Д.Б. Жаркимбаева УДК 316.346.2(574)
ФЕНОМЕН «ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО» В ТЕНДЕРНОМ СОЗНАНИИ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В данной статье рассматривается художественно-прикладное искусство как фактор формирования тендерных отношений и тендерного сознания, а также роль номадической мифологии, которая отражает специфику отношения к женщине в казахском обществе. Феномен «лоскутное одеяло» представлен как универсальный идейно-культурный символ бытия традиционного общества, в которое вплетены тендерные отношения. Психология тендерных отношений как уровень тендерного сознания раскрывается через осмысленную роль женщины в создании феномена «лоскутное одеяло», где одним из путей формирования тендерного равенства был поиск равного партнера в организации спортивных состязаний. Сочетание браком равных по силе тела и духа мужчины и женщины являлось основой жизни общества. Род, старшее поколение формировало сознание каждого так, чтобы человек нашел комфортную нишу в социуме, стал частью, «лоскутом» многоцветного одеяла. Традиционное общество создает определенный символический мир образов, который, укрепляясь в общественном сознании, определяет поступки последующих поколений. «Лоскутное одеяло» выступает символом стремления к целостности, единству и гармонизации всех его членов.
Ключевые слова: феномен «лоскутное одеяло», казахское общество, тендерное сознание, тендерные отношения, тендерная психология
Dana В. Zharkimbayeva
THE PHENOMENON OF "PATCHWORK QUILT" IN GENDER CONSCIOUSNESS OF THE KAZAKH SOCIETY
Abstract
This article examines art and applied art as a factor in the formation ofgender relations and gender consciousness as well as the role of nomadic mythology and its reflecting the specificity of the attitude towards a woman in the Kazakh society. The phenomenon of the "patchwork quilt" is presented as a universal ideological and cultural symbol of the existence of traditional society in which gender relations are intertwined. The psychology of gender relations as a level of gender consciousness is revealed through the meaningful role of women in creating the phenomenon of "patchwork quilt", where one of the ways of forming gender equality was the search for an equal partner in the organization of sports. The marriage of man and woman equal in strength of the body and spirit was the basis of society's life. The clan, the older generation formed everyone's consciousness so that a person found a comfortable niche in society, became a part, a "patch" of a multi-coloured blanket. Traditional society creates a certain symbolic world of images, which, being strengthened in the public consciousness, determines the actions of subsequent generations. Thus, the "patchwork quilt" is a symbol ofthe desire for integrity, for unity and harmonization ofall its members.
Key words: phenomenon of "patchwork quilt", Kazakh society, gender consciousness, gender relations, gender psychology
Специфическое восприятие действительности и той реальности общественного бытия, которое обособлено укладом жизни, отношениями,
миропониманием, отражается в различных формах общественного сознания любого народа. Миропонимание находит воплощение в традициях,
Жаркимбаева Дана Бактубаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ГосударственногоуниверситетаимениШакаримагорода Семей (г.Семей, Казахстан), e-mail: [email protected]
Dana В. Zharkimbayeva, Cand.Sc. (Philosophy), Associate Professor at the Chair of Philosophy and Political Studies, Shakarim State University (Semey, Kazakhstan), e-mail: [email protected]
© Жаркимбаева Д.Б., 2017
14
Д.Б. Жаркимбаева
обрядах, мифах, искусстве, создавая образы мира, которые, передаваясь из поколения в поколение, становятся уже факторами, влияющими на формирование различных общественных отношений потомков. Многовековые традиции проникают в «бессознательное» и образуют «архетипическую матрицу» или то ядро сознания, которое принято называть менталитетом. В них отражается система духовных ценностей, морально-нравственных установок, идеи мироустройства, а также система социокультурных отношений между отдельными группами людей.
Объектом нашего изучения являются факторы, влиявшие на формирование специфических тендерных отношений. В данной статье мы рассматриваем роль художественно-прикладного искусства в изготовлении «лоскутного одеяла» в формировании тендерных отношений, психологии и их отражение в сознании казахского общества.
«Лоскутное одеяло» является наиболее распространенной формой народного творчества. На его создание использовали разноцветные лоскуты ткани. Осмысление рисунка такого одеяла позволяет вникнуть в одну из сфер формирования общественного сознания через художественно-прикладное творчество. Основываясь на традициях казахской национальной культуры, мы имеем возможность рассмотреть роль народно-прикладного искусства в формировании тендерного сознания общества. В казахской традиции есть такой обряд, как «жыртыс жырту» - «разрывание цельной ткани на лоскуты» и «жыртыс тарату» - «раздавать лоскуты». «Этот обычай восходит к древней традиции разрывания одежды покойного, считалось, что с кусочками одежды благодатная сила умершего передается оставшимся в живых» [4]. Из этих лоскутов шили одежду детям, одеяла. Современные люди не придают значения на когда-то шитые лоскутные одеяла. На первый взгляд, его «нецельность» влечет за собой мысль о том, что не было достаточного количества ткани, поэтому, видимо, приходилось шить его из отдельных лоскутков. Но беседа с искусными изготовителями (в нашем случае с жительницей Тургайской области, Бейс Дари-гой, 70 лет) позволила выяснить, что в определенные моменты жизни общества цельные полосы ткани разрываются на лоскуты («жыртыс»). Это происходит в моменты смерти человека и сватовства. 25 метров цветной ткани разрывается на небольшие лоскуты, что означает конец пути человека на земле. Цветная ткань - это его жизненный путь, имевший цветение - цвет. Эти лоскуты раздаются
всем участникам похорон, близким людям умершего, родственникам. 25 метров цветной ткани заменяется 25 метрами белой ткани савана, символа пути в иной мир. Процесс разрывания цветной ткани означает не просто окончание земной жизни человека, а сохранение его деяний в мире живущих. Обычно, когда умирает мужчина, разрывают ткани с преобладанием синего, зеленого цвета, когда женщина - с преобладанием красного и желтого. Это связано с пониманием мироздания, в котором «наружный» мир связывается с мужчиной (синева и зелень), а «внутренний» - с женщиной (теплый мир домашнего очага, красный). Жизнь же складывается из единства мужского и женского миров, поэтому в единое целое сшиваются лоскуты цветной ткани. Полученные на похоронах лоскуты ткани приносят в дом, что означает связь с духом умершего, память о близком человеке.
Одеяла изготавливаются женщинами. Через рукоделие в женщине формируется не только эстетический вкус, но и сознание, в котором отражается мировосприятие народа. Это единство мужского и женского начал, этническое понимание эстетических категорий красоты их единства. Эти начала не рассматриваются как противоположности, а являются продолжением друг друга. Сшивая лоскуты ткани, иногда вшивая даже мелкие кусочки, в общее полотно, происходит процесс осознавания значения мелких событий в жизни человека. Это дает возможность понять, что целое всегда состоит из частей. Женщина должна понимать, что сделать жизнь краше и целостней в ее руках. Через художественно-эстетическое творчество происходит формирование тендерного сознания. Умение сочетать различные цвета в едином полотне одеяла есть искусно вплетать в жизнь различные отношения с представителями противоположного пола. В традиционном обществе они достаточно регламентированы. Например, в сохранившихся в казахском обществе отношениях между женщинами и мужчинами, имеющими различные родственные связи, можно увидеть мудрость их регламентации. В течение всей жизни эти отношения развиваются с учетом «иерархально-координирующихся связей», где роли женщины и мужчины часто сменяются то подчинением, то привилегией одного (одной) над другим или равными положениями в обществе. Каждый представитель пола легко переходит из одного положения в другое, получая опыт тендерной социализации. Как разные цветные лоскуты имеют неповторимое сочетание в целом, так и в социуме существует неповторимая красота взаимоотноше-
ФЕНОМЕН «ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО» В ТЕНДЕРНОМ СОЗНАНИИ КАЗАХСКОГО ОБЩЕСТВА
15
ний между людьми, между представителями пола, поколений. Особенностью лоскутного одеяла является ее меньшая прочность по сравнению с цельной полоской ткани, что символизирует потенциальную возможность разрыва отношений, разрушение целостности, прекращение существования. Разрывание цельного куска ткани в момент смерти человека есть символ бренности жизни одного человека. Взаимоотношения между людьми строятся на тонких связях, разрушение или скрепление которых зависят от самих людей, в большинстве случаев - от женщины. Это подтверждается и пословицей: «Ас-тыц дэмш юрпзетш тр эулие, елмен елд1 жалгай-тыц кыз эулие» («Свята соль, придающая вкус еде, свята девушка, скрепляющая один народ с другим»).
Патриархальное общество строилось на единстве духовных и материальных ценностей, поэтому в традиционных обществах отношения складывались более терпимо, толерантно. Сохранение единства рода способствовало его процветанию, поэтому регламентированные тендерные отношения способствовали такой социализации, при которой каждый знал свою роль. Нарушение же регламентаций в этих отношениях наказывалось, порицалось. Скреплению отношений между родами способствовали брачные союзы, для которых привлекали наиболее сознательных, разумных девушек, способных понять свою социальную роль в данном союзе, формируя тендерную психологию партнерских отношений в браке. В нем старались сочетать равных друг другу молодых. Одним из путей поиска равного партнера была организация спортивных состязаний. В далекой номадической бытности единоборства между мужчиной и женщиной были основной формой состязаний. Еще в сакский период парень имел право жениться на девушке только в том случае, если он сумеет победить ее в состязании по борьбе. В противном случае он становился ее пленником или должен был откупиться. Существует легенда о том, как у правителя средневекового Туркестана была дочь, Ангиарм, которая так и осталась без мужа, т.к. никто не смог победить ее в поединке.
Праздник в день весеннего равноденствия, Нау-рыз, был символом равноправия, когда независимо от того, беден ты или богат, умен или глуп, все становились равными и могли попытать свое счастье. Девушки вызывали на поединок понравившихся им парней: если побеждал парень, то он мог на ней жениться, если же проигрывал, то должен был исполнить любую просьбу девушки. В казахской спортивной традиции до сего времени сохранилось конное состязание «^ыз куу» («Догони девушку»)
Решившим пожениться молодым в этот праздник свадьбу делал весь народ. Обвенчанные в эти дни люди считались самыми счастливыми. Отсюда у казахов осталось пожелание: «Той тойга ^лассын!» («Пусть праздник продолжится свадьбой!») [5, с. 20]. К браку относились очень серьезно, т.к. девушка и парень должны были стать теми основными лоскутами большого одеяла, которые идеально друг другу подходили, сочетались.
Через искусство лоскутного одеяла формировалось тендерное сознание и женщин, и мужчин. Любая мать объясняла сыну или дочери о том, что женщина и мужчина составляют единое целое, что нужно искать гармонию во взаимоотношениях между собой и с другими людьми. Объясняется и «лоскут-ность» жизни: жизненный путь складывается из трудных будней и ярких праздников, но каждый человек связан с обществом. Взаимоотношения мужчины и женщины имели глубинные морально-этические требования, такие как терпимость к инаковости.
Женское сознание формируется из поколения в поколение: через привитие ей особого рода труда, через ее восприятие философии жизни, через ее понимание красоты. Так, женщина воспитывалась активным преобразователем, способным смело творить собственную жизнь, расшивать ее как «лоскутное полотно жизни». Эту активность они воспитывали в своих детях.
Через художественное пространство раскрывается духовная жизнь коллектива, в котором человек должен найти свое место. Художественное творчество как часть духовного бытия позволяет с помощью художественных образов и символов соприкасаться с чувствами других членов социума, пытаться понять и принять всю сложность взаимных контактов и найти свою комфортную нишу, позволяющую не нарушать общую ритмику духовно-нравственного пространства и взаимодействия в нем. Постигая внешнее, человек должен наполнить и свое внутреннее пространство души. Цель социума - выявить и помочь реализовать духовный потенциал человека. Это касается в особенности невесток: «Жа^сы жерге барган келш келш болады, жаман жерге барган келш келсап болады» («Если девушка попадет в хорошую семью, то она будет невесткой, а если в плохую, то станет она «келсап» - палкой для приготовления кумыса»). Семья ответственна за умение приобщить невестку к духовному пространству, где новый член семьи попадет в унисон духовному состоянию, воспримет полноту и целостность жизни, мировосприятия. Если же нет, то она будет механически исполнять
16
Д.Б. Жаркимбаева
свои обязанности по дому и ограничится повседневной рутинной жизнью. Для казахов очень важно, чтобы дочь состоялась в новом доме как полноценный, уважаемый его член, поэтому перед отъездом ей желают: «Барган жерге тастай батып, судай сщ» («Стань частью их тверди и частью их вод»), т.е. стать неразрывной частью нового социума; «Барган жерщ баянды болсын» («Счастья тебе в краю новом!») - суметь состояться как активный, творческий человек, расцвести, не померкнуть, т.е. стать полноценным субъектом общественных отношений, элементом «лоскутного одеяла». Женщина в номади-ческом обществе была частью интеллектуального капитала, т.к. использовала для общения свой язык -«ана тЫ» (язык матери), она могла быть из другого рода и племени. У нее отличались язык, одежда, домашняя утварь, которая была обязательной и значительной частью ее приданого. Через них не только преображалось художественно-прикладное искусство рода, т.к. она привносила уже свои элементы орнамента, символов, но и изменялись тендерные отношения, в которые каждая девушка могла привнести свои особенности. В лоскутном одеяле менялся рисунок, сочетание цветов. Возможно, в семье появлялись доминантные роли. Это будет тот лоскут, который будет скреплять остальные. О том, что человек живет не только в физическом мире, но и в символическом, писал Э. Кассирер: «Язык, миф, искусство, религия - части универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта» [3, с. 32].
Таким образом, предметно-практическая деятельность в виде художественно-прикладного национального искусства отражает формирование тендерных отношений как рефлексия этнического бытия. Социально-исторический опыт существования номадического общества основан на сохранении как духовных, так и материальных ценностей каждого его члена, основанных на взаимной ответственности мужчин и женщин, которые можно определить как тендерное равенство. «Лоскутное одеяло», как универсальный идейно-культурный символ бытия, сохраняет память о прошлых отношениях, в т.ч. тендерных. Формирует у людей чувство ответственности как перед предками, так и их потомками, быть терпимыми. «Лоскутное одеяло» выступает символом стремления к целостности общественного бытия.
Наученные мудростью старших поколений они знали о его роли в обществе и продолжали традиции создания цветного «лоскутного одеяла» жизни, в котором каждый должен находить красоту взаи-
моотношений людей, различных по статусу, полу, образованию, характеру. Знание тонкостей взаимоотношений позволяло каждому участвовать в социальном управлении, отстаивая те или иные позиции для себя или других членов общества. Семья, род, этнос, выступая как социальный институт через их «способность создавать, развивать и укреплять в человеке и в обществе гуманистические потенциалы бытия» [1, с. 106], позволяют вне зависимости от пола участвовать в созидательной деятельности, образуя гармоническое единство его членов, символом которого может служить многоцветное лоскутное одеяло.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асадуллин А.Р., Хазиев B.C., Шарипов Р.А. Истинность социума. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. 130 с.
2. Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1: Язык. М.; СПб.: Университетская книга, 2001. 271 с.
3. Ларина Е.Н., Наумова О.Б. Классический ислам и традиционализм у российских казахов. Т. 3. Информационно-аналитический центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. URL: http://www.ia-centr.ru (дата обращения 9.03.2017).
4. Наурыз: жацгырган салт-дэстурлер / едрастыр-ган М. Казыбеков. Алматы: Казахстан, 1991. 256 б. (Наурыз: возрожденные традиции / сост. М. Казыбеков. Алматы: Казахстан, 1991. 256 е.).
REFERENCES
1. Asadullin, A.R., Khaziyev, V.S., Sharipov, R.A. Istinnost' sotsiuma [The Truth of Society]. Ufa: Bashkir State Pedagogical University publ. 2003. 130p. (in Russ.).
2. Kassirer, E. Filosofiya simvolicheskikh form. Т. 1: Yazyk [Philosophy of Symbolic Forms. Vol. 1: Language]. Moscow; Saint Petersburg: Universitetskaya kniga publ. 2001,271 p. (inRuss.).
3. Larina, E.N., Naumova, O.B. Klassicheskiy islam i traditsionalizm и rossiyskikh kazakhov. T. 3. Informatsionno-analiticheskiy tsentr po izucheniyu obshchestvenno-politi-cheskikh protsessov na postsovetskom prostranstve [Classical Islam and Traditionalism among Russian Kazakhs. Vol. 3. Information and Analytical Center for the Study of Socio-Political Processes in the Post-Soviet Space]. URL: http:// www.ia-centr.ru (Accessed March 9,2017) (in Russ.).
4. Nauryz: zha^gyrgan salt-dasturler [Nauryz: Updated Traditions]. Compiled by M. Kazybekov. Almaty: Kazakhstanpress. 1991. 256p. (inKazakh).