Научная статья на тему 'Феномены «Теория образования», «Теория обучения» и «Теория воспитания» в американской педагогике'

Феномены «Теория образования», «Теория обучения» и «Теория воспитания» в американской педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2709
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / ТЕОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / PHENOMENON / THEORY / EDUCATION / TRAINING / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тагунова Ирина Августовна

В статье рассматриваются современные подходы к развитию теорий обучения и воспитания в США. Автор выявляет и определяет понятия : "теория обучения" и "теория воспитания", анализирует методологические основания теорий обучения и воспитания, выделяет новые направления развития этих теорий и описывает ведущие педагогические теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theory of education", "Theory of Training" and "Theory of upbringing" phenomenons in american pedagogy

The contemporary approaches to the development of theories of training and upbringing in the U.S.A. are considered in the article. The author reveals and defines the concepts of "Theory of Training" and "Theory of Upbringing", analyzes the methodological basis of theories of training and upbringing, emphasizes new directions of development of these theories and describes the leading pedagogical theories.

Текст научной работы на тему «Феномены «Теория образования», «Теория обучения» и «Теория воспитания» в американской педагогике»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПАРАТИВИСТСКИЙ КОНТЕКСТ

ФЕНОМЕНЫ «ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ» И «ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ» В АМЕРИКАНСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье рассматриваются современные подходы к развитию теорий обучения и воспитания в США. Автор выявляет и определяет понятия : "теория обучения" и "теория воспитания", анализирует методологические основания теорий обучения и воспитания, выделяет новые направления развития этих теорий и описывает ведущие педагогические теории.

В самом широком смысле под «образованием» в США понимается любое действие или опыт, который оказывает формирующее воздействие на ум, характер или физические способности человека. В практикоориентированном смысле «образование»

- это процесс, посредством которого общество сознательно передает накопленные поколениями ценности, знания и умения от одного поколения к другому в специально организованных в этих целях учреждениях. Такая трактовка «образования» свидетельствует о том, что это понятие в США рассматривается и как деятельность, и как процесс; оно подразумевает и воспитание, и обучение [12].

Сравнительный анализ и обобщение американских источников, посвященных рассмотрению понятия «теория образо-

И.А. Тагунова

Ключевые слова:

феномен, теория, образование, обучение, воспитание.

© И.А. Тагунова 51

вания» показал, что этот термин в целом сегодня понимается как документ, определяющий цель и основные направления развития образования, имеющий концепциею воспитания и обучения учащихся в разные возрастные этапы их развития. По мнению большинства американских ученых-педагогов, в теории образования США обязательно должна присутствовать характеристика образовательных идеалов и ценностей, особое внимание в которой должно быть сосредоточено на описании оригинальных идей по объяснению различных педагогических феноменов. Анализ разных современных американских теорий образования показывает, что важное место в них отводится представлению новых подходов к развитию когнитивных способностей учащихся. В теории образования определяются не только главные, но и конкретные задачи образования, которые направлены как на подготовку учащихся к активному участию в социальной и политической жизни, так и на достижение ими финансового благополучия благодаря получению соответствующего образования. Современные американские теории образования обязательно фокусируются на таких задачах обучения, как саморазвитие и самоопределение личности учащегося; особая роль в них отводится способам воспитания характера учащегося. Цели практически всех теорий образования США сегодня направлены на воспитание размышляющего, заботливого, ответственного и надежного члена общества [5].

В американской научно-педагогической литературе принято различать теорию образования и философию образования. Между тем граница между этими областями не всегда соблюдается в работах пе-дагогов-исследователей. Философия образования - область знаний, имеющая очень длинную историю, а теория образования появилась сравнительно недавно, всего несколько сот лет назад. Несмотря на тот факт, что и философия образования, и теория образования опираются на общее научное наследие, они отличаются и по содержанию и по форме выражения.

Некоторые американские ученые считают, что между философией образования и теорией образования существуют огромные различия. В частности, педагог А.Баттон относит к ним использование этими двумя областями знаний различных методов исследования, а также их фокусирование на различных аспектах образования. Философы образования, уточняет он, свои идеи черпают в процессе размышления и мозгового штурма, а теоретики образования делают выводы на основе

результатов, полученных в процессе научного исследования и тестирования. Ученый утверждает, что большинство теоретиков образования выросли не столько на идеях философии образования, сколько на результатах крупнейших исследований в других научных областях; на тех работах, в которых в процессе осуществления лабораторных экспериментов были сделаны умозаключения о том, как люди запоминают и хранят информацию. Так, например, отмечает он, педагогическая психология появилась благодаря экспериментальной работе А. Маслова, направленной на выявление способов стимуляции обучения [3].

Философы занимаются абстракциями, такими как «ум» и «сознание», задаются вопросами о том, как их можно охарактеризовать и описать. Теоретики образования размышляют об образовании как о социально обусловленном явлении. Следовательно, пишет А.Баттон, философия образования - это область абстрактного мышления, а теория образования - область научного поиска [3].

Обе области знаний, по его мнению, играют разные роли в образовании. Философия образования сосредоточена на размышлениях о роли образования в обществе, а теория образования - на выявлении закономерностей и принципов обучения учащихся, а также на том, как повысить эффективность педагогического процесса. Соответственно, считает А.Баттон, философия образования более теоретико-направленная, а теория образования - более практико-ориентированная [3].

Такое разведение терминов «теория образования » и философия образования» у А. Баттона не случайно. Он опирается на естественнонаучное понимание термина «теория» в американских источниках. В науке (в США педагогика не относится к разряду «наука», она трактуется как «гуманитарная область») понятие «теория» используется для исчерпывающего объяснения какой-то важной особенности феномена, подтвержденной серьезными фактами, собранными в течение длительного времени. Научные теории, согласно данным им определениям в американских источниках, должны быть экспериментально обоснованы и подтверждены.

Между тем в социальной и гуманитарной областях знаний в США сегодня все активнее поддерживается идея о том, что исследования естественнонаучные и социальные (а также гуманитарные) должны осуществляться на основе разных подходов, с применением абсолютно разных методов. Считается, что область социальных и гуманитарных знаний обладает своеобразной спецификой, отличной во многом

от особенностей понимания, познания и осмысления материального мира естественниками. Именно поэтому многие ученые-педагоги точку зрения А.Баттона на понятие «теория образования» не поддерживают. Неприятие этой позиции отражено как в самих трактовках термина «теория образования», так и в содержании разных американских теорий образования. Анализ американской научной литературы действительно показывает, что согласиться с постулатами А.Баттона можно лишь тогда, когда речь идет о теориях обучениях; тому есть методологическое подтверждение. Эти теории, как правило, строятся на основе результатов экспериментальных исследований, многократно подтверждающих выдвинутые идеи и гипотезы. А когда идёт речь о теориях образования, то, в основном, предполагается, что это некая идеология, на основании которой следует развивать теории обучения воспитания.

В частности, на одном из крупнейших сайтов, посвященных исследованиям в области образования, говорится, что теория образования

- это теория или философия цели, внедрения и интерпретации образования и обучения. В ХХ веке, согласно сайту, теория также стала «зонтиком» для описания педагогических подходов, оценки знаний, законов образования, многие из которых информируют о различных идеях философии образования [12]. Очевидно, что в этой формулировке не различаются понятия «теория» и «философия» образования.

Теперь посмотрим, как многие ученые трактуют понятие «философия образования»; возможно, их определения дадут ключ к пониманию истинных отличий «теории образования» от «философии образования». Под «философией образования» во многих научных источниках США понимается следующее: осмысление ведущей цели, процесса, природы и идеалов образования с позиции философии, с помощью ее методов. Философия образования согласно этим источникам

- это отрасль и философии, и образования. Прикладная отрасль: философия образования, опираясь на традиционные области философии (онтологию, этику, гносеологию и др.) и ее подходы (спекулятивный, предписывающий, аналитический), предлагает свои решения вопросов образования, особенно тех, которые относятся к политике в области образования, особенностям развития человеческого потенциала, методологии исследования и теории учебного плана [12]. При такой формулировке философии образования различия теории и философии образования более очевидны, но, в целом, тоже тесно пересекаются.

В американской научной литературе существует еще один принцип

разграничения понятий «теория образования» и «философия образования». Предлагается их разделять на «философию образования» и «науку об образовании». Философия образования при этом трактуется как область, связанная с идеалами и целями образования, а также с методами осмысления проблем образования. А наука об образовании рассматривается как область, изучающая образование как объективно существующий, наблюдаемый феномен. Наука об образовании отличается от философии образования тем, что исследует и разрабатывает школьные программы, типы и виды оценок учащихся, методологию тестирования, методы обучения, вопросы управления образованием и так далее [11].

Такое разночтение в понимании термина «теория образования» связано также с трактовкой термина «теория». Так, в американских источниках «теория» имеет много различных значений в зависимости от направленности и контекста обсуждения. В самом общем смысле «теория» в американских источниках трактуется как объединяющий принцип, который объясняет факты и закономерности описываемого феномена. В некоторых трактовках «теория» - это объяснение, обобщение и осмысление множества наблюдений, а ее важнейшая характерная особенность - наличие в ней таких научных процедур, как проверка и доказательство/ фальсификация гипотез. В ряде определений указывается на то, что теория - это прежде всего прогноз на будущее. Согласно другим источникам, отличительной чертой «теории» является то, что она состоит их взаимосвязанных и согласованных идей и моделей. При этом «модель» трактуется либо как презентация с целью описания конкретных аспектов феномена, либо как способ взаимодействия множества явлений. Изложение теории в американской социальной науке, как правило, гипотетическое.

Определение термина «теория образования» через понятия «философия» и «идеология» связано, как правило, с тем, что многие современные теории образования носят междисциплинарный теоретико-методологический характер и характеризуются, прежде всего, рассуждениями по поводу потребностей государства, и/или общества, и/или человека, и возможных способов удовлетворения этих потребностей. В таких теориях редко речь идет о развитии учебных способностей или формировании человеческих качеств личности (хотя, безусловно, среди теорий образования есть и такие, которые сосредоточены именно на последнем). Сегодня развитие американской тео-

рии образования осуществляется, в основном, в дискурсе социологов и педагогов; союзы экономистов и педагогов, а также политологов и педагогов в разработке теорий образования остались пока в прошлом. Это совместное обсуждение в США ведется в контексте трех основных направлений: функционализма, конфликта и символического инте-ракционизма. Но поскольку исторически, как уже отмечалось выше, в США теория образования разрабатывается, по большей части, как механизм решения политических и экономических проблем страны, то и сегодня в обсуждении направлений развития современной теории образования на первое место ставятся социальные функции современного американского образования [4].

Теперь обратимся к рассмотрению определений терминов «теория воспитания» и «теория обучения» американскими учеными. Первое, что обращает на себя внимание в развитии современных теорий обучения и воспитания в США - это то, что они сегодня, прежде всего сосредоточены на развитии детей самого младшего школьного возраста и малышей. Другая отличительная черта современного американского образования связана с тем, что в нем есть термин «теория обучения», но нет термина «теория воспитания». Между тем эти понятия существуют и постоянно переосмысливаются.

Среди научных источников вместо термина «теория воспитания» можно найти теории морального, гражданского, религиозного, этического, мультикультурного образования, теории наказания и другие. А также разные модели образования, в частности, модель развития характера. Кроме того, в научной литературе к источникам, имеющим прямое отношение к теориям воспитания, можно отнести теории ценностей, которые развиваются и описываются в таких областях знаний, как философия, экономические науки, психология и социология и оказывают огромное влияние на теории образования. На их основании выстраиваются также модели образования. Характерной чертой американских теорий такого содержания является их ярко выраженный междисциплинарный характер, они формируются исключительно на основе теорий других социальных наук и являются, согласно нашему российскому пониманию, скорее, технологиями, нежели теориями.

Большое значение в теории воспитания в США уделяется определению социальных ценностей. В процессе обсуждения ценностей образования (воспитания) в дискурсе американских исследователей по-прежнему доминируют идеи известных теоретиков ценностей.

Это философ Дж. Роулз (разработчик «Теории справедливости»), психолог Л. Кольберг (один из основателей «Теории когнитивизма» и «Теории развития нравственности»), психолог М. Рокич (разработчик «Концепции ценностных ориентаций личности»), философ в образовании Н. Бурбулис (идеолог «Концепции коммуникативной педагогики»), ученый-политолог А. Вилдавски (теоретик культурологической теории «Выбор предпочтений путем построения институтов»). Эти ученые представляют четыре основные ценностные концепции (рациональную, развивающую, интуитивную и социальную). Помимо этих концепций, в дискурсе обсуждаются еще только четыре источника образовательных ценностей в обществе: политика, социальная жизнь, экономика и религия.

Для всех американских теорий воспитания (будем употреблять этот термин, несмотря на его отсутствие в педагогике США) характерно наличие жестких методологических и теоретических ориентиров - базовых теорий, в рамках которых они развиваются и расходятся.

Рассмотрим, например, ориентиры педагогической теории гражданского воспитания. Но сначала поясним, как в американской научной литературе понимается «гражданское образование». Воспитать гражданина в США - значит «получить доброго хорошего гражданина» в конкретный возрастной период. Чтобы этого добиться, в американских образовательных учреждениях введен курс гражданского образования, в котором содержание и способы работы с учащимися изменяются в зависимости от главной доктрины ведущей теории образования на данный период времени. Единственное, что не меняется в этом курсе, так это принцип воспитания такого гражданина, т.е. развитие гражданственности осуществляется на протяжении всего жизненного цикла человека.

Несмотря на разнообразие теорий гражданского образования в США, все они сконцентрированы на трех основных аспектах: во-первых, историческом эффекте («следствии», оставшемся от перенесенных человеком переживаний, связанных с неким событием, имевшим место какое-то время назад; при этом возраст потерпевшего не имеет значения); во-вторых, возрастном эффекте (охватывается весь жизненный цикл человека); в-третьих, эффекте генерации (следствии того, через что пришлось пройти человеку в молодости (например, через войну).

Для педагогических теорий гражданского образования теоретиче-

скими ориентирами выступают: «Стадиальная теория» психолога Э. Эриксона, «Критика классической психологии» Дж. Юнисса, «Теория поколений» философа и социолога К. Маннгейма, совместные труды политолога Дж. Вестхеймера и педагога Дж. Кахна [10].

Теперь обратимся к рассмотрению базовых теорий формирования нравственности в США («морали» - в американской терминологии). Теории морали в США представляют собой набор нравственных принципов, объединенных в общей установкой. Они обеспечивают платформу для реализации стандартов этического поведения и поэтому тесно переплетены с этическими теориями.

Теории морали выполняют три функции: представляют полемику относительно сохранения/изменения моральных стандартов; дают классификацию моральных принципов; направлены на развитие у учащихся моральных суждений и соответствующих поступков [9]. Разные теории морали опираются на различные представления об этике и поведении человека. Некоторые теории так называемой деонтологи-ческой этики акцентируют свое внимание на правилах поведения и обязанностях человека и предлагают их в качестве стандарта морали. Другие используют теологический подход, в котором подчеркиваются результаты нравственного поведения. Этика добродетели провозглашает признание целесообразности давления со стороны общества при выработке моральных норм. Среди всех теорий морали следует выделить четыре базовых, являющихся основными ориентирами при разработке моделей нравственного воспитания: «Результативную теорию» (Consequentialist), «Деонтологическую теорию», а также «Теорию добродетельной этики» и «Теорию прав».

В отличие от теорий воспитания, как уже было сказано выше, теории обучения в американской литературе присутствуют в большом количестве и разнообразии как «теории обучения».

Ведущими в США научными идеологиями, оформляющими направления развития современных теорий обучения, выступают по-прежнему когнитивизм, конструктивизм, бихевиоризм, природное обучение (brain based learning), «Теория социального сознания», «Теория эмоционального интеллекта» и «Теория социального обучения». Помимо этих направлений, сегодня развиваются: «Теория стилей обучения» (Learning Styles), «Теория множества интеллектов» (multiple Intelligences Theory) и «Теория сообщества практик» (Communities of Practice) [6].

Появление новых информационных технологий и современная тенденция к акцентированию когнитивных аспектов процесса обучения способствовали появлению новых теорий обучения. Среди них педагог-исследователь Дж. Валлас особенно выделяет: «Коннективизм; обучение, основанное на мультимедиа»; «Демократическое обучение»; «Совместное обучение» и «Компетентностное обучение». Остановимся кратко на их характеристике.

Коннективизм (Connectivism) - это обучение путем непрерывного подключения относящейся к предмету обучения информации, которая хорошо взаимодействует с другими источниками информации. Так, в процессе обучения, согласно «Теории коннективизма», педагогам следует постоянно вводить одновременно концепции, идеи и другую информацию (знания), которые, с первого взгляда, кажутся разнородными и никак не перекликающимися и не согласующимися. Но, на самом деле, все эти знания подбираются осмысленно и целенаправленно; таким образом, чтобы учащиеся на основе их прочтения и анализа научились продуцировать новые ассоциации. Коннективизм в обучении направлен на развитие у учащихся критического анализа в оценке информации. Основная идея этой теории состоит в следующем: точность информации (знаний) не может не подвергаться сомнениям в современном обществе; поэтому информация (знания), получаемая в процессе обучения, должна адаптироваться к новой информации (знаниям) разными способами. Наука движется вперед, часто отвергая кажущиеся непоколебимыми предыдущие гипотезы, так как все изменяется. Соответственно учащийся должен понимать, что знание, которое ему предлагается в образовательном учреждении, возможно, будет пересмотрено как правомерное в ближайшем будущем. Следовательно, учащегося следует так обучать, чтобы любое знание он научился подвергать сомнению и анализу; чтобы он умел постоянно обновлять знания, привлекая большие противоречащие друг другу массивы информации. Коннективизм, считает С. Бакер, особенно хорошо работает в информационно-технологической среде, где информация заархивирована и постоянно обновляется. В такой учебной ситуации поиск учащегося становится с каждым днем все более глубоким и продуманным [1].

Теория «Обучение, основанное на мультимедиа» (Multimedia Learning) базируется на развитии одновременно слухового и зрительного опыта учащихся и тем самым способствует процессу усвоения. Согласно этой теории, тот, кто обладает развитыми пространствен-

ными способностями, а также может удержать визуально-слуховую информацию в своей рабочей памяти одновременно, выигрывает от совместного учебного эффекта: презентации визуальной информации и аудио - повествовательного изложения содержания урока. Так, в частности, оказать серьезную помощь учащемуся в процессе обучения могут представленные вместе документальное видео и Power Point презентация, которые являются мультимедийными средствами [8].

Теория «Демократическое обучение» (Democratic Learning) предлагает расширение прав и возможностей учащихся в выборе способов и методов их обучения по любому школьному предмету. Поэтому основная идея теории - это необходимость разработки большого количества разнообразных стратегий обучения (демократических моделей). Ведущий принцип этой теории состоит в том, что демократическая модель обучения должна «подбираться конкретно под личность каждого учащегося» с учетом его индивидуальных особенностей и предпочтительного для него стиля и типа обучения. Идеологи этого направления считают, что осуществление подлинно демократической модели обучения не только способствует повышению качества обучения индивидуального учащегося, но также увеличивает эффективность группового обучения. В такой учебной ситуации даже самый слабый учащийся проявляет себя активно, так как он работает в комфортных для себя учебных условиях [7].

Теория «Совместное обучение» (Collaborative Learning) построена на идее активного динамического взаимодействия учащихся (двух групп или более) в процессе коллективной работы над решением какой-то проблемы или при достижении какой-то учебной цели. Ведущий принцип теории гласит, что процесс обучения становится более эффективным только в том случае, если такое обучение является интересным и комфортным для каждого учащегося. Вызвать интерес у учащихся в процессе обучения и сделать учебную ситуацию комфортной, с точки зрения идеологов этой теории, может помочь такая форма организации обучения, которая проходит в условиях постоянного доброжелательного обсуждения противоположных точек зрения на решение поставленной задачи; когда в процессе совместного обучения учащиеся учатся активизировать свои способности и умения и использовать таланты и возможности своих товарищей в поиске общего (совместного) решения поставленной задачи [2].

Теория «Компетентностное обучение» (Competence Learning) осно-

вана на идее развития компетенций в процессе обучения, в противовес принципу механического запоминания содержания. Основной принцип теории состоит в том, что формирование компетенций достигается путем активного вовлечения учащихся в решение задач и посредством организации проблемно-ориентированной учебной деятельности. И тогда, утверждают идеологи этого направления, процесс решения проблем начинает работать как средство, значительно облегчающее процесс усвоения материала. В результате энергичные усилия их концентрации на решении проблем активно содействуют развитию уровня компетенций учащихся [13].

Анализ современных американских источников, посвященных феномену «теории образования, обучения и воспитания», в самом общем виде показал, что новый поиск направления развития теории образования характеризуется совместными усилиями педагогов и социологов, а не педагогов и экономистов, как это было раньше; что теории воспитания развиваются в тесном взаимодействии светского и религиозного образования; а теории обучения объединены, с одной стороны, поиском принципов эффективного сочетания индивидуализма с групповым подходом, а с другой стороны - поиском решений проблемы старения знаний, получаемых учащимся.

Литература

1. Baker Th. Connectivism and Connected Knowledge: a Personal Journey

- CreateSpace Independence Publishing Platform, 2012 - 64p.; В электронном режиме: http://www.ehow.com/about_5278299_new-learning-theories.html /от 2 февраля 2013.

2. Bruffee K. Collaborative Learning: higher education, interdependence, and the authority of knowledge - John Hopkins Univ. Press, 1999 - 319p.; В электронном режиме: thttp://www.ehow.com/ehow-home/от 15 марта 2013.

3. Button A. Differences between Philosophy and Theory in Education. В электронном режиме: http://www.ehow.com/info_8414810_differences-between-philosophy-theory-education.html от 12 марта 2013.

4. Cliffsnotes. В электронном режиме: http://www.cliffsnotes.com/от

11 марта 2013.

5. Excite. В режиме электронного ресурса: http://www.excite.com/ education/ от 2 марта 2013].

6. Funderstanding. В электронном режиме: http://www.

funderstanding.com/category/theory/other-learning-theories от 21 марта 201З

7. MacBeath J. Democratic Learning: the Challenge to School Effectiveness

- Routledge, 2003 - 200 p.; В электронном режиме: http://www.ehow. com/about_5278299_new-learning-theories.html / от 12 марта 2013.

8. Mayer R. Multimedia Learning - Cambridge university Press, 2001 -210 p.; В электронном режиме: http://www.ehow.com/about_5278299_ new-learning-theories.html /от 23 февраля 2013.

9. Moral-theories. В электронном режиме: http://www.ehow.com/ info_8202370_moral-theories.html от 22 марта 2013.

10. Peterlevine. В электронном режиме: http://peterlevine.ws/; http://www.democraticdialogue.com/DDpdfs/WestheimerKahnePS.pdf от

12 марта 2013

11. Unification-thought. В электронном режиме: http://www.

unification-thought.org/eut/eut05.html#top от 11 марта 2013.

12. WIKIA com. В электронном режиме: http://psychology.wikia.com от 12 марта 2013].

13. Western W. Competence Learning in a Virtual Company: a Paradigm Shift in Education в электронном режиме: http://www.open.ou.nl/wim/ publicationspdf/Competence_learning_2.pdf; http://www.ehow.com/ about_5278299_new-learning-theories.html от 26 марта 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.