Литература
1. Штильмарк Ф.Р. С другого берега: послесловие к книге Д. Уинера «Экология в Советской России». - М., 1991. -С. 375-384.
2. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1976. -Т.1. - С. 394-400.
3. Фейербах Л. Избранные философские произведения: в 2 т. - М.: Полит. лит-ра, 1955. - Т. 2. - С.421-489.
4. Спонсел Л. Духовная экология. URL:
http://www.anthropology.hawaii.edu/
5. Нэсс Арне. Избранные труды // Springer. 2005. - Т. 10. С. 16.
6. Кант И. Основы метафизики нравственности: соч. в 6
т. - М.: Мысль. 1965. - Т. 4, ч. 1. - C. 219-310.
7. Нэсс А. Глубинная экология. URL: http://www.ecospherics.net.
Аякова Жаргал Аюшиевна — канд. филос. наук, ст. преподаватель кафедры «Связь с общественностью, социологии и политологии», Бурятская сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова
Ayakova Zhargal Ayushievna - cand. of philosophical sciences, senior teacher of department of public relations, sociology and political sciences, Buryat State Agricultural Academy.
E-mail: azhargal@yandex.ru
С С. Хертек
ФЕНОМЕН РЕЛИГИОЗНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Статья посвящена анализу состояния религиозности в современном российском обществе; рассмотрены вопросы религиозного «возрождения» и раскрыты особенности современного типа религиозности.
Ключевые слова: религиозность, религиозное возрождение, современный тип религиозности, религиозная идентичность, национальная идентичность.
S.S. Khertek
THE PHENOMENON OF RELIGIOUSNESS IN MODERN RUSSIAN SOCIETY
The article is devoted to the analysis of the phenomenon of religiousness in modern Russian society, it deals with the problems of religious “revival” and reveals some characteristics of a new type of religiousness.
Key words: religiousness, religious “revival”, modern type of religiousness, religious identity, national identity.
Примечательной особенностью последнего десятилетия XX и начала XXI в. в России стало существенное оживление религиозной жизни и усиление воздействия религии на самые различные сферы жизнедеятельности общества. За эти годы значительно увеличилось не только число людей, которые называют себя верующими, но и возросли симпатии к религии и престиж религиозных объединений. Сейчас общество уже не видит в религии явление пережиточное и тормозящее общественное развитие, наоборот, наблюдается большой интерес к религиозной проблематике, роль религии в истории и культуре довольно высоко оценивается населением страны, а религиозные объединения понимаются как важные социальные институты современного российского общества.
На фоне социальных изменений конца 80-х -начала 90-х гг. в России зафиксирован значительный рост уровня религиозности. По данным Всероссийского центра по изучению общественного мнения, центра «Религия в современном обществе», социологического центра Ю. Левады, а также фонда «Общественное мнение», количество людей, с большей или меньшей определенностью относящих себя к верующим, в течение 1990-х гг. возрастало и в начале 2002 г. составило от 70 до 74% взрослого населения страны [1, с. 326-327]. Правда, за последние 5-6 лет наметилась определенная стабилизация уровня религи-
озности, что, возможно, свидетельствует об исчерпании резерва ее дальнейшего роста. Опросы населения фондом «Общественное мнение» и Левада-центром за 2008 г. подтверждают данное положение: значительного роста уровня религиозности не наблюдалось. Трудно сказать, в какой степени российские граждане ощущают свою причастность к той или иной вере, но лишь 2526% из них заявили в ходе последнего опроса, что не считают себя верующими людьми [9; 10].
В качестве объяснения столь резкого подъема религиозности и эволюции отношения к религии в течение последних десятилетий современные исследователи предлагают теорию маятника. Так, Д.Е. Фурман и К. Каариайнен отмечают, что смена религиозного мировоззрения происходила по определенной схеме, напоминающей движение маятника: традиционные религиозные верования и безрелигиозный мировоззренческий рационализм - это крайности, между которыми колеблется маятник массовых верований современного общества. Начальной точкой является тотальная средневековая религиозность, затем с началом процессов секуляризации движение маятника пошло на спад. Церковь и вера ушли на второй план, на смену религиозным ценностям пришли ценности утилитарные, возникли аномия, кризис духовных и религиозных ценностей, распространилось вольнодумство, одной из форм которого можно назвать атеизм. Маятник дости-
гает пика и начинает обратное движение - возврат к религии: для кого-то это возврат в лоно церкви или религиозной организации, а для кого-то возврат в культуру [2, с. 7-8]. Однако, если прежде этот маятник подолгу задерживался в крайних положениях под воздействием идеологической ориентированности воспитания и образования, ограниченности информации и доступа к ней, то сейчас эти преграды пали и движения маятника приобретают беспорядочный характер.
Помимо роста числа верующих, интенсивно нарастало и конфессиональное многообразие в религиозной панораме России, увеличилось количество различных религиозных направлений, особенно заметно это было в первой половине 1990-х гг. Резко расширяется их деятельность в самых разных сферах: от хозяйственно-предпринимательской до милосердно-благотворительной, а также в области образования и культуры.
Все это позволило многим ученым и публицистам заговорить о произошедшем в России религиозном «буме» и о России как о стране всеобщей религиозности. Нередко последние два десятилетия называются периодом «религиозного возрождения», «религиозного ренессанса». Кто-то под этими понятиями подразумевает возврат к утраченным ценностям, другие отождествляют его с духовным возрождением страны, третьи же довольно скептически рассматривает его как временную моду, искусственно навязываемую обществу. Некоторые ученые вообще предлагают не использовать понятие «ренессанс» для обозначения усиления религиозных настроений в России, поскольку оно несет оттенок позитивной оценки, само же понятие «возрождение» трактуется как идеологически не нейтральное [3, с. 6].
Наиболее верной представляется точка зрения М.П. Мчедлова, который под «религиозным возрождением» подразумевает не столько сам рост числа верующих, усиление религиозных настроений, увеличение количества религиозных организаций и возложенные на них надежды на духовное оздоровление общества, сколько «освобождение общества от вульгарных, уничижительных представлений о религии, ликвидацию существовавших на протяжении десятилетий административных и нравственных притеснений верующих, принятие прогрессивного законодательства о свободе совести и т.д.». [4]. Однако, он все же считает, что данный термин не передает всех оттенков данного явления. Это связано с тем, что процесс религиозного возрождения является чрезвычайно противоречивым и неоднозначным. Он во многом обусловлен и вызван кризисным состоянием российского общества -
социальной, экономической, политической, моральной жизни людей.
Нестабильная общественная, экономическая и социально-политическая ситуация, межэтнические противоречия - все эти процессы, имевшие место в нашей стране в конце прошлого столетия, породили у людей социальную апатию и недоверие ко всем властным структурам, а у многих даже появилось чувство неуверенности и страха, когда рушился их привычный образ жизни. В таких условиях люди склонны доверять лишь отдельным государственным и общественным институтам как армия и церковь. По результатам опросов последних лет можно заключить, что в общественном сознании возрастает престиж религиозных объединений, прежде всего традиционных, повышается доверие к ним, на них возлагаются надежды в деле духовнонравственного оздоровления общества.
Изменилось и отношение государства, поменялись идеологические приоритеты и модели отношений государства и церкви. Современное российское государство уделяет большое внимание интересам верующих как традиционных, так и иных религиозных конфессий, учитывает их потребности, интересы и мнения во внутренней и внешней политике. Однако нельзя не отметить тот факт, что сегодняшняя идеологическая про-религиозная атмосфера подчас намеренно формируется с целью использования религии как источника культурных аргументов, коллективной памяти и символической силы для личной выгоды и самоутверждения тех или иных социальных групп, общественных элит и политических объединений. Претерпела изменения и правовая база, принятие демократического законодательства о свободы совести «позволило религиозным организациям выйти из подневольного состояния, а верующим свободно, без боязни и стеснения исповедовать свою веру» [5].
К причинам возросшего интереса к религии следует отнести и то, что в периоды народных невзгод наблюдается повышение национального самосознания, которое вызывает тягу к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным. Чаще всего религия выступает для россиян в качестве национальной традиции и веры предков [11]. Неслучайно даже значительная часть среди неверующих респондентов считает, что религия является основой национального самосознания и поэтому необходима для его сохранения. Все больше представителей российской творческой интеллигенции рассматривает православие как культурную ценность и народное достояние русского народа, опору его национального самосознания. Таким образом, удовлетворение естественной потребности об-
щения между людьми одного этноса, одной национальности все больше реализуется в религиозной форме (которую, правда, могут разделять и другие этносы).
В качестве причин возвращения к религии нужно отметить и внутреннюю потребность людей. Стремление преодолеть бездуховность, нравственный кризис, охвативший общество, неизбежно ведёт к усилению религиозных настроений. Не зря же, с точки зрения психологов, религия - мощнейшее психотерапевтическое средство, снимающее невроз. Кроме того, в современной России вследствие распада идентификации «советский человек» у некоторых людей возникает потребность в приобщении к какой-либо общности и организации, именно поэтому религиозная идентификация и участие в жизни религиозной общины может быть привлекательной с точки зрения реализации своих потребностей.
Нельзя забывать и об активности самих религиозных организаций и их лидеров. Возникли конфессиональные СМИ, религиозные организации различных конфессий широко используют светские СМИ, включая телевидение и радио. Едва ли не большую роль, чем духовенство, в возвращении интереса к религии сыграли представители светской культуры и идеологии. Обращение к вопросам религии со стороны политиков, интеллектуалов и широкой публики стало постоянным и общепринятым. Масс-медиа буквально превратили религию в публичное явление для массового потребления.
Таким образом, в условиях радикальных перемен в экономической организации, государственном устройстве и международных отношениях общество столкнулось с проблемой поиска новых смыслов и целей жизни, иной веры и новых путей организации жизни как в рамках традиционных религий (когда осуществляется широкое распространение системы ценностей традиционных религий), так и в рамках распространившейся нетрадиционной религиозности. Традиционные для нашей страны религии сохраняют лидерство по числу приверженцев. Приверженцы неизвестных прежде в России религиозных течений, а также религиозных новообразований при всей миссионерской активности их адептов составляют незначительное меньшинство. Так, большинство опрошенных (71%) считают себя православными, 2% - католиками и протестантами, 5% - мусульманами, 2% относят себя к иным религиям, 2% затруднились назвать определенную конфессию [10]. Несколько иные цифры дает опрос ФОМ: православие - 59%, другие христианские конфессии - 2%, ислам -
6%, иные религии - 2%, затруднились ответить -5% [9].
При этом новая религиозность имеет много новых особенностей. Исследователи столкнулись с следующим парадоксом: довольно большое число людей, живущих в России, относит себя к приверженцам тех или иных религиозных конфессий, отвергая при мировоззренческой идентификации свою принадлежность к верующим. В результате верующих в Бога/богов оказывается меньше, чем, например, православных. Об этом уже упоминалось ранее, когда мы говорили об обусловленности национального и религиозного факторов. Именно эта обусловленность часто заставляет респондентов, далеких от религии, называть себя православным, мусульманином или сторонником иного вероисповедания. Ясно, что в подобных случаях религиозная самоидентификация определяется не столько по принадлежности к той или иной религии, сколько на основе соотнесения себя с определенной культурой, национальным образом жизни, в значительной мере сформировавшимся под воздействием данной религии. Они воспринимают православие или ислам не только как религиозную систему, а как естественную для них культурную среду («русский, поэтому православный», «татарин, поэтому мусульманин») [6, с. 5].
Данную тенденцию почитания традиций, следования обычаям своего народа подтверждает и непоследовательное поведение людей неверующих, почти половина из них участвует в религиозных праздниках, иногда посещает храмы, мечети и т.п. Непоследовательно и поведение самих верующих. Религиозная вера у значительной части верующих не имеет четкого содержания. Вера в Бога/богов нередко сочетается с верой в сверхъестественные силы, приметы, колдовство и магию, а большинство верующих не соблюдает никаких церковных канонов и обрядов. Распространяется тип религиозности, который В.П. Баранников и Л.Ф. Матронина называют формальной (проявление глубокого равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия. Формальная религиозность - это форма внешней религиозности, необлагороженной ни религиозным чувством, ни стремлением к реализации религиозных переживаний [7, с. 103]).
К другим особенностям религиозности современности относятся такие факторы, как помоло-дение религиозности, большинство верующих составляют люди в возрасте от 22 до 50 лет, то есть религиозность - это уже не удел стариков, как считалось ранее. Резко повысилась доля верующих со средним высшим образованием. Интересные тенденции выявили и данные о место-
жительстве верующих, оказалось, что довольно значительную долю верующих в Бога составляют жители крупных городов.
Нужно отметить также такое явление, как показная религиозность, используемая некоторыми людьми для извлечения утилитарных и прагматических выгод. Если раньше было выгодно примыкать к коммунистической партии, заявлять о своей приверженности к марксизму и атеизму, то сегодня престижно быть верующим. Понятно, что для таких людей вообще чужды религиозные убеждения. Другой сложностью определения уровня религиозности в современной России и подтверждением неоднозначности процесса религиозного возрождения является то, что не все люди готовы говорить о своей религиозной принадлежности, поскольку считают это сугубо личным делом.
Таким образом, с одной стороны, наблюдается рост религиозности населения, в результате различных исторических, национальных, нравственных и психологических факторов люди ищут спасение в религии. С другой - современная религиозность отличается массовой отстраненностью от религиозной жизни, носит более утилитарный характер, менее ориентирована на церковь и отдает приоритет земным ценностям перед религиозными. В целом, одобряя религию, только незначительная часть россиян готова положить в основу общественной жизни религиозные и нравственные ценности, тогда как большинство считают фундаментом общества права и свободы гражданина.
Как в будущем будет протекать процесс «религиозного возрождения», сказать однозначно очень сложно. При условии более или менее стабильного социально-экономического положения в стране вряд ли следует снова ожидать резкого роста религиозности. В таких условиях она, скорее всего, сохранится примерно на теперешнем уровне. В нынешней ситуации будут очень интересными статистические исследования уровня религиозности следующих лет, поскольку на данный момент, по данным ВЦИОМ, около 44% населения страны полагает, что финансовый
кризис негативно повлияет на экономическую ситуацию в России и ухудшит материальное положение граждан [12]. Поддержанию религиозного «возрождения», по всей вероятности, будет способствовать и активная деятельность служителей религиозных объединений, особенно тех, кто располагает значительными материальными возможностями для доступа к средствам информации, созданию университетов, фондов, центров.
Литература
1. Гараджа В.И. Динамика религиозности в России в XX - начале XXI в. Приложение 1 // Социология религии. -М., 2007.
2. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариай-нена и Д. Фурмана. - M.; СПб., 2000.
3. Муравьев Ю.А. Возрождение? // Скепсис. - 2002. -№1.
4. Мчедлов М.П. Вера в России в зеркале статистики // НГ-Религии, 17.05.2000.
5. Мчедлов М.П. Новый тип верующего на пороге третьего тысячелетия // Исторический вестник. 2000. № 910 / URL: http://www.vob.ru/public/bishop/istor vest/2000/56 9-10/1 30.htm
6. Мчедлов М.П. Приоритет традиции или права? // Религия и право. - 2003. - № 2.
7. Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика развития религиозности в информационном обществе // Социс. -2004. - № 9.
8. Лебедев С.Д. Религиозный ренессанс как социальная реальность: к демифологизации понятия // Социологический журнал. - 2007. - № 2.
9. База данных ФОМ: Опрос населения, 24.04.2008 /
URL: http://bd.fom.ru/report/cat/cult/rel rel/rel /d081623
10. Левада-центр: Пресс-выпуск Религиозность, а также
что люди обретают в религии, 11.03.2008 / URL:
http://www.levada.ru/press/2008031104.html
11. ВЦИОМ: Пресс-выпуск № 1116, 10.12.2008 // URL: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-
arkhiv/item/single/11099.html?no cache=1&cHash=b84c4f423a
12. ВЦИОМ: пресс-выпуск №1076. 23.10.2008 / URL: http://wciom.ru/novosti/press-vvpuski/press-
vypusk/single/10861 .html
Хертек Салбак Сарыг-ооловна, аспирантка философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Khertek Salbak Saryg-oolovna — post-graduate of philosophy faculty of N.V. LomonosovMoskow State University.
E-mail: salbak.khertek@gmail.com