ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 166-177.
Научная статья. Исторические науки
УДК 327(599)
йО!: 10.31696/2072-8271 -2023-5-4-61 -166-177
ФИЛИППИНСКАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКО-ФИЛИППИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Александра Сергеевна ХИТЕВА 1
1 НИУ ВШЭ, Москва, Россия,
[email protected], https://orcid.org/0009-0002-0555-9615
Аннотация: В статье проводится оценка состояния и перспектив филиппинской трудовой миграции на российский Дальний Восток как фактора развития отношений между Республикой Филиппины и Российской Федерацией. Выявлены и проанализированы особенности испанского колониального наследия, оказывающего влияние на формирование демографической и, как следствие, миграционной политики Республики Филиппины. Подробно освещены институционально-нормативные механизмы, посредством которых осуществляется трудовая миграция, в частности, роль спонсорской визы в ее стимулировании. Раскрыты предпосылки и потенциал активизации сотрудничества между Россией и Филиппинами в сфере трудовой миграции, определены ключевые факторы заинтересованности сторон в том, чтобы превратить это направление в основную движущую силу укрепления связей между двумя странами с эффектом мультипликатора для каждой из них. Кабинетные исследования автора дополнены ее собственными полевыми наработками, что выразилось в проведении серии интервью с гражданами Республики Филиппины, работающими в Российской Федерации. Поскольку тема российско-филиппинских отношений не рассматривалась именно с такого исследовательского ракурса, новизна, оригинальность и практическая значимость проведенного исследования представляются очевидными.
Ключевые слова: филиппинская трудовая миграция, спонсорская виза, Азиатско-Тихоокеанский регион, АСЕАН, Филиппины, Россия, Дальний Восток
Благодарности: Данная работа подготовлена при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2023 году.
Для цитирования: Хитева А.С. Филиппинская трудовая миграция: потенциальный фактор развития российско-филиппинских отношений // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 166-177. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-166-177
© Хитева А.С., 2023
Original Article. Historical science
THE PHILIPPINE LABOR MIGRATION: А POTENTIAL ROLE FOR THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN-PHILIPPINE RELATIONS
Alexandra S. KHITEVA 1
1 HSE University, Moscow, Russia,
[email protected], https://orcid.org/0009-0002-0555-9615
Abstract: The article assesses the role of Filipino labor migration to the Russian Far East in shaping the relationship between the Republic of the Philippines and the Russian Federation. On revealing the impact of the Spanish colonial heritage on the Philippines' demographic and, by extension, migration policy, the article proceeds to examining the institutional and regulatory mechanisms that facilitate labor migration, with a specific focus on how sponsor visas stimulate this process. Finally, the paper turns to exploring the prerequisites and the potential for intensifying cooperation between Russia and the Philippines in the field of labor migration. Major factors of mutual interest in turning this direction into a fundamental driving force for strengthening ties between the two countries with a multiplier effect for both are identified. The author's desk research is complemented by her own fieldwork, which included a series of interviews with citizens of the Republic of the Philippines employed in the Russian Federation. As relations between Russia and the Philippines have not been explored from this research perspective, novelty, originality and practical significance of the study is obvious.
Keywords: Philippine labor migration, sponsorship visa, Asia-Pacific region, ASEAN, Philippines, Russia, Far East
Acknowledgments: Support from the Research Program of the Faculty of World Economy and International Affairs at HSE University is gratefully acknowledged
For citation: Khiteva A.S. The Philippine Labor Migration: А Potential Role for the Development of Russian-Philippine Relations. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 5, № 4 (61). Pp. 166-177. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-166-177
Введение
Филиппины, богатые культурным наследием и имеющие высокообразованное и мобильное население, представляют собой перспективного партнера для России, в частности, в сфере миграции. Вопрос ценности трудовых мигрантов из стран Юго-Восточной Азии поднял в
конце сентября 2023 года бизнес-омбудсмен Б.Титов, предложив Президенту РФ В.В. Путину упростить механизм привлечения в РФ работников из стран Юго-Восточной Азии, «...поскольку удовлетворить потребность в трудовых ресурсах за счет граждан СНГ уже не представляется возможным»1. Учитывая заметный отток из России трудовых мигрантов из бывших советских республик, представляется, что потенциальные работники из стран ЮВА, особенно Республики Филиппины, могут стать важным фактором экономического развития РФ.
В статье анализируется роль филиппинской трудовой миграции для дальнейшего укрепления и расширения российско-филиппинских отношений в будущем.
Проблема филиппинской миграции уже становилась объектом исследования зарубежных и российских ученых. Можно выделить статью «Philippine migration journey: Processes and programs in the migration life cycle», подготовленную Элвином Ангом (профессор Университета Ateneo de Manila) и Эрвином Тайгсоном (профессор и заместитель директора Программы глобального человеческого развития (GHD) в Уолш-школе иностранных служб Университета Джорджтаун)2. Ученые исследуют внутриэкономические аспекты филиппинской миграции в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Российский политолог И.Н. Золотухин в подготовленном труде «Филиппинская транснациональная трудовая миграция: тенденции развития и проблемы управления» исследует трудовую филиппинскую миграцию с исторической точки зрения. Ученый отмечает: Республика Филиппины при правлении Фердинанда Маркоса-старшего поощряла филиппинцев к поиску работы за рубежом, «поставив трудоустройство за границей важной задачей развития филиппинской экономики»3. В другой своей работе - «Филиппинская модель организации и управления процессами трудовой миграции» - политолог справедливо называет Филиппины «миграционным донором» и «рекордсменом в области подписания меморандумов и взаимопонимания в области миграции»4 для защиты прав филиппинских работников.
Однако трудовая миграция, по совокупности своих проявлений, равно как в качестве фактора сотрудничества между Россией и Республикой Филиппины в контексте расширения российского влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ранее не становилась объектом внимания исследователей.
На взгляд автора данной статьи, именно трудовая филиппинская миграция имеет высокие шансы стать одним из ключевых факторов
выстраивания долгосрочных, стратегических по своему характеру российско-филиппинских взаимоотношений. Ведь для трудолюбивого человека нет ничего невозможного, как говорят филиппинцы ("Walang шаЫгар Ба 1ао^ masipag.").
Наследие испанского колониализма: демографические аспекты филиппинской трудовой миграции
Исторический период испанского колониализма на Филиппинах (с 1565 по 1898 гг.) заложил основу филиппинской трудовой миграции, которая актуальна и по сей день.
По результатам первой переписи населения Филиппин, проведенной в 1591 г., население Филиппинского архипелага составляло примерно 667 тыс. человек5. На тот период Филиппины были самой малонаселенной страной в Азии. С приходом испанцев на острова численность населения стала быстро увеличиваться. Насаждение католицизма привело к сильному влиянию религии на население, которое остается значимым и в настоящее время.
Католическая церковь на Филиппинах выступает против половых отношений вне брака, а также против использования современных противозачаточных средств и принятия законов, разрешающих развод. Религия, введенная католическими монахами испанской колониальной эпохи, в процессе инкультурации во многом была адаптирована к современным реалиям, что привело к расхождениям верований филиппинцев по сравнению с ортодоксальным католицизмом. Хотя 84% жителей страны являются католиками, многие из них практикуют либеральное отношение к половым отношениям, при этом придерживаясь достаточно ортодоксальных католических религиозных убеждений. Вместе с тем, влияние церкви приводит к ограничению использования контрацептивов, стигматизации медикаментозных абортов, большому количеству нежелательных беременностей, отсутствию доступа к безопасным современным способам прерывания беременности, высокой и все еще возрастающей тенденции к рождению детей вне брака.
С подобной спецификой в значительной мере связан взрывной рост численности населения с 28 млн человек в 1960 г. до более чем 117 млн человек в настоящее время. (Рис.1), и по прогнозам, оно будет только расти.
Рис. 1. Фактическая и прогнозная динамика численности населения Филиппин в 1960-2050 гг.
180
* 160
ш
g 140
!р 120
* 100
S
(D 80
s
£ 60
I 40
го
20
ошошошош
о ш о ш о ш о (N (N m m ш
о о о о о о о
HHHHHHNNNNNNNNNNN
Численность населения Филиппин в 1960-2023 гг.
•Прогнозные оценки численности населения Филиппин в 2024-2050 гг.
0
Составлено по данным баз данных: World Development Indicators6 и World Population Prospects7.
Бедность и высокий уровень рождаемости на Филиппинах приводит к масштабному оттоку трудоспособной рабочей силы, что представляет значительные вызовы для страны, но также открывает новые возможности. Этот процесс, известный как «филиппинская миграция», оказывает влияние на экономику, образование, социальную сферу и международные связи Филиппин.
Филиппинские трудовые мигранты (ФТМ) - это граждане Республики Филиппины, которые временно переезжают в другие страны с целью ведения трудовой деятельности (в основном это сфера услуг -няни, гувернантки, клининг). Они ищут возможности для работы за границей, чтобы обеспечить себе и своим семьям лучшие экономические условия.
Проведенные автором статьи интервью с филиппинскими гражданами, приехавшими работать в Россию, подталкивают к выводу: доброжелательное отношение российских граждан к ним и хороший уровень заработной платы - это то, чего им не хватает во многих других принимающих странах. Россию вполне можно считать подходящей для трудовой миграции страной, несмотря на не самый комфортный для граждан ЮВА климат (но этот вопрос легко решается путем полугодичного найма).
Большинство ФТМ работают в Азии, особенно в Саудовской Аравии, ОАЭ, Гонконге, Кувейте, Сингапуре и Катаре. (Рис.2):
Рис. 2. Направления филиппинской трудовой эмиграции (в процентном соотношении)
Источник: Philippine Statistics Authority, 2021 г.
Согласно данным статистического управления Филиппин, с апреля по сентябрь 2021 г. примерно 1,83 млн трудовых мигрантов работали за рубежом8. Значительная часть из них была занята на низкостатусных и не требующих специальных навыков низкоквалифицированных работах: нянечки, уборщицы, помощницы по дому, уличные торговцы, строители, фабричные и сельскохозяйственные рабочие (Рис.3).
Рис. 3. Процентное соотношение женской и мужской части ФТМ по видам работ.
Низкоквалифицированные работники Заводские рабочие и сборщики машин ^^^^^
Работники ремесленных и смежных ^дв профессий
Квалифицированные работники сельского. ^ лесного н рыбного хозяйства
Работники сферы услуг и торговли I Офисные работники А Технический и вспомогательный персонал I Специалисты I
Руководители ^^ ^д
10,0
Источник: Philippine Statistics Security, данные за 2021 год.
Но условия труда, например, в арабских странах и в Республике Корея, филиппинцами воспринимаются как довольно тяжелые (от грубого отношения со стороны хозяина дома, в котором работает мигрант, до жесткого графика и даже рукоприкладства)9. В связи с подобными случаями правительством Филиппин был введен мораторий на трудоустройство филиппинцев в Кувейте во время правления Р. Дутерте сроком на 4 месяца до подписания с Кувейтом межправительственного соглашения об условиях трудоустройства филиппинских граждан10.
Вместе с тем, стоит обратить внимание на фактор так называемой теневой миграции. Она обходит филиппинские законы, принятые в целях безопасности самих же филиппинцев. Переходя к российскому измерению филиппинской трудовой миграции, отметим: многие филиппинцы приезжают в Россию именно таким образом.
Филиппинские рабочие в России: роль спонсорских виз
Спонсорские визы были и остаются одним из действенных инструментов проникновения филиппинцев на российский рынок труда. Она дает возможность иностранцам прибыть в страну по приглашению или с поддержкой спонсора - гражданина или резидента России. Посредники, желающие пригласить филиппинца на работу, составляют личное приглашение, которое далее выдается иностранцу для предоставления в посольстве России в Маниле11.
Письмо посредника, гарантирующее пребывание филиппинца на территории России, имеет большое значение. Оно служит одним из основных документов для получения визы. В случае одобрения визы, поддержка посредника продолжается во время собеседования в миграционной службе Республики Филиппины. Согласно этой стратегии, отправляющийся за границу филиппинец объясняет, что его поездка связана с личным приглашением, а не трудоустройством.
На Филиппинах официальные требования к выезжающим на работу гражданам таковы, что человек, желающий работать за границей, должен соответствовать стандартам Департамента трудовых мигрантов Филиппин12. Это предполагает, что трудовой контракт между работодателем и филиппинским работником должен быть нотариально заверен в посольстве Филиппинской Республики и подвергнут проверке со стороны атташе по вопросам труда.
Таким образом, с одной стороны, спонсорские визы предоставляют филиппинским работникам возможность легально прибывать в
Россию и работать по официальным приглашениям. Это способствует соблюдению законодательства об иммиграции и трудоустройстве. Привлечение филиппинских работников через спонсорские визы содействует развитию экономики, поскольку они заняты в секторах, где есть потребность в дополнительных квалифицированных кадрах. Однако несмотря на легальность получения таких виз, они могут быть использованы для скрытого трудоустройства или других теневых практик. Нередки случаи, когда посредники предлагают ложные приглашения и не информируют работников о действительных условиях трудового контракта.
Филиппинские граждане, приезжающие по спонсорским визам, могут столкнуться с рисками: нарушение условий контракта, неправомерное удержание паспорта, различные формы давления со стороны работодателя и иными.
Фиксируя наличие этих проблем, уместно отметить и способы их преодоления. В их числе: ужесточение миграционного и трудового контроля, проведение образовательно-информационных компаний, там, где это уместно, ориентированных именно на ФТМ, повышение прозрачности всех стадий перемещения работника из страны в страну и иные.
В настоящее время спонсорские визы для филиппинских работников представляют собой иллюстрацию движения от теневого к легальному полю. Хотя они были и остаются полезным инструментом, поощряющим легальную трудовую миграцию, практика обхода законов будет существовать еще долгое время.
Оценка филиппинской трудовой миграции для развития российско-филиппинских отношений
Российский Дальний Восток может стать привлекательным направлением филиппинской трудовой миграции, взаимовыгодным для обеих стран. Особенно актуальной данная тема стала в связи с активным оттоком мигрантов стран СНГ из России. А из стран, в которые сейчас уезжают на заработки филиппинские мигранты, далеко не все обладают подходящими условиями.
Богатые природные ресурсы, развивающиеся отрасли и стратегическое положение делают российский Дальний Восток привлекательным с миграционной точки зрения регионом. Для Филиппин же, страны с квалифицированными рабочими и богатой культурой, Дальний Восток может предложить уникальное сочетание возможностей: в Республике Филиппины огромная безработица, которая вынуждает
филиппинцев покидать свои семьи, а Российский Дальний Восток -подходящая база для их трудоустройства.
В отличие, например, от мигрантов из Китая или Средней Азии, которые нередко привозят также свои семьи, практически все филиппинские мигранты оставляют свои семьи на родине, пересылая им заработанные деньги. Филиппинские мигранты настолько привыкли к работе за рубежом, что у них уже выработалась особая организационная схема: т.н. полугодичные заработки13.
Для России этот момент является важным: филиппинским семьям не требуется получать гражданство или ВНЖ (у большинства филиппинцев такой задачи нет), их не нужно содержать, выделять дополнительные средства на детей, различные социальные пособия для поддержки семей. Кроме того, способность филиппинцев к быстрой адаптации, владение английским языком и высокая трудовая этика могут сделать их ценными участниками развивающихся секторов региональной экономики, от технологий и сельского хозяйства до образования и здравоохранения.
Разумеется, потенциальные мигранты будут сталкиваться и с вызовами, связанными с таким переездом. Культурная адаптация, языковые барьеры и юридические требования - лишь часть того, что требует повышенного внимания. Важно обеспечить условия, способствующие позитивному влиянию ФТМ как на принимающую, так и на отправляющую сторону. Но эти вопросы можно решить при наличии двустороннего интереса. В частности, помочь филиппинцам преодолеть языковой барьер можно посредством создания специальной тага-ло-русской программы по адаптации.
Безусловно, идея миграции филиппинцев на Дальний Восток России может показаться необычной, но именно это нестандартное решение выглядит многообещающим. Сотрудничество России и Филиппин посредством миграции может привести к симбиозу, способствующему экономическому росту и культурным обменам. Путь к «новой земле» никогда не бывает без вызовов, но с тщательным планированием и стремлением к взаимной выгоде Дальний Восток действительно может стать привлекательным направлением филиппинской миграции.
Это тем более актуально, что ФТМ как явление с высокой степенью вероятности будет иметь тенденцию к активизации. Высокий уровень безработицы и низкая заработная плата на родине заставляют многих филиппинцев искать работу за границей, где они надеются на лучшие условия труда и более высокие доходы14. В частности, работ-
ники сферы здравоохранения и информационных технологий нередко привлекаются иностранными компаниями. Все это оказывает стимулирующее воздействие на филиппинскую трудовую миграцию, при том, что многие филиппинцы имеют большое количество детей, которых они оставляют на родственников и даже соседей.
Давая оценку перспективам российско-филиппинского сотрудничества сквозь призму фактора трудовой миграции, нужно учитывать: филиппинская, как и любая другая трудовая миграция, имеет как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения последствий для экономики и социальной сферы страны-донора.
Денежные переводы филиппинцев-мигрантов, отправленные на родину, являются крупной составляющей дохода значительной части населения и ценным источником валюты для государства; они также содействуют экономическому развитию и инвестициям в различные отрасли. В частности, в 2021 г. доля переводов мигрантов в ВВП Республики Филиппины составила 9,3%15. На протяжении нескольких десятилетий Филиппины неизменно занимают второе и третье места в мировом рейтинге стран по величине объемов денежных переводов, полученных от своих граждан, занятых за рубежом16.
Вместе с тем, отток из страны квалифицированной рабочей силы может привести к дефициту профессионалов в некоторых ключевых отраслях с отрицательными последствиями для развития страны. Кроме того, сам факт массовой трудовой эмиграции недвусмысленно свидетельствует об отсутствии необходимых условий реализации своих талантов и амбиций в стране, что, по мнению отдельных политиков, является показателем неверного курса ее развития. В частности, филиппинский Сенатор Сонни Ангара призывает17 граждан и особенно правительство активнее продвигать и приобретать <«агШ^ айп» («свое собственное» (таг.)) - продукцию филиппинского производства. По мнению С. Ангара, необходимо внедрять стратегию, ориентированную на развитие новых отраслей, прежде всего - высокотехнологичных, поскольку это будет способствовать повышению международного статуса страны.
Для более эффективного управления миграционными потоками Филиппинам необходимо уделить особое внимание образованию и повышению квалификации своих граждан. Развитие высокотехнологичных производств поможет создать рабочие места для квалифицированных специалистов, что в перспективе снизит утечку мозгов за границу. Правительство должно улучшать условия для работы внутри
страны, чтобы молодые люди оставались на родине и стремились внести вклад в ее развитие.
Хотя посредством повышения эффективности экономики и сферы образования, а также улучшения условий труда, Филиппины смогут преодолеть вызовы, связанные с оттоком трудоспособной рабочей силы, на это потребуются годы. В настоящее же время Филиппины объективными обстоятельствами подталкиваются к диверсификации направлений трудовой миграции своих граждан и поиску новых партнеров, одним из которых является Российская Федерация. Это поможет стране поставить развитие на устойчивую и долгосрочную основу, поскольку один из ключевых факторов успеха - новые направления, меры и механизмы решения этой задачи.
Заключение
На протяжении многих лет Республика Филиппины сталкивается с серьезными вызовами, связанными с оттоком трудоспособной рабочей силы, и пытаются противостоять этой тенденции. Но многочисленные попытки (предпринимаемые еще со времен правления К. Акино и Ф. Рамоса) остановить миграционный отток не увенчались успехом. В связи с этим Манила продолжает разрабатывать законы и программы для защиты филиппинских трудовых мигрантов за рубежом.
Вместе с тем, трудовая миграция открывает новые возможности для развития Республики Филиппины: страна получает инструмент диверсификации экономических и политических партнеров.
Российская Федерация, в частности ее дальневосточный регион, может стать привлекательным направлением для филиппинских мигрантов, экономическая эффективность которых может рассматриваться как инструмент повышения конкурентоспособности принимающего государства.
Путь к новым возможностям всегда сопровождается вызовами, рисками, неожиданными решениями. Однако при наличии заинтересованности во взаимной выгоде со стороны Москвы и Манилы, Дальний Восток может стать не только привлекательным регионом для филиппинской миграции, но и площадкой для апробации подобных практик в сотрудничестве РФ со своими азиатско-тихоокеанскими партнерами.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
ХИТЕВА Александра Сергеевна, востоковед-политолог, НИУ ВШЭ, ФМЭиМП, Москва, Россия
Статья поступила в редакцию 20.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 11.12.2023.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Alexandra S. KHITEVA, Political Analyst (Oriental Studies), HSE University, Moscow, Russia
The article was submitted 20.11.2023;
approved 30.11.2023;
accepted to publication 11.12.2023.
1 Титов предложил Путину расширить приток мигрантов из Юго-Восточной Азии. РБК. 27 сентября 2023. URL: https://www.rbc.ru/politics/27/09/2023/65130b859a79478410e19568
2 Ang A., Tiongson E. Philippine Migration Journey: Process and Programs in the Migration Life Cycle. Background Paper to the World Development Report 2023: Migrants, Refugees, and Societies. April 2023. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/
10c897a0730557682d8b1d67a5a65adc-0050062023/original/Philippine-Migration-Experience-and-Cases-FORMATTED.pdf
3 Золотухин И.Н. Филиппинская транснациональная трудовая миграция: тенденции развития и проблемы управления. Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 2. С. 17-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filippinskaya-transnatsionalnaya-trudovaya-migratsiya-tendentsii-razvitiya-i-problemy-upravleniya/viewer
4 Золотухин И.Н. Филиппинская модель организации и управления процессами трудовой миграции. // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2012. №1. С. 100-105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filippinskaya-model-organizatsii-i-upravleniya-protsessami-trudovoy-migratsii/viewer
5 Pearson M. N. The Spanish 'Impact' on the Philippines, 1565-1770. Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1969. Vol. 12. No. 2. pp. 165-86. JSTOR, https://doi.org/10.2307/3596057.
6 World Development Indicators. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
7 United Nations. Department of Economic and Social Affairs. Population Division. World Population Prospects. URL: https://population.un.org/wpp
8 Philippine Statistics Authority. Survey on Overseas Filipinos. URL: https://psa.gov.ph/ statistics/survey/labor-and-employment/survey-overseas-filipinos
9 Lawmaker Underscores Alleged Abuse of OFWs in South Korea, Hong Kong. Philstar. August 1, 2023. URL: https://www.philstar.com/headlines/2023/08/01/2285457/lawmaker-underscores-alleged-abuse-ofws-south-korea-hong-kong-
10 Рачинская-Спивакова Ю.О. Итоги правления Дутерте на Филиппинах: достижения во внутренней политике и взаимодействие с гражданским обществом. // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2022. Т. 2. № 2(55). С. 171-183. URL: https://sea.ivran.ru/f/SEA2022n2(55)p171-183.pdf
11 Embassy of the Russian Federation in the Republic of the Philippines. Visa & Consular. URL: https://philippines.mid.ru/en/consular-services/
12 Department of Migrant workers, Kagawaran ng Manggagawang Pandarayuhan. Ang Ta-hanan ng OFW. URL: https://www.dmw.gov.ph/
13 Интервью автора с филиппинцами, находящимися на территории России
14 Ang A., Tiongson E. Philippine Migration Journey: Process and Programs in the Migration Life Cycle. Background Paper to the World Development Report 2023: Migrants, Refugees, and Societies. April 2023. URL: https://thedocs.worldbank.org/en/doc/
10c897a0730557682d8b1d67a5a65adc-0050062023/original/Philippine-Migration-Experience-and-Cases-FORMATTED.pdf
15 World Development Indicators. The World Bank. URL: World Development Indicators https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
16 World Development Indicators. The World Bank. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators
17 Bacelonia W. Angara Reiterates Call to Support, Patronize 'Sariling Atin'. Philippine News Agency. June 20, 2023. URL: https://www.pna.gov.ph/articles/1203912