Научная статья на тему 'Феномен информационной империи'

Феномен информационной империи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ИМПЕРИЯ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛОНИИ / МЕТРОПОЛИЯ / MEDIA EMPIRE / NETWORK TECHNOLOGY / INFORMATION WARFARE / INTERNATIONAL RELATIONS / COLONIES / METROPOLIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федорченко Сергей Николаевич

Статья посвящена феномену информационной империи, предполагающему формирование в интернет-коммуникациях структуры центральных и периферийных узлов, зависимых от своей метрополии. Рассмотрен механизм информационного доминирования, а также показаны технологии soft-power, подрывающие классический национальный суверенитет современных государств. Обозначено, что Россия, в отличие от США и их союзников по информационному противоборству, не имеет аналогичной сетевой Ойкумены, способной стать транслятором некой альтернативной модели цивилизационной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The phenomenon of information empire

The article is devoted to the phenomenon of information empire, involving the formation of Internet communications structure of the central and peripheral units, dependent on their metropolis. The author discusses the mechanism of information dominance and shows soft-power technologies that undermine the national sovereignty of the classic modern states. The article indicates that Russia, unlike the USA and its allies in the information warfare is not similar to the network of the known world, to act as a translator of some alternative models of civilizational identity.

Текст научной работы на тему «Феномен информационной империи»

о-в ^

m ^ öl

к и ^ У 2

7. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 41. М., 1981. С. 1-104. ш! ^

8. Манойло А.В. Цветные революции и технологии демонтажа политических vo Ч сВ режимов // Мировая политика. 2015. № 2. С. 1-44. Я

9. Маркс К. Классовая борьба во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. ^ Е^ М., 1955. С. 5-110. ^

10. Маркс К. Критические заметки к статье «Пруссака» «Король прусский ^ и социальная реформа» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. М., 1955. q С. 430-443. ^

11. Ситнова И.В. Сравнительный анализ «цветных революций» в странах постсоветского пространства // Власть. 2011. № 5. С. 145-147.

12. Федоровских А.А. «Цветная революция» как разновидность государственного переворота: административный ресурс бюрократии vs. манипуля-тивная демократия групп давления // Вопросы управления. 2015. № 1(32). С. 7-17.

13. Хантингтон С.Ф. Политический порядок в меняющихся обществах. М., 2004.

14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. М., 1961. С. 23-178.

15. Юсупова-Фарзалиева Д.М. Информационно-коммуникативные технологии как основа «цветных революций» в современных политиях: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2012.

16. Goldstone J. Theories of Revolution: The Third Generation // World Politics. 1980. Vol. 32. № 3. P. 425-453.

17. The Colour Revolutions in the Former Soviet Republics: successes and failures / Eds. by D. О Beachain, A. Polese. L.-N.-Y., 2010.

С.Н. Федорченко

Феномен информационной империи

Статья посвящена феномену информационной империи, предполагающему формирование в интернет-коммуникациях структуры центральных и периферийных узлов, зависимых от своей метрополии. Рассмотрен механизм информационного доминирования, а также показаны технологии soft-power, подрывающие классический национальный суверенитет современных государств. Обозначено, что Россия, в отличие от США и их союзников по информационному противоборству, не имеет аналогичной сетевой Ойкумены, способной стать транслятором некой альтернативной модели цивилизационной идентичности.

о а.

Ключевые слова: информационная империя, сетевые технологии, информационные войны, международные отношения, колонии, метрополия.

Стремительный бум развития Интернета оказывает непосредственное влияние на современные политические процессы. Затрагивает он и эволюцию международных отношений. Сетевые коммуникации открывают определенные возможности для различных государств. Интернет-дипломатия и трансграничная интернет-торговля дополняются таким важным элементом жизни любого активного пользователя сети, как интернет-дискурс, в т.ч. довольно политизированный. Между тем, актуальным вопросом остается соотношение политического и сетевого, демократии и киберпространства, социальных сетей и власти.

Для политической жизни Интернет подобен двуликому Янусу: с одной стороны, он, безусловно, создает перспективы в формировании петли обратной связи между обществом и государством, создании электронного правительства и электронной демократии, но, с другой стороны, виртуальное пространство закладывает новые вызовы для таких политических институтов, как государство, партии и парламент, а также сложившихся международных механизмов. Достаточно вспомнить распространение сетевых террористических организаций, подобных запрещенных в Российской Федерации «Джабхат-ан-Нусре» или Исламскому государству Ирака и Леванта (ИГИЛ). Риски очевидны и на примере проблем фильтрации данных, приватности информации, политических манипуляций в Интернете. Так какую же роль играют информационные коммуникации в современном мире: «ящика Пандоры» или «рога изобилия»?

Распространено убеждение, что империи классического типа уже давно канули в Лету. Подтверждением данного факта являются примеры краха Испанской, Португальской, Французской, Британской и других империй, следовательно, логичным будет сомнение в объективности такого рода термина в исследованиях принципов международной арены. Поэтому основания применения категориального аппарата империи, имперской метрополии, колоний, империализма, империалистических войн должны быть самые обоснованные.

Действительно, при поверхностном рассмотрении может показаться, что терминология империи в современных политологических исследованиях обладает признаками гиперболизации, архаизации, экзотичности и не подходит к нынешней палитре международных отношений, где нельзя проигнорировать активность демократических политий, деятельность их парламентов, политических партий и движений, устанавливающих определенный барьер возникновению фактора политического

o' 2

доминирования. Все большее значение приобретает и новое макрекер- ¡2 5 S

ство (журналистика сетевого типа) и явление т.н. транснационально- ^ s г-с

го гражданства. Однако приведенные примеры отражают суть ярко- оз °

го, интересного, но сравнительно недавно возникшего западного типа § ^

~ о

демократической политической системы, тогда как история имперских ^ ^

структур насчитывает не одно тысячелетие. ^

Arcana imperii, или «секреты власти», - существенный признак любой о знакомой нам политики, который сохранился с глубокой древности, несмотря на демократизацию ряда политических режимов. Тайна власти заключается в ее поразительной мимикрии. Уместным примером arcana imperii служит Римская империя эпохи принципата Августа, который внешне декларировал восстановление Сената и республиканской формы после гражданских войн, а на деле создал красивую маску империи. Напрашивается случай Соединенных Штатов, которые, сохранив внутреннюю демократию, создали серьезный военно-политический блок НАТО с целью усиления своих геополитических кодов. Профессор социологии Калифорнийского университета М. Манн открыто называет США первой глобальной империей, подчеркивая ее мессианско-эсхато-логический признак - обоснование собственного вмешательства в политику иных стран защитой и распространением демократии [6, с. 39-40]. Профессор С.И. Каспэ для описания схожих явлений пользуется более широкоформатным понятием «империя Запада» [4, с. 148-160].

Основной смысл arcana imperii в том, что власть вынуждена приспосабливаться под изменяющиеся социально-экономические условия, используя технологический прогресс для создания собственного образа как эффективной и необходимой системы. Как метко заметили М. Хардт и A. Негри на примере анализа американского государства [10, с. 160], идея суверенитета как ключевой аспект международных отношений вовсе не противоречит сочетанию империи с принципом демократической республики. По их мнению, империя может развиваться в рамках сети систем власти и контрвласти. Источником таких парадоксальных сочетаний является сетевой принцип формирования самой властной элиты, контролирующей информационные потоки [8].

Но как соотнести информационные коммуникации и фактор империи? Если отбросить наивную мысль об Интернете как о некой независимой арене для демократического процесса и дискурса и применить теорию графов [7, с. 7], то мы получим крайнюю асимметрию в современном информационном поле. Принцип сетевой централизации интернет-коммуникаций отчетливо виден на примере раскола киберпростран-ства на центральные и периферийные узлы. К примеру, центральные узлы (новостные агентства и их сайты, активные блогеры, связанные

о

с ними политики и медиамагнаты) становятся производителями политической и другой информации, тогда как периферийные узлы (сообщества социальных сетей, форумы, аккаунты пользователей и т.п.) превращаются в зависимых потребителей. Появляется то, что исследователи называют «информационным империализмом» [3, с. 31] - разновидностью культурной конкисты, когда страна использует политическое, технологическое и экономическое могущество для распространения своих ценностей на более слабые государства.

Обозначив мимикрию власти, принцип центрирования сети и асимметрию современного Интернета, необходимо перейти к прямым доказательствам появления феномена информационной империи. Для начала нужно наметить условный категориальный аппарат. Так, с определенными оговорками, признавая роль информационного империализма, можно допустить его очаг - метрополию информационной империи. Последняя, несомненно, стремится установить зависимость отдельных стран от своих источников информационного продукта, оставляя за ними лишь роль информационных колоний и безвольных сырьевых придатков. Безусловно, с таким порядком согласны не все международные игроки, поэтому против непокорных ведутся настоящие информационные войны, переходящие в «цветные революции» и другие типы современных государственных переворотов. Цель подобных операций -установление марионеточной властной элиты, согласной с политикой информационной империи. Организовать масштабную информационную войну против непокорных режимов метрополия в одиночку не сможет, поэтому ей нужны помощники - информационные доминионы, являющимися независимыми государствами, но согласующими свою информационную политику с сильнейшим геополитическим игроком. Информационную империю также можно объяснить и через теорию фракталов, т.к. информационная метрополия стремится к установлению однообразной модели по всему миру, основанной на асимметрии информационных узлов - центральных и периферийных.

Доказательством активности информационной метрополии в США служат несколько примеров. Во-первых, до сих пор подавляющая часть населения мира воспользоваться новыми знаниями о самих сетевых технологиях не может, т.к. попросту не понимает терминологию английского языка, на котором эти знания представлены и который практикуют порядка 80% вебсайтов. При этом именно Web 2.0 открывает новые возможности не только для демократии, но и для появления замаскированных информационной средой гибридных неоавторитарных практик через разработку необходимых для властных элит сетевых алгоритмов [11, с. 985-1002]. Во-вторых, достаточно вспомнить исследование

o' 2

ЮНЕСКО, свидетельствующее, что на долю США сегодня приходится р 5 è до 65% потока информации, циркулирующей в сетевых и других миро- ^ s г-с вых коммуникациях [3, с. 278, 329]. Наконец, в-третьих, общую коорди- 'S з ° нацию над системой доменных имен осуществляет некоммерческая кор- è| р^ порация по присвоению имен и номеров в Интернете - ICANN (Internet i ^ Corporation for Assigned Names and Numbers), располагающаяся в Калифорнии и подотчетная Министерству торговли США [1, с. 307-314]. о Данная структура принимает решение о создании новых национальных доменов, удалении существующих и делегировании права их администрирования.

Примечательно, что любое современное государство не может игнорировать Интернет, через который формируется привлекательный имидж страны, в т.ч. и для инвесторов, потенциальных торговых партнеров и военных союзников. К тому же, виртуализации общества сопутствует обратный процесс - социализация Интернета [9], когда виртуальные образы обрастают реальными персонализированными социальными связями. Можно предположить, что искусственно конструируемые сетевые политические идентичности, субкультуры и симулякры могут катализировать довольно деструктивные процессы в стране-жертве информационной империи. Подобными технологиями soft-power подрывается классический национальный суверенитет, т.к. виртуальный двойник государства в Интернете может не совпадать со своим реальным прототипом [2, с. 17]. Как правило, это видно на примере регистра-ций пользователей на доменных именах. Страны-карлики по регистра-циям автоматически превращаются в информационные колонии.

Определенным доказательством активности информационных доминионов разумно назвать программу Five Eyes [12, с. 51-57], включающей пять стран, обменивающийся между собой передовыми технологиями и уникальной информацией более свободно, чем с другими государствами. Этот кластер стран представлен Агентством национальной безопасности США (NSA), Центром правительственной связи Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (GCHQ), Управлением радиотехнической обороны Австралии (ASD), Центром безопасности коммуникаций Канады (CSEC) и Службой безопасности правительственных коммуникаций Новой Зеландии (GCSB). С помощью программ TEMPORA, XKEYSCORE и т.п. страны этой группы заходят за грань приватности чужой информации.

Важно отметить, что в современном мире есть страны, готовые сопротивляться формирующемуся порядку информационной империи, что происходит по разным причинам: нежеланием превращаться в информационную колонию, осознанием того, что невозможно стать

о

Œ

равноправным элементом новой системы и др. Сопротивление информационной конкисте можно определить по цензуре интернет-информации, которая имеется в Иране, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, на Кубе, в Эритрее, Йемене, Бирме и других странах. Так называемая «Великая китайская огненная стена» Китайской народной республики допускает фильтрацию данных в виде системы «нейкан», приемы контроля контента, перенаправления на другие сайты, замедления интернет-соединений и рекрутирования лояльных пользователей [5, с. 249-267].

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что современной России требуется учитывать перечисленные вызовы становления порядка информационной империи. Причина не только в том, что культурные индустрии, создаваемые США и другими западными странами, обладают определенными ценностными ориентирами. Проблема в другом: Россия, в отличие от США и их союзников по информационному противоборству, не имеет аналогичной сетевой Ойкумены, способной стать транслятором некой альтернативной модели цивилизационной идентичности. Отсюда происходит «игра в одни ворота».

Чтобы сильный соперник превратился в считающегося с тобой партнера, необходимо ему показать, что ты можешь предложить альтернативную модель цивилизационной сборки третьим игрокам, нуждающимся в информационной защите и сотрудничестве. Но никакая информационная оборона и цензура не смогут обеспечить абсолютной безопасности без ценностного компонента. Соединенные Штаты пока нашли стержень своего информационного доминирования - мессианскую идею распространения демократии. Если Россия хочет подобного, потребуется аксиологический подход к информационной стратегии, но его пока нет.

Библиографический список

1. Баринова Д.С. Национальные домены: символы государственных границ и безграничных возможностей // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 5. С. 307-314.

2. Баринова Д.С. Асимметрия политического пространства Интернета // Международные процессы. 2011. № 1(25). Т. 9. С. 84-92.

3. Информационная эпоха: вызовы человеку / Под ред. И.Ю. Алексеевой и А.Ю. Сидорова. М., 2010.

4. Каспэ С.И. Политическая теология и nation-building: общие положения, российский случай. М., 2012.

5. Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М., 2015.

6. Манн М. Власть в XXI столетии: беседы с Джоном А. Холлом. М., 2014.

О

m ^ oi

к и ^

У 2

7. Савин Л.В., Федорченко С.Н., Шварц О.К. Сетецентрические методы в государственном управлении. М., 2015. ш =§

8. Соловьёв А.И. Государство как производитель политики // Полис. 2016. va Чо № 2. С. 90-108.

9. Тихонова С.В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // ч: ^ Полис. 2016. № 3. С. 138-152. ^ |

10. Хардт М., Негри A. Империя. М., 2004. ^ *

11. Beer D. Power through the algorithm? Participatory web cultures and the techno- q logical unconscious // New Media & Society. 2009. Vol. 11. № 6. Рр. 985-1002. ^

12. Nyst C., Crowe A. Unmasking the Five Eyes' global surveillance practices // Global Information Society Watch 2014: Communications surveillance in the digital age / Ed. by A. Finlay. 2014. August 18. Рр. 51-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.