Научная статья на тему 'Феномен “следующего христианского мира”: типичные черты и тенденции'

Феномен “следующего христианского мира”: типичные черты и тенденции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / СТРАНЫ “ГЛОБАЛЬНОГО ЮГА” / СТРАНЫ “ТРЕТЬЕГО МИРА” / “СЛЕДУЮЩИЙ ХРИСТИАНСКИЙ МИР” / “НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО” / “ЮЖНОЕ ХРИСТИАНСТВО” / THE COUNTRY OF THE “GLOBAL SOUTH” / THE COUNTRY OF THE“THIRD WORLD” / “NEXT CHRISTENDOM” / “NEW CHRISTIANITY” / “SOUTHERN CHRISTIANITY” / SOCIOLOGY OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каргина Ирина Георгиевна

Автор статьи анализирует феномен “следующего христианского мира” (“нового христианства”, “южного христианства”), распространенного в странах “третьего мира”, в странах так называемого “глобального Юга”, и характеризующего религию в современную эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of “next-Christian world”: the typical features and trends

The author analyzes the phenomenon of the “next Christendom” (“New Christianity”, “Southern Christianity”) distributed in “Third World”, in the so-called “global South” and characterizes religion in the modern era.

Текст научной работы на тему «Феномен “следующего христианского мира”: типичные черты и тенденции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 1

И.Г. Каргина, канд. социол. наук, доц. кафедры социологии МГИМО (У) МИД России*

ФЕНОМЕН "СЛЕДУЮЩЕГО ХРИСТИАНСКОГО МИРА": ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Автор статьи анализирует феномен "следующего христианского мира" ("нового христианства", "южного христианства"), распространенного в странах "третьего мира", в странах так называемого "глобального Юга", и характеризующего религию в современную эпоху.

Ключевые слова: социология религии, страны "глобального Юга", страны "третьего мира", "следующий христианский мир", "новое христианство", "южное христианство",

The author analyzes the phenomenon of the "next Christendom" ("New Christianity", "Southern Christianity") distributed in "Third World", in the so-called "global South" and characterizes religion in the modern era.

Key words: sociology of religion, the country of the "global South", the country of the "Third World", "next Christendom", "new Christianity", "Southern Christianity".

Постмодернистский мир не оправдал прогнозов относительно "падения" религии и ухода религиозного фактора на периферию общественной значимости. Религия в современную эпоху претерпевает период качественных изменений, находится на подъеме, и религиозный фактор является одним из центральных звеньев в политических, социальных процессах, переконфигурации локальных культурных ландшафтов, провоцировании и урегулировании конфликтов. В этих условиях внимание социологов религии привлечено к изучению причин и следствий этих процессов, особенно локализованных в странах Запада. Однако не меньший интерес связан с набирающим силу новым феноменом — незнакомым миром "нового христианства" — религией стран "третьего мира", поэтому часто именуемым "южным христианством". По убеждению известного американского историка религии Филиппа Дженкинса, который видит в "новом христианстве" не только географические, но и глубокие качественные его отличия от христианства Запада, феномен динамично растущего христианского гиганта глобального Юга наиболее уместно определить как "следующее христианство"1. Это не просто пересаженная версия знакомой религии старого христианского Запада, оно представляет собой по-настоящему новое явление.

* Каргина Ирина Георгиевна, e-mail: [email protected]

1 Jenkins P. The next Christendom: the coming of global Christianity (future of Christianity Trilogy). Oxford, 2002.

Насколько "новое христианство" отличается от своего "родителя", и насколько масштабно это явление, предстоит выяснить в предлагаемой статье. Более того, рассмотрение "южного христианства" как новой нарождающейся глобальной реальности позволит переосмыслить некоторые представления о природе современного религиозного возрождения, охватившего некоторые страны западного мира, в том числе и Россию, а также увидеть все религии и культурную модернизацию в совершенно новом пространстве.

Границы популяции "новых христиан" и тенденции роста

По данным "Всемирной христианской энциклопедии", изданной под руководством известного британского исследователя религии Дэвида Барета, наиболее многочисленной и географически широко распространенной религией в современном мире является христианство: его исповедуют 33% населения2. Причем в пределах христианской религии создатели "Энциклопедии" насчитали 33 830 деноминаций по всему миру3. На основе анализа колоссального объема информации, собранного за многие десятилетия, Д. Барет отмечает, что в период между 1900 и 2000 гг. произошли глобальные изменения в различных религиях и долях различных вер глобального населения, но самые показательные изменения связаны с христианством. В частности, он отмечает, что с начала 80-х годов прошлого столетия стал заметен стремительный рост, главным образом в развивающихся странах, так называемых "независимых" ("Independents") христианских церквей. К числу наиболее быстро растущих "независимых" церквей Д. Барет относит "Универсальную церковь царства Бога" в Бразилии, Церковь "Иисуса — Бога всеобщего братства" на Филиппинах и Сионскую христианскую церковь Южной Африки. К концу XX столетия число "независимых" верующих, или "новых христиан", достигло 386 млн человек. Существенным является то, что за довольно короткий срок "новые христиане" изменили межконфессиональные пропорции в рамках христианской религии. Превысив к настоящему времени количество протестан-

2 World Christian encyclopedia. Oxford, 2001. Энциклопедия представляет собой глобальный учет существующих в настоящее время религий, их количественной оценки. В ней прослеживается динамика численности верующих и описание разных религий в 238 странах мира начиная с 1900 г. с прогнозированием тенденций развития до 2025 г. По данным "Энциклопедии", в мире к концу XX столетия оформилось около 10 000 самостоятельных религий, из которых 150 имеют 1 млн и более последователей, подавляющая часть населения мира (92%) идентифицирует себя с определенной религией, а число атеистов в среднем не превышает 3%.

3 Сам Д. Барет по поводу критических замечаний относительно того, можно ли все деноминации, вошедшие в число 33 830, считать христианскими, отвечает: "Можно поспорить, но у нас действительно нет конкурентов, в этом и проблема" (цит. по: Ostling R.N. Researcher tabulates world's believers // Salt Lake Tribune. 2001. 19 May). С этим стоит согласиться.

тов, они переместились на второе место и уступают теперь только католикам4.

Сегодня для многих экспертов является очевидным тот факт, что вследствие комплекса факторов, в центре которых демографические тенденции и миграционные процессы, мировая христианская община будет расти исключительно за счет населения стран "третьего мира". По оценкам Д. Барета, если в начале прошлого столетия доля "белых" христиан составляла 81%, то уже к началу XXI в. она снизилась до 45%5.

Исследования британского социолога религии Питера Браэрли также довольно убедительно доказывают, что с середины прошлого столетия сформировалась ярко выраженная тенденция постепенного перемещения центра тяжести христианской популяции с Севера на Юг и в Юго-Восточную Азию (см. рис.)6.

Рис. Доля христиан по континентам в мировой христианской популяции

Данные, представленные на рисунке, убедительно иллюстрируют тенденцию. Если еще в 60-е гг. XX в. наблюдалось абсолютное доминирование "северных" христиан (69%), то уже к 1995 г. суммарная доля христиан в Европе и Северной Америке составляла только половину мировой христианской популяции (49%), а к 2010 г. их доля сократилась до 44%.

4 По данным World Christian encyclopedia, римских католиков на рубеже веков было 1 млрд последователей, протестантов — 342 млн, православных — 215 млн, англикан (Д. Баррет отделяет их от протестантов) — 80 млн.

5 World Christian encyclopedia.

6 Brierley P. Future Church: a global analysis of the Christian community to the year 2010. L., 1998. P. 36-37.

Алексей Пименов, религиовед, профессор Университета Джорджа Вашингтона, основываясь на обобщении официальных данных исследовательских Центров США, утверждает, что "через пятнадцать лет, когда число христиан на планете, по самым скромным оценкам, превысит 2,5 млрд человек, среди них самую большую группу составят жители Латинской Америки (около 640 млн), второе место займет Африка (630 млн) и только третье — Европа (555 млн). В список стран с самым большим христианским населением попадут Бразилия, Нигерия, Филиппины. Войдет туда и Китай, зато мы не обнаружим там ни Франции, ни Италии, ни Великобритании"7.

Итак, переконфигурация религиозного пространства, происходившая на протяжении всех последних десятилетий и в существенной степени затронувшая глобальное христианство, продолжает свое развитие в сторону значительного увеличения удельного веса, а значит, и влияния южной модели христианства. Очевидно, что стимулирует эти процессы совокупность факторов социально-экономического, политического и чисто религиозного характера. Д. Барет по этому поводу пишет, что "эти колоссальные изменения не только являются следствием демографических и экономических процессов, но они связаны с качественными изменениями самой христианской религии (выделено автором). Христианство стремительно перемещается от образа жизни по европейскому образцу за пределы устоявшихся веками институциональных форм и традиций. Причем здесь нет центрального, универсального нарратива"8.

Пришло время разобраться, какие качественные признаки отличают христиан глобального Юга от их западных братьев.

Качественные признаки феномена

"следующего христианского мира"

Ключевой признак, который не характеризует "южное христианство" и его религиозную философию, но позволяет понять причины невероятного взрыва христианского учения на глобальном Юге, заключается в его глубокой связи с нищетой. Изучая природу феномена "нового христианства", известный теолог Маркус Борг отметил, что "это — подобно тому, как если бы мы увидели христианство в первый раз"9. По словам М. Борга, «в отличие от мифа, согласно которому типичный христианин — это белый толстый кот, живущий в Соединенных Штатах или западной Европе, "новый" христианин — бедный человек, зачастую невообразимо бедный по западным стандартам»10.

7 Пименов А. На пути к глобальному религиозному конфликту // Washington profile. 2005. 02 Mart.

8 Ostling R.N. Op. cit.

9 БоргМ. Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох. М., 2009. С. 394.

10 Там же.

История, в том числе и современная, знает множество примеров того, что религиозное возрождение в разных странах сопровождалось политическими и экономическими кризисами и трансформациями, которые никогда не обходились без резкого ухудшения качества жизни определенной части населения, появления значительной доли людей, испытывающих серьезные проблемы материального, психологического и социального порядка. Именно в эти сложные для обществ времена наступает период ренессанса церкви и базовой религиозной традиции. Российский образец в этой связи представляет собой один из наиболее типичных примеров.

Страны глобального Юга в сравнении со странами Запада всегда отличались крайне низким уровнем жизни, исключительной бедностью населения. Зерна, посеянные там миссионерами католических и протестантских церквей еще в XIX в., попали на плодородную почву. В результате гибридизации с местными аборигенными культурами и религиями и поступательного движения стран "третьего мира" в направлении к модернизации оформилась совершенно особенная религиозная ветвь нового направления христианства. По словам С. Хантингтона, "Если традиционная религия в обществах со стремительной модернизацией не способна адаптироваться к требованиям модернизации, создаются потенциальные возможности для распространения западного христианства и ислама. В таких обществах наиболее удачливые сторонники западной культуры — это не неоклассические экономисты, не демократы-крестоносцы и не руководители транснациональных компаний. Скорее всего, это есть и будут христианские миссионеры. Ни Адам Смит, ни Томас Джефферсон не могут отвечать психологическим, эмоциональным, моральным и социальным запросам выпускников средней школы в первом поколении. Иисус Христос тоже может не отвечать им, но у него шансов больше"11.

Шансы христианской религии в конкуренции с местными религиозными обычаями оказались превалирующими, поскольку аборигенные религии не смогли дать ответы на ключевые вопросы о причинах жестокой бедности и способах ее преодоления. Те, кто занимает сегодня кафедры церквей в Бразилии или Уганде, обращаются к самым нищим, самым обездоленным. Для их паствы — многомиллионного населения стремительно растущих мегаполисов Сан-Паулу и Кампалы, Лагоса и Мехико — евангельская бедность — не иносказание, а будни. Чудес, описанных в Библейских текстах, они ждут не метафорически, а всерьез. На африканском континенте, где взлет христианства начался в последние годы периода колонизации (50-60-е гг. прошлого столетия), когда

11 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 90.

местные церкви возникли в результате деятельности иностранных миссионеров, современный период отличается бурным распространением церквей "спасающей веры", полностью независимых от иностранного влияния.

В основе успешной парадигмы — видение Иисуса Христа как воплощения божественной силы, побеждающей злых духов, которые причиняют бедствия, страдания и болезни. Вот что по этому поводу пишет Энн Берстейн: "Вместо того чтобы — по примеру господствующих церквей — обещать за добродетель спасение в загробном мире, многие новые церкви проповедуют немедленное избавление в форме мирских благ. Именно с этой вестью так называемая теология процветания и обращается к бедным и обездоленным... Послание южноафриканских пятидесятнических религиозных объединений гласит, что богатство — это благословение, которое нужно заслужить всей жизнью"12.

Другим важным аспектом теологии и нравственного учения южного христианства является то, что оно значительно более консервативно, чем христианство Запада. Так, католическая вера, которая растет в Африке и Азии13, очень похожа на веру, которая была распространена до II Ватиканского Собора, провозглашавшую безоговорочную власть епископов и священников, строгое следование церковным канонам и нравственным ценностям.

В то же время полномасштабная реформация южного христианства происходит под мощным влиянием харизматичного пяти-десятничества, чьи идеи разделяют и многие южные католики. Пятидесятники относятся в настоящее время к наиболее успешной и быстро растущей христианской деноминации, хотя она и является довольно молодым движением, возникшем в Северной Америке в начале XX в. Сегодня пятидесятники сильны своей численностью (их почти 400 млн) и широким распространением по всему миру, но в основном их церкви сосредоточены на глобальном Юге. По прогнозам, к 2040 г. их будет около 1 млрд человек, т.е. гораздо больше, чем буддистов, и их численность будет примерно соизмерима с численностью индуистов14.

12 Берстейн Э. Глобализация, культура и развитие // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004. С. 246.

13 По данным Всемирной христианской энциклопедии, предполагается, что к 2025 г. почти 2/3 всей католической паствы будет жить в Африке, Азии и Латинской Америке. В 1998 г. из 18 млн зарегистрированных крещений 8 млн было проведено в Центральной и Южной Америке, 3 млн — в Африке и чуть менее 3 млн — в Азии, т.е. более чем 3/4 крещений, состоялось в "южных регионах". Ежегодное общее крещение на Филиппинах превышает общее число крещений в Италии, Франции, Испании и Польше, вместе взятых. По оценкам специалистов, число филиппинских католиков может возрасти до 90 млн к 2025 г.

14 См.: Пименов А. Указ. соч.

"Верующие пятидесятники отвергают строгие традиции в литургии, но они полагаются на прямые духовные откровения, дополняя и затмевая авторитет Библии", — пишет Ф. Дженкинс15. В то же время они, так же как и католики Юга, в вопросах морали и нравственности значительно расходятся с северными либеральными церквями. Независимые церкви Африки и Латинской Америки очень консервативны в таких вопросах, как аборты и гомосексуализм, выступают за сохранение традиционной модели семьи и борются с такими пороками, как наркомания, алкоголизм, насилие и др.

Дополнительным фактором, повышающим шансы на успех религиозной парадигмы "южных церквей" и укрепляющим их базовые основы вероучения, является бедственное положение в области здравоохранения даже в городах-гигантах Юга, которое контрастирует с провозглашением борьбы за исцеление души и тела новых церквей. История свидетельствует, что в начале XX столетия взрыв христианских движений исцеления и новых пророков совпал с серией эпидемий, унесших жизни тысяч людей, и религиозный подъем был связан часто со стремлением получить исцеление и здоровье. Поэтому сегодня в африканских церквях исцеление духовное и физическое является одним из ключевых направлений служения. Ф. Дженкинс отмечает: "Нигде на глобальном Юге различные духовные целители не найдут серьезной конкуренции со стороны современной медицины: она просто недоступна самым бедным слоям населения"16 (выделено автором). Поэтому новые христиане неистово верят в Христа, но понимают его в соответствии со своими традициями — как предка или великого целителя и знахаря.

Наряду с выполнением важной социальной миссии новое южное христианство создает условия для зарождения и распространения радикального религиозного фундаментализма (по причине своей исключительной ортодоксальности), который может проявляться в самых чудовищных формах. Часто новые южные церкви получают поддержку местного населения в результате того, каким образом, как именно они "расправляются" с демонами угнетения и нищеты. Например, они очень преуспели в борьбе с колдовством. Известно, что Африка отличается довольно широко распространенной верой в колдовство — страх перед ведьмами и злыми духами огромен, он парализует волю, препятствует развитию. В неистовом желании борьбы с колдовством христианские общины могут проявлять необыкновенную жестокость по отношению к тем, кто

15 Jenkins F. Op. cit. P. 47.

16 Ibid. P. 56.

только заподозрен в связи со злыми духами, причем инициаторами казней нередко выступают сами священники. Так, по данным ОНН, в 2001 г. в Конго были казнены около 1000 подозреваемых в колдовстве. Только в двух из 36 штатов Нигерии за последние 10 лет в колдовстве были обвинены 15 000 детей, из которых примерно 1000 были убиты17. Невежество, чудовищная нищета, отсутствие каких-либо перспектив на улучшение жизни толкают людей, ослепленных проповедями религиозных фанатиков, на преступления, даже против своих детей.

Также наряду с быстро распространяющимися церквями "спасающей веры", выросшими на почве католичества или пятидесят-ничества, появились апокалиптические и мессианские движения, которые используют средства вооруженного насилия для привлечения сторонников и установления своего влияния. Так, экстремистские христианские движения регулярно появляются в различных частях Африки, особенно там, где особенно слабы государственные структуры. Наиболее "громкие" примеры связаны с деятельностью церкви Lumpa в Замбии, организаций "Сопротивление Господней армии" и "Движение за восстановление десяти заповедей Бога" в Уганде. Сегодня подобные движения и секты абсолютно убеждены в том, что их борьба за дело Бога позволяет пренебречь законами и ведение войны за "нравственную чистоту" общества возможно любыми средствами.

Таким образом, общие условия жизни большинства населения стран "третьего мира" — болезни, эксплуатация, отсутствие приемлемых условий, бедность, алкоголизм, наркотики и насилие — могут объяснить, почему люди легко соглашаются с тем, что они находятся под властью демонических сил и что только Божественное вмешательство может их спасти. Как и в начале XVI в., в XXI в. буквальное толкование Библии оказывается чрезвычайно привлекательным.

Итак, из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Существенным в понимании природы "нового христианства" и его отличия от христианства Запада является то, что бурное развитие новых церквей в Африке, Азии и Латинской Америке объясняется стремлением приверженцев воссоздать свой вариант идеализированного раннего христианства, часто описываемого как восстание «"примитивного" христианства». (Сопровождающееся еще и высокой рождаемостью, что нельзя сбрасывать со счетов.) Проявляется это в проповедовании глубокой личной веры, сплочения вокруг сообщества, мистике, пророчестве и пуританстве, подчинении духовной власти. Проповеди харизматичны и фантазийны, вселяют

17 http://www.ohchr.org

оптимизм и веру в будущее18. Ф. Дженкинс отмечает, что "американские реформаторы также мечтали о восстановлении ранней Церкви, но в то время как американцы освободили свои церкви от иерархии, суеверия и догмы, южане оглянулись назад, чтобы наполнить свои церкви духовной силой и способностью изгонять демонические силы, которые вызывают болезни и нищету"19.

Можно сказать, что современная модель "примитивного христианства", воплощенная в независимых церквях глобального Юга, представляет собой тип альтернативной социальной системы, сыгравшей огромную роль в самые первые дни христианства. Эта система является сегодня мощным средством завоевания поддержки и признания в развивающихся странах и может быть рассмотрена как альтернатива неспособности правительства удовлетворить элементарные потребности людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берстейн Э. Глобализация, культура и развитие // Многоликая глобализация: культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. М., 2004.

Борг М. Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох. М., 2009.

Пименов А. На пути к глобальному религиозному конфликту // Washington profile. 2005. 02 Mart.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

Brierley P. Future Church: a global analysis of the Christian community to the year 2010. L., 1998.

http://www.ohchr. org

Jenkins F. The next Christendom: the coming of global Christianity (future of Christianity Trilogy). Oxford, 2002.

Ostling R.N. Researcher tabulates world's believers // Salt Lake Tribune. 2001. 19 May.

World Christian encyclopedia. Oxford, 2001.

18 По этой причине эти конгрегации часто называют "пророческими церквями"

19 Jenkins F. Op. cit. P. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.