УДК 1.13.130.3.130.31
Т. З. Мухутдинова, Г. Н. Кулагина, Н. П. Ячина,
А. Я. Икрамов
ФЕНОМЕН РУССКОГО МЕЩАНСТВА: ОТНОШЕНИЕ М. ГОРЬКОГО И Л. АНДРЕЕВА
Ключевые слова: мещанство, мировоззрение, индивидуализм, массовое сознание.
В статье «Феномен русского мещанства: отношение Л.Андреева иМ.Горького» авторырассматривают отношение различных авторов к мещанству. Для М.Горького и Л.Андреева мещанство - не только сословная группа, но и мировоззрение Для М.Горького мещанство - это неспособность к творчеству, душевная нищета, проявление индивидуализма. В мещанстве он видит истоки массового сознания. Л.Андреев пишет о мещанственности бытия.
Keywords: Philistinism, worldview, individualism, mass consciousness.
In an article entitled "The Phenomenon of Russian middle class: the ratio of Leonid Andreyev and Gorky" AUTHORS consider the attitude of various authors to the narrow-mindedness. For Gorky and Andreeva bourgeoisie - not only social class group, but the outlook for Gorky bourgeoisie - is the inability to be creative, spiritual poverty, a manifestation of individualism. In the philistinism he sees the origins of mass of consciousness. Andreev writes meschanstvennosti being.
Термин «мещанин» польского
происхождения (ед. ч. «т1е$7С7атп» - горожанин) [1]. В историографии мещанство традиционно определялось как «слой городских ремесленников, мелких торговцев, домовладельцев», часть «мелкой буржуазии», а основным занятием мещан называлась мелкая торговля и ремесла. В 19 веке мещанство стали понимать как этико-социальную категорию. Мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность,
безыдейность и т. п.
Тип мещанина в русской и европейской культуре многообразен и многолик. Герцен писал о мещанстве: «С мещанством стираются личности», «с мещанством стирается красота природы» [2]. В статье «Концы и начала» А.И. Герцен определяет мещанство как самодержавную толпу сплоченной посредственности, которая всем владеет. Сама жизнь вокруг них мельчает и пошлеет, ибо из нее уходят общечеловеческие интересы, и она сводится к интересам торговой конторы и мещанского благосостояния. Мережковский также пишет: «Достигшее своих пределов и воцарившее мещанство есть хамство».
Мещан бичевал в своих стихах К. Бальмонт. О духовном мещанстве как выражении необычно плоскостного мироощущения писал Е.Н. Трубецкой.
С мещанством воевали символисты и реалисты, богостроители и богоискатели.
Луначарский А. отмечал, что духовное мещанство - «это духовное свойство всех классов и групп, психика которых определяется частной собственностью, как базисом культуры» [3]. В душе интеллигенции он видит борьбу двух чувств: чувств общественных и стихии индивидуализма, мещанства [4]. Он пишет о двойственности культуры мещанина: соглашательстве и
агрессивности. У мещанина «двойное дно», он конформист и приспособленец. Мало ценя свободу человеческой личности, мещанин, не задумываясь,
посягает на чужую и столь же легко готов отдать свою. И поэтому из недр мещанства рождаются преступления и войны.
На антимещанские настроения М. Горького оказал влияние Ницше. Ницше писал: «Я ненавижу обывательщину гораздо больше, чем грех» [5]. Горький пишет о напрасных попытках «трусливых холопов остановить колесницу истории» [6]. Ницше говорит о тех исторических натурах, которые, мало заботясь о «так оно есть», с радостной гордостью подчиняют свою деятельность принципу «так должно быть» [7]. Как и Ницше, Горький
противопоставляет мещанству призыв к героическим деяниям: «Мещанство - проклятие мира<...> Мещанство - чертополох. Оно -бездонная жадная трясина грязи» [8].
Понятие «мещанства» М. Горький распространил почти на всю интеллигенцию. Такой же точки зрения придерживался Троцкий Л., который писал: «Написать историю слова
«мещанство» в русской литературе - значит
написать историю русской интеллигенции за несколько десятилетий» [9].
Как поднимающуюся силу хамства,
оскорбляющую вечную эстетику и вечную этику охарактеризовал «Заметки о мещанстве» М. Горького Н. Бердяев в «Революции и культуре» [10].
Для Соловьева В. социализм представлялся наиболее последовательным выражением
мещанства, т. е. социализм, на его взгляд, сливал в безразличное тождество общество духовное с
обществом экономическим.
Андреева Л. и Горького М. сближает неприятие мещанского уклада жизни. Для писателей духовное мещанство - самодовлеющая посредственность, бескрылость. Мещанин для них -это человек, оторванный от общественных интересов, находящийся в духовной самоизоляции, внутренне опустошенный, и он заслуживает только презрения. Мещанин стремится жить в комфортном
мире, в котором люди следуют утилитаристским принципам.
Говоря о мещанстве, Горький и Андреев имели в виду не столько сословную группу, сколько целый мировоззренческий комплекс, носителями которых могут быть представители самых разных групп населения. «Основные ноты мещанства, -пишет М. Горький, - уродливо развитое чувство собственности, всегда напряженное желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед всем, что так или иначе может вспугнуть этот покой <.. .> [11]. У Горького мещане - будущие массовые люди-потребители, синоним невежественности; толпа, которая не рассуждает, а повинуется страстям. Это воплощение стадности имеет психологическую готовность к рабству, унифицированности, шаблонности. Оборотной стороной такой готовности является нетерпимость и страх перед Другим. «Дремлет человек, - пишет М. Горький в рассказе «Читатель», - и никто не будит его. Дремлет он и превращается в животное. Бич ему нужен и огненная ласка любви вслед за ударом бича.» Горький считал, что мещанин нуждается в непременной переделке, перековке, перевоспитании. Он упрощенно понимал мещанство и обвинял мещан в том, что они измеряют все явления жизни «узкой и тесной меркой своего эгоизма».
Один из героев М. Горького («Мещане») обвиняет мещан в том, что они испортили жизнь, сделали ее тесной, «сузили, укоротили». Духовное мещанство - это самодовольная посредственность, неспособность к творчеству жизни. В трактовке Горького, мещанство возникает как реакция приспособления к окружающим социальным условиям, как подлая готовность мещанина окраситься в любой нужный цвет. Мещанство -«мешанина» мыслей и неопределенность чувств, «все в человеке есть, а все смешано, переболтано» [12]. Смешанность, пестроту, неустойчивость психики М. Г орький объясняет социальным положением мещан. В письме О.П. Руновой от 1912 г. Горький отмечал: «<...>естественное состояние человека - пестрота. Россияне же - особенно пестры, чем и отличаются существенно от иных наций» [13]. Писатель иногда усматривает в этом качестве национальный порок, а иногда прямо противоположное - духовное достояние народа: «Мужик из книжки или плох, или хорош <. >, а живые мужики ни хороши, ни плохи, они удивительно интересны» («В людях»).
Наиболее яркий образ мещанина у М. Горького Клим Самгин. Клим Самгин - массовый человек, человек с массовым сознанием, не чувствительный к чужой боли. На первых страницах романа писатель использует два ключевых слова: жертва и страдание. Отношением к ним и определяется у М. Горького ценность всякого человека. Клим Самгин исключает эти слова из своей биографии. Он не способен на жертвенность и сострадание, поэтому не может нести ответственность за происходящее. «Клим Самгин -герой антижития».
Клим Самгин - человек, который выдумал себя. Это человек, у которого нет ни твердой веры, ни устойчивого неверия. Он участвует в революции 1905 года, но делает это, не веруя. Он занимается этим от скуки, удальства. Клим Самгин не принимает ни философии Нехаевой (философию индивидуализма), ни «кутузовщины» (марксизма), считая, что «кутузовщина» очень упрощает жизнь. Самгин - наблюдатель событий, у него разлад между мыслями и поступками. Это человек механически усвоенных знаний и пустой души. Красота для него недостижима. Людей он презирает. Он считает, что люди честолюбивы, ходят в масках, чтобы скрыть свою бесцветность и пустоту. Героя гнетет постоянный страх, он боится, что кто-то проникнет в него, обнаружит его душевную нищету и уродство. По словам Горького, Клим Самгин не умел думать о России, о народе, человечестве, интеллигенции. Всё это было далеко от него. Горький нарисовал крайне
непривлекательный образ русского интеллигента. Автор считает, что после Октября 1917 г. Самгин «принял бы более или менее активное участие в спасении России от революции» [14].
Роман «Жизнь Клима Самгина» -
экзистенциальное произведение. В центре - тема человека в мире, крушение человека и мира, обезличивание героя. Главным героем становится толпа.
Л. Андреев также выступал против мещанства. У него в трактовке темы мещанства гораздо меньше социальной обусловленности. Писатель пишет о мещанственности бытия. Чуковский К. замечает об Андрееве: «В новелле «Иуда Искариот и другие» в мещанственности обличается весь мир, купивший и продавший Бога: даже ученики Христовы, даже мученики, даже апостолы - мещане» [15].
Городских обывателей Л. Андреев называет людьми теневой стороны. Это люди, которые не любят природы и не любят жизни, потому что нельзя любить жизнь, оставаясь равнодушным к солнцу, синему небу, всей божественной красоте мироздания» [16].
Люди, воплощающие в себе ненавистное Л. Андрееву духовное мещанство, появляются на страницах его пьес. Это пошлые обыватели, вторгающиеся в жизнь людей, сознающих потребность в более высоких духовных интересах, -Ментиков в «Екатерине Ивановне», Саввич в «Профессоре Сторицыне». Драматург обличает «ужасающее неблагородство» русской жизни, беспощадно судит тех, кто втаптывает в грязь гуманистические идеалы Сторицына. Герой пьесы -знаменитый ученый, глубокий и утонченный мыслитель, живет в мире возвышенных устремлений. Он не выдерживает столкновения с грубой действительностью, раздавлен жестокостью, которая царит в мире. Его палачи: грубость, безобразие и неблагородство жизни.
Таким образом, М. Горький и Л. Андреев рассматривали мещанство не только как сословную
группу, но и как мировоззрение. Для М. Горького мещанство - неспособность к творчеству жизни, душевная нищета, проявление стихии
индивидуализма. В мещанстве он видит истоки массового сознания.
Солоневич И. считает, что М. Горький и Л. Андреев «боролись с мещанством» чисто воображаемым, - ибо, если уж где в мире и было «мещанство», то меньше всего в России, где и «третьего-то сословия» почти не существовало и где «мелкобуржуазная психология» была выражена менее ярко, чем где бы то ни было и мире» [17].
Как относятся к мещанству в 21 веке? Отношение двойственное. Каждый автор вкладывает свой смысл в это понятие. Например,
В.Якунин в статье «Агрессия - удел слабых» утверждает, что «сегодня время не революционера, а мещанина - в самом хорошем смысле этого слова. Это тот самый средний класс, который является опорой европейского общества. Недаром такой резонанс в обществе имели простые слова А.И.Солженицына о необходимости «сбережения народа» [18]. Эту мысль продолжает В. Сурков в статье «Куда идет Россия?»: «Сбережение народа может стать центром и средством обновления. Программой гуманизации и политической системы, социальных отношений, культуры. Навыком бережного подхода к достоинству, здоровью, имуществу, мнению каждого человека» [19]. Резко отрицательно относится к понятию мещанства А. Яковлева. В статье «Утраченные начала» автор подчеркивает, что уже с середины 19 века в среде интеллигенции бытовая жизнь противопоставляется духовной как вещи несовместимые, а обыватель, мещанин - развитой, культурной личности. Но в 21 веке быт стал центром картины мира огромного количества людей в России, а личностное ощущение практически сходит на нет.» [20].
Литература
1. Настольный словарь для справок по всем отраслям знания в 3-х т.т. /под ред. Ф. Толля Т.2 СПб., 1864. С.953-954.
2. Герцен А.И. Собр. Соч. в 30 т. Т.16. Статьи из «Колокола» и др. произведения. Ред. Я.Е. Элиберг. М.: Изд. АН С34.
3.Луначарский А.В. Мещанство и индивидуализм/
Очерки философии коллективизма. СПб.:
Знание,1909.С5.
4. Луначарский А.В. Об интеллигенции./. М.: Красная новь; Главполитпросвет, 1923. С.86.
5. Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. / сост. Свасьяна К. М.: Мысль, 1990. Т.1. С.98.
6. Горький М. Собр. Соч. в 30 т. М.: Художественная литература. Т.23. С.67.
7. Ницше Ф. Указ. соч. Т.1. С.101.
8. Горький М. Собр. Соч. в 30 т. М.: Художественная литература. Т.24. С.56.
9. Троцкий Л. Литература и революция./ - М.: Полит. литра, 1991. С.89.
10. Бердяев Н. Революция и культура // Полярная звезда. 1905. №3. С.56.
11. Горький М. Указ соч. Т.23.С. 65.
12. Горький М. Указ соч. Т.9. С.45.
13. Горький М. Материалы и исследования. Л.: АН СССР. 1934.Т.1. С.120.
14. Горький М. Указ соч. Т.30. С.134.
15. Чуковский К. Леонид Андреев большой и маленький. СПб.: «Издательск. Бюро». 1908. С.134.
16. Андреев Л. Сочинения/ СПб.: Изд. Маркса, 1913.Т.1.
С.76.
17. Солоневич И. Дух народа / Наш современник. 1990. №5. С.87.
18. Якунин В. Агрессия - удел слабых./ мат-л подготовила П. Молоткова/ Аргументы и факты. № 39. 27 сен. -3 окт. 2006. С.2.
19. Сурков В. Куда идет Россия?/. мат-л подготовила Т. Нетреба//Аргументы и факты. -№ 45-29 июля. 5 дек. 2006. С.3.
20. Яковлева А. Утраченные глаголы/ Литературная газета. 30 авг. - 5 сент .2006. № 34-35 (6084) .С.4.
© Т. З. Мухутдинова- д-р пед. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности НИТУ», tamara@kstu.ru; Г. Н. Кулагина- канд. фил. наук, доц. каф. философии КГУКИ, logica1@yandex.ru; Н. П. Ячина- канд. пед. наук, доц. каф. педагогики Института педагогики и психологии К(П)ФУ; А. Я. Икрамов- врач-педиатр, зам. главного врача ООО «Цетмед» г. Москва.