УДК [316.324.8:004]:316.613
ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
PHENOMENON OF ALIENATION IN THE PROCESS OF INFORMATIZATION OF SOCIETY
Е. Е. Алтынкович E. E. Altynkovich
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары
Аннотация. Тотальные процессы информатизации всех сфер человеческой жизнедеятельности обусловили возникновение противоречий в современном обществе. Процесс информатизации открывает широкий спектр возможностей. С одной стороны, создаются предпосылки свободной творческой самореализации личности в процессе труда, укрепления социальных связей, широкого доступа к разнообразной информации. С другой стороны, одновременно возрастают негативные тенденции: обнаруживается способность формировать стереотипы массового сознания, изменять ценностные ориентиры, вкусы, стиль жизни человека; происходит атомизация общества, усиливается отчуждение человека.
Abstract. The global process of informatization in all the spheres of human activity causes the fact that the contradictions arise in the modern society. The process of informatization provides a wide range of opportunities. On the one hand, it creates the prerequisites for creative self-actualization in the process of work activity, reinforcement of social relations, and wide access to various information. On the other hand, the negative trends are simultaneously arising. They are the ability to form stereotypes of mass consciousness, to change moral values, tastes, and lifestyle. The process of informatization also causes autonomousness of the society, reinforces alienation of a person.
Ключевые слова: личность, отчуждение, информатизация.
Keywords: personality, alienation, informatization.
Актуальность исследуемой проблемы. Повышение роли компьютерных и телекоммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизнедеятельности обуславливает обращение к проблематике феномена отчуждения человека в условиях информатизации общества. Отчуждение является социальным феноменом и возникает на определенном этапе социально-экономического развития общества; в эпоху информатизации проблема отчуждения приобретает все новые грани, связанные с интервенцией компьютерных и телекоммуникационных технологий в деятельность человека. Информатизация общества представляет собой экономические и социальные сдвиги, она приводит к формированию нового образа жизни и предъявляет новые требования к человеку, живущему в обществе.
Материал и методика исследований. Для исследования феномена отчуждения личности в условиях информатизации использовался теоретический анализ литературных источников, социально-философские методы и традиционные общефилософские принципы.
Результаты исследований и их обсуждение. Информатизация влияет на образ жизни, а также на материальную и духовную культуру. Она приводит не только к увеличению объема информации, созданию локальных и глобальных систем и сетей, баз данных и знаний, но и к появлению принципиально новых технологий и нового типа общества. Можно утверждать, что информатизация является фундаментальной проекцией глобального процесса социальных трансформаций.
Современное общество не в состоянии жить и развиваться без информации - наиболее выраженной формы культуры общества, и человек в нем выступает создателем, распространителем и хранителем информации, взаимодействуя по формуле «человек -информация - человек». Отличительной чертой общества является то, что формируется не только его новый образ, но и существенно преобразуется личность каждого субъекта -участника глобализации. В реальности у людей появляется не только новое мировоззрение, новое понимание своего места в мире, но и целая новая система онтологических, гносеологических и аксиологических ориентиров. Процесс формирования информационного общества качественно трансформирует экономическую, политическую и социокультурную структуры общества, ведет к качественным сдвигам, преобразованию многих устоявшихся мировоззренческих ориентиров личности.
Информационное общество способствует зарождению нового типа личности, который становится одной из главных социально-онтологических поисков в современных процессах. В этом ключе важно пронаблюдать, как те или иные черты и ценностные ориентиры личности координируются и коррелируются с определенными процессами информатизации.
Личность как результат исторического развития социума входит в определенную социальную систему, которая осуществляет его предметную деятельность, формирует и изменяет общественные отношения. Несомненно, что различные общественные формации производят собственные типы личности.
В условиях информатизации мы в состоянии познать, что предложенное в свое время К. Марксом экономическое средство ликвидации отчуждения было несоразмерным состоянию и величине данной проблемы. Сегодня мы понимаем, что имеющий место конфликт личности с социумом, ее избыточная зрелость в плане отношений с социальным пространством представляет собой не экономическую, а социально-философскую идеологическую проблему.
Наличие широкого спектра восприятия информатизации обусловлено доминированием определенных типов личности в различных культурноцивилизационных комплексах. Так, очевидно, что к началу XXI в. информатизация стала ключевым фактором мирового развития и международных отношений, сменив собой противостояние двух антагонистических систем — капитализма и социализма.
Нельзя, однако, упускать из виду, что передовые ученые предостерегали от опасности отстранения научно-технического прогресса от моральных, общественных и природных ограничений. В России эту точку зрения отстаивал Н. А. Бердяев. Его голос, к сожалению, не был услышан в эпоху всеобщей эйфории от поступательного научно-технического и хозяйственного развития. Бердяев Н. А. подчеркивает основной парадокс нашей
цивилизации - без техники культура является невозможной, но вступление культуры в техническую эпоху может привести к ее гибели. По его мнению, человек оказывается орудием производства, при этом вещь как продукт производства становится над человеком. Техника творит новую действительность и отрывает человека от природы [1], [2].
Различные виртуальные миры и институты можно представить, прочитав их описание в информационном пространстве. Здесь действительно появляется возможность, освободившись «от телесности», очутиться вдали от своего местонахождения и принять активное участие в общении. Простым нажатием клавиш человек способен перенести свое тело в нужное место и время, находиться в виртуальном пространстве.
По мнению ученых, виртуальный мир уподоблен сновидению. Внешний мир уже не воздействует так раздражающе на сознание, и человек может отрешиться от текущих событий. Личность может одновременно быть в рефлексивной позиции и играть разные роли: самого себя или другого, не бояться при этом необратимости разворачивающегося сценария и в любое время выйти из тупиковой или жизненно опасной ситуации - «пробудиться». Сны как бы проигрывают возможные будущие и прошлые «реальные» события, а настоящее выступает в данном случае как «нереальное». Это и отличает известное состояние сна от бодрствования, где «реальными» кажутся нам лишь настоящие события, а прошлое и будущее скрыто от нас, то есть ощущается как нечто нереальное.
В значительной степени вышеуказанный факт воздействует на молодежь, что неизбежно приводит к формированию у новых поколений стандартных стереотипов сознания в большей степени, чем у предшественников. В этой связи расширяются возможности манипулирования общественным сознанием, распространения дезинформации, которая облачена в форму, вызывающую доверие у пользователей, повышается уязвимость и зависимость от бесперебойного функционирования сети. Компьютер изменил в определенной степени саму культуру мышления, а информационное пространство - культуру общения людей. Современную жизнь и трудовую деятельность уже практически невозможно представить без электронновычислительной техники. Она, с одной стороны, создает невиданные до тех пор удобства и возможности, но, с другой стороны, порождает новые психические проблемы у пользователя, негативно воздействует на его организм.
Все это ни в коей мере не умаляет прогрессивного значения новых информационных технологий, особенно в сфере образования. Открытость сетей для всего сообщества, всех уровней образования и социальных слоев, а также независимость от возможностей индивидуальной мобильности и возраста делают информационные технологии основой в создании новой образовательной среды. Сети дают широкую возможность не только распространять информацию, но и осуществлять регулярную коммуникацию.
Информатизация в современном ее виде себя дискредитировала, поскольку обернулась экономической и политической экспансией транснациональных корпораций, оказалась однобокой из-за насаждения западного образа мыслей и навязывания несвойственных стандартов жизни, а потому должна смениться более «мягкой», приемлемой «мондиализацией» (от французского слова mondial, что означает «всемирный»).
Следующим этапом должен стать решительный отказ от средневековой политической организации общества с ее чрезмерной концентрацией власти в одних руках и смелый переход к компетентным «коллегиям» с широкими полномочиями и ответственностью.
Наконец, необходимым условием всякого исторического развития человечества должно быть сближение цивилизаций по основным параметрам, включая и виртуальное общение.
Резюме. Отчуждение имеет как положительное, так и отрицательное значение и является закономерностью общественного развития. В этом смысле необходимо видеть процесс отчуждения в динамике развития как опредмечивания, так и распредмечивания в процессе предметно-практической деятельности личности.
В условиях информатизации общества выявлено, что феномен отчуждения проявляется в следующих формах:
- отчуждение в сфере труда через его опосредование новыми телекоммуникационными технологиями, что ведет к эмоционально-духовному опустошению личности;
- отчуждение от других людей, обусловленное особенностями обезличенной трудовой кооперации в условиях информатизации.
Информатизация, стихийный и безудержный рост информационных потоков, развитие информационных технологий, которые зачастую преподносятся как достижение и расширение границ человеческих возможностей, приводят к отчуждению подлинной духовной сути человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М. : Мысль, 1990. - 213 с.
2. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. Т. 1 / Н. А. Бердяев. - М. : Искусство, 1994. - 542 с.