Е. Богданова
ФЕНОМЕН ИНФОТЕЙНМЕНТА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Развлечения и зрелища прочно вошли сегодня в сферу экономики, политики, в повседневную культуру, трансформируя современные телевидение, кинематограф, музыку, спорт, театр и другие области культуры. В эпоху информационного общества доступность, скорость, ёмкость информации стали характерными чертами нового времени. Также изменилась и форма её подачи. Таким образом, на стыке двух важнейших категорий современной культуры возник новый важный феномен в СМИ — инфотейнмент.
Рост коммерциализации СМИ в США был особенно заметен в 1990-х годах. В это время для большей заинтересованности телезрителей в новостных выпусках продюсеры начали привлекать специалистов по маркетингу, разрабатывающих новые концепции подачи материала с использованием упрощённых историй, «лёгких» тем, большего количества графики и эмоциональности, акцентированию на внешнем виде ведущих, когда молодость, даже моложавость особенно женских образов, стала особенно культивироваться на телеэкранах.
Инфотейнмент (от англ. infotainment) — вновь выработанный стиль подачи новостных и других видов информации в развлекательной форме, иногда с элементами театрализации и игрового начала или с различными их оттенками. Инфотеймент характерен для различных видов СМИ: ТВ, пресса, радио и Интернет. В более узком смысле инфотейнмент — это основанный на информации медиаконтент, включающий также развлекательное содержание. Изначально инфотейнмент проявился в различных новостных форматах. Новости в формате «infotainment» уже не подразделяются на информационные и информационно-развлекательные. Инфотейнмент рассматривается многими учёными как новый медийный драматургический жанр. Болгарский профессор Любомир Стойков приходит к выводу, что инфотейнмент — дитя постмодернизма, чьи черты нашли выражение в различных сферах культуры. Постмодернистская ситуация в медиатексте означает смешение документального и художественного дискурса. В постмодернизме традиционно сочетаемое и несочетаемое реально могут стоять рядом, вступать в различные взаимосвязи, подвергаться различным трансформациям, включаться в условный контекст, который, в сущности, интереснее самой информации. Более того, эта информация, уже известная из «чистых» оперативных медийных каналов, может специально интерпретироваться и подаваться в развлекальной форме. Одна из особенностей постмодернистского медиатекста — это его способность не столько отражать действительность, сколько моделировать её — в полном смысле слова создавать новую реальность, причём без угрозы санкции. Акцент при программировании передачи — это интертекстуальность, виртуальные декорации
и всевозможные виды визуальных и лексических игр. Полиэкран из символа постмодернистской эстетики превращается в матрицу для нового типа телевизионной развлекательности1.
В данном контексте инфотейнмент — это форма, а не содержание. Все усилия производителей и дизайнеров направлены именно на улучшение формы, структуры, композиции, самой архитектоники продукта: от привлекательности содержания до привлечения интересных лиц во всех смыслах слова. Продюсеры в США убеждают своих журналистов, что сегодня на ТВ важнее КАК, а не ЧТО преподносится с телеэкранов. Частый вопрос редакторов теперь: «Какую историю предлагаешь?», а не — «Какую предлагаешь информацию?» В этом смысле инфотейнмент рассматривается как единый медийный драматургический жанр, в центре которого должна находиться человеческая история.
Продюсер NBC и автор новаторской концепции «инфотейнмент» Нейл Шапиро ввёл новый принцип, основанный на интересе зрителя не только слушать предлагаемую информацию, но и смотреть. Рон Хауэрт, в свою очередь, заостряет внимание на личности журналиста-рассказчика, так как интересный собеседник всегда более привлекателен для аудитории2.
Американская тележурналистка Бонни Андерсон, много лет проработавшая на каналах NBC и CNN, утверждает, что телеканалы, ориентированные на прибыль, стали придавать большую важность телегиничному лицу, а не объективному репортажу. Руководители телеканалов стали всё больше применять тактики индустрии развлечений. Они «набирают» репортёров в зависимости от способности тех «воплощать доверие», ценят молодость выше образования и опыта и поддерживают освещение того или иного события лишь в случае, если могут быть заверены в привлекательности сюжета для целевой аудитории рекламодателя3.
Л. Стойков пишет о четырёх тактиках, связанных с фигурой ведущего журналиста, передающего информацию в стиле «инфотейнмент»:
1) харизма «человека-магнита» или «человека-кошки»,
2) употребление ведущего как интервьюирующего «вживую»,
3) показ нередактированного, «сырого» интервью;
4) перекрёстный диалог между ведущим и находящимися в студии или вне её репортёрами, а также с редактором и операторами за кадром4.
Перечисленные тактики в определённой степени «оживляют» информацию — черта real подчёркивает «прямую» передачу информации. В дополнение к этому, они несут определённую психологическую нагрузку: усиливают значимость журналиста, вводят и преподносят его в качестве медийной «звезды». В связи с этим появился новый термин — инфотейнеры.
Инфотейнеры — медиаперсоналии, работающие на стыке журналистики (квазижурналистики) и развлечения. Примером могут послужить такие американские телеведущие, как Ларри Кинг, Барбара Уолтерс, Джоел Бауэр.
Инфотейнмент расширяет границы традиционных новостей. Таким образом могут быть освещены как события в области политики, экономики, общественных отношений, права, например, журналисткие расследования по раскрытию коррупционных махинаций, также аналитические дискуссии на вечные политические темы, не особо привязанные к определённому времени; так и годовщины, праздники и фестивали, конец очередного сезона, премьеры спектаклей, выставки и так далее. Универсальный формат инфотейнмента также охватывает журналистику, находящуюся в промежуточной зоне между «серьёзной» и «несерьёзной» — это, так называемые, «практичные» новости или «news you can use» (англ. «новости, которые ты можешь использовать») — характерная фраза из маркетингового лексикона.
Инфотейнмент в широком смысле охватывает достаточно разнообразный спектр слабо связанных субжанров, занимая всё пространство между традиционными новостями и текущими событиями, предназначенными для передачи серьёзной информации, и фильмами, сериалами, ситкомами и различными шоу, чьей прямой целью является развлечение аудитории.
Данный тип размывания границ между развлечением и новостями эволюционировал в формы «репрезентативного театра» в эру «повседневного зри-тельства»5.
В 1990-х годах продюсеры многих телеканалов в США стали значительно сокращать освещение международных событий, считая их недостаточно интересными для массовой американской аудитории. Новостные СМИ, частично или полностью погрузившиеся в развлекательную культуру, качественно снизили зарубежное вещание, жалуясь на сложность и «непонятность» иностранных событий.
Экономист Джеймс Хэмилтон предлагает интересную модель6 производства и восприятия новостей, основываясь на маркетинговой логике. Процесс принятия решения теми, кого Хэмилтон называет «режиссёрами новостей», о том, станет ли определённая информация новостью, зависит от «интересов аудитории, стоимости получения информации, ожиданий зрителей/читателй относительно трактовки новостей и вероятных действий конкурентов». Хэмилтон выделяет пять ключевых вопросов:
1. «Кто интересуется определённой информацией?
2. Сколько они готовы заплатить для её обеспечения?
3. Где СМИ или рекламодатели могут связаться с этими людьми?
4. Когда выгодно предоставлять эту информацию?
5. Почему это выгодно?».
Исследователь предполагает, что «мягкие новости», — которые он определяет как программы «с низким уровнем общественной информации» в отличие от «жёстких новостей» с «высоким уровнем общественной важной информации», — возымеют больший успех в условиях рыночной системы, где
вещатели «продают аудиторию рекламодателям». Хэмилтон описывает указа-ную модель:
— Программы с «мягкими новостями» будут более распространены, если рекламодатели выше оценивают их зрителей.
— Если продюсеры платят меньше за «мягкие новости», в таком случае более вероятно, что они будут заполнять эфир информацией именно этого типа.
— С ростом числа телеканалов увеличивается количество программ с «мягкими новостями».
— Количество мягконовостных шоу растёт в зависимости от увеличения количества зрителей, привлекаемых этим жанром.
— Средний рейтинг программ с «мягкими новостями» в содержании падает при условии увеличения количества передач данного типа.
— Если бы вещатели были убеждены в пользе для общества трансляции большего количества «жёстких новостей», то предложили бы больше программ с высоким уровнем общественно важной информации7.
Он описывает самовоспроизводящийся цикл: «так как количество зрителей, привлекаемых к передачам с низким содержанием общественно важной информации, увеличивается, доходы от предложения такого типа передач привлекут больше каналов на этот рынок. Так как количество зрителей программ с мягкими новостями в содержании растёт, удерживая постоянную (константу) других факторов, продюсеры убедятся, что более выгодно предлагать шоу с низким содержанием общественно важной информации, чтобы привлечь этих зрителей».
Характеристики инфотейнмента:
— информативность;
— развлекательность;
— доминанта формы над содержанием;
— эмоциональность;
— коммерческая ориентация на рейтинги;
— визуальная привлекательность (притягательность);
— поверхностность;
— краткость;
— отсутствие строгой привязанности к определённому времени;
— универсальность;
— глобализационный характер;
— характерность для демократического строя.
Функции инфотейнмента:
— информационная — получение новых сведений из различных источников;
— развлекательная — предоставляет развлечение и снимает напряжение;
— эскапистская — отдаление от проблем, отвлечение и переключение внимание на более приятные вещи;
— гедонистическая — получение удовольствия;
— образовательная — обучает новым навыкам;
— адаптивная — позволяет скорректировать свою жизнь, поведение в зависимости от событий, изменений в жизни общества.
Инфотейнмент характерен для демократичной среды, где у журналиста есть возможность вести себя более раскованно, чем при тоталитарных режимах. Это явление проникает во всё большее количество стран. Сравнительно недавно формат инфотейнмента стал использоваться и в России, набирая всё большую популярность и адаптируясь к культурно-социальным особенностям нашей страны.
1 Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу.// Relga, 2007, №4.
2 Беспамятнова. Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире: Материалы Российской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации», 11-12 мая 2005./ Под ред. Проф. В.В.Тулупова. — М., 2005.
3 Anderson B.. News Flash: Journalism, Infotainment and the Bottom-Line Business of Broadcast News. New York: Jossey-Bass. 2004.
4 Стойков Л. Гедонистическая функция медий: инфотейнмент и реалити-шоу.// Relga, 2007, №4.
5 Hamilton, J. T. All the news that's fit to sell: how the market transforms information into news. Princeton University Press. 2004.
6 Thussu, D. K.. News As Entertainment: the Rise of Global Infotainment. London, 2007.
7 Hamilton, J. T. All the news that's fit to sell: how the market transforms information into news. Princeton University Press. 2004. С. 14.