13. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 1 июня 2011 г. № 106-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 23. Ст. 3246.
14. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федер. закон от 2 дек. 2013 г. № 336-ФЗ // СЗ РФ. 2013. № 49 (ч. I). Ст. 6337.
15. Бошко В.И. Очерки советского семейного права / Переработка и дополнение В.А. Рясен-цева. Киев. 1952.
16. Королев Ю.А. Семья, государство, общество. М., 1971.
17. Масевич М.Г. Основания возникновения алиментных обязательств // Правовые вопросы семьи и воспитания детей / отв. ред. В.С. Тадевосян. М., 1968.
18. U.S. Department of Health and Human Services, Administration on Children, Youth and Families. URL: http:// www.acf.hhs.gov/programs/html
I.R. Yagudin
The Phenomenon of Citizenship in Vectors Measuring Individual Rights and Freedoms
Key aspects in understanding the phenomenon of citizenship are analyzed. The citizenship is considered as a stable legal connection between an individual and the state, consisting in the aggregate of mutual rights and obligations. The phenomenon of citizenship is a complex of ethical, social and philosophical norms and principles, such as patriotism, obedience to the law, the ability to be a subject of civilization and other socially significant processes.
Key words and word-combinations: citizenship, individual, social status, status category.
Анализируются основные аспекты в понимании феномена гражданства. Гражданство рассматривается как устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Феномен гражданства представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизацион-ных и иных социально значимых процессов.
Ключевые слова и словосочетания: гражданство, личность, социальный статус, статусная категория.
УДК 342.7 ББК 67.400.3
И.Р. Ягудин
ФЕНОМЕН ГРАЖДАНСТВА В ВЕКТОРАХ ИЗМЕРЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
I азвитие и утверждение основ правового государства, отвечающие актуальным высоким социально-экономическим и политическим стандартам, невозможны без установления принципов гражданского общества, базирующегося, на реальном соблюдении прав и свобод личности, а также теории гражданства, включающей в себя целый комплекс политических, социальных и гражданских прав, присущих современному индивиду.
В настоящее время в мировом философском и научном сообществе ведутся интенсивные дискуссии по поводу основных проблем концепции гражданства [1]. Существенно возросший в ХХ-ХХ1 вв. интерес к данному феномену связан с пониманием человека, его естественных прав и свобод как основополагающей ценности передового общества. Однако дальнейшее укрепление приоритетной позиции принципа гражданства невозможно без понимания его сущности,
2014
ВЕСТНИК ПАГС
5 1
концептуальной основы, выявления механизмов его возникновения и развития. В связи с этим становится актуальным осмысление гражданства как понятия и исторически обусловленного феномена. Социально-философский анализ гражданства позволяет выявить закономерный характер его появления и развития, различные аспекты в его понимании, а также некоторые факторы, обусловившие его генезис. Для осуществления подобного анализа прежде всего необходимо определить основные характеристики, присущие феномену гражданства в аспекте понятийных смыслов и в отношении соответствующей проблематики, сформулированные в философии и различных смежных отраслях социально-гуманитарного знания: философии права и политики, социологии. Конструктивным также представляется определение понятийно-категориального ряда, сопутствующего термину «гражданство» [2, с. 256].
Анализ проблематики гражданства приводит к закономерному выводу о поливариантности используемых определений и трактовок, а также об отсутствии четко выраженного общего теоретико-методологического подхода к изучению данного феномена. До возникновения идеи гражданства взаимодействие личности и государства понималось как исполнение ряда обязанностей и зависимостей. Значение идеи гражданства состоит в том, что она привнесла новые контексты соотношения личности и власти, личности и общества.
На разных этапах культурно-исторического развития понятие «гражданство» приобретало различные смысловые оттенки, в зависимости от уровня самосознания людей и степени осознания ими собственных прав и обязанностей по отношению к обществу или государству. При этом гражданство является не только и не просто правовым феноменом, но и социальным, поскольку сочетает в себе как политико-правовые, так и социально-философские, нравственные смыслы. Весьма распространенная ранее упрощенная трактовка феномена гражданства, в собирательном значении понимаемого как простая совокупность граждан, в настоящее время утратила свою актуальность. Ограниченность политико-правовой точки зрения, в которой гражданство - устойчивая правовая связь индивида с государством, заключающаяся в комплексе взаимных прав и обязанностей, принадлежность данного индивида к определенному организованному в единство социуму и подчинение власти соответствующего государства независимо от местонахождения индивида, состоит в односторонности такого понимания. Это связано с тем, что в данном определении не показаны возможности реализации свобод и прав человека. Политико-правовое понимание гражданства, по сути, не может устроить самого гражданина, поскольку человек проявляется в обществе не только как правовой или политический субъект, но в большей мере в качестве субъекта межличностных отношений, творца социокультурной реальности, экономического деятеля [3, с. 13]. Более того, само по себе юридическое толкование гражданства является ограниченным даже в контексте политико-правовых отношений. Например, когда гражданин находится в качестве иностранца на территории другой страны, то в этот момент он подчинен ее юрисдикции, несмотря на то, что согласно обозначенному определению, он в то же время подчинен суверенной власти государства собственной гражданской принадлежностью независимо от своего факти-
5 2 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
ческого местонахождения. К государственно организованному обществу относятся не только граждане данной страны, но и иные категории лиц, например, апатриды и иностранцы, проживающие в определенное время на ее территории и составляющие население. Подобные недостатки в определении сущности феномена гражданства свидетельствуют не только о юридических неточностях или разночтениях, сколько о недостаточном теоретико-методологическом обосновании концепции гражданства, что позволяет утверждать необходимость его философского анализа.
Понимаемое в социально-философском и моральном смысле, гражданство целесообразно трактовать в качестве и совокупности политических и экономических прав, свобод и обязанностей индивида по отношению к обществу и государству, и комплекса морально-этических и психологических принципов: ответственности, патриотизма, добровольного содействия в общем деле, общественной активности, добропорядочности и законопослушности. В данном случае акцент смещается не на взаимные права и обязанности человека и государства, а на права, свободы и обязательства гражданина по отношению к обществу и государству. В свою очередь, за государством закрепляются обязанности наделения гражданина правами, его защита и покровительство как в пределах данной страны, так и заграницей. Иногда в литературе в переносном смысле употребляется словосочетание «получение права гражданства»; при этом имеется в виду получение человеком определенной устойчивости в идентификации. В данном случае подмечается одна из основных социальных характеристик гражданства, понимаемого как форма приобретения определенной устойчивости, надежности, значимости, стабильности и защищенности.
Социально-философский анализ гражданства предполагает также трактовку данного феномена как в определенной степени привилегированного статуса личности. Гражданство, понимаемое как статусная категория, предполагает конкретные условия наделения личности статусными характеристиками, в которых закрепляются особые права, свободы и обязанности данного лица и которые находятся в тесной связи с целями того или иного социально-политического сообщества [4, с. 512]. Указанные характеристики определяют, для кого нужна реализация данных прав и свобод как целей развития личности и общества, а также с помощью чего и кого они могут быть достигнуты. Кроме того, что статус гражданства определен законом, люди, являясь представителями социально-политического сообщества или государства, уже обладают определенными правами, участвуют в жизнедеятельности своего сообщества, выполняют моральные обязательства по отношению друг другу, связаны экономическими, политическими, культурными и иными отношениями.
В связи с этим наблюдается неточность в отношении разграничения понятий «гражданство в государстве» и «представительство в обществе» или «членство в общине», которые ценны сами по себе, их можно трактовать в качестве и предоставленного статуса, и практически занимаемого положения в обществе. Представительство в обществе может рассматриваться как условие для
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 3
приобретения гражданства. Феномен «членства в общине» - исторически более ранняя форма, чем «гражданство в государстве», а сам феномен гражданства тесно взаимосвязан с возникновением определенного типа государства и наделен более существенными, конкретными смыслами, обусловливающими неразрывную связь индивида как единичного с обществом и государством как целым. Таким государством может быть назван античный полис, объединяющий прежде всего свободных людей и дающий им статус и права гражданства [5, с. 167]. Древнеримский политик и философ Цицерон видел в законе и правовом равенстве индивидов основные принципы гражданства и гражданского общества: «...Закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...» [6, с. 49]. Государство (фактически аналогичное понятию общества) философ считал единством индивидов, поддерживаемым общностью интересов и права и возникшим из извечной потребности людей к совместному существованию. Таким образом, идеи гражданства, гражданского статуса и равенства индивидов перед законом являются выдающимися достижениями античной цивилизации.
Некоторые исследователи выделяют негативный аспект гражданства, понимаемого как иерархическая специфическая особенность социального статуса, связанный с тем, что отношения гражданства выступают отношениями социального неравенства [7, с. 236]. В данном случае принцип гражданства и социальное неравенство - взаимообусловливающие, сосуществующие процессы. Появление государства и классового расслоения общества закономерно привело к осознанию его членами своих прав, свобод и обязанностей, составляющих суть принципа гражданства.
Гражданство в значении социального статуса, содержит в себе определенные философско-правовые смыслы. Сегодня степень участия человека в управлении делами организованного в государство сообщества является существенным атрибутом и смыслом социального статуса гражданина этого государства [8, с. 101]. Социально-нравственный аспект заключается в уровне осознания личностью ответственности за принятие решений, влияющих на дальнейшее развитие государства. Наличие статуса гражданина предполагает, что индивид добровольно принимает на себя определенные обязательства перед государством и является активным субъектом цивилизационных процессов, происходящих в рамках данного социума, а государство стоит на страже его прав и свобод. Следовательно, свобода как одна из сущностных характеристик человека всегда предопределена социальными и культурно-историческими условиями и выступает как свобода конкретного гражданина государства со всеми историческими возможностями и ограниченностями.
Гражданин - личность, наделенная статусом гражданства, относится к постоянному населению конкретной страны, обладает всей совокупностью признанных в государстве прав, свобод и обязанностей, находится под его защитой. В социокультурном и философском аспектах гражданин - это лицо социально активное, находящееся в нравственно-духовных отношениях с обществом и государством, имеющее устойчивые жизненные цели и ценностные
5 4 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
ориентиры. По сути самой идеи гражданства гражданином может считаться только тот человек, который способен в критические для своего сообщества или государства моменты стать активным субъектом исторически и социально значимых процессов, или, следуя терминологии Л.Н. Гумилева, пассионарной личностью. Только свободный человек может стать носителем пассионарности. Иными словами, государство допускает и порождает гражданина с его свободой и правами в большей степени не для него, а для самого себя, с целью усиления возможностей субъекта социального, общественно-полезного действия. Именно пассионарии расширяют территории государства, защищают его от врагов или трудятся на благо общества и власти [9, с. 45-49]. При этом пассионарии руководствуются моральными принципами долга и патриотизма, добровольно соглашаясь поступиться частью своих прав и свобод во имя общего правого дела.
Будучи субъектами цивилизационных, политических и экономических процессов, граждане принимают активное участие в выборах представителей в органы власти. Молчаливое согласие и отсутствие выраженного протеста по поводу действий того или иного органа или представителя государственной власти также может пониматься как пассивная форма участия народа в делах страны. При этом в разных странах в голосовании могут принимать участие либо только часть граждан (например, лица мужского пола, кроме военнослужащих, в местных выборах Саудовской Аравии), либо не только граждане данного государства, но и иные категории лиц, проживающих постоянно в пределах этой страны (иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут избирать или быть избранными в органы местного самоуправления). Подобные разнообразные трактовки возможности допуска граждан к участию в деятельности и управлении государством, разные уровни такого допуска для различных категорий населения, а также людей с двойным гражданством на практике приводят к конфликтам принятых в разных государствах норм о гражданстве. По сути, у граждан одного и того же государства обязанности перед государством и обществом могут быть одинаковыми, а права и свободы - находиться под охраной не только данного государства, но и другой государственной системы. Таким образом, статус гражданства является достаточно противоречивым, поскольку утверждает не только равенство, но и неравенство людей.
Помимо негативного аспекта гражданства - статусной характеристики, предполагающей социальное неравенство, существует и позитивный аспект понятий «гражданство» и «гражданин». Человек, наделенный статусом гражданина, мог стать почетным членом общины или общества, организованного в государство, что предполагало повышение статусной роли в социуме и свидетельствовало о признании индивида в качестве значимого субъекта социокультурных процессов. Исторически сложилось так, что по смыслу термин «гражданин» перекликается с понятием «горожанин», то есть житель определенного города, обладающий правом участия в его жизни, а также иными правами и свободами, принятыми в этом городе, и выполняющий конкретные обязанности. Для выражения статусных привилегий гражданина использует-
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 5
ся дефиниция «именитый гражданин», или, более современное, «почетный гражданин города (страны)».
Таким образом, гражданство может пониматься как социально одобряемая и культивируемая в обществе ценность; наделение лица почетным гражданством символизирует особую связь личности с тем или иным обществом, страной или административно-государственным образованием и причисление человека к категории «непростых» граждан, имеющих привилегии, особые права и свободы [10, с. 782]. Такие привилегии - общественная награда, почетное звание, присваиваемое пассионарным гражданам в целях поощрения полезной для города или страны личной деятельности, способствующей их дальнейшему улучшению и росту благосостояния, а также закрепления признания выдающихся заслуг перед городом или государством. Особенно активно наделение подобными привилегиями для мобилизации пассионарности использовалось государством в советское время, что послужило одной из причин многих достижений того периода.
Сегодня присвоение подобного звания само по себе не гарантирует наделение какими-либо преимуществами по сравнению с другими гражданами. Однако ценностно-символический и духовно-моральный смысл возможности получения подобного статуса трудно переоценить: подобная вероятность и, собственно, присвоение звания может способствовать стремлению личности осуществлять свою деятельность, руководствуясь не только эгоистичной выгодой, но и общественным благом, соображениями коллективной безопасности и всеобщего благополучия. Таким образом, понятие «почетный гражданин города (страны)» содержит в себе не только разъединяющие смыслы (такие, как деление общества на привилегированных и непривилегированных), но и некую объединяющую константу, способствующую распространению ценностей патриотизма и духовного объединения людей.
Целесообразно выделить три основных аспекта в понимании феномена гражданства. Прежде всего гражданство - устойчивая правовая связь человека и государства, заключающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей. Кроме того, гражданство может пониматься как статусная категория, обозначающая наличие защиты со стороны государства, социальных прав и свобод личности и закрепляющая сложившееся в соответствии с различным содержанием пассионарного начала социальное неравенство в обществе. Наконец, данный феномен представляет собой комплекс морально-этических и социально-философских норм и принципов, таких, как патриотизм, законопослушность, способность быть субъектом цивилизационных и иных социально значимых процессов.
Историческим прообразом феномена гражданства выступает членство в общине. Гражданство связано с генезисом государства, а также с расслоением в обществе - появлением классового неравенства. Развитию гражданства способствовали следующие аспекты социума: наличие свободы выбора, осознание личностью своих прав, свобод и обязательств по отношению к государству и обществу, формирование института частной собственности, а также ощущение себя как полноправного члена сообщества, от которого в определенной степени
5 6 2014 • ВЕСТНИК ПАГС
зависит его дальнейшая судьба. Современное гражданство выступает достаточно противоречивым феноменом, в контексте которого утверждаются и защищаются права и свободы глобализирующегося общества.
Библиографический список
1. Апресян Р.Г., Гусейнов A.A. Демократия и гражданство // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 45-46.
2. Вепрева И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М., 2005.
3. Грешнова А.В. Статус гражданства в современном обществе: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2003.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2005.
5. Капустин Б.Г. Гражданство и гражданское общество. М., 2011.
6. Малахов В.С. Гражданство как объект социальной и политической теории: критическое введение // Капустин Б.К. Гражданство и гражданское общество. М., 2010.
7. Маршалл Т.Х. Гражданство и социальный класс // Избранные очерки по социологии / под ред. Л. Гирко. М., 2006.
8. Полухин О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М., 2003.
9. Салмениеми С. Теория гражданского общества и постсоциализм // Общественные движения в России: точки роста, камни преткновения: сб. ст. / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М., 2009.
10. Цицерон М.Т. О государстве. О законах. О старости. О дружбе. Об обязанностях: Речи. Письма / сост. Е. Ляпустина. М., 1999.
2014 • ВЕСТНИК ПАГС 5 7