Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН НАРОДНОСТИ: ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИЗМ, ИНТЕНЦИЯ ИСТОКОВОГО И СОВРЕМЕННОЕ'

ФЕНОМЕН НАРОДНОСТИ: ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИЗМ, ИНТЕНЦИЯ ИСТОКОВОГО И СОВРЕМЕННОЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
феномен народности / музыкальная культура / фольклор / фольклоризм / phenomenon of nationality / musical culture / folklore / folklorism

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г Г. Поддубная

Взаимосвязь философского мировосприятия и музыкального творчества в настоящее время вызывает неподдельный научный интерес. Акцентируется внимание на истоковых формах народности и их репрезентации в виде фольклоризма как явления вторичного проявления фольклора, как феномена проявленности народного песенного творчества в современных исполнительских условиях. Примером для исследования стал фильм-концерт-спектакль «Ермак. Легенда Сибири» Государственного академического Омского русского народного хора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF NATIONALITY: FOLKLORE AND FOLKLORISM, THE INTENTION OF THE ORIGIN AND THE MODERN

The relationship between philosophical worldview and musical creativity is currently of genuine scientific interest. Focusing on the origin forms of nationality and their representation in the form of folklorism, as a phenomenon of secondary manifestation of folklore, as a phenomenon of manifestation of folk song creativity in modern performing conditions. An example for the study was the film concert performance ”Ermak. Legend of Siberia” by the Omsk State Academic Russian Folk Choir.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН НАРОДНОСТИ: ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИЗМ, ИНТЕНЦИЯ ИСТОКОВОГО И СОВРЕМЕННОЕ»

Вестник Омского университета. 2024. №4 (29). С. 85-92

УДК 130.2 БОТ 10.24147/1812-3996.2024.4.85-92

ФЕНОМЕН НАРОДНОСТИ: ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРИЗМ, ИНТЕНЦИЯ ИСТОКОВОГО И СОВРЕМЕННОЕ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Аннотация. Взаимосвязь философского мировосприятия и музыкального творчества в настоящее время вызывает неподдельный научный интерес. Акцентируется внимание на истоковых формах народности и их репрезентации в виде фольклоризма как явления вторичного проявления фольклора, как феномена проявленности народного песенного творчества в современных исполнительских условиях. Примером для исследования стал фильм-концерт-спектакль «Ермак. Легенда Сибири» Государственного академического Омского русского народного хора.

Ключевые слова: феномен народности, музыкальная культура, фольклор, фольклоризм.

По утверждению А. Н. Серова, «народная песня - произведение чисто почвенное, растительное. Творчество является нам в самом первобытном своем виде, в зародышах музыкальных, эмбрионах искусства, способных к великолепному дальнейшему развитию...» [1].

Сущностной характеристикой витального по сути и текучего во времени музыкального фольклора является его неослабевающая и всемерно проявляющая себя творческая интенция в постоянном саморазвитии.

Многовековая глубинная корневая связь музыкальной культуры с фольклорными традициями, с истоковыми основаниями народности является характерной особенностью певческого народного искусства и в современном социокультурном пространстве. Не будучи чем-то устоявшимся, раз и навсегда зафиксированным, песенное искусство подвергается общим принципам творческого развития, меняя формы проявленности.

Вопросы истоковости и современности в условиях сценического исполнительского фольклоризма, как репрезентации фольклора, требуют глубокого философского осмысления. В ходе исследования темы народности в музыкальной культуре, нам интересно отрефлексировать данный феномен в историко-культурной перспективе.

Современными исполнителями, авторами обработок народно-певческого материала допускается возможность собственной интерпретации исходного самобытного распева, переосмысление репертуара и в некотором роде трансформация исполнительского традиционного стиля и его жанрово стилистических основ.

Г. Г. Поддубная

доцент, е-шаП: [email protected]

Фольклоризм, как вторичная форма проявления фольклора, стал неотъемлемой частью современной музыкальной культуры. «Сам термин "фольклоризм" был предложен в XIX в. П. Себийо, введен в научный оборот как явление, связанное с освоением фольклора в различных видах культуры и использовался вместе с такими понятиями как "вторичная жизнь", "вторичный фольклор"». Фольклоризм в концертно-сценической практике рассматривается как «многообразное и сложное явление, характеризующееся различными подходами к сценическому воплощению фольклора, а также их сочетаниями» [2].

Как утверждает Е. М. Гусарова, исполнительский фольклоризм необходимо понимать, как «самостоятельное направление художественного творчества, в рамках которого происходит сценическое воплощение фольклора исполнительскими средствами музыкального, хореографического и театрального искусства» [3]. В сохранении «художественного и исторически ценного достоинства, попытке отыскать уникальные образцы и воссоздать их» видит специфику фольклоризма Л.В. Шамина

[4].

Попытка озвучить редкие и зачастую очень сложные многоголосные партитуры и специфические жанры нашла свою реализацию в новой программе Государственного академического Омского русского народного хора. Премьера фильма-концерта-спектакля «Ермак. Легенда Сибири» состоялась 5 и 8 августа 2021 г. на сцене концертного зала Омской филармонии. Эта масштабная постановка была приурочена к 440-летию похода Ермака в Сибирь, чья история неразрывно связана с его именем.

Творческого осмысления событий той давней поры, осознание масштаба личности самого Ермака и огромных творческих ресурсов в подготовке данного действа потребовала эта постановка от команды авторов. «В грандиозном проекте прославленный коллектив предлагает особый способ прочтения истории, опирающийся на сочетание традиционных форм репрезентации музыкально-сценического фольклора с современными тенденциями в русской народной музыке, хореографии, кино и мультимедиа» [5].

Историзм, как характерный для культуры интерес к истории, обусловлен динамикой развития современной цивилизации и выражается в объективированных формах современной культуры. К числу таких культурных форм относится появление и развитие различных способов сохранения памяти о прошлом. Создателям творческого проекта необходимо было «погружение в исторические исследования той эпохи, изучение летописных источников и артефактов, а самое главное, поиск того музыкального народно-певческого материала, который смог бы стать основой для исполнения хоровых полотен в современных сценических условиях» [6].

Биографические сведения о Ермаке в разных документальных источниках разнятся и не дают однозначного портрета этой личности. Это касается и его происхождения, и фактов его жизненного пути, и его роли в истории. Г.Ф. Миллер в «Истории Сибири», опубликованной на русском языке в 1750 г., не единожды упоминает тот факт, что «в Ремезовскую летопись, по окончании ее, внесены были некоторые дополнения, написанные другой рукой» [7].

На взгляд авторов-постановщиков проекта «Ермак. Легенда Сибири», эти обстоятельства дают возможность не ограничиваться точными фактологическими и

Вестник Омского университета. 2024. №4 (29)

87

историческими сведениями, а дать возможность творчески раскрыть образ исторической личности как легенды, о которой в народе сохранилось множество эпических текстов, исторических песен и сказаний.

Упоминания географических названий Сибири, связанных с Омским регионом, дают возможность использовать в концерте-спектакле мелодические народно-песенные образцы сибирских областей, в том числе записанные в Прииртышье. Подтверждением чему служит уточнение: «Также и в этом месте находится в ней вставной лист, главное содержание которого состоит в том, что Ермак по получении известия о прибытии бухарского каравана отправился в путь, но, раньше, чем направиться вверх по Вагаю, совершил большой поход вверх по Иртышу, дойдя почти до того места, где теперь находится город Тара» [7].

Являясь главным хормейстером Государственного академического Омского русского народного хора, автор статьи принял непосредственное участие в подготовке фильма-концерта-спектакля «Ермак. Легенда Сибири». Особой сложностью стал поиск музыкального народно-певческого материала, который смог бы стать основой для исполнения хоровых полотен в современных сценических условиях.

Широко распространенный исторический сюжет, повествующий о подвигах Ермака Тимофеевича, любимая в казачьей среде тема до сих пор бытует в традиции устного народного песнетворчества различных регионов России, в Поволжье, на Урале, и, конечно, в Сибири. Необходимо заметить, что записей, соответствующих временам самого Ермака, не существует. Первые издания нотированных песенных образцов относятся к середине XIX в. Нами были обнаружены несколько вариантов исторических песен о походе Ермака разной степени сохранности поэтического текста и уровня сложности мелодического материала.

Так, в сборнике «Песни уральских казаков» 1899 г., историческая песня с сюжетом о Ермаке «Как на Волге реке, было на Камышинке» авторами значится как разбойничья. Упоминаются донские, гребенские, яицкие казаки, люди вольные.

Нам на Волге быть - все ворами слыть,

На Яик идти - переход велик, Под Казань идти - Грозный Царь стоит, Грозен Царь, Иван Васильевич;

У него много силы - армии, Не мало, не много - сорок тысячей.

Не идти ли, братцы, нам на Иртыш-реку?

Мы возьмем, братцы, Тобол город И пойдем к Царю с повинною... [8].

В сборнике «Боевые песни русского солдата» 1902 г. содержится редкий и содержательный текст исторической песни, относящейся к освоению Сибири (рис. 1). В пояснении к главе «Песни, относящиеся к покорению Сибири» уточняется, что «в 1555 г. Сибирское царство просило Царя Иоанна IV принять его в подданство и защищать от врагов, за что и обязалось платить Царю дань. Иоанн IV принял это царство в подданство и брал с него дань, но защищать от врагов не мог, так как Сибирь находилась очень далеко от Москвы, почему сибирцы вскоре перестали считать себя подданными Русского Царя, не хотели более платить дани и даже

начали враждебно относится к Руси. С 1558 г. Царь начал смирять сибирцев и старался покорить их царство» [9].

Рис. 1. Сборник «Боевые песни русского солдата»

Подобные варианты «Как на Волге, да на Камышинке» получили распространение и в творчестве оренбургских и сибирских казаков. «Исторические песни также пришли в Сибирь в ХП-ХШ, начале XIX в. вместе с основной массой переселенцев, составивших постоянное ядро сибирского населения». Отмечая малочисленность записей и состояние источников, следует отметить, что «свойство конкретного историзма, характеризующее историческую песню, способствовало объединению различных жанровых форм. Параллельно с исторической песней происходило и развитие балладных и лирических песен, где также, хотя и своеобразно, преломлялась историческая действительность (рис. 2). Сюжеты исторических песен отнюдь не копируют действительность, они всегда суть обобщения» [10, с. 9].

Исследовательская новизна проекта «Легенда Сибири. Ермак» состоит в анализе множества текстовых вариантов данного сюжета, осмыслении мелодических попе-вок и версий распевов. Сибирский вариант песни, записанный в Томской области нами был взят за основу для создания многоголосной хоровой обработки (рис. 3).

Главный герой постановки, Ермак, проявляет свой вольный, порой противоречивый нрав, душевные переживания, сердечную тревогу, беспокойство, раздумья, предчувствия в вокальной лирике, в песне-размышлении «Эко сердце». Именно в пении, по мысли Дж. Вико, «заключены первые формы человеческого познания: фантазия, чувство, страсть, роль которых в постижении сути вещей не менее значима, чем роль разума» [11].

Протяжные распевы в народной терминологии назывались «голосовыми» по

Вестник Омского университета. 2024. №4 (29)

89

Рис. 2. Сборник «Русские народные песни Томской области»

волжскому выражению и «долгими» на русском севере в Заонежье. Ценность данного распева в его исторической значимости, так как мелодический материал был записан М.А. Балакиревым в 1860 г. на Волге (местопребывании казачьих дружин) и опубликован в сборнике «Русские народные песни» в 1866 г.

Е. Гиппиус в примечании к сборнику Балакирева указывает, что «в мелодии песни "Эко сердце", записанной Балакиревым, неправильно подтекстован только один слог (не соответствующий типической слоговой музыкально-ритмической форме». Собственно, процесс записи и фиксации нотной и поэтического текста собираемого материала композитором производилась следующим образом: «Мелодия песни под-текстовывалась Балакиревым явно не во время пения, а впоследствии; какие слова повторяются в припеве - ему пришлось догадываться». «Восполнением пробелов в перечисленных случаях частичной подтекстовки народно-песенных мелодий Балакирев занялся, видимо, только в 1865 г., после окончания обработки всех песен первого сборника» [12].

Вышеупомянутые уточнения не позволяют нам выявить степень подлинности зафиксированного материала, что еще раз подтверждает возможность использования нами оригинала в качестве источника для авторского музыкального и текстового преобразования. Так, изначальный одноголосный напев, изложенный Балакиревым в виде композиторского прочтения и переложения для голоса в сопровождении фортепиано потребовал переосмысления и обработки для более широкого состава исполнителей, для мужского состава в исполнении Омского хора. Принимая во внимание многоголосную артельную природу русского народного исполнительства, учитывая, что запись мелодии от одного исполнителя не означает, что исходный напев в традиции бытовал только как сольный, была сделана хоровая обработка для главного героя, Ермака, и мужского четырехголосного хорового состава. Тем самым, сольное пение, как индивидуальное исполнение, и многоголосие, как коллективное звучание, объединяют и дополняют друг друга, акцентируя взаимообогащение этих принципов, присущих народному исполнительству.

Философски осмысливая народно-песенные образцы, можно высказать положение, что поэтические и музыкальные тексты предстают как объективные «свидетели» своей эпохи и выражают самоощущение автора внутри истории. «Для интерпретации текста наиболее важными являются два обстоятельства. Во-первых, укорененность субъектов в культуре, так как и автор текста и интерпретатор обладают

Рис. 3. Фрагмент хоровой партитуры «Призыв в Сибирь» в хоровой обработке Г. Поддубной из репертуара Государственного академического Омского народного хора

свойственными им формами историчности. При этом интерпретация необходимо предполагает внутреннюю свободу субъекта, поскольку смысл текста не воспроизводится, но всегда создается заново в пределах некоторой целостности. Язык в этом случае выступает как своеобразный «опыт мира», как некий горизонт онтологии, который в смысловом контексте обретает личностную форму» [13].

Рассматривая взаимосвязь подлинного фольклора и явления фольклоризма, как вторичного проявления фольклора, можно согласиться с И. Земцовским, утверждающим «тотальное сосуществование фольклора и фольклоризма и непрестанный переход (трансформация) одной формы фольклоризма в другую» [14].

Таким образом, жизнь традиций фольклора и жизнь фольклористических традиций оказываются тесно и изнутри переплетенными. Собственно, адаптация фольклора в том или ином виде, составляющая сущность явления фольклоризма, превращает фольклор в феномен экстравертный по своей природе, направленный на постоянное развитие, т. е. проявляя изначально заложенную в ядре культуры интенцию.

Литература

1. Серов А. Н. Русская народная песня как предмет науки // Русская мысль о музыкальном фольклоре. - М. : Музыка, 1979. - С. 13.

Вестник Омского университета. 2024. №4 (29)

91

2. Гурченко А. И. Исполнительский фольклоризм Беларуси на рубеже XX-XXI вв.: основные тенденции и особенности развития: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -Минск, 2013.-С. 3-10.

3. Гусарова Е. М. Природа песенного фольклора как основа современного исполнительства (на примере музыкальных коллективов и солистов Республики Мордовия) : автореф. дис. . . . канд. искусствоведения. - Саранск, 2012. - С. 10.

4. Шамина Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учеб. пособие. - М.: Графика, 2010.-С. 48.

5. URL: https://ermak-legend.ru/

6. ПоддубнаяГ. Г. Феномен народности: фильм-концерт-спектакль Государственного академического Омского русского народного хора «Ермак. Легенда Сибири» // Культурное пространство русского мира : периодич. текстовое эл. науч. издание сетевого распространения / ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. - Омск, 2022. - Т. 6, № 4. - С. 16. - URL: https://russianworld.omsu.ru/

7. Миллер Г. Ф.История Сибири. - Т. 1. - М. ; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1937. -С. 257.

8. Песни уральских казаков. Записали Александр и Владимир Железновы. С.-Петербург. Императорское рус. муз. об-во. С.-Петербургское отделение. Консерватория. - СПб., 1899.-С. 22.

9. Боевые песни русского солдата (с прибавлением песен бытовых) : сборник 183-х военно-исторических песен. Собрал и с голоса на ноты положил Г.М. Попов (для 4-голосного мужского хора). - Изд. 3-е, исправл. и значительно доп. Издал В. Березовский. Комиссионер военно-учебных заведений. Типо-Литография Р. Голике. - СПб., 1902. -С. 10-82.

10. Русские народные песни Томской области / Н. Пархоменко. - М. : Сов. композитор, 1985.- 136 с.

11. Жиров М. С., Сараева Л. П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты) : моногр. - Белгород, 2008. - С. 17.

12. Балакирев М. Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано / ред., предисл., исследование и примеч. проф. Е. В. Гиппиуса. - М. : Гос. муз. изд-во, 1957.-С. 246.

13. Костин А. Б. Принцип историзма и его роль в философии истории : автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005.

14. Земцовский И. (Беркли). Жизнь фольклорной традиции: преувеличения и парадоксы. Механизмы передачи фольклорной традиции // Материалы XXI Междунар. молодежной конф. Памяти А. Горьковенко, апр. 2001 г. - СПб. : РИИИ, 2004. - С. 12.

THE PHENOMENON OF NATIONALITY: FOLKLORE AND FOLKLORISM, THE INTENTION OF THE ORIGIN AND THE MODERN

G. G. Poddubnaia

Associate Professor, e-mail: [email protected]

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Abstract. The relationship between philosophical worldview and musical creativity is currently of genuine scientific interest. Focusing on the origin forms of nationality and their representation in the form of folklorism, as a phenomenon of secondary manifestation of folklore, as a phenomenon of manifestation of folk song creativity in modern performing conditions. An example for the study was the film concert performance "Ermak. Legend of Siberia" by the Omsk State Academic Russian Folk Choir.

Keywords: phenomenon of nationality, musical culture, folklore, folklorism.

Дата поступления в редакцию: 17.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.