Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 59
УДК 394.3
Б01: 10.17223/19988613/59/15
И.М. Верещагина, М.Е. Савинцева
ФЕНОМЕН ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ В ПРИОБРЕТЕНИИ НОВЫХ ЗНАНИЙ
О ПРОШЛОМ ОБЩЕСТВА
Рассматриваются понятие, виды и функции исторической реконструкции как любительского движения. Актуализирована значимость исторической реконструкции как действенного способа получения и аккумуляции новых знаний о прошлом общества в контексте образования и воспитания подрастающего поколения. Отмечается, что в России это движение приобрело массовый характер с 1990-х гг., тогда как в Европе успело приобрести устойчивую культурную репутацию и нарастить соответствующую инфраструктуру.
Ключевые слова: историческая реконструкция; моделирование; реконструкторские любительские практики; ролевая игра живого действия.
В современной России воспитание гражданственности у населения, популяризация национальных и общечеловеческих ценностей являются одной из приоритетных задач государства. Деятельность, направленная на реконструкцию культурной, бытовой и военной жизни людей прошедших эпох, позволяет лучше понять генезис собственного народа, определить место в развитии европейской цивилизации, расширить исторические знания, привить молодому поколению любовь к Родине и родному краю.
За рубежом реконструкция и обслуживающая его индустрия, существуя уже несколько десятилетий, успели приобрести устойчивую культурную репутацию и нарастить соответствующую инфраструктуру. В России принято считать, что данное направление начало интенсивно развиваться с начала 90-х гг., когда активные люди, интересующиеся историей, археологией, этнографией, стали объединяться в клубы, однако, по мнению ряда исследователей, инициатива российских реконструкторов стала проявляться гораздо раньше, с 70-х гг. прошлого столетия.
Именно в это время на базе некоторых военно-патриотических клубов, существовавших под эгидой партийной молодежи, началось изучение и восстановление военных событий предыдущих эпох. Первыми военными реконструкторами в СССР стали клубные энтузиасты, которых интересовала война с Наполеоном в 1812 г. Первоначально был создан клуб «Солдат» французской армии, а уже позднее - русской, и благодаря этому появилась Ассоциация любителей истории наполеоновской эпохи. В 1989 г. состоялось первое масштабное военно-патриотическое мероприятие -реконструкция Бородинского сражения, которая с этого дня стала проводиться в России ежегодно [1]. На сегодняшний день историческая реконструкция существует в двух основных исследовательских направлениях: как эффективный метод научного знания и как полностью самоорганизующееся разновозрастное любительское движение, отличающиеся целями, задачами и своеобразием подходов к процессу реконструкции.
Научная реконструкция ставит перед собой цель «в рамках исследования добиться максимально возможной аутентичности элемента материальной культуры или комплекта с учетом типологий, материалов и технологий», а также реализовать «системный подход к изучению материала, применение экспериментального метода для реконструкции как отдельных объектов материальной культуры, так и комплекта в целом» [2].
Реконструкция как вид досуга, или любительская реконструкция, представляет собой социокультурное явление, по нашему мнению, один из действенных способов получения новых знаний о прошлом социума. Участники реконструкции исследуют исторические материалы об изготовлении предметов быта, одежды, пищи для того, чтобы воспроизвести их по старинным технологиям; также анализируют и воссоздают обычаи и нравы той или иной эпохи. Многие увлекаются военной историей, изготовлением оружия, доспехов и всего того, что относится к военной тематике, занимаются историческим фехтованием, боями на мечах и другими боевыми искусствами.
В ключевом понятии «историческая реконструкция» принято выделять две тенденции: «живая история» и военные сражения (турниры). «Живая история» связана с воссозданием определенного исторического периода в жизни общества, его уклада, традиций, мировосприятия, а также бытописания в мельчайших подробностях: способы строительства жилища, его внутреннее убранство, ремесла, вид одежды, предметы рукоделия, кухонные принадлежности и пр. Процесс реконструкции может проходить в форме создания «музея живой истории», организации фестиваля, шоу-программ, проведения уроков «живой истории» в школе или вузе.
Практика показала, что, например, занятие по истории, проведенное непосредственно на месте события, сопровождаемое демонстрацией реальных предметов прошедшей эпохи, в окружении людей в старинных одеждах позволит открыть то новое о жизни предков,
что сокрыто временем и будет иметь больший воспитательный результат, чем традиционные лекции и беседы о патриотизме, любви к родному краю.
Важно отметить, что в «живой истории» есть место научным изысканиям, поскольку она соприкасается с такими научными дисциплинами, как экспериментальная археология, этнография, музейное дело, педагогика, психология. Отсюда следует, что реконструкция служит целям просвещения и расширения кругозора, что важно человеку любого возраста.
Кроме того, реконструкторы всегда тесно взаимодействуют с историками, поскольку «историк может сообщить воссоздателю былых эпох сведения о деталях костюмов, оружия, утвари, а реконструктор помогает ученому понять такие важные вещи, как, например, сколько сил и времени нужно было затратить на изготовление меча или как долго воин мог махать им, не уставая при этом. Подобные сведения весьма ценны, ибо их нельзя найти в книгах, да и спросить уже не у кого» [1].
Военные сражения (турниры), в основе которых лежит ролевая игра живого действия, позволяют не только изучать военное искусство определенной эпохи, но и применять его в любительских практиках. Турниры бывают постановочные, в виде театрализованных представлений, и спортивные, в последнем случае оцениваются прежде всего сила и умение. Мужское влечение к оружию, необходимость снятия стресса и выброса естественной агрессии, стремление к общению с такими же любителями - все это служит мотивацией для занятий военно-исторической реконструкцией, которая «из разновидности хобби преобразуется в самостоятельную отрасль систематизации знаний об истории и культуре, а также в систему их эффектного визуального представления» [3. С. 12].
По мнению И.В. Глухарева, «такая область деятельности человека, как военное дело, на сегодняшний день остается малоисследованным явлением. Несмотря на то, что она была одной из доминирующих, наряду с религиозной, торговой, ремесленной и другими составляющими древней и средневековой культуры, именно военная деятельность стала объектом применения военно-исторической реконструкции, породившей новые методы в исторических науках, музейном деле, археологии и этнографии, а порой даже в социологии и антропологии» [4. С. 5].
И.М. Савельева и А.В. Полетаев, говоря о реконструкции как методе научного познания, подчеркивают, что существуют всего два чистых типа классического исторического исследования - интерпретация прошлого и реконструкция прошлого [5. С. 624]. И.В. Дёмин уточняет, что «такой способ конструирования исторического прошлого, как интерпретация, используется в основном для понимания мотивов действий исторических персонажей. В этом случае для проникновения в мир действующего историк полагается на собственный опыт. Эмоционально-личностная
идентификация с исторической личностью подкрепляется рациональными суждениями о возможных соображениях индивида, которые рассматриваются как причина его действия» [6. С. 39].
Однако некоторые исследователи полагают, что в этом и кроется «проблема интерпретации, а также идеализации, т.е. подгонки материала под определенные стандарты, идеологию власти, культуру либо видение автора. Реальность - это факты, а научная интерпретация фактов - это версии, теории и т. д. Получается два искажения фактов, первое: во времена, когда создавались изобразительные и письменные источники, и второе: их научная интерпретация. Поэтому любое заявление о "полной реконструкции" какого-либо объекта материальной культуры, а тем более комплекта, должно быть подкреплено серьезной доказательной базой с учетом сравнительного анализа и критики источника» [1].
По мнению известного ученого Ю. Лотмана, в ходе исторического анализа осуществляется двойной процесс ретроспективной трансформации, так как историческое исследование по своему характеру и ретроспективно, и реконструктивно. «Первая трансформация происходит в момент фиксации исторического события или результата, когда из многих возможностей реализуется какая-то одна. Затем историк приступает к процессу реконструкции, в результате которого хаотичная для простого наблюдателя картина выходит из рук историка вторично организованной» [7. С. 34].
Результаты исследования последнего времени показывают, что историческая реконструкция как способ получения исторических знаний в научном и любительском направлениях является достаточно эффективной в подтверждении или опровержении факта изготовления или использования обнаруженного предмета. Однако в любом случае реконструкцией является только тот предмет или комплекс предметов, который восстановлен на основе достоверных сведений.
Согласно этому положению реконструкция базируется на широком спектре исторических источников, являющихся ее основой. Как правило, к ним относят: 1) сохранившиеся до нашего времени образцы предметов и вещей из музеев, частных коллекций; 2) археологические находки; 3) синхронные изобразительные источники; 4) синхронные письменные источники (жизнеописания, хроники, описи имущества, завещания и т.п.) [8]. Между тем в работе с каждым видом источников нередко возникают определенные трудности, поскольку предшествующие поколения вовсе не ставили целью донести до потомков подробности своей жизни и быта.
Чтобы адекватно осмыслить изобразительные или письменные археологические находки, кем и для чего они были созданы, нужно быть хорошо осведомленным об истории общества исследуемого периода, его материальной и духовной культуре, системе ценностей, а значит, для работы с источниками необходимо вырабатывать и применять определенную методику, со-
гласно которой найденные артефакты будут воссоздаваться с высокой степенью вероятности. Проблема кроется еще и в том, что зачастую доступ к археологическим ресурсам бывает ограничен по ряду причин, поэтому реконструкторы используют в своей работе фотографии, прорисовки изучаемого предмета, описания в научно-исторических книгах.
Рассмотрим, какие источники могут быть полезны реконструктору на примере реконструкции средневекового русского костюма. Источники, в соответствии с вышеприведенной классификацией, разбиты на четыре группы.
1. Коллекции. Предметы и вещи из Государственного исторического музея, Оружейной палаты, Эрмитажа; музеев народного творчества, исторических и краеведческих музеев в областных и районных центрах России. Каталоги выставок отечественных и иностранных музеев. Материалы о коллекциях и сокровищницах из ресурсов Интернета (сайты музеев, сайты по продаже антиквариата и т. п.).
2. Археологические данные. Описания и анализ находок в книгах из серии «Археология СССР», труды известных археологов: А. В. Арциховского, А. Н. Кирпичникова, Г.С. Лебедева, Б.А. Рыбакова, М.В. Седова, В.Л. Янина.
3. Изобразительные источники. Это могут быть гравюры из летописей, иконы, настенная роспись, мозаика, рисунки на бересте, а также синхронные зарубежные источники с изображениями русских людей. Все эти ресурсы находятся в каталогах и книгах по искусству Древней Руси и сопредельных стран.
4. Синхронные письменные источники. К ним относят летописи (русские, византийские, арабские), грамоты, описи имущества, завещания, договоры, частную переписку, кроильные и разрядные книги, «Домострой» и т. д.
Кроме того, весьма целесообразными для реконструкции могут оказаться этнографические и фольклорные источники, такие как сказки, былины, песни; исследовательские материалы по костюму и быту, собранные этнографическими экспедициями. Наиболее интересны в этом плане книга известных историков Н.И. Костомарова и И.Е. Забелина «О жизни, быте и нравах русского народа» (1996), раскрывающая различные грани жизни русского народа в XVI и XVII столетиях [9], и монография Н.Л. Пушкаревой «Женщины Древней Руси» (1989) [10].
Акцентируя внимании на феномене любительской формы исторической реконструкции как способе получения новых знаний о прошлом общества, отметим, что занятие реконструкцией весьма многогранно: аналитическая работа с разного рода источниками, поисковая деятельность в археологических экспедициях, изучение и владение старинным оружием, древними ремеслами, такими как гончарное, кузнечное, ювелирное, шорное, участие в турнирах, соревнованиях, фестивалях, выставках и различных шоу.
В результате такой творческой деятельности люди всех возрастов и профессий в рамках научных и люби-
тельских объединений имеют возможность получить представление об артефакте из далекого прошлого, а также попытаться самостоятельно изготовить реплику того или иного предмета повседневного обихода. В этом и заключается суть «живой истории», когда человек своими руками воспроизведет вещь, предмет или действие, а не просто визуально ознакомится с первоисточником или прочитает о нем.
Как и большинство молодежных движений, историческая реконструкция широко представлена в Интернете. Сайты клубов, специализированные форумы, интернет-магазины, предлагающие товары для любых хобби, тематические сайты, посвященные научному изучению реалий, обеспечивают всех любителей обширным материалом для знакомства с теорией и практикой восстановления прошлого. На сегодняшний день особой популярностью пользуется сайт Reconlog.ru, на котором представлен единый каталог клубов исторической реконструкции, фехтования, военно-исторических и ролевых клубов России и стран СНГ, а также мероприятий, дифференцированных по реконструированным периодам, от Античности до мировых войн [11, 12].
Как показали результаты мониторинга движения реконструкторов, в последнее время появилось много разновидностей военно-исторической реконструкции -от времен Древнего Рима и Древней Руси до Второй мировой войны и Великой Отечественной войны 19411945 гг., некоторые из них стали приобретать государственное значение, например, реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы, также множатся закрытые мужские клубы любителей истории военного дела.
Благодаря военно-исторической реконструкции стали реальными переоценками прошедшей жизни, прежде всего, русского народа, обогащение новыми знаниями о его мироощущении, традициях, нравственности, укладе и других культурных вехах социума.
«Практическое изучение материального и духовного наследия в рамках движения исторической реконструкции, а также использование элементов музейной педагогики и экспериментальной археологии позволяет говорить о военно-исторической реконструкции как об оригинальной форме исследования прошлого» [3. С. 12]. Военно-историческая реконструкция является уникальным феноменом культуры, в котором переплетаются такие виды деятельности и в то же время формообразующие сферы жизни, как наука, искусство, военное дело, спорт, туризм. Движение «с каждым годом приобретает все большую популярность, превращаясь в разновидность международного культурного сотрудничества» [Там же. С. 23].
Важно подчеркнуть, что изучение истории методом реконструкции является инновационным средством получения знаний, выступает способом воспитания и образования личности и общества в целом. Прежде всего это относится к работе со школьниками и студентами вузов, образовательная цель которой реализуется
через доклады с демонстрацией, эксперименты, ролевые игры, контрольно-корректируюшие беседы, лекции. В ходе самостоятельного исследования молодые люди имеют возможность непосредственно соприкоснуться с материальной культурой предков, получить сведения о нравах и обычаях русской нации.
Воспитательная цель «реализуется путем создания "обстановки трудностей", преодоление которых требует сплочения, коммуникации, быстрого процесса социализации, происходящего в полевых условиях, способствует осуществлению развивающей цели. В общении друг с другом и руководителями молодые люди расширяют кругозор, получают навыки совместной жизни, развивают коммуникативные и аналитические способности, совершенствуют свои таланты. Развивающая цель реализуется через создание атмосферы доброжелательности в проведении соревнований, конкурсов ремесел» [13].
На наш взгляд, заслуживает особого внимания опыт российских образовательных учреждений, создающих клубы исторической реконструкции в рамках внеклассной работы с учащимися старших классов. Цель деятельности такого клуба - углубленное изучения истории, а также повышение уровня интеллектуального, физического, эстетического и нравственного развития подрастающего поколения. Таким образом, есть основание утверждать, что историческая реконструкция, формируя культурное пространство «живой истории», активно выступает одним из способов образования и воспитания подрастающего поколения.
Наряду с военно-историческими реконструкциями, также популярны в молодежной среде бытовые течения, такие как спортивное, музыкальное, народные промыслы, праздничная реконструкция. Что касается ремесла, то на фестивалях и мастер-классах умельцы-любители демонстрируют свои результаты: изготовление глиняной посуды, материи, резьбу по кости, пошив кожаных изделий, обработку дерева, вязание костяной иглой, плетение из бисера, лозы, березы. Восстановление традиций технологических процессов - познавательное занятие, которое открыто для участия в нем женщин и школьников среднего звена.
Все это говорит о том, что, являясь формой креативной деятельности человека, историческая реконструкция предоставляет ему не только возможность творческого самовыражения и самореализации (в качестве руководителя, исполнителя, зрителя) в организации интересного и продуктивного досуга, но и возможность освоения новых знаний, развития толерантных взаимоотношений в коллективе, межкультурных коммуникаций и других элементов взаимодействия в социуме.
Главная задача исторической реконструкции - воссоздание не только первоначального облика старинных предметов, но и цельной картины мира, каким его воспринимал человек той или иной эпохи. В этой связи важно исследовать духовную культуру народа, его систему ценностей, мировоззрение, проанализировать документы, отражающие политическую, социальную и
экономическую стороны жизни общества. В этом случае используется историческое моделирование - это «создание комплекса методик и мероприятий, позволяющих восстановить целостную, не противоречащую известным фактам картину жизни (модель) как отдельного человека, так и общества в определенной местности и эпохе. На показательных выступлениях, исторических фестивалях и ролевых играх эта модель проходит проверку на прочность» [8].
В качестве наглядного примера подобной модели приведем краткое описание исторической реконструкции, воплощенной любителями в одном из сибирских городов. Так, в связи с юбилеем Томской губернии, города Томска и Томской области в сентябре 2014 г. были проведены военно-исторические реконструкции, демонстрирующие эпоху освоения Сибири. На познавательной площадке Воскресенской горы (место зарождения Томска) было осуществлено воссоздание боя казаков, основавших Томск, с разбойниками из местных племен. Театрализованная историческая постановка участников реконструкции продемонстрировала строительство Томского острога, показала прогрессивную деятельность купцов и меценатов, открывших в городе первые школы, библиотеки и больницы, воссоздала в мельчайших подробностях томскую старину, например, исконные названия улиц и площадей или конный извоз, навсегда ставший важной страницей томской истории. Значимость событию придавала площадка у Театра юного зрителя, на которой стояли орловские рысаки и располагалась кузня, где подковывались лошади. Зрители могли подходить к животным, расчесывать и заплетать им гривы, чтобы хоть немного почувствовать себя причастными к ямщицкому сословию. У фонтана на Новособорной площади большой воспитательный эффект произвела установка восьмиметрового сердца, символизирующего любовь жителей к родному городу, его историческому прошлому, без которого, как известно, нет будущего [14. С. 172].
Приведенный материал свидетельствуют о том, что «живая история», воплощенная в исторической реконструкции, становится основным образовательным инструментом в рамках досуговой деятельности.
Вместе с тем «широкий кругозор привлекательности исторической реконструкции дает возможность молодежи реализовать свои духовные потребности в самоидентификации и культурной социализации, что позволяет рассматривать историческую реконструкцию как эффективный элемент в процессе воспитания патриотизма. Являясь функциональным элементом социальной системы, историческая реконструкция в силу определенных закономерностей оказывает причинно-следственное воздействие на мышление, действия и образ жизни молодого поколения» [15. С. 9-10].
Важно отметить, что степень углубленности в реконструкцию, ролевую игру живого действия не отрывает людей от сегодняшней жизни. Наше наблюдение показало, что погружение в тяжелый быт тысячелетней
давности позволяет любителям по-новому оценить комфорт современного быта, а приобретаемые знания и навыки простой жизни, от пошива одежды, приготовления пищи до паттернов поведения и владения сложными ремеслами, добавляют им уверенности в себе, поскольку жизнь без роскоши, когда человек может обходиться малым и не испытывать при этом депрессии, - залог жизнеспособности общества.
Как уже было отмечено, в основе реконструкции лежит ролевая игра живого действия, в которой любой участник может выступать от лица того или иного исторического персонажа. Ролевая игра в этом схожа со спектаклем, однако она отличается от него тем, что в игре текст полностью основан на импровизации, тогда как в спектакле существует конкретный текст, произносимый актером.
Ролевая игра живого действия - это, прежде всего, коллективная познавательная творческая деятельность, в которой участники взаимодействуют друг с другом и окружающим миром. В результате сам процесс игры предстает как моделирование определенной исторической ситуации с ясным и понятным финалом. Историческую реконструкцию «можно охарактеризовать как специфическое игровое экспрессивное движение альтернативного типа, направленное на воссоздание боевых практик и событий прошлого, обрядов и ритуалов» [15. С. 12].
Как правило, в ролевой игре живого действия моделируются социальные, экономические, политические взаимоотношения конкретного временного периода. «Прожить исследуемого персонажа так, как хороший актер проживает свою роль - вот цель исследователя, изучающего эпоху методом исторической реконструкции. Несомненной является научно-познавательная и культурная ценность подобной работы» [8].
Повышенный интерес любителей к прошлому общества явился стимулом к появлению различных исторических шоу, проводимых под лозунгом «Развлекая -просвещай». Известно, что знания лучше усваиваются тогда, когда они подаются ненавязчиво, в увлекательной, игровой форме. Таким образом, ролевая игра живого действия, лежащая в основе исторической реконструкции, вызывает потребность личности в самоактуализации, творческой реализации, в общении и ярких впечатлениях. Все это и многое другое, как нам думается, указывает на то место, которое занимает феномен исторической реконструкции в поисках знаний о прошлом в коммуникативном пространстве досуга.
Мы приходим к выводу, что в настоящее время в России историческая реконструкция успешно становится актуальным видом социально-культурной деятельности, так как способствует: овладению новыми
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной адаптации в обществе; социализации личности, реализуя потребности в общении и приобретении необходимого жизненного опыта; формированию психологической культуры личности, нравственных идеалов, становлению эмоционально-волевой сферы характера и развитию качеств успешной личности; воспитанию подлинных чувств патриотизма и гражданственности, глубокого уважения к истории Отечества и родного края; обеспечению активного отдыха с элементами спортивного, познавательного и туристско-краеведческого характера; развитию творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса; приобщению к знаниям в области отечественной и мировой культуры; компенсации личностной неудовлетворенности социально безопасным способом [14. С. 172-173].
Данный вывод подтверждается размещенным в Интернете расписанием 33 исторических фестивалей и турниров, запланированных на 2017 г. Одно такое грандиозное историческое зрелище «Времена и Эпохи», проводимое ежегодно, состоится в Москве в июне и соберет, как ожидают организаторы, более шести тысяч реконструкторов из России, Германии, Англии, Франции и других стран. Для зрителей на тридцати московских площадках будут представлены разные эпохи, инновационные подходы и форматы [16].
Примечательно, что в числе организаторов значатся Департамент национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы и агентство исторических проектов «Ратоборцы». Это свидетельствует о том, что стратегия государственной молодежной политики, учитывая потребность молодого поколения в неординарных видах досуга, направлена сегодня на поддержку развития движения исторической реконструкции, обеспечивая организационно-функциональную взаимосвязь всех участников данного игрового процесса.
Итак, мы полагаем, что историческая реконструкция как социокультурный феномен способствует приобретению и аккумуляции новых исторических знаний, а также стремлению личности к самовыражению и культуротворчеству. Многоаспектные культурно-просветительские и дидактические реконструкторские практики учат молодое поколение бережному, уважительному отношению к историко-культурным корням, формируя таким образом в личности патриотический настрой и чувства гражданственности. Взаимосвязь исторического опыта прошлого и опыта современного делает движение исторической реконструкции в общественной и культурной жизни России актуальным, перспективным и все более привлекательным для людей всех возрастов и статусов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евсеев А. Реконструкция хобби или профессия? URL: http://www.pravda.ru/society/how/relax/03-09-2012/1126672-reconstruction-0 (дата обра-
щения: 20.04.2017).
2. Тарасов Д. А. Историческая реконструкция, проблемы развития. URL: http://www.proza.ru/2012/04/04/1543 (дата обращения: 16.02.2017).
3. Богданов С.В. Культуротворческий и воспитательный потенциал движения военно-исторической реконструкции в России : дис. ... канд.
культурол. наук. Саратов, 2015. 148 с.
4. Глухарев И.В. Движение военно-исторической реконструкции как социокультурный феномен : дис. ... канд. культурол. наук. М., 2000. 132 с.
5. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. В поисках утраченного. М. : Языки русской культуры, 1997. 800 с.
6. Дёмин И.В. Д 30 Философия истории в постметафизическом контексте. Самара : Самар. гуманит. акад., 2015. 251 с.
7. Лотман Ю.М. Сборник работ (Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа). М. : Гнозис, 1994. 560 с.
8. Быков А.В. Историческая реконструкция. URL: http://wiki.goldenforests.ru/index.php (дата обращения: 23.04.2017).
9. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М. : Просвещение, 1996. 576 с.
10. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М. : Мысль, 1989. 286 с.
11. Магазин товаров Средневековья «Donjon» (Донжон). URL: http://donjon.ru/ (дата обращения: 20.04.2017).
12. Единый каталог исторической реконструкции России и СНГ. URL: http:// http://www.reconlog.ru (дата обращения: 24.04.2017).
13. Хитрых А.В. Историческая реконструкция как метод исследования истории отечества. URL: www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2008/hitrch.pdf
14. Курбатов В.П. Праздничная культура как способ воспитания и образования. Томск : Изд-во Том. гос. архитект.-строит. ун-та, 2014. 196 с.
15. Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры : дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2013. 156 с.
16. Расписание исторических фестивалей, турниров и маневров на 2016 год. URL: http://ludota.ru/istoricheskie-festivali-2017 (дата обращения: 27.04.2017).
Irina M. Vereshhagina. Tomsk state university of architecture and building (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected] Marina E. Savintceva. Tomsk state university of architecture and building (Tomsk, Russia). E-mail: [email protected] PHENOMENON OF HISTORICAL RECONSTRUCTION IN RECEIVING NEW KNOWLEDGE OF THE PAST OF SOCIETY
Keywords: historical reconstruction; modeling; reconstruction amateur practices; role-playing game of live action.
The article deals with a phenomenon of historical reconstruction as youth amateur movement. Positive interpretation of the specified
subject can serve as an additional material for further profound studying of such diverse phenomenon as reconstruction.
The article purpose is to actualize the importance of the historical reconstruction, acting as an effective way of receiving new knowledge
of the past of society in the context of education and upbringing of the younger generation.
The source base of our research was made by a wide range of various sources: 1) the documents of the movement, including charters of clubs of historical reconstruction, the rules, the program, the regulations for running events etc.; 2) the Internet resources, presented by the websites and associations of clubs of historical reconstruction, which give the chance to expand the source base, and also to fill the niche, which was formed due to the lack of appropriate number of publications about this movement in Russia.
The methodology and technique of the research is based on the principles of scientificity, the principles of dialectical connection of the cultural phenomena and processes; methods of theoretical and applied cultural science, and also the cultural and anthropological method, allowing to consider culture as the instrument of broadcast of new knowledge and practical skills in cultural and leisure domain of society.
Despite the considerable amount of literature on various aspects of historical reconstruction, there is insufficiency of scientific developments on the subject of our research. At the same time, different types of reconstruction on the problems of its educational potential, gaming and cultural phenomenon have been examined by S.V. Bogdanov, N.S. Bozhk, E.M. Veselova, I.V. Glukharev, A.N. Milyukov, etc.
While conducting the research, the authors have come to the conclusions that the amateur movement, including elements of the scientific direction, promotes development of interest in historical roots of people, knowledge of features of cross-cultural communication. The Internet resources, which provide the programs of numerous clubs of historical reconstruction, conducting scientific search, carrying out cultural and educational and general education work, serve as the confirmation to it.
The monitoring of the concrete movement practices has shown that accumulation of knowledge of the past of society passes along most effectively in the form of thematic feasts, role-playing games of live action, show, which communicative space creates a unique opportunity to acquire new knowledge by preparation for game action.
Thus, the prospects for further development of the phenomenon of historical reconstruction in getting to know the past of society consists in the analysis of various activities of participants of the movement on preservation of material and non-material cultural heritage, on reconstruction of ancient technologies under modern conditions, and also in continuous link of times, generations, traditions, providing inviolability of moral values and patriotic spirit among young people.
REFERENCES
1. Evseev, A. (2012) Rekonstruktsiya khobbi ili professiya? [Reconstruction of a hobby or profession?]. [Online] Available from: http://www.pravda.ru/society/how/relax/03-09-2012/1126672-reconstruction-0. (Accessed: 20th April 2017).
2. Tarasov, D.A. (2012) Istoricheskaya rekonstruktsiya, problemy razvitiya [Historical reconstruction, development problems]. [Online] Available from:
http://www.proza.ru/2012/04/04/1543. (Accessed: 16th February 2017).
3. Bogdanov, S.V. (2015) Kul'turotvorcheskiy i vospitatel'nyypotentsial dvizheniya voenno-istoricheskoy rekonstruktsii vRossii [Cultural and education-
al potential of the movement of military-historical reconstruction in Russia]. Culture Studies Cand. Diss. Saratov.
4. Glukharev, I.V. (2000) Dvizhenie voenno-istoricheskoy rekonstruktsii kak sotsiokul'turnyy fenomen [The movement of military-historical reconstruc-
tion as a sociocultural phenomenon]. Culture Studies Cand. Diss. Moscow.
5. Savelieva, I.M. & Poletaev, A.V. (1997) Istoriya i vremya. Vpoiskakh utrachennogo [History and Time. In Search of the Lost]. Moscow: Yazyki
russkoy kul'tury.
6. Demin, I.V. (2015) D 30. Filosofiya istorii v postmetafizicheskom kontekste [D 30 Philosophy of history in a post-metaphysical context]. Samara:
Samara Academy for the Humanities.
7. Lotman, Yu.M. (1994) Sbornik rabot [Collected Works]. Moscow: Gnozis.
8. Bykov, A.V. (n.d.) Istoricheskaya rekonstruktsiya [Historical reconstruction]. [Online] Available from: http://wiki.goldenforests.ru/index.php. (Ac-
cessed: 23rd April 2017).
9. Kostomarov, N.I. & Zabelin, I.E. (1996) O zhizni, byte i nravakh russkogo naroda [About life and customs of the Russian people]. Moscow: Prosvesh-
chenie.
10. Pushkareva, N.L. (1989) ZhenshchinyDrevneyRusi [Women of Ancient Russia]. Moscow: Mysl'.
11. Donjon.ru. (n.d.) Magazin tovarov Srednevekov'ya "Donjon" (Donzhon) [Shop of Middle Age goods "Donjon" (Donjon)]. [Online] Available from: http://donjon.ru/. (Accessed: 20th April 2017).
116
M.M. Вере■цагина, M.E. CaBUHqeBa
12. Reconlog.ru. (n.d.) Edinyy katalog istoricheskoy rekonstruktsii Rossii i SNG [The uniform catalog of historical reconstruction of Russia and the CIS]. [Online] Available from: http://www.reconlog.ru. (Accessed: 24th April 2017).
13. Khitrykh, A.V. (n.d.) Istoricheskaya rekonstruktsiya kak metod issledovaniya istorii otechestva [Historical reconstruction as a method for studying the history of the Fatherland]. [Online] Available from: www.tstu.ru/education/elib/pdf/st/2008/hitrch.pdf.
14. Kurbatov, V.P. (2014) Prazdnichnaya kul'tura kak sposob vospitaniya i obrazovaniya [Festive culture as a way of upbringing and education]. Tomsk: Tomsk State University of Architecture and Building.
15. Bozhok, N.S. (2013) Dvizhenie istoricheskoy rekonstruktsii kak fenomen molodezhnoy kul'tury [The historical reconstruction movement as a phenomenon of youth culture]. Sociology Cand. Diss. Saratov.
16. Ludota.ru. (2017) Raspisanie istoricheskikh festivaley, turnirov i manevrov na 2016 god [Schedule of historical festivals, tournaments and maneuvers for 2016]. [Online] Available from: http://ludota.ru/istoricheskie-festivali-2017. (Accessed: 27th April 2017).