ФИЛОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 230-231.
УДК 82.09
В. И. Хомяков, О. В. Винская
ФЕНОМЕН ЮРОДСТВА В ПРОЗЕ Г. ПЕТРОВА
Исследуется развитие житийного жанра в отечественной прозе ХХ-ХХ1 вв., что дает возможность проследить традиции древнерусской литературы в современном литературном процессе.
Ключевые слова: православие, праведность, житие, святость.
Агиографический образ юродивого достаточно широко представлен в древнерусской литературе, в частности, в летописях, житиях и других памятниках письменности. Обращались к нему и русские писатели Х1Х в. - от А.С. Пушкина до Н.С. Лескова и Ф.М. Достоевского. Особое значение тема юродства приобретает в литературе ХХ в. и в новейшей прозе. Исследователи, затрагивающие тему юродства, отмечают такие черты феномена, как одиночество героя, странничество, маргинальность, сочетание высокой и низкой культуры, путь юродства как христианского подвига.
Работая в русле малой прозы, Г. Петров создает рассказы, легко прочитываемые в контексте житийной традиции, поскольку именно древнерусское житие как литературная форма позволяет ему максимально приблизиться к осуществлению замысла. Наложение житийного плана повествования на современную действительность обеспечивает произведению поистине универсальное онтологическое звучание. Авторский замысел, заключающийся в воссоздании типа современного героя-праведника, реализуется посредством аллюзий и реминисценций, имеющих явную отсылку к Священному Писанию и памятникам древнерусской словесности. Главным образом, эта художественная задача решается за счет введения в сюжет героев-маргиналов
- убогих и Христа ради юродивых, столь характерных для агиографических произведений и относящихся к наиболее распространенному чину святых. Г.П. Федотов, исследуя феноменологию святости, отмечает обилие блаженных в святцах русской церкви и высокое народное почитание юродства, что, по его мнению, говорит об особой роли этой формы христианского подвижничества, отражающей особенности национального русского характера [1].
В рассказах Г. Петрова перед читателем предстает галерея героев-маргиналов: незлобивый Арсений («Терпеливый Арсений»), бездомный Гашка, побирушки Прося и Палаша («Страстная седьмица»), блаженный Коля Барон («Крестный ход»), юродивая Устинька-монастырская («Житие мирянки Миронии»), привокзальные бомжи («Люди одиннадцатого часа») и др. Используя прием антитезы, автор придает образам убогих духовное содержание в противовес всем «остальным» - бездуховным - героям, составляющим своего рода некую оппозицию.
Так, в рассказе «Терпеливый Арсений» главному герою, кроткому безропотному Арсению, противопоставляется жена-тиран. Немногочисленные, но явные детали (безработица, финансовый кризис, челночная торговля, спекуляция и т. п.) позволяют предположительно определить время повествования - Россия начала 90-х. Действие разворачивается вокруг рядовой бывшей советской семьи, вынужденной как-то выживать в непростых экономических условиях. Арсений, уво-© В.И. Хомяков, О.В. Винская, 2012
Феномен юродства в прозе Г. Петрова
231
ленный с мебельной фабрики, уже с месяц сидит на шее у жены, которая не скупится на эпитеты непредприимчивому супругу (бездельник, голодранец, дармоед, босяк, голь перекатная), на что тот реагирует смиренно и кротко, с добродушной улыбкой, чем вызывает еще больший ее гнев. Он выполняет всю женскую работу по дому, и в глазах Васены Власьевны и гостей, вхожих в дом, выглядит блаженным. Жена, не стесняясь, зовет его чучелом, дураком и простофилей, шутом гороховым, заставляя забавлять соседей. Окружающие обращают внимание на непохожесть Арсения на других, отмечая его особую непричастность миру земному:
- Вот какой у тебя муж, Васена... Прямо Божий человек.
- Божий-то Божий, - отвечает Васена Власьевна. - Только вот нищий и босой. Дома-то ни копейки! Вон Зинюхины живут! Вертятся круглый год! То шапки к зиме шьют, то игрушки детские. Перед Пасхой всегда веночки могильные мастерят А этому всё нипочем, всем доволен, и всё ему хорошо! [2].
Многочисленные попытки жены пристроить Арсения к работе, которая приносила бы хоть какой-то заработок, не увенчались успехом, и в конце концов она выгоняет его из дома, а через некоторое время узнает о его гибели. Кульминацией становится сцена в Храме Всех Скорбящих, где Васене Власьевне чудятся призраки у гроба Арсения. Вложенная в уста одного из них фраза «Терпение и есть путь любви. И у апостола Павла: любовь все переносит и долготерпит» [2] раскрывает суть подвижнического подвига Арсения, отсылая читателя к Первому посланию к Коринфянам Святого Апостола Павла: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не
ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине: вся любит [покрываетъ], всему веру емлет, вся уповает, вся терпит» (13: 4-7) [3].
Подчеркнутое смирение, кротость и незлобивость главного героя, с одной стороны, роднит его первыми русскими мучениками - безвинно убиенными святыми князьями Борисом и Глебом. Вместе с тем неумение приспособиться к современной действительности приводит его к статусу блаженного, отверженного миром, по современным меркам - маргинала, и в этом плане история терпеливого Арсения имеет явные параллели к юродческим житиям. Являясь носителем некоего идеального начала, которое, однако, окружающие инстинктивно в нем чувствуют, он не находит ни в ком участия и поддержки, вызывая острое неприятие своей отрешенностью от дел земных, суетных, что и приводит к одиночеству и физической гибели героя. Трагический финал призван воплотить главную идею рассказа о вселенском зле, невозможности гармонии и изначальной обреченности героя как носителя высоких нравственных ценностей. С одной стороны, жизнь и житие Арсения, в соответствии с агиографическим каноном, призваны возвеличить подвиг святого подвижника, а с другой стороны, являются приговором миру, погрязшему в бездуховности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Федотов Г. Святые Древней Руси. М., 1991. URL: http://www. vehi.net/fedotov/svyatye/13.html)
[2] Петров Г. Рассказы [Электронный ресурс]. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/4565p1.html. (Электронная библиотека RIN.RU.).
[3] Первое послание Коринфянам Апостола Павла [Электронный ресурс]. URL: http://slav-biblia. narod.ru/64.htm.