Научная статья на тему 'Феномен смены доминирующей геоцивилизации: сущность и специфика. Часть 2'

Феномен смены доминирующей геоцивилизации: сущность и специфика. Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЗАПАДНАЯ ГЕОЦИВИЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / СВЕРХДЕРЖАВЫ / ДИСПЕРСНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / ЕДИНОЛИЧНОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ ДОМИНИРОВАНИЕ / ISLAMIC GEOCIVILIZATION / WESTERN GEOCIVILIZATION / GLOBAL DOMINATION / SUPERPOWER / DISPERSED GLOBAL DOMINANCE / SOLE GLOBAL DOMINANCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Комлева Наталья Александровна

Статья посвящена обоснованию прогноза будущего глобального доминирования исламской геоцивилизации. Характеризуются особенности исламской геоцивилизации. Подчёркивается, что для обретения глобального доминирования исламская геоцивилизация должна завершить циклы, предшествующие стадии глобального доминирования, которые в своё время прошла геоцивилизация Запада обрести своеобразный экономический и идеологический консенсус. В качестве сверхдержав исламского глобального доминирования рассматриваются Иран и Турция. Утверждается, что в период между глобальным доминированием Запада и ислама осуществится «дисперсное глобальное доминирование» «многополярный мир» с господством региональных сверхдержав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Phenomenon of a Dominant Geocivilization Change: Its Essence and Specifics. Part 2

Comprehension of the real possibility of Islamic geocivilization future global dominance is one of the most acute problems for geopolitics and non-Islamic world in whole. So, the subject matter of the second part of my article is substantiation of the forecast of Islamic world domination. For my scientific goals. I used geopolitical, historical-genetic and comparative analysis in the framework of civilizational and phenomenological approaches. I emphasize that in order to gain its global dominance, Islamic geocivilization must complete the cycles preceding the stage of global domination, which at the time completed the West, that is, to attain economic and ideological consensus. I consider Iran and Turkey as the superpowers of Islamic global domination and stress that during the period between the global dominance of the West and Islam; there will be a ‘dispersed global dominance’ or ‘the multipolar world’ with the dominance of regional superpowers. I conclude Islamic geocivilization global dominance starts nowadays and will flourish in the 24th-25th centuries.

Текст научной работы на тему «Феномен смены доминирующей геоцивилизации: сущность и специфика. Часть 2»

СИСТЕМА КООРДИНАТ

Христианин и мусульманин играют в шахматы. Миниатюра из «Книги игр» Альфонсо Х. 1283

УДК 327.2

Комлева Н.А.

Феномен смены доминирующей геоцивилизации:

сущность и специфика1 Часть 2

Комлева Наталья Александровна, доктор политических наук, профессор, директор Центра геополитического анализа (Екатеринбург) ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-0184-6182 E-mail: natalia-a-komleva@j-spacetime.com; komleva1@yandex.ru

Статья посвящена обоснованию прогноза будущего глобального доминирования исламской геоцивилизации. Характеризуются особенности исламской геоцивилизации. Подчёркивается, что для обретения глобального доминирования исламская геоцивилизация должна завершить циклы, предшествующие стадии глобального доминирования, которые в своё время прошла геоцивилизация Запада - обрести своеобразный экономический и идеологический консенсус. В качестве сверхдержав исламского глобального доминирования рассматриваются Иран и Турция. Утверждается, что в период между глобальным доминированием Запада и ислама осуществится «дисперсное глобальное доминирование» - «многополярный мир» с господством региональных сверхдержав.

Ключевые слова: исламская геоцивилизация; западная геоцивилизация; глобальное доминирование; сверхдержавы; дисперсное глобальное доминирование; единоличное глобальное доминирование.

1 Продолжение. Начало см.: Комлева Н.А. Феномен смены доминирующей геоцивилизации: сущность и специфика. Часть 1 // Пространство и Время. 2016. № 3-4(25-26). С. 17-29.

Именно в пространстве исламских государств от Магриба до Пакистана начнётся борьба за новый мировой порядок.

Мохаммед Сид-Ахмед, египетский журналист

Вначале охарактеризуем отличительные черты исламской геоцивилизации, а затем изложим свои доводы в пользу прогноза о её грядущем глобальном доминировании. Как мы видели из таблиц и рейтингов, приведённых в тексте первой части данной статьи, государства исламской цивилизации в настоящий период времени по всем упоминавшимся параметрам не входят в десятку наиболее развитых. На чём же базируется прогноз грядущего глобального доминирования исламской геоцивилизации?

Первое. Исламская цивилизация - вторая после христианской по признаку присутствия в глобальном географическом пространстве (географической распространённости).

Географическое пространство ядра исламской геоцивилизации - стран Большого Ближнего Востока - представлено по большей части пустынями и полупустынями в сочетании с горными цепями и обширными плоскогорьями. Климат континентальный, с аридной (засушливой) и полуаридной (сухой) зонами. Лето сухое жаркое, зима мягкая с небольшим количеством осадков. Почти везде требуется искусственное орошение сельскохозяйственных земель, что стимулирует коллективный характер ведения хозяйства и преобладание общинной собственности на землю. Общинная собственность не предполагает формирования в индивидуальном и массовом сознании таких ценностей, как индивидуальная свобода и права человека, и, соответственно, развития политической системы либерального типа с демократическим политическим режимом. В соответствии с этим обстоятельством в исламском мире преобладают авторитарные политические режимы, часто - в форме режима личной власти. Политические системы большей части исламских стран формально конкурентны, но по сути выборы в органы власти являются в значительной степени процессом замещения государственных и партийных должностей клановыми родственниками и близкими друзьями тех, кто покидает свои посты.

Второе. В экономическом пространстве исламской геоцивилизации, с точки зрения западного человека, действуют весьма своеобразные принципы. Подавляющая их часть так или иначе базируется на требованиях религии и морали в отличие от распространённой на современном Западе и в глобализированной экономике в целом практики циничного использования человеческих пороков и слабостей для получения как можно большей прибыли в процессе производства материальных и духовных благ, а также в сфере торгового обмена.

В так называемой «исламской экономике», т.е. в экономической системе, формирующейся и функционирующей на основе особого раздела шариатского права, существует пять видов экономической деятельности:

1) запрещенная (харам): производство алкоголя и свинины и торговля ими; обман, обвешивание и сокрытие недостатков своего товара; ростовщичество; традиционная для Запада биржевая торговля; азартные игры;

2) обязательная (фард): благотворительность и участие в социальных проектах со стороны бизнеса;

3) желательная (суннат): пожертвования в пользу бедных; соблюдение «золотой середины» между скупостью и расточительством; отсутствие обмана потребителя со стороны производителя и торговца; соблюдение договоров;

4) поощряемая (мустахабб): распределение благ в пользу самых трудолюбивых (тех, результат труда которых наиболее ценен) и богобоязненных;

5) нейтральная (мубах).

Общественное благо превалирует над частным. Природные ресурсы могут быть только общенациональным богатством.

В исламской экономике имеется такой вид налогов, как закят, т.е. обязательный годовой налог в пользу бедных, нуждающихся, обычно это десятая часть доходов мусульманина1.

Однако «у исламской экономики есть всего один, но очень жирный минус - она напрямую зависит от качества людей, которые её строят»2.

1 Основные принципы и отличия исламской экономической системы [Электронный ресурс] // Islam News. Информационное агентство России. 2015. 6 окт. Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-476713.htmi.

2 Там же.

Рис. 1. Географическая распространённость ислама в Восточном полушарии. Зеленым цветом отмечены страны с преобладанием мусульман-суннитов, бордовым — мусульман-шиитов, фиолетовым — мусульман-ибадитов. Процентная шкала отражает долевую численность мусульман относительно общей численности населения страны. Карта с сайта http: / / www.runivers.ru/doc/isl/isl.php.

Рис. 2. Географическая распространённость ислама в мире в целом. Карта с сайта http: // mukarama.ru/islam.php.

Рис. 3. Государства - участники Исламского военного альянса по борьбе с терроризмом. Карта с сайта http:// club.berkovich-zametki.com/?p=20907.

ANDALUS

i

Рис. 4. Исламский халифат как проект террористической организации «Исламское государство». Карта с сайта http: //balkan-lenta.info / islamskoe-gosudarstvo-predstavilo-novuyu-kartu-mira-imenno-tak-dolzhen-po-

ix-mneniyu-vyglyadet-mir-k-2020-godu-11293/.

Рис. 5. Территория Османской империи в период наибольшего расцвета. Карта с сайта https: / / www.reddit.com/r/MapPorn/comments/ 2rr6uo/ the_ottoman_empire_

at_its_greatest_extentos920x620/.

Рис. 6. Территория Древней Персии в период наибольшего расцвет. Карта с сайта http://ifni.ru/topics/data/persia/ maps/ map_persia_01.htm.

Рис. 7. «Шиитская дуга» Ближнего Востока. Карта с сайта http://www.iran.ru/news/analytics /92042.

Присутствие исламской экономики в глобальном экономическом пространстве в настоящее время «в основном состоит из нескольких сегментов: мусульманский туризм, мусульманские продукты, мусульманская косметика, мусульманская фармацевтика и мусульманские медиа и отдых»1.

Третье. В информационно-идеологическом пространстве современный ислам постепенно выигрывает соревнование с сегодняшней западной геоцивилизацией, опираясь на ценности социальной справедливости, приоритета общественного блага и традиционной семейной морали, в значительной мере утраченные западными социумами. В частности, именно на этой системе ценностей строится пропаганда Исламского государства, или ДАИШ, и прочих радикальных организаций в рамках так называемого «исламского экстремизма», и это одна из основных причин её успеха. Успешная вербовка граждан государств, принадлежащих к западной геоцивилизации, имеет первопричиной, как утверждается в аналитическом материале Российского совета по международным делам (2016 г.), «духовный кризис секулярной культуры эпохи постиндустриализма». Современная западная цивилизация не может дать ответ на вопрос о смысле жизни индивида, если только это не гедонистическое потребление разнообразных благ, преимущественно благ материального характера. В отличие от этого «фундаменталистская идеология строго определяет цель в жизни, создает ощущение сопричастности чему-то большему, чем индивид», при этом «молодые радикалы обретают в идее джихада стройную систему ценностей, которую они не смогли найти в своей родной стране», в том числе «романтику исламского братства»2. Важным элементом в пропаганде Исламского государства является идея победоносности, то есть непрерывности серии побед в виде захвата объектов противника3. Добавим от себя, что это не просто идея «как таковая», но идея победоносной борьбы за высокие социальные идеалы, за создание единой мусульманской уммы по заветам пророка Мухаммеда. Практика пребывания в рядах Исламского государства обычно значительно отличается от декларируемых им идеалов, однако нас в данном случае интересует не обманный характер пропаганды ИГ, а те качества исламского мировоззрения, которые паразитически используются ИГ в своих целях.

«Деятельность ДАИШ, направленная на государствостроительство, очевидно, означает возвращение к большим нарративам эпохи модерна, иначе говоря, желание предложить миру глобальный альтернативный социально-политический проект. ДАИШ со всеми его аватарами действительно расширяет рамки политического ислама, обращая свое послание ко всем неудовлетворенным современным мироустройством. Отсюда его привлекательность для некоторых граждан западных государств, в том числе и России. <...> Можно согласиться с французским политологом-востоковедом Оливье Руа в том, что именно глобальный месседж, не имеющий никакого отношения ни к Ближнему Востоку, ни к религии, но попадающий в резонанс с социальными, психологическими и культурными проблемами западных обществ, привлекает в ДАИШ выходцев из Европы и Америки»4.

Если в западной геоцивилизации превалируют экономические практики, то в исламской - практики философско-религиозные и идеологически-религиозные. При этом интенсивность отстаивания этих ценностей в конце XX - первых десятилетиях XXI вв. может сравниться лишь с активностью навязывания христианства коренному населению в землях Нового Света и колониальных владениях Запада в XVI-XIX вв. Фигурально выражаясь, современный исламский мир страстно и непрестанно стучится в скорлупу, надетую западным миром на глобальные пространства. Эти непрерывные и часто кровавые попытки пробиться к глобальному лидерству С. Хантингтон назвал столкновением цивилизаций, определив исламскую цивилизацию как основного врага цивилизации западной5. При этом надо особо отметить тот факт, что у исламской геоцивилизации есть крупный исторический счёт к Западу за столетия целенаправленной эксплуатации и намеренного разрушения им основ экономики, культуры и политической жизни мусульманских социумов, что в целом ряде случаев определяет весьма жёсткий характер противостояния данных геоцивилизаций.

«Исламский вызов выражается во всеобъемлющем культурном, социальном и политическом исламском возрождении в мусульманском мире и сопровождающем этот процесс отвержении западных ценностей и институтов»6.

1 Хайат С. Глобальный халяль [Электронный ресурс] // Islam Today. All about Muslim World. 2015. 4 июня. Режим доступа: http://islam-today.ru/ekonomika/islamskij-obraz-zizni-eto-tolko-nacalo/.

2 Казанцев А., Шумилина И. Иностранные боевики в Исламском государстве. Проблема вербовки и возврата [Электронный ресурс] // РСМД: Российский совет по международным делам. Официальный сайт. 2016. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/isfighters.

3 Там же.

4 Кузнецов В. Ближний Восток: постмодерн ушел вчера [Электронный ресурс] // РСМД: Российский совет по международным делам. Официальный сайт. 2016. 4 марта. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7469#top-content.

5 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М: АСТ, 2015. С. 326—342.

6 Там же. С. 149.

Исламские страны не забывают о том, что мусульманская наука и культура - одна из значимых основ науки и культуры современного Запада и всего мира. Они помнят:

«В период расцвета исламской цивилизации с ней по количеству населения и по культурным достижениям могла соперничать только китайская. Но китайская цивилизация формировалась как локальная, ограниченная одним регионом и одной расовой группой. Ислам же создал цивилизацию мирового масштаба - полиэтническую, многорасовую, межконтинентальную»1.

Расцвет исламской геоцивилизации первого периода «дисперсного глобального доминирования» (ДГД-1) пришёлся на УШ-ХУ1 вв.

«На рубеже 1-11 тысячелетий страны ислама находились на более высоком уровне развития, чем Европа. Когда европейские аристократы во время Крестовых походов прибыли в Святую землю, знатные арабы поражались, насколько те грубы и необразованны»2.

Однако западная цивилизация, основанная на индивидуальной частной собственности и свободном рынке, победила, превратив свою нарастающую производственно-торговую и технологическую экспансию в военную, геополитическую и глобальную.

«Отторжение западных ценностей и институтов» в современный период, в частности, выражается в том, что страны исламской геоцивилизации создают свои собственные межгосударственные объединения, целенаправленно или опосредованно противостоящие действиям и самому существованию подобных же организаций, созданных под эгидой Запада. Таковы: Организация исламского сотрудничества (ОИС) - «исламский аналог ООН», «Исламская восьмёрка»3, Лига исламского мира, Исламский банк развития - аналог Международного банка реконструкции и развития, Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца, Исламская организация по образованию, науке и культуре (ИСЕСКО) - аналог и альтернатива ЮНЕСКО, Исламская федерация спортивной солидарности (аналог Международного олимпийского комитета), Исламская торгово-промышленная палата, Исламская ассоциация судовладельцев и т.п. В 2015 г. создан Исламский военный альянс по борьбе с терроризмом (рис. 3 цветной вкладки, с. 19). Принята Исламская декларация прав человека4, (положения Декларации соответствуют нормам шариата).

Данные действия являются результатом отстаивания иных, часто альтернативных западным, ценностей, определяющих экономические, политические и культурные практики в исламском мире. Попытки отграничения исламской геоцивилизации от норм и практик западной геоцивилизации свидетельствуют о её подъёме и стремлении к самостоятельности и самоценности как в цивилизацион-ном, так и в геополитическом плане. Не забудем при этом, что в исламе в качестве одного из базовых понятий существует понятие «умма», т.е. единая общность мусульман вне их этнической принадлежности и имущественного статуса. Это не означает, что все мусульмане мира живут без разногласий и даже конфликтов, в том числе вооружённых, но это значит, что понятие и феномен уммы являются базовым фактором обеспечения единства исламской геоцивилизации. Для мусульманина первостепенное значение имеет его религиозная принадлежность, его умма, а уже затем - этнические, имущественные, образовательные и иные социальные характеристики.

В религиозно-идеологическом смысле, тем не менее, исламская геоцивилизация является разделённой. Религиозный раскол на шиитов и суннитов, произошедший в VIII в. внутри идеологического пространства исламского мира, можно сравнить с Великой схизмой XI в. внутри мира христианского. Но если христианский мир в данный момент своего существования эту схизму преодолевает (снятие взаимных анафем в 1965 г., встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в феврале 2016 г. и подписание Совместного заявления по итогам встречи, где были впервые сформулированы принципы взаимодействия двух ветвей христианской Церкви в современный период5), то сунниты и шииты пока непримиримы. Эта непримиримость целенаправленно и очень успешно поддерживается специальными геополитическими технологиями, применяемыми Западом.

1 Никонов В.А. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? М.: Издательство «Э», 2015. С. 487.

2 Там же. С. 68.

3 Создана в 1997 г. в Стамбуле (Турция). Состав: Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Малайзия, Нигерия, Пакистан и Турция. Задачи: развитие отношений между исламскими государствами на принципах справедливости и равенства государств.

4 Точное название: Каирская декларация прав человека в исламе. Принята ОИС в 1990 г. В 1992 г. осуждена Международной комиссией юристов за элементы дискриминации по половому и религиозному принципам.

5 В частности, в п. 24 Совместного заявления говорится: «Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру» (полный текст см.: Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2016. 13 февр. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4372074.html).

Несмотря ни на что, на наш взгляд, пан-идея исламской геоцивилизации вполне сформирована, причём эта идея в своей основе едина для суннитов и шиитов: это идея всеобщей социальной справедливости и соблюдения традиционных норм нравственности. Нельзя сказать, что официальная пан-идея западной геоцивилизации (экономическая свобода, демократия, соблюдение прав человека) противоречит данным принципам. Однако практика глобального доминирования Запада содержит в себе явления, которые нельзя оправдать с точки зрения им же провозглашённых идеалов. Это политические практики колониализма, захватнических войн, а в современный период - практики «гуманитарных интервенций», «цветных революций» и консциентальной войны1. Пан-идеи других цивилизаций не сформированы и, возможно, не будут сформированы вообще (об этом ниже). Поэтому исламская геоцивилизация, при всей внутренней противоречивости, является единственным претендентом на глобальное доминирование. Только ислам в настоящий момент времени даёт ясный и точный ответ на то, каким именно должно быть справедливое устройство мира, и формулирует это в чёткой форме.

Выработка пан-идеи весьма важна по следующим причинам:

1) в современный период информационно-идеологическое пространство является основным среди четырёх основных геополитических пространств2, и в обозримом будущем это положение усугубится;

2) пан-идея легитимизирует доминирование геоцивилизации во всех геополитических пространствах, являясь притягательным ментальным стимулом развития не только для данной геоцивилизации, но и для других геоцивилизаций;

3) пан-идея определяет систему принципов, на базе которой сверхдержава строит соответствующую ее интересам систему международных отношений.

Следовательно, пан-идея не может быть «какой угодно» или отвечать ментальным трендам только матричной для неё геоцивилизации. Она должна быть привлекательна для большинства геоцивилизаций данной эпохи, а в идеале - для всех их. Для этого пан-идея восходящей геоцивилизации должна обладать следующими чертами:

1) являться ментальным стимулом преодоления существующих экономических и политических практик наличной доминантной геоцивилизации и замещения их на практики, базирующиеся на иных принципах;

2) представлять собой ментальную базу глобального морального консенсуса.

Выскажем одно замечание. Обычная логическая ошибка составления разнообразных форсайтов -представление исходного объекта прогноза как неизменного (то же самое, но в других условиях). Нет, в других условиях геоцивилизация, сохранив свои базовые основы, изменит формы существования, философы называют такой феномен «своё иное». Так, западная (тогда - только европейская) цивилизация имела одни качества в XV в. и совершенно иные (при неизменности базовых характеристик, что и придавало ей цивилизационное единство) в XX в. С нашей точки зрения, современная исламская цивилизация находится, если проводить аналогии с развитием западной цивилизации, где-то на этапе Реформации и Контрреформации, причём общеевропейский рынок только складывался в то время3. Так же, как и сейчас:

1) только начал формироваться общий экономический уклад исламского мира (обогащён-ный заимствованиями западных форм экономической жизни);

2) идёт борьба государств-лидеров таких суперэтносов исламского мира, как тюрки, арабы и персы, за доминирование в геополитическом ландшафте исламского мира (так же, как несколько веков боролись за доминирование в Европе англосаксы, германские и романские народы);

3) в разгаре борьба суннитов и шиитов за лидерство в иерархии ментального пространства исламской цивилизации (схожий процесс в Европе: христианство в XI в. раскололось на католичество и православие, и их активное противостояние длилось тысячу лет);

4) меняется сам ислам, идёт процесс его приспособления к нуждам геополитического доминирования в информационно-идеологическом пространстве.

1 Подробнее см.: Комлева Н.А. Преэмптивная война как технология ресурсного передела мира // Пространство и Время. 2012. № 2 (8). С. 28-34; Она же. Глобальная консциентальная война: глобальные тренды глобального противоборства // Пространство и Время. 2015. № 3 (21). С. 15-23.

2 Подробнее см.: Комлева Н.А. Несколько замечаний относительно природы и типологии геополитических пространств. // Пространство и Время. 2014. № 1 (15). С. 90-101.

3 С. Хантингтон также проводит параллель между «исламским возрождением» и эпохой Реформации в Европе. См.: Хантингтон С. Указ. соч. С. 164.

Для обретения глобального доминирования исламская геоцивилизация должна завершить циклы, предшествующие стадии глобального доминирования, которые в своё время прошла геоцивилизация Запада:

1) формирование единого варианта религиозной доктрины и выработка на ее основе светской ценностной парадигмы, приемлемой для глобальной экспансии, а также соответствующей этой парадигме пан-идеи (некий исторический аналог Реформации, Контрреформации и Просвещения как механизмов выработки доктрин либерализма, консерватизма и социал-демократии с их новыми и новейшими вариантами и превращения этого «концерта идей» в интегральную пан-идею Запада);

2) на этой ментальной основе складывание единых норм производства и торговли (экономического уклада), впоследствии - регионального, а затем и глобального экономического пространства, построенного на данных принципах;

3) войны между государствами исламской геоцивилизации1, как и войны между основными державами Запада в XV-XX вв., в результате должны установить долговременно существующую иерархию государств внутри исламского мира - с двумя сверхдержавами: Суши (вероятнее всего - шиитский Иран) и Моря (вероятнее всего - суннитская Турция) с их собственными лимитрофами.

То есть исламская геоцивилизация, как и любая иная, должна обрести своеобразный экономический и идеологический консенсус, прежде чем перейти к этапу глобального доминирования.

Если западная геоцивилизация проходила эти стадии в отсутствие внешнего давления со стороны какой-либо иной геоцивилизации, то исламской будет гораздо труднее отвоёвывать свою самостоятельность в условиях сопротивления со стороны западной цивилизации, не желающей уступать глобальное первенство, а также со стороны Бразилии, Китая, Индии и России, ведущих борьбу за установление нового варианта глобального доминирования - «многополярного». Многополярный мир, так же как период феодальной раздробленности в Европе разграничивал время существования унитарных государств античного мира и период существования унитарных государств позднего Средневековья и Нового времени, будет разграничивать геополитические периоды глобального господства западной и исламской геоцивилизаций. При этом, как указывалось выше, сама по себе исламская цивилизация в процессе своего превращения в доминантную геоцивилизацию будет претерпевать качественные изменения на каждом конкретном этапе данного процесса. Исламская геоцивилизация, в отличие от западной, не только существует в данное время под значительным внешним давлением, но и в течение последних трёхсот лет развивалась под гнётом. В данном случае имеется в виду колониальный гнёт со стороны Запада в XVШ-XX вв. Не забудем также современные попытки торможения развития исламского мира с применением технологий «цветных революций» и «бесконтактных войн», стимулирование формирования и курирование функционирования экстремистских международных организаций исламистского толка (в том числе для целенаправленной дискредитации исламской геоцивилизации), публикация и пропагандирование обвинительных в отношении ислама концепций типа теории С. Хантингтона («кровавые границы ислама»)2; поощрение раскола исламского мира на суннитов и шиитов; провоцирование войн между исламскими государствами; прямая вооруженная агрессия в ключевые страны исламского мира; стирание исторической памяти мусульманских народов с помощью «археологической войны»3. Террористическая организация Исламское государство, запрещённая в ряде стран мира именно как экстремистская, по мнению ряда исследователей, возникла и продолжает свою деятельность при значительной поддержке некоторых стран Запада4.

«Политический проект в лице ИГИЛ предстал не только диким, варварским, но и выступил против всех основных миротворческих и гуманистических традиций ислама. Видимо, это и была цель закулисных геополитических игроков»5.

1 Войны эти, по нашему мнению, будут носить гибридный характер, т.е. осуществляться во всех геополитических пространствах, но в географическом - минимально, а в экономическом и информационно-идеологическом - с высокой интенсивностью.

2 Хантингтон С. Указ. соч. С. 410-417. Подробнее см.: Комлева Н.А. Концепция столкновения цивилизаций: прагматический аспект. // Пространство и Время. 2011. № 2 (4). С. 35-38.

3 Подробнее см.: Комлева Н.А. Глобальная консциентальная война: глобальные тренды глобального противоборства. // Пространство и Время. 2015. № 3 (21). С. 15 - 23.

4 Подробнее см.: ИГИЛ как угроза международной безопасности: моногр. / Под ред. канд. филол. наук А.В. Глазовой; Росс. Ин-т стратег. исслед. М.: РИСИ, 2015.

5 Курбанов Х. Ловушки для мусульманина [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 24 марта. Режим доступа: http:// svpressa.ru/society/article/145038/?cbt= 1.

Процесс становления новой доминантной геоцивилизации, исламской, будет идти около 350400 лет1, учитывая как степень активности самой по себе исламской цивилизации, так и активное ей противостояние со стороны западной цивилизации, а также - в относительно недалёком будущем, лет через 70-80, когда «многополярный мир» станет реальностью - противодействие со стороны сверхдержав этого мира в течение 200-250 лет как минимум. Тем не менее, сегодня «процесс пошёл», и «путь длиной в тысячу ли» начат первыми шагами. По аналогии с известной книгой-форсайтом Дж. Фридмана «Следующие сто лет» наш скромный прогноз можно было бы назвать «следующие четыреста лет».

Отчего мы прогнозируем наличие в доминантной исламской геоцивилизации в качестве сверхдержав Моря и Суши соответственно Турцию и Иран? Говоря кратко, оттого, что именно две эти страны: 1) несут идею исключительности исламской системы ценностей, каждая по-своему; 2) обе страны имеют великое имперское прошлое, т.е. опыт пребывания в статусе сверхдержавы; 3) стремятся, выражая данную цель завуалированно или открыто, именно к глобальному доминированию исламского мира.

Турция, по мнению Дж. Фридмана, это «не просто хорошо развитая и современная экономика, но ещё и самая крупная в регионе - гораздо крупнее, чем у Ирана. Пожалуй, это единственная страна с современной экономикой во всём мусульманском мире. И, что важнее всего, она расположена между Европой, Ближним Востоком и Россией. На пути Турции нет никаких естественных или искусственных преград - она может продвигаться в любом направлении. Большое значение имеет и то, то она не несёт в себе угрозы американским интересам и поэтому не испытывает постоянного давления со стороны США. Это значит, что ей не приходится тратить значительные средства на борьбу с США»2. В 2015 г. по объёму ВВП Турция находилась на 18 месте в мире3.

Фридман подчёркивает, что до 1918 г. (распад Османской империи по результатам Первой мировой войны) Турция была самым могущественным государством исламского мира, т.е. являлась сверхдержавой исламской геоцивилизации, причём это положение Турция занимала с XV в. (рис. 5 цветной вкладки, с. 20). Турецкая республика была провозглашена в 1923 г. в результате войны 1919-1922 гг. за независимость (с Грецией). Турция, по прогнозу главы StratFor, к 2020 г. войдёт в десятку ведущих экономик мира, а к середине текущего века распространит своё влияние на Балканы, Кавказ и Закавказье, значительную часть бассейна Средиземного моря, включая Суэцкий канал, а также на исламские страны к востоку от Персидского залива. В основном влияние это будет иметь форму экономической экспансии, но в ряде случаев не исключается и применение военной силы. Более того, к середине XXI в. Турция будет великой космической державой, обладающей, в том числе, обитаемыми космическими станциями4. Турция «станет самым значительным государством в западной части Евразии»5. При этом, естественно, Турции придётся столкнуться со значительным сопротивлением региональных держав и попытками создать разнообразные антитурецкие союзы. США будут играть при этом первую скрипку, примерно с 2030-х годов пытаясь подорвать геополитические возможности и геополитическое влияние Турции. В связи с этим Турция, скорее всего, значительно усилит исламскую идеологическую составляющую своей внутренней и внешней политики, представив себя как державу, «пытающуюся создать исламское супергосударство, халифат»6.

Навязчивая идея создания суннитского исламского халифата, реализуемая в рамках исламской геоцивилизации как разного рода «открытыми», так и теневыми структурами, включая террористические, является попыткой легитимации сопротивления западной доминантной геоцивилизации со стороны исламского мира, попыткой найти базу практического и ментального единения в борьбе с Западом, а также отражает стремление опереться на политические и религиозные практики «изначального ислама» для легализации и легитимации своей геополитической экспансии. Исламский, или Арабский, халифат VИ-IX вв. был теократическим исламским государством. Ядром халифата была созданная самим Мухаммедом умма в Хиджазе. Арабский халифат включал Аравийский полу-

1 Приводимые здесь и далее цифры получены, как и в первой части настоящей статьи, исходя из сдвоенных циклов военной гегемонии (128 лет), восходящих к трудам Н.Д. Кондратьева циклы смены поколений финансистов (64 и 128 лет), и объединенных в 64-, 128-, 256-, 512- и 1024-летних поколенческих циклов (см.: Пашинский В. Пространственно-временная динамика человеческих сообществ разного масштаба. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011 [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/pash2/09.php).

2 Фридман Дж. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века. М.: Эксмо, 2010. С. 112.

3 Рейтинг стран и территорий по размеру валового внутреннего продукта [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. Информационно-аналитический портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.

4 Фридман Дж. Указ. соч. С. 212-216.

5 Там же. С. 213.

6 Там же. С. 200.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

остров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья (в частности Армянское нагорье, Прикаспийские территории, Колхидскую низменность, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Синд.

Террористическое Исламское государство имеет своей артикулированной целью создание государства, грандиозного по географическим параметрам, и даже более обширного, чем традиционный, исторический, Исламский халифат (рис. 4 цветной вкладки, с. 20).

Те силы, которые стоят за террористической организацией Исламское государство, в том числе и Турция, стремятся использовать его энергетику и его географическую экспансию в своих целях, а именно «загрести жар чужими руками», не используя в открытую своих собственных вооружённых сил и не подвергаясь прямым репутационным и экономическим рискам. В частности, Турция таким образом решает часть проблем по восстановлению своего контроля над территориями бывшей Османской империи и их привлекательными ресурсами.

Относительно ресурсов. Турция контролирует главный водосбор рек Тигр и Евфрат благодаря системе плотин, целенаправленно построенных на их истоках на турецкой территории для оказания влияния на государства Междуречья.

«Именно страх, что Турция может ограничить поступление воды ... даёт Турции весомые рычаги влияния на арабскую политику»1.

Ментальным ресурсом современной Турции, возглавляемой Партией справедливости и развития, служит «идея социальной справедливости, существовавшая в османском мусульманстве»2.

«Турция - это образец исламской демократии. Имея население 75 млн. чел.3, а в последнее время и темп экономического роста в 10%, Турция является демографическим и экономическим тяжеловесом, который может распространить своё. влияние на всё Средиземноморье»4.

Турция обладает «огромным военным потенциалом, превосходящим потенциал практически любой страны на Ближнем Востоке, кроме разве что Израиля»5.

«Неоосманизм представляет собой неофициальную внешнеполитическую доктрину современной Турции по расширению сферы влияния на сопредельные территории посредствам «мягкой силы», за счет экономики, гуманитарного воздействия и наднационального духа. Внутриполитический национализм образца Ататюрка сегодня явно утратил свое былое значение, на смену ему приходят новые наднациональные скрепы, основанные на имперском мышлении современного типа, умеренном исламе, турецком евразийстве, пантюркизме и панисламизме. <...> Для этого Турция приступила к созданию различных «интеграционных полей» - культурных, образовательных, экономических, а затем и политических. Такие «поля» должны служить одной долгосрочной цели - объединению тюрок. <...> В этих целях создается разветвленная сеть организаций - как государственных, так и частно-государственных и частных, которые формирующих турецкое лобби и в долгосрочной перспективе призванных способствовать реализации интересов Анкары»6.

Создан в 2009 г. Совет сотрудничества тюркских государств (Тюркский совет). Турецкое государство реализует экономические и образовательные проекты в странах с преобладанием тюрко-язычного населения. Турция активнейшим образом финансирует строительство мечетей и ведёт подготовку духовных лиц в странах Центральной Азии, в Азербайджане, в России (особенно в автономных республиках с преобладанием мусульман, в Крыму и на Кавказе). Штаб-квартира Тюркского совета располагается в Стамбуле. Пантюркистская геополитическая экспансия современной Турции осуществляется от Балкан на западе до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая на востоке. Отдельным направлением общей неоосманской линии является взаимодействие с арабскими странами. Его задача - повышение роли Турции в регионе и расширение сферы влияния Анкары за счет наращивания турецкого экономического, политического и культурного присутствия. Была также провозглашена «Африканская стратегия» Турции, открыты посольства в 17 странах Африки южнее Сахары, с апреля 2005 г. Турция является наблюдателем в организации Африканский Союз. При

1 Каплан Р. Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. С. 303.

2 Там же. С. 311.

3 На 2016 г. - 76, 6 млн. чел.

4 Каплан Р. Указ. соч. С. 316.

5 Там же. С. 317.

6 Аватков В. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции [Электронный ресурс] // Свободная мысль. 2014. № 3. С. 71-78. Режим доступа: http://svom.info/entry/458-neoosmanizm/.

этом турецкие официальные лица подчёркивают, что Турция не владела колониями в Африке и не имеет колониального прошлого на этом континенте.

«Сверхзадачей неоосманизма является превращение Турции...в мировую державу, используя её положение, историю и дипломатический опыт»1.

Иран, по количеству населения схожий с Турцией (78,5 млн. чел. в 2016 г.), как и Турция, обладает «великим прошлым», наследуя Древней Персии, которая в У-У вв. до н.э. простиралась от р. Нил на западе до р. Инд на востоке (рис. 6 цветной вкладки, с. 20) и включала в себя земли и население нескольких ещё более ранних империй Древнего мира - ассирийской, вавилонской, хеттской и египетской, - впитав в свою культуру цивилизационные достижения поглощённых социумов.

Современный Иран (Исламская республика Иран, ИРИ) как геополитический актор - это прежде всего государство идеократическое, хранитель культурных концептов шиизма и арийства. В массовом сознании этого жизнеспособного народа прочно хранится память о величии Персидского и Новоперсидского царства, о своей арийской природе2. Эксперты говорят о возрождении персидского имперского синдрома в современном Иране3. Государственный стяг Исламской республики Иран соединяет арийскую и исламскую традиции, а современное иранское летоисчисление - зороастрийский и исламский календари. Р. Каплан, цитируя лингвиста Н. Остлера, отмечает, что только у евреев и иранцев есть тексты и культурные традиции, дожившие до современности4. И «можно проехать от Багдада до Калькутты и всё равно остаться в пределах некой разновидности персидской культурной сферы»5.

Иран называют шиитской сверхдержавой6. В отличие от суннитской версии ислама, шиизм полагает верховную религиозную власть результатом не выбора (халифат), но наследования (имамат) по прямой линии от зятя (и одновременно двоюродного брата) пророка Мухаммеда, Али, которого объявил следующим после себя имамом сам пророк. Прерывание имамата произошло в конце IX в.: двенадцатый по счету имам Махди таинственным образом исчез, но шииты верят, что он возвратится, настанет Судный день и мусульмане во всем мире вновь обратятся к чистоте первоначальной веры под руководством возвратившегося имама. Мир, как физический, так и социальный, вновь обретет свою истинную сущность и единство. Таким образом, шииты считают себя не просто «людьми веры», но земными хранителями Высшей Истины, обязанными оберегать её до Судного дня. При этом, по мнению О. Руа:

«Двойственная культура шиитского духовенства поражает - для неё характерны одновременно и крайний традиционализм, и чрезвычайная открытость современному миру»7.

Среди населения Ирана 99,4% - мусульмане, из них чуть менее десятой части - сунниты, т.е. Иран это страна шиитов8. Иран поддерживает - организационно, финансово и поставками оружия, шиитские структуры в регионе Большого Ближнего Востока. Существует мнение, что имеется вероятность создания, при поддержке Ирана, федерации самопровозглашённых шиитских арабских республик, с огромным населением численностью не менее 50 млн. чел., на части территорий Ирака, Ливана, Кувейта, Катара, ОАЭ, Бахрейна, Омана, Йемена, а также в Восточной провинции, в Наджране и Асире в Королевстве Саудовская Аравия. Запасы углеводородов в этой гипотетической федерации шиитских государств, а также углеводороды Ирана составят большую часть нефтяных и газовых богатств Персидского Залива и даже всего Ближнего Востока. Это арабское шиитское государство, если оно когда-нибудь будет реально создано, протянется вдоль всего западного берега Персидского залива, превратив его, если учитывать территорию шиитского Ирана, во внутреннее «шиитское море»9. Шииты проживают не только на территории Западной Азии в указанных выше

Бурашникова А.Б. Неотюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции. // Известия Саратовского университета. Серия: История. Международные отношения 2013. Том 13. № 2. С. 67.

2 См. подробнее: Комлева Н.А. Иран: геополитический портрет [Электронный ресурс] / Н.А. Комлева // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2016. Т. 13. Вып. 1. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.42.

3 Сатпаев Д. Как в Иране хранят наследие аятоллы Хомейни [Электронный ресурс] // Forbes. 2015. 12 июня. Режим доступа: http://forbes.kz//process/expertise/dosyim_satpaev_kak_v_irane_hranyat_nasledie_ayatoUyi_homeyni/?utm_source=forbes&utm_medi um=incut&utm_campaign=89183.

4 Каплан Р. Указ. соч. С. 285.

5 Там же. С. 286.

6 Васильев А.М. Иран как шиитская сверхдержава: реальные и мнимые вызовы // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8. С. 3-7.

7 Цит. по: Каплан Р. Указ. соч. С. 291.

8 Statistical Centre of Iran. Selected Findings of National Population & Housing Census, 2011. Tehran: Statistical Centre of Iran, Office of the Head, Public Relations and International Cooperation, 2011. Statistical Centre of Iran. Vice Presidency for Strategic Planning and Supervision, 2011. PDF-file. <http://www.amar.org.ir/Portals/1/Iran/90.pdf>.

9 Шиитский полумесяц...

странах, но также в Пакистане, Западном Афганистане и Горно-Бадахшанской автономной области Таджикистана (рис. 7 цветной вкладки, с. 20) (при этом, хотя век блистательной персидско-таджикской литературы остался в прошлом, язык суннитской части Таджикистана по-прежнему остается близким к персидскому). Шиитские общины имеются практически во всех мусульманских странах. При этом сам по себе шиизм существует в нескольких формах.

На наш взгляд, не будет ошибкой предположить, что в структуре массового сознания иранского социума присутствует идея мессианизма, базирующаяся на указанных концептах шиизма и арийства. В тексте Конституции ИРИ находим:

«Исламская нация должна выбрать знающих правоверных должностных лиц и постоянно контролировать их деятельность, участвуя таким образом в построении исламского общества, которое с Божьей помощью стало бы образцом для подражания для всего мира»1.

Армия Ирана и Корпус стажей исламской революции предназначены не только для охраны границ государства:

«.а также борьба во имя Божественного начала в мире лежит на их плечах»2.

Мессианизм как элемент иранского национального самосознания является ментальной базой геополитического феномена, который Зб. Бжезинский, настроенный к ИРИ враждебно, называет «мега-ломаниакальным лидерством» Ирана3, в то же время признавая, что Иран является именно геостратегическим актором4.

В результате проведения Ираном политики поддержки шиитского и антиколониального движений, а также под предлогом опасности иранской ядерной программы для международного мира, против этого государства были введены объёмные и суровые международные санкции, значительно усложнившие деятельность иранского бизнеса и жизнь простых людей в Иране5. Существует мнение, что иранская ядерная программа стала объектом повышенного внимания и объемных санкций «коллективной империи» Запада далеко не только по причине своей «террористической направленности».

«Атомная и космическая программы Ирана - не столько оборонные инициативы, сколько заявления о своей состоятельности в качестве технологического и цивилизационного лидера исламской цивилизации. А также претензия на собственный цивилизационный проект, который, возможно, со временем смог бы и выйти за пределы региона»6.

В ночь с 14 на 15 июля 2015 г. в Вене после длительных (2004-2015 гг.) переговоров между Ираном с одной стороны, и США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией, Германией и Евросоюзом, с другой стороны, было заключено соглашение по иранской ядерной программе, названное «Совместный комплексный план действий». План предусматривал значительное сокращение количества центрифуг и обогащенного урана в Иране, переформатирование реактора в Араке, доступ МАГАТЭ на все ядерные объекты страны в любое время. Согласно этому плану санкции против Ирана, наложенные США и странами Евросоюза, должны быть поэтапно отменены в течение последующих 10 лет. Однако оговаривалось, что при нарушении Ираном положений Комплексного плана санкции возобновятся. Помимо этого, Комплексный план содержал положения о том, что оружейные санкции не будут сняты в течение следующих пяти лет, а ограничения на обладание ракетной техникой - в течение последующих восьми лет. С января 2016 г. Комплексный план стал осуществляться.

Иран осуществляет принципы «исламской экономики», в отличие от Турции, ориентированной на западную экономическую модель. При этом, как и Турция, Иран является одной из наиболее технологически развитых стран Ближнего Востока. После исламской революции 1979 г. была проведена национализация большинства предприятий, принадлежавших иностранному и крупному иранскому частному капиталу. Были национализированы банки и страховые компании. К середине 1980-х гг. в руках иранского государства было сосредоточено более 90% предприятий с численностью персонала

1 Конституция Исламской республики Иран. Преамбула [Электронный ресурс] // СЕЗ.ЕМО. Международная мониторинговая организация. Режим доступа: http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/consti1:ution_of_iran.pdf.

2 Там же.

3 Бжезинский Зб. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис. М.: Астрель, 2012. С. 174.

4 Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар. отношения, 2010. С. 64.

5 Подробнее см.: История санкций против Ирана [Электронный ресурс] // INOSMLinfo. 2015. 2 марта. Режим доступа http://inosmi.info/istoriya-vvedeniya-sanktsiy-protiv-irana.html.

6 Шушкевич Ю. Возможно, скоро мы не узнаем Ближний Восток. [Электронный ресурс] // Центр стратегической конъюнктуры. 2012. 8 нояб. Режим доступа: http://conjuncture.ru/jews-and-arabs/.

не менее 100 человек. В последующие годы частично ограничения на частную собственность были сняты, но не для иностранных компаний. Иностранный капитал в настоящее время привлекается к работе свободных экономических зон. Большая часть внешнеторговых операций находится под контролем государства. Государство регулирует почти все области экономической деятельности посредством годовых бюджетов, непосредственным участием в производстве товаров и услуг, через ценовую политику, нормирование, выделение сырья и контроль за внешней торговлей. В 2015 г. по объёму ВВП Иран находился на 28 месте в мире1. В настоящее время Иран занимает третье место в мире по разведанным запасам нефти и второе - по разведанным запасам природного газа2. Ирану принадлежат нефте- и газопроводы общей протяженностью около 34 тыс. км (по состоянию на 2013 г.), по этому показателю он занимает первое место на всем Ближнем и Среднем Востоке. Нефтяная и газовая отрасли Ирана находятся под полным контролем государства3.

Иран является активным членом Движения неприсоединения и был его председателем в период 2012-2015 гг. Движение неприсоединения создано на Белградской конференции в 1961 г. и в настоящее время объединяет 120 государств мира на основе неучастия в военных блоках, при этом статус наблюдателя имеют 17 государств. Больший состав участников имеет только ООН. Декларируя неучастие в военных блоках и отстаивание суверенитета государств, это движение пытается, правда, не без проблем и противоречий в своих рядах, проводить скоординированную антиимпериалистическую и антиамериканскую политику. В 2001 г. М. Хатами, президент Ирана, предложил концепцию «Диалог цивилизаций», призывавшую к обсуждению и пересмотру основ ориентированного на Запад либерального мирового порядка. Эта концепция в том же 2001 г. была принята Генеральной Ассамблеей ООН (единогласно). Иран, сформировав в рамках Движения ядро из радикальных антизападных держав и объединив вокруг них более десятка менее радикальных, но все же настроенных против политики Запада стран, обрел новых союзников и создал внутри Движения своеобразный трансконтинентальный военно-политический и экономический блок4.

Население Ирана и Турции «является наиболее образованным в мусульманском мире»5.

Однако, какими бы ни были Иран и Турция сегодня, нас в гораздо большей степени интересует, какими они станут и - главное - смогут ли они стать двумя конкурирующими сверхдержавами доминирующей исламской геоцивилизации. Иными словами, смогут ли эти социумы, каждый из которых обладает своеобразными чертами, поднять на своих плечах всю геоцивилизацию к стадии глобального доминирования?

В данном случае имеют значение, на наш взгляд, следующие обстоятельства:

1. Турция представляет собой - в общецивилизационном смысле - по терминологии Карла Шмитта, «страну-партизана», которая, находясь изначально в рамках исламской цивилизации, в течение восьми десятилетий стремилась перестроить свои геополитические пространства в соответствии с принципами западной геоцивилизации. Турция много лет стремится в Европейский союз, т.е. готова строить своё и без того вестернизированное экономическое пространство по ныне существующим стандартам исторического ядра западной геоцивилизации. Турция - член НАТО, т.е. в военно-политическом отношении не только зависима от Запада, но в определённой степени является проводником его экспансии в странах Большого Ближнего Востока. Запад, постепенно слабеющий, продлит, частично и в своеобразной форме, своё влияние в рамках новой доминирующей геоцивилизации через присутствие в турецких геополитических пространствах. Пружина исламского возрождения, усиленная усвоенными технологиями европейской и американской формы геополитической экспансии, поднимет Турцию к статусу державы Моря в новой доминирующей геоцивилизации и определит её своеобразие в рамках этой роли. При этом в период становления новой доминантной геоцивилизации Европа и часть Азии (Центрально-Азиатский регион, часть Западного Китая, Северной и Восточной Индии, Бангладеш, Индонезия, Филиппины), а также Северная Африка будут подвергнуты религиозно-политической и экономической экспансии суннитской Турции. Исламские общины в Европе значительно разрастутся и будут опреде-

1 Рейтинг стран и территорий...

2 Сырьевой комплекс зарубежных стран. Иран. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр «Минерал». Режим доступа: http://www.mineral.rU/facts/world/116/140/index.html.

3 Ирану принадлежат самые протяженные на всем Ближнем и Среднем Востоке нефте- и газопроводы. [Электронный ресурс] // Kazenergy. Энергия единства. 2013 г. 19 сент. Режим доступа: http://www.kazenergy.com/press/-1/10914-2013-09-19-04-18-00.html.

4 Сажин В.И. Иран и Движение неприсоединения. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2006 г. 3 окт. Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=4971.

5 Каплан Р. Указ. соч. С. 296.

лять ландшафт и климат её информационно-идеологического пространства, при этом львиная их часть будет контролироваться суннитской Турцией. Значение и роль суннитского ислама в России также вырастет и будет в значительной мере определять геополитическое поведение нашей страны в период глобального доминирования исламской геоцивилизации.

В определённом смысле Турция через четыре-пять веков, являясь глобальной сверхдержавой Моря, будет похожа на современный Китай, где вестернизированная экономика сочетается с господством коммунистических ментальных и политических практик, только соответствующие практики будут исламскими.

2. Иран в будущем, возможно, эволюционировав до вполне светской республики, останется центром «исламской экономики» и значительного морально-религиозного влияния. В глобальном лимитрофе Ирана будут присутствовать государства Африки южнее Сахары, «шиитского полумесяца» Азии, Пакистан, хазарейская часть Афганистана, часть штата Джамму-и-Кашмир в Индии, страны Латинской Америки1. Буддистская часть Азии, возможно, также окажется в лимитрофе Ирана из-за стремления следовать принципам сильной социальной политики и «исламской экономики», осуществляемым Ираном. На наш взгляд, в отношении пружины восхождения Ирана как сверхдержавы уместна аналогия не с Китаем, но с СССР, который в течение семи десятилетий был образцом реализации экономических и политических практик, в том числе национальной и социальной политики, основанных на идеалах социальной справедливости и преодоления «эксплуатации человека человеком». Отметим, что идея мессианской избранности, необходимая для становления и функционирования глобальной доминантной геоцивилизации, в ментальном поле Ирана выражена чётко и недвусмысленно.

При этом надо заметить, что в период становления и господства глобальной исламской геоцивилизации современная нам политическая карта сильно изменится. Однако мы в данном тексте приводим названия современных нам государств для обозначения объёма географического пространства доминирования сверхдержав Суши и Моря исламского мира в 2350-2450 гг. Изменится и ислам как религиозная доктрина и мировоззренческая конструкция. Он смягчится и приобретёт черты в большей степени ориентира, чем директивы.

В эпоху господства исламской геоцивилизации технический прогресс и гедонистическое потребление будут ограничены нормами исламского быта и исламского права. Мир глобального доминирования Ислама будет отличаться от мира глобального доминирования Запада «заморозкой» безудержного темпа развития технологий преобразования мира и - особенно -преобразования человеческой природы посредством так называемой «гуманитарии» в рамках теории постчеловечества (постгуманизма)2. Если планетарная цивилизация начала XXI в. резко отличается от мира XVI в. (четыреста лет тому назад) по всем техническим параметрам, а также по многим факторам экономического и информационного пространств, то планетарная цивилизация века XXV (ещё через четыреста лет) не будет составлять такого кардинального контраста с цивилизацией нашего времени. Единственное, но поистине кардинальное отличие: будущие сверхдержавы нового «однополярного» мира, т.е. мира с глобальным доминированием одной геоцивилизации, будут «работать» не только на Земле, но и на планетах Солнечной системы, скорее всего - на Луне и Марсе. Вряд ли исламская геоцивилизация станет здесь «первопроходцем», но она с неизбежностью должна будет стать доминантной и на этом поле деятельности.

Где же в период подъёма и доминирования тюрок и персов будут арабы? Не забудем, что основные святыни ислама, его ментальное сердце, находятся всё же не в Турции или Иране, но в Мекке и Медине, т.е. на территории современной Саудовской Аравии. Ответ, на наш взгляд, кроется в положении современного Ватикана, сердца католического мира. Ватикан находится на территории столицы Италии, которая, конечно, является значимой страной западного мира, но отнюдь не Италия и, шире, не романские народы определяют направление и перспективы развития Запада в целом. Это -прерогатива англосаксов и немцев. То же, по нашему мнению, случится и с Саудовской Аравией, с её Меккой и Мединой. Святыни останутся святынями, но арабы как этнос будут раздроблены по лимитрофам суннитской Турции и шиитского Ирана, и в чьём лимитрофе окажутся эти святые города, предугадать не так сложно. Это будет суннитская Турция. При этом значение шиитских Кербелы и

1 Уже сейчас «спящие ячейки» иранского влияния в виде структур «Хезболлы» существуют в странах Латинской Америки, в основном в Мексике и странах «Боливарианского альянса». Подробнее см.: Saiz E. "Los tentáculos de Hezbola en America Latina." EL PAIS Internacional. 22 Jul. 2013. Web. <http://internacional.elpais.com/internacional/2013/07/22/actualidad/1374522187_534066.html>.

2 О постчеловечестве и «гуманитарии» см.: Эстулин Д. Трансэволюция. Эпоха разрушения человека. М.: Книжный мир, 2015.

Неджефа (современный Ирак) в лимитрофе шиитского Ирана как сверхдержавы Суши не только сохранится, но и значительно усилится. Повторимся: суперэтносы англосаксов, германских и романских народов веками боролись за первенство в рамках западной геоцивилизации, и выигравшие эту битву англосаксы и немцы теперь определяют развитие мира в целом (англосаксы) и Европы (немцы), а романские народы со своими государствами играют важную, но не определяющую роль в современном мире господства Запада. Так же и суперэтносы тюрок, персов и арабов будут бороться за первенство в рамках глобальной исламской геоцивилизации, выиграют эту битву тюрки и персы, а арабские государства, изменившие свои границы в ходе этой борьбы, как их поменяли в своё время романские государства Европы, будут играть значимую, но всё же в большой степени подчинённую роль в будущем мире глобального ислама.

Каким будет мир в период «междуцарствия», т.е. при переходе от эпохи господства Запада до эпохи исламской глобальной гегемонии? По нашему мнению, осуществится «дисперсное глобальное доминирование» - «многополярный мир» с господством региональных сверхдержав: на континенте Северной Америки - США, на континенте Южной Америки - Бразилии, в Европе - Германии, в Северной Евразии - России, в южной Евразии - Индии, в Восточной - Китая, в Северной Африке - Египта, в Южной Африке - ЮАР. В регионе ББВ («Большой Ближний Восток») будут бороться за доминирование Турция, Иран и Саудовская Аравия. Это будет мир «концерта» региональных сверхдержав без явного доминирования определённой геоцивилизации и без явного противостояния по схеме Море-Суша. Подчеркнём, что названные региональные сверхдержавы это представители разных геоцивилизаций, а также разных полюсов в рамках геополитического дуализма. США (Море) и Германия (Суша) принадлежат к западной геоцивилизации, Бразилия (Суша) - к латиноамериканской, Россия (Суша) - к православно-славянской (на наш взгляд, это форма существования западной цивилизации), Индия (Море) - это индуистская цивилизация, Китай (Суша) - синская (конфуцианская), Египет (Суша), Турция (Море), Иран (Суша), Саудовская Аравия (Море) - исламская, ЮАР (Море) - африканская. По нашему мнению, ни одна из них, кроме исламской геоцивилизации, не сможет предложить свой вариант глобальной системы ценностей (пан-идею) и систему принципов устройства экономического пространства, которая бы прочно привязала к себе весь мир или, по крайней мере, подавляющее большинство стран. Цивилизация Запада, как мы постарались показать выше, в упадке, её принципы, прежде всего моральные, дискредитированы, её пан-идея теряет влияние.

Большинство авторов согласны в том, что будущий «многополярный мир» будут представлять пять «глобальных супердержав» (по нашей терминологии - скромнее, региональные сверхдержавы) - Бразилия, Индия, Китай, Россия и Южно-Африканская Республика. Бразилия - это страна западного цивилизационного проекта1, правда, соединившая с ним своеобразие креольско-африканской культуры. Её пан-идея, которая в данный момент не сформулирована в чёткой форме, это, всего вероятнее, гармония культур, этносов и социальных слоёв, и если это так, то это слишком аморфная идея. «В Бразилии налицо множественность идентичностей»2, а «латиноамериканская цивилизаци-онная самоидентичность пока в процессе становления»3. Индия - это кастовое общество, и кастовость является не просто его историческим и религиозным своеобразием, но формой выживания в бурном мире нынешнего и последующих веков, каркасом, поддерживающим значительное этническое и конфессиональное разнообразие в рамках единого социума. Но кастовость не сможет преобразиться в модель, пригодную для всех. Китай в качестве пан-идеи может предложить либо редуцированное конфуцианство (но это не идеология, а философское мировоззрение, не годящееся для формирования пан-идеи), либо специфический вариант коммунистической идеологии, мало применимый после масштабной дискредитации мирового коммунистического проекта в конце XX в.

«В силу своей культурно-цивилизационной автономии Китай может стать экономическим, может быть, даже военным лидером, но духовным лидером и объединителем цивилизаций он быть не может. У него не прочитывается концепция и стратегия такого лидерства»4.

Африканская цивилизация, лидером которой выступает ЮАР, ещё формируется как отдельная от западного цивилизационного проекта и не создала ни общего экономического, ни общего идеологического пространства, тем более она не готова предложить миру свой собственный вариант пан-идеи.

1 То же мнение высказывает и С. Хантингтон. См.: Хантингтон С. Указ. соч. С. 54, 55.

2 Никонов В.А. Указ. соч. С. 536.

3 Там же. С. 520.

4 Ивашов Л.Г. Россия в геополитическом контексте XXI века. // Геополитика и безопасность. 2010. № 4 (12). С. 22.

«Сами африканцы видят миссию негроидной расы, скорее, в возрождении единства человека и природы»1.

Это замечательная идея, первоначально изложенная в трудах и речах автора концепции негритю-да Л.С. Сенгора, но выраженная в слишком общей форме, чтобы стать пан-идеей. Россия, при всём своеобразии, вестернизированная страна, включённая, как и Бразилия, всё же в западный цивилиза-ционный проект. К тому же, идеи исключительности, необходимой для глобального доминирования, в русском этосе нет.

«У россиян достаточно сильно развита национальная гордость, но нет национального чванства, претензии на мессианскую исключительность. При этом они очень критичны в отношении самих себя»2.

Пан-идея русской цивилизации схожа с пан-идеей ислама: это идея социальной справедливости и устремления к высоким духовным идеалам, сохранения традиционных социальных ценностей (только - ценностей христианства), но без «мотора» исключительности эта идея не претворится в фактор глобального доминирования3.

Н. Фергюсон опасается, что «многополярный мир» вовсе не будет устойчивой конструкцией, но опасным и конфликтным «а-полярным» миром, формой «мирового беспорядка»4. Основанием этой точки зрения нам представляется указанное выше кардинальное различие цивилизационной базы будущих центров «многополярного мира», которые в данный исторический момент «дружат против» США и Запада из-за того, что США и Запад являются препятствием собственному цивилизационно-му развитию данных центров силы. Однако в условиях, когда - лет через 80-100 - Запад перестанет быть глобальной цивилизационной доминантой, различия этих цивилизаций возобладают, поскольку общая задача противостояния единому неприятелю исчезнет. Надо будет как-то соотноситься друг с другом, и окажется, что интересы расходятся, а едины эти цивилизации только в одном - в стремлении к собственному глобальному доминированию, за которое придётся бороться уже друг с другом.

Мир «многополярный» или «а-полярный» будет настолько опаснее ныне существующего «однопо-лярного», что исламская цивилизация с её внутренним стержнем единой уммы и единых строгих правил функционирования общества, государства и индивида явится упорядочивающим и стабилизирующим фактором, превращаясь постепенно в глобальную доминанту именно вследствие своей внутренней мировоззренческой и религиозной цельности - каркаса сохранения общепланетарного социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Исламской республики Иран. Преамбула [Электронный ресурс] // СЕЗ.ЕМО. Международная мониторин-

говая организация. Режим доступа: http://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf.

2. Аватков В. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции [Электронный ресурс] // Свободная мысль. 2014.

№ 3. С. 71-78. Режим доступа: http://svom.info/entry/458-neoosmanizm/.

3. Бжезинский Зб. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М.: Междунар.

отношения, 2010. 256 с.

4. Бжезинский Зб. Стратегический взгляд: Америка и глобальный кризис / Пер. с англ. М. Десятовой. М.: Астрель, 2010. 285 с.

5. Бурашникова А.Б. Неотюркизм и неоосманизм во внешней политике Турции. // Известия Саратовского университета.

Серия: История. Международные отношения 2013. Т. 13. № 2. С. 65-69.

6. Ивашов Л.Г. Россия в геополитическом контексте XXI века // Геополитика и безопасность. 2010. № 4 (12). С. 20-26.

7. Васильев А.М. Иран как шиитская сверхдержава: реальные и мнимые вызовы // Азия и Африка сегодня. 2012. № 8.

С. 3-7.

8. ИГИЛ как угроза международной безопасности: моногр. / Под ред. канд. филол. наук А.В. Глазовой; Росс. Ин-т стратег.

исслед. М.: РИСИ, 2015.

9. Ирану принадлежат самые протяженные на всем Ближнем и Среднем Востоке нефте- и газопроводы [Электронный ре-

сурс] // Kazenergy. Энергия единства. 2013 г. 19 сент. Режим доступа: http://www.kazenergy.com/press/-1/10914-2013-09-19-04-18-00.html.

10. «Исламское государство» представило новую карту мира: именно так должен, по их мнению, выглядеть мир к 2020 го-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ду [Электронный ресурс] // Balkan-lenta.info. Социально-политический новостной портал. 2015. 13 авг. Режим доступа: http://balkan-lenta.info/islamskoe-gosudarstvo-predstavilo-novuyu-kartu-mira-imenno-tak-dolzhen-po-ix-mneniyu-vyglyadet-mir-k-2020-godu-11293/.

11. История санкций против Ирана [Электронный ресурс] // INOSMLinfo. 2015. 2 марта. Режим доступа http://inosmi.info/istoriya-

vvedeniya-sanktsiy-protiv-irana.html.

12. Казанцев А., Шумилина И. Иностранные боевики в Исламском государстве. Проблема вербовки и возврата [Электрон-

ный ресурс] // РСМД: Российский совет по международным делам. Официальный сайт. 2016. Режим доступа:

1 Никонов В.А. Указ. соч. С. 567.

2 Там же. С. 298.

3 Глобальное доминирование СССР строилось на базе классовой, а не этнической, цивилизационной или религиозной исключительности. СССР выступал главным актором строительства «нового справедливого мира» для (в пределе) «всемирного пролетариата» как класса «угнетённых капиталом»: без эксплуатации, без классов, без войн и социальных конфликтов.

4 См.: Ferguson N. Civilization. The West and the Rest. London: Allen Lane-Penguin Books, 2011.

http://russiancouncil.ru/isfighters.

13. Каплан Р. Месть географии. Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неиз-

бежного. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015. 384 с.

14. Комлева Н.А. Глобальная консциентальная война: глобальные тренды глобального противоборства // Пространство и

Время. 2015. № 3 (21). С. 15-23.

15. Комлева Н.А. Иран: геополитический портрет [Электронный ресурс] / Н.А. Комлева // Электронное научное издание

Альманах Пространство и Время. 2016. Т. 13. Вып. 1. Стационарный сетевой адрес: 2227-9490e-aprovr_e-ast13-1.2016.42.

16. Комлева Н.А. Концепция столкновения цивилизаций: прагматический аспект // Пространство и Время. 2011. № 2 (4).

С. 35-38.

17. Комлева Н.А. Несколько замечаний относительно природы и типологии геополитических пространств. // Пространство

и Время. 2014. № 1 (15). С. 90-101.

18. Комлева Н.А. Преэмптивная война как технология ресурсного передела мира // Пространство и Время. 2012. № 2 (8).

С. 28-34.

19. Кузнецов В. Ближний Восток: постмодерн ушел вчера [Электронный ресурс] // РСМД: Российский совет по междуна-

родным делам. Официальный сайт. 2016. 4 марта. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=7469#top-content.

20. Курбанов Х. Ловушки для мусульманина [Электронный ресурс] // Свободная пресса. 2016. 24 марта. Режим доступа:

http://svpressa.ru/society/article/145038/?cbt=1.

21. Мусульманство (Ислам) [Электронный ресурс] // Мечеть Мукарама. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://mukarama.ru/islam.php.

22. Никонов В.А. Код цивилизации. Что ждёт Россию в мире будущего? М: Издательство «Э», 2015. 672 с.

23. Основные принципы и отличия исламской экономической системы [Электронный ресурс] // Islam News. Информацион-

ное агентство России. 2015. 6 окт. Режим доступа: http://www.islamnews.ru/news-476713.html.

24. Пашинский В. Пространственно-временная динамика человеческих сообществ разного масштаба. М.: Товарищество научных

изданий КМК, 2011 [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/History/pash2/09.php.

25. Политическая история исламского мира [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Руниверс. Режим доступа:

http://www.runivers.ru/doc/isl/isl.php.

26. Сажин В.И. Иран и Движение неприсоединения. [Электронный ресурс] // Институт Ближнего Востока. 2006 г. 3 окт. Режим

доступа: http://www.iimes.ru/?p=4971.

27. Сатпаев Д. Как в Иране хранят наследие аятоллы Хомейни [Электронный ресурс] // Forbes. 2015. 12 июня. Режим доступа:

http://forbes.kz//process/expertise/dosyim_satpaev_kak_v_irane_hranyat_nasledie_ayatollyi_homeyni/?utm_source=forbes&utm_m edium=incut&utm_campaign=89183.

28. Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла [Электронный ресурс] // Русская Право-

славная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. 2016. 13 февр. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru /db/text/4372074.html.

29. Сырьевой комплекс зарубежных стран. Иран. [Электронный ресурс] // Минерал. Информационно-аналитический центр. Ре-

жим доступа: http://www.mineral.ru/facts/world/116/140/index.html.

30. Рейтинг стран и территорий по размеру валового внутреннего продукта [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии.

Информационно-аналитический портал Центра гуманитарных технологий. 2016. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings /rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info.

31. Фридман Дж. Следующие 100 лет: прогноз событий XXI века / Пер. с англ. А Калинина, В. Нарицы, М. Мацковской.

М.: Эксмо, 2010. 336 с.

32. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. М: АСТ, 2015. 571.

33. Хайат С. Глобальный халяль [Электронный ресурс] // Islam Today. All about Muslim World. 2015. 4 июня. Режим

доступа: http://islam-today.ru/ekonomika/islamskij-obraz-zizni-eto-tolko-nacalo/.

34. Шушкевич Ю. Возможно, скоро мы не узнаем Ближний Восток. [Электронный ресурс] // Центр стратегической конъ-

юнктуры. 2012. 8 нояб. Режим доступа: http://conjuncture.ru/jews-and-arabs/.

35. Эстулин Д. Трансэволюция. Эпоха разрушения человека. М.: Книжный мир, 2015. 352 с.

36. Ferguson N. Civilization. The West and the Rest. London: Allen Lane-Penguin Books, 2011. 402 p.

37. Saiz E. "Los tentaculos de Hezbola en America Latina." EL PAIS Internacional. 22 Jul. 2013. Web. <http://internacional.elpais.com

/internacional/2013/07/22/actualidad/1374522187_534066.html>.

38. Statistical Centre of Iran. Selected Findings of National Population & Housing Census, 2011. Tehran: Statistical Centre of Iran,

Office of the Head, Public Relations and International Cooperation, 2011. Statistical Centre of Iran. Vice Presidency for Strategic Planning and Supervision, 2011. PDF-file. <http://www.amar.org.ir/Portals/1/Iran/90.pdf>.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Комлева, Н. А. Феномен смены доминирующей геоцивилизации: сущность и специфика. Часть 2 / Н.А. Комлева // Пространство и Время. — 2017. — № 1(27). — С. 17—33. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1-27.2017.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.