УДК 658.155:622.33(470):65.016.8 © А.В. Моисеенков, 2018
ФГБУ «ГУРШ»- двадцать лет спустя
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-36-39
МОИСЕЕНКОВ Андрей Валентинович
Канд. экон. наук, директор ФГБУ «ГУРШ», 119019, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
В статье представлены итоги работы ФГБУ «ГУРШ» по реализации мероприятий по ликвидации особо убыточных шахт и разрезов за двадцать лет. Дана общая оценка результатов реструктуризации угольной промышленности России. Представлены показатели, характеризующие результаты текущей работы, а также мероприятия на этапе завершения реструктуризации. Ключевые слова:угольная промышленность, реструктуризация, горноэкологический мониторинг, экология, социальная инфраструктура.
ВВЕДЕНИЕ
В 1993-1994 гг. в России начался процесс реструктуризации угольной отрасли. Основными целями ее являлись: формирование конкурентоспособных угольных компаний, обеспечивающих самофинансирование в длительной перспективе; обеспечение социальной защищенности высвобождаемых трудящихся отрасли; снижение государственной дотации предприятиям отрасли; социально-экономическое и экологическое оздоровление угледобывающих регионов.
Инициатором реструктуризации угольной отрасли выступила компания «Росуголь», которая и осуществляла эти работы в период с 1993 по 1997 г.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.1997 № 1462 «О совершенствовании управления угольной промышленностью» создано и зарегистрировано 22.12.1997 как юридическое лицо Государственное учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ», которое в ноябре 2010 г. преобразовано в федеральное го-суда рственное бюджетное уч реждение по вопросам рео р-ганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов «ГУРШ» (ФГБУ «ГУРШ»).
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
ФГБУ «ГУРШ» с февраля 1998 г. принимает самое непосредственное участие в процессах, связанных с реструктуризацией угольной отрасли России.
Мировая практика не знает более масштабных объемов ликвидации нерентабельных, особо убыточных шахт и разрезов, приведения последствий от вредного влияния горных работ целых угольных бассейнов в безопасное состояние, разгазирования и выполнения мероприятий по предотвращению затопления огромного выработанного пространства, надежной изоляции горных выработок, приведения промышленных площадок в экологически нормаль-
ное состояние, рекультивации нарушенных земель для хозяйственного использования местными органами, создания нормальных социальных условий для проживания населения в шахтерских городах и поселках [1, 2, 3]. Все эти годы работники ФГБУ «ГУРШ» стоят на передовых позициях по решению целого комплекса правовых, технических, экологических и социальных проблем реструктуризации угольной промышленности в стране и, безусловно, добились впечатляющих результатов.
Положительные результаты работы ФГБУ «ГУРШ» во многом зависят от повседневного сотрудничества с Департаментом угольной и торфяной промышленности Минэнерго России, экономическими и юридическими службами министерства.
В первом ряду слева заместитель министра энергетики Российской Федерации А.Б. Яновский и директор ФГБУ «ГУРШ» А.В. Моисеенков
Важную роль играет то, что руководит этим направлением высококвалифицированный опытный горный инженер, изнутри знающий все этапы горного производства, заместитель министра энергетики Российской Федерации Анатолий Борисович Яновский. Именно благодаря его деловому подходу, принципиальности и требовательности все вопросы реструктуризации угольной промышленности решаются своевременно и качественно.
В течение этих 20 лет, несмотря на внесение отдельных изменений в выполняемые функции и задачи, ФГБУ «ГУРШ» успешно осуществляет деятельность по подготовке предложений и реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в части технической ликвидации особо убыточных и неперспективных предприятий; разработке проектов ликвидации организаций угольной промышленности и проектно-сметной документации по предусмотренным в них объектам; сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействия гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого; реконструкции и замены пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов объектов
социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков во всех основных угледобывающих регионах Российской Федерации; участия в мониторинге хода работ по ликвидации организаций угольной промышленности.
В 2002 г. во всех основных угледобывающих регионах Российской Федерации были созданы филиалы учреждения, основными видами деятельности которых являются:
- технический контроль за ликвидацией горных выработок, выходящих на дневную поверхность, разборкой зданий и сооружений технологического комплекса, демонтажем оборудования и выдачей его на поверхность;
- координация проектных, научно-исследовательских и технических работ по экологическим и социальным аспектам, связанным с ликвидацией шахт;
- ликвидация последствий вредного влияния горных работ на подработанных территориях закрытых шахт;
- реконструкция объектов социнфраструктуры в связи с закрытием шахт;
- исследовательские работы по экологическим проблемам.
Филиалы ФГБУ «ГУРШ» работают в тесном взаимодействии
с местными администрациями и с созданными в угледобывающих регионах центрами социально-экологического мониторинга.
За годы реструктуризации в 24 субъектах Российской Федерации (78 шахтерских муниципальных образованиях) ликвидировано 203 угледобывающих предприятия, из них 188 шахт и 15 разрезов. Все организации- юридические лица исключены из единого государственного реестра.
Структура финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2018 приведена на рис. 1.
По состоянию на 01.01.2018 за счет средств федерального бюджета профинансированы технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности на сумму 28 963,2 млн руб., за счет чего:
- ликвидированы все горные выработки общей протяженностью 5 тыс. км; снесены 5247 зданий и сооружений в объеме 15,2 млн куб. м;
- реконструированы и построены 54 водоотливных комплекса;
- построено 12 очистных сооружений шахтных вод;
- потушены пожары на 65 породных отвалах и 7 пожаров в подземных горных выработках;
- завершены работы по капитальному ремонту, реконструкции пострадавших в результате подработки горными работами и строительству 61 социального объекта;
- выполнены 83 мероприятия по обеспечению защиты от затопления смежн ых действующих шахт, от за гряз-нения питьевых источников и подтопления объектов земной поверхности шахтными водами;
- завершены работы по рекультивации 6 740,9 га нарушенных земель по 222 рабочим проектам;
- осуществлялось ведение мониторинга экологических последствий лик-
видации угольных (сланцевых) шахт и разрезов в Подмосковном, Печорском и Кузнецком угольных бассейнах, Восточном Донбассе, Уральском регионе, Приморском крае, Сахалинской и Ленинградской областях, включая мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности.
За этот же период ФГБУ «ГУРШ» проведена интенсивная работа по реализации программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков.
Приведено в состояние, пригодное для дальнейшего использования, 802 социальных объекта по реконструкции и замене объектов социальной инфраструктуры, пострадавших в связи с ликвидацией шахт и разрезов, на сумму 8 720,8 млн руб., полностью завершены работы на 794 объектах.
Проведен снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, в объеме 2 705,5 тыс. куб. м с затратами 456,1 млн руб.
Переселению из ветхого жилья подлежат 52 926 семей. По состоянию на 01.01.2018 переселено 42 200 семей с затратами 40 242,5 млн руб.
Количество переселенных семей по отдельным субъектам Российской Федерации и затраты на содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья приведены на рис. 2,3.
На эксплуатацию 13 природоохранных объектов из федерального бюджета на 01.01.2018 выделено 1 706,4 млн руб.
Реализация и финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на основании разработанной и утвержденной проектной и рабочей документации, на разработку (корректировку) и экспертизу которой за период с 1994 по 2018 г. из средств федерального бюджета направлено 2 252,7 млн руб.
Проводимая Минэнерго России, при активном участии ФГБУ «ГУРШ», работа позволила угольной отрасли успешно справиться с трудностями, возникшими и на начальном этапе проводимых в угольной промышленности реформ, и
Всего: 82 341,7 млн руб.
Снос ветхого жилищного фонда 456,4 ит -0,6%
Содействие гражданам в при обретении жилья взамен сносимого
ветхого 40242,5 млн -48,9%
Реконструкция и замена объектов социнфраструктуры 8720,8 млн -10,6%
Эксплуатация природоохранных
объектов 1706,4млн -2,0%
Разработка, корректировка
и экспертиза проектов 2252,7 млн -2,7%
Ликвидация горных выработок, исклочение доступа к ним 924,2 млн -1,1%
Рис. 1. Структура финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности России на 01.01.2018.
52926
50000
40000
30000
20000
10000
956943123121 314 313 528 ^8
Рис. 2. Количество переселенных семей по основным регионам на 01.01.2018.
40242,5
<0
40000
30000
20000
19227,4
13069,1
10000
1609,3
619,3
2881,7 2770,9
422,9 127,2 778,6 56,43 141,6 147,4
^ 422,9 127,2 ^'
^ <Г /
сх .-(V
Рис. 3. Затраты на содействие гражданам в приобретении жилья по основным регионам на 01.01.2018, млн руб.
в 2008-2009 гг., и в 2014-2015 гг., когда резко ухудшился экономический фон для предприятий. Угольная отрасль еще раз продемонстрировала свою устойчивость и конкурентоспособность. Угольные компании наращивали объемы добычи, обогащения и сортировки угля.
С 1994 г. численность работников отрасли сократилась с 950 тыс. до 150 тыс. человек, производительность труда выросла в три раза, исключились полностью дотации из федерального бюджета на поддержку шахт.
В последние годы ФГБУ «ГУРШ» активно работает над проблемой ликвидации нерентабельных шахт, не имеющих государственного пакета акций. По этим шахтам нет четких государственных нормативно-правовых актов, а организация и координация ликвидационных работ возложены на межведомственные рабочие комиссии, в состав которых входят заинтересованные министерства, ведомства и администрации регионов. Организация всех заседаний межведомственных комиссий, подготовка всего комплекса документации, координация работ и контроль за исполнением решений этих комиссий осуществляет ФГБУ «ГУРШ». Так, в Кузбассе в 2015 г. была принята Комплексная
программа поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий 0 очередь- 2015-2017 гг.), утвержденная губернатором Кемеровской области и министром энергетики Российской Федерации, которая предусматривает выполнение конкретных мероприятий по консервации 12 шахт, находящихся в частной собственности.
Изучив совместно с Минэнерго России передовой опыт в различных областях производственной деятельности, проведя анализ обеспечения безопасного ведения горных работ и использовав собственный опыт поэтапной ликвидации особо опасных шахт, при непосредственном участии ФГБУ «ГУРШ» в указанной программе были привлечены дополнительные ресурсы для ликвидации убыточных шахт и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, в результате чего в Кузбассе на принципах государственно-частного партнёрства реализована i очередь Комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с отработанных территорий. При реализации этой программы использовался новый механизм предоставления права пользования новыми участками недр с обременением недропользователя обязательствами по проведению ликвидационных мероприятий на убыточных шахтах. В настоящее время разработана и находится на утверждении М очередь Комплексной программы, предусматривающая полную ликвидацию 12 шахт.
Не менее сложным является вопрос ликвидации уникального по своим параметрам угольного разреза «Коркинский». По решению Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с начала 2011 г. действует межведомственная рабочая группа, образованная Минэнерго России, в состав которой вошли представители различных ведомств и организаций, основной задачей которой является мониторинг в районе разреза «Коркинский» с целью недопущения возможных негативных ситуаций.
ФГБУ «ГУРШ» в соответствии с решениями Правительственной комиссии и Межведомственной рабочей группы начиная с 2012 г. активно участвовало в разработке и контроле за выполнением комплекса мероприятий по обеспечению устойчивости бортов разреза, локализации эндогенных пожаров, блокированию оползневых подвижек, направленных на обеспечение технической безопасности деятельности разреза, защиту граждан, проживающих в его прибортовой зоне.
Все эти годы ФГБУ «ГУРШ» контролировало объемы и сроки выполнения комплекса инженерных мероприятий, что позволило стабилизировать деформационные процессы на бортах разреза, переселить жителей пос. Роза из аварийного жилья, значительно уменьшить количество очагов
эндогенных пожаров в недрах разреза, обеспечить мониторинг негативных последствий от ведения горных работ.
В настоящее время ФГБУ «ГУРШ» совместно с ЗАО «Русская медная компания» и администрацией Челябинской области решает комплекс вопросов, предусмотренный Дорожной картой по ликвидации отработанной выработки раз реза путем заполнения и рекул ьтивации с размещением отходов обогатительной фабрики медного производства.
Отметим, что впервые в истории отечественного горного дела может быть реализован такой комплексный проект, связанный с ликвидацией последствия ведения горных работ и решением экологических проблем.
В ближайшее время предстоит разработать и осуществить комплекс ликвидационных работ по остановленным 7 шахтам Ростовской области, которые находились в частной собственности, и не допустить неуправляемых перетоков и подтопления жилых территорий шахтными водами.
За эти годы сделано многое, но работы по завершению реструктуризации угольной промышленности России будут продолжены.
В перспективе намечается в полном объеме реализовать обязательства государства по обеспечению мер социальной поддержки высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охраны территорий от экологических и иных последствий добычи угля.
Использование наиболее современных экологически чистых технологий при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду.
Объем необходимых бюджетных средств на завершение мероприятий по технической ликвидации и программам местного развития составляет 30 486 млн руб. В настоящее время согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предусматривается ежегодное финансирование в рамках бюджета направлений, курируемых ФГБУ «ГУРШ», в размере 2 000 млн руб., что позволит в течение 15 лет завершить данные мероприятия. Конечно, этот срок можно сократить в случае ежегодного увеличения финансирования в рамках возможностей бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прошедшие двадцать лет были наполнены напряженной работой, победами, достижениями и разочарованиями, мы создавали сплоченный коллектив, развивали его, решали возникающие в регионах проблемы в сфере трудовых, социальных правоотношений, встречались с руководством предприятий по наболевшим вопросам, формировали систему социального партнерства, на законодательном уровне закрепляли необходимость привлечения дополнительных ресурсов для ликвидации убыточных шахт, реконструкции объектов социальной инфраструктуры, проводили взвешенную кадровую политику, направленную в том числе на обеспечение преемственности поколений, и растили молодые кадры.
ФГБУ «ГУРШ», начавшее деятельность двадцать лет назад, продемонстрировало свою устойчивость и профессионализм. Здесь гордятся богатой историей, огромным опытом работы, и главное- своим коллективом, который и является самым ценным капиталом учреждения.
Высоко оценен труд сотрудников ФГБУ «ГУРШ» Правительством Российской Федерации, Минэнерго России и, что особенно впечатляет, лично Президентом Российской Федерации. Это подтверждается врученными правительственными и ведомственными наградами, благодарностями, почетными грамотами.
20 лет- это много или мало? Для человека- это значительный отрезок жизни в его биографии, для учреждения, у которого, надеюсь, впереди долгая жизнь- пожалуй, небольшой, но достойный отрезок в его истории.
Я поздравляю коллектив ФГБУ «ГУРШ» с нашим юбилеем! Желаю всем здоровья, успехов в работе, стабильного развития учреждения и экономики в целом, мира и благополучия.
Список литературы
1. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-декабрь 2016 года // Уголь. 2017. № 3. С. 3650. doi: 10.18796/0041-5790-2017-3-36-50. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/032017.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
2. Таразанов И.Г. Итоги работы угольной промышленности России за январь-сентябрь 2017 года // Уголь. 2018. № 1. С. 18-32. doi: 10.18796/0041-5790-2018-1-18-32
3. Яновский А.Б. Основные тенденции и перспективы развития угольной промышленности России // Уголь. 2017. № 8. С.10-14. doi: 10.18796/0041-5790-2017-8-10-14. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/082017.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
RESTRUCTURING
UDC 658.155:622.33(470):65.016.8 © A.V. Moiseenkov, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 2, pp. 36-39
Title
FEDERAL STATE BUDGETARY INSTITUTION ON REORGANIZATION AND LIQUIDATION OF NON-EFFICIENT MINES ("GURSH" FSBI) -TWENTYYEARS LATER
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-36-39 Author
Moiseenkov A.V.1
1 Federal State Budgetary Institution on Reorganization and Liquidation of Non-efficient Mines ("GURSH" FSBI), Moscow, 119019, Russian Federation
Authors' Information
Moiseenkov A.V., PhD (Economic), Director, e-mail: [email protected] Abstract
The articles presents the 20-year results of"GURSH" FSBI activities, aimed at extra non-efficient mines and open pits liquidation. It provides the general assessment of the Russian coal industry reorganization results. It presents the data, indicative of the current activities results, and describes the activities during the final reorganization stage.
Keywords
Coal Industry, Reorganization, Mining and ecological monitoring, Ecology, Social infrastructure.
References
1. Tarazanov I.G. Russia's coal industry performance for January - December, 2016. Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, No. 3, pp. 36-50. doi: 10.18796/0041-5790-2017-3-36-50. Available at: http://www.ugolinfo.ru/ Free/032017.pdf (accessed 15.01.2018).
2. Tarazanov I.G. Russia's coal industry performance for January - September, 2017. Ugol'- Russian Coal Journal, 2018, No. 1, pp. 18-32. doi: 10.18796/0041-5790-2018-1-18-32.
3. Yanovsky A.B. Main trends and prospects of the coal industry development in Russia. Ugol'- Russian Coal Journal, 2017, No. 8, pp. 10-14. doi: 10.18796/0041-5790-2017-8-10-14. Available at: http://www.ugolinfo.ru/ Free/082017.pdf (accessed 15.01.2018).