11. Epifanov V. А. Lechebnaya fizicheskaya kul'tura. M., 2002.
TECHNIQUE OF CORRECTION OF PLATYPODIA OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Lerner Viktoriya Leonidovna, Hlystov Pavel Andreevich
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, Russia e-mail: [email protected]
In article authors considered the main reasons for platypodia at children of younger school age, opened the structure and the content of the sports occupations directed on correction of platypodia, described specifics of methodical methods of massage at this violation, investigated platypodia degree at children of younger school age by means of Shtriter's method and carried out the comparative analysis of indicators.
Key words: platypodia, younger
УДК 371(083.74)
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО-НОВОМУ
Маховицкая Наталья Федоровна, Городова Татьяна Пантелеймоновна, Потапова Алла Ивановна МБОУ СОШ № 47, г. Белгород, Россия, e-mail: [email protected]
Кучерова Оксана Егоровна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, e-mail: [email protected]
В статье анализируется введение новых образовательных стандартов в основном общем образовании, отмечаются преимущества организации образования в соответствии с ними. Акцентируется внимание на основных составляющих стандарта, раскрываются его особенности, проводится сравнительный анализ предшествующих стандартов и нового ФГОС. Обращается внимание на то, что в новом стандарте четко регламентируется роль родителей в образовательном процессе, изменяется жизнь ребенка в образовательной организации. Также в статье подчеркивается необходимость перехода образовательного процесса в школе на деятельностный характер, что, несомненно, активизирует субъектов образовательной деятельности и способствует их уверенному продвижению вперед. Рассматриваются компетентности учителя, необходимые для работы в соответствии с ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС ООО, общее образование, ученик, стандарт, родители, сотрудничество, личностные и метапредметные результаты, компетентность учителя
Повышение качества образования - задача, которую можно отнести к категории непреходящих. На современном этапе развития образования эту задачу призваны помочь решить новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО) был утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Детальный анализ предшествующего ФГОС и ФГОС нового поколения позволил
выявить несколько их отличий друг от друга: во-первых, новый ФГОС четко ориентирует педагога опираться на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования; во-вторых, ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности; в-третьих, заметны четкие отличия в структуре. В общем, стоит заметить, что новый ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Основная идея нового федерального государственного образовательного стандарта может быть сформулирована следующим образом: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда» [1].
Кроме названного, хочется сказать и о том, что одна из особенностей нового стандарта заключается в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача образовательного учреждения - предоставить обучающимся качественное образование.
В документе четко регламентируются обязанности родителей, которые обязаны обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность образовательного учреждения; обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий; выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка об-
разовательного учреждения и иных актов, регламентирующих ее деятельность; посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя образовательного учреждения или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий образовательного учреждения к поведению обучающегося или его отношению к получению общего образования; извещать администрацию школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.
Новый ФГОС позволяет каждому образовательному учреждению, исходя из своей уникальности, разработать собственную образовательную программу, учебный план, где обязательно должны учитываться запросы и пожелания родителей учеников. Каждый родитель должен познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.
Высказываясь «за» введение нового образовательного стандарта, педагогическая общественность отметила ряд его преимуществ. И, в первую очередь, это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Также нельзя не отметить, что при введении новых образовательных стандартов происходит поворот от знаниевой школы, т. е. просто транслирующей знания ребенку, к школе, проектирующей творческие способности личности. Последнее невозможно без реализации системно-деятельностного подхода, предполагающего широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, тем не менее, акцент смещается с развития предметных результатов образования на личностные и метапредметные. Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе.
Сюда относятся такие характеристики, как самоопределение; мотивация к учебной деятельности; любовь к семье; нравственно-эстетическое оценивание; патриотизм и т. д.
Под метапредметными результатами понимаются способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. То есть метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т. д., то есть «делать», а не «знать». К видам УУД принято относить: познавательные (умение добывать, преобразовывать и представлять информацию и др.); регулятивные (умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат и др.); коммуникативные (умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща и др.) [2].
Стоит заметить, что новый стандарт достаточно внимания уделяет такой необходимой части процесса обучения, как преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы. Ну и, наконец, безусловным плюсом нового ФГОС является попытка вернуть школе ее воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние десятилетия. В общем и целом на новый стандарт возлагаются большие надежды и в области школьной жизни ребенка. Теперь предлагается обучение с использованием новых форм организации обучения, активней использовать новые образовательные технологии, новую открытую информационно-образовательную среду, далеко выходящую за пределы школ. Вот почему в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности обучающегося (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.)
Несомненно, важной особенностью стандартов, их основой является деятельностный характер обучения, который в полной мере способствует развитию личности учащихся. Учитель, работающий по новым стандартам на уроках, должен уделять особое внимание развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Задача учителя, работающего в новых условиях, осложнена еще и тем, что ему теперь важно не просто передать знания своим ученикам, но научить их овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. К пятому классу у обучающихся должно быть сформировано умение учиться, самостоятельно организовывать свою деятельность: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».
Изменения наблюдаются и в области оценки результатов обучения. Оцениваться будет, прежде всего, не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появляется возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.
Теперь итог обучения оценивается по совокупности личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.); мета-предметных (универсальные учебные действия) и предметных (система основных знаний) результатов. Выпускник основной школы должен прекрасно осознавать ценности труда, науки и творчества; уметь ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности для человека и т. п. Сегодня с уверенностью можно сказать, что образовательные стандарты -это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Представим на схеме «движение» от це-
ли образования к планируемым результатам (рис. 1).
Важно в среднем звене школы при работе по новым стандартам обеспечить обучающимся возможность использовать приобретенные знания в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию. В связи с этим стоит присмотреться и понять, как в соответствии с ФГОС ООО будет выставляться итоговая оценка достижения планируемых результатов. Итак, предметом итоговой оценки является достижение предметных и метапред-метных результатов, необходимых для дальнейшего продолжения образования. При ито-
говом оценивании учитывается сформиро-ванность умений выполнения индивидуальных проектов.
Сама итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки - портфеля достижений или портфо-лио) и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Причем первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая -фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы, в том числе основных способов действий, способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Рис. 1. «Движение» от цели образования к планируемым результатам в соответствии с ФГОС ООО
ФГОС основной образовательной школы позиционируется, прежде всего, как стандарт подростковой школы, а это, в свою очередь, предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения [3]. Также стоит отметить и то, что наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.
Что же касается учителя, работающего по ФГОС ООО, то здесь мы обратим внимание на перечень компетентностей, владение которыми позволит педагогу качественно осуществлять образовательный процесс:
- профессиональная компетентность, под которой понимается качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, методическими приемами, педагогическими средствами, их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации для построения современных занятий с обучающимися,
осуществление оценочно-ценностной реф-
обеспечивающая эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами; регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях;
- коммуникативная компетентность, обеспечивающая эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи;
- правовая компетентность, под которой понимается качество действий учителя, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Обобщая сказанное, заметим, что новый ФГОС основного общего образования пре-
доставляет возможность школе выполнить свою миссию - воспитание гражданина России: высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества в полной мере.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., № 1897.
2. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 3. С. 62-64.
3. Шмелькова Л. В. Каковы плюсы и минусы ФГОС основного общего образования? URL: http://www.menobr.ru/article/4979-kakovy-plyusy-i-minusy-fgos-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. Ut-verzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 17 dekabrya 2010 g., № 1897.
2. Evplova E.V. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya: problemy i ikh resheniye // Standarty i monitoring v obrazovanii. 2014. № 3. S. 62-64.
3. Shmel'kova L. V. Kakovy plyusy i minusy FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya? URL: http://www.menobr.ru/article/ 4979-kakovy-plyusy-i-minusy-fgos-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya
лексии;
- информационная компетентность,
FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE MAIN GENERAL EDUCATION: TASKS AND RESULTS OF TRAINING IN A NEW WAY
Makhovitskaya Natalya Fedorovna, Gorodova Tatyana Panteleymonovna,
Potapova Alla Ivanovna School № 47, Belgorod, Russia e-mail: tania [email protected]
Kucherova Oksana Egorovna Belgorod National Research University, Belgorod, Russia e-mail: [email protected]
ncMxonoro-neflaromHecKMM wypHan fayqeaMyc, № 2 (26), 2015
In article authors analyzed introduction of new educational standards in the main general education and noted advantages of the organization of education according to them. They focused their attention on the main components of the standard, revealed its features and carried out the comparative analysis of the previous standards and new FSES. Authors paid their attention to that in the new standard the role of parents in educational process is accurately regulated, the child's life in the educational organization changes. In article authors also emphasized that need of transition of educational process for school to activity character, undoubtedly, makes active subjects of educational activity and promotes their sure advance forward. Authors considered competence of the teacher, necessary for work according to FSES.
Key words: FSES of LLS, general education, pupil, standard, parents, cooperation, personal and meta-subject results, competence of the teacher