ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
С.Г. Гутова
УДК (1091) . 130 . 122
Феномен духовности в философии Владимира Соловьева и его значение для современности
В статье на примере философии Владимира Соловьева анализируется понятие духовности и его значение для современной отечественной культуры. Предметом исследования является феномен духовности, представляющий собой особую реальность, указывающую на причастность к высшим ценностям культуры . Показано, что духовность в отечественной философии рассматривается в социальном плане как стремление личности к свободе. Отмечается, что духовность в философии В . Соловьева непосредственно связана с решением нравственных вопросов, затрагивающих духовную эволюцию человечества
Ключевые слова: духовность, личность, София, соборность, творчество, свобода, философия всеединства, бого-человечество, духовный опыт
Русская культура во всем ее богатстве и многообразии часто ассоциируется у современного исследователя с феноменом духовности, смысл и содержание которого не всегда удается истолковать однозначно даже на философском уровне. Такой интерес к проблеме духовности представители западной культуры, как правило, истолковывают как главную загадку «таинственной русской души», особенность менталь-ности нашего народа . Понять тягу русского человека к духовности — означает раскрыть самые важные и сокровенные глубины отечественной культуры Принято считать, что русский народ интуитивно, естественным образом живет в духовном пространстве, русский интеллигент мечется, ищет, стремится ощутить границы этой духовности . Возрождение духовной культуры, ее сохранение и дальнейшее развитие имеет для современной России огромное значение, поскольку в мире, где глобализация идет ускоренными темпами, создавая новые синтетические, универсальные культурные ценности, только таким образом можно отстоять свою национальную и культурную идентичность . Опасность забвения духовного насле-
© Гутова С . Г. , 2016
дия прошлого чревата не только потерей преемственности между поколениями, но и вырождением многих значимых качеств культуры, формирующих целостную личность. Воссоздание духовности и обязательность ее трансляции на государственном уровне в раках воспитательной функции редуцирует культуру к уровню административного принуждения, превращая ее в массовые мероприятия, делая ее частью массовой культуры, как следствие это приводит феномен духовности к самоуничтожению. Однако можно предположить, что духовность не может существовать вне свободы выбора и определенных условий, способствующих развитию полноценной личности, при этом она никак не связана с показателями экономической стабильности или уровнем потребления в обществе
Открытым остается вопрос о том, нужна ли современной России новая духовная парадигма или все усилия должны быть направлены на сохранение традиций духовной культуры, представляющей наше историческое наследие Особенностью отечественной духовной традиции представляется единство жизненных устремлений и нравственности, устремленность к идее свободы и цельной духовной личности, ориентированной на коллективное благо и единение с абсолютом . По мнению Н.А. Бердяева: «Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл» [1, с. 461]. Слова русского мыслителя во многом отражают взгляды наиболее выдающихся представителей отечественной философии на духовное начало человеческого существования и указывают современному человеку на отсутствие ценности и смысла вне приоритетов духовного развития личности и общества Таким образом, можно сделать вывод, что в современном российском обществе проблема становления духовности не просто актуальна, более того, она нуждается сегодня в переосмыслении самого феномена духовности и даже, возможно, в создании новой духовной парадигмы, основанной на идеях, уходящих корнями в отечественную традицию
Феномен духовности пронизывает всю историю русской культуры . С .С . Хоружий в работе «Опыты из русской духовной традиции» высказывает мнение, что история отечественной мысли сопровождалась с переменным успехом периодами доминирования то духовной, то культурной традиции, а иногда и их противостоянием, что и обусловило специфику не только философских, религиозных идей, но и в целом русского менталитета [12]. Важнейшей отличительной чертой отечественной религиозной философии является духовный синтез . Как отмечает С. С. Хоружий, духовные традиции в русской культуре имеют самые разные корни: это идеи неоплатоников и мистическое богословие (Дионисий Ареопагит и св . Григорий Палама), феномен имяславия, исихастские традиции, иконопись, старчество и это далеко не полный перечень органично представленных источников, составивших синкретическую основу духовных исканий отечественных мыслителей [13] .
Особое место в истории русской духовной культуры занимает творчество выдающегося мыслителя, поэта, философа, родоначальника школы всеединства Владимира Сергеевича Соловьева (1853—1900) . В философии всеединства В Соловьева феномен духовности имеет личностный характер Согласно концепции русского философа духовная личность как целостное образование ориентирована на творчество, свободу, самосовершенствование, постижение смысла жизни . Философский и этический смысл феномена духовности состоит в его нравственном устремлении и связан с понятием свободы воли . В тоже время Соловьев подчеркивает объективное присутствие духовности в мире, ее онтологическую укорененность в структуре мироздания . По словам философа, духовность имеет диалектическую природу, в которой, прежде всего, выделяется ее становящийся характер Так Соловьев указывает на существование и взаимопроникновение трех основных сфер духовного бытия: истины, добра и красоты . Рассуждая о возможности цельного знания, он пишет: «...истинным в настоящем смысле этого слова, то есть самою истиной, может быть только то, что вместе с тем есть благо и красота [9, с. 191] . Так, в учении Соловьева прослеживается органическая связь между основными видами человеческой деятельности: познания, творчества отношения к другим людям . Мир духовных ценностей выступает связующим звеном между идеальным и материальным существованием, он представлен как на метафизическом, так и на практическом, нравственном уровне, реализуясь в человеческих поступках
Диалектика всеединства устанавливает всеобщую взаимосвязь в мире, в центре которого — устремленность к духовному бытию В свою очередь духовный мир объемлет все существующее бытие, наделяя его смыслом и высшими нравственными ценностями Познание, руководствуясь принципом всеединства, должно быть соотнесено с ценностями, стремится к благу и красоте. Человек, осуществляя свое истинное предназначение, выполняет главную миссию, объединяя в себе мир и Бога — воплощение в Богочело-вечестве Всякая личность — это прежде всего становящаяся духовная реальность, человек, применяющий усилие, волю для того, чтобы преобразовать мир и самого себя . Этот акт должен совершаться человеком осознанно и совершенно свободно, только так возможно добро Вл Соловьев справедливо утверждает, что мир не может быть спасен насильно, поскольку насилие — это уход от цели и, как следствие, распад духовности
Духовность для русского философа — это процесс, который разворачивается как историческое творчество человека, в котором происходит преобразование (спасение) не только мира, но и самого человека . Личность, по словам Соловьева, всегда обладает возможностью быть чем-то большим, она изначально имеет характеристику бесконечного совершенства и способность «все понимать своим разумом и все обнимать сердцем, или входить в живое единство со всем» [6, с . 285] . Согласно учению Соловьева, личность как духовная реальность призвана историческим действием осуществлять собира-
ние добра во вселенной, так как смысл и цель человеческого существования состоит в совершении и приумножении добра Однако в собирании добра человек не может быть лишь средством, он представлен как свободное творческое начало, для которого свершение добра не может быть навязано извне, а является осознанной необходимостью. Именно поэтому, говорит Соловьев, «нравственное добро по самому существу своему есть способ действительного достижения настоящего блага, или блаженства, то есть такого, которое может дать человеку устойчивое и окончательное удовлетворение» [6, с. 237] .
Идея об эволюционном процессе одухотворения мира через творчество человека реализуется у Соловьева в учении о нравственности, о ее безусловных началах: стыде, жалости и благоговении . Раскрывая их содержание и развитие, мыслитель связывает духовно-нравственную сущность человека с его отношением к низшей природе и к высшему миру Именно в ходе развития этих начал наполняется нравственным содержанием природа, космос, общество, история . Элементы такого понимания одухотворения мира через духовно-нравственную деятельность можно найти и в учениях других философов (В . И . Вернадский, П . Тейяр де Шарден) . Однако у Соловьева акцент делается на том, что в личности изначально уже присутствует нравственное содержание, некая божественная основа ее бытия, позволяющая человеку не просто эволюционировать, а скорее двигаться к познанию своей истинной природы, богочеловеческой сущности . Поэтому человеческая жизнь обладает величайшей тайной, которую он должен сам для себя обнаружить, а затем осознать и воплотить, и смыслом, ценность которого в стремлении раскрыть свою сущность, став целостным, совершенным существом воссоединившись с Богом . Таким образом, признавая вообще существование нашего духа, мы должны признать, что он имеет первоначальное субстанциальное бытие независимо от своего частного обнаружения или проявления в ряде раздельных актов и состояний, что он существует глубже всей той внутренней действительности, которая составляет нашу текущую, наличную жизнь . Духовность в человеке и человечестве для Соловьева — это не просто «божья искра» и не абсолют, на который человек должен равняться, а его собственное творчество, позволяющее ему совершенствоваться и творить культуру, развертывание себя как человека, как личности в природе, обществе и космосе
В этом движении человек не может быть один, спасение возможно как осознание им коллективного начала, в добровольном единении с другими личностями . В философии всеединства важным истоком духовности представляется соборность как условие становления всеобщего добра В отечественной философии на важность идеи соборности обращали внимание П .Я . Чаадаев, славянофилы, Н .А. Бердяев, П .А. Флоренский: соблюдение принципа соборности помогает преодолению индивидуального в человеке, обеспечивает живое общение, единство сознаний, мышлений, объединенных любовью С точки зрения П А Флоренского, идеи соборности могут
считаться основными и характерными для всей истории русской мысли и духовной культуры, когда отношение человека к миру выступает как живое нравственное общение личностей, из которых каждая для каждой служит и объектом, и субъектом
Развивая идею соборности, Вл Соловьев видел высшую цель человеческого существования в образовании всецелой организации, «положительного всеединства», включающего в себя достижение высшей степени единения со свободным индивидуальным развитием каждого человека Однако эта идея характеризует не только гносеологический принцип как основу познания, но и онтологический как способ существования человека в мире, а именно того, что достойно существования Достойное бытие или положительное всеединство, по мнению русского философа, должно стать целью и нормой духовной жизни . К этой идее устремляется воля, как к высшему благу, ею определяется мышление как абсолютной истиной, она ощущается как красота . Идея всеединства, требует чтобы «Я» определялось через «Ты», чтобы во внутреннем опыте любви и вселенского сочувствия каждый человек стремился не к самоутверждению, а к соборному единению душ Так, к примеру, через Ф М Достоевского, по Соловьеву, русская культура осознает свою идею всечеловечности, через жизненное служение людям, их соединение [8, с. 302].
В социальном плане такое общение с миром и воплощается через принцип «соборности», включающий в себя «хоровое» согласие и творческий рост личности Соловьев рассматривает общение как универсальное свойство человеческого сознания и рассматривает его как определенный элемент развития, расширяющий духовный опыт личности до уровня всеобщности Основанием такого опыта служит единение человека с Богом и универсумом в целом Следует отметить, что сам термин «соборность» отсутствует у Вл. Соловьева, но в основе его концепции положительного всеединства лежит такое явление как творчество, позже названное «соборным общением» или «откровением идеи богочеловечества», основанное на внутреннем духовном единстве. Главное условие такого единства — это преображение личности, которое может быть достигнуто только при наличии свободного нравственного выбора Эта идея взаимосвязи свободы воли, нравственного выбора и обретения человеком своей духовной сущности, является одной из самых значимых для отечественной религиозной философии конца XIX — начала XX века .
Мысль о противостоянии духовной личности внешнему давлению материального мира была впоследствии высказана Н . А. Бердяевым: «Духовность, которая всегда связана с Богом, есть обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и общества над человеком» [2, с . 460—461] . Николай Бердяев, развивая мысль Соловьева, обозначил завоевание духовности как главную задачу человечества, резюмируя поиски человеческой сущности в тождестве: «Дух есть свобода» [1, с . 23].
Продолжая традицию всеединства, С .Л . Франк также говорит о духовной основе человеческого существования: «Под духовной жизнью разумеется именно та область бытия, в которой объективная, надъиндиви-дуальная реальность дана нам не в форме предметной действительности извне как объект, предстоящей нам и противостоящей как трансцендентная реальность нам самим, "субъекту" и его внутреннему миру, а в форме реальности, присутствующей в нас самих, изнутри с нами сращенной и нам раскрывающейся» [11, с . 142]. Франк, оставаясь в соловьевском контексте, утверждает, что именно в нравственном сознании на практике реализуется духовная природа человека, ибо «человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека . Человек есть человек именно потому, что он есть больше, чем эмпирически-природное существо; признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа» [8, с. 150] . Человек, по Франку, не только интуитивно знает о присутствии божественого в нем, но и ощущает эту связь с Богом, он как бы смотрит «на себя глазами Бога» и это задает главные параметры, специфику человеческого бытия [11, с 151]
Таким образом, для отечественной религиозной философии в самом широком значении главная задача становления духовности состоит в том, чтобы просветлять природный мир, вносить в него смысл То же самое происходит и в социальной жизни — по Бердяеву, «духовность несет с собой освобождение, оно несет с собой человечность» [2, с . 467] .
Владимир Соловьев и Николай Бердяев убеждены, что духовность — это и есть богочеловеческое состояние как результат эволюции мира и человека . Однако что делает возможным достижение этой высшей цели? Каков путь человека к совершенству и целостности бытия? Что бы ответить на эти вопросы необходимо определить еще один элемент, связующий мир телесный и духовный, земной и божественный В соответствии с концепцией всеединства таким звеном становится София — душа мира, «материя божества», воплощение божественной идеи
Феномен духовности в учении Соловьева тесно связан с идеей Бого-человечества и учением о Софии Духовность, по Соловьеву, — это особое качество мирового процесса, неотъемлемая сторона космоэволюционного движения мира к богочеловечеству Своеобразной субстанцией этого качества выступает София — Премудрость Божия . Заметим, что понимание Софии в концепции всеединства Соловьева многопланово . Ее главными атрибутами являются истина, благо и красота. София, в понимании Соловьева, утверждает божественное начало во всем: в космосе, в живом мире, человеке и человечестве
Особенно важно для понимания феномена духовности в учении Соловьев то, что, по его убеждению, человек не способен достичь полноты духовной жизни на индивидуальном уровне как личность и социальной
гармонии, общественного идеала на коллективном уровне как человечество Венец исторического развития — Богочеловечество, которое возможно только благодаря преодолению изолированности и ориентированности человека на себя В то же время, объединяясь со всем человечеством, личность обретает свою законченность, совершенство и становится частью одухотворенного космоса Эволюция человека видится Соловьеву как «...космический процесс в природе материальной, оканчивающийся рождением натурального человека, и следующий за ним исторический процесс, подготовляющий рождение человека духовного» [10, с . 186] . Рождение нового духовного человека, второго Адама, по мысли Соловьева, не менее непонятно обычному индивиду, чем появление человека на земле Это то, к чему стремилась вся прежняя жизнь, история человечества, природа, а именно — конечной целью должно стать Богочеловечество [10, с. 187].
В учении Соловьева о Софии как всеединстве жизни и творчества раскрывается особое предназначение человека — его умение открыть в явлении его высший смысл, опредмеченную сущность его творца Обращение к образу Софии — идеальной женственной сути мира — с одной стороны, созвучно софийным представлениям древнерусской культуры, с другой стороны, имеет неоплатонические корни Элементы мистицизма и платонизма в философии всеединства тесно переплетаются между собой Так, Соловьев в своем учении стремится объединить лежащее в основе цельного знания сверхчувственное начало, иррациональное, интуитивное принятие идеи цельности мира и одновременно задает объективно-идеалистической основу понимания специфики ценностного отношения человека к миру София освещает путь к духовному миру, это путь творчества и вдохновения, но в тоже время любое движение в этом направлении неизбежно сопровождается осознанным нравственным выбором человека Со-фийность как стремление к духовному возрождению, феномен бытийного восхождения в мир высших жизненных ценностей является одной из важнейших категорий, определяющих русскую религиозно-философскую традицию (Е . Н . Трубецкой, С. Н . Трубецкой, С . Н . Булгаков, П .А. Флоренский, Н .О. Лосский, С .Л . Франк и др.) .
Вл Соловьев полагал, что именно в личности достигается бесконечная творческая мощь развития и именно через личность проходит путь усовершенствования бытия Тогда, по его мнению, возвышенное одухотворенное человечество может стать со-творцом Бога, его союзником в решении грандиозных задач преобразования общества и Вселенной Размышляя о сущности любви, которая, безусловно, играет в жизни человека роль духовного проводника и прямо указывает на его высшее духовное предназначение, Соловьев замечает, что: «.исключительно духовная любовь есть, очевидно, такая же аномалия, как и любовь исключительно физическая и исключительно житейский союз Абсолютная норма есть восстановление целости человеческого существа.» [7, с. 529]. В его понимании, ложная
любовь, лишенная духовной основы, ведет к торжеству смерти и напротив: «Истинная же духовная любовь не есть слабое подражание и предварение смерти, а торжество над смертью, не отделение бессмертного от смертного, вечного от временного, а превращение смертного в бессмертное, восприятие временного в вечное Ложная духовность есть отрицание плоти, истинная духовность есть ее перерождение, спасение, воскресение» [7, с . 529]. Чувство любви, таким образом, позволяет человеку преодолеть мысли о неизбежности смерти и пустоте, бессмысленности нашей жизни Именно в чувстве любви, говорит философ, человек способен утверждать безусловное значение другой индивидуальности, и это дает ему право на воссоздание целостности собственного существования Таким образом, любовь «действительно избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь» [7, с . 521] .
Размышляя о значении духовности в становлении богочеловеческой личности, следует указать на влияние мистической традиции в философии Вл Соловьева, включая платонизм и неоплатонизм, раннее христианство, немецких романтиков и т д Не вдаваясь в подробный анализ, отметим, что в отличие от классической метафизики, выдержанной в рационально-логической форме, мистические учения христианства, начиная с Ареопа-гитик, смещают акцент на целостность и неразрывность духовного и телесного в человеке как залог осуществления вселенского единства Развивая эти идеи, Вл Соловьев видит в мистицизме важнейший элемент, составляющий часть нашего полноценно представления о человеческой природе, в которой мужское и женское, Логос и София, не просто дополняют друг друга, но образуют подлинное синкретическое единство — андрогинную сущность целостной человеческой личности
Другой важный момент, указывающий на духовное предназначение человека в философии всеединства, связан с творчеством Соловьев создает универсальную эстетико-космическую утопию Большие надежды он возлагает на искусство, которое должно продолжить художественное дело начатое природой, разрешить проблему окончательного воплощения всеединства в жизнь, объединения и самосохранения человечества Процесс художественного творчества, обеспечивая совершенствование красоты, становится критерием эволюционных процессов вселенной . Согласно Соловьеву, художественное творчество включается в процесс образования духовной сферы земли, а нравственно-эстетическое развитие человека начинает играть центральную роль во вселенной Одна из задач искусства, по Соловьеву, — одухотворение природной красоты, это процесс, в котором осуществляется воплощение идеи, обнаруживается собственное Откровение, происходит освобождение от власти материального мира и, наконец, превращение физической жизни в духовную Это цель и результат развития всего мирового процесса В статье «Общий смысл искусства» философ утверждает: «Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей
действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства» [5, с . 255] . Рассуждая об эстетике внешнего материального мира, Соловьев замечает, что его основная проблема состоит в том, что природная красота иллюзорна, представлена лишь поверхностно, она не способна отражать полноту жизни, поскольку лишена главного — нравственного качества [5]. Красота вне добра и истины лишена своего смысла, она не может быть одухотворенной, и только человек в своем творчестве способен раскрыть ее подлинное предназначение В результате процесс творчества духовно обогащает как преобразуемый мир, так и самого человека
Для отечественной философии и духовной культуры, таким образом, можно выделить некоторые общие черты в понимании духовности Во-первых, человек в своей сущности есть существо духовное, находящееся в постоянной глубокой, мистической связи с Богом . Во-вторых, человек постоянно самосовершенствуется, он обретает смысл существования, и свою сущность через нравственное самовоспитание, преодоление своей греховной природы и стремление к высшему идеалу В-третьих, личность является высшей ценностью, в органичном единстве с другими личностями В-четвертых, осознание человеком истинной свободы возможно только на основе нравственности и через его приобщение к духовному миру
В заключение отметим, что одна из основных проблем, занимающих Вл Соловьева, — проблема взаимосвязи с окружающим миром, духовного общения с внешним миром природы, имеющая огромное значение для современного человека Соловьев ценен для современности прежде всего своими гуманистическими идеями, тем потенциалом, который он заложил и развил в своем учении В современном мире особенно остро встает вопрос осознания необходимости внутреннего единства духовности и телесности человечества, открытого диалога в глобализирующимся мире Это мнение в последние годы настойчиво высказывается многими отечественными исследователями русской культуры и философии Особенно актуальным видится рассмотрение данного вопроса в свете современной философской антропологии, поскольку человек, отказываясь от своей духовной сущности, все более погружается в состояние кризиса самоидентификации . Обращение к проблемам духовности поможет осознать опасность, стоящую перед человечеством, опасность, которую в литературе называют антропологической катастрофой [3, с . 108] .
Для современного человека экологические, политические, социальные кризисы уже стали обыденной частью жизни, а потребительский подход к окружающему миру становится нормой Возможно, человечеству потребовалось пройти данный этап противостояния между телом и духом именно для того чтобы вновь оказаться, но уже совершенно осознанно, на пути к своей цельности, гармонии, внутреннему единству, то что Соловьев называл Богочеловечеством О значении идей великого русского философа в одной из статей очень точно высказался Л А Коган, заметив, что «идея
всеединства призвана предостеречь человечество от грозящей ему деградации, — разобщения, отчуждения, одичания . Деструктивной, распадной, энтропийной тенденции противопоставляется созидательно-конструктивная, интеграционная, объединительная, направленная в первую очередь к собиранию, просветлению и возрождению человека на религиозно-христианской основе» [4, c . 102].
В современном мире вместе с нарастанием культа потребления и властью рыночных отношений назревает проблема гуманитаризации знания, а вместе с этим и гуманизации всех сфер жизни, где достойное место занимает искусство, философия, религия, творчество в самых разнообразных своих проявлениях . Владимир Соловьев неоднократно подчеркивал возрастающую роль философии и искусства как средства формирования высших духовных ценностей в художественно-эстетической и нравственной деятельности людей, способствующей общению человека с миром, осознанию им себя частью человеческого рода
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа . М . : Республика: Полиграфиздат, 1994. 480 с .
2. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого . М . : АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011 . С. 352—521 .
3. Еремина Е.Б. Понятие духовности в философии В . С. Соловьева // Соловь-евские исследования . 2009. № 2 (22). С. 107—112 .
4. Коган Л.А. В. С . Соловьев и проблема свободы // История философии . 2006 . № 6 . С. 85—105 .
5. Соловьев B.C. Общий смысл искусства // Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб . : Худ. лит. , 1994. 528 с .
6. Соловьев В.С. Оправдание Добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Соч. : В 2 т. М . : Мысль, 1990 . Т. 1 . 892 с.
7. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В .С . Соч . : В 2 т. М . : Мысль . 1990. Т. 2 . С. 493—547.
8. Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В С Соч : В 2 т М . , Мысль, 1990. Т. 2 . С. 290—323 .
9. Соловьев В.С Философские начала цельного знания // Соловьев В С Соч : В 2 т. М . : Мысль, 1990 . Т. 2 . С. 139—288.
10. Соловьев В.С Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; Из «Трех разговоров»: Краткая повесть об Антихристе. СПб. : Худ. лит. , 1994 528 с
11. Франк С.Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения . М . , 1990. С. 556 .
12. Хоружий С.С. После перерыва . Пути русской философии . СПб. : Алетейя, 1994 448 с
13. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции М : Парад, 2005 445 с