Научная статья на тему 'ФЕРГАНА -ТАШКЕНТСКИЕ МАКОМЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ'

ФЕРГАНА -ТАШКЕНТСКИЕ МАКОМЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / макомы / пение / классическая музыка / чувство патриотизма. / education / makoms / singing / classical music / sense of patriotism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сафаров Орол Абдуманнонович

давно известно, что узбекская классическая музыка положительно влияет на психику и мировоззрение человека. Эффективные результаты дает использование наших национальных музыкальных произведений в воспитании патриотических чувств у учащейся молодежи. В данной статье представлена информация о методах воздействия на патриотическое воспитание учащихся на примере нескольких произведений Фергана-Ташкентских макомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FERGHANA-TASKENT MAKOMS IN THE EDUCATION OF PATRIOTIC FEELINGS: SIGNIFICANCE AND SUGGESTIONS

it has long been known that Uzbek classical music has a positive effect on the psyche and worldview of a person. Effective results are provided by the use of our national musical compositions in the education of patriotic feelings among students. This article provides information on methods of influencing the patriotic education of students on the example of several works of the Ferghana-Tashkent makoms.

Текст научной работы на тему «ФЕРГАНА -ТАШКЕНТСКИЕ МАКОМЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ФЕРГАНА -ТАШКЕНТСКИЕ МАКОМЫ В ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ

ЧУВСТВ: ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Сафаров О.А.

Сафаров Орол Абдуманнонович - профессор, кафедра "Национальное пение " Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: давно известно, что узбекская классическая музыка положительно влияет на психику и мировоззрение человека. Эффективные результаты дает использование наших национальных музыкальных произведений в воспитании патриотических чувств у учащейся молодежи. В данной статье представлена информация о методах воздействия на патриотическое воспитание учащихся на примере нескольких произведений Фергана-Ташкентских макомов.

Ключевые слова: образование, макомы, пение, классическая музыка, чувство патриотизма.

FERGHANA-TASKENT MAKOMS IN THE EDUCATION OF PATRIOTIC FEELINGS: SIGNIFICANCE AND SUGGESTIONS Safarov O.A.

Safarov Orol Abdumannapovich - Professor, DEPARTMENT "NATIONAL SINGING" STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: it has long been known that Uzbek classical music has a positive effect on the psyche and worldview of a person. Effective results are provided by the use of our national musical compositions in the education of patriotic feelings among students. This article provides information on methods of influencing the patriotic education of students on the example of several works of the Ferghana-Tashkent makoms. Keywords: education, makoms, singing, classical music, sense of patriotism.

УДК 78.05

Вопрос формирования и развития чувства патриотизма в образовательно-воспитательном процессе актуален не только сегодня, но и с незапамятных времен. Кроме того, это одна из высших целей образовательных учреждений в вопросе воспитания. Традиционно патриотическое воспитание осуществляется в комплексе с другими направлениями воспитательной деятельности, и отдельно стоит отметить, что оно непосредственно связано с формированием музыкальной культуры. В частности, эффективность достижения цели с помощью музыкального искусства еще больше возрастает, так как оно воздействует на чувства человека, имеет свойство изменять его духовный и нравственный мир.

Узбекская классическая музыка-это искусство, которое формировалось и совершенствовалось на протяжении многих сотен лет. Свойство нашей национальной музыки влиять на психику и мировоззрение человека представлено как в древних трактатах, так и в научных трудах современных ученых. Абу Наср Фараби, считающийся восточным Аристотелем, в своем трактате "происхождение наук", в котором он обобщил определения около 30 областей того времени, также особо упоминает музыку: "наука музыки настолько полезна, что она приводит в порядок человека, потерявшего равновесие, совершенствует людей, не достигших совершенства, и сохраняет равновесие" [1] в "сборнике музыкальной науки", состоящем из 6 статей, входящих в "Аш - Шифа" Ибн Сины, также рассматривается влияние музыки и музыкальных инструментов на психику человека [3].

С помощью наших национальных классических музыкальных произведений, достигших совершенства, мы сможем сегодня воздействовать на психику нашей молодежи, расширять их кругозор, еще больше приумножать их любовь и привязанность к Родине и формировать чувство патриотизма. Конечно, цель не может быть достигнута, только если дать приказ или задание молодым людям слушать классическую музыку. Их нужно учить, как слушать эти произведения, как они создаются, почему наши люди с любовью слушают эти произведения, каковы их особенности и в такой форме, в которой они могут найти ответы на другие подобные вопросы. На примере Фергана-Ташкентских макомов мы постараемся прояснить эту мысль.

Еще важнее знакомить их с нашими макомами в процессе поступления в класс пения. Хотя представляемые макомные произведения не входят в исполнительский репертуар, важно углубиться в них, услышать вместе звукозаписи, сделанные ведущими певцами, обменяться идеями, проанализировать и сравнить их с другими исполнениями и произведениями, выявив различия и сходства.

Рассмотрим несколько макомов Фергана-Ташкентского стиля.

Произведение Шахнози Гулёр. Считается одним из самых красивых произведений относящийся к Фергана-Ташкентским. Название Шахнози Гулёр означает принцесса Гулёр. Это произведение было

исполнено несколькими мастерами-певцами, и его можно транслировать учащимся урока пения в исполнении ансамбля "макомистов". Более эффективный результат дает постоянное предоставление информации о произведении перед его прослушиванием, а также, при необходимости, ознакомление с текстом заметки. Учитель не только слушает запись в исполнении певцов, но и следит за текстом произведения.

• v- 0- -

Sol та ш char xi fa lak__Jav_ro ni_ mis

фГ^гИгг'^Г' HJ. н«г^г;аГг/гв

• Г Ы* '

ich ra_ha Ы sayir qi¡ sam har. ba hor_

13

1л Г- • +=л ш ■ 1 13 i р|. « ■ i > ia i а , , i =- H

ЭЭВЕЕЭЕ • iL■ • 14 пв— . J3.II

ay_yo_ mi sah_ ro yu_ja bal__yo ray

Ушшоки имеют особое место среди Фергана-Ташкентских макомов. Знакомство учащихся класса пения с этим произведением еще больше обогатит процесс урока. Эта серия произведений, несомненно, приведет к формированию у учащихся интереса к истории узбекского народного искусства, чувства бережного отношения к исполнению и сохранению этих произведений. Произведение Ушшок также называют "Каро козим" (Моя зеница ока), потому что она исполняется на газель Алишера навои который начинается словами "Qaro ko'zum kelur mardumlig' emdi fan qilg'il". Другое название этого произведения - "Тошкент Ушшоги" (Ташкентский Ушшак). Причина в том, что он был создан ташкентскими хафизами. Другим доказательством этого является то, что древняя таблица включала список песен, созданных именно в Кокандском ханстве, без указания названия произведения в таблице [4].

Акцент также на перформансных аспектах произведения Ушшока еще больше повышает интерес учащихся. Масштабы Ушшока не такие широкие. Его усульем доиры является зарбул кадим и она считается одним из древних усульов доиры. Придает певцу спокойствие и сдержанность во время исполнения. Учащимся вокального класса предлагается прослушать образцы произведения Ушшока, исполненные Юнусом Раджаби, Юнусом Кари Юсуповым, Махмудом Таджибаевым, Муноджот Йолчиевой, Шавкатом Матекубовым.

Среди Фергана-Ташкентских макомов есть такие произведения, которые были забыты и находятся под угрозой исчезновения. Однако наши мастера искусствоведы восстановили их и представили нашему народу. Например, народный Хафиз Узбекистана Фаттоххан Мамадалиев восстановил произведение "Кадим Ушшок". Фаттоххан слышал это произведение в молодом возрасте, и впоследствии его никто не исполнял [7]. В эпоху, когда записывающих оборудований еще не было изобретено, было сыграно много таких произведений, что они забывались. Еще одним таким произведением стал Кашкарчаи Содирхон Ушшоги, восстановленный народным Хафизом Узбекистана Арифханом Хотамовым. По словам Арифхона Хотамова, они слышали эту песню много раз, когда были молодыми. Он восстал из его воспоминаний много лет спустя, и, похоже, ему потребовалось больше года, чтобы вспомнить это. Когда мелодия произведения была полностью восстановлена, они были вынуждены добавить к ней другой текст, потому что оригинальный текст был полностью забыт [2] после возрождения Какарчаи Содирхон Ушшоги его первоначально исполняли братья Вахабовы, а позже он также вошел в репертуар других известных певцов.

Есть случаи, когда к существующему произведению подошли творчески и представили его исполнение народу. Например, второе произведение Дугах Хусейни. К этой работе академик Юнус Раджаби применил творческий подход. То есть в качестве оригинального усуля доиры в этой работе используются усуль кадим доиры Савт и Татбул. То есть, если на инструменте припев исполняется в усуле доиры Савт, то в пении она исполняется при помощи усуля доиры зарбул кадим [5]. А Юнус Раджаби, и часть припева и часть остальных куплетов исполнил в усуле доиры Савт.

Конечно, такое исполнение нельзя назвать ошибкой. Потому что это выступление также было воспринято как своего рода новинка того времени. И по сей день певцы исполняют это произведение, следуя по стопам Юнуса Раджаби.

Рассматривая каждый из Фергана-Ташкентских макомов, мы можем найти более интересную информацию. Это будет очень интересно для студентов, которые входят в мир пения и учатся в классе пения. А информация о творческих поисках, исследованиях, проводимых мастерами и учителями, вызывает у них восхищение и желание внести свой вклад в развитие узбекского классического искусства. А изучение истории создания произведений, сложностей их структуры и исполнения поможет понять и почувствовать, насколько широким мировоззрением обладает узбекский народ, обладающий глубокой наукой и великой историей. Все это ведет к повышению патриотического воспитания учащихся.

На самом деле, приведенные выше рекомендации предлагается применять в процессах уроков музыковедения не только учащихся певческого класса, но и старшеклассников. Наши национальные музыкальные произведения воплощают в себе историю узбекского народа, духовные ценности, тончайшие чувства нашей нации, и привить их в сознание молодежи - одна из самых ответственных задач наших учителей.

Список литературы /References

1. Abu Nasr Forobiy. "Fazilat, baxt-saodat va kamolot haqida". "Yozuvchi" nashriyoti,Toshkent, 2001

2. Begmatov S. "Orifxon Hotamov" Toshkent 2000 yil.

3. IrisovA. Abu Ali ibn Sino. -T.: "Fan" nashriyoti, Toshkent,1980.

4. Matyakubov Sh. "An'anaviy xonandalikda o'qitish uslubiyati" T.: 2015 y.

5. Матякубов Ш.Б. ДОСТИЖЕНИЯ И НЕДОСТАТКИ МАКОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА //Проблемы современной науки и образования. - 2022. - №. 2 (171). - С. 92-94.

6. Сафаров О. "ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА ТУХТАСИНА ЖАЛИЛОВА/WORKS BY COMPOSER TUKHTASIN JALILOV/Шроблемы современной науки и образования. - 2023. - №. 7 (185).

7. Сафаров О. "Проблемы национального фольклора. / Problems of national folkloreV/Проблемы современной науки и образования. - 2020. - №. 9 (154).

S. Сафаров О. "Школы исполнительства на танбуре в Узбекистане// Проблемы педагогики. - 2020. - №. 5 (50).

9. Сафаров О. "Юнус Ражабий и "Ансамбль макомистов". / Yunus Rajabiy and "Ensemble Makom".//Вестник науки и образования. - 2020. - №. 18 (96).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.