Л.И. Пальцева
РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ...
оптимальным вариантом работы над формированием речевых умений и навыков у учащихся начальной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: 1990.
2. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Пачатковая школа. 2004. №6. С.20.
3. Коростелева Е.Ю. Технология формирования у дошкольников и младших школьников умений и навыков, необходимых для развития речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 92-96.
4. Суркова Т.В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста по развитию речи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 276-279.
5. Ахметжанова Г.В., Воробьёва Т.Г., Егорова Ю.Н. Современные проблемы теории и практики начального образования. Монография / Под общей редакцией Г.В. Ахметжановой. Тольятти, 2013.
6. Горчакова А.М., Чаладзе Е.А. Формирование грамматических моделей в экспрессивной речи у детей с алалией // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 17-21.
7. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. М.: ВАКО, 2009.
8. Коновалова Е.Ю. Учебные цели как критерии типологии вторичных текстов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 146-149.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. М.: 1991.
10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учебное пособие. М.: 2004. 272 с.
11. Квасных Г.С., Саржанова А.Н. Методические аспекты использования межпредметного материала для развития речи младшего школьника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 108-111.
12. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. М.: 2001.
13. Мишина И.Н., Коростелева Е.Ю. Дидактические средства формирования умений и навыков по развитию речи младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4. С. 196-198.
14. Синицын В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников. // Начальная школа. 2003. №2. с.10.
15. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. 2003. №4.
© 2014
LANGUAGE DEVELOPMENT AND FORMATION OF SPEECH SKILLS IN ELEMENTARY SCHOOL
L.I. Paltseva, master, elementary school teacher
Togliatti State University Togliatti (Russia)
Annotation: This article included successful development of speech and children's formation of speech skills. Speech values are identified. Line formation and culture of verbal communication of elementary school students are defined in elementary school. The author highlights special attention to the linguistic features of speech and writing to contribute development of thinking, socialization of elementary school students, development of interest to the world around them and full development of their abilities, as well as, the system of work, which allows students to take different ways of thinking. This article reserved for teachers, parents and students of university.
Keywords: culture of speech; verbal communication; condition; speech environment; the value of speech; linguistic features of speech and writing.
УДК 159.9 (045)
ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЕНЕДЖЕРОВ
© 2014
Т.Ф. Пелепец, ассистент кафедры специальной и прикладной психологии
Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, Саранск (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается проблема психологической культуры менеджеров, предлагаются разные определения феномена психологической культуры менеджеров. Также рассматривается структура и критерии психологической культуры менеджеров.
Ключевые слова: психологическая культура менеджера, структура, когнитивный, эмоционально-ценностный, процессуально-деятельностный и ценностно-смысловой компоненты.
В последние десятилетия существенно возрастает роль психологических факторов во всех сферах общественной жизни. Психотехнологии получают все более широкое распространение в управлении, в политике, в бизнесе, в образовании и т.д. Современный человек должен быть достаточно компетентным, чтобы пользоваться этими технологиями и использовать их в своей деятельности. Иначе он рискует превратиться в объект психологических манипуляций. Все это определяет актуальность разработки проблемы психологической культуры.
Проблема психологической культуры содержательно отражена в трудах ведущих мыслителей античности (Цицерон и др.), Средневековья и Возрождения (С. Пуфендорф и др.), Просвещения (Дж. Вико, И. Гердер и др.), немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель). Взгляды этих философов оказали заметное влияние на осмысление феномена психо-
логической культуры.
Так же, в изучение проблемы психологической культуры значительный вклад был внесён психоаналитическим направлением (З. Фрейд, К. Юнг и другие). Большое значение для анализа психологической культуры имеет культурно-историческая теория Л. С. Выготского, интерес представляют работы, раскрывающие возрастные (Л. С. Колмогорова, О. Н. Романова др.) и профессиональные особенности психологической культуры субъектов образовательного процесса (А. С. Зубра, Н. И. Исаева и др.), методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблемы общения и межличностного познания (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов и др.).
При этом среди исследователей нет единого понимания психологической культуры. Так, О. И. Даниленко понимает психологическую культуру как совокупность средств, способов, инструментов, позволяющих челове-
ку поддерживать оптимальный уровень своего психического функционирования. При этом психологическая зрелость личности характеризуется, в частности, тем, что у человека формируется богатая психологическая культура [1, с. 10].
Т. Е. Егорова рассматривает феномен психологической культуры как системно-организованное, многокомпонентное, многофункциональное психическое образование. Данная система представляет собой структурно-функциональное единство когнитивного, эмоционально-ценностного, процессуально-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов. Автором исследования доказывается, что так понимаемая психологическая культура определяет качество взаимодействия человека с собой, с другими людьми, природой и антропогенной средой. При этом системообразующим выступает ценностно-смысловой компонент, определяющий целостность феномена [2, с. 56].
Теоретический анализ литературы показал, что со стороны исследователей возрос интерес к проблеме психологической культуры менеджеров.
Понятие «менедж» (англ. «тапайе») трансформировалось и отразило в себе многообразие требований к управлению как к искусству ведения дел (бизнеса), стилю работы, умению добиться высоких результатов труда в условиях конкуренции.
Менеджмент - это тип научно-практического управления, т. е. руководство людьми и производством, которое позволяет решать поставленные задачи наиболее гуманным и экономичным путем.
Е. П. Михалева указывает, что управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством, называется менеджером. При этом выделяют следующие функции менеджеров: планирование, организация, регулирование, координирование, мотивация, руководство, контроль [3, с. 14].
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо.
Менеджер-управляющий. Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. От властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
Менеджер-дипломат. Среди управленческих навыков, необходимо прежде всего назвать те, которые связаны с процедурами переговоров. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят большую часть своего рабочего времени в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Для всего этого требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим.
Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только управленческие функции, но и лидерские. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов: профессионально-технократических и эмоционально-личностных.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. С одной стороны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой - в совершенствовании их нравственных человеческих качеств. Степень воспитанности, высокая нравственность работников являются решающим условием перемещения пика экономического прогресса из
региона в регион.
Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем тратить большие суммы денег на изношенное оборудование и экономить на введении новшеств.
Менеджер - человеческое существо. Менеджер - это личность, сформировавшаяся в процессе воспитания. У каждого менеджера есть свой характер. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджера функций.
Изучением черт характера и качества личности менеджера занимались многие исследователи. Так, Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др. [14 с. 84].
А. Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности [5, с. 49].
Н. Т. Селезнева под психологической культурой руководителей системы образования понимает процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регулирующего, профессионально-личностного саморазвития, который детерминирует присвоение профессионально-позиционной, ценностной сущности субъекту-партнеру управления [6, с. 76].
В структуре психологической культуры менеджера Н. В. Прусова выделяет следующие компоненты: 1) высокий профессионализм, а именно управленческая компетентность, культура, мировоззрение; 2) ответственность и надежность, возрождение личных традиций; 3) уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных; 4) самостоятельность; 5) способность к решению задач; 6) эмоциональная уравновешенность и стрессо-устойчивость; 7) коммуникабельность, обязательность, близость с подчиненными, внешняя привлекательность, организационные качества; 8) способность к психоанализу и самоконтролю; 9) терпимость к слабостям работников; 10) приоритет личного примера в работе с подчиненными; 11) взаимное уважение; 12) разумное отношение к критике; 13) поддержка инициатив работников; 14) четкие требования и границы времени рабочего задания;15) адекватная оценка вклада работников в трудовой процесс [7, с. 35].
А. Р. Биктагирова рассматривает социально-психологическую культуру менеджера как сложное интегратив-ное личностное образование, которое выполняет про-ектно-регулирующую и оптимизирующую функцию. Социально-психологическая культура руководителя, как социально-психологическая характеристика, проявляется в его сознании, закрепляясь в индивидуальных особенностях его структурных компонентов, она детерминирует деятельность, поведение и поступки [8, с. 44].
В структуре социально-психологической культуры руководителя А. Р. Биктагирова выделяет аксиологический, регулятивный и социально-когнитивный компоненты, которые отражают ее содержание. Регулятивный компонент обусловлен особенностями саморегуляции, позволяющие управлять разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализуемой в достижении принимаемых руководителем целей.
Данный компонент предполагает ответственность за себя и свои профессиональные планы. Гармоничная саморегуляция как проявление развитой социально-психологической культуры способствует саморазвитию, которое проявляется в самовоспитании личностных установок и поведения.
Социально-когнитивный компонент обусловлен уровнем развития социального интеллекта и определяет успешность оценивания и прогнозирования развития межличностных ситуаций, умение интерпретировать информацию и поведение, готовность к социальному взаимодействию. Данный компонент, выполняя познавательно-гносеологическую функцию, с одной стороны позволяет исследовать и объяснять позиции современной науки и привлекать современные психологические знания для решения профессиональных задач, с другой - быть в центре исследуемых процессов, быть «обращенным», понимать, «давать право» другому на индивидуальность и свободу. Аксиологический компонент обусловлен ценностями и убеждениями, в соответствии с которыми руководитель выстраивает свою профессиональную деятельность и поведение.
И. А. Лаптева рассматривает в структуре психологической культуры специалиста научно-познавательный, мотвационно-ценностный, эмоционально-волевой, де-ятельностно-коммуникативный компоненты, сформи-рованность которых составляет характерологическую сущность его готовности и подготовленности успешно выполнять все функции труда [9, с. 49] .
Современный менеджер должен соответствовать следующим квалификационным требованиям: иметь общую подготовку, экономико-правовую подготовку, профессиональную подготовку в области менеджмента, умение разрабатывать качественные управленческие решения в условиях неопределенности, умение организовывать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей, умение общаться с людьми, быть коммуникабельным, иметь практический опыт и навыки.
А. В. Данилов отмечает, что в общей структуре интегральных характеристик руководителя управленческая культура играет важнейшую роль. Ее место, по его мнению, наглядно можно представить, опираясь на круги Эйлера, где:
- ядром (топосом) управленческой и, соответственно, общей культуры руководителя выступает методологическая культура личности как совокупность значений, норм и ценностей целеполагания и целедостижения, как основа миропонимания, сегментирование начинается уже с этого уровня;
- далее следует управленческая культура руководителя, в системе которой выделяются основные сегменты: а) политико-управленческая культура; б) экономико-управленческая; в) интеллектуально-управленческая; г) профессионально-управленческая; д) психолого-педагогическая управленческая; е) эколого-управленче-ская; ж) организационно-управленческая и другие виды культуры;
- общая культура включает в себя все вышеперечисленное [10, с. 141].
При этом, исследователем выделены следующие критерии психологической культуры менеджера: степень
осознания себя и своего места в управленческой иерархии (идентификации); степень формализации деятельности, общения и мышления; степень освоения принципов, ценностей и норм административно-командного стиля управления; диапазон методов, применяемых в управлении; приоритетный вид коммуникации и языка управленческого общения; креативность и способность к саморазвитию; управленческая этика; имидж руководителя; осознание времени, отношение к нему и его использование.
Таким образом, как показал теоретический анализ литературы, психологическая культура менеджеров рассматривается как процесс целостного, целенаправленного, многоуровневого, долгосрочного, проектно-регули-рующего, профессионально-личностного саморазвития, который детерминирует присвоение профессионально-позиционной, ценностной сущности субъекту-партнеру управления. В структуре психологической культуре менеджеров различают когнитивный, эмоционально-ценностный, процессуально-деятельностный и ценностно-смысловой компоненты
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даниленко О. И. Психологическая культура и душевное здоровье человека // Психологическое обеспечение психического и физического здоровья человека. Тезисы докладов к VII съезду общества психологов СССР. М.: МГУ, 1989. С. 16-19.
2. Егорова Т. Е. Становление психологической культуры : теория, эксперимент, практика / Т. Е. Егорова : диссертация ... доктора психол. наук. - Екатеринбург,
2007. 438 с.
3. Михалева Е. П. Менеджмент / Е. П. Михалева. СПб.: Питер, 2013. 322 с.
4. Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента / Ф. Тейлор. СПб.: Речь, 2011. 643 с.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление / А. Файоль. СПб.: Речь, 2012. 203 с.
6. Селезнева, Н. Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования : автореферат / Н. Т. Селезнева. М., 1997. 25 с.
7. Прусова Н.В. Психология труда: конспект лекций / Н. В. Прусова. М.: Академия, 2010. 130 с.
8. Биктагирова, А.Р. Особенности социально-психологической культуры руководителей бизнес-объединений : автореферат / А. Р. Биктагирова. М., 2009. 191 с.
9. Лаптева И.Л. Социально-психологические проблемы развития профессиональной культуры субъекта труда // Человеческий капитал. 2011. № 12. С. 49-52.
10. Данилов А.В. Управленческая культура руководителя в административно-командной системе (социологический анализ) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
2008. № 74. С. 141-145.
PHENOMENON PSYCHOLOGICAL CULTURE MANAGERS
© 2014
T.F. Pelepets, assistant of the chair of special and applied psychology
Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk, (Russia)
Annotation: The article considers the problem of psychological culture managers are different definitions of the phenomenon of psychological culture managers. Also discusses the structure and criteria of psychological culture managers.
Keywords: psychological culture management, structure, cognitive, emotional and value, process and activity and value-semantic components.