Научная статья на тему 'ФЕОДОСИЙ АНТОНОВИЧ РУБЦОВ О ЖАНРАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН'

ФЕОДОСИЙ АНТОНОВИЧ РУБЦОВ О ЖАНРАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖАНР / ЖАНРОВЫЕ ПРИЗНАКИ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / БЫТОВАЯ ФУНКЦИЯ / ФЕОДОСИЙ АНТОНОВИЧ РУБЦОВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Редькова Евгения Сергеевна

В 1960-1970-е годы внимание отечественных исследователей было направлено на решение вопросов, связанных с жанровой спецификой фольклора. В сфере музыкальной фольклористики они приобрели особую актуальность в связи с подготовкой «Свода русского фольклора». Среди публикаций профессора Ленинградской государственной консерватории Феодосия Антоновича Рубцова (1904-1986) отсутствуют научные труды, ориентированные на теоретическое обоснование понятия «жанр» и принципов жанровой классификации. Однако в процессе подготовки изданий народных песен, изучения образно-семантического наполнения напевов и текстов, поиска интонационной общности народных мелодий исследователь обозначил ряд идей, перспективных для дальнейшего развития при анализе жанров. Уточнить представления Рубцова о специфике и границах понятия «жанр» в отношении песенного фольклора стало возможным на основе работы с архивными документами, в частности - стенограммой доклада 1966 года «Принципы определения жанров в народной песенности» из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Несколько позже изложенные в сообщении позиции были доработаны, более конкретно определился ракурс наблюдений, который позволил проследить взаимосвязь напева и текста как ключевых для определения жанра народной песни признаков. В результате этой работы Рубцов подготовил и в 1967 году опубликовал статью «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEODOSIY RUBTSOV ON THE GENRES OF FOLK SONGS

In the 1960s-1970s, the focus of attention of domestic scientists was on the genre specifics of folklore. In the field of musical folklore, the differentiation of genres according to common features was especially relevant for the preparation of the “Collection of Russian Folklore”. In the scientific publications of the Professor of the Leningrad State Conservatory Feodosiy Antonovich Rubtsov (1904-1986) there is no special theoretical explanation of the concept of “genre” and theoretical development of genre classification. However, in the process of preparing editions of folk songs, studying the semantics of tunes and the content of the texts, and searching for the relationship of intonations of folk melodies, the researcher formulated a number of important ideas. Working with archival documents made it possible to clarify Feodosiy Rubtsov’s idea of the concept of “genre”, its boundaries and features. An important document is the transcript of the 1966 report “Principles for Determining Folk Song Genres” from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg. Later, Feodosiy Rubtsov developed the ideas presented in the report. His particular interest was connected with the study of the relationship between the tune and the text of a folk song, which is important for determining its genre. As a result, in 1967, Feodosiy Rubtsov published the article “Correlation between Poetic and Musical Content in Folk Songs”.

Текст научной работы на тему «ФЕОДОСИЙ АНТОНОВИЧ РУБЦОВ О ЖАНРАХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН»

Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 156-167 ДОКУМЕНТЫ

Научная статья УДК 398.8; 784.4 doi: 10.26156/OM.2022.14.1.010

Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен

Евгения Сергеевна Редькова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Кор-сакова, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Аннотация. В 1960-1970-е годы внимание отечественных исследователей было направлено на решение вопросов, связанных с жанровой спецификой фольклора. В сфере музыкальной фольклористики они приобрели особую актуальность в связи с подготовкой «Свода русского фольклора». Среди публикаций профессора Ленинградской государственной консерватории Феодосия Антоновича Рубцова (1904-1986) отсутствуют научные труды, ориентированные на теоретическое обоснование понятия «жанр» и принципов жанровой классификации. Однако в процессе подготовки изданий народных песен, изучения образно-семантического наполнения напевов и текстов, поиска интонационной общности народных мелодий исследователь обозначил ряд идей, перспективных для дальнейшего развития при анализе жанров.

Уточнить представления Рубцова о специфике и границах понятия «жанр» в отношении песенного фольклора стало возможным на основе работы с архивными документами, в частности — стенограммой доклада 1966 года «Принципы определения жанров в народной песенности» из Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга. Несколько позже изложенные в сообщении позиции были доработаны, более конкретно определился ракурс наблюдений, который позволил проследить взаимосвязь напева и текста как ключевых для определения жанра народной песни признаков. В результате этой работы Рубцов подготовил и в 1967 году опубликовал статью «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях».

Ключевые слова: жанр, жанровые признаки, музыкальный фольклор, народная песня, бытовая функция, Феодосий Антонович Рубцов

Для цитирования: Редькова Е. С. Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен // Opera musicologica. 2022. Т. 14. № 1. С. 156-167. https://doi.org/10.26156/ OM.2022.14.1.010.

© Редькова Е. С., 2022

Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. P. 156-167

DOCUMENTS

Original article

doi: 10.26156/OM.2022.14.1.010

Feodosiy Rubtsov on the Genres of Folk Songs

Evgenia S. Redkova

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia, e_redkova@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4073-3308

Abstract. In the 1960s-1970s, the focus of attention of domestic scientists was on the genre specifics of folklore. In the field of musical folklore, the differentiation of genres according to common features was especially relevant for the preparation of the "Collection of Russian Folklore".

In the scientific publications of the Professor of the Leningrad State Conservatory Feodosiy Antonovich Rubtsov (1904-1986) there is no special theoretical explanation of the concept of "genre" and theoretical development of genre classification. However, in the process of preparing editions of folk songs, studying the semantics of tunes and the content of the texts, and searching for the relationship of intonations of folk melodies, the researcher formulated a number of important ideas.

Working with archival documents made it possible to clarify Feodosiy Rubtsov's idea of the concept of "genre", its boundaries and features. An important document is the transcript of the 1966 report "Principles for Determining Folk Song Genres" from the Central State Archive of Literature and Art of St. Petersburg.

Later, Feodosiy Rubtsov developed the ideas presented in the report. His particular interest was connected with the study of the relationship between the tune and the text of a folk song, which is important for determining its genre. As a result, in 1967, Feodosiy Rubtsov published the article "Correlation between Poetic and Musical Content in Folk Songs".

Keywords: genre, genre features, musical folklore, folk song, function in life practice, Feodosiy Rubtsov

For citation: Redkova E. S. Feodosiy Rubtsov on the Genres of Folk Songs. Opera musicologica. 2022. Vol. 14, no. 1. P. 156-167. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/0M.2022.14.L010.

© Evgenia S. Redkova, 2022

Евгения Редькова

Феодосий Антонович Рубцов о жанрах народных песен

Период 1960-1970-х годов в истории отечественного этномузыкозна-ния характеризуется возобновлением регулярной экспедиционной работы с последующим изданием сборников по обследованным областям. Интенсивное пополнение источниковой базы положило начало новому этапу развития науки о традиционной народной музыке, самостоятельный вектор формирования которой был обусловлен спецификой предмета исследования, требующего иного, чем к произведениям профессионального музыкального искусства, подхода. Параллельно происходил процесс уточнения терминологического аппарата, становления методов и методологии музыкально-фольклористических исследований. Продуктивное состояние науки проявлялось и в разнообразии школ, и в разработке масштабных исследовательских проектов на стыке смежных дисциплин (таких как фольклористическая филология, диалектология, этнография). Мощным стимулом для науки стало возобновление работы по подготовке энциклопедического научного проекта «Свод русского фольклора»1. Структура свода и принципы его составления получили детальную разработку в 1970-е годы. Предварительно, в 1960-е, ведущими специалистами в области фольклора определялись критерии опи-

■у

сания и систематизации материалов , одновременно решались задачи, связанные с созданием генерального каталога русских народных песен, который должен был стать научно-вспомогательным инструментом для свода.

1 Идея издания возникла в 1930-е годы; в 1940-е утверждена редколлегия «Свода фольклора народов СССР». В качестве организации, ведущей проект, в эти годы выступал Институт русской литературы Академии наук СССР. Предполагалось, что этот проект должен объединить специалистов из разных учреждений. Работа Института должна строиться на сотрудничестве с «фольклористами академических институтов и Министерства высшего образования СССР» [Горелов 1977, 10].

2 Отметим также, что работа над сводом требовала и более интенсивной полевой практики с последующим отражением результатов на карте — составлением фольклорного атласа, что позволило бы более четко определить «белые пятна», скоординировать экспедиционную деятельность различных учреждений и собирателей: Соймонов А. Д. Свод русской народной песни (Проблема источников) // Русский фольклор. Т. XVII. Ленинград : Наука, 1977. С. 131-148.

Вопросы подготовки свода входили в повестки заседаний Объединенной фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР4 (председатель — Л. Н. Лебединский), а позже и Всесоюзной комиссии по народному музыкальному творчеству Союза композиторов СССР (председатель бюро — Т. Н. Хренников, заместители — Э. Е. Алексеев и А. В. Руднева),

3 Фотография приводится по публикации: Ф. А. Рубцов. Материалы к сборнику «Песни Смоленской области» / публикация Ю. И. Марченко // Из истории русской фольклористики. Вып. 6. Санкт-Петербург : Наука, 2006. С. 160. Место хранения: [ФА ИРЛИ. РФ. Р. 2. Ф. Ф. А. Рубцова. К. 4].

4 Так, например, 18 марта 1965 года обсуждалась подготовка первого и второго томов свода [РГАЛИ. Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 306. Стенограмма заседания Объединенной фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР и Московского отделения Союза композиторов по обсуждению 1-го и 2-го томов «Свода музыкального фольклора». 63 л.]; 2 апреля 1965 года на повестке заседания были вопросы, касающиеся текстов [РГАЛИ. Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 307. Стенограмма по обсуждению принципов формирования литературных текстов «Свода музыкального фольклора». 101 л.]; 27 марта 1969 года состоялся доклад Л. Н. Лебединского о работе редсовета «Свода русских песен» [РГАЛИ. Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 318. Протокол совместного заседания Объединенной фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР и Московской композиторской организации и редакционного совета «Свода русских песен» по обсуждению доклада Л. Н. Лебединского о работе фольклорной комиссии и редсовета «Свода русских песен». 14 л.].

в которых также принимали участие ведущие музыковеды-фольклористы: Е. В. Гиппиус, Ф. А. Рубцов, Л. Н. Лебединский, В. Л. Гошовский, В. М. Щуров и другие. Учеными обсуждались принципы учета, классификации и описания песен, методы их анализа и составления музыкально-аналитических карт, изучения одноголосных и многоголосных форм народной музыки.

Жанровая группировка народных песен понималась как один из важных инструментов систематизации: с одной стороны, фольклористикой уже был накоплен опыт в области жанрового определения текстов, с другой — изучаемый и готовящийся к изданию материал представлял собой сложное явление, требующее переосмысления некоторых подходов. Это обстоятельство отмечается и в статье Г. И. Мальцева «Проблема систематизации народной лирики в зарубежной фольклористике (Обзор методов)»: «Качественно новый этап в издании фольклора необходимо потребует не только существенной корректировки целого ряда устоявшихся понятий, но и создания принципиально новых инструментов анализа. И если общая разбивка корпуса текстов по жанрам может опираться на отработанные наукой принципы, то при более детальном проникновении „вглубь" отдельных жанров начинаются значительные трудности» [Мальцев 1977, 120].

Рубцов принимал активное участие в обсуждении процесса подготовки издания «Свод русских народных песен»5, работал над материалами для календарного тома6.

Категория «жанр», подходы к жанровой классификации, жанровые признаки в период 1960-1970-х находились в сфере научных интересов музыковедения7. Так, 10-12 октября 1966 года в Ленинградском отделении Союза композиторов РСФСР проходила научная конференция

5 В Рукописном архиве Ф. А. Рубцова в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук хранится «Справка о работе по подготовке к изданию „Свода русских народных песен"» (предположительно 19681969 гг.), а также «Справка Л. Н. Лебединского о состоянии томов свода на 15 апреля 1969 г.», материалы Н. Л. Котиковой о частушке (для свода) с редакторской правкой Ф. А. Рубцова и другие документы [ФА ИРЛИ. РФ. Р. 2. Ф. Ф. А. Рубцова. К. 1].

6 О составе свода см.: [Горелов 1977, 9].

7 Например, см.: Альшванг А. А. Проблемы жанрового реализма: к 70-летию со дня смерти А. С. Даргомыжского // Избранные сочинения : [в 2 т.] / ред. Г. Б. Бернандт. Т. 1. Москва : Музыка, 1964. С. 97-103; Сохор А. Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. и авт. предисл. Л. Г. Раппопорт; общ. ред. А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова. Москва : Музыка, 1971. С. 292-310; Сохор А. Н. Эстетическая природа жанра в музыке. Москва : Музыка, 1968. 103 с.; Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. Москва : Музыка, 1964. 159 с.

«Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров»8, на которой Рубцов представил доклад «Принципы определения жанров народной

9

песенности» .

Из текста стенограммы доклада10 ясно, что вопросы жанровой классификации народных песен были важны для Рубцова не столько в теоретическом ключе, сколько в научно-практическом — как способ систематизировать народно-песенный материал, вскрыть его сущностные характеристики, генезис. Об этом свидетельствует начало выступления. Рубцов подчеркивает важность обращения к выбранной им теме в связи с необходимостью решения ряда практических задач по группировке народно-песенного материала, которые возникают перед фольклористами при подготовке изданий, и упоминает обсуждение московскими коллегами на заседании Фольклорной комиссии многотомного издания народных песен".

8 ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Стенографический отчет научной конференции на тему: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12.10.1966. 141 л. Полный стенографический отчет о конференции см.: РГАЛИ. Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 117. Стенограмма научной конференции Секции критики и музыковедения Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 10 октября 1966. 99 л.; Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 118. Стенограмма научной конференции Секции критики и музыковедения Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 11 октября 1966. 151 л.; Ф. 2490. Оп. 2. Ед. хр. 119. Стенограмма научной конференции Секции критики и музыковедения Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12 октября 1966. 127 л.

9 Среди рукописей Ф. А. Рубцова, хранящихся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом), был выявлен машинописный текст, который удалось атрибутировать благодаря работе с документами Ленинградского отделения Союза композиторов РСФСР 1960-1970-х гг. в Центральном государственном архиве литературы и искусства. Удалось установить, что данный текст — копия части стенографического отчета. В стенограмме отражены сообщения Л. Г. Бергер (Москва), Ю. Г. Кона (Новосибирск), Э. В. Денисова (Москва), Ф. А. Рубцова (Ленинград), а также выступлений И. И. Земцовского, И. Б. Финкельштейна, В. Л. Майского, С. М. Сигитова, А. Н. Сохора, А. Г. Юсфина, М. Г. Бялика. В 1971 году по результатам конференции вышел сборник «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», составленный Л. Г. Раппопортом и изданный под общей редакцией А. Н. Сохора и Ю. Н. Холопова. В публикацию вошли статьи В. А. Цуккермана, В. П. Бобровского, Ю. Н. Холопова, Э. В. Денисова, А. Г. Юсфина, Н. Н. Юденич, Л. Г. Бергер, Ю. Г. Кона, А. П. Милки, Л. Г. Раппопорта, Л. Г. Данько. См.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / сост. и авт. предисл. Л. Г. Раппопорт; общ. ред. А. Н. Сохора, Ю. Н. Холопова. Москва : Музыка, 1971. 365 с.

ю Стенограмму доклада см.: Рубцов Ф. А. Принципы определения жанров народной песенности: Стенограмма доклада на научной конференции «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров», 12 октября 1966 года / публикация, общая редакция и комментарии Е. С. Редьковой // Орега тшко^ка. 2022. Т. 14. № 1. С. 168-183. Ьйр8:// d0i.0rg/10.26156/0M.2022.14.1.011.

11 ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Л. 88.

Рубцов исходит из того, что «жанр — это род того или иного искус-ства»!2, который обладает своими характерными признаками. Многообразие жанров можно представить в виде многоуровневой системы, в которой выделяются поджанры и жанровые группы.

Основным критерием определения жанра песни Рубцов считает бытовую функцию, которая проявляется именно в напеве!3. В ходе доклада исследователь анализирует разные принципы жанровой систематизации. Деление песен может происходить исходя из бытовых обстоятельств их функционирования (на свадьбе звучат свадебные песни, во время вождения хороводов исполняют хороводные и т. д.), на основе народной терминологии (указаний народных исполнителей), но такие решения с научной точки зрения не позволят выстроить и осмыслить систему жанров. Содержание текста песни (важный для филологов критерий) также не может дать объективного представления о жанре. По мнению Рубцова, содержание поэтическое и музыкальное не всегда тождественны. Именно игнорирование этого факта на определенном этапе изучения жанров, их дифференциация исходя из содержания текстов, привели филологов к не вполне корректным выводам (например, к значительному расширению области лирики, к которой нередко относили колыбельные, хороводные, плясовые и другие песни).

Статья Рубцова «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях», опубликованная в 1967 году!4, из всех его изданных работ содержит наибольшее количество замечаний, непосредственно касающихся проблемы определения и классификации жанров. Предположительно, данная статья была написана в ходе переработки доклада 1966 года. В результате развития тезисов выступления Рубцов пришел к необходимости раскрыть более подробно важные критерии определения жанра, выражающиеся в соотношении напева и текста, обусловленном бытовой функцией (жизненным назначением): «В области фольклора нет и не может быть случайных, то есть жизненно не обусловленных явлений, ибо любое явление фольклора возникает как следствие деятельности общества <...>. В предлагаемой статье, рассматривая взаимосвязь поэтического и музыкального содержания с новых позиций, а именно под углом зрения жизненного назначения и бытовой функции

12 ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Л. 90.

13 ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Л. 91.

14 Рубцов Ф. А. Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях // Вопросы теории и истории музыки. Вып. 5. Ленинград : Музыка, 1967. С. 191-229.

песен, мы пытаемся уяснить роль смыслового значения текста и музыки при создании песни как художественного целого» [Рубцов 1973, 107].

Сопоставление текста статьи и стенограммы доклада позволяет более полно представить позицию ученого. В докладе Рубцов не раскрывает понятия «жанровой группы», ограничиваясь лишь указанием одного критерия объединения жанров в группы — наличия общих признаков. Исследователь пишет, что типы соотношения напева и текста им рассматриваются в контексте «принадлежности песен к той или иной жанровой группе» [Рубцов 1973, 116]. Подчеркнем, что в этом для Рубцова заключается важный методологический принцип, поскольку «только понимание чисто бытовой функции песни (неизменно определяющей характерные ее особенности) и сравнительный анализ песен родственной группы способны уберечь исследователя от заблуждений» [Рубцов 1973, 124].

В статье «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях» в качестве примеров Рубцов выделяет три жанровые группы: 1) календарные и свадебные песни; 2) былины и песни-баллады; 3) песни, связанные с движением (игровые, хороводные и плясовые). В самом общем плане можно отметить, что первая группа включает жанры обрядовые, вторая — эпические, повествовательные, третья — жанры, связанные с движением, что указано самим исследователем.

В чем же заключаются признаки, объединяющие песни в группы? Поскольку формы взаимосвязи поэтического и музыкального компонентов в каждой группе будут складываться специфические, то и признаки будут отличаться. В качестве объединяющих критериев могут выступать музыкально-стилевые свойства напевов, как в случае с календарными и свадебными напевами-формулами. В статье Рубцов пишет: «Различные напевы-формулы обладают настолько характерными признаками, сказывающимися в особенностях звуковысотного контура, строфики, иногда кадансов, что дают возможность на основе этих признаков устанавливать принадлежность песни к той или иной жанровой группе, невзирая на содержание поэтического текста, а подчас и вопреки этому содержанию» [Рубцов 1973, 117]. При этом одним из важнейших связующих признаков является интонация. Важно определить исходный интонационный контур, который, как правило, восходит к периоду возникновения песни, отражает первичное назначение ее напева. С течением времени напев изменяется, но все равно сохраняет в своей основе связь с изначально присущей ему интонацией. Подобные закономерности наиболее отчетливо проявляются в обрядовых песнях, относящихся к древнейшему

слою музыкальной культуры и складывавшихся в синкретическом единстве слова и музыки15.

С точки зрения Рубцова, в древнейших по происхождению песнях речевая интонация сохранилась в наиболее первозданном виде. С течением времени музыкальная культура развивалась и трансформировалась, песни раннего слоя в образном и музыкальном отношении служили основанием для развития новых форм, которые постепенно утрачивали связь с исходной песней и в жанровом отношении. Исследователь отмечает, что лишь некоторые «группы календарных песен сохранились с достаточной полнотой, позволяющей составить представление об их смысловых истоках и процессе дальнейшего бытования, являющегося одновременно процессом их разложения и перехода в другие жанрово-смысловые формы» [Рубцов 1973, 118]. Описанные закономерности особенно отчетливо прослеживаются на примере календарных и лирических песен, содержание последних, «как бы далеко ни ушли они от своего первоистока, не может быть верно понято без учета их основополагающих попевок или поэтических образов» [Рубцов 1973, 124]. Рубцов считает необходимым осуществлять семантический анализ интонаций напевов, что позволит выявить их генетические связи. Генезис песен является важным аспектом в их жанровой характеристике. Таким образом, одним из критериев определения песен в одну группу служит их интонационное родство и образно-семантическое содержание, обусловленные назначением".

В ходе доклада Рубцов неоднократно подчеркивает значимость характеристик напева при определении жанра песни. Исследователь обращается к примерам песен, в основе которых лежит один сюжет или близкие варианты одного текста, но при этом анализ напева позволяет отнести такие образцы к разным жанрам. Рассматривая лирическую песню «Вспомни,

15 Исследователь уточняет, что текст песни со временем подвергался более значительному обновлению в сравнении с его напевом: «В период возникновения тех или иных календарных песен, имевших обрядовое, то есть служебно-практическое назначение, их напевы создавались в единстве смыслового содержания с интонируемым текстом. В процессе же дальнейшего многовекового бытования этих песен их напевы, становясь традиционными, сохраняли свою музыкальную основу, тогда как поэтические тексты развивались, видоизменялись либо попросту заменялись новыми. В результате появились песни, различные по своему поэтическому содержанию, но однотипные по мелодике, сохраняющей неизменными свои основополагающие попевки и варьирующей лишь ритмометрическую структуру и музыкально-синтаксическую форму в зависимости от склада, но не от смысла интонируемой речи» [Рубцов 1973, 118].

16 Данный тезис в несколько ином контексте обозначен исследователем в статье: Рубцов Ф. А. Смысловое значение кадансов в календарных песнях // Вопросы теории и истории музыки. Вып. 1. Ленинград : Музыка, 1962. С. 125-147.

вспомни, мой любимый» из сборника Н. М. Лопатина и В. П. Проку-нина17, ученый намечает проблему «переосмысления жанра»/8. «Безразличный» характер напева обусловлен тем, что сюжет лирической песни перешел в балладу и на первый план вышло повествовательное начало — сказ. Тезис об «эмоциональном несоответствии поэтического и музыкального содержания в песнях-балладах» [Рубцов 1973, 135] Рубцов приводит в статье «Соотношение поэтического и музыкального содержания в народных песнях», подтверждая свое наблюдение примером баллады «На бпым гасцшцы карчомка стояла»" из сборника «Беларусюя народ-ныя песш» Г. Р. Ширмы [Ширма 1959, 275]. Это несоответствие объясняется тем, что в отличие от лирических песен, песни повествовательного плана, к которым относятся баллады, направлены на раскрытие какого-либо события (часто драматического) в объективированной форме.

При определении жанра лирической песни Рубцов обращает внимание на необходимость различать понятия «тема» и «жанр». Такой подход позволит выделить группу лирических песен с учетом музыкально-стилевых свойств напевов и при этом представить тематическое разнообразие связанных с такими напевами сюжетов, например, рекрутской тематики или исторической.

Оценивая вышеизложенные позиции Рубцова, отметим, что сегодня наибольший интерес представляют отдельные, на первый взгляд, частные замечания, которые в основном приводятся при комментировании примеров, поскольку именно в них заключается серьезный потенциал для дальнейших исследований. Это касается выделения жанровых групп, сформированных в опоре на общность функции; раскрытия генезиса жанров, а также семантики образно-поэтического и интонационного содержания песен; установления межжанровых связей; функциональной взаимозаменяемости жанров. Актуальным является понимание жанровой системы не как статичной, однажды сложившейся и устоявшейся, а как подвижной, развивающейся под воздействием бытовых обстоятельств исполнения, исторических и культурных факторов.

17 Лопатин Н. М. Русские народные лирические песни: Опыт систематизации свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания Н. М. Лопатина, с положением песен для голоса и фортепиано В. П. Про-кунина и с приложением полной расстановки слов некоторых вариантов по их напеву / Н. М. Лопатин, В. П. Прокунин; под редакцией и со вступительной статьей В. Беляева. Москва : Музгиз, 1956. С. 144-147, С. 324-326.

18 ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Л. 94.

19 Пример баллады см.: [Рубцов 1973, 135].

Аббревиатуры

ИРЛИ — Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства. Москва СК РСФСР — Союз композиторов РСФСР СК СССР — Союз композиторов СССР

ФА ИРЛИ. РФ. Р. 2. Ф. Ф. А. Рубцова — Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Рукописный фонд. Раздел 2. Фонд Ф. А. Рубцова. ЦГАЛИ — Центральный государственный архив литературы и искусства. Санкт-Петербург

Рукописные источники

ЦГАЛИ СПб. Ф. 348. Оп. 1-2. Д. 1055. Стенографический отчет научной конференции на тему: «Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров». 12.10.1966. 141 Л.

РГАЛИ. Ф. 2490. Союз композиторов РСФСР (Москва, 1960 — по настоящее время). Опись 2. // Российский государственный архив литературы и искусства, 2022. URL: https://rgali.ru/opis/10699 (дата обращения — 01.02.2022).

Список источников

[1] Горелов 1977 — Горелов А. А. Свод русского фольклора. Проспект // Русский фольк-

лор. Т. XVII. Ленинград : Наука, 1977. С. 4-10.

[2] Мальцев 1977 — Мальцев Г. И. Проблема систематизации народной лирики в зару-

бежной фольклористике (Обзор методов) // Русский фольклор. Т. XVII. Ленинград : Наука, 1977. С. 120-130.

[3] Рубцов 1973 — Рубцов Ф. А. Соотношение поэтического и музыкального содержа-

ния в народных песнях // Статьи по музыкальному фольклору. Ленинград ; Москва : Советский композитор. Ленингр. отделение, 1973. С. 105-145.

[4] Ширма 1959 — Ширма Г. Р. Беларусюя народныя песш : [у 4 т.]: Для спевау (соло,

хор) без суправаджэння / запис P. Р. Шырмы; передмова К. Кабашшкава. Т. 1. Минск : Дзяржаунае выданне БССР. Рэдакцыя музычнай лиаратуры, 1959. 424 с.

References

[1] Gorelov, Alexander A. (1977) "Svod russkogo fol'klora. Prospekt" ["Collection of Russian folklore. Program"]. In Russkiy fol'klor [Russian Folklore]. Vol. XVII. Leningrad : Nauka, pp. 4-10 (in Russian).

[2] Mal'tsev, Georgy I. (1977). "Problema sistematizatsii narodnoy liriki v zarubezhnoy

fol'kloristike (Obzor metodov)" ["The problem of systematization of folk lyrics in foreign folklore (Overview of methods)"]. In Russkiy fol'klor [Russian Folklore]. Vol. XVII. Leningrad : Nauka, pp. 120-130 (in Russian).

[3] Rubtsov, Feodosiy A. (1973). "Sootnoshenie poeticheskogo i muzykal'nogo soderzhaniya

v narodnykh pesnyakh" ["Relationships of poetic and musical content in folk songs"]. In Stat'ipo muzykalnomu fol'kloru [Articles on musical folklore]. Leningrad ; Moscow : Sovetskiy kompozitor. Leningradskoe otdelenie, pp. 105-145 (in Russian).

[4] Shirma, Georgy R. (1959). "Belaruskiya narodnyya pesni : [u 4 t.]: Dlya spevau (solo, khor)

bez supravadzhennya" ["Belarusian folk songs : [in 4 vols.]: For performance (solo, choir) unaccompanied"]. Recording of Georgy R. Shyrma; preface by Konstantin P. Kabashnikov. Vol. 1. Minsk : Dzjarzhawnae vydanne BSSR. Rjedakcyja muzychnaj litaratury, 424 p. (in Belarusian).

Статья поступила в редакцию: 15.01.2022; одобрена после рецензирования: 23.01.2022;

принята к публикации: 25.01.2022. The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 23.01.2022; accepted for publication 25.01.2022.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.