Научная статья на тему 'Феномен стигматизации в психиатрии в представлениях студентов медицинского вуза'

Феномен стигматизации в психиатрии в представлениях студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Раева Т. В., Сарычева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен стигматизации в психиатрии в представлениях студентов медицинского вуза»

оказывается возможным при использовании лишь психофармакологических методов терапии.

Существующая система организации психиатрической помощи, ограничена в своем практическом применении из-за отсутствия комплексной грамотности врача психотерапевтическим методам лечения. Данная ситуация вызывает следование привычными стереотипами мышления психиатрической помощи. Возможность провести системный анализ различных групп факторов, относящихся к подсистемам пациента, врача и особенностей их взаимодействия определяя специфику модели психотерапевтического вмешательства.

В настоящее время на базе Тюменской областной клинической психиатрической больницы взрослого психотерапевтического отделения проводится индивидуальная и групповая психотерапия.

Психокоррекционная работа для пациентов психотического уровня индивидуации.

Показания к психотерапии:

1. Метод комплексной индивидуальной и групповой гуманистически-ориентированной психотерапии для пациентов, страдающих в первую очередь шизофренией с религиозно - архаическими бредовыми переживаниями (бред мистический, мессианства, реформаторства, греховности, колдовства и одержимости).

2. Для пациентов в рамках первого психотического эпизода.

Цель: формирование устойчивой продолжительной ремиссии шизофрении и личностной адаптации.

Краткое описание методики: Предложенный нами метод психокоррекции пациентов психотического уровня организации личности имеет совокупность принципов психотерапии: идея внутреннего прощения и благодарения; гештальттерапия с идей целостного завершения психотического эпизода; индивидуальная психоаналитическая терапия.

Использование метода возможна только в случаи терапевтической ремиссии. Индивидуальная психотерапия: время сеанса 45 мин., количество встреч с психотерапевтом индивидуально (3-7 встреч). Групповая психотерапия: время сеанса 1 ч. 30 мин., длительность терапии 7-8 месяцев, группа из 4-5 человек.

ПСИХОЛОГИЯ

ФЕНОМЕН СТИГМАТИЗАЦИИ В ПСИХИАТРИИ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Т.В. Раева, А.А. Сарычева Тюменская ГМА

Целью исследования явилось выявление образа психически больного, отношения к нему и психиатрам среди студентов медицинских учреждений.

Материалы и методы исследования: был использован опросник «Социальные представления о психическом здоровье», разработанный НЦПЗ РАМН, которым обследовано 85 студентов 5 курса лечебного факультета Тюменской ГМА.

Результаты исследования. В ходе работы была отмечена склонность респондентов соглашаться с прямо противоположными по смыслу утверждениями, что свидетельствует об отсутствии четкой системы во взглядах респондентов, их недостаточной структурированности.

Первый фактор «Контроль и отвержение» включает утверждения, связанные с ограничением прав и дистанцированием от психически больных. Из негативных качеств людей, страдающих психическими заболеваниями, акцент ставится на их социальную опасность, непредсказуемость, бесполезность и ненадежность. Отрицается приоритет личной свободы и ответственности людей с психическими заболеваниями, считается, что общество вправе принимать решения за психически больных. Безопасность общества ставится выше личной свободы больного.

Второй фактор «Отношение к психиатрии» характеризует отношение к психиатрии, психиатрам и психиатрическому лечению. Сюда входят утверждения как о компетентности психиатров и эффективности психиатрического лечения («Заключение психиатра базируется на серьезных научных знаниях» - 89,4%; «Психиатр вряд ли действительно способен помочь человеку с психическим заболеванием» - 5,9%), так и о страхе перед психиатрией и о возможности и намерениях психиатров причинить вред даже здоровым людям («Психиатр нередко считает здоровых больными и поэтому незаконно лишает их свободы» - 28,2%; «Психиатры часто сознательно причиняют вред своим пациентам» - 4,7%).

Третий фактор «Агрессивное неприятие» включает утверждения, выражающие негативное отношение к лицам с психическими заболеваниями. В отличие от первого фактора, в котором подчеркивается необходимость контроля за психически больными и их изоляции, в данном случае речь идет об активно агрессивном отношении вплоть до возможности их уничтожения как обузы для общества. Открыто выражаются отрицательные эмоции, агрессия по отношению к таким больным (неприязнь; негодование). В случае наличия у человека психиатрического диагноза выражается готовность немедленно прервать с ним отношения.

№ 3, 2012 Тюменский медицинский журнал

55

Четвертый фактор «Небиологические представления о психическом заболевании» отрицает или ставит под сомнение объективный характер психопатологии, т.е. медицинскую модель психического заболевания. Предполагается, что психическое заболевание есть «результат безволия, слабого характера» (18,8%), «признак талантливого человека» (9,4%), пробуждение особых способностей (23,5%), наказание за грехи (4,7%). Вина и ответственность за заболевание перекладываются на самих психически больных («Психически больные во многом сами виновны в своем заболевании» - 20%).

В результате проведенного исследования была выявлена значительная социальная дистанция по отношению к психически больным. Примерно половина опрошенных студентов считают, что общение с психически больным вряд ли будет полезным или приятным, а 3,5% признаются, что прекратят общаться с человеком, узнав, что он имеет психиатрический диагноз. Однако по России этот показатель выше и составляет 15%. Меньшая часть опрошенных приемлют психически больного в качестве коллеги по работе (31,8%), 36,5% согласились бы, чтобы человек с психическим расстройством входил в компанию их друзей, что примерно соответствует данным, полученным в других исследованиях стигматизации в психиатрии.

Распространены взгляды о необходимости ограничения прав и свобод душевнобольных. В частности, 44,7% опрошенных разделяют мнение о том, что психически больные не должны иметь детей, 37,6% полагают, что они не могут учиться в ВУЗе (63% и 45% по РФ соответственно). В целом 74,1% респондентов считают, что человеку с психическим расстройством нельзя доверить ответственное дело, что несколько выше, чем по России (61%). 40% опрошенных полагают, что психически больных необходимо изолировать (РФ - 43%), а 4,7% - физически уничтожать как обузу для общества (РФ - 6%).

Из негативных качеств душевнобольных наиболее распространены мнения об их опасности (78,8%) и непредсказуемости (80%). В то же время большинство населения (90,6%) не разделяют предубеждений относительно низких умственных способностей психически больных.

Выявлен амбивалентный характер социального отношения к психиатрии и психиатрам. Большинство опрошенных выражают уверенность в компетентности психиатров и эффективности психиатрического лечения. В то же время значительно выражен страх перед ними. 4,7% респондентов полагают, что психиатры часто сознательно причиняют вред своим пациентам. 32,9% студентов считают опасным иметь дело с психиатром, так как он даже здорового человека может признать психически больным. С тем, что психиатры часто сами нездоровы согласно 48,2% опрошенных. При этом 83,5% считают, что лечить психические рас-

стройства лучше все же у психиатра, и уверены в достоверности поставленных диагнозов (71,8%).

Отмечается широкая популярность взглядов, отрицающих биологический характер психического заболевания, которые представляют модель болезни, альтернативную традиционной медицинской. К этому относятся представления о том, что причиной психических заболеваний может быть «ворожба», «порча» или мнения, что психические болезни являются наказанием за грехи (4,7%). 31,8% опрошенных полагают, что те, кого считают сумасшедшими, на самом деле сталкиваются с еще не познанными наукой вещами. 23,5% допускают, что психические расстройства на самом деле являются результатом пробуждения особых способностей у человека. Вина и ответственность за заболевание перекладываются на самих психически больных («Психически больные во многом сами виновны в своем заболевании» - 20%).

Таким образом, у студентов медицинской академии отсутствует четкая система во взглядах на психических больных и психиатрию в целом, широкая популярность идей, отрицающих биологический характер психического заболевания. Наиболее выражены представления о необходимости ограничения прав и свобод душевнобольных, их «контроле и отвержении», что совпадает с мнениями людей, не имеющих медицинского образования. Из негативных качеств пациентов, страдающих психическими заболеваниями, акцент ставится на их непредсказуемость (80%), социальную опасность (78,7%), бесполезность и ненадежность (74,1%), что не соответствует реальности. Несмотря на негативный образ больного, 96,5% опрошенных не прекратят общаться с человеком, при наличии у него психиатрического диагноза. Психиатры менее подвержены стигматизации среди студентов медицинской академии, однако, у трети из них (32,9%) психиатр воспринимается как опасный и нездоровый.

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

Д.Ж. Сакенов, Д.Ж. Абдулхамидова, Е.А. Шнайдер

Павлодарский ГПИ, г. Павлодар, Казахстан E-mail авторов: [email protected]

Проведенное нами предварительное исследование состояния качества процесса подготовки выпускников педагогического института к половому воспитанию школьников выявило следующее:

1) 74% выпускников считают, что их знания о половой жизни недостаточны и им необходима дополнительная качественная информация;

56

Тюменский медицинский журнал № 3, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.