Кузнецов Вячеслав Николаевич
член-корреспондент РАН, доктор социологических наук, профессор,
г Москва
ФЕНОМЕН ИДЕОЛОГИИ
Перспективное, на мой взгляд, социологическое понимание идеологии предложил Д.Т. Жовтун.
«Идеология (от греч. idea - представление и logos - слово, учение, знание) - система идей, взглядов, представлений, содержащая концептуальное, теоретическое осмысление социального бытия с точки зрения интересов, потребностей, целей и идеала определенных социальных групп и слоев, национальных образований, - формулирует он. - Идеология является продуктом социально-политической деятельности людей, составной частью духовного производства и даже культуры. Структурно она состоит из политических теорий и идей, общественно-политических идеалов, ценностей, концепций политического развития и политических программ, политических символов и т. п.»1.
Существенным уточнением смысла феномена может послужить суждение Т. Иглтона: «идеологию» - это текст, который соткан из паутины различных концепций и прослеживается сквозь множество разных историй. Возможно, важнее понять, что является действительно существенным внутри каждой из генеалогических линий, а что может быть отброшено, нежели пытаться принудительно соединить их в некую Великую Глобальную Теорию»2.
Еще одно развернутое описание феномена идеологии принадлежит К. Гирцу. «Чем бы ни были идеологии (проекциями нeocознанных страхов, вуалированием скрытых мотивов, добровольны ми (phatic) выражениями групповой солидарности, -пишет он, - они прежде всего суть карты проблематичной социальной реальности и матрицы, по которым создается коллективное сознание. Точна ли такая карта или адекватно ли такое сознание в каждом отдельном случае - особый вопрос, на который едва ли можно ответить одинаково, говоря о нациз-
ме и сионизме, о национализме Маккарти и Черчилля, о защитниках сегрегации и ее противниках»3.
Очевидно, что перечень характеристик идеологии (из представленных описаний): осмысление социального бытия, продукт деятельности, часть духовного производства, текст, паутина, разные истории, групповые солидарности, карты реальности, матрицы сознания - может быть продолжен.
Однако эти же характеристики обозначили важнейший аспект рассмотрения феномена идеологии: взаимосвязь и своеобразие во взаимодействии с культурой, религией, наукой, философией, искусством, правом, экологией и т. д.
Культура и идеология. Пониманию их особых отношений содействует, на мой взгляд, развернутое определение культуры, предложенное Б.С. Ерасо-вым: «культура - это особая сфера и форма деятельности, имеющая свое содержание и свою структуру, а вместе с тем воздействующая на остальные сферы бытия, в том числе на социальные отношения и политику Культура создает то поле и способ общения, в котором и формируется каждое отдельное общество со своей внутренней структурой, но отмеченное самобытностью, отделяющей это общество от других. Третья ипостась культуры - уровень жизнедеятельности, обеспечиваемый постоянной заботой о поддержании высших образцов и «подтягивании» к ним реальной деятельности и поведения человека»4.
Таким образом, общим во взаимосвязи культуры и идеологии является, во-первых, сфера их формирования: духовное производство, духовная деятельность.
Второй объединяющий их аспект - структурный. Б.С. Ерасов в число основных компонентов культуры включает мифологию, религию, идеологию, науку, художественную культуру5.
Рассмотрим теперь характер факторов, обозначающих отличие идеологии от культуры. Такой
1 Жовтун Д.Т. Идеология: актуальные аспекты социологического анализа / / Социология: Учебник / Под общ. ред. В.З. Бойкова. М., 2004 . С. 367.
2 Eagieton Т. Idelolgy. Ал introduction. L., 1996. Р. 35.
Гирц К. Идеология как культурная система / / Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. М., 2004. С. 250.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 3-е, доп. и перераб. М., 2000.
С. 24.
Там же. С. 37.
15
интересный и обстоятельный анализ осуществлен Б.С. Ерасовым в разделе «Культура и идеология» его книги «Социальная культурология»1.
Первое различие - последовательность оформления каждого феномена: сначала культура, потом религия и только, ориентировочно, в начале XIX в. - идеология.
Второе отличие - существенно разная динамика феномен идеологии (более энергичная) в дуальном, неразрывно связанном взаимодействии с культурной средой (а это наличный, реальный уровень культуры, общества).
Здесь культура более устойчива, более инерционна.
Религия и идеология. Взаимодействие этих важнейших звеньев культуры, реального общественного сознания имеет свою значительную историю. Прежде всего, отметим общие характеристики.
Первая объединяющая их особенность - постоянная совместная работа (в прошлом, настоящем и будущем), ориентированна на помощь людям в позитивном, конструктивном содействии регулированию духовной жизни, социального поведения, приобщению к достойным целям, идеалам и ценностям.
Вторая общая особенность - участие в поддержке социализации человека.
Третья важная общая особенность - органическое вхождение в содержание феноменов (религии и идеологии) мифа, утопии) фантазии. Здесь речь идет об иррациональном компоненте. Точнее, о реальном соотношении рационального и иррационального.
Общее и различное во взаимодействии культуры, религии и идеологии в XXI в. наиболее отчетливо проявилось в оформлении двух направлений идеологий - религиозных (теистических) и светских (секулярных, атеистических).
Само оформление идеологии как самостоятельного, оригинального и востребованного обществом феномена обусловлено необходимостью нового качества, нового содержания духовной жизни.
Первое отличие религии от идеологии (светской, секулярной, атеистической) сформулировал Б.С. Ерасов. «Одно из наиболее существенных различий по содержанию заключается в том, - пишет он, - что всякая развитая религия обязательно имеет в своем составе эсхатологическое учение, раскрывающее для верующих конечные судьбы мира и общества, а также и загробную жизнь индивида как продолжение или отражение его потустороннего существования. Идеология сосредоточена на том или ином устроении земных порядков в обществе»2.
Второе отличие (институциональное) обозначил также Б.С. Ерасов: основным институтом поддержки религии является церковь, а главными институтами поддержки секулярных (светских) идеологий являются государственные, общественные
организации; политические партии, средства массовой информации (СМИ)3. Наука и идеология. Оформление науки как самостоятельного звена культуры, сферы общественного сознания, духовной деятельности состоял ось примерно в те же сроки, что и идеологии.
Общим, что их характеризует (особенно социальные науки и идеологии) является ориентированность на формирование убеждений ученых как членов научного сообщества. Т. Парсонс особо выделяет содержательное единство науки и идеологии, проявляющееся в «убеждениях, направленных на проблемы личности, коллектива и культурных объек-тов»4.
Отличие между ними может быть обосновано через рассмотрение их главных функций. Если наука ориентирована, прежде всего, на познание человека, общества, космоса, то идеология призвана способствовать человеку, обществу осмыслить аргументы и технологии, которые могут помочь продвинуться в осуществлении желательных перемен.
Эту их особенность лаконично и убедительно объяснил К. Манхейм: идеология, по его мнению, нацелена на деятельно-практическое наполнение духовной жизни, а наука - на познавательное и констатирующее освоение бытия5.
Художественная культура и идеология. Понимание их взаимоотношений особенно важно, так как все виды художественной культуры - живопись, архитектура, музыка, хореография, литература и т. д. -представляют человеку в широчайшем спектре образы как знаки. А их восприятие эффективно воздействует на освоение смыслов, знаний, целей, идеалов, ценностей, традиций и норм.
Поэтому все звенья духовного производства, все элементы общественного сознания (мифология, религия, наука и др.) взаимодействуют с искусством.
Основной линией, доминантой взаимодействия художественной культуры и идеологии можно считать реальную связь убеждений многих творцов в искусстве с конкретными идеологиями.
Для понимания этой сложной и деликатной связи К. Гирц предложил несколько интересных и содержательных суждений.
«Культурные модели - религиозные, философские, эстетические, научные, идеологические - это «программы»; они снабжают нас шаблонами или чертежами для организации социальных и психических процессов, так же как генетические системы предоставляют шаблон для организации процессов органических...
...Самая непосредственная причина идеологической активности - утрата ориентиров, неспособность, за отсутствием подходящих моделей, постичь универсум гражданских прав и обязанностей, в котором оказывается индивид...
...И образность языка идеологий, и горячность, с какой, однажды принятые, они берутся под
1 Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. С. 182-190.
2 Там же. С. 186.
3 Там же.
4 Парсонс Т. Институционализация идеологий // Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002. С. 483.
5 Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. М., 1994.
_16
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №4(14)
защиту, вызваны тем, что идеология пытается придать смысл непонятным социальным ситуациям, выстроить их так, чтобы в них стало возможно целесообразное действие. Как метафора расширяет язык, увеличивая его семантическое поле, делая возможным выражать значения, которые не могут, или, по крайней мере еще не могут, быть выражены буквально, так и прямое столкновение - ирония, гипербола, преувеличенная антитеза - буквальных значений в идеологии дает новые символические схемы, под которые можно подвести мириады «незнакомых нечто», с которыми, как при приезде в чужую страну, мы сталкиваемся при переменах в политической жизни»1. (Выделено автором - В.К.)
Таким образом,мы можем констатировать следующее:
смысл феномена идеологии состоит в реальном углублении и расширении роли идеологии как оригинальной и безусловно необходимой составной части культуры, как самостоятельного пространства духовного производства, как важнейшего элемента общественного сознания, как ценнейшего вида общественных отношений;
актуальность феномена идеологии может быть наиболее значительна для дела понимания и усвоения общенациональной цели, идеалов и ценностей, способных позитивно повлиять на совместную деятельность многих граждан и народов России для энергичного продвижения к благополучию и безопасности каждого, самих народов, общества и государства. Это, по существу, гуманитарная инновация;
множество культур, множество религий выражается и в реальном множестве идеологий. Важность и необходимость учебного курса «Социология идеологии» обусловлены целесообразностью социологического изучения как феномена идеологии, так и всех теоретических, практических аспектов становления, функционирования, изменения всего множества российских идеологий.
Феномен идеологии представляет возможность рассмотреть только образ идеологии, что позволяет понять ее генезис, функционирование, динамику.
В реальности, так же, как существует множество культур и религий, также живет и множество идеологий.
Естественно, возникает вопрос о возможности какого-либо упорядочения, систематизации такого разнообразия.
Многообразие человеческих культур исследовано впервые немецким ученым И.Г. Гердером. В своем главном произведении «Идеи к философии истории человечества»2, он обосновал ведущую роль культур в формировании разнообразных человеческих общностей. Каждому обществу, по мнению Гер-дера, соответствует своя культура со своими особенностями в семейных отношениях, языке, религии, ремеслах, науке, искусстве.
Сегодня я бы добавил к этому перечню и особенности национальной идеологии. А применительно к задаче упорядочения описания идеологий гражданского общества я первый этап осуществляю по основанию включения конкретной идеологии в корпус религиозных идеологий (см. табл. 1).
Таблица 1. Соотношение религиозных и нерелигиозных идеологий (для гражданского общества)
Религиозные идеологии Нерелигиозные идеологии
1. Идеология католицизма 1. Идеология марксизма-ленинизма
2. Идеология православия 2. Идеология глобализма
3. Идеология ислама 3. Идеология либерализма
4. Идеология буддизма 4. Идеология европеизма
5. Идеология иудаизма 5. Корпоративные идеологии
6. Партийные идеологии
Таблица 2. Идеологии гражданского общества и антигражданские
Идеологии гражданского общества Идеологии антигражданского общества
1. Глобальные идеологии 1. Идеологии международного терроризма
2. Региональные идеологии 2. Идеологии регионального терроризма
3. Национальные идеологии 3. Идеологии организованной преступности
4. Корпоративные идеологии
5. Партийные идеологии
Третий этап структурирования идеологий может быть назван «подходом Эфендиев. В разделе «Идеология в современном обществе» А.Г. Эфен-диев обосновал трехъярусное деление идеологий. «Это может быть идеология всего человечества, -поясняет ученый, - идеология конкретного общества, идеология класса, социальной группы, сословия»3. Далее он пишет: «Идеология имеет как бы несколько «ярусов».
Первый - базисный, общечеловеческий, в котором находят идеологическое выражение общечеловеческие гуманистические ценности...
Общественные (общенародные, общенациональные) ценности, которые в наиболее последовательной форме фиксируются, в частности, в конституции конкретного государства, представляют собой второй ярус идеологии того или иного социального субъекта. Эти ценности становятся основой единства, целостности конкретного общества, гарантией от его распада. Общенациональная (общенародная) идеология является системой аргументации, обоснования базисных, фундаментальных ценностей, норм, разделяемых всем обществом, независимо от социального положения его членов, их возраста, места проживания и т. д.
Третий яpyc «идеологии обосновывает желательные для данной социальной группы формы социального устройства общества, выражая специфические социально-групповые, классовые интересы. Классовые, групповые идеологии выдвигаются по-
Гирц К. Идеология как культурная система. С. 247, 249, 250. 2 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. Т. 1-4 / Пер. с нем. М., 1977. Эфендыев А.Г. Идеология в современном обществе / / Общая социология: Учебное пособие. М., 2000. С. 385.
17
литическими партиями, которые стремятся объединить вокруг себя тех, кто разделяет общие ценности, чтобы бороться за политическую власть ради осуществления представлений о желательном варианте развития общества. При этом в цивилизованном обществе развитие социально-групповых, частных идеологий не должно противоречить общенародным и общечеловеческим ценностям. Признание целостности и единства государства, конституционного порядка является условием идеологической деятельности отдельных партий»1. (Выделено автором - В.К.)
Завершая рассмотрение многообразия идеологий , хотелось бы выделить, прежде всего, связь многообразия культур, религий и идеологий.
По существу мы наблюдаем удивительный процесс устойчивости традиций, норм, ценностей, образа жизни у разных народов, разные периоды истории. В то же время, это и процесс их приспособления к изменяющимся условиям жизни: фактически мы начинаем описывать механизм адаптации человека, семьи, общества к новым факторам и условиям среды.
Говорить о множестве идеологий, их генезисе стало возможным, на мой взгляд, тогда, когда было открыто и изучено множество культур, множество религий, множество мифов и множество утопий.
Более предметному анализу могут способствовать таблицы 1 и 2. Поэтому можно уже констатировать, что множество религиозных идеологий оформилось параллельно с развитием теологии.
Теперь можно предложить первую схему генезиса религиозных идеологий (см. схему 1).
Схема 1. Становление религиозных идеологий
Мифы
Утопии
Религии
Религиозные
идеологии_
Для светских (нерелигиозных) идеологий существенным стало исследование связи идей и знаков, что и было осуществлено М.Дж. Дежерандо: произошло в 1795 г. на конкурсе национального института Франции.
Уже через год, в 1796 г. А. Дестют де Траси ввел в обществознание термин «идеология» для кон-ституирования самостоятельной сферы знаний, изучающей происхождение и функционирование идей в конкретном обществе2.
Важными факторами, обусловившими формирование нерелигиозных идеологий, стали:
усиление роли рационализма в духовном производстве;
укрепление научных позиций в общественных
науках;
снижение влияния религиозного мировозре-
ния.
В итоге сложились три подхода к стимулированию генезиса различных идеологий светского характера.
Во-первых, в рамках антропологического подхода особое внимание было уделено развитию науки, просвещению. Это широкий спектр либеральных, центристских и консервативных немарксистских идеологий.
Во-вторых, оформился оригинальный подход, уделяющий главное внимание исследованию взаимосвязи экономики, власти с реальным положением широких масс граждан. Это широкий спектр теорий марксистских идеологий.
В-третьих, выражая значительное расхождение в духовных практиках элиты и масс, в XIX в. начинает формироваться значительная группа закрытых идеологий (идеологии масонства, идеологии сионизма и т. д.).
В-четвертых, своеобразным следствием развития политической и военной наук в спектре светских идеологий выделились политическая идеология и военная идеология.
Таким образом, можно представить генезис нерелигиозных идеологий в виде некоторой логической последовательности (см. схему 2).
Схема 2. Формирование нерелигиозных (светских, секулярных) идеологий
| Мифы ^ |
["Утопии |
Религии
Религиозные идеологии Религиозные мировоззрения
,_I_,
| Духовные практики_
_!_
Наука
Общественные науки Научное мировоззрение
I
["Влияние культурной среды |
_I_
Нерелигиозные идеологии
Военные идеологии Политические идеологии Закрытые идеологии
В-пятых, соединение духовных практик, революционного движения, промышленных революций XIX в. способствовал оформлению идеологий терроризма и преступности (впоследствии международного терроризма и организованной преступности. Это самостоятельная и малоисследованная социологическая проблема.
При подведении итогов рассмотрения генезиса идеологий особое внимание можно обратить на такие тезисы: усложнение структуры и содержания культур на рубеже XVII и XVIII вв. повлекло к пре-
1 Там же. С. 385-386.
Москвичев Я.Н. Идеология / / Социологическая энциклопедия: В 2-х тт. Т. 1. 2003. С. 340. _18
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2006 • №4(14)
образованию отношений между людьми, особенно объединенных христианскими духовными принципами;
ослабление религиозных мировоззрений, дробление целостной картины мира в ХVШ в. сопровождалось трансформацией отношений сотрудничества и солидарности в отношении тотальной конкуренции (дух протестантской этики);
важность сохранения и развития самих культур обусловила необходимость создания и функционирования гибкого и эффективного современного механизма проявления культур. Возникновение различных идеологий обозначило перспективные предпосылки для обогащения духовных практик, для самосохранения и саморазвития культур.
19