УДК 159.922.4
ББК Ю954.25 ГСНТИ 15.41.21, 15.41.61 Код ВАК 19.00.05
Степанова Анастасия Александровна,
аспирант, кафедра акмеологии и психологии управления, Институт кадрового развития и менеджмента, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: stepanova.step@mail.ru
ФЕНОМЕН ЭТНИЧЕСКОЙ ОТЧУЖДЕННОСТИ:
СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аккультурация; этническая отчужденность; маргинальность; интеграция; идентичность; социокультурная среда.
АННОТАЦИЯ. Описан феномен этнической отчужденности и маргинальности личности. Выделены основные характеристики этнической отчужденности. Указана необходимость психологической профилактики этнической отчужденности личности.
Stepanova Anastasia Aleksandrovna,
Post-graduate Student of Department of Acmeology and Psychology of Management, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).
PHENOMENON OF ETHNIC ESTRANGEMENT:
ESSENCE, GENERAL CHARACTERISTICS AND PSYCHOLOGICAL PREVENTION
KEY WORDS: acculturation; ethnic estrangement; marginality; integration; identity; socio-cultural environment.
ABSTRACT. The author describes the phenomenon of ethnic exclusion and marginality of personality. The author identifies the general characteristics of ethnic estrangement and specifies the need for psychological prevention of personal ethnic estrangement.
Наиболее ощутимыми тенденциями современного культурно-ци-вилизационного развития являются много-культурность и взаимовлияние культур. В этой связи актуализируется интерес к рассмотрению проблем современного общества. В последнее время активно используется межкультурный подход: уважение, понимание и правильная оценка многообразия, отказ от дискриминации и изоляции, упрочение солидарности и взаимной поддержки между членами многоэтнических обществ.
В мире растет число полиэтнических государств. В рамках их внутренней политики одно из центральных мест занимает проблема соотношения и выбора приоритетов между политикой поощрения ассимиляции и интеграционных культурных процессов или ориентацией на создание условий для развития «многокультурья», т. е. реализация принципов мультикультура-лизма как одного из видов политики идентичности.
Повышенное внимание к формированию полиэтнического государства в том числе оказывает российская власть и научное сообщество. Важно отметить, что реализация концепции государственной миграционной политики является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития РФ. Основным направлением деятельности Правительства РФ в области миграции является обеспече-
ние условий для интеграции мигрантов в социальную среду.
Вместе с тем, на практике имеет место явление изоляции мигрантов: появление жилых микрорайонов, заселенных одним этносом (китайский и др. квартал); наличие образовательных учреждений, в которых обучаются преимущественно представители одного этноса и т. д. Таким образом, происходит не социализация в новое социокультурное пространство, а формирование этнических «резерваций», которые свидетельствуют о трудностях межличностного взаимодействия и столкновениях ценностных ориентаций субъектов взаимодействия.
В научной литературе процесс и результат взаимовлияния культур определяются как аккультурация. Этот процесс представляет собой усвоение новой культуры, что приводит к изменениям, которые происходят в результате продолжительного непосредственного контакта представителей разных культур [5].
Дж. Берри выделяет два типа аккультурации: социальную (или культурную) и психологическую. Социальная аккультурация — это изменения, которые возникают в культуре и обществе в результате контакта между культурными группами. Термин «психологической аккультурации» носит индивидуальный характер и представляет собой изменения в психике конкретного человека как итог контакта с представите-
© Степанова А. А., 2014
лями другой культуры. Аккультурация затрагивает те психологические явления, которые происходят с людьми, когда они вступают в длительный непосредственный контакт с представителями других культур, изменяя свои ценности, традиции, нормы поведения. Часто эти реакции означают возникновение депрессии, связанной с чувством культурной утраты, и повышение уровня беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности поведения в новом обществе.
Процесс влияния культур сопровождается выбором уровня и масштаба взаимодействия с другой культурой (например, сохранять или не сохранять свою культурную идентичность). Дж. Берри описал четыре способа взаимодействия культур.
1. Интеграция определяется как такой тип аккультурации, когда каждая группа поддерживает и сохраняет собственную культуру и одновременно стремится поддерживать контакты с представителями другой культуры.
2. Ассимиляция происходит тогда, когда группа не поддерживает свои культурные традиции, но поддерживает контакты с другой культурой.
3. Разделение (сегрегация) культур происходит тогда, когда группа поддерживает собственную культуру, но не стремится поддерживать контакты с другой культурой.
4. Маргинализация имеет место тогда, когда представители культурной группы не стремятся сохранять ни культуру собственной группы, ни поддерживать контакты с другой культурной группой.
Так, интеграция, сопровождаемая процессом взаимной ассимиляции, - это наиболее удачный вариант для культурных групп с точки зрения психического здоровья ее членов. Наименее рациональным вариантом взаимодействия является маргинализация.
В том случае, когда имеет место недостаточная интеграция в новое социокультурное пространство, преобладание маргинализации или другие трудности акультура-ции, личность может отстраниться от окружающего мира. Подобные явления характерны для такого психологического феномена, как отчужденность.
Под отчужденностью в психологии понимают проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы осознаются как противоположные ему самому. Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери «Я» и пр. Отчужденность возникает как следствие распада и
несоблюдения норм в обществе, ослабление внутригрупповых связей.
Отчужденность усиливает в личности многие виды отклоняющегося поведения и враждебные установки. Это характеристика внутреннего состояния, когда начинают появляться различные нарушения в форме депрессии, психопатологической дезорганизации личности, деперсонализации вплоть до самоубийств. Однако, несмотря на это, отчужденность не всегда ведет к асоциальному поведению [1].
Отчужденность также можно представить как многомерное свойство из пяти компонентов: чувство бессилия и чувство бессмысленности (нет ясности, во что верить, пониженный уровень ожиданий), отсутствие норм, изоляция от ценностей и общества, чуждость всему. Отмечено, что отчужденность связана с неудовлетворенностью трудом, возникает у людей с низким социальным статусом, низкой зарплатой и образованием [1]. Эта характеристика имеет особое значение при изучении интеграции и адаптации трудовых мигрантов в новое социокультурное пространство.
Отчужденность может быть частью или следствием неразрешенности одиночества в культурном измерении. В этом случае отчужденность определяет сложное отношение мигрантов к их новой среде, однако не объясняет несчастья, от которого многие страдают, становясь одинокими и стремясь вновь обрести основные идеи, нормы, убеждения, позиции и ценности, составляющие унаследованную часть жизненного мира личности. Культурное одиночество проявляется как на глобальном уровне, так и в малых группах, когда люди ощущают, что их связь с собственным культурным наследием разорвана или что общепринятая культура неприемлема для их внутреннего мира. Такой тип одиночества объединяет беды, неприятности людей, причиняя страдания культурной отчужденностью и кризисом попыток идентификации. В аспекте изучения взаимодействия этнических общностей и влияния разных культур на индивидуальном уровне отчужденность может стать причиной потери этнической идентичности или конфликта идентичностей [2].
В социальной психологии термин «отчужденность» используется при характеристике межличностных отношений, при которых индивид противопоставляется другим индивидам, группе, обществу в целом, испытывая ту или иную степень своей изолированности. Подобные конфликтные отношения в группе связаны с нарушением опосредованности ценностного содержания совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе вос-
принимает остальных как чужих и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания.
Понятие отчужденности впервые было использовано З. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной ее естественной природе культуре, что выражается в невротической потере чувства реальности происходящего или в утрате своей индивидуальности. Здесь сказалось понимание З. Фрейдом решающей роли бессознательного в поведении личности, что ведет, с его точки зрения, к антагонизму между нею и социальной средой [7].
Дальнейшее исследование феномена отчужденности прослеживается в работах Э. Фромма. Он стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Э. Фромм выделил 5 форм отчужденности индивида: отчужденность от ближнего, от работы, от потребностей, от государства, от себя.
Методом исследования Э. Фромма стал исторический анализ условий существования человека и их изменений, и был сделан вывод о том, что неотъемлемыми чертами человеческого существования в наше время являются одиночество, изоляция и отчужденность. Значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, была достигнута ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма, люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми [7].
Анализ научной и исследовательской литературы позволил выделить ряд внутренних состояний, характерных для отчужденного индивида:
- потеря человеком самотождественности, которая заключается в следующем: а) конфликт между актуально существующим и потенциальным бытием; б) чувство утраты индивидом своего «подлинного Я»;
- чувство бессилия, бессмысленности существования, невозможности достичь жизненно важных целей, пониженный уровень ожиданий и отсутствие веры и надежды на лучшее;
- восприятие окружающей реальности как мира, в котором утрачены социальные нормы, разрушена культура и привычная система ценностей; человек оказывается
вырванным из привычных структур и уже не может «прожить в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим»;
- ощущение одиночества, исключение личности из системы этнокультурных связей; при этом может нарушиться одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческой сущности - потребность в связи с окружающим миром: «Индивид может быть физически одинок, но при этом связан с какими-то идеями, моральными ценностями или хотя бы социальными стандартами - и это дает ему чувство общности и принадлежности»;
- противопоставление человека другим индивидам, группе, обществу в целом; чувство изолированности и чуждости; подобные отношения в группе связаны с нарушением вовлеченности в ценностное содержание совместной деятельности, с утратой чувства солидарности, когда индивид в группе воспринимает остальных как чужих и враждебных себе, отвергая при этом нормы группы, законы и предписания;
- неудовлетворенность трудом возникает у людей с низким социальным статусом, низкой зарплатой и образованием [4].
Перечисленные характеристики отчужденности имеют прямое отношение к явлению потери самоидентификации человека, то есть к проявлению острых противоречий между картиной мира, включая Я-концепцию и тем реальным миром, с которым человеку пришлось столкнуться. Очевидно, что указанные особенности явления отчужденности справедливы и для явления этнической отчужденности.
Сущность отчуждения от этнокультурных особенностей можно представить как невозможность человека реализовать себя в определенной этнической группе, основанной на чувствах изолированности и чуждости новой социокультурной среде. Трудности самореализации приводят к невозможности свободного проявления человеком своей сущности в соответствии со своей картиной мира, невозможности жить в соответствии с ценностями, выработанными неродной этнической группой, которые включают в себя определенное понимание деятельности, связи с миром и другими людьми, систему норм, правил, идеалов и т. д. [4].
Таким образом, под этнической отчужденностью мы понимаем состояние противопоставления мигрантов новой социокультурной среде, которое характеризуется ощущением изолированности, неприятия и враждебности по отношению к другим индивидам, группам и в целом всему этническому обществу, в которое прибыл мигрант. Нами проведено эмпирическое исследова-
ние, которое ставило перед собой задачи выявить наличие этнической отчужденности от русской культуры у мигрантов, а также определить характерные особенности, сопутствующих этому явлению.
Респондентам предлагалось заполнить анкеты, которые представляют собой методы кросс-культурной психологии. Они предназначены не только для исследования субкультурных и кросс-культурных различий, но и для изучения особенностей адаптации личности в новой социокультурной среде, освоения правил и норм поведения в обществе, системы взаимоотношений и ценности [5].
В состав вопросника вошли методики, состоящие из закрытых вопросов. При составлении инструментария нами использовались следующие авторские модели [5]:
1) методика «Адаптация личности к новой социокультурной среде»;
2) тест культурно-ценностных ориен-таций;
3) методика «Показатели индивидуализма - коллективизма»;
4) методика «Социальные эталонные переменные»;
5) методика «Виды и компоненты толерантности - интолерантности»;
6) методика «Личностная готовность к переменам» - «Personal change-readiness survey».
К процессу эмпирических исследований были привлечены лица среднего и пожилого возраста (от 25 лет и старше), имеющие разный социальный статус и материальное обеспечение, а также относящиеся к этническим группам, отличным от русских (всего 149 человек).
Методика «Адаптация личности к новой социокультурной среде» разработана Л. В. Янковским и успешно применяется при изучении процесса адаптации эмигрантов к новой социальной и культурной среде. Методика позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов. Данная методика представляет наибольший интерес для нашего исследования, т. к. включает шкалу отчужденности. Для выявления корреляционных связей использовался критерий r-Пирсона.
Результаты эмпирического исследования показали отрицательную корреляционную связь между шкалами отчужденности и адаптивности (r=-0,33, р=0,05). Т. е. с увеличением отчужденности мигрантов уменьшается их адаптивность к окружающей среде и, соответственно, неродной культуре. Плохая адаптивность свидетельствует о личной неудовлетворенности, негативном отношении к окружающим и непринятии их, чувствах социальной и физи-
ческой незащищенности и изолированности от общества. Низкая адаптивность также становится причиной снижения активности и желания реализовываться в новом обществе, отсутствует ощущение уверенности в отношениях с другими.
Положительная корреляционная связь зафиксирована между шкалами отчужденности и депрессивности (г=0,69, р=0,05), т. е. с увеличением отчужденности мигрантов нарастают чувства бесперспективности, вины за прошлые события, сомнения, тревоги (в т. ч. относительно социальной идентичности), подавленности, опустошенности, изолированности. Депрессивность также свидетельствует о дисгармонии личности, потере смысла жизни и ценностей. Это состояние сопровождается невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией, понижением самооценки и беспомощности перед жизненными трудностями.
Положительная корреляционная связь также зафиксирована между шкалами отчужденности и ностальгии (г=0,72, р=0,05). Это объясняет то, что отчужденность от новой культуры связана с чувством разъединенности с родной культурой, с традиционными ценностями и нормами, потерей связи с родным этносом и сопричастности с ним. Это вызывает внутреннее расстройство и смятение, тоску, опустошенность, меланхолию и мечтательность.
Методика «Показатели индивидуализма и коллективизма» разработана Л. Г. По-чебут на основе описания культурных синдромов Гарри Триандиса. Результаты исследования выявили положительную корреляционную связь между шкалами отчужденности и индивидуализма (г=0,31, р=0,05). Г. Триандис называет следующие атрибуты индивидуализма: эмоциональная отдаленность от ингрупп, преимущество личных целей над групповыми, даже если стремление к этим целям противоречат ин-группе, меньшая вовлеченность и привязанность к ингруппе, самостоятельность и отдаленность от ингруппы. Под ингруппой понимается такая группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство принадлежности идентичности. В случае изучения этической отчужденности и интеграции индивида к новой социокультурной среде под ингруппой подразумевается новая культура или новый этнос, по отношению к которому личность испытывает отчужденность. Таким образом, с нарастанием чувства отчужденности у индивида усиливается стремление быть самостоятельным и независимым от новой социокультурной среды [7].
Методика «Социальные эталонные переменные» разработана Л. Г. Почебут на базе теории социального действия Толкатта Парсонса. Методика предназначена для оценки взаимоотношений между людьми и включает 5 дихотомий. Наше исследование выявило значимую корреляционную связь между шкалой отчужденности и шкалой партикуляризма (г=0,40, р=0,05), которая работает в дихотомии со шкалой универсализма. Данная эталонная переменная определяет отношение социального деятеля к требованиям общества. Актор рассматривает ситуацию взаимодействия с точки зрения общих (универсальных) норм и правил, действующих для нее, либо с позиции индивидуальных или групповых норм.
Т. Парсонс описывает партикуляризм как вид ориентации, при котором социальный деятель применяет уникальные, а не общие критерии оценки, и ставит приоритет отдельных, частных интересов над общими. Данная характеристика схожа с проявлениями индивидуализма как явления независимости личности от общества [3].
Опираясь на результаты эмпирического исследования, мы выделили следующие основные характеристики этнической отчужденности:
1) социальная дезадаптация,
2) депрессивность, дисгармония личности,
3) ностальгия, тоска по родной культуре,
4) индивидуализм.
Напомним, что данные особенности являются дополнением и уточнением тех характеристик, которые присущи явлению отчужденности в глобальном понимании. Приступая к дальнейшему рассмотрению феномена этнической отчужденности личности, следует выделить ряд основных тезисов.
1. Между феноменом отчужденности личности и недостаточной интеграцией индивида в новое социокультурное пространство существует неразрывная связь. В том случае, когда имеет место недостаточная интеграция в новое социокультурное пространство, преобладание маргинализации или другие трудности аккультурации, личность может отстраниться от окружающего мира. Описанные нами характерные особенности отчужденной личности вновь свидетельствуют о трудностях адаптации и склонности к маргинализации как к процессу отстранения от родной культуры и непринятие новой культуры. Таким образом, можно сделать вывод о существовании дихотомии «отчужденность - интегриро-ванность». Под интегрированностью следует понимать состояние приобщенности личности к новой культуре, т. е. резко про-
тивоположное понятию «отчужденность» явление.
2. Отчужденность является причиной и предвестником зарождающегося конфликта идентичности личности как проявления острых противоречий между картиной мира личности и реальным миром, с которым столкнулся человек. Конфликт идентичности в свою очередь опасен потерей самоидентификацией личности.
3. Отличительной характеристикой процесса интеграции в новую социокультурную среду является формирование новой идентичности личности. Т. е. только при завершении процесса идентификации личности можно говорить об успешной адаптации личности и ее интегрированно-сти в новую культуру.
Таким образом, становится очевидна взаимосвязь между феноменом этнической отчужденности и формированием идентичности личности и между конфликтом идентичности и проблемой интегрированности личности в новую культуру. Остается открытым вопрос о механизме и процессе перехода состояния отчужденности личности в состоянии интегрированности. Также интерес для исследователей, занимающихся психологической профилактикой этнической отчужденности, представляет то, в какой момент возникает рассматриваемое состояние, а также факторы, нарушающие этническую идентичность. Опираясь на тесную взаимосвязь четырех указанных явлений, мы считаем, что на основе изучения видов и форм идентичности возможно описать этапы интеграции личности в новой социокультурной среде.
Особое внимание также следует уделить влиянию отчужденности личности на социальные отношения и взаимодействие индивида с другими людьми. В условиях нарастания притока мигрантов в страну особую остроту принимает проблема конфликтности и напряженности межэтнического взаимодействия. Конфликт этнической идентичности, негативная настроенность и неудовлетворенность своим социальным статусом у мигрантов, с одной стороны, и страх перед активным притоком людей иной культуры (традиций, религии и пр.), трудности в межкультурном взаимодействии у принимающего населения, с другой, - приводят к возникновению этнической напряженности и нестабильности российского общества. В разных городах и поселениях страны возникает этническая напряженность, нередко встречаются проявления национализма и ксенофобии, которые влекут за собой различного рода столкновения между местным населением и
этническими общинами, проживающими на территории принимающего государства.
Таким образом, становится очевидным, что этническая отчужденность оказывает негативное влияние не только на психику мигрантов-маргиналов, но и на настроения и психику коренного населения, а также на взаимодействие разных культур. Именно поэтому необходимо исследование возможностей профилактики этнической отчужденности и маргинальности и разрешения конфликта этнической идентичности.
Научное сообщество уделяет большое внимание явлениям социальной мобильности и аккультурации, а научная литература насыщена освещением проблем интеграции и маргинализации на социальном уровне. Вместе с тем новые современные реалии предъявляют особые требования к изучению особенностей этнической отчужденно-
сти, факторов их формирования и развития и технологий их профилактики.
Очевидно, что трудности адаптации и интеграции мигранта в новое социокультурное пространство связаны с невозможностью отчужденного мигранта самостоятельно справиться с пограничным состоянием, чувством одиночества, бессилия, изолированности и т. д. Неспособность индивида самостоятельно справиться с проблемой приводит к застою состояния отчужденности, а в дальнейшем и его усугублению. Таким образом, основной задачей психологической профилактики этнической отчужденности является помощь в преодолении описанного пограничного состояния и продуктивной переход от маргинализации к интеграции в новое социокультурное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крылов А. А. Психология : учеб. для вузов. М. : Проспект, 2005.
2. Лабиринты одиночества / пер. с англ., сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. М. : Прогресс, 1989.
3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М. : Академический Проект, 2000.
4. Попова С. В. Философско-культурологические аспекты анализа этнической идентичности : дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2005.
5. Почебут Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2012.
6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология : учеб. для вузов. М. : Аспект Пресс, 2004.
7. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М. : Форум, 2011.
8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. : Питер, 2008.
Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. Э. Э. Сыманюк.