривается значение философии в сфере классического музыкального искусства, а затем подробно исследуются взгляды Кассирера на данную тему. Далее акцент делается на анализе роли философии в музыкальном искусстве с точки зрения Кассирера, особое внимание уделяется его вкладу в понимание символики и выразительности музыки.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Кассирер, философия, семантика, классическая музыка, художественное выражение.

JAN Ai,

Graduate student, Russian State Pedagogical University A.I. Herze

E. CASSIRRER'S PHILOSOPHY IN LIGHT OF THE SEMANTICS OF CLASSICAL MUSICAL ART

ANNOTATION. This article is devoted to the study of the philosophy of Ernst Cassirer and its influence on the field of classical musical art, especially in the context of semantics. The work begins by examining the importance of philosophy in the field of classical music, and then examines in detail Cassirer's views on this topic. Further emphasis is placed on an analysis of the role of philosophy in the art of music from Cassirer's point of view, with special attention paid to his contribution to the understanding of the symbolism and expressiveness of music.

KEY WORDS: Cassirer, philosophy, semantics, classical music, artistic expression.

1. Значение философии в классическом музыкальном искусстве

Семантическая эстетика оказывает большое влияние на немецких философов. Семантическая эстетика весьма популярна и тесно связана с семантической философией. В свою очередь, заинтересованность в семантической философии, наоборот, вызывает интерес к семантической эстетике.

Самым распространённым условием выделением семантической эстетики является направление на привычный ей необычный вид в исследовании музыкального искусства.

Подобное видение эстетики является проекцией семантического философского восприятия. Благодаря философскому перевороту, эстетика представляет собой всего лишь метод, который является одним из мифов в семантическом движении. На философском уровне семантиче-

ской эстетики идёт философское толкование теоретической модели, которая покрывает область музыкального искусства. Такое толкование вполне возможно.

Философское толкование исследуемых теорий связано с изначальными теоретическими принципами.

Уместно было бы разделить семантическую эстетику на два направления: теории специального значения и семантическая философия музыкального искусства.

Один из эстетиков семантического направления, Э. Кассирер, убеждён в невозможности понимания содержания музыкального искусства без должного внимания на его эстетическую составляющую, связь с красотой, ценностный ориентир, что уже само по себе является исследованием музыкального искусства в области философии. Получилось так, что семантическая

1111 ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ I III II II III 11 II III 11 III II II III II II III 11 III IIII III 11IIII111 III 1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11 III 111IIII11 III I

эстетика выступает в качестве определённого направления в области семантической философии.

Методы семантического движения в философии и в науке о музыкальном искусстве не были случайными, так как были предписаны нуждами для развития научного познания.

Связь между философией и музыкой не так глубока, как можно было подумать, но всё же, она есть. Именно это подтверждает немецкий философ Э. Кассиррер: «Связь философии и музыки является условной, где музыкальное искусство - условная форма, которое отображает эстетическое смысловое направление» [4].

По утверждению Кассирера, в какой-то мере любая условная форма, включая музыкальное искусство, делится на две стороны: бытие, присутствующее в физическом облике и духовные ценности, которые проявляются в физическом и объединяются с понятием «музыкальная культура». Поэтому Кассирер обращается к трём условным формам: философия, её представление и её истинное значение в музыкальном искусстве [1]. Именно истинное философское значение в музыкальном искусстве занимает первое место среди определений смысла и значения [2]. Во время процесса представления в философии наблюдается баланс двух разных составляющих: то, что дано с особым чувством, представляет что-то иное. Музыкальное искусство соприкасается с философией. Здесь баланс отдаёт предпочтение материальному и физическому, а значение практически утрачивается. Мир представляет изначальную и эмоциональную составляющую, для всех явлений характерна природа, которая относится к естественному и внезапному. Эти явления могут выражать как мрачность, нежность или возбуждение, так и умиротворение. Раскрытие бесконечной материальной составляющей вещей является одним из великих явлений и самых глубоких восхищений в области музыкального искусства.

Для полного описания данной особенности музыкального искусства, можно обратиться к ещё одному высказыванию Кассирера: «Музыкальное искусство может использоваться в качестве условной составляющей философии». Однако, данный термин может служить в качестве общей составляющей классического музыкального искусства, и учёный настаивает на мнении об их абсолютном равенстве. В то же время он отмечает отличия между знаковыми системами музыкального искусства и простой философской мысли. Её отличие состоит в представлении музыкального искусства с помощью материальных форм.

Главная особенность условной формы кроется в её динамичности. То есть, олицетворяет

саму жизнь, её свежесть и непосредственность. Если для философии характерно абстракция и дедуктивное обобщение, то для музыкального искусства - концентрация, рост и детализация. Не смотря на материальную составляющую, музыкальное искусство отождествляется с духовными ценностями. Эту мысль философ ставит на первое место, однако, предупреждает, что не следует забывать о проблемном содержании. Епеого бы содержания не было в музыкальной составляющей, главным всегда будет выступать именно значение [5].

Изначально целью Кассирера было понимание развития духовной составляющей именно с внутренней стороны [3]. Однако, в свою очередь, он критикует абстрактно-материальную теорию. По его мнению, к объективному анализу в области музыкального искусства должен быть добавлен системный анализ, а именно - анализ формы. Системный анализ должен быть исследован, бессмысленно в абстрактном и мировоззренческом пространстве продолжать строить теорию музыкального искусства. Динамичная составляющая сравнивается Кассирером с объективным анализом. То есть, первопричину развития музыкального искусства необходимо искать в духовной составляющей, где все явления основаны на концентрации.

2. Роль философии в музыкальном искусстве с точки зрения Э. Кассирера

Как уже было сказано ранее, Кассирер понимает под музыкальным искусством становление условной формы в объединении материальной составляющей и духовного значения, где именно это значение становится на первое место.

Значение Кассирером воспринимается в качестве бесконечности. «Музыкальное искусство является направлением, но это направление должно восприниматься с внутренней точки зрения». Другими словами, философское значение необходимо связать с музыкальным искусством.

Внутренний характер направления в музыкальном искусстве говорит о слиянии значения с материальным носителем, об их единении и восприятии на интуитивном уровне. «Музыкальное искусство даёт возможность чувствовать форму вещей».

Также, согласно Кассиреру, значением в музыкальном искусстве является идеальная составляющая и делится на два вида: физически представленная и индивидуально исполненная. Первая принадлежит к объективному аспекту значения, вторая - субъективному. Музыкальное искусство, равно как и философия, непрерывно движется между объективным и субъективным полюсами. И этот факт нельзя игнорировать. Если внимание уделяется объективному, музы-

N111 ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III мм мм мм мм ми

кальное искусство и философия оказываются под общей подражательной категорией, если акцент делается на субъективную составляющую, тогда основной функцией выступает выражение. Кассирер отмечает, что «выражение отождествляет хаотичное выражение чувств, тогда на замену воспроизведения вещей приходит воспроизведение жизни изнутри. Несмотря на то, что внимание уделяется субъективной составляющей, музыкальное искусство, всё же, остаётся производным. Сравнивая с философией, можно отметить, что место звукоподражательной теории в области музыкального искусства занимает теория междометий».

В некоторых случаях, Кассирер, указывая роль философии в музыкальном искусстве, также нередко говорил о связи и отличии этих двух дисциплин. Главные составляющие в музыкальном искусстве не могут изобретаться произвольно, они отображают свой изначальный вид.

Также у Кассирера имелся психологический подход к аспектам музыкального искусства. Он считал необходимостью связать психологию и философию с музыкальным искусством напрямую. Иными словами, в свободном абстрактном пространстве и рассуждений нельзя сформировать философию музыкального искусства.

В свою очередь, Кассирер воспринимал идею о личности музыканта в качестве субъекта в речевом аспекте деятельности, который использует музыкальные формы. Исходя из своих идей, Кассирер утверждает, что человеку свойственен символический образ, символический разум и символическая память. Отсюда, человеческое мышление связано с логикой. Поэтому Кассирер уверен, что в музыкальном искусстве невозможно не только без логического мышления, но и логического образа и прочих психологических аспектов. То есть, логика и творческое воображение не предусматривает произвольных форм, однако, указывает на их изначальное происхождение, осуществляя их видимость и узнавание.

Особой функцией воображения в музыкальном искусстве является защита чувственной составляющей в различных аспектах самого музыкального творчества, включая ритмичные и пластические аспекты.

Кассирер приемлет взаимосвязь объекта и субъекта. То есть, выражение собственного «я» невозможно без предметной составляющей. В то же время не приемлет идейного выражения в области музыкального искусства в качестве стихийного выражения чувств и страстей. Музыкальное искусство - процесс выразительный, однако не может быть таким, если, в то же время оно не выступает в качестве формативного процесса. Для выражения эмоций в области музыкального искусства необходимо стремление к определён-

ной цели. Например, оперный певец представляет и комментирует чувства, которые он выражает.

Чувства, которые строятся в области музыкального искусства, могут отсутствовать не только в физическом мире, но и в личностных особенностях. Мир наполнен эстетически оформленными чувствами, которые обладают эстетическим сознанием. Касательно эмоциональной составляющей в области музыкального искусства, то здесь можно только ощутить, нежели увидеть. В данном случае чувства можно пропустить через себя.

В музыкальном искусстве человек может ощутить стремительный жизненный процесс. Вкладывает в искусство своё «я». Формативная составляющая наблюдается не только у создателя, но и у слушателя.

Заключение

В процессе написания работы, можно отметить, что Кассирер понимает музыкальное искусство, основываясь на системном подходе в качестве процесса абстрактного, хаотичного, который совершается в пределах духовной составляющей музыкального искусства и его идеальной формы.

При создании условной формы, музыкальное искусство осуществляет основную функцию - познавательную. Кассирер считает ошибочным воспринимать музыкальное искусство в качестве приложения или украшения жизни. Это недооценка реального значения музыкального искусства и его огромной роли в культуре и жизни общества. Музыкальное искусство открывает реальность с помощью интуиции и материальной составляющей. Автор является таким же открывателем, как и философ, однако, философская мысль направлена на открытие фактов и законов природы, а автор музыкального произведения занимается формами. Главной целью музыкального искусства является полное понимание формального строения реального мира. Реальная составляющая подразумевает под собой формы внешнего и внутреннего мира, которые крепко связаны между собой. Согласно условным формам, музыкальное искусство - производная ранее подготовленной реальности. Нам доподлинно неизвестны изначальные формы в области музыкального искусства, так как они не даны нам в первозданном виде. Музыкальное искусство позволяет исследовать те формы, которые производит самостоятельно. Формы в музыкальном искусстве не показывают формы объективной действительности, так как их главной задачей является построение и организация человеческого опыта. Главной особенностью музыкального искусства является разумный подход к созданию человеческого мира.

1111 ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ ММ ММ ММ III ММ ММ ММ III ММ IIIIIIIIIII11IIIII11IIIIIIIIIIIIIIIII11IIIIIIIIII11IIII111III1111II111IIII111II11111II111IIII111IIII111II111IIII111IIII11III111IIII11IIII

Список литературы:

[1] А. Фридман, Майкл. Философия на перепутье: Карнап, Кассирер и Хайдеггер / пер. с англ. В. В. Целищева. — Москва: Канон-Плюс, 2021. — 351 с.

[2] Афанасов Н.Б. Эрнст Кассирер и Густав Шпет о культуре: перспективы для современной методологии социально-гуманитарного познания // Вопросы философии. — 2019. — Вып. 1. — С. 47-50.

[3] Белоусова Е.В. Э. Кассирер и К. Г. Юнг о роли символов в культуре: сходство и различие философско-антропологического и психоаналитического подходов // Вестник Гуманитарного университета. — 2020. — Вып. 4. — С. 49—54.

[4] Князева, Е.Н. Знаки животных и символы человека: взаимовлияние идей Я. фон Икскюля и Э. Кассирера // Человек. — 2019. — Т. 30. — № 4. — С. 25—40.

[5] Тетюев Л. И. Э. Кассирер и критическая этика Канта: вопрос об интерпретациях // RUDN Journal of Philosophy. — 2018. — Т. 22, вып. 1. — С. 65-75.

Spisok literatury:

[1] A. Fridman, Majkl. Filosof a na pereput'e: Karnap, Kassirer i Hajdegger/per. s angl. V. V. Celishheva.

— Moskva: Kanon-Pljus, 2021. — 351 s.

[2] Afanasov N.B. Jernst Kassirer i Gustav Shpet o kul'ture: perspektivy dlja sovremennoj metodologii social'no-gumanitarnogo poznanija // Voprosy filosofii. — 2019. — Vyp. 1. — S. 47-50.

[3] Belousova E.V. Je. Kassirer i K. G. Jung o roli simvolov v kul'ture: shodstvo i razlichie filosofsko-antro-pologicheskogo i psihoanaliticheskogo podhodov // Vestnik Gumanitarnogo universiteta. — 2020. — Vyp. 4.

— S. 49—54.

[4] Knjazeva, E.N. Znaki zhivotnyh i simvoly cheloveka: vzaimovlijanie idej Ja. fon Ikskjulja i Je. Kassirera // Chelovek. — 2019. — T. 30. — № 4. — S. 25—40.

[5] Tetjuev L.I. Je. Kassirer i kriticheskaja jetika Kanta: vopros ob interpretacijah // RUDN Journal of Philosophy. — 2018. — T. 22, vyp. 1. — S. 65-75.

Illlllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllim

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.