доизменяется и дополняется. Так, например, в «МакТиге» несмотря на то, что город несколько идеализировался Норрисом, читатель видит и его тёмную сторону - безразличные бары и улицы, по которым бредёт промокший до нитки и озябший МакТиг, дешёвые жилища (хранящие страшные секреты их бывших обитателей и память о недавнем убийстве Марии Ма-капы), в которых приходится жить главным героям из-за необычайной скупости Трины и мн. др. В повестях «Бликс» и «Морэн с Леди Лэт-ти» Норрис, наоборот, описал идиллическую сторону Сан-Франциско, его исключительную красоту, колоритность, беззаботную и весёлую жизнь его обитателей.
Литература
1. Borden H. In Bookdom // The Wave. 1899. № 20.
2. Herron D. The literary world of San Francisco & its environs. San Francisco : City Lights Books, 1985.
3. McElrath J. R. Beyond San-Francisco: Frank Norris Invention of Northern California // David Fine & Paul Skenazy, eds., San-Francisco in fiction: Essays in a Regional Literature. Albuquerque : University of New Mexico Press, 1995.
4. Morgan H. W. American writers in rebellion. N.Y., 1965.
5. Norris Fr. The Responsibilities of a Novelist. N.Y. : Doubleday, Doran & Co., 1928.
6. Norris Fr. Blix : Moran of the Lady Letty : Essays on authorship. N.Y. : Collier, 1899.
7. Norris Fr. McTeague: A story of San-Francis-co. N.Y. : A Signet Classic, 2003.
8. Pizer D. The literary Criticism of Frank Norris. Austin : University of Texas Press, 1964.
9. The literature of California: Native American beginnings to 1945. Vol. 1. ed. by Jack Hicks, James D. Houston, Maxine Hong Kingston, Al Young. Berkeley : University of California Press, 2000.
10. Verma S.N. Frank Norris, a literary legend. New Delhi : Vikas Publishing House, 1986.
11. Белов K.A. Художественный мир Фрэнка Норриса. Дубна : Феникс+, 2006.
Image of San Francisco in the early works by Frank Norris
There is revealed the specific nature of artistic image of San Francisco created by an American writer of the XIX century Frank Norris in his early works "Blix”, "Moran of the Lady Letty” and "McTeague”.
Key words: Norris, Frank, California, San Francisco, city image, XIX century, American literature.
в.с. толкачёва
(ульяновск)
ФЭНТЕЗИ: ЖАНР ИЛИ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ?
Рассматривается проблема обозначения такого явления литературы, как фэнтези. Исследователи преимущественно называют это явление жанром, однако правильнее обозначить его как направление фантастической литературы, поскольку фэнтези присущи особый сюжет, композиция, картина мира и тип героя (черты, характерные для литературного направления), и обусловлены они природой фантастического.
Ключевые слова: фэнтези, жанр, литературное направление, фантастическая литература, предметно-тематическая область литературы.
В современной массовой культуре значительное место занимает такое явление, как фэнтези. Наибольшую популярность фэнтези получила в конце 1980 - 1990-е годы, однако и в настоящее время она популярна. В Интернете существуют сайты, посвящённые фэнтези («Арда-на-Куличках»), электронные журналы («Архивы Кубикуса», «Активная Органика», «Мир фантастики»). Известно множество компьютерных игр как созданных по мотивам книг фэнтези («Властелин колец», «Гарри Поттер»), так и независимых (наиболее известна серия «Герои меча и магии»). По произведениям фэнтези снимаются фильмы, в то же время новые произведения пишутся по мотивам фильмов («Звёздная пыль», «Эрагон»), существуют клубы поклонников фэнтези (преимущественно творчества Дж.Р.Р. Толкиена). При этом литература фэнтези первична по отношению к фэнтези как другим видам культуры. При изучении фэнтези серьёзной проблемой становится определение этого явления, а также его обозначение. М.С. Галина [2] и Е.Н. Ковтун [6] называют фэнтези жанром, А. Карелин [5] - «поджанром» фантастики,
А.И. Осипов [9] - направлением, В.Л. Гопман [3] - видом фантастической литературы. Соответственно, проблема обозначения фэнтези оказывается одной из важных проблем современного литературоведения.
Как уже сказано, часть исследователей называет фэнтези жанром. Соответственно, необходимо рассмотреть понятие жанра и соотнести с ним фэнтези. Стоит отметить, что в течение XX в. определение жанра менялось,
© Толкачёва В.С., 2010
и до сих пор в литературоведении отсутствует чёткое и однозначное определение этого явления. В 1910 - 1920-е гг. Ю.Н. Тынянов отмечал, что статического однозначного определения жанра нет и не может быть, поскольку жанр представляет собой систему, подвергающуюся постоянным смещениям, т.е. изменениям. По мысли исследователя, «отличительной чертой, которая нужна для сохранения жанра, будет в данном случае величина» [14, с. 256]. Под величиной Ю.Н. Тынянов подразумевал совокупность второстепенных черт произведения, которые остаются неизменными, в то время как основные черты изменяются, и так происходит эволюция жанра. Однако исследователь не указывает, какие черты произведения можно назвать главными, а какие - второстепенными. Соответственно, нельзя определить, какие конкретно черты являются основополагающими для жанра.
Более чётким выглядит определение Б.В. Томашевского (1930 - 1940-е гг.). Исследователь называл жанром группировку определённых приёмов в произведении. При этом «признаки жанра, т.е. приёмы, организующие композицию произведения, являются ... доминирующими, т.е. подчиняющими себе все остальные приёмы. Такой доминирующий приём иногда именуется доминантой. Совокупность доминант и является определяющим моментом в образовании жанра» [13, с. 207], т.е., по мнению Б.В. Томашевского, жанр определяется совокупностью основных черт произведения, а не второстепенных. В настоящее время исследователи также определяют жанр как совокупность основных черт произведения. Г.Н. Поспелов даёт следующее определение: «... жанры представляют собой явление, исторически повторяющееся в разные эпохи, в развитии различных национальных литератур, в различных направлениях одной эпохи». При этом Г.Н. Поспелов отмечает, что «надо найти в многосложности содержания художественных произведений такой его исторически повторяющийся аспект, который и является жанровым аспектом, в наличии которого и заключена вообще сущность жанра и его разновидностей» [11, с. 128], т.е. основной характеристикой жанра является какой-то определённый признак произведения.
Представляет интерес и точка зрения
В.В. Кожинова: «... всякий жанр есть целостная форма литературного произведения, единая система композиционных, образных и языковых свойств» [8, с. 7 - 8]. Однако, отмечает В.В. Кожинов, «форма возникает в про-
цессе освоения нового содержания, вбирает его в себя и как бы становится его концентрированным выражением». Соответственно, при изучении жанра «необходимо исследовать то конкретное художественное содержание, открытие и освоение которого создаёт жанр как определённую форму словесного искусства» [8, с. 8]. Определение В.В. Кожинова представляется наиболее чётким и обоснованным, т.к. оно учитывает особенности формы и содержания, а также их взаимосвязь и взаимовлияние. Таким образом, представляется целесообразным опираться в данной работе именно на это определение, т.е. говорить о жанре как о сочетании специфической формы и специфического содержания художественного произведения.
Если рассматривать фэнтези как жанр, то следует решить вопрос о его определённой художественной форме, обусловленной определённым содержанием. Типичным содержанием фэнтези можно назвать историю спасения необыкновенным, избранным героем вымышленного, ирреального мира. Если следовать точке зрения Б.В. Томашевского [13], то в качестве доминанты жанра можно выделить дихотомическую картину мира, при которой изображение вымышленного мира, представленного как мир реальный с его историей, географией и культурой, соседствует с изображением мира ирреального. Вокруг приёма изображения вымышленной реальности группируются другие приёмы фэнтези: изображение героя (или группы героев), спасающего мир, его многочисленных опасных приключений; счастливый финал. Таким образом, с точки зрения содержания, фэнтези можно назвать жанром. Однако возникает вопрос об определённой целостной форме фэнтези, которая подтверждает определение этого явления как особого жанра. Как уже сказано, В.В. Кожи-нов [8] называет художественной формой единую систему своеобразных композиционных, образных и языковых свойств, но при попытках определить эти свойства возникают определённые сложности.
Если обратиться к композиции произведений фэнтези как к свойству, отличающему фэнтези от других жанров, то можно увидеть следующее. Обычно композиционное построение произведений фэнтези представляет собой цепь приключений героев, и сюжет является постоянным движением от одного приключения к другому. Но такое построение М.М. Бахтин считает характерным для жанра романа странствий или романа испы-
тания [1], таким образом, фэнтези оказывается не единственным литературным явлением с такой композицией. Что касается специфических образных свойств фэнтези, то основными образами являются вышеупомянутый вымышленный мир, герои - люди и фантастические существа (часто мифологические персонажи). Персонажи преимущественно разделяются на злодеев, угрожающих миру, и его спасителей. Однако изображение вымышленного мира, борьбы положительного героя со злодеями, изображение мифологических персонажей характерны и для баллады, сказки, рыцарского романа и других фольклорных и литературных жанров.
Таким образом, форма фэнтези не содержит специфических жанровых признаков, особенности имеет лишь его содержание. Поэтому, если ориентироваться на концепцию Г.Н. Поспелова [11], то фэнтези можно рассматривать как жанровую систему. Исследователь утверждает, что жанровые свойства произведений - «это не свойства их формы, выражающей содержание, это типологические свойства самого их художественного содержания» [12, с. 206]. Современный исследователь В.Е. Ха-лизев [16] называет такой подход однобоким и уязвимым. Большинство известных жанров определяется по художественной форме произведений. Всё же наиболее удачной представляется концепция В.В. Кожинова [8] о взаимообусловленности формы и содержания. Исходя из неё, фэнтези нельзя характеризовать как отдельный жанр.
Понятие «направление» имеет более точное определение, чем жанр, и в работах разных исследователей рассматривается примерно одинаково. Г.Н. Поспелов определяет литературное направление как «произведения ряда писателей определённой страны и эпохи, которые отличаются какими-то ясно выраженными особенностями своего содержания и формы, получившими к тому же соответствующее принципиальное, программное обоснование, а отсюда и общее принципиальное обозначение» [10, с. 20]. При этом исследователь называет направление исторически конкретным явлением, противопоставляя его жанру. В.В. Ку-рилов отмечает, что «литературное направление понимается как основная форма литературного развития, стадия литературного процесса, форма его движения, включающая в себя творчество целой группы писателей определённой исторической эпохи» [7, с. 45].
Фэнтези правомерно назвать направлением, поскольку это явление представляет собой
определённую стадию в развитии фантастической литературы. И выделяемые исследователями разновидности фэнтези («высокая» фэнтези, фэнтези меча и магии, славянская фэнтези и др. - классификаций этого явления существует много) вполне можно назвать течениями в рамках одного литературного направления. Таким образом, литературным направлением в литературоведении называется группа произведений, создаваемых в определённую историческую эпоху, характеризующихся определёнными особенностями содержания и формы, в первую очередь, в отражении реальности. Однако в разные эпохи реальность отражается по-разному. Наиболее характерные черты содержания и формы фиксируются в эстетических программах. Литературные направления обычно существуют в разных национальных литературах и являются стадиями развития литературы в целом. В рамках литературных направлений Г.Н. Поспелов выделяет такое явление, как литературное течение -этим термином исследователь обозначает произведения писателей, не примыкающих к господствующему в данную эпоху направлению, а также более мелкое деление групп произведений внутри направления [10].
Как уже было сказано, некоторые исследователи фэнтези называют это явление литературным направлением. Если ориентироваться на определение Г.Н. Поспелова, фэнтези действительно можно назвать направлением, т.к. такая литература представляет собой произведения ряда писателей Европы, США и России XX - XXI вв., которые отличаются ясно выраженными особенностями содержания и формы. Основной специфической чертой фэнтези исследователи называют особую картину мира. Также фэнтези присущи особый сюжет и особое изображение героя.
В литературоведении существует проблема соотношения фэнтези и фантастической литературы в целом. Фэнтези можно назвать течением в рамках фантастической литературы. Однако в таком случае последнюю следует считать направлением, что противоречит его определению, потому что фантастическая литература не является стадией в развитии мировой литературы и не связана с какой-либо определённой исторической эпохой. Рассматривая историю фантастической литературы, Ю.И. Кагарлицкий отмечает, что это явление существовало на протяжении всей истории литературы, в разных жанрах и литературных направлениях [4]. Такая ситуация вновь ставит
под сомнение возможность отнесения фэнтези к литературному направлению.
Таким образом, обозначение литературы фэнтези термином «литературное направление» становится спорным и уязвимым. Однако выше было сказано, что и жанром её назвать нельзя. Говоря о фантастике в целом, Ю. Ханютин называет её «предметнотематической областью литературы» [15]; такое определение представляется верным, т.к. фантастику можно обнаружить в самых разных жанрах. Что касается фэнтези, то и в этом случае возникают определённые сложности. Фэнтези нельзя назвать предметнотематической областью, т.к. она имеет более чёткую художественную форму. Однако, как было сказано выше, это явление невозможно определить ни как жанр, ни как литературное направление. С нашей точки зрения, целесообразно рассматривать фэнтези как направление в фантастической литературе. Такие общеизвестные направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и др., возникли в рамках литературы как таковой. Фэнтези возникла в рамках такой разновидности литературы, как фантастика. В фэнтези можно обнаружить черты литературного направления, не хватает лишь настоящего программного обоснования. Однако есть термин «фэнтези», обозначающий определённую область фантастики. Различные исследователи, в том числе Е.Н. Ковтун [6], выделяют фэнтези на основе специфической природы фантастического в такой литературе и указывают, что этим обусловлены и особый сюжет, и особая картина мира, и особый тип героя. Такое выделение и даёт основание утверждать, что фэнтези представляет собой литературное направление, точнее, направление фантастической литературы.
Литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. 400 с.
2. Галина М.С. Авторская интерпретация универсального мифа (Жанр «фэнтези» и женщины-писательницы) // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 161 - 170.
3. Гопман В.Л. Фэнтези // Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Нико-люкина. М., 2001. С. 1161 - 1164.
4. Кагарлицкий Ю.И. Что такое фантастика? М., 1974. 352 с.
5. Карелин А. Классики. Предтечи фэнтези. ШЬ : http://mirf.ru/Articles/art285.htm.
6. Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: художественные миры фантастики, сказки, утопии, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины XX века). М., 1999. 308 с.
7. Курилов В.В. Направление и метод: к проблеме их соотношения // Творческие методы и литературные системы / под ред. П.А. Николаева, И.Ф. Волкова, С.В. Калачёвой. М., 1987. С. 41 - 51.
8. Кожинов В.В. Происхождение романа. М., 1963. 402 с.
9. Осипов А.Н. Фэнтези // Он же. Фантастика от «А» до «Я» : краткий энцикл. справочник. М., 1999. С. 320.
10. Поспелов Г.Н. Взаимодействие литературных направлений и художественных методов // Творческие методы и литературные системы / под ред. П.А. Николаева, И.Ф. Волкова, С.В. Калачёвой. М., 1987. С. 17 - 28.
11. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М., 1972. 271 с.
12. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Он же. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. С. 202 - 212.
13. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2002. 334 с.
14. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 575 с.
15. Ханютин Ю. Реальность фантастического мира. М., 1977. 322 с.
16. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005. 500 с.
Fantasy: genre or literary school?
There is considered the issue of the fantasy phenomenon. Researchers mainly call it a genre but it is more correct to note it as a fantastic literary school because fantasy is characterized by a special plot, composition, world picture and character’s type (features characteristic of the literary school) and they are stipulated by the nature of the fantastic.
Key words: fantasy, genre, literary school, fantastic literature, subject and thematic literature field.