Научная статья на тему 'Философия будущего: какой ей быть?'

Философия будущего: какой ей быть? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалетдинова Альфия Янаховна, Розова Екатерина Олеговна

На философском факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в сентябре 2017 г. состоялось очередное заседание президиума федерального УМО по укрупненной группе направлений подготовки «философия, этика, религиоведение». С вступительным словом к участникам заседания обратился председатель президиума член-корреспондент РАН декан философского факультета МГУ В. В. Миронов. Заседание было посвящено вопросам разрабатываемых федеральными УМО примерных основных образовательных программ. обсуждению мы пригласили секретаря ФУМО, кандидата философских наук, заместителя заведующего кафедрой истории и теории мировой культуры по учебной работе МГУ Е. О. Розову и А. Я. Камалетдинову, доцента кафедры философии Челябинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камалетдинова Альфия Янаховна, Розова Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Philosophy of the Future: What Should It Be?

At the Philosophical Faculty of the Saratov National Research University. N.G. Chernyshevsky in September 2017, the regular meeting of the presidium of the federal UMO on the enlarged group of training areas “Philosophy, Ethics, Religious Studies” was held. Chairman of the Presidium RAS Corresponding Member, Dean of the Faculty of Philosophy of Moscow State University, V. Mironov, addressed the participants of the meeting with opening remarks. The meeting was devoted to issues of exemplary basic educational programs being developed by the federal UMO. To the discussion we invited the secretary of FUMO, Candidate of Philosophy, Deputy Head of the Department of History and Theory of World Culture in the educational work of the Moscow State University Ye.O. Rozova and A.Ya. Kamaletdinova, Associate Professor of Philosophy, Chelyabinsk State University.

Текст научной работы на тему «Философия будущего: какой ей быть?»



ДИАЛОГИ

Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 13 (409).

Философские науки. Вып. 46. С. 97—100.

ФИЛОСОФИЯ БУДУЩЕГО: КАКОЙ ЕЙ БЫТЬ?

А. Я. Камалетдинова1, Е. О. Розова2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

2 Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия

На философском факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского в сентябре 2017 г. состоялось очередное заседание президиума федерального УМО по укрупненной группе направлений подготовки «философия, этика, религиоведение». С вступительным словом к участникам заседания обратился председатель президиума член-корреспондент РАН декан философского факультета МГУ В. В. Миронов. Заседание было посвящено вопросам разрабатываемых федеральными УМО примерных основных образовательных программ.

К обсуждению мы пригласили секретаря ФУМО, кандидата философских наук, заместителя заведующего кафедрой истории и теории мировой культуры по учебной работе МГУ Е. О. Розову и А. Я. Камалетдинову, доцента кафедры философии Челябинского государственного университета.

Розова Е. О. С докладом о профессиональных стандартах и разрабатываемом педагогическом модуле выступила проректор по учебно-методической работе Саратовского государственного университета, профессор Е. Г. Елина. Была подчеркнута необходимость закрепления в примерных основных образовательных программах разнообразных трудовых функций выпускников, чтобы в последующем они могли занимать те должности, требования к которым соответствуют усвоенным ими компетенциям. Также в рамках доклада был представлен проект педагогического модуля, разработанный группой классических университетов под руководством Саратовского государственного национального исследовательского университета.

Проект модуля представляет собой методический документ, рекомендуемый в качестве основы для разработки педагогического модуля по определенной специальности в образовательных организациях, готовящих учителей-предметников. Основная цель модуля заключается в обеспечении единого подхода в подготовке к осуществлению педагогической деятельности.

Выпускник, освоивший педагогический модуль, может работать учителем-предметником в общеобразовательной организации и способен справляться с задачами воспитания и развития личности обучающегося, участвовать в управлении школьным коллективом, формировать образовательную среду и проектировать содержание образовательных программ.

Декан философского факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского профессор М. О. Орлов выступил с докладом, посвященным актуальному положению философских дел в университете, принимающем заседание. Философскому факультету СГУ за семь лет удалось увеличить количество направлений подготовки с четырех до десяти, а также увеличить проходной балл при приеме на направления подготовки бакалавриата. Факультет активно работает в направлении соответствия запросам современного рынка труда, в частности, развивая направление «педагогическое образование», в результате чего выпускники оказываются востребованы в средней школе в качестве преподавателей предмета

«Основы религиозных культур и светской этики» и курса обществознания.

Камалетдинова А. Я. На фоне сокращения числа факультетов, занимающихся подготовкой молодого поколения, обладающих так востребованными ныне универсальными компетенциями, практика философского факультета СГУ вызывает уважение. В укрупненной группе направлений подготовки «философия, этика, религиоведение» вузам появляются возможности для открытия новых направлений подготовки сообразно потребностям региона. Профессор Е. Г. Елина предлагает максимально расширить сферы применения универсальных и профессиональных компетенций выпускников высшей школы, получающих диплом учителя-предметника. Студентам направления подготовки «философия, этика, религиоведение» в современном мире необходимо через развитие универсальных компетенций максимально увеличить объекты профессиональной деятельности, которыми могут стать:

— органы законодательной и исполнительной власти Федерального и регионального уровней;

— консультационно-аналитические центры стратегического развития;

— представительства и объединения политических партий;

— общественные объединения и ассоциации, представляющие Общероссийский народный фронт (форма гражданского общества);

— институты, центры, учреждения Российской Академии наук;

— средства массовой информации;

— другие организации, занимающиеся разработкой гуманитарной проблематики и др.

Можно в качестве одного из направлений готовить преподавателей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» и курса обще-ствознания, но расточительно не использовать богатейший потенциал философов в разработке механизмов современного государственного управления; философского основания стратегического проектирования социальных процессов; исследований ценностных оснований социальных отношений, антропологического кризиса современности и др.

Розова Е. О. Доклад заместителя председателя федерального УМО профессора А. А. Кротова был посвящен процессу разработки проектов примерных основных образовательных программ по философии, религиоведению, прикладной этике для бакалавриата и магистратуры. Были предло-

жены два варианта учебных планов как элементов примерных программ. Первый вариант, как и в прежней программе, детально регламентирует все позиции, в том числе позиции вариативной части и курсы по выбору. Второй вариант плана позволяет вузам определять часть позиций самостоятельно, т. к. профильные дисциплины вариативной части обозначены общей графой: «дисциплины профессиональной профилиза-ции» с общим указанием объема всего блока, но без детальной расшифровки по каждой позиции. Членами федерального УМО было принято общее решение остановиться на втором варианте учебного плана, как позволяющем более оперативно реагировать на возникновение новых проблем и направлений в той или иной предметной области.

В проекте примерной основной образовательной программы предложена характеристика профессиональной деятельности выпускников, согласно которой они смогут работать как в сфере образования и науки, так и в других сферах, если уровень образования и усвоенные компетенции будут соответствовать требованиям, предъявляемым к работнику. Основные задачи профессиональной деятельности выпускника в области образования разбиты на три блока: педагогический, научно-исследовательский и организационно-управленческий. Педагогический тип профессиональной деятельности включает в себя разработку и реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и дошкольного образования. Научно-исследовательский тип включает работу с научной информацией в сфере философии в рамках различных типов социокультурного пространства. Организационно-управленческий тип — применение навыков в организации своей профессиональной деятельности и деятельности коллективов. Соответственно этим типам в проекте примерной основной образовательной программы группируются профессиональные компетенции выпускника в три типа задач: педагогический, научно-исследовательский и организационно-управленческий. Кроме этого, проект примерной основной образовательной программы предполагает расшифровку каждой компетенции выпускника, детализированную по форме «знания, умения, владения». Подобная детализация прописана для каждой группы компетенций: универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Наличие этих индикаторов позволяет зафиксировать специфику каждого направления подготовки.

Камалетдинова А. Я. Из трех блоков профессиональной деятельности для студентов-

Философия будущего: какой ей быть?

99

философов хотелось бы углубления и расширения научно-исследовательского блока. В условиях обострения идеологического противостояния современного мира интеллектуальный потенциал страны должен быть востребован как никогда. 1 декабря 2017 г. президент Российской Федерации В. В. Путин выступил на заседании Архиерейского собора Русской православной церкви, где отметил размывание традиционных ценностей, взаимное отчуждение в обществе, обезличивание людей. «Что будет, если цивилизация растратит свои духовные и гуманистические начала, какими рисками для будущего человечества это обернется? <.. .> Равнодушие и безразличие, утрата ценностных ориентиров оборачиваются ростом радикализма, ксенофобии, конфликтами на религиозной почве. Разрушающий человека эгоизм превращается в агрессивный национализм». Задаешься только одним вопросом, почему эти слова не адресованы корифеям философского сообщества и надежде философской мысли России.

Речи многих политиков, государственных чиновников изобилуют декларативными заявлениями о сохранении традиционных ценностей, самобытности и идентичности россиян, проблемах человеческого бытия. На местах встречаемся с недопониманием важности философского образования в целом и философской (мировоззренческой) подготовки профессионалов всех направлений подготовки в частности. Уменьшение числа бюджетных мест по философским специальностям, сокращение зачетных единиц, выделяемых на изучение философии на непрофильных факультетах, недопустимо. Общество XXI в. в подготовке выпускника высшей школы ориентирует не на конкретную профессию, а на способность к универсальной деятельности. Модель такой подготовки традиционно представляла практика философских факультетов.

Розова Е. О. Члены президиума обсудили вопрос о количестве и наименовании профилей бакалавриата и магистратуры. Директор Института философии и права Новосибирского государственного университета профессор В. С. Диев выступил с предложением указывать в учебном плане, главным образом, обязательный минимум дисциплин, вытекающий из общепрофессиональных компетенций, предоставив возможность даль-

нейшего выбора наименований вариативной части самим вузам. Кроме того, профессор В. С. Диев предложил в целях сохранения содержательной преемственности между магистратурой и бакалавриатом формулировки профилей магистратуры распространить на бакалавриат.

Директор Института философии СПбГУ профессор С. И. Дудник высказался за необходимость сохранения своеобразия научных школ при обязательном соблюдении шаблона примерных программ. Также С. И. Дудник подчеркнул, что создавать большое количество профилей в условиях сокращения бюджетного набора малопродуктивно.

Камалетдинова А. Я.Необычайно актуальна проблема развития научных школ, поднятая Сергеем Ивановичем. Своеобразие научных школ возможно, если знакомство с проблемой исследования начинается на младших курсах бакалавриата, реализуется в выпускной квалификационной работе, углубляется в магистерской диссертации, поднимается до высот теоретического обоснования на уровне кандидатской. Любая научная школа живет учениками и продолжателями. Подготовка ученого-философа — это всегда «штучный товар», основанный на личностно ориентированном подходе.

Розова Е. О. Директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета М. Д. Щелкунов согласился с тем, что множить профили не всегда разумно. При этом он высказал соображение о том, что магистерские программы не следует редуцировать к уровню бакалавриата.

Директор Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета Е. В. Сердюкова высказала мысль о важности сделать гибкими проектируемые нами документы и осуществить их тесную привязку к профессиональным стандартам. Среди профилей обязательно нужно сохранить ныне существующие: социальная философия, философия науки, история философии и др.

В общем, участники заседания приняли решение отстаивать принцип существования различных научных школ, деятельность которых лежит в основе высокого качества профессионального образования.

Сведения об авторах

Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии Челябинского государственного университета. Челябинск, Россия. allakamaletdinova@rambler.ru

Розова Екатерина Олеговна — кандидат философских наук, ассистент философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия. rozova.ekaterina@ gmail.com

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2017. No. 13 (409). Philosophy Sciences. Iss. 46. Pp. 97—100.

THE PHILOSOPHY OF THE FUTURE: WHAT SHOULD IT BE?

A. Ya. Kamaletdinova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. allakamaletdinova@rambler.ru

Ye.O. Rozova

Lomonosov State University, Moscow, Russia. rozova.ekaterina@gmail.com

At the Philosophical Faculty of the Saratov National Research University. N.G. Chernyshevsky in September 2017, the regular meeting of the presidium of the federal UMO on the enlarged group of training areas "Philosophy, Ethics, Religious Studies" was held. Chairman of the Presidium RAS Corresponding Member, Dean of the Faculty of Philosophy of Moscow State University, V. Mironov, addressed the participants of the meeting with opening remarks. The meeting was devoted to issues of exemplary basic educational programs being developed by the federal UMO.

To the discussion we invited the secretary of FUMO, Candidate of Philosophy, Deputy Head of the Department of History and Theory of World Culture in the educational work of the Moscow State University Ye.O. Rozova and A.Ya. Kamaletdinova, Associate Professor of Philosophy, Chelyabinsk State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.