ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2017. № 1
Муса Гасымлы,
доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, директор Института кавказоведения Национальной академии наук Азербайджана, e-mail: musa_qasimli@ hotmail.com
ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ АНТАНТЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ (МАРТ — ДЕКАБРЬ, 1917 г.)
Исследование показывает, что события на Южном Кавказе после Февральской революции развивались под влиянием нескольких факторов, среди которых — стремление к политическим свободам и автономии, наличие трех правительств, путаница и хаос в регионе, борьба двух конкурирующих блоков за доступ к ресурсам региона. Главные цели стран Антанты заключались не в том, чтобы восстановить свергнутое Временное правительство, а в том, чтобы свергнуть большевистское правительство, разбить Россию и получить доступ к ее природным ресурсам. Страны Антанты, укрепляя свое военное, политическое и экономическое присутствие на Южном Кавказе и сотрудничая с антибольшевистскими элементами, стремились обеспечить контроль за Каспийским и Бакинским портами. Таким образом, эти страны должны были контролировать не только торговлю бакинской нефтью, но и все маршруты, ведущие к Центральной Азии и Индийскому океану.
Ключевые слова: Февральская революция, страны Антанты, Россия, Южный Кавказ, США, Великобритания, Франция, Азербайджан, бакинская нефть, Грузия, большевики, советы, национальные советы.
Musa Gasimli,
Doctor of History, Professor, Corresponding Member, National Academy of Sciences of Azerbaijan, Director, Institute of Caucasus Studies, National Academy of Sciences of Azerbaijan (Azerbaijan), e-mail: musa_qasimli@ hotmail.com
THE FEBRUARY REVOLUTION AND ENTENTE POLICY IN THE SOUTH CAUCASUS (MARCH — DECEMBER, 1917)
This study maintains that the events in the South Caucasus after the February Revolution developed under the influence of several factors, among them the desire for political freedoms and autonomy, the presence of three governments, confusion and chaos in the region and the struggle of the two competing blocs for access to the resources of the region. The main goals of the Entente countries were not to restore the overthrown Provisional government, but to overthrow the Bolshevik government, break up Russia and to gain access to its natural resources. The Entente countries,
strengthening their military, political and economic presence in the South Caucasus and cooperating with anti-Bolshevik elements, sought to ensure control over the Caspian and Baku ports. Thus, these countries had to control not only the Baku oil trade, but all routes leading to Central Asia and the Indian Ocean.
Key words: February Revolution, the Entente countries, Russia, the South Caucasus, USA, Great Britain, France, Azerbaijan, Baku oiI, Georgia, BoIsheviks, Soviets, nationaI counciIs.
В результате Февральской революции в стране сложилась совершенно новая ситуация. В систему управления Южным Кавказом были введены новшества. Здесь был создан орган Временного правительства. Наряду с этим возникли большевистские и национальные советы. На Южном Кавказе фактически установилось троевластие. После этого политика государств Антанты на Южном Кавказе активизировалась. Этому имелось множество причин.
Почему Южный Кавказ?
Одним из основных факторов, способствовавших активизации политики стран Антанты на Южном Кавказе, была сложная и запутанная ситуация, сложившаяся в регионе после революции. Как и во всей стране, на Южном Кавказе, особенно в Азербайджане, активизировались большевики. Они хоть и вошли во вновь сформированный Бакинский совет, но были слабы. Так, после выборов, прошедших 6 марта 1917 г., ночью 7 марта окончательно был сформирован состав совета из 52 депутатов1. Большевики были в нем в меньшинстве. Существование советов, несмотря на их слабость, было реальностью, возникшей после революции.
Официальной властью было Временное правительство. Одно из первых его мероприятий было связано с управлением Южным Кавказом. 9 марта для управления Южным Кавказом был создан Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ), состоявший из 5 местных депутатов Государственной Думы 4-го созыва. Председателем не имевшего законодательных полномочий ОЗАКОМа был кадет В.А. Харламов. В его состав входили грузинский меньшевик А.И. Чхенкели и социалист-федералист К. Абашидзе, азербайджанский кадет М. Джафаров и армянский кадет М.М. Пападжян. Представители, прибывшие в Тифлис в марте, до конца ноября управляли Южным Кавказом независимо от кабинетов сначала кадета Г.Е. Львова, а затем эсера А.Ф. Керенского.
Хотя народы Южного Кавказа признали ОЗАКОМ в качестве законного органа Временного правительства, они не питали к нему
1 От Исполнительного комитета Совета рабочих депутатов // Баку. 1917. 9 марта. № 55.
доверия, чему были свои причины. Этот комитет, как отмечается в официальных документах ОЗАКОМа, не смог предотвратить противостояние между народами, особенно резню дашнакскими вооруженными отрядами азербайджанского гражданского населения, разрушение и сожжение их населенных пунктов2. Поэтому ОЗАКОМ не пользовался авторитетом среди народа.
В такой тяжелой обстановке азербайджанские национальные организации и общества 27 марта создали Временный Исполнительный Комитет Азербайджанского национального совета. Его председателем был Мамедгасан Гаджинский. На съезде кавказских азербайджанцев, проходившем 15-21 апреля в Баку, была обсуждена проблема национально-территориальной автономии. В решениях, принятых съездом 21 апреля, отмечалось: «Кавказский мусульманский съезд, обсудив вопрос о национально-политических идеалах мусульман Кавказа, постановил: признать, что формой государственного устройства России, наиболее обеспечивающей интересы мусульманских народностей, является демократическая республика на федеративных началах»3.
Таким образом, если в центральных районах России после революции существовало две власти — Временное правительство и советы, то на Южном Кавказе было три власти — орган Временного правительства ОЗАКОМ, большевистские советы и созданные местными национальными силами национальные советы. Социальная опора большевистских советов была весьма слабой. Местные народы в основном объединились вокруг национальных советов.
Приход большевиков к власти в результате октябрьского переворота оказал серьезное влияние на обстановку как во всей стране, так и на Южном Кавказе. Лозунг большевиков о самоопределении наций пробудил попранные национальные чувства народов Кавказа, изнывавших под игом царской России, и усилил их самосознание. Эти чувства, основанные на многовековой культуре народов, были столь сильны, что даже социалистические партии на Южном Кавказе склонялись к национализму. Именно по этой причине первыми популярными партиями у народов Южного Кавказа стали национальные партии.
Провозглашение большевистской властью выхода России из войны было угрозой для ее бывших союзников — Англии, Франции и США, а объявление «начала мировой коммунистической революции» — как для них, так и для Германии, Австро-Венгрии
2 Центральный исторический архив Грузии (ЦИАГ). Ф. 2080. Оп. 1. Д. 856. Уполномоченный Особого закавказского комитета по Эриванской губернии. 1917. 7 августа. № 121. Л. 81-82.
3 Государственный архив Азербайджанской Республики (ГААР). Ф. 970. Оп. 1. Д. 18. Постановление съезда мусульман Кавказа. 21 апреля 1917 г. № 87. Л. 3.
и Османской Турции. Привлекательные большевистские лозунги оказали влияние и на освободительное движение народов Востока, изнывавших от колониального гнета. Обеспокоенный этим министр вооружений Англии Уинстон Черчилль говорил: «Большевизм надо задушить в колыбели.. .»4
Одним из постоянных лейтмотивов выступлений Черчилля являлась опасность на Востоке. Он поддерживал Деникина и Колчака именно потому, что считал их защитниками интересов Англии в Персии и Индии.
Выход России из войны предоставил странам Антанты, Османской Турции и Германии благоприятные условия для наступления на Кавказ. После занятия Южного Кавказа им открывался путь на Россию.
Во время ухода русской армии с Кавказского фронта была полностью прервана связь Южного Кавказа с Петроградом. Сложилась новая ситуация. Реорганизация управления этим регионом, в котором проживали различные народы и сталкивались их интересы, теперь стала заботой большевистской власти. На выборах во Всероссийское учредительное собрание весь Южный Кавказ составлял один округ, от которого избирались 33 депутата. На выборах проголосовало 2 445 тыс. человек. Большинство голосов получили грузинские меньшевики. За них проголосовало 662 тыс. человек. За азербайджанских демократов или Мусават проголосовало 616 тыс. Дашнаки смогли набрать 560 тыс. голосов. За социал-революционеров проголосовало 117 тыс., за мусульманский (азербайджанский) социалистический блок — 160 тыс., за мусульманских (азербайджанских) социал-демократов — 85 тыс., за большевиков — 93 тыс. человек5. Эта статистика указывала на то, что революция пробудила на Южном Кавказе национальное самосознание, что позволяло предположить, какие процессы будут происходить в регионе в ближайшем будущем.
Одним из основных факторов, препятствовавших нормальному развитию народов Южного Кавказа, были необоснованные территориальные претензии. Самым многочисленным народом Южного Кавказа были азербайджанцы. Лишь грузины жили более или менее компактно. А азербайджанцы жили вперемешку с малочисленными армянами, которые были размещены на этих территориях в XIX в.
4 ТрухановскийВ.Г. Уинстон Черчилль. М.: Международные отношения, 1982. С. 172.
5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 670. Оп. 1. Д. 51. Из доклада зав. информационного отдела Азербайджанского комиссариата отдела внешних сношений А. Щепотьева о взаимоотношениях закавказских республик с Россией и Турцией, о роли стран Антанты и Германии в истории отношений республик Закавказья с Россией и Турцией, 04.11.1920. Л. 3-9.
и в годы Первой мировой войны. Это особенно явно проявлялось в Карсской области и Борчалинском уезде. И культуры на этих территориях были различны. Например, в Борчалинском уезде жило приблизительно равное число азербайджанцев, грузин и армян. Здесь обитали также греки, немцы и украинцы. В такой ситуации было невозможно осуществить принцип самоопределения наций, и при разделе между новообразованными государствами эти территории стали объектами спора. Территориальные споры, особенно разрушение азербайджанских населенных пунктов и массовые убийства людей по пути следования дашнакских вооруженных отрядов, отступавших с развалившегося Кавказского фронта, разжигали национальные чувства кавказских народов, осложняли их внутреннюю социальную жизнь. Неспособность ОЗАКОМа предотвратить эти кровавые события ухудшала обстановку6. События на Южном Кавказе облегчали возможность вмешательства зарубежных государств в дела региона.
Одна из главных причин активизации политики великих держав на Южном Кавказе была связана с экономическим фактором. Уже с 1916 г. экономический фактор стал играть ведущую роль в ведении военных действий. После заявления России о выходе из войны каждая из воюющих держав начала составлять планы занятия Азербайджана и Баку — энергетического источника, дававшего 83 % российской нефти и способного сыграть основную роль в исходе войны. Нефть стала основным условием победы в войне. В связи с этим английская газета "The Engineer" в номере от 9 ноября в статье «Нефтяные ресурсы Великобритании» отмечала: «Почти ужасающим является факт, что Великобритания в настоящее время добывает не более 2,4 % всего мирового производства, каковому количеству можно добавить 0,4 % от перегонки сланца. Из этих 2,8 % приблизительно половина получается из Индии... Из имеющейся в распоряжении статистики видно, что до конца 1915 г. мировая добыча составила 809 160 000 тонн и что не менее 20 % этого количества было добыто в течение 1913, 1914 и 1915 гг.»7
6 ЦИАГ. Ф. 2081. Оп. 1. Д. 621. Копия рапорта комиссара 4-го участка Ново-баязетского уезда А. Чайхорского на имя Новобаязетского уездного комиссара, 31.10.1917. Л. 137; ЦИАГ. Ф. 2080. Оп. 1. Д. 856. Копия телеграммы из Эривани от губернского уполномоченного, 25.11.1917. Л. 261; ЦИАГ. Ф. 2081. Оп. 1. Д. 621. Ведомость о количестве происшествий в пределах Эриванской губернии за ноябрь месяц 1917 года. Л. 193; ЦИАГ. Ф. 1818. Оп. 1. Д. 40. Телеграмма уполномоченного Карашарова на имя Чхенкели, 29.12.1917. Л. 5; ГААР. Ф. 970. Оп. 1. Д. 244. Количество городов, селений, отдельных хозяйств и дымов Азербайджанской Республики, уничтоженных и пострадавших в 1917 г. Л. 1-5.
7 Цит. по: Нефтяные ресурсы Великобритании // Нефтяное дело (Баку). 1918. № 5-6. С. 43-44.
Рост производства самолетов также увеличивал потребность в нефти. В 1918 г. по сравнению с 1914 г. количество всех самолетов в мире выросло в 30 раз8. В годы войны в Великобритании было произведено 55 тыс., во Франции — 68 тыс., в Италии — 20 тыс., в Германии — 48 тыс., а в США — 15 тыс. самолетов. Эти самолеты необходимо было обеспечить горючим.
В перевозке военных частей особую роль играли автомобили. К концу войны в Германии имелось 50 тыс., во Франции — 100 тыс., в Англии — более 120 тыс. автомобилей. Однако топлива не хватало. Ощущалась потребность в дополнительных источниках нефти.
Для флота также требовалось топливо. В 1912-1918 гг. добыча нефти возросла более чем в 10 раз и достигла 1800 баррелей в день. В конце 1916 г. Англо-персидская нефтяная компания удовлетворяла лишь 1/5 потребностей британского флота. С 1916 г. возник дефицит топлива. Захват источников нефти стал основной целью политики воюющих держав. Английский журнал "Near East" в 1918 г. писал о значении Баку: «В отношении нефти Баку не имеет себе равных. Баку — величайший нефтяной центр мира. Если нефть — королева, то Баку — ее трон»9.
Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж впоследствии в своем произведении «Правда о мирных договорах» так объяснял суть кавказской политики своей страны: «Керзон (член Военного кабинета. — М.Г) чувствовал особую страсть к Кавказу. За несколько лет до того он сам побывал на Кавказе и проникся нежностью к храбрым горцам»10.
В основе «нежности Керзона к храбрым горцам Кавказа» лежали не сентиментальные эмоции, а реальная империалистическая концепция. Дело было в кавказской нефти и других естественных богатствах Кавказа. Английские войска в Грузии должны были обеспечить британским монополистам путь к нефти11.
А английский генерал Л. Денстервиль позже так разъяснял цели нефтяной политики Англии: «Захват нами Баку привел бы к следующим последствиям: закрытие доступа врагу к запасам нефти и закрытие дверей в Центральную Азию. Захват нами нефтяных запасов неминуемо остановил бы движение по Закавказским железным дорогам, так как эти дороги обычно зависели от бакинских нефтяных
8 Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг. / Пер. с 5-го нем. изд. под. ред. А. Свечина. Т. 1. М.: Госиздат, 1924. С. 333.
9 Сейерс К., Кан А. Тайная война против Советской России. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947. С. 115.
10 Цит. по: Штейн Б.Е. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции (1919-1920 гг.). М.: Госполитиздат, 1949. С. 63.
11 Там же. С. 63-64.
источников. Значение Баку было огромным, и любой риск попытки овладеть им оправдывался, безусловно»12.
Поэтому Англия пыталась завладеть имевшим большое значение в стратегическом отношении Каспийским морем и в первую очередь бакинской нефтью. По убеждению английской дипломатии, овладение Баку дало бы возможность господствовать над Индией, Персией и Афганистаном.
Одной из основных причин, влиявших на активизацию политики государств Антанты на Южном Кавказе, был военно-стратегический фактор. Страны Антанты интересовали не только естественные богатства Южного Кавказа. Территория Южного Кавказа составляла 190 тыс. кв. км. А Азербайджан играл роль важного моста между двумя частями света — Европой и Азией. В регионе имелись такие порты, как Баку, Батум, Сухуми и Поти. Торговые пути Баку — Новороссийск, Баку — Батум, Баку — Тебриз — Бурса — Стамбул имели не только экономическое, но и военно-стратегическое значение. В то же время эти территории обладали естественно-оборонительным характером. Поэтому установление контроля над Баку и Каспийским морем было основной целью политики Великобритании на Южном Кавказе. В связи с этим Л. Денстервиль впоследствии писал: «Господство на Каспийском море все еще оставалось нашей конечной целью. контроль над морем может принадлежать только тому, кто владеет Баку, а потому нам необходимо будет оккупировать этот город»13.
Газета "Times", издаваемая в Лондоне, рассказывая о политике Англии на Южном Кавказе, писала: «Цель была завладеть бакинской нефтью, захватить Закавказье и Среднюю Азию, отделить южные территории от России»14.
Азербайджан и Грузия были мостом между Черным и Каспийским морями, который соединял Азию с Европой. С точки зрения торговли он был кратчайшим путем между средиземноморским бассейном и Центральной Азией, самым легким и удобным путем, ведущим в Персию, Туркестан, Хиву и Бухару.
Таким образом, основными факторами, повлиявшими на формирование региональной политики государств Антанты, были сложная обстановка, возникшая на Южном Кавказе после революции, усиление потребности в топливе и реализация своих военно-стратегических интересов.
12 Денстервиль Л. Британский империализм в Баку и Персии. 1917-1918: (Воспоминания) / Пер. с англ. Б. Руденко. Тифлис: Советский Кавказ, 1925. С. 122-123.
13 Там же. С. 126.
14 Times. 1918. September 29.
Усилия большевистской России
Россия, столкнувшись с угрозой потери подвластного ей около 100 лет Южного Кавказа, стала уделять ему, особенно Азербайджану, пристальное внимание. Большевистское правительство предприняло ряд определенных шагов для предотвращения реализации этих интересов. Такие действия были обусловлены несколькими факторами.
Во-первых, Азербайджан, являвшийся ключевым пунктом Южного Кавказа, был для России местом стыка Ближнего и Среднего Востока с Центральной Азией. Потеря этой территории привела бы к прерыванию существовавших между Россией и Ближним Востоком исторических, экономических и политических связей. Во-вторых, утрата этой территории означала потерю важного с хозяйственной и военно-стратегической точки зрения региона и сужение пояса безопасности до Северного Кавказа. В-третьих, Азербайджан был важной энергетической базой. Потеря этой базы ввергла бы Россию в тяжелое положение с топливом. Наконец, отделение Южного Кавказа подорвало бы позиции России на Каспийском море, могло облегчить наступление вражеских стран в направлении Астрахани и Центральной Азии. Поэтому, несмотря на нехватку достаточных сил, большевистская власть не желала никому отдавать этот регион. Находившуюся в упадке Россию могла спасти азербайджанская нефть. Баку нельзя было упускать из рук. В связи с этим были предприняты меры по созданию здесь правительства. 2 ноября 1917 г. были проведены выборы в Бакинский совет. На выборах более 40 % голосов получила партия Мусават. За ней следовали дашнаки, большевики, эсеры и меньшевики. Таким образом, большинство в совете оказалось в руках Мусавата15. Однако эта партия вышла из Бакинского совета в знак протеста против результатов выборов нового состава и избрания председателем С. Шаумяна. Поэтому власть, не имевшая социальной поддержки, была весьма слабой.
Страны Антанты переходят к действиям
Приход большевиков к власти в Баку угрожал ОЗАКОМу и интересам стран Антанты. С другой стороны, положительный ответ официального Берлина 14 ноября на предложение большевистской России от 8 ноября о начале переговоров привело в действие страны Антанты. Этому имелись свои причины. Приход к власти в Баку большевиков создал угрозу для всего Южного Кавказа. А вероятность сепаратных переговоров с Германией еще более осложнила обстановку.
Первую реакцию на возможную угрозу проявили США, вступившие в войну в апреле 1917 г. Консул США в Тифлисе Ф. Смит
15 В Совете рабочих и военных депутатов // Каспий. 1917. 25 октября. № 239.
9 ноября писал: «Большевики хотят захватить власть в Закавказье. Однако националисты против них. Я сомневаюсь, что без финансовой помощи можно сохранить ситуацию. Такая помощь явно на пользу союзникам»16. Консул также предложил сумму помощи для националистов Южного Кавказа: 10 млн долларов17.
Смит в телеграмме, посланной 10 ноября государственному секретарю Роберту Лансингу, сообщал, что в субботу, 11 ноября, он будет участвовать в заседании по поводу формирования правительства Южного Кавказа. Оно отвергнет сепаратный мир (имеется в виду заключение мира между германским блоком и большевистской Россией). Им следует оказать финансовую помощь18.
Для осуществления предусмотренных мероприятий были предприняты шаги. 15 ноября на основании предложений английского генерала Шора, французского полковника Шардиньи и консула США Смита азербайджанские, грузинские и армянские представители создали в Тифлисе Закавказский комиссариат под председательством грузинского меньшевика Е. Гегечкори. Этим был положен конец существованию ОЗАКОМа. В состав комиссариата вошли азербайджанские, грузинские, армянские и русские представители всех местных партий. Они именовались комиссарами. Этот комитет, который должен был функционировать до созыва Всероссийского учредительного собрания, управлял независимо от большевистской России.
Консул Смит писал, что созданный Закавказский комиссариат, присоединившись к Южной Федерации, отвергнет любой сепаратный мир. Этим он намекал на создание союза Закавказского комиссариата, Украины и Северного Кавказа.
Закавказский комиссариат объявил себя врагом новосозданной русской большевистской власти и попытался начать переговоры с целью приостановки наступления османской армии, продвигавшейся в глубь Кавказа.
18 ноября Смит написал новое письмо своему правительству по вопросу о помощи. Рассуждая о необходимости объединения всех антибольшевистских политических сил на юге России, он подчеркивал: «.Сохранение всех нефтяных ресурсов России. умножило бы трудности для германских войск на Восточном фронте и предотвратило бы их наступление»19.
После получения телеграммы Смита государственный секретарь Лансинг поручил полковнику Эдварду Хаузу (советнику президента
16 Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1918. The Lansing Papers. Vol. II. Washington: U.S. Government Printing Office, 1932. P. 344.
17 Ibid. P. 580-581.
18 Ibid. P. 592.
19 Ibid.
Вудро Вильсона), находившемуся в Париже, выяснить позиции Англии и Франции по вопросу о помощи и возможности признания правительства Южного Кавказа20. Хауз подробно обсудил этот вопрос с премьер-министром Великобритании Ллойдом Джорджем, премьер-министром Франции Жоржем Бенжаменом Клемансо и представителем Италии Санино. В результате обсуждений Хауз в телеграмме, отправленной 2 декабря в Вашингтон, писал: «Понятна склонность Англии, Франции и Италии к оказанию помощи кавказскому движению»21.
Хауз отмечал, что если такая помощь не будет оказана, то кавказское движение может потерпеть крах. Сразу после этого было принято решение о посылке находившихся в Румынии английской и французской миссий в Тифлис.
В это время, в результате переговоров в Брест-Литовске между Россией — с одной стороны, Германией, Болгарией, Австро-Венгрией и Османской Турцией — с другой, 2 декабря было подписано соглашение о перемирии, состоявшее из 11 статей. Выполнение его положений могло иметь тяжелые последствия для стран Антанты, потому что выход России из войны означал высвобождение зоны боевых действий от Хамадана до Балтийского моря длиной в 3 тыс. километров. Это означало создание условий для продвижения германских войск на Украину и Крым, создание их плацдарма в Грузии, а также для продвижения османских войск в направлении Южного Кавказа. Поэтому по инициативе США 3 декабря была проведена специальная конференция стран Антанты. Согласно решению, принятому на конференции, Англия должна была занять Центральную Азию и Кавказ.
11 декабря Смит вновь сделал настоятельное предложение Лансингу о необходимости оказания помощи антибольшевистским силам оружием, деньгами и людскими ресурсами. По его мнению, объединенные силы могли бы контролировать все продовольственные ресурсы и установить правопорядок на юге России. По мнению американской дипломатии, победа большевизма и его укрепление, выход России из войны усилили бы государства германского блока. Президент Вудро Вильсон, одобрив предложения Лансинга, дал следующее распоряжение: «Для того чтобы российские ресурсы не перешли к центральным государствам и чтобы восстановить порядок в России, следует поддерживать всякую помощь антибольшевистскому движению»22.
20 Ibid. P. 581-583.
21 Ibid. P. 583-584.
22 Ibid. P. 589-590.
12 декабря Лансинг, согласно распоряжению президента направив телеграмму американскому послу в Лондоне, поручил оказать помощь националистам Южного Кавказа.
А Смит 13 декабря в Тифлисе встретился с премьер-министром Закавказского комиссариата. Сразу после встречи, направив телеграмму государственному секретарю, он попросил выделить сумму в 60 млн руб. и заявил, что если эта помощь не будет оказана, то большевики захватят Южный Кавказ23.
Великобритания тоже выразила свою позицию. Премьер-министр Л. Джордж в заявлениях от 14 и 20 декабря осудил сепаратные переговоры и подписанное большевистской Россией соглашение. Он подчеркнул: «Раз Россия начала сепаратные переговоры, то она сама несет ответственность за судьбу своей территории»24. С похожим заявлением выступил также министр иностранных дел Франции Стефан Жан Мари Пишон.
Страны Антанты не ограничились лишь заявлениями. 22 декабря заместитель министра иностранных дел Великобритании лорд Р. Сесиль и военный министр А. Мильнер прибыли в Париж. Они приняли участие в заседании Верховного совета Антанты, созванного по инициативе США. На заседании был принят меморандум, подготовленный представителями Великобритании. В документе отмечалось: «Мы чувствуем важность сохранения связей с Кавказом, столько, сколько это будет необходимо»25. Затем в меморандуме подчеркивалось: «Первое обязательство. состоит в выделении средств на реорганизацию кавказских сил»26.
Исполнение решений также не заставило себя долго ждать. В связи с этим американский исследователь Р. Пайпс пишет: «На заседании государств Антанты США выделило Закавказскому правительству долг в размере 60 миллионов рублей»27. Спустя день после подготовки меморандума, 23 декабря, военный министр Великобритании лорд А. Мильнер, премьер-министр и военный министр Франции Ж. Клемансо подписали специальное соглашение о выполнении предусмотренной программы28. Согласно этому соглашению, европейская часть России разделялась на сферы влияния Англии
23 Ibid. P. 589-590.
24 Magnes J.L. Russia and Germany at Brest-Litovsk: A Documentary History of the Peace Negotiations. New York: The Rand School of Social Science, 1919. P. 29.
25 Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1918. Russia. Vol. I. Washington: U.S. Government Printing Office, 1931. P. 330-331.
26 Ibid. P. 331.
27 Pipes R. The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism. 1917-1923. Cambridge: Harvard University Press, 1964. P. 154.
28 Штейн Б.Е. Указ. соч. С. 28-29.
и Франции. В первой статье соглашения отмечалось, что Англия должна усилить активность на юго-востоке против османских войск. По третьей статье соглашения в английскую сферу влияния включались Центральная Азия, Кавказ, Азербайджан и Грузия, а во французскую сферу влияния — Бессарабия, Украина и Крым.
Для выполнения принятых решений Государственный департамент США дал особые поручения послу в России Френсису, генеральному консулу в Москве Соммерсу и консулу в Тифлисе Смиту. Поставленная перед ними важнейшая задача заключалась в усилиях по объединению Кавказа, Украины и Дона в единую федерацию и избавлению южных территорий от влияния большевистской России. Именно это соглашение составило основу иностранной военной интервенции. Главной целью военной интервенции было вовсе не восстановление свергнутого Временного правительства, а ослабление России путем свержения большевиков, ее расчленение и завладение ее естественными ресурсами.
Итак, основу политики стран Антанты в отношении Южного Кавказа и, в частности, Азербайджана, составляло установление господства на Каспийском море, захват Баку, создание там военно-политической, экономической и морской базы, осуществление контроля над бакинской нефтью, сотрудничество с антибольшевистскими элементами, овладение путями, ведущими в Центральную Азию и Индийский океан, и др.29
Резюме
Проведенное исследование показывает, что события в регионе в марте — декабре 1917 г. — в основном результат сильного стремления народов Южного Кавказа к политическим свободам и получению автономии. Существование троевластия, возникшая смута обусловлены попытками стран воевавших друг против друга блоков обеспечить свои интересы в регионе.
Главной целью стран Антанты было не восстановление свергнутого Временного правительства, а ослабление России путем свержения власти большевиков, ее расчленение и завладение ее естественными ресурсами. А основой их политики на Южном Кавказе было установление господства на Каспийском море, захват Баку, создание там военно-политической, экономической и морской базы, осуществление контроля над бакинской нефтью, сотрудничество с антибольшевистскими элементами, овладение путями, ведущими в Центральную Азию и Индийский океан.
29 Larcher M. La guerre Turque dans la guerre Mondialle. Paris: E. Chiron, 1926. S. 416-417.
ЛИТЕРАТУРА
В Совете рабочих и военных депутатов // Каспий. 1917. 25 октября. № 239. Денстервиль Л. Британский империализм в Баку и Персии. 1917-1918: (Воспоминания) / Пер. с англ. Б. Руденко. Тифлис: Советский Кавказ, 1925.
Людендорф Э. Мои воспоминания о войне 1914-1918 гг. / Пер. с 5-го нем. изд. под. ред. А. Свечина. Т. 1. М.: Госиздат, 1924.
Нефтяные ресурсы Великобритании // Нефтяное дело (Баку). 1918. № 5-6. С. 43-44.
От Исполнительного комитета Совета рабочих депутатов // Баку. 1917. 9 марта. № 55.
Сейерс К., Кан А. Тайная война против Советской России. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1947.
Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. М.: Международные отношения,
1982.
Штейн Б.Е. «Русский вопрос» на Парижской мирной конференции (1919— 1920 гг.). М.: Госполитиздат, 1949.
Larcher M. La guerre Turque dans la guerre Mondialle. Paris: E. Chiron, 1926. Magnes J.L. Russia and Germany at Brest-Litovsk: A Documentary History of the Peace Negotiations. New York: The Rand School of Social Science, 1919.
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1918. The Lansing Papers. Vol. II. Washington: U.S. Government Printing Office, 1932.
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States. 1918. Russia. Vol. I. Washington: U.S. Government Printing Office, 1931.
Pipes R. The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism. 1917-1923. Cambridge: Harvard University Press, 1964.
REFERENCES
Denstervil, L. Britanskii imperializm v Baku i Persii. 1917-1918: (Vospominaniia), transl. B. Rudenko. Tiflis: Sovetskii Kavkaz, 1925.
Larcher, M. La guerre Turque dans la guerre Mondialle. Paris: E. Chiron, 1926. Ludendorf, E. Moi vospominaniia o voine 1914-1918 goda, ed. of transl. A. Svechina, Vol. 1. Moscow: Gosizdat, 1924.
Magnes, J. L. Russia and Germany at Brest-Litovsk: A Documentary History of the Peace Negotiations. New York: The Rand School of Social Science, 1919.
"Neftianye resursy Velikobritanii," Neftianoe delo (Baku), No. 5-6, 1918, pp. 43-44.
"Ot Ispolnitel'nogo komiteta Soveta rabochikh deputatov," Baku, March 9, 1917, No. 55.
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1918, The Lansing Papers, Vol. II. Washington: U.S. Government Printing Office, 1932.
Papers Relating to the Foreign Relations of the United States, 1918, Russia, Vol. I. Washington: U.S. Government Printing Office, 1931.
Pipes, R. The Formation of the Soviet Union. Communism and Nationalism. 1917-1923. Cambridge: Harvard University Press, 1964.
Sayers, K., and Kahn A. Tainaia voina protiv Sovetskoi Rossii. Moscow: Gosu-darstvennoe izdatel'stvo inostrannoi literatury, 1947.
Shtein, B. E. "Russkii vopros"naParizhskoi mirnoikonferentsii (1919-1920godov). Moscow: Gospolitizdat, 1949.
Trukhanovskii, V. G. Uinston Cherchill'. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia,
1982.
"V Sovete rabochikh i voennykh deputatov," Kaspii, October 25, 1917, No. 239.