Научная статья на тему '«Фихтеанизм» как этап в духовных исканиях В. Г. Белинского («Отрицание», свобода личности, примирение)'

«Фихтеанизм» как этап в духовных исканиях В. Г. Белинского («Отрицание», свобода личности, примирение) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"NEGATION" / "ОТРИЦАНИЕ" / СВОБОДА ЛИЧНОСТИ / ПРИМИРЕНИЕ / PERSONAL FREEDOM / RECONCILIATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соломонова В. В.

Исследуются философские взгляды В.Г. Белинского «московского» периода на материале его переписки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Fihteanism” as a stage in spiritual quest of V.G. Belinsky

It is known that the second half of the 30s of the XIX century in Russia is the time people enjoyed the German idealist philosophy, especially the ideas of J.G. Fichte and G.W.F.Hegel. The members of society called Circle of N. Stankevich study J.G. Fichte and G.W.F.Hegel translated works, arguing about the “life of the spirit” and “life in the spirit”, tend to “forget themselves in pure idea”, seek for “the truth” as the only true way for the development of Russia and Russian man. These disputes develop into huge letters-dissertations, treatises, in which the inner life of the Moscow “love of wisdom” in the name of V.G. Belinsky, M.A. Bakunin, V.P. Botkin, K.S. Aksakov, N.V. Stankevich, and many others, is fully expressed

Текст научной работы на тему ««Фихтеанизм» как этап в духовных исканиях В. Г. Белинского («Отрицание», свобода личности, примирение)»

ФИЛОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 120-122.

УДК 82.09 В.В. Соломонова

«ФИХТЕАНИЗМ» КАК ЭТАП В ДУХОВНЫХ ИСКАНИЯХ В.Г. БЕЛИНСКОГО («ОТРИЦАНИЕ», СВОБОДА ЛИЧНОСТИ, ПРИМИРЕНИЕ)

Исследуются философские взгляды В.Г. Белинского «московского» периода на материале его переписки.

Ключевые слова: «отрицание», свобода личности, примирение.

Известно, что вторая половина 30-х гг. XIX в. в России - это время увлечения немецкой идеалистической философией, прежде всего идеями И.Г. Фихте и Г.В.Ф. Гегеля. В так называемом кружке Н. Станкевича изучают в переводах их труды, спорят о «жизни духа» и «жизни в духе», стремятся «забыться в чистой идее», ищут «Истину» как, очевидно, единственно верный путь развития для России и русского человека. Споры эти выливаются в огромные письма-диссертации, трактаты, в которых вполне выразилась внутренняя жизнь московского «любомудрия» в лице В.Г. Белинского, М.А. Бакунина, В.П. Боткина, К.С. Аксакова, Н.В. Станкевича и многих других.

Всякий, изучающий личность и литературно-критическую деятельность Белинского, обращает внимание на то, насколько велика разница между Белинским периода «телескопского ратования» (1834-1836) и Белинским начала сотрудничества в журнале А. Краевского «Отечественные записки» (осень 1839 г.). Считается, что именно идеи Фихте о свободе личности были настолько глубоко восприняты Белинским, что и развили в нем это «ратование», революционность, тем более что есть на эту тему подходящая фраза его самого: «Да, я так (выделено Белинским. - В. С.) думал тогда, потому что фихтеанизм понял как робеспьеризм и в новой теории чуял запах крови» [1, с. 320]. Белинский вспоминает свое высказывание о сочувствии Робеспьеру за семейным столом Бакуниных в их имении Прямухино (осень 1836 г.). Начало же работы в «Отечественных записках» считается периодом «примирения» критика с «гнусной расей-ской действительностью» под влиянием уже некоторых теорий Гегеля. Что же на самом деле происходило в жизни и сознании Белинского после закрытия журнала Н. Надеждина «Телескоп» за напечатание «1-го Философического письма» П. Чаадаева и до его отъезда в Петербург?

Понять истинное «состояние духа» Белинского в данном случае могут помочь его письма, тем более что полтора года он нигде не печатался. В основном это письма к М.А. Бакунину 1837-1838 гг., часто «почти тетрадь» [1, с. 183]. Сначала они представляют из себя «какие-то пошлые, коммерческие рассуждения о гадости жизни» [1, с. 158], в чем Бакунин, «просветленный» немецким идеализмом, видел «падение» Белинского. Но Белинский не меньше жаждал «очиститься» и перейти к созерцанию «чистого разума», затвориться в «сокровенном святилище своего духа» [1, с. 148]. Именно об этом свидетельствует наиболее показательное письмо родственнику Д.П. Иванову от 7 августа 1837 г., но в нем он с предельной откровенностью пишет и о другом: о характере влияния Запада на Россию, о русском самодержавии, о цели и «счастии» Бытия. Белинский создает некую программу образования и самовоспитания с помощью религии («истина в созерцании») и философии («истина в сознании»): «...Бог есть любовь и истина. он во всяком благородном порыве человека, во всякой светлой его мысли, во всяком святом движении его сердца. <...>

© В.В. Соломонова, 2014

«Фихтеанизм» как этап в духовных исканиях В. Г. Белинского.

121

Может ли для тебя быть понятна история человечества, если ты не знаешь, что такое человек... Вот почему философия есть начало и источник всякого знания.» [1, с. 145146]. Белинский призывает адресата стать «апостолом просвещения», «подражать апостолам Христа, которые не делали заговоров и не основывали ни тайных, ни явных политических обществ» [1, с. 151]. Как видим, в сознании Белинского уже нет никакого «ро-беспьеризма», а далее рассуждения его в этом письме еще более «реакционны», как следовало считать в советской науке. «Если бы каждый из индивидов, составляющих Россию, путем любви дошел до совершенства - тогда Россия без всякой политики сделалась счастливейшею страною в мире. <...> Россия еще дитя, для которого нужна нянька... Дать дитяти полную свободу - значит погубить Россию. В понятии нашего народа свобода есть воля, а воля - озорничество. Не в парламент пошел бы освобожденный русский народ, а в кабак побежал бы он пить вино, бить стекла и вешать дворян. Вся надежда России на просвещение, а не на перевороты, не на революции и не на конституции» [1, с. 148, 149]. Разумеется, было принято отказывать Белинскому в данном случае в самостоятельности мышления и видеть в его концепции русского исторического процесса отражение «ошибочных идеалистических представлений об объективной прогрессивности русского самодержавия» [1, с. 624].

В чем же все-таки заключалась для него «Истина»? Что в ней главенствовало - «царство чистого разума» или «христианство как учение, основанное на идее любви»? [1, с. 149, 152]. Заметим, что настроение Белинского в этот период жизни было подавленным из-за различных житейских невзгод (безработица и безденежье, беспокойство за судьбу брата и племянника, находящихся у него на иждивении, долги). Но кроме этого, что поразительно, Белинского, по его собственному признанию, мучила «тяжкая опека над родом человеческим», он чувствовал себя в ответе за все порочное в «расейской действительности». И «идеализм» Белинского был другим, нежели у его московских друзей. Он искал в философии понимания жизни, способов ее совершенствования и не мог увлечься никакой теорией ради нее самой.

Презирая ученость «тредьяковскую», он пишет Д.П. Иванову: «Ты всегда уважал рутину. ты несколько раз переписывал глупые лекции московских профессоров, лекции, где невежество, запоздалость, мелкость, недобросовестность, явное искажение истины так ярко бросались в глаза» [1, с. 143]. И письма Белинского «безработного» 1837 года свидетельствуют о его мучительном разочаровании в идеях Фихте, казавшихся хотя и недолго рецептом «спасения». Вспомним, кстати, высказывание И.В. Ки-

реевского: «. философия немецкая вкорениться у нас не может. Наша философия должна развиться из нашей жизни, создаться из текущих вопросов, из господствующих интересов нашего народного и частного быта» [2].

В ответ на обвинение М.А. Бакунина в «падении» Белинский пишет о невозможности счастья в какой-то «призрачной» сфере, независимой от внешних обстоятельств: «Едва родится во мне сознание силы, едва почувствую я теплоту веры, как квартира, авошная лавочка, сертуки, штаны, долги и вся эта мерзость жизни тотчас убивают силу и веру, и тогда я мог только играть в свои козыри или в шашки» [1, с. 178]. То, что для материально обеспеченного друга представлялось «конечным падением», для Белинского было повседневной жизнью и повседневными заботами о куске хлеба, о «гривенниках». По сути дела, нищенствуя, потонув в долгах, живя «вспоможениями друзей, благодеяниями кухарки», Белинский боялся «или сойти с ума, или сделаться пошлым человеком, приобщиться. к толпе» [1, с. 158] -таковы были его душевные муки.

В то время как Бакунин осуждал Белинского за то, что он «все еще борется или, лучше сказать, барахтается с каким-то злом, с какими-то призрачными врагами [3], Белинский спрашивает у приятеля А. Ефремова «лишних сапог»: «Завтра жду своих от сапожника, а нынче не в чем выйти» [1, с. 239]. То абстрактное зло и призрачные враги, в борьбе с которыми Бакунин усматривал «падение», для Белинского были реальностью, да какой еще - «у печки отогревать окоченевшие руки, потому что в комнате хоть волков морозь, а в кармане хоть выспись» [1, с. 194]. «Прикованный железными цепями к внешней жизни», критик никак не мог возвыситься до «абсолютной», забыться в чистой идее. «Гривенники», которые «Мишель» легко брал в долг и так же легко не возвращал, Белинского заставляли жестоко страдать.

Будущий анархизм Бакунина, возможно, уже проявлялся в страстном поклонении идеям Фихте - отрицание авторитетов, религии, церковных «привилегий», откровенный атеизм, за который он был отстранен от должности профессора Йенского университета (см. работу «Назначение человека»). Недаром сам Фихте говорил, что его философская система «возникла в те годы, когда французская нация, напрягая до предела свои силы, завоевала политическую свободу...» [4]. И Белинского не случайно многое в поступках и мнениях Бакунина начинает настораживать. Он нисколько не верит, что «Мишель» живет «в царстве любви, в царстве Божием». Его прямая, честная натура не могла не замечать бесчестия, неблагородства, лживости, фальши в проповедях Бакунина: «Ты похож на человека, который.

122

В. В. Соломонова

вместо того, чтобы именем любви... убеждать своих... братий победить трудности. ругает их и бросает в них грязью и каменьями. Нет, не таков голос любви» [1, с. 161].

Белинский презирал «добродетель без любви» [1, с. 161], в идеалистической «отвлеченности» очень быстро увидел равнодушие к человеку, а в фихтеанском «прекраснодушии» «Мишеля» - «подлейшую вещь в мире», когда он своим неуместным вмешательством делает даже близких людей несчастными [1, с. 200]. В итоге своих споров с Бакуниным о деятельной и абстрактной любви к ближнему Белинский советует ему «жить не в жизни духа, но пожить несколько времени в жизни долга» [1, с. 218].

С другой стороны, необходимо признать, что учение Фихте о свободе личности и спор с М. Бакуниным сыграли свою положительную роль в духовном взрослении Белинского, так как заставили его пройти через «мучительный опыт внутренней жизни». Белинский решает «строгою жизнию, тяжким трудом выкупить прошедшие заблуждения и помириться с жизнию» [1, с. 176]. Но его «примирение» было особого рода. «Подлецом я не могу быть, не могу деньгам, чинам или другим каким пошлостям внешней жизни жертвовать своим человеческим достоинством. <...> Борьбы, страдания, слез, затаенных мук сердца - вот чего прошу я теперь у судьбы и вот через что надеюсь я очиститься и перейти в жизнь духа» [1, с. 203, 204]. Происходит мужание Белинского-критика, он собирается в дальнейшем действовать не «фразами», не «выразительными бранями» и «энергическими выражениями», а изменить «манеру и тон» [1, с. 187]. «Я имел несчастие обратить на себя внимание правительства не тем, чтобы в моих статьях было что-нибудь противное его видам (выделено нами. - В. С.), но единственно резким тоном.» [1, с. 187]. Как ви-

дим, возможно, и теория Гегеля о разумности всего действительного не занимала в сознании Белинского особенного места, он с жаром ухватился за нее только потому, что давно уже был внутренне готов более пристально изучать жизнь и человека. Любопытны в данном случае мысли В.Ф. Одоевского, высказанные им в воспоминаниях о своих встречах и спорах с Белинским: «. Белинский сам собою дошел до Гегеля, ему неизвестного, то есть в Белинском совершился своеобытно тот переворот, который в философском мире совершился появлением Гегеля.» [5]. Это же, кстати, утверждал и сам Белинский: «Так в горниле моего духа выработалось самобытно значение великого слова действительность (выделено Белинским. - В. С.)» [1, с. 182]. Очевидно, авторитет Гегеля всего-навсего помог ему выстоять под нажимом «просветленных» московских друзей.

Таким образом, «качественное состояние» так называемого идеалистического периода в жизни критика (1836-1839) отличается неоднозначностью. Он не нашел «Истины» ни у Фихте, ни у Гегеля, его обращение к ним не было безоговорочным подчинением. «Задушевным убеждением» Белинского стала мысль о необходимости «деятельной любви к ближнему», служения в качестве «апостола просвещения».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белинский В. Г. Полн. собр. соч. : в 13 т. М., 1953-1959. Т. 11.

[2] Русская литература XIX века. Хрестоматия критических материалов. М., 1975. С. 187.

[3] Бакунин М.А. Собр. соч. и писем : в 3 т. М., 1934. Т. 2. С. 42.

[4] Фихте И. Г. Переписка : в 2 т. Лейпциг, 1925. Т. 2.

[5] В.Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1962. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.