ют себя соучастниками и виновниками происшедшего. В глубине души некоторые дети сознают, что это не их вина, но большинство все-таки считают, что насильственное обращение с ними обусловлено их поведением, характером или положением в семье.
Последствия сексуального насилия также затрагивают когнитивную сферу. Это может выражаться в нарушении концентрации внимания, поскольку все мысли ребенка заняты травматическим опытом. Ребенок пристально следит за всем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность, причем опасность не только внешняя, но и внутренняя, которая состоит в том, что нежелательные травматические впечатления прорвутся в сознание.
Дети, пережившие сексуальное насилие, перестают доверять людям, из-за этого круг общения сужается, они становятся замкнутыми и недоверчивыми. Одним из важных психологических пос-
ледствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.
Последствия сексуального насилия оказывают влияние в целом на психику ребенка, и эти последствия проявляются во взрослой жизни в форме психосоматических заболеваний, различных злоупотреблений (наркотиками, алкоголем, лекарственными препаратами), различных нарушений, связанных с неприятием своего тела. Отмечаются нарушения в сексуальных отношениях с партнером. Часто ребенок не может представить себе, что у него будет долгая жизнь, семья, карьера, дети.
В дисгармоничных и неполных семьях дети психологически менее защищены от травматических ситуаций, чем в нормальных семьях. В дисгармоничных семьях родители чаще пытаются преуменьшить или скрыть травматический опыт своего ребенка.
Феномен эмоционального выгорания: механизм формирования, симптомы и способы преодоления с точки зрения различных психологических подходов
Л. И. Ларенцова, Н. В. Терехина
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изучению синдрома эмоционального выгорания. Анализируются механизмы формирования, симптомы и способы преодоления СЭВ с точки зрения различных психологических подходов. Также обобщаются сведения о профилактике данного явления в рамках различных психологических направлений.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания (СЭВ), эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личностных достижений, эволюция взглядов на природу СЭВ, профилактика СЭВ.
The summary. In article the basic approaches to studying of a syndrome of emotional burning out are considered. Formation mechanisms, symptoms and ways
of overcoming emotional burning out from the point of view of various psychological approaches are analyzed. Also data on preventive maintenance of the given phenomenon within the limits of various psychological directions are generalised. Keywords: a syndrome of emotional burning out, an emotional exhaustion, деперсонализация, a reduction of personal achievements, evolution of sights at nature of emotional burning out, preventive maintenance of emotional burning out.
Возрастание роли прикладных исследований в социально-психологическом направлении, необходимость совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов, профессиональной ориентации придают особую актуальность работам по изучению успешного соответствия человека требованиям профессиональной деятельности и его профессиональной стрессоустойчивости.
Последние годы в отечественной и зарубежной психологии ведутся многочисленные исследования, связанные с синдромом эмоционального выгорания (СЭВ). Представители многих профессий, чья деятельность связана с общением, подвержены симптомам эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, практических психологов, воспитателей, работников торговли и сферы обслуживания.
В данном обзоре нами предпринята попытка анализа существующих точек зрения на природу синдрома эмоционального выгорания. При этом мы не ставили перед собой задачу охватить все концепции, предложенные зарубежными и российскими учеными — они
в достаточной степени освещены в психологической литературе. Основной целью было наметить основные тенденции развития взглядов на СЭВ и обобщить имеющиеся в литературе сведения о профилактике данного явления в рамках различных психологических подходов.
Первые работы по выгоранию появились в 70-е годы прошлого столетия в США. Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фреден-бергер, американский психиатр, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. В 1974 г. он описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотивации и ответственности), и назвал его запоминающимся словом—выгорание [8; 3].
На сегодняшний день существует множество определений выгорания. Согласно Фреденбергеру, эмоциональное выгорание «является истощением энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей».
К. Маслач определяет это понятие следующим образом—«синдром физического и эмоционального истощения, включающий развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам» [1; с.30] .
Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной
сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг.
Наконец, редукция профессиональных достижений—возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Маслач подчеркивает, что выгора-ние—это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее проблема, которая «возникает на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [1; с.30-31].
Выгорание можно приравнять к стрессу в его крайнем проявлении и к третьей стадии общего синдрома адаптации—истощению (как «состояние полного истощения» синдром выгорания был описан в 10 пересмотре МКБ под рубрикой Z.73.0).
СЭВ представляет собой схему для описания негативных мотивационно-эмоциональных эффектов, проявляющихся в профессиональной деятельности.
На сегодняшний день различают три дополняющих друг друга подхода к созданию объяснительных моделей возникновения эмоционального выгорания [5; 4]
1) индивидуально-психологический: в нем подчеркивается характерное для некоторых людей несоответствие между их слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;
2) социально-психологический: в нем причиной феномена выгорания считается специфика самой работы в социальной сфере, отличающейся большим
количеством нагружающих психику неглубоких контактов с разными людьми;
3) организационно-психологический: причина эмоционального выгорания связывается с типичными проблемами личности в организационной структуре: недостатком автономии и поддержки, ролевыми конфликтами, неадекватной или недостаточной обратной связью от руководства в отношении отдельного работника и т. д.
Эволюция взглядов на природу эмоционального выгорания происходила в направлении от рассмотрения данного феномена как следствия профессиональной ситуации, внешней по отношению к субъекту деятельности, к признанию ведущей роли в формировании СЭВ индивидуально-личностных характеристик специалиста.
По мнению К. Маслач, одной из первых исследователей этого явления, выгорание отдельного человека больше говорит о состоянии его работы, чем о нем самом [1;80]. Такой феноменологический (описательный) подход, ориентированный на перечень формальных признаков, позволяет распознавать и дифференцировать названный феномен, не раскрывая, однако, его причин и механизмов формирования.
Так, например, работа Х. Фреденбер-гера не содержит непосредственно психологического объяснения выгорания. Он приводит случаи психического здоровья и нездоровья. Согласно Х. Фреден-бергер (1980), выгорание — это состояние утомления или фрустрации, которое было вызвано беззаветной преданностью делу, стилем жизни или способом взаимоотношений, которые не привели к ожидаемому и предполагаемому вознаграждению [1;5 ] .
По мнению автора, выгорание развивается, когда индивиды свято верят в идеализированный образ своего «Я» как динамичной, не истощаемой и суперкомпетентной личности. В результате они теряют контакт с другой, «реальной» частью своей личности. Если индивид слишком долго преследует чрезмерно идеализированный Я-образ, это ведет к истощению всех его энергетических ресурсов и возникновению выгорания.
Часто авторы пытаются анализировать выгорание с точки зрения традиционных психологических теорий, таких как: психодинамическая теория, когни-тивно-бихевиоральная, или менее распространенных, к которым можно отнести теорию сохранения ресурсов или теорию деятельности [1,5,8]. Большинство из этих моделей выгорания ранее не были подтверждены эмпирическими данными, но в последнее время все чаще в психологической литературе появляются результаты исследований, основывающихся на положениях упомянутых теорий.
В аспекте ресурсной концепции ЮйЯ-теория С. Хобфолла) личностные, поведенческие и социальные переменные, отрицательно связанные с показателями выгорания, обозначаются как ресурсы, которые при определенных условиях обусловливают стойкость к развитию СЭВ. Хобфолл называет ресурсами то, что является ценным для человека и помогает ему сохранить психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Ресурсы включают в себя объекты (цели), состояния, личностные и энергетические характеристики, которые либо сами по себе необходимы для выживания, либо служат средствами для достижения личностно значимых целей.
Центральный принцип теории «сохранения ресурсов» заключается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить свои ценности, стараясь использовать свои ресурсы наилучшим образом. Вторым принципом является необходимость инвестирования (вкладывания) ресурсов для защиты от их потери, а также восстановления потерянных и приобретения новых ресурсов [1; 265].
С.Майер (1983) в рамках когнитив-но-бихевиорального подхода рассматривает выгорание как результат целого набора неверных ожиданий, которые не соответствуют настоящей рабочей ситуации. Выделяют три вида ожиданий: ожидание подкрепления, ожидание результата, ожидание эффективности. Этот подход, основанный на теории научения, иллюстрирует на теоретическом уровне, что различные виды ожиданий могут играть различную роль в возникновении выгорания [1,15].
С точки зрения психологов, принадлежащих к психоаналитическому направлению, в основе профессионального стресса и эмоционального выгорания лежат проблемы неразрешенного контрпереноса [4,6, 12,13].
Классическое определение контрпереноса как «совокупности бессознательных реакций аналитика на личность анализируемого и особенно на его трансфер» отражает точку зрения Фрейда на контрперенос, как фактор, негативно влияющий на качество аналитического процесса. Сознание аналитика рассматривается Фрейдом как «инструмент», эффективному функционированию которого препятствует контрперенос [13; с. 189-201].
Разрабатывая методику и технику психоанализа, З. Фрейд обращал вни-
мание не только на чувства пациентов, но и на то, каким образом психотерапевтическое взаимодействие переживал сам психоаналитик [13; там же].
Английский психоаналитик И. Брен-ман Пик подчеркивает, что психолог вынужден прилагать огромные усилия не только для того, чтобы контейниро-вать проекции пациента, но и чтобы справляться со своими собственными чувствами, которые подвергаются интенсивному воздействию. Аналитику необходимо прорабатывать свои переживания, когда он работает с клиентом [6]. Аналитик может обратиться за внешней поддержкой—в клинику или к коллеге—которые помогут справиться с подобным случаем.
Несправедливо отрицать тот факт, что аналитик затронут подобными переживаниями. Это может быть воспринято пациентом так, что его состояние, боль и поведение эмоционально игнорируются аналитиком. Специалист должен позволить себе иметь переживания, прорабатывать их и трансформировать в полезную интерпретацию [6,12].
Для рассмотрения проблемы профессиональной деформации можно обратиться к синтетическому подходу О. Кернберга, в котором оптимально сочетаются классическое и современное понимание феномена контрпереноса. Кернберг предлагает рассматривать взаимоотношения между контрпереносом и личностью психоаналитика в трех измерениях [3; 330].
Первое—«пространственное измерение» —имеет отношение к определению понятия контрпереноса. В данном случае он включает в себя все сознательные и бессознательные реакции аналитика на пациента.
Второе — «временное измерение». С точки зрения времени можно выделить три типа реакций контрпереноса: а) острые; б) длительные искажения контрпереноса—незаметно развивающиеся и искажающие установки аналитика по отношению к пациенту; в) более растянутый во времени «постоянный контрперенос», который представляет собой проявление патологии характера аналитика.
Третье измерение представляет тяжесть нарушений у пациента. «При обычных обстоятельствах патология характера аналитика или какие-то его личные ограничения не должны влиять на терапию. Но когда аналитик сталкивается с тяжелой патологией пациента... неизбежен контрперенос в широком смысле слова, а он может активизировать патологические черты характера аналитика» [3; с. 335].
Российские исследователи, в частности А. И. Куликов, считают, что в традиционной психологии произошло повторное открытие феномена контрпереноса, который является основным мотивирующим фактором профессиональной деформации. А. И. Куликов полагает, что синдром профессионального выгорания является феноменом, в основе которого лежат проблемы неразрешенного контрпереноса. СЭВ, по его мнению, является его манифестным содержанием, рационализацией бессознательного конфликта [4].
Выгорание чаще всего является проявлением хронических реакций контрпереноса, манифестируя в виде невроза контрпереноса или актуализации патологических черт характера аналитика.
Все специалисты подвержены негативному влиянию профессиональных
стрессоров, но чем меньше у профессионала толерантность к фрустрации, тем с большей вероятностью контрперенос будет отыгрываться, приводя к нарушениям профессиональных границ.
К вероятным условиям и механизмам перехода профессионального стресса в дистресс и выгорание следует отнести: психологический/психопатологический статус специалиста; профессиональную изоляцию; неблагоприятные условия и организацию труда; низкие гонорары; тяжесть психопатологии пациента. Необходимость осознания контрпереноса можно рассматривать как важный элемент профилактики и разрешения негативных профессиональных изменений в любых «взаимоотношениях» терапевт-пациент [4].
Попыткой применения психодинамической концепции К. Г. Юнга к выявлению источников выгорания являются работы А.-М. Гарден (1991) [14; 73-93]. Она считает, что выгорание связано с соответствием работы типу личности по Юнгу. Она является одной из немногих исследователей, кто не согласен с трех-компонентной структурой выгорания, предложенной К. Маслач. А.-М. Гарден считает, что только эмоциональное истощение является внутренней составляющей выгорания, в то время как деперсонализация характерна лишь для профессий сферы социального обслуживания. Вторым моментом ее концепции является тезис о том, что выгорание есть специальное развитие в психике динамических процессов для восстановления равновесия и/или роста личности. А.-М. Гарден приходит к выводу, что выгорание—это не столько негативный, сколько позитивный, развивающий личность процесс.
Представители гештальт-подхода полагают, что синдром эмоционального выгорания — проблема комплексная. Специалист с СЭВ может демонстрировать психосоматические проявления (остеохондроз, головные боли, гипертонию), в сфере межличностного общения — неумение строить отношения с клиентами и коллегами, ожиданиями от общества, потенциально вредными влияниями культуры профессионального сообщества, с неблагоприятными факторами самой профессиональной деятельности (опасностями, эмоциональными перегрузками). В понимании гештальт-психологов, основная сложность для специалиста с СЭВ заключается в необходимости осознать и интегрировать все эти факторы, чтобы увидеть выгорание как целостность [7].
Гештальт-терапия придает огромное значение потребностям и стереотипам клиента, проявляющимся в ситуации здесь-и-теперь. Синдром эмоционального выгорания среди специалистов «помогающих» профессий — результат избегания собственных чувств, сведения профессиональной деятельности к жестким стереотипам и неумения играть и творчески самовыражаться.
Психосоматические проявления могут быть связаны с трудностями в осознании и словесном выражении собственных переживаний, что может помешать специалисту понять свои чувства и отношения, связанные с работой.
Еще Х. Фреденбергер отметил, что важную роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играет гнев. Прямое выражение гнева клиенту этически приемлемо только в психотерапии, в случае оправданности поставленной задачей. В прочих видах деятель-
ности гнев смещается — на начальство, общество, на клиентов в целом и на самого себя. В результате у специалиста формируется негативный образ своей профессии, труд больше не может способствовать развитию его личности, и так возникает состояние эмоционального выгорания.
Часто наблюдается актуализация нарциссических черт у специалиста с СЭВ, так как идентификация с профессиональной ролью может создать иллюзию безопасности и всемогущества. Такое состояние описано в первую очередь у медиков и священнослужителей. Нарциссизм — это не только переживание собственного величия, но и грандиозности собственного ничтожества в ситуациях беспомощности и безнадежности, ограниченности своего профессионального и личностного потенциала перед лицом реальности клиента [7].
Привычные стереотипы поведения при закреплении могут существенно осложнить специалистам общение с клиентами, вызвать стресс и, возможно, способствовать разочарованию в профессии и эмоциональному выгоранию. Осознание этих стереотипов и умение вжиться в свое состояние и состояние клиента (пациента) — очень нужный навык для представителя «помогающей» профессии.
Все это очень важно в тренинговой работе или консультировании. Поэтому для клиентов, испытывающих трудности в словесном выражении своих чувств, следует применять методики, позволяющие вступить в контакт с такими переживаниями без слов, например, арт-терапевтические [7].
Очень важно проиграть привычные для профессионала стереотипы обще-
ния с клиентом или коллегами и осознать связанные с ними чувства. Игровая форма развития этих умений позволяет научиться контролировать состояние тревоги и стресса, связанных с самораскрытием и вживанием в состояние другого. Особенно важным гештальт-психо-логи считают помощь специалисту с СЭВ в осознании тех стереотипов и страхов, которые могут вызывать напряжение в профессиональной деятельности и стать весомым вкладом в формирование синдрома эмоционального выгорания.
При этом следует учитывать и степень тяжести симптомов СЭВ у специалиста, деятельность которого предполагает активную помощь людям, особенно в экстремальных ситуациях. Реабилитация будет достаточно трудной и длительной.
Еще одним представителем индивидуально-психологического подхода является А. Пайнс [1; 188]. Опираясь на положения экзистенциальной психологии, А. Pines предложила мотивационный подход к выгоранию. Она рассматривает выгорание как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
Главной причиной выгорания является неудачный поиск смысла жизни в профессиональной сфере, в котором главную роль играет потребность индивида к смыслу и значению. Автор считает, что выгорание с наибольшей вероятностью возникает у работников профессий социальной сферы с высоким уровнем притязаний. Работа, которая была смыслом жизни для индивида, вызывает у него разочарование, развитие которого и приводит к выгоранию. Главная идея этой модели заключает-
ся в том, что выгоранию могут подвергаться только индивиды с высокой первоначально мотивацией. Личность без этой внутренней мотивации может испытывать стресс, одиночество, депрессию, экзистенциальный кризис или усталость, но не выгореть.
Таким образом, экзистенциальный подход рассматривает выгорание как конечный результат постепенного процесса разочарования. Источником выгорания является чувство недостижимости, незначимости своей работы, незначительности своих усилий [1,2,5].
В теории экзистенциального анализа, созданной учеником Виктора Франк-ла Альфридом Лэнгле, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) классифицируется как «особая форма экзистенциального вакуума, в которой доминирует картина истощения».
«Под синдромом выгорания мы понимаем затяжное состояние истощения, возникающее в деятельности. Истощение — ведущий симптом и основная характеристика синдрома выгорания, от которой проистекают все другие симптомы. Истощение вначале касается только самочувствия, затем оно начинает влиять непосредственно на переживание, а потом и на решения, позиции, установки и действия человека» [5; 3].
Согласно пространственной антропологической модели Франкла, постепенно истощение охватывает все три измерения человеческого бытия: соматическое, психическое, ноэтическое, а затем и четвертое измерение (логос), имеющее отношение к выходу человека за пределы своей личности, в горизонты смыслов — измерение решений, позиции и действий.
Сформулированные К. Маслач и Дж. Сонеком симптомы, характерные для СЭВ — эмоциональное истощение, деперсонализация, переживание собственной неэффективности и витальная нестабильность — вместе представляют собой первые признаки «развития пред-суицидального состояния» [5; 5].
Дальнейшее развитие симптомов приводит к полной потере интереса к жизни и апатии, которые являются характерными признаками «экзистенциального вакуума» по В. Франклу.
Альфрид Лэнгле очень точно определяет источник генерализованного истощения, охватывающего постепенно все сферы жизни. Человек, подверженный эмоциональному выгоранию, в течение длительного времени не проживает ценностей. Живя без близости к себе, не проживая в своей жизни персональной «ис-полненности», человек действует, ориентируясь на внешние признаки успешности — деньги, власть, успех и признание. Стремление к этим внешним признакам связано с тем, что человеку недостает внутреннего признания от себя самого, самоценности, доверия к миру и жизни. Причина этого стремления — психический дефицит, на преодоление которого человек направляет всю свою энергию. Потребность в этом заполнении настолько велика, что может сравниться с базовой витальной потребностью. Если эта потребность не утоляется, человек еще глубже погружается в депрессию.
Поэтому главным способом профилактики и лечения СЭВ является глубинная работа, направленная на поиск основных проблемных зон и психических дефицитов пациента. [5; 14].
Терапия и предупреждение синдрома эмоционального выгорания естествен-
ным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота.
Дополнительно, если это необходимо, следует обсудить представления о норме, догматах веры, обратить внимание на характерные образцы мышления, обнаружить и восполнить отсутствующую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности труда, при этом полезными бывают супервизия и отработка конфликтов в команде. В конце первого этапа показана также работа с проведением границ и с конфликтом авторитетов.
Затем экзистенциальный анализ должен высветить дефициты в сфере фундаментальных мотиваций, и надо начать работать с ними. При этом происходит важнейший процесс: внимание человека с внешних условий переключается на его установку по отношению к жизни, на структуру смысла, определявшую до сих пор его субъективную жизнь.
Значение методов расслабления и периодов отдыха неоспоримо для предупреждения этого синдрома. Однако работа над планированием отдыха и тайм-менеджмент (планирование времени) будут полезны лишь в том случае, если одновременно с этим и даже до этого ведется работа над экзистенциальными установками и ситуативными позициями. Здесь экзистенциальный
анализ выходит на уровень развития личности [5; 15].
А. Лэнгле приводит некоторые типичные экзистенциально-аналитические вопросы по предупреждению и по работе с синдромом выгорания (предупреждение эмоционального выгорания осуществляется через вопросы к себе самому):
1). Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе?
2). Нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)?
3). Хочу ли я посвятить этому делу жизнь—то ли это, ради чего я живу?
Для предотвращения серьезных последствий эмоционального выгорания А. Лэнгле предлагает правило, сформулированное в виде тезиса:
«Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса, тот должен ожидать, что рано или поздно у него возникнет эмоциональное выгорание» [5; 16].
Эмоциональное выгорание можно рассматривать как счет, предъявляемый профессионалам за отчужденную, удаленную от экзистенциальной действительности жизнь, в угоду требованиям своего времени [1, 2, 5].
Экзистенциальный подход к источникам выгорания является довольно перспективным и находит своих сторонников в отечественной психологии.
Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Необходимость в этом возникает потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека — болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла влияет на всю жизненную ситуацию [2; 5].
В рамках экзистенциального подхода возникновение выгорания связывается некоторыми исследователями с понятием «смыслового отчуждения», предложенным Д. А. Леонтьевым [11; 97].
В отличие от понятия утраты смысла, которое обычно используется применительно к жизни в целом, понятие смыслового отчуждения применимо и к отдельным ее сферам или отдельным видам деятельности и на этом уровне может выступать объяснением феномена профессионального выгорания.
Так, человек может испытывать смысловое отчуждение в рамках конкретной деятельности (в качестве таковой может рассматриваться не только трудовая или учебная, но и, возможно, межличностное общение), не испытывая при этом утраты смысла жизни, если последний осуществляется им в каких-то других видах деятельности. И наоборот, мотива, придающего осмысленность конкретной деятельности, в которой человек реализует себя, может быть недостаточно для переживания им общего смысла жизни [11; 97-100].
Д. Г. Труновым был предложен позитивный подход к проблеме эмоционального выгорания. Обычно «синдром сго-
рания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности консультанта, как явление, наносящее вред специалисту и его работе. Слово «позитивный» в данном случае обозначает «отношение к симптомам «выгорания» как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между несознаваемым и осознанным» [9; 84]. Восприятие этих сигналов как негативных и чужеродных явлений означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности.
Другой аспект «позитивности» состоит в том, что психические процессы консультанта, выражаемые внешне в симптомах «сгорания», являются не только не патологическими, но и выполняющими положительную функцию. Иногда консультант скрывает «неприемлемые чувства» не только от абонента, но и от себя. Причины этого в том, что в противном случае он будет чувствовать себя неискренним. Тем не менее эти переживания существуют, и результаты их существования дают о себе знать в виде симптомов «выгорания».
Позитивное восприятие этих симптомов —первый шаг на пути к пониманию себя и решению проблем, возникающих при общении с абонентом. Именно позитивное отношение к симптомам «сгорания» поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается на втором плане во время его работы [9, 10].
Затем Д. Г. Трунов идет дальше и предлагает взглянуть на синдром выгорания как на естественный и нормальный процесс [10]. Горение человека как от-давание себя—это один из глобальных смыслов человеческого существования.
Прежде всего, этот смысл состоит в том, что в горении человек проявляет себя для других. Нет частного «синдрома выгорания», есть тотальный процесс Горения Человека.
«Горение психолога (психотерапевта) в работе, то есть отдавание своих сил, эмоций и энергии — это нормально. Ненормально, если этого не происходит — это уже не психологическая помощь. Вопрос в том, как относиться к своему горению, с каким чувством гореть и в каких условиях, в какой обстановке. Я думаю, что лучше, если это будет добровольное горение в присутствии таких же горящих людей — людей, которые видят смысл в этом горении и всячески поддерживают его» [10].
Подытоживая приведенные взгляды на возникновение и коррекцию эмоционального выгорания, следует отметить, что среди специалистов внутри каждого подхода существует широкий спектр мнений: от признания СЭВ негативным явлением, с которым нужно активно бороться, до принятия неотвратимости и необходимости его возникновения для личностного роста.
Главным, что объединяет между собой все приведенные выше подходы, является то, что они рассматривают эмоциональное выгорание как множественно детерминированный процесс, определяющийся сочетанием профессиональных стрессоров и личных особенностей специалиста.
Самым важным в предупреждении развития СЭВ является осознание человеком смысла своей деятельности, рефлексия своего состояния (соматического и психического), а также способность относиться к симптомам выгорания как к внутренним сигналам, свидетельству-
ющим о возникшем психологическом дисбалансе.
Таким образом, исходя из трехфак-торной модели К. Маслач [1; 188], можно сказать, что основным направлением терапии клиентов с СЭВ является сопровождение их в движении:
• от эмоционального истощения — к умению контролировать свои эмоциональные ресурсы (с помощью, например, методик релаксации и творческого самовыражения);
• от личностной отстраненности — к умению поддерживать эмоциональный, психологически наполненный контакт с теми, с кем приходится работать;
• от падения профессиональной мотивации — к здравой оценке места профессии в жизни клиента, рациональному выбору специальности и места работы, уменьшению тотальной идентификации с ролью профессионала, развитию творческого потенциала клиента как на работе, так и в сферах досуга, общения и хобби (здесь наиболее адекватны экзистенциальный подход, арттерапия и терапия творческим самовыражением).
Литература:
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб, Пи-тер.-2006.
2. Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы// Психологические проблемы самореализации личности/Под ред. А. А. Крылова и Л. А.Коростылевой.-СПб., 2002.
3. Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. Пер. с англ. М.: Класс, 2000.
4. Куликов А. И. Профессиональное выгорание и контрперенос. Интернет-ресурс: Сайт Национальной Федерации Психоанализа. http://nfp.oedipus. гu/node/561
5. Лэнгле А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа/Вопр. психологии. 2008. № 2. С. 3-16.
6. Пик И. Б. Проработка в контрпереносе// Журнал практической психологии и психоанализа. 2006, № 3.
7. Семкова М. П. «Совершая труд». Взгляд ге-штальт-терапевта на синдром эмоционального выгорания. Интернет-ресурс: zhurnal.lib.rU/s/ semkowa_m_p/soweгsl^ajatгud.shtml-89k
8. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. Литва. 2006.
9. Трунов Д. Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журн. практ. психолога. 1998, № 8. С. 84-89.
10. Трунов Д. Г. Еще раз о «синдроме сгорания»: экзистенциальный подход//Журнал практической психологии и психоанализа. 2001. № 4 .
11. Осин Е. Н. Отчуждение как психологическое понятие//Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений/Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 97-100.
12. Уварова С. «Проблема верволка в средней полосе». Доклад на Международном осеннем психоаналитическом форуме. Киев, 2005.
13. Фрейд З. (1912) Советы врачу при психоаналитическом лечении. СПб.: Алетейя, 1998. С. 189-201.
14. Gargen A. M. Teh purpose of burnout: A Jun-gian interpretation. Special Issue: Handbook on job stress//J. of Social Behavior and Personality. 1991. V. 6 (7). P. 73-93.
15. Meier S. T. Toward a theory of burn-out.// Human Relations, 1983. V.36. P. 899-910.
К вопросу о комплексной судебной псиколого-псикиатрическои экспертизе малолетник потерпевших от сексуальных преступлении (психологические и психопатологические механизмы виктимизации]
О. Н. Гусева, Е. В. Комарова
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы психологического обеспечения комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы малолетних потерпевших от сексуальных преступлений. Делается вывод о том, что виктим-ность, а также процесс виктимизации малолетнего потерпевшего при сексуальном насилии обусловлены сочетанием факторов неэффективного поведения.
Ключевые слова: виктимность, сексуальное насилие, психолого-психиатрическая экспертиза, психология малолетнего потерпевшего.
Abstract: This article discusses the psychological issues for a comprehensive forensic psychological and psychiatric examination of young victims of sexual crimes. It is concluded that the victim, as well as the victimization of a minor victim in the sexual violence due to a combination of poor behavior.
Keywords: victim, sexual violence, psychological and psychiatric examination, psychology minor injured.
Освидетельствование потерпевших является одной из наиболее сложных и наименее разработанных видов экс-