DOI 10.24412/2411-0795-2025-1-98-128 УДК 7.072.2 ББК 85.14
ФЕНОМЕН ЛЮСИ ВОРОНОВОЙ КАК ХУДОЖНИКА
А.Ю. ВОРОНИН
Российская академия художеств 119034, Москва, ул. Пречистенка, д. 21 [email protected]
В статье рассматривается творчество Люси Вороновой — графика, живопись, а также автобиографическая проза — дневниковые записи художницы. На основе анализа ее графических и живописных работ и позиции ведущих российских искусствоведов делается вывод о том, что с начала 1980-х годов и до второй половины 2010-х Люся Воронова относится к наивным художникам, после — к художникам декоративно-прикладного искусства. При этом утверждается, что «радостный» период в творчестве художницы, пришедший на смену «депрессивному», начался в 2006 г. и совпал с переходом от графики в технике бумага/грунт/масло или бумага/акрил к живописи.
Автор делится историей создания бренда «Люся Воронова», комплексом проведенных мероприятий по продвижению имени наивной художницы в России и за рубежом: работой с искусствоведами и коллекционерами, подготовкой художественных альбомов, организацией музейных выставок и аукционных продаж в Москве, Лондоне и Цюрихе.
Отдельный фрагмент статьи посвящен исследованию современного этапа творческой деятельности художницы — «мозаичному» периоду, начавшемуся в 2018 г., а также анализу работы Фонда поддержки искусства Люси Вороновой.
Ключевые слова: Люся Воронова, наивное искусство, русское современное искусство, декоративно-прикладное искусство, Заочный народный Университет искусств (ЗНУИ), продвижение художника, аукцион современного искусства, рейтинг художника, женщины-художницы, инвестиции в искусство, дизайн, дизайнер.
THE PHENOMENON OF LUCY VORONOVA AS AN ARTIST
A.YU. VORONIN
Russian Academy of Arts 119034, Moscow, st. Prechistenka, 21
The article examines the work of Lucy Voronova, focusing on her graphic art, paintings, and autobiographical prose drawn from her diary entries. Based on an analysis of her works and insights from leading Russian art historians, the article concludes that from the early 1980s to the mid-2010s, Lucy Voronova was associated with naïve art, later transitioning to decorative and applied art. The article suggests that the artist's "joyful phase", which followed a "depressive artistic phase", began in 2006 and coincided with her shiftfrom paper/ground/oil or paper/ acrylic graphic techniques to painting.
The author recounts the creation of the Lucy Voronova brand and the wide-ranging efforts to promote the naïve artist's name both in Russia and internationally. These efforts included collaborations with art historians and collectors, the publication of art albums, the organization of museum exhibitions, and auction sales in Moscow, London, and Zurich.
A separate section of the article is devoted to the artist's current creative phase — the "mosaic" period, which began in 2018, as well as an analysis of the activities of the Lucy Voronova Art Support Fund.
Keywords: Lucy Voronova, naive art, Russian contemporary art, decorative and applied arts, Correspondence People's University of Arts (ZNUA), artist promotion, contemporary art auction, artist rating, women artists, investments in art, design, designer.
Есть понятие, смысл которого очевиден и не нуждается в расшифровке, — «художник первого ряда». Люся Воронова входит в этот крайне ограниченный круг российских деятелей изобразительного искусства последней трети ХХ — начала ХХ[ в. С лета 2008 г на протяжении почти десяти лет автор настоящей статьи имел возможность контактировать с Люсей Вороновой практически в еженедельном режиме. Столь плотное и продолжительное общение, а также желание разобраться в феномене искусства художницы, стало основой для некоторых наблюдений и выводов, которыми хотелось бы поделиться.
Люся (Людмила Владимировна) Воронова родилась 15 декабря 1953 г. в Москве. Отец художницы — Владимир Александрович Воронов, окончил Институт истории, философии и литературы, прошел всю войну, имел 4 ордена Красной Звезды и 12 медалей, после войны работал в Главном политическом Управлении Армии и ВМФ СССР. Мама — Иннесса Васильевна Швырева, выпускница Воронежского медицинского института, после войны работала в институте Скорой помощи им. Скли-фосовского, а позднее заведовала отделением судебно-медицинской экспертизы. «От папы во мне — оптимизм, желание реализовать себя по максимуму. Жить в тени скучно и не могу. Постоянно испытываю себя на прочность (это с детства). Моя мечта с детства — стать художником. Сколько себя помню — рисую. Рисую и рисую... Из дома без планшета не выхожу. Постоянно рисую. Все, что я делаю — я делаю для живописи. Все мои поиски — это и поиск себя в живописи», — отмечает художница в воспоминаниях [1, с. 12]. И надо сказать, что найти себя в живописи Люсе удалось. «...самое сложное, но и самое важное для художника — стать узнаваемым. Это когда вы идете по большой выставке и вдруг поворачиваете голову, потому что этот художник вам знаком и он вас притягивает» [2], — эти слова классика советского и российского современного искусства академика РАХ Натальи Нестеровой в полной мере относятся к Люсе Вороновой.
Творчество Люси Вороновой уже не одно десятилетие привлекает внимание многочисленных поклонников таланта этой ярчайшей представительницы современного искусства. Ее работы по достоинству оценивали искусствоведы Ксения Богемская и Андрей Толстой (ГМИИ им. А.С. Пушкина, г. Москва), Виталий Пацюков (ГЦСИ, г. Москва), Галина Тулузакова (ГМИИ РТ, г. Казань), Альбина Рункова (МРМИИ им. С.Д. Эрь-зи, г. Саранск); такие известные коллекционеры современного искусства, как Петр Авен, Михаил Алшибая, Элеонора Бережная, Марк Курцер, Эдуард Мордухович и многие другие. Их эссе можно прочесть в выпущенном несколько лет назад подарочном
издании «Люся Воронова» [3]. Исследовал творчество Люси Вороновой и Александр Боровский (ГРМ, Санкт-Петербург) [4, с. 6-7; 5, с. 5-11].
И искусствоведы, и коллекционеры однозначно относят творчество Люси Вороновой к наивному направлению в искусстве.
«Есть один художник, которому доступно видение, отличающее его от других людей, видение, позволяющее смотреть насквозь, как рентген, в самую сущность вещей, в самое простое в них и самое тонкое. Этот человек вобрал в себя всю суть наивного искусства, его непосредственность, его народность — в том смысле, в каком оно является общечеловеческим по своим задачам и ответам, которые оно дает. Благодаря ему наивное искусство в России перешло на новый уровень — уровень обобщения пройденных уроков, сведения воедино всех жанров, преодоления древних стереотипов и реализации новых форм. Этот человек — Люся Воронова», — отмечает доктор искусствоведения, крупнейший специалист по наивному искусству К.Г. Богемская в материале, озаглавленном «Наивное искусство Люси Вороновой» [3, с. 9].
«Творчество наивных художников в ХХ веке всегда привлекало пристальное внимание и привлекает его в веке ХХ1... Всем памятны имена знаменитых "наивов" прошлого столетия — Анри Руссо, Нико Пиросмани, Луизы Серафин, Камиля Бомбуа. Все знают и наших замечательных наивных художников: Катю Медведеву, Павла Леонова и немало других. Имя Люси Вороновой в этом ряду находится более чем уместно и заслуженно» [3, с. 6], — пишет доктор искусствоведения Андрей Толстой.
«Люся Воронова, усадив за свой художнический стол дорогого гостя — наивное искусство, преломила с ним стиль как хлеб», — так формулирует творческий путь художницы искусствовед Антон Успенский (ГРМ, Санкт-Петербург) [6].
К наивным художникам относит Люсю Воронову и один из крупнейших российских коллекционеров Петр Авен: «Безусловно, работы Люси Вороновой — уникальное явление. Художница возрождает традиции наивного искусства. Она не пытается ничего усложнять в понимании мира: есть Добро и Зло, Любовь и Ненависть, Радость и Грусть. Не перестаю удивляться, как искренне и правдиво она обнажает то, что скрывается в каждом из нас» [3, с. 48].
Именно как произведения наивного художника Виталий Пацюков, куратор выставки «Традиции фольклора и наива в современной культуре», организованной Государственным центром современного искусства и проходившей в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» в августе-сентябре 2012 г. в рамках VI Фестиваля коллекций современного искусства, включил в экспозицию наряду с работами из собрания ГЦСИ и 5 работ Люси Вороновой [7].
Весной 2016 г. Московский музей современного искусства (ММОМА) совместно с Музеем русского лубка и наивного искусства представили выставочный проект «НАИВ...НО», целью которого было показать расширение границ восприятия наивного искусства. Признанные мастера современного искусства были представлены в едином пространстве с наивистами, что позволило подчеркнуть общность их сюжетных мотивов, сти-листик и тематических пластов. В экспозицию вошли работы таких известных мастеров, как Нико Пиросмани, Илья Машков, Михаил Ларионов, Давид Бурлюк, Наталья Гончарова, звезд европейского примитива Анри Руссо и Ивана Генералича, а также наших современников Натальи Нестеровой, Павла Леонова и Люси Вороновой.
Сама Люся Воронова категорически не приемлет отнесение себя к наивным художникам, аргументируя свою позицию имеющимся у нее художественным образованием: в 1969-1970 гг. она обучалась в Заочном народном Университете искусств (ЗНУИ), а в 1978-м окончила художественный факуль-
тет Московского технологического института. «Когда меня называют наивной, я это отрицаю. Я девять лет профессионально училась и сейчас продолжаю учиться, я и художник не наивный, и человек не наивный. Я девять лет училась, что же, я не научилась ничему?» [8], — повторяет Люся Воронова из интервью в интервью. То, что Люся Воронова не наивный человек, было подробно рассмотрено нами в материале «Не наивно наивная Люся» [9, с. 16-22], а вот на оценке художницы как наивной или не наивной остановимся сейчас.
Наличие художественного образования как аргумент против отнесения художницы к числу наивных является безосновательным. Художник может получить художественное образование и творить в манере и традициях, свойственных примитиву. Искусствовед Андрей Толстой прямо пишет об этом, считая Люсю Воронову наивной художницей «даже несмотря на то, что, вопреки традициям «наивного искусства» [3, с. 6], она получила профессиональное образование. Аналогичной позиции придерживается и коллекционер Михаил Алшибая: «Люсю Воронову иногда называют "наивным" художником. Это не совсем так: в отличие от истинных представителей "наивного" искусства она имеет художественное образование. Тем не менее в ее работах черты наивного искусства проступают весьма отчетливо» [3, с. 210]. Г. Тулузакова с математической точностью приводит характерные признаки наивного искусства, свойственные живописи Люси Вороновой: «Художник отказывается от линейной перспективы, подчеркивает плоскостность узорных фонов и уплощает объем фигур, повышает активность ритмов, любит большие плоскости чистого локального цвета, обобщает и деформирует формы, акцентирует значимость контура, предпочитает ковровую равнозначность всех составляющих элементов. Однако выбор размера и формата холстов, понимание композиционных законов, уверенная точность рисунка и знание внутренней структуры формы, свобода игры всем арсеналом пластических приемов выдают в ней руку крепкого профессионала с классической подготовкой» (выделено мной. — А.В.)
[10, с. 30]. Аналогичной позиции придерживается А. Успенский: «Щедрый и объемный мир художницы вызывает желание откликнуться, вступить в диалог, рассмотреть и прочувствовать его внимательнее. Просвещенный глаз находит здесь и высоты профессионального, и глубины самодеятельного творчества» [11, с. 80]. Таким образом, по мнению всех вышеперечисленных исследователей творчества художницы, искусство Люси Вороновой однозначно характеризуется как наивное при том, что в нем чувствуется рука профессионала.
Как же Люсе Вороновой удалось сохранить свое уникальное видение мира, свойственное именно наивным художникам, после стольких лет профессионального обучения? Ответ на этот вопрос кроется, с одной стороны, в специфике ЗНУИ как учебного заведения, а с другой — в судьбе, удаче, которая позволила Люсе сохранить себя, свой неповторимый авторский стиль и при этом «выпуститься» из вуза — Московского технологического института.
Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) — уникальное образовательное учреждение. Со времени основания в 1934 г. школу ЗНУИ прошли тысячи талантливых людей, некоторые из них приобрели мировую известность. Причем прославило университет творчество именно наивных художников — И. Селиванова, С. Степанова, А. Тяпкиной, Э. Мильтс, П. Леонова, Н. Романенкова, Э. Левандовской. Свыше 20 выпускников заняли достойное место во Всемирной энциклопедии наивных искусств, изданной в Югославии в 1984 г. В картинах наивных художников недостает многих необходимых азов профессионального искусства: анатомии фигур, светотени, объема предметов, перспективы и т. д. «Всё у них неправильно нарисовано, условно, "примитивно", как в узорах крестьянского рукоделия. Зато радует глаз: яркость чистых красок, праздничная свежесть, заразительная уверенность, своё особое отношение к окружающему миру», — отмечает педагог ЗНУИ искусствовед Р.П. Тер-Саакова [12]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в славную историю ЗНУИ золотыми буквами вписано имя Люси Вороновой.
Художественное образование Люся Воронова продолжила в Московском технологическом институте, поступив на отделение декоративно-прикладного искусства (ДНИ), где ей, как отмечает искусствовед Юрий Петухов, «очень повезло с педагогами, которые не стали ломать ее и вмешиваться в уже тогда зарождавшийся авторский стиль, бережно сохраняя врожденную декоративность и цветоносность. Ее не заставляли рисовать правильно, не сильно мучили гипсовыми цилиндрами и конусами, масками и головами, строением скелета. Увидев талант и декоративное начало в ее работах, преподаватели прощали Люсе многое, закрывая глаза на ее "неправильное" рисование. Конечно же, представить такое попустительство и свободу в другом художественном вузе ни тогда, ни позднее практически невозможно, Воронову выгнали бы после первой же сессии» [13]. Таким образом, отучившись 9 лет, закончив сначала ЗНУИ, а затем Московский технологический институт, Люся Воронова получила блестящее художественное образование, но не классическое, а, по сути, индивидуальное, что и позволило, благодаря ее трудолюбию и неимоверному желанию стать художником, стать им — одним из сильнейших наивных художников современности.
Рассмотрение феномена Люси Вороновой будет неполным без анализа ее дневниковых записей, так называемого «Творческого дневника». В предисловии к изданию «Люся Воронова: ежедневник 2018» «Творческий дневник» рассматривается «в качестве отдельной, уникальной ветви искусства», который «появился более 30 лет назад и ведется до сих пор. В 1984 году была начата первая, а на сегодняшний день существует уже восемь рукописных книг-дневников». Одна из рукописей — «Деревенский дневник» — в декабре 1993 г. была передана в собрание Государственного Русского музея [13, с. 6-7].
Летом 2008 г., когда началась работа над ее первым альбомом, получившим впоследствии название «красного», по цвету обложки, Люся Воронова предоставила возможность ознакомиться с ее дневниками и не скрывала желания их опубликовать. Позиция автора данного материала была такова, что днев-
никовые записи (а это было несколько тетрадей) не могут быть опубликованы в данном издании, художнице же было предложено написать предисловие к альбому, автобиографию, а также воспоминаниями о ее многочисленных зарубежных поездках, общении с художниками, зарисовками на тему искусства. Текст «От первого лица» был подготовлен в сентябре 2008 г. и опубликован как предисловие в альбоме 2009 г. [1, с. 8-13], а написанные в августе-сентябре 2010 г. 42 коротких сюжета вошли в альбом 2011 г. [3, с. 342-349].
В заметках, опубликованных в альбоме 2011 г., обращает на себя внимания тот факт, что некоторые моменты и истории могли вызвать негативную реакцию у тех, кого она описывала. Приведем в качестве примера следующий сюжет:
«Поехали с Конышевой на дачу. На два дня. Беру с собой соленую рыбу, черный хлеб, чай, печенье и т. д. А Коны-шева везет кочан капусты. Огромный кочан и больше ничего. Приехали. Решили перекусить. Собираю на стол.
— Зачем тарелки!!! Мыть потом!
Конышева нарвала лопухов — это тарелки и салфетки.
Так и ужинали на лопухах, и руки лопухами вытирали.
Конышева еще свою капусту сырую ела. А спать Натта устроилась на холодной террасе, на голой тахте, завернувшись в тряпку, сшитую из помойных зонтиков» [3, с. 347].
«Публикуйте, — сказала Люся при обсуждении, что включать, а что, возможно, не стоит в новый альбом, — это же действительно так было!» Эта и еще ряд аналогичных зарисовок были опубликованы в альбоме.
Дневники, публиковать которые автор этой статьи отказался как в 2009, так и в 2011 г., были подготовлены к изданию Юрием Петуховым и «Фондом поддержки искусства Люси Вороновой» и вышли в свет в 2019 г. под названием «Люся Воронова: Ежедневник 2018» [13]. В предисловии отмечается, что сборник «является квинтэссенцией мыслей и чувств художника, отраженных на страницах всех созданных ранее Ежедневников.
В каждом ее изречении присутствует только ей присущий почерк, взгляд на жизнь, неповторимый творческий нерв, перекликающийся с воплощенным на полотнах и бумаге» [13, с. 7]. Это действительно так, голос Люси отчетливо звучит со страниц издания, но вот вопрос, стоило ли опубликовывать дневники художницы, по-прежнему вызывает у автора данной статьи отрицательный ответ.
Дело в том, что дневниковые записи свидетельствуют о глубочайшей депрессии художницы. Красной нитью от даты к дате проходят мысли об одиночестве, нежелании общаться с людьми, отсутствии друзей, предательстве близких, смертельной усталости и самой смерти. Вот некоторые примеры.
«Тревога, страх, смятение, беспокойство не оставляют меня. Люди мучают» [13, 30 января].
«В старости одиночество тяжелее. Жизнь уходит, надежды нет. Мысли о вечном одиночестве. Или там нет одиночества?» [Там же, 31 января].
«Иду тяжелой дорогой. Поворачивать, сворачивать, останавливаться не буду. Я закончила с людьми. Ушла от них» [Там же, 12 февраля].
«У меня почти не осталось друзей, даже просто знакомых мало. Живу все труднее и труднее, рисую все лучше и лучше. Ослабела от одиночества» [Там же, 19 февраля].
«Тело надоело. Диктует свои функции. Все труднее договориться. Болят ноги, болят руки, плечи, разум, из меня вырывается больное дыхание, и во сне боль не оставляет меня. И во сне я страдаю. Страдаю и рисую. Пытаюсь провести живую линию, потому что жизнь — это страдание. Разум болит так, что голову разрывает. Сосредотачиваюсь на одном — рисовать. Необходим покой. Людей избегаю» [Там же, 9 марта].
«С возрастом одиночество сильнее, труднее, жестче. Надежд нет. Если только чудо. Из одиночества нет выхода, только вход. Вошел и все, навсегда. Если встретить такого же одинокого, то поймете друг друга, но и это не спасет от одиночества. Одиночество мучает, с людьми еще мучительнее.
Самые дорогие и близкие предали. Как жить с такой болью? Как жить без боли?» [Там же, 10 марта].
«Страх, ужас, тревога не оставляют меня. Общение отнимает последние силы, избегаю всех. Покой необходим. Так устаю, что не знаю, как отдыхать. Необходим покой. В суете теряю себя» [Там же, 30 марта].
«Думаю не о старости, о смерти. Так ближе к сути, дальше от суеты. Важна только дата смерти. Все рождаются одинаково, живут разно. А главное начинается после смерти. Меня будут любить потом. Сейчас — одиночество» [Там же, 19 апреля].
«Я счастливый человек, я страдала. Знаю одиночество. Много одиночества было в моей жизни. Слышу боль чужую и свою, в сердце, постоянную. Одиночество соскабливает все лишнее, обнажается главное. Мне хорошо быть старой, пожилой, пожившей, познавшей.
Живу внимательно, пытаюсь услышать, понять, уловить что-то очень важное» [Там же, 29 июня].
«Мое творчество построено на страдании. Радоваться не получается. Боль сделала меня художником» [Там же, 6 июля].
«Хожу по краю самой крайней тоски. И падать некуда, дна нет — бездна» [Там же, 28 августа].
«Все чужие, чуждые. Друзей нет. Здоровье плохо. Скоро зима» [Там же, 3 сентября].
«Одиночество. Сегодня тяжкий день. Даже друзей нет. Липнут хамы, тусовщики. Некому сказать, что тяжело» [Там же, 26 сентября].
«Радость, боль, печаль переживаю в одиночестве. Улыбаюсь, смеюсь, голос звенит, а внутри все разрывается от ужаса. Мне страшно. Смерть просвечивает сквозь жизнь, это и есть смысл жизни. Смерть — хорошо. Страшно умирание» [Там же, 21 октября].
«Мысль о смерти утешает. Там все любят друг друга, и никто не одинок. Рисую, тружусь над собой — скоро Вечность. Моя мечта стала моей судьбой» [Там же, 22 октября].
Чтобы пояснить, почему автор этой статьи всячески отказывался публиковать дневники, процитируем К. Богемскую: «Примитив родственен искусству аутсайдеров (или ар брют), как
«Все любит все. «Очень одиноко». 2001 г.
Жизнь и друг друга». 1999 г. Бумага/грунт/масло, 42,5^56 см Бумага/грунт/масло, 49x61см
«В парке. Холодно. 15 марта». 2006 г. Бумага/грунт/масло, 56,5x79,5 см
«17 март. Теплеет». 2006 г. Бумага/грунт/масло, 50x60 см
Рисунки 1-4 — Графические работы Люси Вороновой «депрессивного периода», созвучные дневниковым записям
после Второй мировой войны в Европе стали называть творчество людей, имеющих проблемы психического здоровья. Однако само определение "наивный" или "аутсайдер" в зна-
чительной степени субъективно и зависит, скорее, от взгляда определяющего — врача или исследователя. Наивные художники зачастую кажутся странными людьми, и бывают "не в себе", а аутсайдеры нередко ведут себя прагматично и пытаются вписаться в художественную жизнь». Талантливые мастера всегда, по ее мнению, отличались «нестандартной психикой», а это «близко соприкасается с тем, что в обществе именуют безумием» [14]. Очень не хотелось, как не хочется и сейчас, чтобы вместо творчества Люси Вороновой анализировали ее психическое здоровье. Тем более что на момент знакомства с Люсей в 2008 г. никакой депрессии уже не наблюдалось, она производила впечатление самодостаточного человека, увлеченного тем, что делает, собранного и целеустремленного. Душевный кризис, вызванный болезнью и смертью отца, а также проблемами с мужем — талантливым художником (скульптором, графиком) Геннадием Вороновым (1950-2001), был преодолен, что привело к кардинальным изменениям в творчестве художницы, не только в ее переходе от работ на бумаге, графических, к живописным, в технике холст/масло, но, главное, смене их тональности, а это качественный переход. Какой смысл, думалось тогда, публиковать дневники, когда сама Люся в одной из заметок написала: «Дневник — только для себя» [13, 19 февраля].
Но Люся Воронова всегда добивается поставленной цели, и данный случай не явился исключением — она очень хотела опубликовать свои дневники, и они были опубликованы. Для этого все заметки, отобранные издателем для включения в Ежедневник 2018 года, художнице пришлось переписать заново, рукой одного года.
Художник Люся Воронова — человек неординарный. Как известно, внутренний мир человека находит отражение в его речи. В связи с этим обратимся к анализу двух интервью, данных Люсей Вороновой в сентябре и октябре 2017 г.: Тамаре Ве-ховой в проекте «Вопрос из зала» [17] и на канале «Pro Искусство с Марией Санти» [18]. Не вдаваясь детально в анализ этих интервью, отметим следующие моменты:
- введение художницей в научный оборот термина «лю-сизм» для нового направления в искусстве;
- свойственное Люсе (с ее же собственных слов) нахождение в постоянно экзальтированном возбужденном состоянии, «как будто с утра водочки хватанула!»;
- частота использования прилагательного «ненормальный/ сумасшедший» в адрес своих коллег-художников и не только и, возможно, нашего восприятия ее самой: «пусть думают, что я сумасшедшая!», «сейчас, надеюсь, санитаров не позовут!» и т. д.
С интервалом примерно в неделю художник высказывает прямо противоположные суждения. «Я совершенно спокойно чувствую себя в любой ситуации... Место силы — оно внутри, оно вместе со мной перемещается. Настоящий лидер (к которым себя причисляет художница. — А. В.) всегда спокоен, .что ему суетиться, если он знает, кто он», — заявляет Люся в интервью Марии Санти, а Тамаре Веховой признается: «Любое внедрение в мой мир вызывает у меня панику и желание удрать».
Уход от обсуждения проблем, нежелание вступать в диалог и находить решения в реальной жизни никак не вяжутся с утверждением М. Санти о том, что художница «обладает ну каким-то поистине китайским умением проходить сквозь, в том числе, глупости и негатив с выгодой для себя». Ответы если не на все, то на очень многие вопросы, касающиеся самооценки, места в художественной среде и психотипа художницы лежат на поверхности. Но именно благодаря своей архисложной и противоречивой внутренней организации Люсе удается создавать свои удивительные работы.
Блестящий анализ творчества Люси Вороновой дал Вильям Мейланд. В 1970-1980-е годы он был одним из ведущих «неофициальных» художественных критиков, в 1990-е годы способствовал открытию широкой публике таких заметных российских художников, как Наталья Нестерова, Татьяна На-заренко, Дмитрий Каминкер, Ирина Старженецкая, Владимир Брайнин и многих других. В середине 2000-х годов он отошел от деятельности в качестве арт-критика, и тем ценнее появление
посвященного им Люсе Вороновой материала. «Цветы, дома, люди — все у нее, — подчеркивал Мейланд, — некая неподдельная "обнаженная натура", чьи плоть и суть не способны укрыться от глаз художника...» [19]. При этом В. Мейланд предельно четко и лаконично охарактеризовал творчество Люси Вороновой: «ее живопись пронзительная». Это касается произведений как 1990-х годов, 2000-х, так и первой половины 2010-х годов.
Как отмечает А.П. Лободанов, «история показывает, что искусство не может не развиваться, что искусство динамично: оно есть процесс, а не состояние. Историки искусства делят этот процесс на этапы.». Данный тезис в полной мере верен в отношении творчества Люси Вороновой, что также подметил В. Мейланд:
«Окно». Автопортрет. 2006 г. «Большая любовь». Автопортрет. Бумага, акрил. 74^50 см 2009 г. Холст/масло, 70*50 см
Рисунки 5-6 — Автопортреты 2006 и 2009 гг., демонстрирующие переход от «депрессивного периода» в творчестве Люси Вороновой к «радостному»
«Искусство Вороновой наделено способностью меняться и развиваться.» [20, с. 26]. Он четко спрогнозировал произошедшие в середине 2000-х годов изменения в векторе развития Вороновой как художницы, появление нового стилистического периода, еще только зарождавшегося на момент написания его статьи в 2007-2008 гг., — так называемого «радостного периода».
Но В. Мейланд не знал, что в некотором смысле он окажется провидцем, потому что «способность меняться и развиваться» — это перманентное состояние Люси Вороновой. Процитируем текст с сайта Фонда поддержки искусства Люси Вороновой: «В 2018 г., когда публике был представлен диптих «Радость», в творчестве Люси Вороновой начался новый период, официально называемый "мозаичным". Геометрический образ, появившийся в этой работе в качестве ключевого элемента композиции, в последующих работах Люси обрел постоянное место. Холсты Вороновой представляют собой красочные композиции из мелких элементов и символов — как фрагменты мозаики, они складываются в общую выразительную картину. "Орнамент повсюду: в рисунке панциря черепахи, древесного листа, самого дерева и космоса, который мы видим в телескоп. Я вижу эти орнаменты, эту красоты природы повсюду, и часами могу придумывать свои символы", — говорит художница» [21]. Сложно сказать, является ли «мозаичный» период естественным развитием Люси Вороной как художника или, устав доказывать недоказуемое, а именно то, что по манере письма она художник наивный, Люся умышленно начала писать по-другому, максимально дистанцировавшись от любых характерных признаков наива.
Летом 2011 г. коллекционер Эдуард Мордухович высказал мысль: «Я люблю современных художниц — Наталью Нестерову, Татьяну Назаренко, Ольгу Булгакову. Сейчас моё внимание привлекла Люся Воронова. Она занимает совершенно особенное место, её работы выделяются из всех, их видно сразу» [3, с. 78]. А весной 2022 г. на выставке ART RUSSIA в Гостином дворе автор данной статьи, как никто другой погруженный в
материал, прошел мимо стенда с ее новыми работами, не узнав руку Люси Вороновой, столь разительна оказалась перемена в живописной манере художницы.
Сотрудники Фонда поддержки искусства Люси Вороновой оценивают мозаичный период как «настоящий творческий прорыв». Так, Георгий Воронов, сын художницы, пишет: «Мозаичный стиль в сегодняшних работах Люси Вороновой — это новый взгляд в будущее; он уходит корнями в 1970-е, в работу с гобеленами. "Клетчатый" паттерн, который она нашла тогда, не прижился на холсте и на много лет ушел из ее работ. В последних картинах, буквально сейчас, он возвращается — обновленным и с громадным потенциалом развития и совершенствования» [22]. Не так давно искусствовед Григорий Климовицкий в разговоре сказал: «В немецком языке есть такое слово — плюсквамперфект, предпрошедшее время. Это слово отражает то, что делает сегодня Люся Воронова». В настоящее время Люся позиционирует себя как художник декоративно-прикладного искусства, это то, чему, собственно, она училась в 1970-е и что очень хорошо освоила. А вот действительно ли это творческий прорыв или все-таки движение назад — покажет время.
В анонсе выставки «Люся Воронова. Ирга Ламарка» во Всероссийском музее декоративного искусства (5 октября — 3 ноября 2024 г.) куратор проекта Михаил Сидлин пишет: «В своих поисках Люся Воронова все дальше уходит от наивного искусства (выделено мной. — А. В.) в сторону геометрической абстракции. Художник приводит форму цветка к ее геометрическим основам, показывая, как взаимообусловлены абстрактный язык высшей математики и чувственный диапазон природы, и как вместе они порождают орнамент, особый принцип ритмической визуализации» [21]. Анонс размещен на сайте Фонда поддержки искусства Люси Вороновой. Является ли это признанием сотрудниками Фонда очевидного факта, что Люся до 2018 г. была все-таки наивным художником, или это позиция только куратора выставки, но факт остается фактом: наивного художника Люси Вороновой больше нет.
Следует отметить, что отношение к наивному искусству Люси Вороновой среди коллекционеров, любителей живописи, а также людей, далеких от искусства, было и остается отнюдь не однозначным. Отчасти это связано с тем, что наивное искусство — это искусство для избранных, «массового почитателя и зрителя. не имеет, оставаясь эстетической усладой узкой группы критиков, коллекционеров и профессиональных художников, черпающих оттуда новые идеи. Несмотря на множество музеев, галерей, выставок, посвященных наиву, массовый зритель научился только терпеть его» [15, с. 138].
Полемизируя с критиками творчества Люси Вороновой, в частности теми, кто считает, что «Я и сам/сама так нарисую!» или «Мои дети рисуют лучше!», им было предложено реализовать свою идею на практике и сравнить результат. Автор статьи утверждал и утверждает, что «подделать почерк Люси нереально» [4, с. 20], это невыполнимая задача. Работы, которые появились на АВИТО за авторством якобы Люси Вороновой, не имеют к ней никакого отношения и даже отдаленно не соответствуют ее уровню как художника. Но сам факт появления живописных полотен «под Воронову», подтверждающий тезис о том, что «наивные работы пытаются копировать не реже, чем работы самых модных и признанных профессиональных художников» [15, с. 134], безусловно свидетельствует о популярности Люси Вороновой как наивного художника, котируемого на рынке.
Но есть и более серьезные «обвинения». Например, то, что живопись Люси чрезмерно декоративна, или однотипна, или ее слишком много. Между тем за кажущимся однообразием стоит абсолютно узнаваемый неповторимый почерк, за внешней декоративностью — глубинная суть, заложенная в каждой работе. Люся говорит: «Мой первый жест — человек, его состояние, его смысл. Позирующий создает мне образ. И уже дальше в его пространстве возникает фон... Люди очень разные, каждый — космос, загадка, неожиданность. Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживается огромный мир маленького человека. А в нем — и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти
люди со своими судьбами в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы, и никто не плачет» [1, с. 35-36]. Что же касается склонности художницы к серийности в работе, то следует отметить, что все ее работы разные, нет даже намека на повтор, не говоря уже о копийности, она просто не сможет повторить то, что создала сама. Как-то Люсе было предложено рассмотреть в качестве объекта для натюрморта арбуз, через некоторое время возникло более десятка замечательных работ — материал для отдельной летне-осенней выставки.
Такой проект, включающий 35 живописных полотен, выполненных с 2008 по 2017 г., с 15 сентября по 8 октября 2023 г. состоялся в Тульском музее изобразительных искусств. Название выставки «Арбузная пора, очей очарование.» максимально точно отражало ее тематику — только арбузы. Все работы разные. А вот один из участников подготовки альбома «Люся Воронова. Мозаичность» [5] поделился проблемой: «Перед дизайнером стояла крайне непростая задача распределить по полосам огромное количество повторяющихся работ».
Как уже отмечалось, в 2011 г. был подготовлен к изданию и издан альбом «Люся Воронова». Предварительно была проведена большая подготовительная работа: изучение творчества художницы, консультации с ведущими специалистами по современному искусству, в том числе наивному, встречи с коллекционерами работ Люси Вороновой и многое другое. В результате возникло понимание места художницы в контексте российской и мировой культуры и сформировалась концепция альбома: Люся Воронова — самобытный наивный художник, творческий путь которого охватывает укрупненно два этапа — депрессивный (многочисленные графические работы в технике бумага/грунт/масло) и так называемый радостный. На эту концепцию работают обложка альбома (на первой странице — графический черно-белый автопортрет, на четвертой — цветной), подобранный мною эпиграф к альбому из цитат Максимилиана Волошина, критические статьи ведущих российских
искусствоведов, крупных коллекционеров, текстовые зарисовки самой Люси.
«Большое искусство всегда радостно. Это единственный, быть может, критерий, по которому можно отличить временное, малое искусство, от искусства вечного», — считал Максимилиан Волошин. «Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов писал: "искусство должно приносить радость и счастье, иначе оно ничего не стоит." Искусство Люси Вороновой именно такое — светлое и радостное» [3, с. 168], — отмечает коллекционер Элеонора Бережная. Действительно, Люсино искусство светлое и радостное, Люся Воронова — большой художник.
«Городские цветы». 2007 г. «Городские цветы». 2007 г.
Холст/масло. Вариант первый Холст/масло.
Вариант второй, окончательный
Рисунки 7-8 — В первоначальном варианте работы «Городские цветы» фон был однотонным. О законченности картины говорит то, что она была отснята профессиональным фотографом в типографском разрешении TIF. Спустя некоторое время художница усилила ощущение радости,
усложнив фон
Светлым и радостным считали искусство художницы и искусствоведы. Вчитайтесь в слова Виталия Пацюкова, который в своей статье «Существованья ткань сквозная» пишет: «Последние серии художницы. реализованы в состоянии радости, праздничного чувства .Эти работы, начиная с 2006 года, несут в себе особую метрику и точку отсчета творческих координат художницы. "Новая реальность" сегодняшнего дня, заново открытая живописными композициями Люси Вороновой, переживает свое подлинное рождение, где приветствуется праздник» [3, с. 22]. «Радостный мир Люси Вороновой» — так озаглавил свою статью доктор искусствоведения, профессор, зам. директора по науке Пушкинского музея Андрей Толстой. «Праздничная открытость безнадёжности.» — заголовок материала кандидата искусствоведения, зам. директора по науке Казанского музея ИЗО Галины Тулузаковой. Естественно, содержание публикаций раскрывают их заголовки. По мнению всех выше процитированных искусствоведов, начало новому периоду в творчестве Люси Вороновой, начало нового — «радостного» периода в ее творчестве приходится на 2006 г.
А теперь зайдем на сайт Фонда поддержки искусства Люси Вороновой, посмотрим, в частности, анонс выставки «Люся Воронова. Мозаичность» в галерее «Омельченко» летом 2021 г. и, к своему изумлению, увидим: «Текущий период в творчестве художницы начался в 2018 году, и как-то само собой возникло его название, которое сегодня уже прочно закрепилось, — "Радостный период"». То же самое в анонсе выставки «Живопись звуков, шумов и запахов», 25 мая — 30 июня 2024 г.: «Новая выставка признанного мастера, произведения которого не раз показывались в Москве, включает около 60 работ "радостного периода" в творчестве художницы, который начался в 2018 году», выставки «Люся Воронова. Ирга Ламарка» во Всероссийском музее декоративного искусства, 5 октября — 3 ноября 2024 г.: «Динамика роста, умножения жизни и преумножения благ — темы, которые стали особенно важны для мозаического, "радостного" периода Люси Воро-
новой, начавшегося примерно шесть лет назад» [21] (выделено мной. — А. В.).
«Радостный период» в творчестве Люси Вороновой начался не в 2018 г., а в 2006-м, и тезис этот введен в научный оборот не «искусствоведами» Фонда. При этом возникает два вопроса: во-первых, в чем заключается «радостность» (будем использовать эту производную форму от прилагательного «радостный») в работах Люси Вороновой, написанных после 2018 г., работах художника декоративно-прикладного искусства, и почему ее нет, с их точки зрения, в работах Люси как наивного художника, и, во-вторых, для чего, с какой целью этот период обозначается Фондом как «радостный»? Когда в творчестве Люси Вороновой произошел переход от депрессивных работ на бумаге к в большей степени живописи в технике холст/масло, ярких, красочных, декоративных, то было все понятно, это был качественный переход. А вот чем по тональности отличаются работы, созданные до 2018 г., от работ, написанных после, — непонятно, точнее, понятно, что ничем. Тем более, что к работам в мозаичном стиле определение «радостные» или «нерадостные» просто не подходит, сложно представить себе картину депрессивной мозаики, даже если в ней преобладают темные тона. Также непонятно, что дает выделение в творческой биографии художницы особого периода, начавшегося в 2018 г. Можно только предположить, что учредители Фонда, зарегистрированного летом именно 2018 г., решили тем самым отпиарить себя через продвижение идеи изменения эмоционального состояния Люси, а именно охватившего ее чувства радости от создания Фонда поддержки ее творчества. Но на самом деле более вероятна другая версия, а именно, плагиат нашей идеи о том, что настоящее искусство всегда радостно, в следующей редакции: наступление «мозаичного периода» в творчестве Люси Вороновой совпадает с «радостным периодом», следовательно, работы этого периода — это настоящее искусство, или, говоря словами Максимилиана Волошина, «искусство вечное». Но если это так, то Фонд обнуляет все созданное Люсей Вороновой до 2018 г. Весьма странная позиция. Жизнь показала, что вечным на
сегодняшний лень является как раз искусство наивной художницы Люси Вороновой.
Летом 2008 г. Люся Воронова обратилась с просьбой заняться продвижением ее творчества. «Хочу стать Художником, известным Художником», — так она формулировала цель. На самом деле Художником она к тому времени уже была, осталось реализовать лишь вторую часть пожелания.
К 2008 г. за плечами Люси Вороновой был богатый опыт творческой деятельности. Она много времени провела за границей, жила и работала в Дании, Германии, Панаме, Чехии, Китае, США, Великобритании, приняла участие не в одном десятке как персональных, так и групповых выставок в России, Европе, Америке, Китае. Но музейная среди них была только одна — с 27 мая по 27 июня 2008 г. в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи была впервые организована ее персональная выставка «Образ и цвет», включающая 23 произведения живописи. Началась работа по созданию бренда «Люся Воронова».
Мероприятия, которые способствуют продвижению художника, хорошо известны. Во-первых, важно мнение специалистов: критические статьи ведущих искусствоведов по творческому направлению художника, опубликованные в серьезных печатных изданиях, научных журналах, каталогах. Во-вторых, привлечение внимания к имени художника, прекрасной площадкой для чего являются аукционные дома, которые устанавливают ценовые границы — нижний и верхний эстимейты для выставленных на торги работ как ориентир для будущих коллекционеров и, возможно, инвесторов. В-третьих, необходимо проведение выставок художника, в идеале персональных, и не в галерейных пространствах, а в музеях.
Все пункты программы были последовательно реализованы. В 2009 и 2011 гг. были выпущены альбомы Люси Вороновой, так называемые «красный» и «черный». В красный, 200-страничный, вошли статьи искусствоведов Виталия Пацю-кова и Вильяма Мейланда, уже написанные к тому времени и
переданные Люсей, а также материал «От первого лица» самой Люси. В 351-страничное подарочное издание «Люся Воронова» 2011 г. наряду со статьями В. Пацюкова и В. Мейланда, опубликованными впервые в альбоме 2009 г., вошли также новые исследования творчества художницы искусствоведов А. Толстого, К. Богемской, Г. Тулузаковой, Г. Климовицкого, А. Рунковой, материалы известных коллекционеров, художников и галеристов, а также «путевые заметки» самой Люси. Подготовленный талантливым дизайнером Сергеем Андриевичем, альбом до сих пор является самым полным изданием, посвященным творчеству Люси Вороновой.
Третий альбом «Люся Воронова» был выпущен Музеем «Новый Иерусалим» как каталог совместного с Государственным русским музеем выставочного проекта, приуроченного к 65-летию художницы, в декабре 2018 г. [4]. 100-страничное издание открывают статьи заведующего Отделом новейших течений ГРМ Александра Боровского и ведущего научного сотрудника ГРМ Антона Успенского. В 2023 г. вышел еще один альбом художницы «Люся Воронова. Мозаичность» [5], подготовленный Фондом поддержки ее творчества. Характерно, что в развернутом анализе творчества художницы, опубликованном в альбоме под названием «Мозаичность», слово «мозаичность» не встречается ни разу, а все исследование Александра Боровского — автора вступительной статьи — посвящено работам художницы, созданным до середины 2010-х годов.
Наконец, важным шагом в продвижении творчества Люси Вороновой (с 2008 по 2017 г.) было снятие ее работ со всех площадок, не соответствующих ее уровню как художника. При этом был сделан упор на то, что она художник музейного уровня и, следовательно, должна выставляться только в ведущих музеях России. 21 октября 2009 г. в Бальном зале Московского музея современного искусства (ММОМА) состоялась выставка работ и презентация художественного альбома Люси Вороновой, вторая музейная персональная выставка художницы. А сегодня наивная художница Люся Воронова может гордиться своими персо-
нальными выставками в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина (2012-2013), Российской академии художеств (РАХ) (2013), Всероссийском музее декоративного искусства в Москве (2015), Государственном историко-художественном музее Новый Иерусалим (2018-2019), Тульском музее изобразительных искусств (трижды — в 2019, 2020 и 2023 гг.), Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан в Казани (2019), Новосибирском государственном художественном музее (2020), Геленджикском историко-краеведческом музее (2020), а также частном Музее современного искусства ЭРАРТА в Санкт-Петербурге (2019-2020). В подавляющем большинстве выставочные проекты длились по два-три месяца, а выставка «Люсизм» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, открытие которой состоялось 17 октября 2024 г., рассчитана на 4 с лишним месяца.
Русское искусство (за исключением авангарда и супрематизма), к сожалению, было и остается недооцененным на мировом рынке. Предположительно это связано с озвученным Натальей Нестеровой, с конца 1980-х годов проживавшей в США, тезисом: «Русским художникам не хватает легкости. От русских всегда исходит страдание .Искусство должно поднимать человеческий дух, а не разрывать душу на части» [2]. Люся Воронова во второй половине 2000-х годов вышла за национальные традиции в изобразительном искусстве, когда начался «радостный период» в ее творчестве, и это вселяло оптимизм в продвижение ее имени на Западе.
Весной 2009 г. нам удалось убедить цюрихский аукционный дом «Коллер» взять на пробу две работы Люси Вороновой: «Домашний клоун» (80x100 см, холст/масло, 2008 г.) и «Зарина и Саша» (59,9x80 см, холст/масло, 2008 г.). 19 июня 2009 г. обе работы были приобретены греческим коллекционером-судовладельцем по стоимости примерно в три раза выше средних значений эстимейтов. Это был успех, положивший начало дальнейшим аукционным продажам на двух основных европейских аукционных площадках — в Лондоне и Цюрихе, а также в Мо-
скве, где на протяжении нескольких лет выставлялись ее работы конца 2000-х — начала 2010-х годов.
Люся Воронова всегда была амбициозным человеком, любила и ценила различные награды как подтверждение высокого уровня своего профессионализма. В 1985 г. она была удостоена награды Юнеско в Париже, в 1987 и 1988 гг. — премии «Лучшая работа года» МОСХ, в 1995 г. — Первой премии на международном симпозиуме Квольс в Дании. В 2013 г. по нашему представлению решением Президиума Российской академии художеств от 17 сентября 2013 г. она была избрана Почетным членом РАХ, а в декабре того же года, также по нашему представлению, награждена бронзовой медалью РАХ «Достойному». Не ясно, чем руководствовалась художница, когда отказалась принять награду РАХ к своему 70-летнему юбилею.
Текущий, «мозаичный» период в творчестве художницы — это период работы Люси Вороновой как дизайнера.
Дизайнер — достойная, красивая, востребованная на рынке профессия. Мода, ювелирное искусство, интерьер, реклама, даже промышленность немыслимы без привлечения специалистов этой профессии. Среди них есть не просто талантливые, а гениальные люди, чье творчество десятилетиями остается в тренде. Казалось бы, какая разница — художник Люся Воронова или дизайнер? Результатом ее творческой деятельности сегодня, как и прежде, являются живописные работы в технике холст/ масло с одним разве что внешним отличием — большим размером картин. Но разница есть. Как наивный художник Люся Воронова была и остается уникальным явлением в русском современном искусстве, как дизайнер — одной из тысяч коммерчески заточенных и хорошо обученных искусству владения кистью и красками специалистов, быстро и мастерово выполняющих востребованные на рынке сюжеты.
Люся Воронова никогда ранее не допускала никакого диктата в отношении того, что ей делать и как. Вспоминается Лю-син рассказ о том, как и почему она разорвала отношения с коллекционером наивного искусства, сыгравшим в ее творческой
жизни ключевую роль — благодаря ему она перешла от графики к живописи, от работ на бумаге к работам на холстах. Все было хорошо до того момента, пока этот коллекционер не начал давать ей советы, что писать и как. С ее слов, отношения были прекращены решительно. Примерно то же произошло с другим коллекционером, десятками скупавшим ее работы (в общей сложности в его коллекции оказалось 59 живописных работ), когда от этого коллекционера начали поступать заказы написать то-то и так-то. Времена изменились.
Дизайн — это работа на заказ, на клиента. Клиент может быть конкретным, а может среднестатистическим, это не важно. Важно то, что дизайнер делает не то, что хочет сам, а что от него ждет заказчик, за что он — заказчик, заплатит. Люся Воронова как художник пишет: «Все мои поиски — это поиск себя в живописи. Это мой способ познания мира и себя.» [3, с. 4]. Люсю Воронову как дизайнера интересуют творческий поиск того, за что заплатят. Если сегодня это мозаичность — значит, будет мо-заичность. В вариантах: цвет, размер, различные их сочетания и главное — в огромном количестве.
Сюжеты дизайнера Люси Вороновой прекрасно ложатся на керамику, ткань или на ковер, что было блестяще реализовано Галереей ковров и гобеленов ручной работы Atelier CHOUTKO в 2022 г. по ее картине «Красный зеленый». Читаем анонс к презентации: «Ковер из шерсти и шелка .знаменует возвращение художницы к текстилю — истокам ее творчества — и одновременно новый виток развития» [32]. Но в основном работы дизайнера Люси Вороновой — это картины в интерьер. Именно так они и позиционируются аукционной площадкой ARTinvestment. Последний слайд в предпродажной презентации аукциона — это всегда картинка с торшером, диваном, журнальным столиком и — мозаичный сюжет на стене. Смотрится органично и продается хорошо, рынком востребовано. Семья дизайнера довольна, нуждающиеся в ярком пятне на стену тоже — есть имя и стоит недорого. А вот довольна ли сама Люся, сказать сложно, но то, что она прекрасно осознает, что делает, это точно.
Озаглавив свой материал «Феномен Люси Вороновой как художника», автор исходил из понимания термина «феномен» как некоего особенного явления, того, что трудно постичь. Представляется, что в такой трактовке термин «феномен» как никакой иной подходит для характеристики Люси Вороновой — уникального наивного художника и вместе с тем совершенно не наивного человека.
Список литературы
1. Люся Воронова/Lucy Voronova. СПб.: ООО ИПК «Коста», 2009. 204 с.
2. URL: http://dianov-art.ru/2018/04/16/govorit-nesterova/
3. Люся Воронова. СПб.: ООО ИПК «Коста», 2011. 352 с.
4. Люся Воронова / сост. А. Боровский, А. Успенский, А. Воронин. М.: Изд-во ООО «РПК "Параграф"», 2018. 96 с.; ил.
5. Люся Воронова. Мозаичность. М.: Виртуальная галерея, 2023 (рус.). 176 с.; ил.
6. Наивное искусство Люси Вороновой как лекарство для цивилизованного человека / Искусствовед Успенский. URL: https:// dzen.ru/a/ZnVoRzSnAzhU4oT3
7. Традиции фольклора и наива в современной культуре. М.: Государственный центр современного искусства: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно», 2012. 123 с.; ил.
8. Первое большое интервью с художником! Люся Воронова — одна из самых востребованных художниц. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LdxOWWnHtJE
9. Воронин А. Не наивно наивная Люся // Люся Воронова / сост. А. Боровский, А. Успенский, А. Воронин. М.: Изд-во ООО «РПК "Параграф"», 2018. 96 с.; ил.
10. Тулузакоеа Г. Люся Воронова // Собрате. 2012. № 3 (34). Сентябрь. С. 28-31.
11. Успенский А. Рассказ визуальной истории // Диалог искусств. 2012. № 4. С. 80-84.
12. URL: https://znui.ru/istoriya/
13. Люся Воронова: Ежедневник 2018 / сост. Ю. Петухов. М.: ModernArtConsulting, 2018. 384 с.; ил.
14. Советское наивное искусство. - М.: Изд. программа «Интерроса», 2007. 384 с.; ил.
15. Философия наивности / сост. А.С. Мигунов. M.: Изд-во МГУ, 2001. 384 с.
16. Первое большое интервью с художником! Люся Воронова — одна из самых востребованных художниц. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LdxOWWnHtJE
17. URL: http://vehova.gallery/exhibition-participant/view?id=4
18. Pro Искусство с Марией Санти. Можно ли создать искусство из чистой радости? URL: https://rn.youtube.com/ watch?v=UZgdpOoWKa4&t=292s
19. Мейланд В. Обнаженная натура // Люся Воронова/ Lucy Voronova. СПб.: ООО ИПК «Коста», 2009. С. 38-49.
20. Лободанов А.П. Взаимопроникновение и взаимодействие философских, семиотических и психологических составляющих в европейском изобразительном искусстве XX века // Теория и история искусства. Вып. 1/2 / гл. ред. А.П. Лободанов. М.: БОС, 2019. 236 с.
21. URL: https://voronova.fund/lyusya-voronova
22. URL: https://auction.artinvestment.ru/lots/125254
23. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/635316-andre-morua-khu-dozhnik-lzhets-no-iskusstvo-pravda/
24. URL: https://socratify.net/quotes/iogann-fridrikh-shill-er/121269
25. URL: https://auction.artinvestment.ru/
26. Как художнику попасть на аукцион. ARTinvestment. RU, 19 апреля 2017 г. URL: https://artinvestment.ru/invest/collec-tor/20170419_how_can_artist_auction_kak_hudozhniku_auction.html
27. URL: https://artinvestment.ru/ratings/ratings-liquidus-paint-ing.html?type=allyears-all
28. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Люся%20 Воронова&imageExists=null&typologyId=1
29. URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240726_ WomenSales.html_
30. URL: https://artinvestment.ru/invest/rating/20130823_podpi-si.html
31. URL: http://dianov-art.ru/tag/alan-bamberger/,
32. URL: https://voronova.fund/lyusya-voronova-kover
References
1. Lyusya Voronova/Lucy Voronova. SPb.: OOO IPK «Kosta», 2009. 204 s.
2. URL: http://dianov-art.ru/2018/04/16/govorit-nesterova/
3. Lyusya Voronova. SPb.: OOO IPK «Kosta», 2011. 352 s.
4. Lyusya Voronova / sost. A. Borovskij, A. Uspenskij, A. Voro-nin. Moscow: OOO «RPK "Paragraf"», 2018. 96 s.; il.
5. Lyusya Voronova. Mozaichnost\ Moscow: Virtualnaya gale-reya, 2023 (rus.) 176 s.; il.
6. Naivnoe iskusstvo Lyusi Voronovoj kak lekarstvo dlya civi-lizovannogo cheloveka / Iskusstvoved Uspenskij. URL: https://dzen. ru/a/ZnVoRzSnAzhU4oT3
7. Tradicii foFklora i naiva v sovremennoj kulture. Moscow: Gosudarstvennyj centr sovremennogo iskusstva: Gosudarstvennyj is-toriko-arxitekturnyj, xudozhestvennyj i landshaftnyj muzej-zapoved-nik «Czaricyno», 2012. 123 s.; il.
8. Pervoe bolshoe intervyu s xudozhnikom! Lyusya Voronova — odna iz samyx vostrebovanny'x xudozhnicz. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LdxOWWnHtJE
9. Voronin A. Ne naivno naivnaya Lyusya // Lyusya Voronova / sost. A. Borovskij, A. Uspenskij, A. Voronin. Moscow: OOO «RPK "Paragraf'», 2018. 96 s.; il.
10. Tuluzakova G. Lyusya Voronova // Sobranie. 2012. No. 3 (34). Sentyabr. S. 28-31.
11. Uspenskij A. Rasskaz vizualnoj istorii // Dialog iskusstv. 2012. No. 4. S. 80-84.
12. URL: https://znui.ru/istoriya/
13. Lyusya Voronova: Ezhednevnik 2018 / sost. Y. Petuxov. Moscow: ModernArtConsulting, 2018. 384 s.; il.
14. Sovetskoe naivnoe iskusstvo. Moscow: Izd. programma «Interrosa», 2007. 384 s.; il.
15. Filosofiya naivnosti / sost. A.S. Migunov. Moscow: Izd-vo MGU, 2001. 384 s.
16. Pervoe bol'shoe interv'yu s xudozhnikom! Lyusya Vorono-va — odna iz samy'x vostrebovanny'x xudozhnicz. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LdxOWWnHtJE
17. URL: http://vehova.gallery/exhibition-participant/view?id=4
18. Pro Iskusstvo s Mariej Santi. Mozhno li sozdat' iskusst-vo iz chistoj radosti? URL: https://m.youtube.com/watch?v=UZgd-pOoWKa4&t=292s
19. Mejland V. Obnazhennaya natura // Lyusya Voronova/Lucy Voronova. St. Petersburg: OOO IPK «Kosta», 2009. S. 38-49.
20. Lobodanov A.P. Vzaimoproniknovenie i vzaimodejstvie filo-sofskix, semioticheskix i psixologicheskix sostavlyayushhix v evrope-jskom izobrazitel'nom iskusstve XX veka // Teoriya i istoriya iskusstva. Vy'p. 1/2 / gl. red. A.P. Lobodanov. M.: BOS, 2019. 236 s.
21. URL: https://voronova.fund/lyusya-voronova
22. URL: https://auction.artinvestment.ru/lots/125254
23. URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/635316-andre-morua-khu-dozhnik-lzhets-no-iskusstvo-pravda/
24. URL: https://socratify.net/quotes/iogann-fridrikh-shill-er/121269
25. URL: https://auction.artinvestment.ru/
26. Kak xudozhniku popast' na aukcion. ARTinvestment.RU, 19 aprelya 2017. URL: https://artinvestment.ru/invest/collector/20170419_ how_can_artist_auction_kak_hudozhniku_auction.html
27. URL: https://artinvestment.ru/ratings/ratings-liquidus-paint-ing.html?type=allyears-all
28. URL: https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=Ly-usya%20Voronova&imageExists=null&typologyId=1
29. URL: https://artinvestment.ru/invest/analytics/20240726_ WomenSales.html
30. URL: https://artinvestment.ru/invest/rating/20130823_podpi-si.html
31. URL: http://dianov-art.ru/tag/alan-bamberger/
32. URL: https://voronova.fund/lyusya-voronova-kover