Научная статья на тему 'Феномен юродства в контексте философской антропологии'

Феномен юродства в контексте философской антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
250
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен юродства в контексте философской антропологии»

рые он открывает с помощью воображения, в процессе чтения. Под воздействием художественного произведения человек-субъект не только воображает возможный мир и изменяет самого себя, но и действует, стремясь реализовать этот воображаемый мир.

Воображение, наполненное ощущениями, также помогает нам в работе с текстом - делает прочитанную мысль нашей. Более того, ощущения сопровождают и дополняют воображение как изобразительные отношения. «Поэтический язык создаёт своего рода слияние смысла с чувственным восприятием, что отличает его от языка непоэтического»1. Именно воображаемое, благодаря своей квазинаблюдаемости, создает квазипереживания, виртуальный опыт, иначе говоря, иллюзии, пробуждаемые чтением поэтического произведения.

Таким образом, воображение представляет собой особую форму психики, связанную с человеческой деятельностью, познанием, творчеством. Воображение выполняет ряд важнейших функций, (подталкивающая, интерпретирующая, загружающая), которые оказывают влияние на коммуникацию автора и читателя. Также воображение помогает нам интерпретировать смысл поэтического текста, насыщенного средствами художественной выразительности.

С. В. Радаева

Феномен юродства в контексте философской антропологии

Юродство как исключительно отечественный культурный феномен последнее время обращает на себя внимание исследователей в области философской антропологии. И это неслучайно: разум и безумие, духовный опыт и самоуничижение, боль и страдание - вот немногие экзистенциальные мотивы, с помощью которых так часто описывают состояние современного человека, и их же можно обнаружить в фигуре юродивого. Ответ на извечный вопрос «что есть человек?» в современной философской антропологии остается открытым, а выделение антропологического типа «человека добровольно страдающего» может быть вписано в общий контекст «философско-антропологических раскопок», целью своей имеющих поиски подлинного основания бытия человека.

Юродство как сложный и многоликий феномен русской культуры, выходящий далеко за пределы чисто религиозного опыта, может

1 Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение. Живая метафора // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 445.

154

быть рассмотрено как модель специфического мироотражения и мировосприятия.

В обыденном представлении юродство непременно связано с душевным или телесным убожеством. Однако нужно различать юродство природное и юродство добровольное, которое получило название юродство «Христа ради». Еще Димитрий Ростовский, излагая в своих Четьих Минеях биографии юродивых, часто поясняет, что юродство - это «самоизвольное мученичество», что оно «является извне», что им «мудре покрывается добродетель своя пред человеки»1.

Обращаясь к феномену юродства, можно выделить несколько отличительных черт, характерных для подобного мировосприятия. Исследователи этого культурного феномена, такие как Ю.М. Лотман, И.Я. Корейша, А.М. Панченко, И.Г. Прыжов, Л.В. Янгулова,

С.А. Иванов, Д.С. Лихачёв, В.В. Колесов, Г.П. Федотова, отмечают, что юродивому Христа ради свойственны анархизм, асоциальность поведения, а также обличительство сильных мира («ты не князь, а грязь»). Юродивый живет в миру и обличает пороки и грехи сильных и слабых мира сего, невзирая ни на какие приличия. Презрение к общественным нормам является своеобразной привилегией и непременным условием юродства.

Представляется, что наиболее существенной характеристикой юродства, его внутренней сущностью является добровольное страдание, включающее в себя аскетическое самоуничижение, мнимое безумие, оскорбление и умерщвление плоти. Подобное добровольное самоуничижение подкреплено буквальным толкованием Нового Завета: «Аще кто хощет ко мне ити, да отвержется себе» (Матф., XIV, 24, 25); «Мы юроди Христа ради» (1-е посл. Павла к коринф., IV, 10). Таким образом, юродство можно рассматривать как самовольно принимаемый христианский подвиг добровольного страдания Христа ради. Подобный подвиг может быть осуществлен только при наличии главного условия - духовной нищеты.

Церковь, прославляя святых юродивых, представляет их как последователей заповеди о нищете духовной «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное»2. Что же здесь понимается под духовной нищетой? С философско-антропологической точки зрения духовно богатый человек это тот, кто способен к собственному волеизъявлению - сам видит, сам думает и сам решает. С церковной же точки зрения более достойны те, кто отказался от это-

1 Человек перед лицом одиночества и свободы // Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова «Философия хозяйства». М., 2006. № 6. С. 37.

2 Кузнецов И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М.: Терра, 1910. С. 19.

155

го богатства, кто отказался от «я» и принял нищету духа. При этом быть нищим духом согласно православной традиции означает «иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы - ничто, и во всём прибегать к милосердию Божию. Кратко, по объяснению святителя Иоанна Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие»1.

Таким образом, можно сказать, что нищета духа и есть то непосредственное восприятие Бога, которое воплощает собой юродивый, так как человеческий дух переполнен отвлечёнными, чуждыми ему истинами. Эти истины опосредованы, однако Бог невозможен в опосредовании, он открывается лишь непосредственному, наивному, «обнажённому» восприятию того, кто нищ духом. «Нанося себе сознательный ущерб, юродивые не дают своему сознанию забыться, то есть раствориться в готовых смыслах, предлагаемых миром, но неустанно обращают свой взор к сверхреальному, тому, что не может быть раз и навсегда дано, но обретается вновь в каждый миг»2.

Поскольку памятование о Боге и отказ от «я» является необходимым для любого христианина, постольку юродство можно трактовать более широко, характеризуя им не только узкий круг подвижников, но и всякого верующего в Христа. К подобному выводу пришёл С. Булгаков, который считал юродство мерой достижения на христианском пути.

Согласно С. Булгакову юродство - это предел пути самоотречения, нелюбви к своему «я». «Не юродствуя в сердце своём, нельзя достигнуть христианского отношения к себе и к миру, и в сущности мерою юродства, способностью отрицать мудрость мира сего определяются достижения на христианском пути. Юродство многолико и многообразно, оно не связано с определёнными формами, но повелевает не любить своего я, своей самости. Оно требует жертвы сокровенной, но непрерывной и ежечасной»3. Религиозно утверждая личность, нужно ею пожертвовать, отречься от себя, своей замкнутости.

Таким образом, можно сделать вывод, что точку зрения на юродство, которая заключается в определении его как аномального поведения, характеризующегося отрицанием социальных норм (на-

1 Катехизис православной церкви. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сер-гиевая лавра,1995. С. 18.

2 Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М.: Высш. шк., 1999. С. 135.

3 Кузнецов И.И. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради московские чудотворцы. М.: Терра, 1910. С. 123.

156

пример, нагота юродивого), анархизмом, обличительством пороков (это, скорее, юродствование), можно поставить под сомнение. «Суть юродства заключается в постоянном воспроизведении культа внутри себя, в постоянном отречении от себя относительного, лишении своего «я» центра и постановке на его место Бога. Тогда при таком понимании юродства нагота юродивого есть не только условие для достижения определённой духовной ступени, но и символическое свидетельство этого достижения. Она говорит о том, что подвижник умер для мира, что миру, прельщавшему его своими соблазнами, не удалось захватить его в плен»1.

Мы уже обращали внимание на то, что юродство это чисто русский феномен. В его основе лежит стремление к подвигу. Если в европейских странах принята традиция аскезы: отказа от жизненных благ, ухода к трудной жизни монаха с её тяжёлой работой, многочасовыми молитвами и различными ограничениями, то только на Руси существовало желание не просто уйти от мира и жить, преодолевая трудности, но подвижнически страдать и, возможно, даже умереть за свою веру.

Юродство оказало значительное влияние на культуру России, и особенно на психологию русского народа: оно способствовало возникновению и укреплению у людей тяги к самопожертвованию во имя высоких идеалов, что оказало заметное влияние на историческое развитие России вплоть до нашего времени.

Таким образом, изучение юродства как феномена отечественной культуры с позиций философской антропологии позволяет ответить на вопросы, связанные с поисками фундаментальных оснований отечественного менталитета.

Л. Н. Соловьева

Информация и коммуникация как ключевые детерминанты современных социокультурных изменений

Социокультурные изменения последних десятилетий во многом обусловлены переходом современного общества в качественно иную стадию социального развития - информационную. Стремительно развивается процесс формирования глобального информационного пространства, многие черты которого сейчас все более отчетливо проявляются, а такие термины, как «информация», «информатизация», «информационное общество», прочно вошли в научный обиход. Проблемы формирующегося информационного общества привлекают все большее внимание ученых разных отрас-

1 Булгаков С. Свет невечерний. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. С. 95.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.