УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
ФЕНОМЕН ОТЦА-ОДИНОЧКИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕСТЕ
О.А. ТИТОВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья направлена на изучение такой социально-психологической проблемы, как отцы-одиночки. Рассмотрение данного феномена, как с социально-психологической, так и c юридической точек зрения. Роль отца в воспитании ребенка, его влияние на процесс социализации. Социальное сопровождение и обеспечение отцов-одиночек.
Ключевые слова: неполная семья, отец-одиночка, воспитание, социализация, институт отцовства, социальное обеспечение, психологическое сопровождение.
Актуальность. На протяжении длительного времени проблемы семейных взаимоотношений привлекают внимание психологов, философов, социологов и многих других ученых. Причина кроется в том, что институт семьи находится в тесном контакте с другими социальными институтами, носителями ценностей, идеалов, традиций современного общества. Одной из таких проблем считается неполная семья, состоящая из одного родителя и несовершеннолетних детей. Статистика показывает, что неполные семьи, чаще всего это мать, одна воспитывающая одного и более детей. Но ситуация усугубляется, когда мы слышим «отец-одиночка».
В современном мире это понятие можно услышать все чаще и чаще. С юридической точки зрения понятие «отец-одиночка» формально нигде не зафиксировано. Отцом-одиночкой принято считать мужчину, имеющего одного или несколько детей, мать которых, пропала без вести, лишена родительских прав, находится в местах лишения свободы, долгое время прибывает в лечебном учреждении, оставила отцу детей при разводе или умерла. Под лицами, воспитывающими детей без матери понимают:
• отчимов, воспитывающих детей без матери,
• мужчин, воспитывающих без матери усыновленных ими детей,
• отцов, воспитывающих детей без матери,
• опекунов и попечителей, воспитывающих детей без матери,
• приемных отцов, воспитывающих детей без матери.
Очевидно, что воспитание детей одиноким отцом существенно отличается от воспитания одинокой матери. По данным Савинова Л. И., Тулиной Е. А. Несмотря на тяжелое положение, в котором находятся семьи одиноких отцов, почти все они редко обращаются за помощью в социальные службы, либо не обращаются вовсе
[3].
В своей статье Истомина О. В., Пушкина Т. В. описывают, что используя метод анкетирования, интервьюирования и
проективной беседы, им удалось выделить круг проблемных вопросов для одиноких отцов.
Основные проблемы:
• Материальное благополучие семьи, первая и основная проблема. Трудности, связанные с материальным обеспечением, далеко не редкость для каждой семьи. Увеличение профессиональной занятости родителя, сложности в планировании семейного бюджета. Бюрократический режим социальных служб, отталкивающий отцов от оформления необходимых документов для получения субсидии государства.
• Благополучие детско-родительских отношений. Отцы отмечают излишнюю привязанность детей, а иногда и эмоциональную отчужденность. Манипуляции в поведении со стороны детей, неподходящая стратегия поведения и стиль воспитания со стороны родителя. Неумение правильно реагировать на детские провинности, трудности в адекватном поощрении и санкционировании поведения детей, непонимание своего ребенка,
его потребностей и психофизических возможностей, разногласия с детьми при попытке мужчины устроить личную жизнь.
• Взаимодействие с родственниками. Вне зависимости от причин одинокого родительства, все отцы отмечают активизацию жизненной позиции собственных матерей, стремление которых направленно на выполнение материнских функций в семье. В некоторых случаях это носит гипертрофированный характер, желание перенять на себя заботу о ребенке, тем самым полностью ограждая отцов от воспитания. Имеет место социальное осуждение одинокого отцовства, в случаях когда отцы отказываются от помощи родственников. Остро стоит вопрос о наследовании материального имущества. У детей наблюдаются трудности во взаимодействии с ближайшими родственниками - конфликтность, подозрительность, чувство недоверия и незащищенности.
• Социальная неадекватность отца как мужчины. Отцы отмечают изменение психосексуальных ролей. У них наблюдается отрицательный фон настроения и сосредоточенность на собственных переживаниях. Фиксация на трудностях установления контактов с противоположным полом, погруженность в хозяйственно бытовые проблемы, чрезмерная ответственность за жизнь и здоровье детей, систематическая занятость и отсутствие времени на встречу с друзьями и свободный досуг, проявление мнительности по поводу собственной мужественности, в ряде случаев доминирует потребность в поиске «нового» родителя -мамы для своего ребенка. Имеют место ситуации, когда женщины, с которыми отцы-одиночки готовы связать судьбу, проявляют большую заинтересованность в мужчине, а не в мужчине-отце. При этом отцы испытывают амбивалентные чувства к женщине и к собственному ребенку, остро переживают ситуацию непринятия ребенка избранницей. Появление женщины в семье, как правило, носит дестабилизирующий характер влияния на ребенка. Дети отказываются от контактов с новым взрослым, наблюдаются провокационные поведенческие реакции, ревность к родителю. Можно свидетельствовать о конфликтных переживаниях детей в подобных случаях. У них
имеет место мотивация на расширение детско-родительских чувств и вместе с тем фиксируется недоверие к новому взрослому, нежелание изменять привычный уклад жизни. Ярко проявляется психологическая защита в виде агрессии, отрицания [2].
• Взаимодействие с социальными учреждениями (детский сад, школа). Отцы проявляют озабоченность отношениями собственных детей со сверстниками и педагогами, проблемы игнорирования, повышенной конфликтности и тревожности детей, отсутствие теплоты в отношениях с другими взрослыми, незаинтересованность в социальной успешности детей, незаинтересованность в организации свободного досуга детей, родителям и детям не предоставляется квалифицированная организованная психологическая помощь.
• Трудности личностного развития детей. Отмечаются типичные для всех детей семей данной группы специфические нарушения интеллектуальной сферы личности. У детей наблюдается снижение познавательной активности, обучаемости, регистрируются трудности усвоения материала, фиксации на значимых событиях и впечатлениях. Существенно ослабляется произвольность интеллектуальных процессов[2].
Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации очевидна. Он обеспечивает усвоение детьми моральных норм, модели поведения, стратегий и тактик взаимодействия с окружающим миром. В неполной семье, где отсутствует отец, нарушается процесс социализации ребенка.
Часто в подобных случаях у ребенка повышается уровень тревожности. В статье Андреевой А.С. описывается, что тревожные дети обладают неустойчивой самооценкой и не уверены в себе, постоянно испытывают чувство страха перед неизвестностью, очень редко проявляют инициативу. Они предпочитают быть незаметными и не обращать внимание на себя окружающих, стараются вести себя примерно, выполнять все требования, не нарушать дисциплину. Наблюдаются трудности во взаимодействии с ближайшими родственниками, друзьями. Ребенку становятся характерны конфликтность, подозрительность, повышенная тревожность, снижение
самооценки, чувство недоверия и незащищенности [1].
Тулина Е.А. указывает в своей статье, что в нашей стране социальная работа с семьей осуществляется в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (1995). Отдельные нормы, регулирующие различные стороны жизнедеятельности одинокого отца и его семьи, содержатся в ряде законодательных отраслевых актах: в законах о труде, о пенсиях и пособиях и т. д. Однако их явно недостаточно для полноценного функционирования неполной отцовской семьи. В большинстве нормативно-правовых документов идет речь о матерях-одиночках, термин «отец-одиночка»
встречается редко или не упоминается вовсе. Тем не менее, в России одинокому отцу, как и одинокой матери, положены все единовременные пособия, назначаемые матерям в связи с рождением ребенка.
Работающий отец-одиночка имеет право на получение материнского капитала [4].
Материальная помощь оказываемая государством и социальными службами, безусловно, является положительным моментом, но на общем фоне сложившейся ситуации является не значительной и не достаточной.
В последние годы в России создаются Центры помощи отцам. В подобных центрах одинокие родители могут получить квалифицированную медицинскую,
юридическую и психологическую помощь. Мужчины объединились, чтобы вместе решать проблемы отцовства и делиться методами воспитания детей.
Список литературы
1. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А. С. Андреева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - № 1 (3). - 11.12.2013. - с. 12-15 с.
2. Истомина О.В. Сопровождение отцов-одиночек / О.В. Истомина, Т.В. Пушкина //Детский сад от А до Я № 6(54), Москва, 2011г. - 76 с.
3. Савинов Л.И. Отцы-одиночки как современный объект социальной работы/ Л.И. Савинов, Е.А. Тулина // Ученые записки № 10, 2011г. - 6 с.
4. Тулина Е.А. Отцы одиночки как современный объект социальной работы / Е.А. Тулина // Концептуальные и прикладные аспекты социальной работы с семьей и детьми в полиэтнической среде. Саранск, 2013 г. - с. 118-123
PHENOMENON FATHER ALONE IN THE SOCIO-PSYHOLOGICAL CONTEST
O.A. TITOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article aims to explore a social and psychological problems such as single fathers. Consideration of this phenomenon as a social-psychological and legal points of view. The role of the father in the child's upbringing, his influence on the process of socialization. Social support and maintenance of single fathers.
Keywords: single-parent family, single father, education, socialization, Institute of paternity, social security, psychological support.