Научная статья на тему 'Феномен иждивенчества: психологические особенности и педагогические условия преодоления иждивенческой позиции'

Феномен иждивенчества: психологические особенности и педагогические условия преодоления иждивенческой позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2997
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
"ИЖДИВЕНЧЕСКОЕ" ПОВЕДЕНИЕ / ИЖДИВЕНЕЦ / ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО / ЛИЧНОСТЬ / "DEPENDENCE" BEHAVIOR / DEPENDENT / CONSUMERISM / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долматова Вера Николаевна, Козуб Марина Васильевна

В статье предложен анализ явления, определены психологические и социальные факторы, обусловливающие поведение, изображен обобщенный портрет личности, склонной к поведению "иждивенца", предложены педагогические условия преодоления позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долматова Вера Николаевна, Козуб Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of dependency: psychological characteristics and pedagogical conditions of overcoming dependency position

In the article the analysis of the phenomenon, determined by psychological and social factors that lead to the behavior depicted is a generalized portrait of the person, prone to behavior "dependent" proposed pedagogical conditions of overcoming the position.

Текст научной работы на тему «Феномен иждивенчества: психологические особенности и педагогические условия преодоления иждивенческой позиции»

THE PHENOMENON OF DEPENDENCY: PSYCHOLOGICAL CHARA CTER/ST/CS AND PEDA GOG/CAL CONDITIONS OF OVERCOMING DEPENDENCY POSITION

Dolmatova Vera Nickolaevna, PhD of Psychological sciences, Associate Professor, E-mail: [email protected]

Kozub Marina Vasylievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Pedagogy and Special Education, Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky, Lipetsk, Russia

in the article the analysis of the phenomenon, determined by psychological and social factors that lead to the behavior depicted is a generalized portrait of the person, prone to behavior "dependent" proposed pedagogical conditions of overcoming the position.

Keywords: "dependence"behavior; dependent; consumerism;personality.

ФЕНОМЕН ИЖДИВЕНЧЕСТВА: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ИЖДИВЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

В статье предложен анализ явления, определены психологические и социальные факторы, обусловливающие поведение, изображен обобщенный портрет личности, склонной к поведению "иждивенца" предложены педагогические условия преодоления позиции.

Ключевые слова: "иждивенческое" поведение; иждивенец; потребительство; личность.

"Иждивенческое" поведение руководствуется мотивацией, которую можно кратко сформулировать объемным, многоцветным и коротким понятием "дай", обращенным как отдельных людей из окружения "вымогателя", так и определенных социальных групп, институтов, государства, общества в целом. Представим гипотетическую ситуацию, что все люди в обществе руководствуются такой мотивацией, все хотят, чтобы им "давали" готовое и никто не имеет желания создавать, зарабатывать самому. Будет ли такое общество жизнеспособно, сможет эффективно развиваться? Особенно часто приходится сталкиваться с "иждивенческим" поведением людей в тоталитарных и посттоталитарных обществах, к которым принадлежит и Россия. Поэтому исследование феномена поведения - важное и актуальное.

Феномен "иждивенческого" поведения связан с такими понятиями, как социальный паразитизм, потребительство.

"Потребительство" - это когда люди, которые имеют такую психологию, используют сделанное другими, не способны ктворчеству, к продуктивной деятельности.

"Социальный паразитизм" - способность существовать за счет других. Причем, как растение-паразит омела, высасывает соки дерева, но имеет лечебные свойства, так и социально паразитирующая личность может давать пользу. Например, ученый, что пишет обзорную работу, только пересказывая мнения других, не создает ничего нового, но популяризирует эти идеи, делает их доступными для широкого круга читателей. Есть целые "паразитирующие" области деятельности, науки. Например, кто-то создает картину, а другой пытается объяснить, почему, как и для чего эта картина создана. Есть и другие негативные проявления социального паразитизма: кражи (в прямом и переносном смысле слова), жизнь за счет других, перекладывание ответственности на других. В психологическом аспекте примером социального паразитизма может служить попытка самоутвердиться через унижение других.

"Иждивенчество" как проявление социального паразитизма заключается в том, что один человек работает и обеспечивает того или тех, кто не может этого сделать сам. Негативный оттенок иждивен-

УДК 316 ВАК РФ 13.00.05

©Долматова В.Н., 2017 © КозубМ.В., 2017

-О X

9

со

CU

си

КГ1 V

s

19

ДОЛМАТОВА Вера Николаевна, кандидат психологических наук, доцент

veradolma ?о I/а@уап dex. г и

КОЗУБ Марина Васильевна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра Психологии, педагогики и специального образования, Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк, Россия

чество приобретает, когда вполне трудоспособный и дееспособный человек не желает ничего делать сам и требует, чтобы его обеспечивали другие люди, государство, общество.

В научном дискурсе социальное иждивенчество (социально-экономическую зависимость) рассматривают в ракурсе пассивных жизненных стратегий. К.А. Апьбухановая-Слав-ская в своей книге "Стратегия жизни" [1], рассматривает это как негативную форму социально-экономической адаптации, Того же мнения придерживается Е.С. Балабанова в своем труде "Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии "негативной адаптации"" [2]. М. Климанская в своей книге "Психологические факторы социального иждивенчества" утверждает, что человек, который не отвечает за свою жизнь и существующий "при ком-то", всегда будет чувствовать себя увереннее, спокойнее, чем человек, который полностью отвечает за себя и, возможно, еще за кого-то [3]. К тому же, по мнению Н. Климанской, именно такая стратегия жизни присуща молодежи, что уже пережила кризис идентичности, которая характерна для этой возрастной категории в условиях современного общества периода трансформации, и определила свою жизненную позицию, что помогает ему поддерживать душевное равновесие.

Большим прогрессом в искоренении социального "иждивенчества" выступает социальная адаптация личности, которая определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (по 3. Фрейд). Важный вклад в изучение проблемы социальной адаптации был внесен Ж. Пиаже. Он в своей работе "Психология интеллекта" охарактеризовал адаптацию, как такую, что "обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды на организм" [6]. Ж. Пиаже вводит понятие "ассимиляция" и "аккомодация". Воздействие организма на объекты, окружающие его, Ж. Пиаже называет ассимиляцией. С другой стороны, и среда оказывает на организм обратное действие, какую Ж. Пиаже обозначает словом "аккомодация". Воздействие вещей на психику всегда завершается не пассивным подчинением, а является модификацией действия, направленная на эти вещи. Адаптация определяется как "равновесие между ассимиляцией и аккомодацией, или, что, по сути, одно и то же, как равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов" [6].

Представляется, что "иждивенческое" поведение является наложением мотивационных

векторов потребительства и социального паразитизма. Мотивация как совокупность мотивов обычно имеет внутренние причины личностного плана и внешние факторы, которые стимулируют или замедляют действие мотивации. Мотивы как непосредственное побуждение к действию обычно разделяют на осознанные (потребности, интересы, убеждения, идеалы) и неосознанные (установки, влечения, желания).

К психологическим факторам, создающих почву "иждивенческого" поведения, можно, кроме мотивационных детерминант, отнести еще и такие: экстернальный локус контроля. Поскольку экстерналы склонны перекладывать ответственность за результаты своих действий на других, условия, окружение, они становятся зависимыми от окружения и делают окружающих зависимыми от себя. Эта зависимость побуждает к выработке у таких людей взгляда на окружение сквозь призму категории необходимости, направленной собственно на других, а не на себя. Поэтому у личностей, склонных к "иждивенческому" поведению, диагностируют экстернальный локус контроля.

"Иждивенцы" обычно концентрируются на собственных проблемах и потребностях и смотрят на мирсквозь призму собственных потребностей. Этим они напоминают младенцев, находящихся в плену своих потребностей, не способных регулировать их интенсивность и откладывать их удовлетворение. "Требующая" мотивация кажется атавизмом позиции младенца в психике взрослого человека, и ее можно рассматривать как показатель инфантильности. Наверное, поэтому склонность к "иждивенческому" поведению коррелирует с возрастом: более диагностируют у молодых респондентов, чем у людей среднего и старшего возраста.

Особенно показательна обратная корреляция показателей "склонность к поведению "иждивенца"" и способность к глубинным переживаниям и толерантности. Конечно, трудно ожидать от психологического "младенца" способности к глубоким переживаниям. Как отмечает А. Маслоу в своей книге "Мотивация и личность" [5], деятельность этих людей руководствуется в основном потребностями низших уровней потребностей: физиологических, безопасности, принятия и признания. "Иждивенцы" ограничиваются обеспечением собственных нужд, причем предпочитают это сделать за счет других, паразитируя, потребляя, а не создавая. Их мотивацию можно считать в полной мере "дифициентной", ориентирован-

ной на удовлетворение актуальной потребности: деятельность используютлишь каксредство удовлетворения определенной потребности, что находится вне ее, а не дает удовлетворение как таковая. Аналогично "иждивенцы" относятся и к другим людям как к средствам достижения своей цели, а не как к цели общения. Им присуща "дифициентная" любовь - любовь к другому именно потому, что от него (нее) зависит удовлетворение некой потребности: чем больше напряжение от нужды и больше удовольствия,то большая любовь. Ктакой любви "иждивенцев" побуждает потребность в самоуважении, страх одиночества, страх остаться без средств к существованию, в конце концов, без любви, внимания и тому подобное. Снова здесь ярко прослеживаются зависимость "младенца" от взрослого, базирующаяся на инстинкте самосохранения и полной беспомощности новорожденного ребенка. Можно предположить, что фиксация этого страха младенца является одним из весомых факторов, что формирует личность, склонную к "вымогающему" поведению, о чем пишет К. Хорни в своей книге "Базальная тревога и невротизм" [8];

"Иждивенцам" присуща эгоистично-нарци-стическая направленность, поскольку вектор их мотивации имеет однозначное направление - на себя, поэтому их мало интересует, откуда должно браться то, чего они добиваются, и что могут существовать и другие претенденты на те же вещи. "Иждивенцы" склонны использовать партнера в своих целях, поэтому их вариант приспособления является активным. Наверное, это приводит "иждивенцев" в ряды протестантов, тех, кто упорно и активно чего-то добивается от государства, руководства, семьи, общества, в целом от "других". Самый главный мотив, которым руководствуется "иждивенец" в своем поведении, - "мне должны, мне положено по праву моего существования, ибо, в конце концов, я на этот свет не просился, меня сюда пригласили, поэтому должны должным образом обеспечить мою жизнь". Эта установка становится очками, через которые человек смотрит на тех, кто рядом, на социальные институты, на мир в целом. Конечно, мир будет выглядеть однобоко, обеднено, даже искаженно, если смотреть на него только сквозь щель своих потребностей, а других рассматривать лишь как средство их удовлетворения. Наверное, поэтому для "иждивенцев" характерно надменное отношение к людям, с которыми они сталкиваются. "Иждивенец" будет сердиться и скандалить, если кассира или

продавца более двух секунд нет на месте, никогда не уступит другому в свою очередь, место в транспорте. Так, скажем, забежав в аптеку за лекарствами и увидев, что аптекарь в этот момент смазывает "зеленкой" сбитое колено ребенка и успокаивает его, "иждивенец" будет настаивать уделить ему внимание немедленно. В приведенном примере "иждивенец" усматривает в поведении аптекарши угрозу, потому что она нарушает "правила игры" -выполняет функции "мамы", тогда, когда он требует, чтобы она выполняла функции аптекарши, потому что считает свою потребность не только насущной, но и более важной, первостепенной. Аналогично "иждивенци" относятся и к социальным институтам, государству, обществу. Характер "иждивенца" весьма близок к "манипулятору", как его описав Е. Шост-ром в своей книге "Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор" [9]. К характеристикам: "манипулятора" исследователь относит:

- лживость, склонность "играть роли", демонстрировать ложные переживания;

- неосознанность (апатия, скука), "туннельное видение": они видят и слышат только то, что хотят видеть и слышать;

- контроль (закрытость). Они воспринимают жизнь как игру в шахматы: пытаются кого-то контролировать и поддаются контролю со стороны других. Скрывают свои планы от противника;

- цинизм (неверие). Никому не доверяют, даже самим себе. В глубине души не доверяют человеческой природе вообще.

Приводя мнение М. Бубера его из книги "Я и ты" [4], что манипулятор отличается от акту-ализатора тем, что первый строит свои отношения по принципу "Я - это", а второй - "Я -Ты", т. е. Шостром подчеркивает, что манипу-лятивные отношения можно сравнить с отношением "Это - ЭТО", тогда как актуализация не базируется на принципах - "Ты - ТЫ". Только личность, относиться к другому как к "ТЫ", а не как к "ЧЕМУ-то", способна приобрести свое "Я". Если вы в других видите только "что-то", то есть вещь, то и сами неизбежно станете "этим", то есть вещью, отмечает Е. Шостром [9].

Лживость, склонность "играть роли", неосознанность, "туннельное видение", цинизм (неверие), отношение к другому, как к вещи, средству достижения своей цели присущи характеру "иждивенца", поэтому последние обычно склонны к манипуляциям и в то же время сами легко попадают "на крючок" манипуляторов: могут становиться зависимыми от азар-тныхигр,любятучаствовать в различныхлоте-

-О X

9

со си

си

Ё

21

реях, "акциях", что обещают золотые горы, гигантские "джек-поты", призы, подарки и тому подобное. Их привлекает возможность получить много, не прилагая никаких усилий.

Интересно рассмотреть характер "иждивенца" сквозь призму идей Е. Берна в работе "Структура личности" о трехуровневой структуре личности. "Иждивенец" за этим подходом выглядит как парадоксальный конгломерат родительско-детской позиции, причем в крайних вариантах сочетания "контролирующе-карающего Отца" и "капризно-мятежного Ребенка". Это объясняет позицию ""иждивенческой" мотивации: "хочу уже, все должны мне и должны дать мне, потому что я хочу". Причем обычно те, кто руководствуется такой мотивацией, практически не интересуются возможностями, ресурсами, желаниями других, объединение объективными обстоятельствами для удовлетворения их потребностей.

Личность "иждивенца" легко проследить в бесплодных ориентациях характера, которые описал Е. Фромм в своем научном труде "Человеческая природа и характер" [7]:

- рецептивно ориентированная личность ищетудовлетворения своих потребностей вне собой. Она не способна к созданию, желает все (от еды до знаний и любви) получать готовим. Поэтому она зависима от окружающих людей и обстоятельств, напоминает человека, который лежит под яблоней и ждет, пока яблоко упадет ему прямо в руки, а еще лучше - кусочками в рот;

- человек, ориентированный на эксплуатацию, считает, что ничего нельзя создать самому, зависим от окружающего мира, но, в отличие от предыдущей ориентации, является активным. Ее девиз: "Краденый плод - самый сладкий". В любой сфере деятельности "эксплуататоры" пытаются добыть себе то, что им нужно, силой или хитростью. Людей они оценивают с точки зрения их "полезности", их интересуют только те вещи и люди, которые им не принадлежат и которые могут стать объектом их агрессии;

- заложенная ориентация личности заключается в попытке подчинить себе мир, отгораживаясь от него. Одна из определяющих черт личности этой ориентации - скупость. Жадные люди относятся к вещам и делам с болезненной пунктуальностью и педантичностью, они боятся активности, так как активность связана с затратами энергии, а жадные панически боятся расходов.

Е. Фромм подчеркивает, что личности с непродуктивной ориентацией сходны между со-

бой, собственно, в том, что они не способны к творчеству,только потребляют созданное другими, паразитируют на чужом труде, мыслях, достижениях. Бегство от свободы - наиболее характерная реакция, - является общей для всех форм непродуктивной ориентации, по Фромму. Люди с психологией "иждивенца" также бегут от свободы, поскольку свобода связана прежде всего с необходимостью принимать решение.

Феномен "иждивенческого" поведения присущ, наверное, всем обществам, но больше всего - тоталитарном, в котором и человек, и государство смотрят друг на друга сквозь призму категории обязанностей, оставляя за собой "права". Тоталитарное общество отбирает у человека право на принятие решений, а вместо этого человек, перекладывает на власть и ответственность, требует полного обеспечения своих потребностей.

Таким образом, "иждивенческое" поведение представляет собой парадоксально активную социальную бездеятельность, поскольку деятельность должна завершаться созданием определенного продукта, быть результативной, что-то "давать", а "иждивенческое" поведение имеет целью лишь "брать", использовать, потреблять. Следовательно, векторы продуктивной деятельности и "иждивенческого" поведения действуют в разных направлениях. Конечно, "иждивенческая" мотивация не является врожденной, ее воспитывают. Формирование продуктивной личности базируется на воспитании в ребенка с раннего возраста умения делать выбор, принимать решение и отвечать за его последствия.

Примечания:

1. Альбуханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.,1991.

2. Балабанова Е. С. Социально-экономическая зависимость и социальный паразитизм: стратегии "негативной адаптации" // Социологические исследования. - 1999. - №4. - С. 46-57.

4. Климанская М. Психологические факторы социального иждивенчества // Проблемы общей и педагогической психологии. - 2003. - Т. 5. - Ч. 5. -С. 152-156.

3. Buber М. I and Thou. URL: http://docslide.net/ documents/i-a n d-thou-ma rtin-b uber-wal ter-kaufmann.html

5. Maslow H. Motivation and personality: [Электронный ресурс]. URL: https://openlibrary.org/ works/OLI 807541 W/Motivation_and_personality

6. Piaget J. Psychology of intelligence: [Электронный ресурс]. URL: http://www.encyclopedia.com/ people/medicine/psychology-and-psychiatry-biographies/jean-piaget

7. Fromm E. Human Nature and Character: [Электронный ресурс]. URL: http://www.the16types.info/

vbulletin/showth read, php/31887-Erich-Fromm-s-Human-Nature-and-Character 8. Horney K. Basal anxiety and neuroticism: [Электронный ресурс]. URL: https://www.homeworkmarket.

com/sites/default/files/theories_of_personality _7e_ch06_1.pdf

9. Shostrom E. Man, the Manipulator / E. Shostrom // Nashville,Tenn.: Abingdon Press. - 1967. P. 256.

PROBLEM OF ADAPTATION OF YOUNG TEACHERS TO WORK IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Dubtsova Marina Vertiaminovna, Postgraduate student, Tolyatti State University, Tolyatti, Russia E-mail: [email protected]

This article is devoted to a problem of adaptation of young teachers in kindergarten. The plan of the organization of adaptation for entry into a pedagogical position reveals. Stages of creation of the program of adaptation, a roie of the mentor are defined. The priority is given to the practice-focused and individual forms of work with the teacher.

Keywords: adaptation; mentor; young specialist; preschool organization; work forms; professional development.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья посвящена проблеме адаптации молодых педагогов в детском саду. Раскрывается план организации адаптации для вхождения в педагогическую должность. Определены этапы построения программы адаптации, роль наставника. Приоритет отдается практико-ориентированным и индивидуальным формам работы с педагогом.

Ключевые слова: адаптация; наставник; молодой специалист;дошкольная организация; формы работы; повышение квалификации.

УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.08

©Дубцова М.В., 2017

-О X

9

со

CU

си

S

23

Изменения в российском дошкольном образовании требуют повышения его качества. Повышаются требования и к личностным и профессиональным качествам педагогических работников дошкольных организаций. Наиболее уязвленными на данном этапе становятся молодые педагоги, окончившие педагогические вузы. Молодым специалистам сложно соответствовать высоким требованиям. Они не владеют технологией педагогической деятельности. Им трудно написать план, организовать работу с детьми, найти способы взаимодействия с родителями. Процедура адаптации, используемая в нашем детском саду, позволяет облегчить процесс преодоления молодым специалистом профессиональных и межличностных проблем, ускорить его вхождение в коллектив, приобрести и закрепить на практике профессиональные знания, обеспечить качественное выполнение им должностных обязанностей.

Программа адаптации рассчитана на работников до 30 лет, впервые устроившихся в дошкольную организацию на педагогическую должность. Сроки адаптации - 3 месяца, с привлечением наставника.

Адаптация включает в себя три этапа.

На первом этапе (первая неделя работы) заведующий знакомит работника с должностными обязанностями, нормативно-правовыми документами, организует знакомство с сотрудниками детского сада. Закрепляет наставника за молодым педагогом.

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе представляет необходимую информацию о руководстве и сотрудниках детского сада, организует экскурсию по детскому саду.

Наставник знакомит молодого специалиста с рабочим местом.

ДУБЦОВА Марина Вениаминовна, аспирант, Тол ья ттинекий государственный университет, Тольятти, Россия таппа_ dubcovalS>mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.