I С. С. Лукин S. S. Lukin
Q_
I Феномен картелизации СМИ
i в современной Японии
—
Е Phenomenon оf Cartelization Mass Media in Modern Japan
LQ 1
Лукин Станислав Сергеевич Lukin Stanislav Sergeevich
Санкт-Петербургский государственный университет Saint-Petersburg State University
Старший преподаватель кафедры международной Assistant Professor of the Chaif of International
журналистики Journalism
[email protected] [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
средства массовой информации, журналистика, конвергенция СМИ, пресса
KEY WORDS
mass media, journalism, convergence of mass media, press РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются особенности функционирования средств массовой информации в Японии. Автор в статье раскрывает феномен кейретцу и проблемы картелизации в системе масс-медиа Японии. Охарактеризованы тенденции развития японской журналистики в контексте институционализации процессов управления СМИ.
ABSTRACT
In article features of functioning of mass media in Japan are considered. The author in article opens a phenomenon to a keyretets and kartelization problems in system of mass media of Japan. Tendencies of development of Japanese journalism in a context of an institutionalization of management processes of mass media are characterized.
Массовые коммуникации в японском обществе развиваются в условиях глобальной тенденции становления информационно-коммуникативного общества и локальных преобразований экономики и политической системы, имеющих весьма ощутимую специфику.
Современные СМИ играют первостепенную роль в организации и функционировании ежедневной действительности и общественной жизни. Японский исследователь СМИ Хара Тошио [4, р. 4] выявил, что 90% всех новостей в Японии формируются исключительно официальными источниками информации, это подчеркивается тесными институциональными взаимосвязями между источниками новостей и журналистским корпусом. В результате социально-политическая повестка дня задается напрямую органами государственной власти: кабинетом министров, парламентом, ми-
нистерством императорского двора. Вследствие этой институциональной связки проблемой для японских СМИ и журналистики является противоречивость при соблюдении общеэтических и правовых норм, таких как: доступ к информации и автономия СМИ, гласность и тайна, защита доверия читателей и источников информации. В СМИ Японии все больше поднимаются вопросы не только конкуренции в журналистской среде и служб новостей, но и минимизации профессиональных рисков посредством сотрудничества и принятия взаимообусловленных договоренностей.
Важное значение в государствоцен-тричных позициях Японской модели национального развития приобретает связь крупнейших корпораций Японии и политической системы посредством согласования общественно значимых позиций партиями, картелями и СМИ. Особое зна-
чение приобретает финансово-промышленная группировка вокруг того или иного СМИ, вследствие чего осуществляется проведение соответствующей редакционной и рекламной политик.
Критические замечания по поводу применения экономических методов в системе корпоративизма и управления в Японии подчеркивают значимость анализа роли и процесса функционирования информации в условиях картелизации СМИ [3, р. 114]. Картели, как крупные финансово-промышленные объединения, включающие СМИ, вовлекают во взаимные отношения заранее выбранных партнеров, также приводят к исключению независимых участников, таким образом оказываясь во власти институциализиро-ванных интересов привилегированных элит. Особенности функционирования СМИ Японии, по мнению автора, заключаются еще и в том, что эти элиты-«лидеры» в социальном управленческом процессе являются членами правящей партии или бюрократического корпуса. Нельзя не отметить набирающий темп мейнстрим прессы: включение политических акторов в общественные процессы, когда бывшие депутаты, министры, председатели правительств являются телевизионными ведущими политических передач, активно приглашаются в качестве ведущих постоянных политических ток-шоу.
Анализ, проведенный автором, позволяет выделить в японских СМИ три значимых актора в системе картелизации СМИ, так называемые три «К»: киша — клубы «kisha» (пресс-клубы); объединения газет коукай — «^okai» (отраслевая ассоциация издателей СМИ) и «кейретцу» — «keiretsu» (крупные бизнес-группы в СМИ) [3, р. 111].
Пресс-клубы организованы и управляются ассоциациями средств массовой информации: Japan Newspaper Publishers и Ассоциацией Редакторов (Нихон Шим-бун Коукай — Nihon Shimbun Kyokai). Членство в этих клубах и, следовательно, доступ к важным источникам новостей был традиционно ограничен ведущими газетами и журналами: прибли-
зительно 100 ежедневными газетами, з 4 информационными агентствами и при- сь близительно 40 вещательными компа- ^ ниями, которые принадлежат ассоциа- £ циям японских СМИ [4, р. 3]. ^
В каждом пресс-клубе участники раз- ° деляют доступ к ресурсам. Все репор- о теры информируются о тех же самых ^ событиях и получают те же самые бри- ш финги и рекламные проспекты в определенном контексте.
В Японии официально насчитывается 800 пресс-клубов, хотя фактическое число составляет, по некоторым данным, 1500 [2, р. 16]. Большинство из них ориентированы на официальные правительственные органы (такие как министерства и местные власти префектур), крупные фирмы, политические партии и императорский двор. Количество участников составляет более чем 12 000 журналистов почти из 160 СМИ, связанных с «Нихон Шимбун Коукай» (японская Газетная ассоциация издателей и редакторов).
Анализируя условия функционирования массмедиа, нельзя не отметить, что в национальной культуре Японии конгломераты бизнеса — кейретцу относятся к уникальной японской форме корпоративной организации1. Кейретцу работают в глобальном масштабе и интегрированы как по вертикали, так и по горизонтали. Они концентрируются вокруг собственных торговых компаний, финансовой сферы и банков. Каждая крупная корпорация-кейретцу способна контролировать практически каждый шаг экономической цепочки в различных промышленных, ресурсных составляющих и составляющих сферы услуг [2]. Система кейретцу организуется вокруг объединяющего центрального звена — банка, который имеет возможность постоянно обновлять актуальную биржевую, финансовую информацию.
Исследования, проведенные автором, показывают, что у 127 млн японцев есть
1 What is keiretsu? Definition from WhatIs. com: [Электронный ресурс]. URL: http:// searchcio-midmarket.techtarget.com/definition/ keiretsu (дата обращения: 10.03.2012).
з доступ к пяти национальным ежедневным о_ газетам с большими тиражами: «Asahi 0 Shimbun» — «Асахи Шимбун» (8,11 млн £ читателей); «Mainichi Shimbun» — «Май-^ ничи Шимбун» (4,0 млн), «Nihon Keizai ° Shimbun» — «Нихон Кейзай Шимбун» о (3,02 млн), «Sankei Shimbun» — «Санкей g Шимбун» (2,2 млн), «Yomiuri Shimbun» — ш «Йомиури Шимбун» (10,02 млн читателей). В отчете «Freedom house» от 2008 г. отмечается следующее: «Больше чем половина доли на рынке центральных газет управляется „большой тройкой": «Yomiuri Shimbun» — «Йомиури Шимбун», Asahi Shimbun» — «Асахи Шимбун» и «Mainichi Shimbun» — «Майничи Шимбун». «Есть значительная одинаковость, однородность в отчетах, которые связывают новости в фактической и нейтральной манере... Проблемы остаются относительно нехватки разнообразия и независимости в сообщениях, особенно это касается политических новостей» [цит. по: 2, р. 14].
Японская пресса в последние годы спровоцировала критику относительно направлений развития и формирования политических тенденций, определенного ангажирования. Общий контекст критики в адрес СМИ Японии состоит в том, что они почти идентичны в своих репортажах, выборе новостей и даже в их заголовках, дизайне, формате.
Эволюция системы пресс-клубов демонстрирует успешные результаты реализации попытки правительства в управлении СМИ Японии. СМИ воспользовались предоставленной возможностью для ограничения конкуренции в пределах медиаиндустрии и СМИ. Монополизация информации взаимовыгодна для правительства и СМИ.
Исследователи Т. Бесли и А. Прат являются первыми в попытках системного анализа СМИ. Выделенная ими модель анализирует эффективность политического процесса в случае, когда политические деятели предпринимают попытки манипулирования СМИ. По мнению автора, данная модель не может проанализировать эффективность распределения политической власти на степень свободы СМИ [1, р. 720]. Япон-
ская политическая элита во многом определяет медиа-повестку. Чем влиятельнее политический деятель, тем легче ему превратить свои политические приоритеты в систему приоритетов СМИ и повлиять на личную структуру приоритетов многих рядовых граждан.
СМИ формируют интерес к определенным темам. Осуществляется это благодаря технологии медиа-фрейма как метода отбора некоторых аспектов воспринимаемой реальности и формирования из них повестки дня.
Автор разделяет мнение многих исследователей масс-медиа Японии, что у средств массовой информации есть глубокое доверие общественности. Значимость и массовый охват аудитории пользуются доверием японцев, что позволяет сделать вывод о непосредственном формировании общественной повестки дня СМИ. Опросы общественного мнения обычно показывают, что значительное количество японских взрослых доверяют журналистам больше, чем любому другому учреждению. Телевидение занимает следующее место после газет, включая общественное вещание — Радиовещательную корпорацию Японии (ЫИК), ей доверяет больше японцев, чем системе образования, полиции или религиозным учреждениям. ЫИК является автономным и ответственным учреждением только перед правительством. Несмотря на простые форматы медиапроизводства, ЫИК продолжает собирать самые высокие оценки среди ночных последних известий. Программы новостей ЫИК, имеющие формат в 15 минут, удерживают пик зрительской аудитории 3 или 4 раза в еженедельных оценках телевизионных новостей. ЫИК в собственной информационной политике закрепила тенденцию к официальному представлению мнений и сюжетов от членов правительства, официальных политических деятелей и бюрократического аппарата [2, р. 5].
Данное влияние приписывается правящими кругами журналистам в ведущих газетах и ЫИК благодаря выверенной редакционной политике и доступом к политическим деятелям и правитель-
ственным чиновникам через пресс-клубы.
Феномен конгломератизации в меди-асфере современной Японии носит явный политический подтекст, где каждая корпорация имеет не только четко выраженную политическую ориентацию, но и формирует своеобразные институционализированные политические сети в СМИ.
Функционирование медиасферы Японии основывается на доминировании устойчивых морально-этических норм и конфуцианских традициях. Актуализация проблем информационного общества подчеркивается отсутствием специализированного закона о СМИ. Основанием механизма саморегулирования СМИ Японии являются социальные регуляторы поведения и традиции японского общества, признанные этические кодексы СМИ.
Важным институциональным актором процесса организации и функционирования медиасферы являются специализированные организации и ассоциации: Японская ассоциация издателей и редакторов газет, Японская ассоциация коммерческого вещания, способствую-
щие повышению уровня информатив- з ности японских СМИ, координации их ^ деятельности, укреплению международ- ^ ных связей, профессиональной подго- £ товке журналистских кадров. ^
Массмедиа современной Японии яв- ° ляются общемировыми лидерами по ис- о пользованию новейших информационных ^ технологий. В структуре медиасферы яр- ш ко выделяются политические СМИ в сегменте некоммерческой прессы, являющиеся как общенациональными изданиями (например «Акахато» — еженедельное издание Коммунистической партии Японии, «Комэйто шимбун» — издание Партии чистой политики — Новая Комэйто), так и изданиями партийных организаций (например, «Джуи Симпо» — издание Либерально-демократической партии Японии).
Активное продвижение и пропаганда национальных ценностей культуры позволяют активно продвигать и координировать в обществе плюралистические начала, обеспечение свободы действий различных политических партий и их коалиций.
Литература (References)
1. Besley T., Prat А. Handcus for the Grabbing Hand? Media Capture and Government Accountability // American Economic Review. 2006. N 96 (3). P. 720-736.
2. Japan — Media Environment Open; State Looms Large. A Resource for Strategic Communication. 2009.
3. Miyashita K., Russell D. Keiretsu: Inside the Hidden Japanese Conglomerates. McGraw-Hill, 1994.
4. Pak Hung Kawai. Keiichi Media Capture and Information Monopolization in Japan. 2010. P. 3-12.
Уважаемые читатели и авторы журнала «Управленческое консультирование»!
Редакционная коллегия сообщает, что с этого номера в журнале вводится новая междисциплинарная рубрика — «A LINEA» (лат. «С новой строки»), в которой будут публиковаться статьи аспирантов, соискателей ученой степени кандидата наук, отражающие результаты научных и практических исследований, итоги реализации проектов.
Редакционная политика журнала предполагает особый интерес к исследованиям молодых ученых, для которых являются ценными знакомство с культурой научной мысли и возможность принять участие в научной дискуссии. На страницах нашего издания молодые ученые и практики, занимающиеся теоретическим изучением своего предмета, получают возможность знакомиться с современными тенденциями в науке.
Решением Президиума ВАК Минобрнауки России от 19 февраля 2010 г. журнал «Управленческое консультирование» включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней кандидата и доктора наук.
Приглашаем начинающих ученых принять активное участие в формировании новой рубрики!