ФИКТИВНЫЙ БРАК И ФИКТИВНОЕ ОТЦОВСТВО КАК СПОСОБ НЕЗАКОННОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫ1Х ГРАЖДАН
FICTITIOUS MARRIAGE AND FICTITIOUS PATERNITY AS A WAY OF ILLEGAL LEGALIZATION OF FOREIGN CITIZENS
Аннотация: содержание системы социальной политики и достижение задач, связанных с совершенствованием взаимоотношений на рынке труда, наполнение его необходимыми кадрами, а также товарами и услугами, осуществление при этом защиты имеющихся прав и свобод человека непосредственно относится к регулированию вопросов миграции и государства. С этой проблемой, относящейся к миграции населения, так или иначе приходится сталкиваться абсолютно большинству стран [1, с. 304-308]. При этом под миграционной политикой государства необходимо понимать комплекс идей и соответствующих средств, которые способствуют, с учетом всех созданных в нем общественных институтов, реализации поставленных задач и принципов деятельности, попадающих под воздействие исторического и общественного развития государства, обеспечивая при этом преемственность дальнейшего общественного развития страны [2, с. 167].
Целью миграционной политики России является создание необходимых предпосылок и ситуации, которые способствуют решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе. К сожалению, иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Российскую Федерацию, а также проживающие на ее территории, зачастую выбирают не совсем правовые способы в части законности своего пребывания, относящиеся, в частности, к получению разрешений на временное проживание, вида на жительство или Российского гражданства. Порой это связано с достаточно распространенными случаями заключения последними фиктивного брака, а также фиктивного отцовства.
Ключевые слова: фиктивный брак, фиктивное отцовство, получение разрешения на временное проживание, вид на жительство, гражданство.
Для цитирования: Старостин А.А. Фиктивный брак и фиктивное отцовство как способ незаконной легализации иностранных граждан // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 2. - С. 50-55.
Abstract: the content of the social policy system and the achievement of tasks related to improving relations in the labor market, filling it with the necessary personnel, as well as goods and services, while protecting existing human rights and freedoms, directly relate to the regulation of migration and the state. Absolutely most countries have to deal with this problem related to population migration in one way or another [1, pp. 304-308]. At the same time, the migration policy of the state should be understood as a set of ideas and appropriate means that contribute, taking into account all the public institutions created in it, to the implementation of the tasks and principles of activity that fall under the influence of the historical and social development of the state, while ensuring the continuity of further social development of the country [2, p. 167].
The purpose of Russia's migration policy is to create the necessary prerequisites and situations that contribute to solving problems in the field of socio-economic, spatial and demographic development of the country, improving the quality of life of its population, ensuring state security, protecting the national labor market, maintaining interethnic and interreligious peace and harmony in Russian society. Unfortunately, foreign citizens and stateless persons arriving in the Russian Federation, as well as those living on its territory, often choose not quite legal ways in terms of the legality of their stay, relating, in particular, to obtaining temporary residence permits, residence permits or Russian citizenship. Sometimes this is due to fairly common cases of the latter concluding a fictitious marriage, as well as fictitious paternity.
УДК 34.096
А.А. СТАРОСТИН
(Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
ALEXANDER А. STAROSTIN
(Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2024'2
Keywords: fictitious marriage, fictitious paternity, obtaining a temporary residence permit, residence permit, citizenship.
For citation: Starostin A.A. Fictitious marriage and fictitious paternity as a way of illegal legalization of foreign citizens // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. -№ 2. - P. 50-55.
Миграция - это сложный социальный процесс, затрагивающий многие сферы жизнедеятельности общества. В последние годы наблюдается интенсивное расширение миграционных потоков иностранных граждан и лиц без гражданства, в большинстве своем бывших граждан СНГ, в Российскую Федерацию, особенно в ее европейскую часть. При этом сам процесс миграции становится составляющим фактором всех глобальных изменений. Огромные масштабы в связи с этим приобрела так называемая нелегальная миграция. Термин этот в настоящее время, к сожалению, уже становится некой привычной составляющей в вопросах, относящихся к внешней миграции [3, с. 102-104].
Причин, способствующих указанной нелегальности, достаточно, в том числе, как нам кажется, в смещении баланса, регулирующего механизмы, относящиеся к правовым, социальным и прочим моментам законности нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства в России, в сторону упрощения, а иногда ослабления этих регулирующих механизмов.
Президент Российской Федерации своим Указом1 предложил реализовать перечень конкретных мероприятий, основная задача которых была направлена в том числе на упрощение определенного порядка, относящегося к получению иностранными гражданами документов, необходимых для их пребывания, осуществления трудовой деятельности, приобретения гражданства. Стал более доступен порядок предоставления иностранным гражданам, владеющим русским языком, разрешений на временное проживание (далее - РВП) и вида на жительство (далее - ВНЖ).
При этом надо отметить, что, несмотря на глобальные задачи и принимаемые при этом действия различных органов государственной и исполнительной власти по созданию «привлекательности» Российской Федерации для иностранных граждан, определенной категорией указанных лиц эти «послабления» используются вовсе не в созидательных, а, скорее, проти-
1 Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 г. -
№ 45. - Ст. 6917.
воправных целях. Это зачастую проявляется в различных сферах, связанных с оказанием государственных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства. Имеющаяся на сегодняшний день правоприменительная и судебная практика ярко свидетельствуют об этом.
Современное миграционное законодательство, относящееся к разрешению вопросов законности пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе регулирующее иные сферы миграционной деятельности, в силу различных объективных причин не в полной мере способно разрешать возникающие правовые нюансы и коллизии нахождения последних на территории Российской Федерации, что, в свою очередь, приводит к различного рода негативным последствиям.
В этой связи хотелось бы остановиться на имеющейся проблеме так называемого фиктивного брака, суть которого заключается в том, что зачастую иностранные граждане заключают брак с гражданами России в целях упрощенного получения разрешения на временное проживания, вида на жительство, а в дальнейшем - и гражданства России. Зная о действительных намерениях иностранных граждан в данных случаях, сотрудникам органов внутренних дел порой достаточно сложно сформировать доказательную базу их противоправного поведения.
Какие возможности предоставляет сегодня РВП иностранному гражданину? Оно позволяет осуществлять ему трудовую деятельность, а также жить в России в течении трех лет. Можно сказать, что разрешение - это своего рода первый шаг для получения гражданства Российской Федерации. При этом если иностранец прожил в стране не менее одного года, то следующим этапом для него может быть уже вид на жительство.
Процесс регулирования количества разрешений, выдаваемых иностранным гражданам, необходимых для их дальнейшего «приглашения» в страну, осуществляет Правительство Российской Федерации, исходя из региональных потребностей субъектов Российской Федерации. В этой связи ежегодно устанавливаются квоты по их выдаче, учитывающие при этом имеющуюся потребность в квалифицированных рабочих кадрах, их профессиональный уровень, а также исходя из прочих критериев.
Вместе с тем для определенной категории иностранных граждан закон предоставляет право получения РВП, минуя квоту. Речь идет, в частности, об иностранном гражданине, состоящем в браке с гражданином Российской Федерации, имеющем место жительства в Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой).
Именно этот критерий, как показывает правоприменительная, в том числе и судебная практика, порой используется иностранными гражданами для заключения фиктивного брака в целях получения, как уже было упомянуто, РВП, ВНЖ или гражданства Российской Федерации.
Согласно законодательству2 фиктивным браком можно назвать брак, который зарегистрирован без намерения супруга или супруги создать полноценную семью. Процесс признания брака недействительным (фиктивным) производится судом.
В данном вопросе, на наш взгляд, более показательным и интересным является наличие системы, направленной на выявление подобных случаев сотрудниками органов внутренних дел с целью их дальнейшей фиксации и направления соответствующих материалов в органы прокуратуры, а далее в суд для принятия решения по существу.
Во-первых, как нам кажется, есть необходимость остановиться на том, что именно законодатель относит к признакам фиктивности. На сегодняшний день ни Семейным кодексом, ни какими другими законодательными актами, регулирующими семейные отношения, эти признаки четко не определены.
Семья - это социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций. Характеризуется он определенной совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками [4, с. 236-238].
Судебные органы при рассмотрении подобных случаев обычно в части приведения соответствующих аргументов указывают на то, что процесс создания семьи включает в себя совместное проживание и ведение хозяйства, планирование, рождение совместных детей и т.д. Показателен пример Новгородского областного суда, который в своем решении о призна-
2 Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. -Ст. 16.
нии брака недействительным в перечень супружеских отношений включил взаимную заботу друг о друге, материальную поддержку, приобретение совместного имущества3. Указанные признаки отражают не только формы законного брака, но и содержательную сторону последнего. Ведь зачастую тот же фиктивный брак бывает очень похож по форме на законный.
По существу, приходится сталкиваться с фактами, когда дееспособные, вполне состоявшиеся лица изъявляют обоюдное желание стать супругами. Главной же отличительной особенностью законного и незаконного браков в данном случае будет являться цель его заключения. Конечно, в рассматриваемых нами случаях, когда отношения и брак являются фиктивными, можно говорить о иной его цели, а именно о получении РВП и ВНЖ в порядке, требующем от иностранного гражданина меньших временных затрат и административных процедур.
Но для оперативного выявления фиктивных признаков органам внутренних дел требуется определенный временной промежуток, тогда как срок рассмотрения заявления, поступившего в подразделение по вопросам миграции от иностранного гражданина в целях получения РВП и ВНЖ по указанным основаниям [5], составляет два и четыре месяца соответственно. Этого времени, на наш взгляд, явно недостаточно, чтобы в полном объеме выявить признаки фиктивности. Да и сами эти признаки, как оказывается, не всегда достаточно четко проявляются.
Судами на сегодняшний день, безусловно, накоплен определенный опыт по рассмотрению дел, связанных с фиктивным браком. Так, за период 2019 года было рассмотрено 596 дел о признании брака недействительным. В 2020 году количество дел уменьшилось на 26% (440 дел), а в 2021 году было рассмотрено уже 647 дел (на 47% больше, чем в 2020 году)4. Обзор судебной практики Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяет, что юридически значимыми обстоятельствами при определении фиктивности брака являются: установление воли лиц, вступающих в брак, направленной на создание семьи, присутствие основных признаков семьи, стремление воли лиц, вступивших в брак, на сохранение семьи
3 Решение Пестовского районного суда (Новгородская область) № 2-541/2018 2-541/2018~М-499/2018 М-499/2018 от 26 ноября 2018 г. по Делу № 2-541/2018.
4 См.: Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным (утв. Президиумом Верховного
Суда Российской Федерации 14 декабря 2022 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2023. - № 3.
после заключения брака5. К этим качествам, которые законодатель относит к воле или волевым при заключении брака, можно отнести, например, совместное проживание. При этом проживание должно предусматривать ведение общего хозяйства. Также надо учитывать и тот факт, что если супруги вместе не проживают по причине лечения одного из них или это связано с работой, например вахтовым методом, это не должно учитываться как признак фиктивности, который не направлен на совместное проживание супругов.
Очень важны для построения семейных отношений духовно-нравственные начала и чувства, совместное решение основных вопросов жизни семьи, забота друг о друге, когда супруги строят отношения на доверии и уважении взаимных прав и обязанностей, в том числе в сфере имущественных и неимущественных прав. Это и характеризует взаимную ответственность друг перед другом.
Отсутствие четко определенного порядка действий и различные требования к материалам проверки по указанным делам со стороны органов прокуратуры на сегодняшний день способствуют тому, что сотрудникам органов внутренних дел в своей деятельности приходится руководствоваться имеющейся аналогичной судебной практикой [6, с. 27-29].
В частности, при выявлении и процессуальном оформлении подобных фактов необходимо осуществлять раздельный опрос супругов с целью выявления их действительно совместного проживания и ведения хозяйства, знания особенностей друг друга, производить опрос соседей, близких родственников и т. д. Немаловажным является тот факт, что сделать это необходимо в оперативно короткие сроки.
Кроме того, зачастую прокуратурой не принимаются к рассмотрению материалы без явного отражения в них факта признания иностранным гражданином или гражданином России фиктивности заключенного ими брака, хотя при этом полученные сотрудниками органов внутренних дел доказательства свидетельствуют об обратном.
В рамках ч. 1. ст. 28 Семейного кодекса Российской Федерации требовать признания брака недействительным вправе прокурор, а также супруг, не знавший о фиктивности брака при его заключении. Исходя из вышесказанного, полагаем, что есть необходимость внести изменения в указанную статью, где будет обозначена роль и место органа исполнительной власти в
5 См.: Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2022 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2023. - № 3.
сфере внутренних дел, изложив ее в следующем содержании: «Требовать признания брака недействительным вправе прокурор, а также должностные лица органа исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями по осуществлению контроля и надзора в сфере миграционного законодательства».
Для иностранных граждан фиктивное отцовство, в случае его выявления и принятия в дальнейшем соответствующих мер судебными органами, в рамках Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»6 заключается в аннулировании РВП или ВНЖ. Но этим дело не ограничивается. В случае прекращения у иностранного гражданина права на временное или постоянное проживание он обязан покинуть территорию России в течение 15 дней [7, с. 43-54]. В противном случае иностранный гражданин подлежит депортации.
Еще одним «негативным» моментом в рамках проводимой органами внутренних дел проверки является достаточно ограниченные сроки по рассмотрению заявлений о выдаче РВП и ВНЖ. При этом выявление признаков заключения фиктивного брака, направление запросов и получение ответов из органов опеки, ЗАГСа, других государственных органов, а в дальнейшем проведение во взаимодействии с другими территориальными подразделениями органов внутренних дел необходимых процессуальных действий, направленных на выявление и документальное закрепление выявленных фактов, занимает большой временной промежуток, что может вести к утрате доказательной базы.
Еще одной не менее актуальной в рамках рассматриваемого вопроса является проблема выявления так называемого фиктивного отцовства иностранных граждан и лиц без гражданства над несовершеннолетними гражданами Российской Федерации, которое также зачастую используется последними в тех же целях, что и «фиктивный брак», а именно для упрощенного получения РВП, ВНЖ или гражданства Российской Федерации.
Согласно одному из определений под «фиктивным отцовством» подразумевается факт, когда мужчина добровольно признает или соотносит себя отцом в отношении несовершеннолетнего ребенка, с которым он не имел и не имеет биологической связи. В этом случае у данного «отца» отсутствует какое-либо намерение по его воспитанию и содержанию [8, с. 426-439].
6 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
Это понятие получило достаточно широкое распространение после того, как Россия ратифицировала положения Европейской социальной хартии7.
Анализируя понятие фиктивного отцовства, можно с уверенностью отметить, что в нем не определен административный порядок установления отцовства. Это, на наш взгляд, сделано для того, чтобы у отдельной категории иностранных граждан, желающих получить РВП или ВНЖ в упрощенном порядке, не возникло желания на подачу и признание иска в части установления фиктивного отцовства в судебном порядке.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»8 предусматривает возможность получения РВП иностранному гражданину, имеющему ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, без соответствующей квоты.
Судебная практика, как доказательство этого, наглядно демонстрирует нам, что ряд иностранных граждан, имеющих желание получить РВП или ВНЖ в упрощенном порядке, без учета квоты, в последнее время достаточно неплохо научились использовать российское семейное законодательство для обхода указанных ограничений.
Это, в свою очередь, создает предпосылки того, что мать ребенка за предоставленное согласие на установление отцовства получает определенное вознаграждение и фактически учувствует в формировании незаконного «заработка». В качестве примера можно привести материалы уголовного дела, возбужденного 9-м отделом следственной части Главного следственного управления МВД России 18 ноября 2021 г. по п. «а» ч. 2 ст. 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (организация незаконной миграции). В рамках следствия установлено, что группа иностранных граждан организовала преступную группу в целях осуществления деятельности в сфере незаконной миграции, что являлось для них высокодоходным видом преступной деятельности. Указанные лица способствовали заключению и оформлению фиктивных браков и отцовств, поставив это дело буквально на поток. Тем самым неоднократно создавали условия для получения иностранными гражданами разрешений на временное проживание, вида на
7 Европейская социальная хартия // Бюллетень международных договоров. - 2010. - № 4. - С. 17-67.
8 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
жительство, а также гражданства Российской Федерации9.
В целом же как судебная, так и правоприменительная практика изобилуют подобными фактами, хотя в нашем случае можно говорить только о выявленных, а количество невыявленных остается только предполагать.
С целью совершенствования миграционного законодательства в части профилактики и пресечения фиктивных браков и фиктивных отцовств Министерством внутренних дел Российской Федерации был разработан проект федерального закона, направленный на исключение подобных фактов и недопущения в дальнейшем незаконного получения иностранными гражданами или лицами без гражданства соответствующего миграционного статуса на территории Российской Федерации10.
Учитывая положения разработанного законопроекта, напрашивается вывод о целесообразности и обоснованности введения соответствующей нормы в действующее законодательство, предусматривающее ответственность за фиктивное отцовство. Более того, считаем, что необходимо предусмотреть процедуру по удовлетворению соответствующей компенсации причиненного морального вреда ребенку в рамках статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации11 вследствие подтверждения фиктивности отцовства.
Что же касается матери несовершеннолетнего ребенка, то ее деяния тоже требуют соответствующей правовой оценки. Так, например, при рассмотрении дела в суде необходимо решать вопрос о вынесении ей соответствующего предупреждения в части недопущения злоупотребления родительским правом.
Кроме того, считаем разумным привлечение матери ребенка к административной ответственности, с назначением наказания в виде штрафа, размер которого будет определяться законодательством об административных правонарушениях: например, дополнив статью 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и
9 Апелляционное постановление Московского городского суда от 23 ноября 2022 г. по делу № 10-23092/2022 [Электронный ресурс]. - URL: 10-23092/2022. https://mos-gorsud.ru/
10 МВД разработало законопроект об исключении фиктивных браков мигрантов в России [Электронный ресурс]. -URL: https://rg.ru/2023/01/04/mvd-razrabotalo-zakonoproekt-ob-¡skliuchenN-fiktivnyh-brakov-migrantov-v-rossN.html
11 Способ и размер компенсации морального вреда.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2024'2
воспитанию несовершеннолетних)12 частью 2.1, изложив ее в следующем содержании: «Нарушение родителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в умышленных действиях по заключению брака и признаваемого впоследствии недействительным в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации...».
Согласно ст. 63. Семейного кодекса Российской Федерации (права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей) родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоро-
12 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
вье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей13.
Подытоживая сказанное, нам видится необходимым дальнейшее совершенствование миграционного законодательства, направленного на профилактику и пресечение случаев, позволяющих иностранным гражданам и лицам без гражданства иметь намерение, а главное, возможность использовать имеющиеся «послабления» в законодательстве в части получения разрешений на временное проживание, вида на жительство или гражданства Российской Федерации в своих противоправных целях [9, с. 171-176].
13 Семейный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
Литература
1. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. - Москва: Наука, 1987. - 480 с.
2. ФедороваИ.В. Миграционная политика Российской Федерации: проблемы, тенденции, перспективы развития / И.В. Федорова, М.А. Ушаков, А.А. Гуликян, А.А. Клокова // Вестник Московского университета МВД России. - 2022. - № 1. - С. 304-308.
3. Куянова А.В., Старостин А.А. О некоторых проблемах иммиграционного контроля и выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства в деятельности подразделений по вопросам миграции // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2021. - № 1. - С. 102-104.
4. Матвеева А.В. Особенности и основные проблемы современной семьи / Общество - наука - инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва, 2019. С. 236-238.
5. Балашова Н.А., Балашова Т.Н., Шерстобоев О.Н. Комментарий к Федеральному закону от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «ГАРАНТ».
6. Якушев Н.Е. Признание брака недействительным в случае дефекта воли лиц, вступающих в брак: некоторые аспекты // Семейное и жилищное право. - 2022. - № 4. - С. 27-29
7. Самохвалов И.Ю. Проблемы противодействия проявлениям нарушения миграционного законодательства как современной угрозе безопасности государства // Пенитенциарная наука. - 2021. - № 1. - Т. 15. - С. 43-54
8. Краснова Т.В., Алексеева Е.В. Отцы и дети: проблемы приобретения родительских прав мужчинами (на примере законодательства России) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2016. - Вып. 34. - С. 426-439.
9. Старостин А.А. Особенности профилактики полицией незаконной миграции // Актуальные проблемы полицейского права: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня образования Омской академии МВД России. - Омск, 2020. С. 171-176.
References
1. Rybakovskij L.L. Migracija naselenija: prognozy, faktory, politika. - Moskva: Nauka, 1987. - 480 s.
2. Fedorova I.V. Migracionnaja politika Rossijskoj Federacii: problemy, tendencii, perspektivy razvitija / I.V. Fedorova, M.A. Ushakov, A.A. Gulikjan, A.A. Klokova // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2022. - № 1. - S. 304-308.
3. Kujanova A.V., Starostin A.A. O nekotoryh problemah immigracionnogo kontrolja i vydvorenija inostrannyh grazhdan i lic bez grazhdanstva v dejatel'nosti podrazdelenij po voprosam migracii // Trudy Orenburgskogo instituta (filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj juridicheskoj akademii. - 2021. - № 1. - S. 102-104.
4. Matveeva A.V. Osobennosti i osnovnye problemy sovremennoj sem'i / Obshhestvo - nauka - innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva, 2019. S. 236-238.
5. BalashovaN.A., Balashova T.N., SherstoboevO.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 25 ijulja 2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «GARANT».
6. Jakushev N.E. Priznanie braka nedejstvitel'nym v sluchae defekta voli lic, vstupajushhih v brak: nekotorye aspekty // Semejnoe i zhilishhnoe pravo. -2022. - № 4. - S. 27-29
7. Samohvalov I.Ju. Problemy protivodejstvija projavlenijam narushenija migracionnogo zakonodatel'stva kak sovremennoj ugroze bezopasnosti gosudarstva // Penitenciarnaja nauka. - 2021. - № 1. - T. 15. - S. 43-54
8. Krasnova T.V., Alekseeva E.V. Otcy i deti: problemy priobretenija roditel'skih prav muzhchinami (na primere zakonodatel'stva Rossii) // Vestnik Permskogo universiteta. Juridicheskie nauki. - 2016. - Vyp. 34. - C. 426-439.
9. Starostin A.A. Osobennosti profilaktiki policiej nezakonnoj migracii // Aktual'nye problemy policejskogo prava: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja obrazovanija Omskoj akademii MVD Rossii. -Omsk, 2020. S. 171-176.
(статья сдана в редакцию 19.06.2023)