Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 50-57. УДК 94(571.14)
DOI 10.24147/2312-1300.2020.7(2).50-57
А. В. Кузнецова
ФИГУРЫ И МЕСТА ПАМЯТИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОГО ГОРОДА
(НА МАТЕРИАЛАХ г. КУЙБЫШЕВА / КАИНСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)*
Через обращение к фигурам и местам памяти в локальном культурном пространстве г. Куйбышева (Каинска) и их трансформациям выявляются основные тенденции отражения памяти о прошлом в XX-XXI вв. Фиксируется, что как в советский, так и в постсоветский период преобладает национально-государственная версия исторической памяти. То, что к настоящему времени не произошло серьёзного обновления символического ландшафта, рассматривается как свидетельство незавершения постсоветского этапа.
Ключевые слова: историческая память; фигуры и места памяти; культурное пространство города; Каинск; Куйбышев.
A. V. Kuznetsova
FIGURES AND PLACES OF MEMORY IN THE CULTURAL SPACE OF A SMALL CITY
(ON THE MATERIALS OF KUIBYSHEV / KAINSK, NOVOSIBIRSK REGION)
The appeal to the figures and places of memory in the local cultural space of Kuibyshev (Kainsk) and their transformations allowed us to identify the main trends of reflection of the memory of the past in the 20th-21st centuries. Both in the Soviet and post-Soviet period, the national-state version of historical memory prevails. To date, there has been no serious renewal of the symbolic landscape, which indicates an incomplete post-Soviet stage.
Keywords: historical memory; figures and places of memory; a cultural space of the city; Kainsk; Kuibyshev.
Изучение процессов формирования и трансляции исторической памяти - актуальное направление современной исторической науки. К концу XX - началу XXI в. сложились различные научные школы, работающие в русле данной проблематики: стоит отметить концепции коллективной памяти М. Хальб-вакса [1], культурной памяти Я. Ассмана [2], теорию П. Нора о «местах памяти» [3]. В отечественной историографии «первопроходцами» изучения памяти считаются Ю. М. Лот-ман [4] и Б. А. Успенский [5]. Правда, есть мнение, что ещё в начале XX в. Н. П. Анциферов в своей работе «Душа Петербурга» рассматривает город как «место памяти» [6, с. 56]. В настоящее время изучением исторической памяти занимается ряд отечественных
исследователей: стоит отметить Российское общество интеллектуальной истории во главе с Л. П. Репиной [7], научные проекты издательства «Новое литературное обозрение» [8], И. М. Савельеву и А. В. Полетаева [9], А. В. Святославского [10] и др.
Несмотря на существующие терминологические и концептуальные разночтения между исследователями, имеется общая черта, характеризующая «мемориальный поворот» в исторической науке: предметом исследований становится не событие прошлого, а память о нём, особенности её формирования и трансформации [11].
Мы опираемся на уже упоминаемую выше концепцию «мест памяти» французского историка П. Нора - одну из самых вос-
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-09-00329.
требованных в современной исторической науке. «Места памяти», по П. Нора, это «всякое значимое единство, материального или иного порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия памяти некоторой общности» [3, с. 79]. При этом «местом памяти» могут быть не только собственно места, но и люди, празднества, топонимические наименования, здания и т. д.
Особенности отражения исторической памяти в культурном пространстве поселений - один из аспектов нашего проекта, по-свящённого изучению трансформаций локальных культурных пространств в период перехода от советской эпохи к современным российским реалиям. Была разработана междисциплинарная историко-культурологиче-ская исследовательская модель, опирающаяся в качестве теоретико-методологической базы на ряд концепций. Одна из них - разработанная В. Г. Рыженко в 2010 г. модель изучения образа города, в которой в качестве опорного элемента матрицы образа используется понятие «культурно-цивилизацион-ный ландшафт». Согласно данной концепции, связи между различными элементами матрицы образа города и их преобразования обеспечивает целенаправленная деятельность людей [12, с. 12-17]. Позднее эта модель была дополнена включением в матрицу музеев [13]. Ещё одной опорой для нас стала условная типология «фигур памяти», включающая три уровня: фигуры и места общегосударственной значимости; фигуры и места регионального значения; фигуры локального значения, связанные с инициативой «снизу» [14, с. 339-340]. Значимой для нашего исследования стала и концепция общегородской «loci-совокупности», разработанная А. В. Да-хиным [15]. Понятием «loci-совокупность» А. В. Дахин обозначает совокупность известных горожанам мест (loci), являющихся частью общегородской идентичности.
В практическом отношении для выявления признаков трансформаций локальных культурных пространств нами применялась методика, основанная на апробированных современными исследователями методах «включённого наблюдения» и «натурного обследования», а также методика «исследовательских экскурсий», разработанная в
1920-е гг. И. М. Гревсом и Н. П. Анциферовым [6, с. 55-57]. Несмотря на то, что наш проект направлен на анализ постсоветских трансформаций культурных пространств и их современного состояния, невозможно обойтись без обращения к прошлому.
Остановимся на монументальных и символических местах памяти в культурном пространстве г. Куйбышева (Каинска). Помимо информации, полученной во время натурного обследования (проведённого летом 2019 г. В. Г. Рыженко и А. В. Кузнецовой), в источ-никовую базу включены сведения из краеведческих изданий, местной периодики, интернет-ресурсов. Местные газеты представлены подборками сектора краеведения МКУК «Центральная библиотечная система г. Куйбышева»: материалами из папок «Для нас он память в камне сохранил... О жизни и творчестве участника ВОв, скульптора, поэта, почётного гражданина г. Куйбышева П. В. Мартыненко»; «Наш Каинск старинный: история города на страницах местной печати». Среди интернет-ресурсов наиболее информативными оказались Новосибирский Краеведческий портал (http://kraeved.ngonb.ru) и информационный сайт «Восемь плюс один. Новости Барабинска. Новости Куйбышева» (http://8plus1.ru).
Куйбышев (Каинск) - город в Новосибирской области, административный центр Куйбышевского района. В 1722 г. было основано укрепление Каинский Пас, в 1782 г. Ка-инск получил статус уездного города [16, с. 212]. Специфика Каинска была обусловлена расположением на Московско-Сибирском тракте. Исследователи отмечают, что именно линия тракта (проходящая по современным улицам Войкова и Краскома) предопределила формирование планировочной структуры города [17, с. 32-35]. В начале XX в., когда строящаяся Транссибирская железная дорога прошла в 13 км к югу от Каинска, его экономическое значение снижается [18, с. 259]. В 1935 г. Каинск был переименован в Куйбышев. В настоящее время город интересен большим количеством архитектурных памятников конца XIX - начала XX в.: здесь зарегистрировано 36 объектов культурного наследия [19, с. 17]. В 1990 г. город получил статус исторического города Российской Федерации [20, с. 18].
Одна из особенностей дореволюционного Каинска - многонациональный и поликонфессиональный состав населения. Отсюда разнообразие построенных культовых мест. Первую каменную церковь в Каинске начали строить в 1787 г., первый придел был освящён в 1804 г., в 1836 г. церковь получила статус собора (Спасского, или Успенского). В 1938 г. собор был закрыт, а в 1939 г. - разрушен. В 1943 г. на его месте был установлен памятник В. В. Куйбышеву. В 2008 г. на бывшей Соборной площади (сейчас - сквер им. В. В. Куйбышева) установили мемориальный камень с информацией об утраченном соборе [20, с. 20]. В 2019 г. было принято решение о восстановлении собора. Летом 2019 г. памятник В. В. Куйбышеву был перенесён к зданию администрации города. Строительство Спасского собора планируется завершить к 2022 г. - к 300-летию г. Куй-
бышева1.
В 1847 г. была построена деревянная однопрестольная кладбищенская церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов2 (в краеведческой литературе встречается противоречивая информация: по другим данным, церковь была построена в 1910 г. [20, с. 11]). В 1937 г. церковь была закрыта, в 1938 г. разрушена.
В Каинске была довольно многочисленная еврейская община. Барнаульский исследователь Ю. М. Гончаров приводит наблюдения С. В. Максимова о дореволюционном Каинске, который отмечает, что сибиряки называли Каинск «Сибирским Иерусалимом» [16, с. 213-214]. В 1892 г. была построена синагога [16, с. 218], в 1898 г. - домовая церковь при Каинской женской гимназии [19, с. 182], а в 1904 г. - храм в честь Рождества Святого Великого Пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна. Исследовательница Д. И. Гончарова описывает судьбу этой церкви в советскую эпоху, вплоть до начала 1990-х гг. [21, с. 274]: в здании церкви находились в разное время склады, дом культуры, кинотеатр «Октябрь». В 1987 г. Иоанно-Предтеченская церковь была признана памятником архитектуры. С 1988 г. здесь размещался Куйбышевский краеведческий музей, а в 1990 г. здание было передано в ведение Новосибирской епархии Русской Православной Церкви.
Ещё одним культовым сооружением в начале XX в. стал римско-католический костёл, построенный ссыльными поляками в 1908-1909 г. [20, с. 11]. В 1939 г. он был закрыт, после этого в разные годы в здании располагались: спортивный зал, воинский склад, швейная фабрика3. Она находится здесь и в настоящее время, что подтверждает натурное обследование.
Становление советской власти сопровождалось формированием местного «пантеона» героев. В 1920 г. был установлен памятник на Старом кладбище, на братской могиле партизан, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. Тогда же был установлен обелиск «Борцам за Власть Советов» на Центральной площади (рядом захоронен уполномоченный по продразвёрстке А. Е. Копьев). В 1928 г. сюда перенесены останки краскома М. До-бровицкого, а вместо обветшавшего обелиска был установлен новый, существующий до сих пор (архитектор Н. Н. Досманов). В 1930-1931 гг. возле обелиска были захоронены И. С. Пугач и П. С. Рачев [19, с. 200]. Память о периоде становления советской власти в Каинске нашла своё отражение не только в мемориалах погибшим героям гражданской войны. В 1967 г. на фасаде дома на ул. Куйбышева, 22 установили мемориальную доску с текстом: «В этом доме работал в 1919-1920 гг. первый уездный ревком». В 1970 г. на фасаде дома купца М. А. Левако (ул. Коммунистическая, 29) была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом здании в 1920-1921 гг. размещался Каинский уездный комитет комсомола».
Одним из значимых событий дореволюционного этапа российской истории было восстание декабристов. В Каинске декабристы останавливались в 1826 г. на пути в ссылку в Восточную Сибирь (в доме городничего Н. Степанова). В 1960-е гг. на фасаде дома была установлена мемориальная доска с информацией об этом [19, с. 188], сохраняющаяся и в настоящее время.
В 1936 г., после смерти В. В. Куйбышева и переименования города в его честь, рядом с домом на ул. Ленина, 2, где в 19121913 гг. жил Валериан Владимирович (и в котором в 1947 г. организован мемориальный музей), был установлен памятник (перенесён в 1943 г. на место снесённого Спасского Со-
бора) [19, с. 199]. Перед домом появился бюст В. В. Куйбышева. В 1947 г. на фасаде дома была установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жил верный сын Коммунистической партии Валериан Владимирович Куйбышев во время ссылки в 19071909 гг.». В тексте допущена ошибка: революционер жил в этом доме, как уже отмечалось, в 1912-1913 гг., и это была не ссылка, а ожидание суда под надзором полиции [19, с. 189]. В 1907-1909 гг. В. В. Куйбышев жил в другом доме - на ул. Свердлова, 28, на фасаде которого в 1978 г. установили соответствующую мемориальную доску [19, с. 197].
Во второй половине XX в. появляется значительное количество памятников, по-свящённых героям Великой Отечественной войны. Толчком к их повсеместному строительству стало появление официального праздника - День Победы - в 1965 г. В этом году в Куйбышеве скульптором П. В. Мар-тыненко был создан памятник «Воинам -рабочим завода, павшим в боях за Родину 1941-1945 гг.» перед территорией завода КАОЛВИ (Куйбышевское акционерное общество ликёроводочных изделий) [22, с. 11]. В 1967 г., в год 50-летия советской власти, в сквере Воинской славы появился Мемориальный комплекс «Воинам-землякам от благодарных потомков», также по проекту скульптора П. В. Мартыненко [23, с. 282]. В 1970 г. - в год 25-летия Победы - он дополнил мемориал памятником погибшим воинам-землякам.
Новой практикой во второй половине XX в. стало создание памятников - паспортов улиц. В 1976 г. был установлен памятник-паспорт ул. Гуляева [22, с. 13] (названной в 1975 г. в честь П. Е. Гуляева, погибшего в 1942 г. при защите Сталинграда). По-прежнему актуальным было увековечивание памяти о героях гражданской войны: в августе 1989 г. состоялось открытие памятника-паспорта ул. Краскома, посвящённого памяти красного командира М. Добровицко-го. К сожалению, в Куйбышеве ограничились только установкой этих двух памятных знаков, причём памятник-паспорт ул. Краскома не сохранился.
В 1975 г., в год 30-летия Победы, была установлена мемориальная доска на стене Педучилища о нахождении в этом здании
в 1941-1942 гг. эвакогоспиталя [22, с. 129]. В 1983 г. скульптором П. В. Мартыненко была создана стела «Слава советскому народу» на перекрёстке улиц Гуляева и Партизанской. В 1985 г. тем же скульптором созданы памятники «Работникам завода, погибшим в боях за Родину» на территории завода АЗЧ [22, с. 7] и «Воинам - рабочим завода, павшим в боях за Родину 1941-1945 гг.» на территории спиртзавода [22, с. 9]. В 1989 г. открыт памятник Воину-освободителю в Городской роще, посвящённый всем погибшим на фронтах Великой Отечественной войны [22, с. 5]. В 1994 г. П. В. Мартыненко вновь дополнил мемориал в сквере Воинской славы (или Первомайском сквере) комплексом из 11 пилонов с именами 5 052 погибших. Список постоянно пополняется.
В 2001 г. была установлена мемориальная доска, посвящённая участнику Великой Отечественной войны, скульптору, почётному гражданину города П. В. Мартыненко на фасаде дома № 9 квартала 11, в котором он жил. В 2004 г. - мемориальные доски на фасадах жилых домов, посвящённые памяти проживавших в них участников Великой Отечественной войны: А. В. Борискину и П. С. Урюпину [22, с. 131, 133].
В 2010-е гг. эта ярко выраженная линия увековечивания памяти остаётся. Новые памятники появляются в связи с нахождением поисковыми группами останков считавшихся пропавшими без вести участников войны. Так, в 2003 г. на городском кладбище были захоронены найденные в Калужской области останки И. В. Зырянова и установлен памятник [22, с. 15]. В 2010-е гг. в сквере Воинской славы появился памятник матери. Идея создания памятника принадлежит председателю Комитета солдатских семей В. М. По-номаревой4. Памятник неоднозначно воспринимается жителями. В 2012 г. был открыт мемориальный комплекс преподавателям и студентам Куйбышевского педучилища, отдавшим жизнь в борьбе за Родину на фронтах Великой Отечественной войны, работникам эвакогоспиталя № 33395. В 2017 г. на фасаде здания Педагогического колледжа была установлена мемориальная доска Н. А. Сологубу, герою Советского Союза, а в 2018 г. - герою Советского Союза А. Л. Бугаеву: оба были выпускниками этого кол-
леджа. В 2015 г. у здания администрации г. Куйбышева открыта мемориальная доска, посвящённая шести героям Советского Союза и двум героям социалистического труда, проживавшим в Куйбышевском районе6. В 2016 г. в Первомайском сквере был установлен образец боевой машины десанта -самоходная артиллерийская установка 2С9 «Нона». В 2018 г., во время празднования 100-летия со дня образования пограничных войск, в сквере Воинской славы была установлена мемориальная доска с текстом: «Мы охраняли первые метры нашей Родины». Через год, в 2019 г., здесь же установили символический информационный стенд «Пограничные округа России». Также в 2019 г. в этом сквере была открыта площадка с образцом боевой техники 1942 г. - 76-мм дивизионной пушкой ЗиС-З7.
Отдельная группа памятников, появившихся после распада Советского Союза, -памятники жертвам политических репрессий. В 1990 г. на месте расстрелов и захоронений 1930-х гг. на старом кладбище Куйбышева появился Закладной камень. В 1994 г. здесь был установлен памятник «Землякам -жертвам репрессий» (скульптор П. В. Мартыненко)8.
Ещё одна группа памятников конца XX - начала XXI в. - памятники героям локальных военных конфликтов: в Афганистане, Чечне. Например, памятник «Воинам-интернационалистам, участникам боевых действий в локальных и других войнах», установленный в 2004 г. на площади Борцам за Власть Советов (сейчас сквер «Городская площадь»). В 2006 г. памятник был демонтирован, а в 2007 г. новый памятник с тем же названием был открыт в сквере Воинской славы [22, с. 19]. В 2002 г. на здании ОВД г. Куйбышева установлена мемориальная доска памяти А. А. Песчанко, капитана милиции, погибшего в Чечне [22, с. 121]; в 2006 г. на здании Гимназии № 1 им. А. Л. Кузнецовой -доска в память выпускника И. А. Митрохина, погибшего в Афганистане [22, с. 111].
Важным элементом культурного пространства города являются музеи: через экспозиции и выставки они участвуют в формировании общественного сознания, исторической памяти жителей города. Музейный комплекс г. Куйбышева в настоящее время
включает в себя Краеведческий музей, экспо-зиционно-выставочный зал и мемориальный дом-музей В. В. Куйбышева. Краеведческий музей был открыт в 1988 г. в здании Иоанно-Предтеченской церкви. С 2002 г. музей располагается в здании по ул. Коммунистическая, 29, построенном в 1911 г. Здание музея интересно тем, что в нём словно сочетаются две эпохи: культура купеческого Каинска и советская культура - помимо мемориальной доски, посвящённой находившемуся здесь в 1920-1921 гг. уездному комитету комсомола, во внутреннем дворе музея расположены скульптуры пионеров. В постоянную экспозицию Краеведческого музея входят выставки «Каинск. 1722-1917 гг.», «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Конюшня купца И. А. Лева-ко», «Кузница» и экспозиция под открытым небом «Дворовое купеческое хозяйство конца Х1Х - начала ХХ в.».
Экспозиционно-выставочный зал был открыт в 2017 г. на ул. Папшева, 5 (дом построен во второй половине XIX в.). Здесь размещена экспозиция «Каинск - Куйбышев. 1914-1991 гг.».
Дом-музей В. В. Куйбышева открыт для посетителей в 1947 г., в здании 1898 г. постройки. Экспозиция дома-музея В. В. Куйбышева состоит из четырёх частей: «В. В. Куйбышев в Каинской ссылке»; «Мемориальная комната В. В. Куйбышева»; «Ка-инск - город политической ссылки»; «Политические репрессии 1920-1950-х гг.». Последние два раздела экспозиции открылись в 1989 г., что отражает новые веяния в музеях на фоне начавшейся в стране перестройки. Идея экспозиции - попытка объективно отразить события гражданской войны и последующие действия советской власти в сфере исполнения наказаний.
К особенностям трансформаций «мест памяти» в культурном пространстве Куйбышева / Каинска отнесём влияние переломных периодов истории: это касается периода становления советской власти (1920-е гг.), а также конца 1980-х - 1990-х гг. В первом случае происходит кардинальная смена традиций увековечивания памяти, уничтожение старых фигур и мест памяти и конструирование новых. Основным направлением становится увековечивание памяти о героях гражданской
войны. В середине XX в. внимание акцентируется на героях Великой Отечественной войны. Помимо военно-мемориального направления, для всего советского периода истории характерно увековечивание памяти о видных политических деятелях советской эпохи, а также о некоторых фигурах из дореволюционного прошлого, оценённых как «борцы за права народных масс» (в частности, декабристы).
Конец 1980-х - 1990-е гг. повлекли за собой новую смену идеологии, однако, применительно к Куйбышеву, нельзя сказать, что произошло серьёзное обновление символического ландшафта. В процессе увековечивания исторических событий и имён по-прежнему преобладает национально-государственная версия исторической памяти: создаются памятники и мемориалы, посвя-щённые героям войн и крупным государственным деятелям: всё это относится к первому уровню в матрице иерархии «фигур памяти». Ещё одним направлением государственной политики памяти является общероссийская постсоветская тенденция воссоздания разрушенных храмов. Ко второму уровню -региональной значимости - можно отнести фигуру скульптора П. В. Мартыненко. Третий уровень в Куйбышеве почти не представлен.
Постсоветская трансформация принесла с собой новые направления увековечивания памяти, что во многом связано с отсутствием мемориализации некоторых событий в советский период. В частности, официальная политика памяти не позволяла создавать мемориалы и памятники, посвящённые жертвам политических репрессий. Сюда же можно отнести памятники и мемориалы, посвящён-ные войне в Афганистане, которая также не являлась ранее подходящей темой для увековечивания.
Некоторые черты постсоветской культуры мемориализации, характерные для многих российских городов, в Куйбышеве пока не отразились: не было создано новых памятников прежней, досоветской культуры (памятников правителям и государственным деятелям дореволюционной эпохи). Особенность Куйбышева - отсутствие в городе новых уличных скульптур, декоративных сооружений, создаваемых по инициативе «снизу», что характерно для ряда других городов в 2000-2010-е гг.
Наиболее бережно сохраняется в культурном пространстве Куйбышева память о Великой Отечественной войне. Не теряет актуальности и тема гражданской войны, несмотря на появившиеся дискуссии по этому вопросу. Продолжает сохраняться память о В. В. Куйбышеве, в прежнем виде, без привнесения новых элементов. Хотя в экспозициях мемориального музея В. В. Куйбышева появился более широкий контекст (история политической ссылки, история гражданской войны со стороны Белого движения, политические репрессии 1930-1950-х гг.), тем не менее основной ракурс увековечивания памяти о гражданской войне остаётся преимущественно односторонним: кроме вышеуказанной экспозиции, память о погибших сторонниках Белого движения в пространстве Куйбышева отсутствует.
В заключение отметим, что применительно к России переходный - постсоветский - период нельзя назвать завершённым: российский культурный ландшафт по-прежнему включает в себя значительное количество символов, имеющих советскую коннотацию (памятники, мемориалы, топонимические наименования).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В Куйбышеве планируют восстановить разрушенный в советское время Спасский Собор // Каинская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) : офиц. сайт. - URL: http://kainsk-eparhia.ru/v-kuibysheve-planiruiut-vosstanovit-razrushennyi-v-sovetskoe-vremia-spasskii-sobor/ (дата обращения: 02.10.2019).
2 Проект «Родиновед» - онлайн-карта храмов и часовен в границах Томской епархии к моменту разделения на 1924 г. - URL: http://rodinoved.ru/ kainsk-kladbishenskii-hram/#about (дата обращения: 04.10.2019).
3 История прихода // Блог Католического Прихода Свв. Апостолов Петра и Павла. - URL: http://kainsk.blogspot.eom/p/blog-page_3.html (дата обращения: 04.10.2019).
4 Памятнику Матери - быть! // Вести : офиц. сайт регион. еженедельника. - 2012. - 24 янв. -№ 04 (831). - URL: http://westisib.ru/novosti-kujbysheva/pamyatniku-materi-byt/ (дата обращения: 25.09.2019).
5 Куйбышевский педагогический колледж: Наша летопись : офиц. сайт. - URL: http://pedkolledg.kuyby.edu54.ru/p3aa1.html (дата обращения: 19.09.2019).
6 Колпаков И. С. День памяти и скорби в Куйбышевском районе // Партийный сетевой медиа-проект Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия». - 23.06.2015. - URL:
Шр://ер54.рф/поуо8^653 (дата обращения -30.09.2019).
7 В сквере «Воинской Славы» установлен очередной образец военной техники // Портал администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области. - 18.09.2019. -URL: https://kainsk.nso.ru/news/5045 (дата обращения: 29.09.2019).
8 Памятник «Землякам - жертвам репрессий» на месте расстрелов и захоронений на старом кладбище г. Куйбышева (Новосибирская обл.) // Виртуальный музей ГУЛАГа. - URL: http://www.gulagmuseum.org/showObiect.do7obiect = 690548005&language=1 (дата обращения: 29.09.2019).
ЛИТЕРАТУРА
1. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. - 2005. -№ 2-3. - С. 8-27.
2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. - М. : Языки славянской культуры, 2004. - 363 с.
3. Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память / пер. с фр. Д. Хапаева. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. - 328 с.
4. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Ч. 3. Память культуры. История и семиотика // Лотман Ю. М. Семиосфера. - СПб., 2000. -С. 335-390.
5. Успенский Б. А. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М., 1996. - 608 с.
6. Рыженко В. Г. О Методиках выявления трансформаций образов прошлого в локальных культурных пространствах постсоветской России // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2018. - № 4 (20). - С. 5357. - DOI: 10.25513/2312-1300.2018.4.53-57.
7. Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала Нового времени / отв. ред. Л. П. Репина. - М. : Кругъ, 2003. - 405 с.
8. Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа / под ред. М. Габовича. - М. : Новое литературное обозрение, 2005. - 784 с.
9. Савельева И. М., Полетаев А. В. «Историческая память»: к вопросу о границах понятия // Феномен прошлого / ред. И. М. Савельева, А. В. Полетаев. - М. : ГУ-ВШЭ, 2005. - С. 170-220.
10. Святославский А. В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. - М. : Древлехранилище, 2013. - 592 с.
11. Леонтьева О. Б. «Мемориальный поворот» в современной российской исторической науке // Диалог со временем. - Вып. 50. - М. : ИВИ РАН, 2015. - С. 59-96.
12. Рыженко В. Г. Образы и символы советского города в современных исследовательских опытах: региональный аспект : моногр. -Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2010. - 340 с.
13. Рыженко В. Г. Музеи в исследовательской модели «культурно-цивилизационный ландшафт - опорная матрица образа города» // Культура и взаимодействие народов в музейных, научных и образовательных процессах - важнейшие факторы стабильного развития России : сб. науч. тр. / отв. ред.: Е. Ю. Смирнова, Н. А. Томилов. - Омск : Из-дат. дом «Наука», 2016. - С. 280-283.
14. Рыженко В. Г. Историческая наука, регионо-ведение, культурология: возможности кооперации вокруг проблемы «присвоения прошлого» // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы / под ред. Л. П. Репиной. - М. : Изд-во ЛКИ, 2011. - С. 330-342.
15. Дахин А. В. Город как место памятования // Аналитика культурологии. - 2011. -№ 19. - С. 164-172.
16. Гончаров Ю. М. «Сибирский Иерусалим» (город Каинск в XIX - начале XX в.) // Проблемы еврейской истории : материалы науч. конф. Центра «Сэфер» по иудаике 2007 г. : памяти проф. Джона Дойла Клира : в 3 ч. - М. : Книжники, 2008. - Ч. 1. - С. 212-221.
17. Рыженко Л. И. Планировочная структура поселений как источник по Сибирскому тракту (на примере Тюкалинска и Каинска) // Московско-Сибирский тракт: история и современность, взгляд в будущее : материалы регион. науч.-практ. конф. в рамках межрегион. акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». - Куйбышев : Музейн. комплекс, 2016. - С. 32-41.
18. Павлова Н. И., Гайер И. Н. Особенности застройки города Куйбышева (Каинска) Новосибирской области в период 1722-1917 гг. // Баландинские чтения. - 2015. - № 1. -С. 256-260.
19. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области: каталог / отв. ред. А. В. Кошелев. - Кн. 2 : Районы и города Новосибирской области. -2-е изд., перераб. - Новосибирск, 2012. -332 с.
20. Каинск - Куйбышев: за датами - история (календарь знаменательных и памятных дат) / сост. Н. Н. Воробьева, зав. сектором краеведения, И. Р. Яньшина, зав. сектором музея истории б-ки. - Куйбышев : Централиз. библ. система, 2012. - 20 с.
21. Гончарова Д. И. Церковь Иоанна Предтечи города Каинска-Куйбышева // Региональная история: методология, источники, историография : сб. науч. тр. III Междунар. Усманов-ских чтений (Уфа, 2 дек. 2016 г.). - Уфа : Изд-во Башк. гос. ун-та, 2016. - С. 274-277.
22. К 65-летию Победы : сб. / сост. Ресурс. центр Куйбыш. р-на. - Куйбышев, 2010. - 137 с.
23. Виноградов С. Б., Воеводина Т. В., Данилевский В. Д., Кошелев А. В., Щукина Е. М. Памятники Новосибирцам - защитникам Отечества : каталог. - Новосибирск, 2010. - 480 с.
Информация о статье
Дата поступления 20 декабря 2019 г.
Дата принятия в печать 10 июля 2020 г.
Сведения об авторе
Кузнецова Алла Владимировна - аспирант кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета им Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: Allartian@yandex.ru
Article info
Received
December 20, 2019
Accepted July 10, 2020
About the author
Alla V. Kuznetsova - Postgraduate Student of the Department of Modern Russian History and Historiography of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: Allartian@yandex.ru
Для цитирования
Кузнецова А. В. Фигуры и места памяти в культурном пространстве малого города (на материалах г. Куйбышева / Каинска Новосибирской области) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2020. Т. 7, № 2 (26). С. 50-57. й01: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).50-57.
For citations
Kuznetsova A.V. Figures and Places of Memory in the Cultural Space of a Small City (on the Materials of Kuibyshev / Kainsk, Novosibirsk Region). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2020, vol. 7, no. 2 (26), pp. 50-57. DOI: 10.24147/2312-1300.2020.7(2).50-57 (in Russian).