КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Известия ТСХА, выпуск 3, 2011 год
УДК 631:155.1:658.155
ФЕРМЕРСКИЕ ХОЗЯЙСТВА — СЛОЖНЫЙ ПУТЬ К УСПЕХУ
О.В. ЕРМОЛАЕВА
(ФГОБУВПО Финансовый университет при Правительстве РФ)
Представлены результаты анализа формирования фермерских хозяйств в конце ХХ в. Рассматриваются причины неудач большинства фермеров, роль государства в становлении фермерских хозяйств в России, некоторые рекомендации по развитию фермерских хозяйств.
Ключевые слова: фермерское хозяйство, аграрная реформа, инновационное развитие.
Фермерские хозяйства — это сравнительно новое явление для российского сельского хозяйства. Их становление происходило сложно и неравномерно как в количественном, так и в качественном отношении. В период реформ в аграрной сфере в начале 90-х гг. ХХ в. власть приняла решение о становлении и развитии фермерского сектора в России. Реформаторы возлагали большие надежды на фермерские хозяйства, обосновывая это тем, что крестьянин станет хозяином не формально, а реально, что существенно повысит его мотивацию к труду. Экономическая реформа получила свой старт, девиз «фермер накормит страну» вселял определённые надежды. Анализу этого процесса посвящена данная работа.
Методика
Информационную базу данного исследования составили материалы Федеральной службы государственной статистики, информационные и аналитические материалы научно-исследовательских учреждений, информационных агентств и служб, официальных сайтов и Интернет-ресурсов министерств и ведомств. В качестве методологической базы данной статьи использовались общенаучные принципы познания экономических явлений с применением диалектического, организационного и системного подходов. Также применялись исторические и социологические подходы, приемы статистико-экономического анализа.
Результаты исследования
По мнению реформаторов, существующие на тот момент колхозы и совхозы могли помешать этой линии развития и обострить аграрный кризис. Было принято решение начать реорганизацию коллективных хозяйств. Большинство советских колхозов пошли по пути преобразования в общества с ограниченной ответственностью. Фермерские хозяйства в своём большинстве создавались на базе неиспользовавших-
ся ранее сельскохозяйственных земель. Широко применялся вариант аренды земель у бывших колхозников, получивших свою земельную долю при выходе из коллективного хозяйства.
В начале 90-х гг. фермерских хозяйств насчитывалось всего 4,4 тыс., площадь имеющихся у них земельных угодий составляла 181 тыс. га. Хозяйства, которые были образованы в период с 1990 по 1992 гг., получили финансовую поддержку государства. Начала укрепляться материально-техническая база хозяйств, намечалось расширение производства различных видов с.-х. продукции.
Между тем многие экономисты оценивают ситуацию более критично, утверждая, что уже на начальном этапе реформа себя не оправдала. Массового выхода крестьян из колхозных хозяйств не произошло, были трудности с получением кредитов, не хватало сельскохозяйственной техники, главное — крестьянское население психологически не было готово к столь резким переменам.
Тем не менее следует признать, что число фермерских хозяйств в этот период имело тенденцию к увеличению. К 1992 г. численность хозяйств достигла чуть более 182 тыс., заметно увеличилась общая площадь фермерских угодий и составила почти 8 млн га. А уже к 1995 г. численность хозяйств приблизилась к 280 тыс., площадь угодий составила около 12 млн га. (табл. 1) [1].
Т а б л и ц а 1
Число крестьянских (фермерских) хозяйств (на конец года)
Показатель 1990 1995 2000 2005
Число крестьянских (фермерских) хозяйств, тыс. Площадь предоставленных им земельных участков, тыс. га Средний размер земельного участка, га 4,4 181 41 280,1 12011 43 261,7 15292 58 257,4 19246 75
Однако с 1995 г. рост численности фермерских хозяйств резко замедлился, а во многих регионах число хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь образующихся. В 1995 г. на 100 вновь образовавшихся фермерских хозяйств пришлось 96 ликвидированных. Через 15 лет число фермерских хозяйств сократилось до 257,4 тыс.
Причиной банкротства большинства хозяйств явилось резкое сокращение государственной поддержки, неблагоприятные экономические и организационные условия переходного периода, в частности, гиперинфляция, диспаритет цен и др.
Но несмотря на сокращение числа самих хозяйств, площадь предоставляемых фермерам земельных участков повсеместно увеличилась. Этот факт свидетельствовал о повышении концентрации производства в фермерских хозяйствах. Происходил процесс расслоения фермерских хозяйств, их глубокая дифференциация по размерам обрабатываемой земли и экономическим результатам работы.
Для перехода к рынку сельскому хозяйству была необходима надежная финансовая база, законодательная, производственная и рыночная инфраструктура, соответствующая институциональная среда. Между тем всех этих условий не было.
Многие владельцы земельных и имущественных паев в течение долгого времени лишь формально считались их собственниками. Собственническое отношение к земле было особенно важно в условиях переходной экономики, когда крестьянин не имел другого накопленного имущества, кроме полученной бесплатно от государства земли. Серьёзным препятствием в решении земельного вопроса было отсутствие
почти в течение 11 лет Земельного кодекса, в полной мере отвечающего современным требованиям. Открытым оставался вопрос оборота земель сельскохозяйственного назначения, т.е. фактически попытки становления фермерства в России происходили при отсутствии нормальной законодательной базы.
Многие экономисты считают, что банкротства фермеров происходили из-за недостатка опыта российских крестьян в самостоятельном ведении хозяйства. Действительно, в большинстве своём фермерам не хватало определенных знаний, многие оказались неспособны работать в условиях экономического и социального риска. В силу этого было необходимо создание стимулов предпринимательской активности жителей села.
Общинная форма хозяйствования на земле в России существовала вплоть до начала ХХ в., почти столетие после этого господствовала коллективная собственность. Опыт единоличного ведения хозяйства в нашей стране был лишь в начале прошлого века. После столыпинской реформы 1906 г. и в период аграрной политики НЭПа сформировалась прослойка успешных крестьян — «кулаков», т.е. крестьян, умеющих эффективно вести своё хозяйство. Фактически крестьянские хозяйства не просуществовали в России и двадцати лет. За такой короткий срок предпринимательские традиции в аграрной сфере не успели сформироваться. Последующая за развитием крестьянских хозяйств коллективизация ликвидировала самостоятельно хозяйствующих крестьян-кулаков как класс. Крестьянские хозяйства как организационная форма сельскохозяйственного производства к середине 30-х годов просто перестали существовать.
Большое влияние на развитие современного фермерства оказывали не только исторические, но и демографические, и географические факторы. Нередко рост числа фермерских хозяйств в деревне сдерживался. Чем консервативнее была среда, тем меньше возможностей она оставляла для развития фермерского хозяйства даже тем жителям, которые могли и хотели работать.
Доля фермерских хозяйств в производстве продукции отрасли на промежутке всего временного представленного в таблице 2 отрезка, была и остается низкая. Но всё же она имела тенденцию к увеличению [1].
Т а б л и ц а 2
Структура продукции сельского хозяйства в разных категориях хозяйств по годам
(в фактических ценах; в % к итогу)
Показатель 1992 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100 100 100 100 100
В т.ч.:
сельскохозяйственные организации 67,1 50,2 45,2 44,6 44,9 47,6 48,1 45,9
хозяйства населения 31,8 47,9 51,6 49,3 48,0 44,3 43,4 46,4
крестьянские (фермерские) хозяйства 1,1 1,9 3,2 6,1 7,1 8,1 8,5 7,7
По словам премьер-министра В.В. Путина, время показало, что решения по реализации национального проекта в сфере агропромышленного комплекса, а затем формирования на его базе государственной программы поддержки АПК, было абсолютно верным. Сегодня в России более 200 тыс. фермерских хозяйств, причем темпы роста у них почти в 4 раза выше, чем у крупных конкурентов. Так что фермерство как экономическая и социальная сила в России уже состоялось, подчеркивает В.В. Путин. [2] Это заявление подтверждается данными статистики (табл. 3) [1].
Т а б л и ц а 3
Индексы производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
(в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)
Год Хозяйства всех категорий Из них
сельскохозяйственные организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства1
1992 90,6 82,7 108,1 в 5,7 р.
1995 92,0 84,6 103,4 97,4
2000 106,2 106,4 105,3 121,9
2001 106,9 111,1 101,5 136,3
2002 100,9 101,8 98,9 116,7
2003 99,9 96,1 102,1 110,9
2004 102,4 104,9 97,8 130,9
2005 101,6 103,1 98,9 110,5
2006 103,0 104,3 100,2 117,4
2007 103,3 104,9 101,6 105,2
2008 110,8 116,2 102,1 127,8
2009 101,2 100,8 102,4 97,0
В период с 2000 по 2010 гг. интенсивно развивался процесс концентрации земельных и имущественных паев у руководителей коллективных, частных семейных хозяйств и отдельных собственников. Владельцы довольно больших участков земли становились, по существу, подлинными хозяевами на селе. Продолжало увеличиваться количество крупных фермерских хозяйств, включающих в себя целые деревни.
Процессы интеграции и кооперации набирали силу в агропромышленном производстве. Нарастал процесс формирования межфермерских кооперативов по производству, переработке и сбыту сельхозпродукции, создания кредитных и страховых сельхозкооперативов, создания кооперативов по обслуживанию сельхозпроизвод-ства, объединения слабых хозяйств с экономически сильными.
Особенность фермерского движения была в том, что фермерские хозяйства уже не хотели работать в одиночку. Они стремились объединяться в ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств. Единоличное ведение хозяйства, которое было характерно для России в начале ХХ в., на своём современном этапе становления в большинстве случаев не обеспечивало высокой эффективности предпринимательской деятельности.
Анализы сложившейся ситуации подтверждают, что финансовые результаты значительно лучше у тех фермеров, которые ведут производство в рамках кооперационных связей с другими хозяйствами. Фермерская кооперация позволяет создавать объективные условия для повышения эффективности производства каждого субъекта кооперации.
На сегодняшний день фермеры смогли занять определённое место в аграрном секторе экономики России. Основополагающую роль здесь сыграла политика государства, направленная на поддержку сельского хозяйства, развитие малых форм хозяйствования, социальное развитие села.
Государственная программа развития сельского хозяйства до 2012 г. включает в себя ряд мероприятий, направленных на повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий являются
рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, и повышение доходов сельского населения. [3] Специализированная программа по поддержке малых форм хозяйствования будет продлена до 2020 г.
Аграрная реформа изменила сам уклад жизни на селе, фермеры внесли существенный вклад в формирование новых отношений. Менталитет русского человека и его отношение к земле, в частности, к труду на своей земле, складывался веками. Многовековая история нашей страны, в которой земли то «раздавались», то «отбирались», и сформировала современного русского крестьянина. На протяжении всей истории нашего государства крестьяне переживали непростые времена. Отпечаток общинно-колхозного коллективизма живёт в сознании людей и, вероятно, препятствует развитию фермерских хозяйств. Но все же дух крестьянского индивидуализма силён и он не был полностью уничтожен коллективизацией.
Фермерство России прошло трудный путь становления. Сегодня сельское хозяйство, в частности, поддержка и развитие малых форм хозяйствования, одно из приоритетных направлений государственной политики. Безусловно, говорить о расцвете фермерства в нашей стране пока рано. Но предпосылки для этого есть. Госу -дарство сейчас делает всё возможное для того, чтобы создать необходимые условия для дальнейшего успешного развития фермерских хозяйств. Российскому фермерству всего двадцать лет, лишь 9 из которых характеризовались устойчивым развитием. Вероятнее всего, потребуется ещё не одно десятилетие для того, чтобы фермеры смогли занять достойное место в отрасли сельского хозяйства России.
Дальнейшее развитие фермерского сектора, по мнению автора, невозможно без инновационного развития фермерских хозяйств. В настоящее время разработка инноваций и их внедрение ведется, но лишь на уровне отдельных крупных ферм. Инновационное развитие не носит массового характера.
Сегодня главы фермерских хозяйств не имеют связи с научно-исследовательскими институтами, с конструкторскими бюро. Получение и внедрение инноваций на практике — это личная инициатива главы фермерского хозяйства, тогда как должна быть разработана определённая программа обязательного сотрудничества глав фермерских хозяйств с научными центрами, инновации которых будут оптимизировать труд фермера и смогут повысить его показатели.
Решение данной проблемы автор видит в активизации кооперационных связей между фермерскими хозяйствами. Кооперация — единственный способ консолидации сил для внедрения инновационных разработок на уровне фермерских хозяйств. Фермерам, которые ведут своё хозяйство единолично, без активного взаимодействия с другими фермерами, выйти на путь инновационного развития представляется чрезвычайно сложным. Активная инновационная деятельность, переход на новый технологический уровень фермерских хозяйств России возможен при наличии должной государственной программы по поддержке малых форм хозяйствования, активной помощи со стороны местных администраций.
В качестве проводника и носителя передового опыта и инновационных идей, по нашему мнению, могла бы выступить служба сельскохозяйственного консультирования [4, 5]. Вследствие непрерывной деятельности разветвленной информационноконсультационной службы будет возможна апробация в реальных условиях фермерских хозяйств последних научных достижений. [6] Создание такой службы автор считает необходимым для дальнейшего успешного развития ферм в нашей стране. Также необходимо: широкое использование системы государственных грантов; раз-
витие системы страхования в аграрном секторе; расширение масштабов целевого льготного кредитования; повышение уровня образования на селе.
Сегодня развитие фермерских хозяйств — одно из приоритетных направлений государственной политики. Становление фермерских хозяйств, их инновационное развитие — важный шаг на пути модернизации отрасли.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики РФ http://www.gks.ru
2. Из официального выступления Премьер-министра В.В. Путина на на XXII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, 2 марта 2011 г. // Официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина http://premier.gov.ru
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446.
4. Баутин В.М. Этапы развития информационно-консультационной деятельности в АПК // Междунар. с.-х. журн., 2002. № 1. С. 10-14. Соавт. М. Веселовский.
5. Баутин В.М. Научно-техническая информация для фермеров / МСХ РФ. М.: Росин-формагротех, 2002. Соавт.: Д.С. Буклагин, Д. Д. Демидов, М.И. Санжаровская.
6. U.S. Department of Agriculture // Celebrating a century of Agricultural Innovation// Agriculture research — April 2010. P. 2, 4-8. // http://www.ars.usda.gov
SUMMARY
Results of farms’ forming analysis in early 1990s are provided in the article. Reasons for most farmers’ failure, role of state in forming farms in Russia, some recommendations for farms development have been considered by the author.
Key words, farm, agrarian reform, innovative development.
Ермолаева Ольга Владимировна — асп. кафедры микроэкономики ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ». Эл. почта: [email protected]