УДК 172
DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-68-75
ФИЛОСОФИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ОТ МИФОЛОГИЧЕСКОГО ТАЛОСА ДО БУДУЩИХ КИБОРГОВ
Георгиу Т. С.
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация
Цель. Выявить особенности развития автоматизации, техники и эволюции искусственного интеллекта (ИИ), осуществить философский анализ этого процесса.
Процедура и методы. Философские вопросы, связанные с внедрением систем ИИ в повседневную жизнь человека, рассматриваются на основе системного и междисциплинарного подходов. Аспекты, связанные с моделированием мышления человека, с построением искусственного сознания и с созданием цифровых существ, анализируются в разрезе социально-философской методологии. Результаты. Обосновано, что агенты ИИ даже без наличия сознания являются мощным инструментом с огромными возможностями, что предполагает разработку правил безопасности и этических норм, которые будут регулировать их использование и существование. Теоретическая и/или практическая значимость. Критический анализ автоматизации, техники и эволюции ИИ с точки зрения социальной философии позволяет осмыслить комплекс актуальных философских аспектов новой технической реальности современного общества. В данной работе анализируется онтологический аспект этого развития и описываются возможные социальные риски для человечества.
Ключевые слова: автоматизация, искусственный интеллект, мышление, сознание, социальные риски, цифровые существа, этика
PHILOSOPHY OF AUTOMATION AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE: FROM MYTHOLOGICAL TALOS TO FUTURE CYBORGS
T. Georgiou
Moscow Region State University
ul. Very Voloshinoi 24, Mytishchi 141014, Moscow Region, Russian Federation Abstract
Aim. To identify the features of the development of automation, technology and the evolution of artificial intelligence (AI), to carry out a philosophical analysis of this process.
Methodology. Philosophical issues related to the introduction of AI systems into everyday human life are considered on the basis of a systemic and interdisciplinary approach. Aspects related to the modeling of human thinking, the construction of artificial consciousness and the creation of digital creatures are analyzed in the context of socio-philosophical methodology.
Results. It is substantiated that AI agents, even without the presence of consciousness, are a powerful tool with great potential, which involves the development of safety rules and ethical standards that will regulate their use and existence.
Research implications. A critical analysis of automation, technology and the evolution of AI from the point of view of social philosophy allow us to comprehend the complex of relevant philosophical aspects of the new technical reality of modern society. This paper analyzes the ontological aspect of this d evelopment and describes the possible social risks for humanity.
Keywords: automation, artificial intelligence, thinking, consciousness, social risks, digital creatures, ethics
© CC BY Георгиу Т . С. , 2022. _
Введение
Многие фундаментальные вопросы искусственного интеллекта (ИИ) вызывают огромный интерес в философии ещё с древних времён . Сама идея создания ИИ, подобного человеческому разуму, и концепция моделирования мыслительной способности не являются визитной карточкой исключительно современного общества, они присутствовали в далёком прошлом, в древнейших эпохах и наиболее рельефно проявились в наши дни . В современном мире, помимо обещанных благ для человека, за такими усилиями скрывается множество рисков и опасностей для самого человека и его существования
Целью исследования являются изложение истории и критический анализ автоматизации, техники и эволюции ИИ с точки зрения социальной философии Актуальным является осмысление комплекса философских аспектов новой технической реальности современного общества В данной работе анализируется онтологический аспект этого развития и описываются возможные социальные риски для человечества
Происхождение понятия «автоматизация». От мифа к реальности
Слово автомат (др. греч. аитоцато^) состоит из двух частей: аито^ ('он', 'сам') и цецаа ('стремиться'), которое переводится как «самодвижущий», «самодействующий», «самостремительный»1. Однако в Древней Греции трактовка этого термина была более глубокой: слово автомат обозначало действия человека, в основе которых лежат многократное обдумывание, постановка целей, подбор средств, а потому эти действия становятся со временем практически неосмысливаемыми, опривы-ченными Из этого можно сделать вывод,
1 Mantoylidis E . Etymologiko lexiko tis Archaias Ellinikis [Etymological dictionary of Ancient Greek].
2nd ed. Thessaloniki: Ekpaideytiria Mantoylidh, 2009. P . 54; Stamatakoy I . Lexikon tis Archaias Ellinikis [Dictionary of Ancient Greek: in 3 vols . Vol. 1. Athina: Bibliopromitheytiki, 1999. P . 197 .
что автоматизация - это совокупность действий на основе алгоритмизированного мышления [9].
Идея автоматизации появилась практически одновременно с появлением человека разумного В качестве примера можно назвать Талоса из древнегреческой мифологии - бронзового богатыря, данного Зевсом Европе для охраны острова Крит. Платон сделал из этого сказочного персонажа полицейского чиновника, который три раза в день обегал остров и следил за порядком и правосудием [8]. Этот миф доказывает желание человека найти способ автоматизации разумного поведения, порядка и даже справедливости
Если отойти от мифологических аллюзий и попытаться отыскать следы самодействующих автоматизированных устройств - прообразов современных автоматов, и здесь глубокая древность открывает перед нами свидетельства об автоматически открывающихся дверях, об «автоматах» в мастерской Гефеста, о двигающихся скульптурах Дедала и др [9] Самое впечатляющее изобретение - это Антикитерский механизм, который считается первым «компьютером» мира Это сложное механическое устройство использовалось для расчёта движения небесных тел и позволяло узнавать дату 42 астрономических событий Этот механизм мог отображать положение солнца и луны, определял солнечные и лунные затмения и, самое главное, способствовал определению дат важнейших греческих мероприятий (Олимпиад, Наайских игр, Пифийских игр и др . ) [7].
Первую машину, которая «могла считать сама», создал французский учёный Блез Паскаль . В 1642 г. молодой Паскаль мечтал подарить отцу машину, которая бы облегчила его труд с расчётами, и впоследствии придумал и сконструировал машину под названием «Паскалина», позволяющую складывать и вычитать чис-ла2. Несколько позже, в 1673 г. , немецкий философ и математик Г. Ф . Лейбниц соз-
2 Казакова И . А . История вычислительной техники: учебное пособие . Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. С . 27-28.
дал счётную машину, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить и извлекать квадратные корни . Арифмометр Г. Ф . Лейбница считается одним из величайших изобретений - и активно использовался до недавнего времени.
В 1834 г. английский математик Чарльз Беббидж начал проектировать машину, которую назвал аналитической. Она представляла собой универсальную механическую цифровую вычислительную машину, которая впервые в истории техники работала по принципу программного управления Ада Лавлейс, английский математик, составила первую в мире программу для этой машины. Именно эта «примитивная» с точки зрения современных пользователей машина была механическим прототипом современного компьютера1.
Научно-техническая революция и искусственный интеллект
Самые заметные изменения в области информатики связаны с переходом на электронный этап развития техники и с изменением соответствующих математических, теоретических и технических основ В первую очередь речь идёт о двоичной системе счисления Г Ф Лейбница и алгебре логики, разработанной Дж. Булем. Теоретические предпосылки, заложенные в работах К. Шеннона, способствовали интеграции электроники и логики И, наконец, разработанная Аланом Тьюрингом абстрактная машина, позволяющая реализовать некоторые алгоритмы, придала существенный импульс ИИ В свою очередь, развитие электроники способствовало реализации математической логики
Создание надёжных машин для автоматизированных расчётов не стало конечным пунктом для человека, мечтавшего автоматизировать даже собственное мышление Такая идея появилась у многих специалистов в этой области и нашла отражение в их трудах Основоположниками системы ИИ являются Алан Тьюринг, Джон Маккарти, Фрэнк Розенблатт и др.
1 Казакова И . А . История вычислительной техники:
учебное пособие . Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. С. 41-47 .
Самая известная и широко обсуждаемая работа в области ИИ - «Тест Тьюринга», или, как он её сам назвал, «Игра в имитацию». Тест был предложен в статье под названием «Вычислительные машины и разум», опубликованной в 1950 г. в философском журнале "Mind". «Может ли машина мыслить?» - главный вопрос данной работы [12]. Этот эксперимент характеризуется новым подходом к вопросу «Думают ли машины?». А. Тьюринг изменяет смысл самого вопроса, рассуждая не о том, что машины думают, а о том, могут ли они делать то, что может делать человек как мыслящее создание [1, с. 9].
Отметим, что для А. Тьюринга машина должна лишь имитировать мышление человека Он не утверждает, что машина должна понимать смысл общения, и именно это вызвало ряд противоречивых реакций среди учёных Самая известная критика теста - это мысленный эксперимент «Китайская комната», предложенный Джоном Сёрлом в 1980 г . Несмотря на все свои достоинства и известность, тест подвергается критике по нескольким основаниям, где обнаруживался ряд недостатков Тем не менее, «Тест Тьюринга» дал старт эре ИИ, вызвав азарт среди специалистов в области информационных технологий и став своего рода «символом» ИИ
В 1958-1960 гг. выдающийся учёный Фрэнк Розенблатт создал вычислительную систему «Марк-1» на основе модели пер-септрона Таким образом, впервые в истории ИИ применились искусственные нейронные сети [3, с . 4; 6, с . 24]. По большому счёту, концепция нейронных сетей формулировалась намного раньше, в 1943 г . , в работе под названием «Логическое исчисление идей, относящихся к нервной активности» Уолтера Питтса и Уоррена Мак-Каллока [11].
На основе теорем Альфреда Норта Уайтхеда и Бертрана Рассела "Principia Mathematica" в 1957 г. исследователи Аллен Ньюэлл, Герберт А. Саймон и Клифф Шоу разработали программу «Логик-теоретик» (англ. "Logic Theorist"). Впервые программа могла выполнить автоматизированные
«рассуждения» на основе логических предикатов и, таким образом, стала первой программой ИИ. В 1959 г. эта группа учёных создала программу «Универсальный решатель задач» (англ. "General Problem Solver"), в которой предпринималась стратегия решения задач В качестве примеров решений задач использовались доказательства теорем евклидовой геометрии и логики предикатов
В 1965 г . профессор Джозеф Вейценбаум создал программу «Элиза» (англ. "ELIZA"), которая претендовала на прохождение теста А. Тьюринга. «Элиза» могла «имитировать» беседу с психотерапевтом и была способна вести в какой-то мере человеческий диалог. Несмотря на недостатки данной программы, «Элиза» стала первым чат-ботом (виртуальным собеседником) в истории ИИ
Специалисты по ИИ никогда не упускали из виду человеческого мышления (мозг) и стремились разработать машину, которая будет решать проблемы как человек. Результатом стало создание Эдвардом Альбертом Фейгенбаумом «Экспертных систем» - программ, целью создания которых было решение машиной трудных задач, не уступающее по качеству и эффективности решению эксперта-человека
Для достижения поставленной цели -победы над интеллектом человека - специалисты в области ИИ направили все усилия на разработку «умной машины» В 1997 г. был совершён прорыв в истории ИИ, заодно изменивший и историю человечества. «Машина против человека» -вовсе не название фильма-фантастики Так назвали матч суперкомпьютера «Дип-Блю» (англ. "Deep Blue") против Гарри Каспарова, чемпиона мира по шахматам, где Суперкомпьютер одержал победу1 . На фоне поражения человека не обычных (стандартных) способностей, а одного из самых умных в мире создалось впечатление, что создание автономных мыслящих
1 Каспаров против Deep Blue. Матч, изменивший историю // Chess .com: [сайт]. URL: https://www. chess . com/ru/article/view/kasparov-protiv-deep-blue-match-izmenivshii-istoriiu (дата обращения: 09.04.2021) .
машин принципиально возможно, и оно не заставит себя долго ждать .
Безусловно, дальнейшее развитие этой сферы требовало не только специальных знаний, большого количества данных и вычислительных ресурсов, но и другого подхода для решения задач . Поэтому разработчики использовали технологию искусственных нейронных сетей. Эксперты довольно быстро поняли, что для того, чтобы нейросеть приносила искомые результаты, её надо «учить» . Таким образом, специалисты в области ИИ ещё с 1980-х гг. старались усовершенствовать технологию машинного обучения
В рамках исследования ИИ суперкомпьютера «Дип-Блю» разработчики "DeepMind" добавили в программу возможность самообучения, и в 2016 г. программа «АльфаГо» обеспечила победу сильнейшего игрока «Го» В отличие от предыдущих программ программа «АльфаГо» могла сама обучаться без посторонней помощи (человека) и без заранее заданного алгоритма
В области робототехники первый человекоподобный робот, который, по словам производителей, обладает ИИ, - это робот София, созданный в 2015 г . Робот оснащён технологиями обработки визуальной информации и распознавания лиц София может имитировать человеческие жесты и выражения лица, а также может отвечать на определённые вопросы и проводить простые беседы Самое удивительное в истории с роботом София - это получение гражданства Саудовской Аравии в 2017 г. , что породило массу фундаментальных вопросов, связанных с этикой: андроид получает гражданство страны, где не все люди имеют полноценные человеческие права
Системы ИИ стали коммерчески успешными и востребованными практически в любом бизнесе. Такие компании, как Google, Microsoft, IBM, Amazon, сделали ИИ важным направлением своей стратегии, где системы ИИ стали важным компонентом основных продуктов Речь идёт о интеллектуальных помощниках (чат-ботах и виртуальных ассистентах)
онлайн-переводчиков, поисковых машин, систем бизнес-аналитиков, самоуправляемых автомобилей, об «умных» системах и др Современные системы ИИ оснащены функциями взаимодействия с человеком, и, вне всякого сомнения, такие человекоподобные системы будут применяться в повседневной жизни всё больше и больше
Развитие технологии ИИ - это дорога без возврата, и, как показывает время, внедрение в повседневную жизнь интеллектуальных систем будет продолжаться и охватывать все параметры личной, профессиональной и социальной деятельности человека Современные технологии позволяют «умным» системам обучаться на собственном опыте, адаптироваться к окружающей среде и к параметрам задач, принимать решения, которые раньше были прерогативой человека, и даже «вести» себя как человек!
Социальный аспект ИИ
Научно-технический прогресс развивается такими ускоренными темпами, что даже футурологи не успевают прогнозировать будущие изменения в сфере ИИ В последнее время наблюдается процесс кибор-гизации, связанный с появлением особых бионических существ, трансгенов (генетически модифицированных людей), «биотехнического» человека, а также с изобретением роботов, подключённых к ИИ [5].
Симбиоз человека и мыслящей техники является фактом и, следовательно, формирует новую реалию . Придётся привыкать к мысли, что в обществе среди людей появятся новые существа - киборги, роботы, автономная техника, агенты ИИ и другие интеллектуально-цифровые объекты . Как обещают специалисты в этой области, они смогут существовать сами по себе и даже будут каким-то образом оснащены сознанием В этой ситуации объекты становятся субъектами, что само по себе уже порождает вопросы идентификации ИИ, киборгов, возможных гуманоидов (разумных человекоподобных существ) и самого человека, что, в свою очередь, рождает вопросы об
использовании этих созданий, о границах такого использования и, конечно, вопросы самоидентификации, что выводит проблему на философско-нравственный уровень [13]
Возможность моделирования мышления человека и построения искусственного сознания - одна из основных философских проблем в области ИИ . Вопрос уже не совсем гипотетический и очевидно имеет большое значение не только для научного сообщества, но и для человечества в целом Следовательно, это вызывает не только философские вопросы, но и ряд этических, психологических и даже юридических вопросов Некоторые учёные, такие как Ник Бостром, утверждают, что скоро машины достигнут «сверхразума» [2], который будет превосходить во многих универсальных проявлениях когнитивной деятельности разум человеческий В таком случае возникает главный вопрос, связанный не с интеллектом как алгоритмом математической логики, а с сознанием и фило-софско-онтологическим существованием человека, т к создание такого мощного искусственного интеллекта влечёт за собой огромные социальные риски [1, с . 17].
Если в обществе будут присутствовать (с разной степенью активности) такие существа, о которых говорилось выше, тогда какие взаимоотношения будут установлены между ними и людьми? Будут ли этим существам предоставлены права? Если да, то о каких правах возможно вести речь, если не о человеческих? Кто будет являться гражданином страны? Если они будут умнее людей, будут ли иметь право занимать руководящие позиции? Будет ли это ознаменованием конца человеческой расы, как предупреждал известный учёный Стивен Хокинг? Вот некоторые серьёзные экзистенциальные вопросы, которые человечеству необходимо иметь в виду
С другой стороны, известные учёные -философ Джон Сёрл и нейрофизиолог Майкл Грациано - отмечают, что именно сознание, а не интеллект является существенным отличием высших млекопитающих, включая человека разумного
Машина не способна обладать сознанием, и моделирование человеческого сознания является нерешённой научной задачей ИИ не может заменить человека, это невозможно [4; 10, с. 139]. Другими словами, эти системы характеризуются очень узкой специализацией Они предназначены для выполнения одной конкретной задачи, и им далеко до многозадачности человека Майкл Грациано сравнивает этот процесс с алхимическими теориями, когда ряд учёных пытались найти способ превратить любой металл в золото: «У них не было недостатка в теориях, но их алхимические теории, как правило, основывались на аналогиях или мифах, а не на логических выводах», - утверждает автор [10, с. 123].
Впрочем, агенты ИИ даже без наличия сознания являются мощным инструментом с огромными возможностями, и, если не будут предусмотрены правила безопасности и этические нормы, регулирующие их использование и существование, последствия будут не менее катастрофическими, чем при взрыве атомной бомбы или «успешном» клонировании человека
Машины, способные анализировать сложные данные для освоения и совершенствования конкретных навыков и имитировать сложные интеллектуальные функции человека, уже не редкость Образы технологий ИИ с экранов кинотеатров и телевизоров, вероятно, в ближай-
шем будущем перестанут быть элементами фантастики, но, очевидно, станут нашей новой реальностью Конечно, прогнозировать дорожную карту развития ИИ на среднесрочную перспективу невозможно Таким образом, развитие технологий ИИ с целью ускорения технологического прогресса - лишь верхушка айсберга, поскольку сегодня мы не можем определить, что скрывается под водой, а именно - какие последствия можно ожидать для общества и, следовательно, для человечества
Заключение
Подводя итог, следует констатировать, что история автоматизации и ИИ преподнесла много достижений и «сюрпризов», и, вероятно, человечество ожидают новые вызовы По всей видимости, человек столкнётся с основными вопросами, связанными и с его идентичностью, и с самим его существованием . Поэтому на учёных-исследователей, разработчиков, инвесторов и на всех участников общественных организаций возложена огромная ответственность перед человечеством - сделать всё возможное для регулирования всех этических и других вопросов, которые проявятся из-за возможного будущего симбиоза человека с новыми цифровыми существами
Статья поступила в редакцию 26.01.2022.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волобуев А. В. Философские проблемы развития искусственного интеллекта // Философские проблемы развития искусственного интеллекта: коллективная монография / под ред. А. В. Волобуева, Н . А. Ореховской. М. : Прометей, 2019 . С. 7-24.
2 . Бостром Н . Искусственный интеллект. Этапы, угрозы, стратегии / пер . с англ. С. Филина. М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2016. 493 с.
3 . Городецкий В. И . , Юсупов Р. М. Искусственный интеллект - наука и информационная техноло-
гия: настоящее и будущее // Информационные технологии в управлении: материалы XIII муль-тиконференции по проблемам управления, Санкт-Петербург, 06-08 октября 2020 г. . СПб . : Электроприбор, 2020 С 3-14 4. Душкин Р. В. Критика «Китайской комнаты» Дж. Сёрла с позиции гибридной модели построения искусственных когнитивных агентов // Сибирский философский журнал. 2020. № 2 (18). С. 30-47.
5 . Малькова Т. П. Киборгизация: онтологические проблемы исследования // Манускрипт. 2018 . № 3 . С. 87-92.
6. Марголин И . Д. , Дубовская Н. П . Основные этапы развития искусственного интеллекта // Молодой учёный. 2018 . № 206 (20). С. 23-26.
7 . Мерчант Д . Антикитерский механизм: Самое загадочное изобретение Античности / пер . с англ .
П . Г. Дейниченко . М. : Альпина нон-фикшн, 2017. 280 с.
8 . Назиров Р. Г. Родословная робота, или История о соперничестве фантазии с техникой //
Назировский архив. 2017. № 2 (16). C. 72-74.
9 . Очеретяный К . А . Автоматы Платона // Платон и античная наука: материалы XXV конференции
Универсум платоновской мысли, 21 июня 2017 г. М. : Изд-во РХГА, 2017. С. 191-196.
10 . Graziano M . S . A . Rethinking Consciousness: A Scientific Theory of Subjective Experience . New York:
W. W. Norton & Company, 2019. 224 p . 11. Mcculloch W. S . , Pitts W. A Logical Calculus Nervous Activity // Bulletin of Mathematical Biophysics . 1943. № 5 .P. 115-133 .
12 . Turing A . M. Computing Machinery and Intelligence // Mind. 1950. № 236 (59) . P. 433-460.
13 . Warwick K. Cyborg Morals, Cyborg Values, Cyborg Ethics // Ethics and Information Technology. 2003.
№ 3 (5). P. 131-137.
I. Volobuev A. V. [Philosophical Problems ofthe Development ofArtificial Intelligence].In: Volobuev A. V. , Orekhovskaya N . A . , eds . Filosofskieproblemy razvitiya iskusstvennogo intellekta [Philosophical Problems of the Development of Artificial Intelligence]. Moscow, Prometei Publ. , 2019, pp. 7-24.
2 . Bostrom N . Superintelligence . Paths, Dangers, Strategies (Rus. ed. : Filin S . , transl. Iskusstvennyj intellekt.
Etapy, ugrozy, strategii. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ. , 2016. 493 p .).
3 . Gorodecky V. I . , Yusupov R . M. [Artificial Intelligence - Science and Information Technology: Present
and Future]. In: Informacionnye tekhnologii v upravlenii: materialy XIII mul'tikonferencii po problemam upravleniya, Sankt-Peterburg, 06-08 oktyabrya 2020 g., [Information Technologies in Management: Materials of the 13th Multi-conference on Management Problems, St. Petersburg, October 06-08, 2020]. St . Petersburg, Electropribor Publ. , 2020, pp. 3-14. 4. Dushkin R . V. [Criticism of the "Chinese Room" by J. Searle from the Standpoint of a Hybrid Model for Constructing Artificial Cognitive Agents]. In: Sibirsky filosofsky zhurnal [Siberian Philosophical Journal], 2020, no . 2 (18), pp. 30-47.
5 . Malkova T. P [Cyborgization: Ontological Research Problems]. In: Manuskript [Manuscript], 2018,
no 3, pp 87-92
6 . Margolin I . D. , Dubovskaya N . P [The Main Stages in the Development of Artificial Intelligence]. In:
Molodoi uchyony [Young Scientist], 2018, no. 206 (20), pp. 23-26.
7 . Marchant J. Decoding the Heavens: Solving the Mystery of the World's First Computer (Rus . ed. :
Deinichenko P G . , transl. Antikiterskij mekhanizm: Samoe zagadochnoe izobretenie Antichnosti. Moscow, Alpina non-fikshn Publ. , 2017. 280 p.).
8 . Nazirov R . G . [The Genealogy of a Robot, or the Story of the Rivalry of Fantasy with Technology]. In:
Nazirovsky arhiv [Nazirovsky Archive], 2017, no. 2 (16), pp. 72-74.
9 . Ocheretyany K. A . [Plato's Automats]. In: Platon i antichnaya nauka: materialyXXV konferencii Universum
platonovskoj mysli, 21 iyunya 2017g. [Plato and Ancient Science: Proceedings of the 25th Conference Universum of Platonic Thought, June 21, 2017]. Moscow, Russian Christian Humanitarian Academy Publ., 2017, pp. 191-196.
10 . Graziano M . S . A . Rethinking Consciousness: A Scientific Theory of Subjective Experience . New York,
W. W. Norton & Company, 2019. 224 p .
II. Mcculloch W. S . , Pitts W. A Logical Calculus Nervous Activity. In: Bulletin of Mathematical Biophysics, 1943, no. 5, pp. 115-133 .
12 . Turing A . M. Computing Machinery and Intelligence. In: Mind, 1950, no . 236 (59), pp. 433-460.
13 . Warwick K. Cyborg Morals, Cyborg Values, Cyborg Ethics. In: Ethics and Information Technology, 2003, no. 3 (5), pp. 131-137.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Георгиу Такис Софокли - аспирант кафедры философии Московского государственного областного университета;
e-mail: takis . georgiou. s@gmail. com
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Takis S. Georgiou - Postgraduate Student, Department of Philosophy, Moscow Region State University; e-mail: takis . georgiou. s@gmail. com
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Георгиу Т. С. Философия автоматизации и искусственного интеллекта: от мифологического Талоса до будущих киборгов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 1. С. 68-75. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-68-75
FOR CITATION
Georgiou T. S . Philosophy of Automation and Artificial Intelligence: From Mythological Talos to Future Cyborgs . In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Philosophy, 2022, no . 1, pp. 68-75. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-1-68-75