СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
О. А. Беседина, соискатель,
кафедра общей и экономической социологии,
Тюменский государственный университет,
консультант первого заместителя
Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа,
г. Салехард, Россия,
«ж
ФЕНОМЕН <ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ:
сущность, формы и основные факторы
На сегодняшний день в науке не существует единых оснований для определения понятия «жестокое обращение с детьми», нередко его отождествляют либо заменяют другими (например, насилие над детьми или в отношении детей, злоупотребление родительскими правами, плохое обращение с детьми и др.). В литературе можно встретить целый ряд терминов, обозначающих суть изучаемого нами феномена, но единая терминология, по крайней мере, в отечественной науке по сей день еще не сложилась. Чаще всего описываемое нами явление называют либо жестоким обращением с детьми, либо насилием над детьми. Более подробно остановимся на рассмотрении сущности этих понятий.
Первые определения изучаемого нами явления были даны зарубежными авторами и, так или иначе, исходили из физического воздействия, оказывае- -
мого на ребенка. В частности, впервые жестокое обращение с детьми было упомянуто в работе С. Кемпе (с соавторами) при описании так называемого «синдрома избиваемого ребенка». При этом анализируемое явление было обозначено термином «злоупотребление ребенком» и определено как «нанесение ребенку тяжелых физических повреждений родителем или
В действующем российском законодательстве не содержится
четкого определения термина «жестокое обращение с детьми»,
хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов.
попечителем» и соответствующий результат («переломы, субдуральная гематома и множественные травмы мягких тканей, что нередко влекло за собой инвалидность и смерть»)1. Более поздними авторами вносились дополнения в трактовку этого понятия, главным образом, через увеличение числа форм воздействия на ребенка и описания возможных результатов подобного воздействия.
В действующем российском законодательстве не содержится четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», хотя его и можно встретить в целом ряде нормативных актов. Тем не менее, некоторые авторы все же поясняют, что именно под ним понимается. Например, Д. Г. Сизов, юрист-консультант «Журнала руководителя управления образованием», основываясь на анализе нормативно-правовых актов, рассматривает жестокое обращение с детьми как «действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка»2.
В рамках философских работ по рассматриваемой нами проблематике под насилием обычно понимается система поведения, направленного на подавление, получение власти одной стороной над другой. Например, Т. Г. Шалимова
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
определила семейное насилие как «систему поведения, которое имеет целью достижение власти и контроля одного члена семьи над другим (другими) посредством унижения и ущемления сво- -боды человека»3. При этом выделяются четыре вида семейного насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Далее, Т. Г. Шалимова указывает на то, что по направленности на объект семейное насилие может быть классифицировано как: жестокое обращение с детьми, насилие, направленное против супруга, а также насилие в отношении престарелых членов семьи. Следовательно, поскольку иных форм насилия не выделяется, и нет никаких оговорок по исключению каких-либо лиц из числа субъектов семейного насилия, можно сделать вывод, что автор считает синонимами понятия «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми». Более того, в качестве субъектов насилия (или жестокого обращения) в данном случае могут выступать не только родители или заменяющие их лица, но и другие родственники (бабушки и дедушки, дяди и тети, братья и сестры и т. п.)
Несколько иные подходы можно обнаружить в работах по психологии. Например, Е. И. Цымбал не только не считает рассматриваемые понятия синонимами, но и характеризует жестокое обращение как частный случай насилия над детьми, отличающийся от других форм насилия тем, что оно совершается родителями или заменяющими их лицами. Кроме того, можно встретить работы, в которых даются разные определения насилия над детьми и жестоко -го обращения с детьми, но при анализе отдельных составляющих данных трактовок можно = заметить, что содержательно понятия не разграничиваются (перечисляются фактически одни и те же формы насильственных действий по отношению к ребенку).
Понятие «жестокое обращение»
шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов бездействия, совершаемых в отношении детей в семье.
И насилие, и жестокое обращение в отношении детей -
не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.
Различные взгляды на содержание и соотношение понятий «насилие над детьми в семье» и «жестокое обращение с детьми» можно встретить и в работах социологов. На- пример, М. Шарипова в диссертационном исследовании, посвященном социологическому анализу насилия в отношении детей, определяет такой вид насилия, как «любое действие (или бездействие) или совокупность действий и любая угроза действием, исходящие от родителей, родственников (лиц, их заменяющих), членов сообщества, другой личности или представителей государства не только в отношении самих детей, но и в отношении значимых для ребенка людей, животных и вещей, вызывающие у детей чувство страха и опасности, причиняющие детям физическое, моральное или психологическое страдание, ущерб их здоровью или развитию»4.
Четкое разграничение рассматриваемых понятий можно встретить в работах А. В. Очировой, которая определяет насилие как «нарушение меры применения физической силы или причинение физического вреда», а словосочетание «насилие над детьми» однозначно понимает как одну из форм жестокого обращения в семье. Также А. В. Очирова указывает на важный факт, с которым в контексте нашего исследования нельзя не согласиться, а именно: понятие «жестокое обращение» шире по объему термина «насилие», поскольку включает в себя все виды деструктивных действий/актов = бездействия, совершаемых в отношении детей
=.5
в семье5
В связи с наличием различных взглядов исследователей на «насилие над детьми» и «жестокое обращение с детьми» необходимо уделить особое внима-= ние тому, что не всегда отражается в рассмотренных выше определениях, но имеет исключительную методологическую значимость, а именно — перечислению тех форм воздействия на ребенка или
форм бездействия по отношению к нему, которые можно считать насильственными действиями или жестоким обращением. По этому поводу можно также встретить определенные расхож- -
дения в работах упоминаемых выше и других авторов, занимавшихся изучением рассматриваемой проблематики.
Некоторые исследователи, осуществляя классификацию форм насилия над ребенком, пытаются сочетать теоретически выделенные виды с реальной практикой их существования, учитывая, что одна форма насилия над ребенком, как правило, сопровождается и другими. Например, И. М. Кинард предлагает следующие группы сочетаний различных форм насилия: сексуальное насилие, в том числе сопровождающееся физическим насилием или пренебрежением; физическое насилие, в том числе сочетающееся с пренебрежением; пренебрежение, содержащее элементы сексуального или физического на-силия6.
Интересным представляется разграничение эмоционального и психологического насилия, проведенное в работах Н. О. Зиновьевой и Н. Ф. Михайловой. Эмоциональное насилие над ребенком определяется ими как «любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни», тогда как насилие психологическое — как «совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей»7.
М. Шарипова отмечает в своем диссертационном исследовании наличие следующих форм насилия в отношении детей: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; психологически жестокое обращение. При этом указанный автор выделяет подтипы в рамках пренебрежения (может быть физическим, психологическим и образовательным), а также делает оговорку о том, что можно выделить косвенную форму насилия в отношении детей — ненадлежащее этическое контролирование (то есть поведение родителей,
К формам жестокого обращения с детьми мы относим следующие:
физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие над детьми, а также пренебрежение основными нуждами ребенка.
приводящие к формированию у ребенка делинквентности).
Аналогичный подход к пониманию насилия над детьми демонстрирует в своих работах и М. В. Смагина, которая выделяет в качестве форм семейного насилия вообще и насилия над детьми в частности следующие: физическое; эмоциональное или психическое; пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям и интересам; сексуальное8.
Е. И. Цымбал, перечисляя фактически те же формы насилия (физическое, психоэмоциональное, сексуальное насилие, а также пренебрежение основными нуждами ребенка), называет их формами жестокого обращения с детьми и указывает на то, что такой подход к их выделению является общепринятым.
Проведенный нами анализ определений жестокого обращения и насилия, а также подходов к классификации их форм позволяет заключить, что, несмотря на наличие большого числа трактовок данных феноменов, в науке сохраняется методологическая неопределенность, связанная с наличием довольно большого числа смежных терминов и терминов, используемых фактически в качестве синонимов. Все это затрудняет проведение исследований, вызывает методические трудности, приводящие к невозможности сопоставления полученных эмпирических данных. В связи с этим считаем необходимым обосновать авторский подход к определению анализируемых терминов, позволяющий четко развести их и разработать систему показателей и индикаторов, позволяющих осуществить прикладное исследование изучаемого феномена.
Жестокое обращение с детьми в семье мы определяем как умышленные, повторяющиеся действия, угрозы действием или бездействие одного или нескольких членов семьи по отношению к ребенку, в результате которых нарушается его физическое и/ или психическое здоровье или создаются условия, мешающие его оптимальному развитию как личности.
Насилие над детьми в семье, которое, по нашему мнению, представляет собой действия или угрозы действием по отношению к ребенку, мы считаем частным случаем жестокого обращения с ними, которое, в свою очередь, помимо непосредственных действий или угроз включает и бездействие. Кроме того, особо подчеркнем, что и насилие, и жестокое обращение в отношении детей — не единичные, случайные поведенческие акты, а регулярные, систематические, постоянно повторяющиеся факты грубого или небрежного обращения с детьми.
Опишем все компоненты структуры жестокого обращения с детьми, а именно: его возможные субъекты и объекты; характер их взаимодействия и его результат.
Субъектами жестокого обращения детьми в семье могут выступать родители или иные заменяющие их лица (опекуны, усыновители, попечители и приемные родители), а также другие члены семьи (братья и сестры, бабушки и дедушки, дяди и тети), объектами — дети в возрасте до 18 лет, подвергающиеся одной или нескольким формам жестокого обращения. В качестве объектов жестокого обращения не могут рас-
сматриваться неодушевленные предметы. Однако исключением из правила является случай, когда тяжелую психологическую травму ребенку может нанести уничтожение каких-либо предметов, которые имеют для него исключительную ценность, особо дороги и значимы.
При этом для несовершеннолетнего, являющегося объектом насилия, может быть характерна различная степень вовлеченности в ситуацию насилия: непосредственная вовлеченность в качестве объекта агрессивных воздействий со стороны других лиц; непосредственная вовлеченность в качестве объекта манипуляций (для установления контроля над взрослой жертвой, как правило, матерью ребенка); опосредованная вовлеченность в качестве свидетеля насилия над другим членом семьи.
Определение характера взаимодействия (или формы жестокого обращения с ребенком) представляет наибольшую методологическую трудность, поскольку именно в отношении этого компонента структуры понятия «жестокое обращение с детьми» встречаются наибольшие разногласия у исследователей. Кроме того, труд-
ности в вычленении возможных форм воздействия на ребенка или форм бездействия по отношению к нему связаны с тем, что дети чаще всего страдают одновременно от нескольких форм жестокого обращения.
Что касается результатов жестокого обращения, то к ним можно отнести те его последствия, которые выражаются в причинении детям серьезных физических или психических травм, ущерба, вреда либо в ограничении свободы их волеизъявления или действий.
К формам жестокого обращения с детьми мы относим следующие: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное) насилие над детьми, а также пренебрежение основными нуждами ребенка.
Анализируя основные понятия, связанные с предметом нашего исследования, остановимся также на рассмотрении факторов жестокого обращения с детьми в семьях. Необходимость их анализа обусловлена тем, что решить изучаемую проблему можно лишь зная порождающие и поддерживающие ее причины.
Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное. Для решения задач нашего исследования наиболее продуктивным, несомненно, является социологическое объяснение причин данной формы девиант-ного поведения, которое предполагает учет социально-политических, социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических и социокультурных факторов.
Анализ литературы, посвященной проблеме насилия, свидетельствует о наличии двух точек зрения на его происхождение: социо-биологические теории насилия и теории его социального происхождения. Сторонники социо-биологического подхода утверждают, что агрессия и вызванное ею насилие являются неотъемлемыми характеристиками живых организмов. Соответственно, согласно такой логике насилие неустранимо в силу его биологической обусловленности.
Сторонники же противоположной точки зрения склонны считать проявления агрессии и насилия следствием влияния факторов социальной среды, а, следовательно, насилие вполне может быть устранено с помощью целенаправленных мер.
В работах авторов, изучавших проблемы семейного насилия, уделено довольно много внимания анализу тех факторов, которые могут обусловливать возникновение насилия в семьях. В этом плане можно утверждать, что не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи и причины насилия над детьми в семье. Микросоциологические теории, как правило, объясняют жестокое обращение причинами, которые находятся в семье или заключаются в индивидуальных особенностях отдельных ее членов, в механизмах научения жестокости и в конфликтных характеристиках межличностной коммуникации между р од ств енниками. М акр ос оцио логические теории объясняют жестокое обращение в семье теми факторами, которые находятся за ее пределами: культурные представления, нормы о жестоком обращении, вытекающие из культурных особенностей общества; структурные особенности организации семьи; отсутствие специальных социальных и правовых механизмов, способных удерживать индивидуумов от жестокого обращения с другими; а также, социальные проблемы в обществе (например, бедность, безработица и пр.), являющиеся следствием структурных особенностей самого общества. В целом же, на основе анализа публикаций по проблемам жестокого обращения с детьми, можно выделить следующие группы его факторов:
1) социально-политические факторы: войны, социально-политические кризисы в стране, приводящие к разрушению социальной инфраструктуры, появлению большого количества сирот, «детей улицы», детей-инвалидов, детей-беженцев; социальная нестабильность, криминализация общества и т. п.; отсутствие превентивной государственной политики в области жестокого обращения с детьми;
Жестокое обращение с детьми можно считать формой девиантного поведения, которому исследователи дают различные объяснения: биологическое, психологическое, социокультурное.
ДИСКУССИЯ t
журнал научных публикаций Щ
2) социально-правовые факторы: отсутствие или несовершенство специального законодательства, направленного на защиту прав ребенка; несовершенство механизмов реализации существующих правовых норм и санкций, защищающих права детей; низкая правовая грамотность населения вообще и детей в частности (не знают, куда обратиться, когда сталкиваются с насилием);
3) социально-экономические факторы: экономическая нестабильность в стране, а также связанные с ней безработица, инфляция, бедственное материальное положение многих семей; низкий социально-экономический статус семей, следствием которого являются: низкий уровень образованности, неадекватные знания о ребенке и его развитии;
4) социокультурные факторы: традиционные морально-психологические ре-гулятивы (нормы морали, групповые ценности, неформальные санкции и др.); страх перед общественным мнением; стереотипы восприятия насилия и «отголоски» патриархальной семейной организации (положительное отношение к телесным наказаниям детей); влияние СМИ, массовой культуры (например, в музыке популяризация направлений, в которых основным смыслом является поклонение преступному миру, суицидальным попыткам, антидуховности и агрессивности);
5) социально-психологические и психологические факторы: негативный жизненный опыт родителей; пережитые родителями, а также самими детьми эпизоды, факты насилия; конфликтность в семье и недоброжелательные межличностные отношения; алкоголизм, наркомания.
К настоящему времени социологами разработано уже достаточно большое количество концепций, раскрывающих предпосылки жестокого обращения с детьми в семье, — от наличия нарушений в психологическом состоянии субъекта и объекта насильственных действий до влияния социокультурных норм, провоцирующих на-
Сторонники социобиологиче-ского подхода утверждают, что агрессия и вызванное ею насилие являются неотъемлемыми характеристиками живых организмов. Соответственно, согласно такой логике насилие неустранимо в силу его биологической обусловленности.
силие, патриархальной социальной структуры, благоприятствующей доминированию мужчин в семье и в обществе. Именно поэтому можно заключить, что не существует простых объяснений причин жестокого обращения с детьми в семье. Оно, как правило, вызвано целым комплексом факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения родственников. Рассмотренная проблема имеет многомерную природу, что об-= условливает необходимость комплексного подхода к ее решению на основе масштабных теоретических и эмпирических исследований. ^
1. Kempe C. H., Silverman F., Steele B., Droegenmueller W., Silver H. The battered child Syndrome.// Journal of the American Medical Association. 1962. Vol. 181. P. 17-24.
2. Сизов Д. Г. Ответственность за жестокое обращение с детьми // Директор школы. — 2010. — № 6. 3. Шалимова Т. Г. Насилие и ненасилие в условиях поляризации гендерных идеалов: автореферат дис... к. ф. н. Саранск: Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2004. С. 19.
4. Шарипова М. Насилие в отношении детей: теоретический и эмпирический анализ: автореферат дис... к. с. н. Душанбе, 2002. 21 с.
5. Очирова А. В. Проблема жестокого обращения с детьми в современной семье (Социологический анализ) : автореферат дис... к. с. н. — СПб: Санкт-петербургский государственный университет, 2005. С. 13.
6. Kinard E. M. Methodological issues and practical problems in conducting research on maltreated children.// Child abuse and neglect. 1994. Vol. 18. № 8. P. 645-656.
7. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб: Речь, 2003. С. 36-40.
8. Смагина М. В. Защита детей от семейного насилия в современном российском обществе: монография. Ставрополь: Издательство СГПИ, 2009. С. 12.